Евгений онегин татьяна описание внешности. Эволюция отношений онегина и татьяны лариной


Татьяна росла в деревне в помещичьей семье. Она, в отличие от своей сестры Ольги, не блистала красотой и свежестью. С самого раннего возраста она была задумчива и печальна, никогда не ласкалась к родителям, никогда не играла в куклы:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Любимым занятием Татьяны было чтение.

Больше всего ей нравились романы; она любила мечтать о настоящей любви, и романы ей в этом помогали:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

После первой встречи Евгения и Татьяны, Онегин сразу понял, что Татьяна не похожа на таких людей, которые его окружали раньше. А Татьяна, увидев человека практически с другой планеты, влюбилась в Онегина. Он так запал ей в душу, что она лишилась спокойствия и сна:

Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идет она грустить,

И вдруг недвижны очи клонит,

Наконец, Татьяна решается написать Онегину письмо, в котором раскрывается ее прекрасная невинная душа, исполненная неизведанным чувством любви.

Она с нетерпением ждет ответа, но письма от Онегина все нет.

Следующая встреча происходит в саду, где Онегин произносит свое признание.

Он говорит о том, что их брак будет ошибкой, а семейная жизнь – мукой. Думаю, он был прав, когда говорил о том, что их ждет:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас;

Начнете плакать: ваши слезы

Не тронут сердца моего,

А будут лишь бесить его.

Татьяна же спокойно выслушала его и не промолвила ни слова. По-моему, Евгений поступил справедливо, «явил души прямое благородство», не подумав, однако, про чувства Татьяны.

Вскоре Ларины отмечают день рождения Татьяны, на котором Онегин (за то, что Ленский втянул его в эту затею) начинает ухаживать за Ольгой. Это задевает не только Ленского, который впоследствии вызывает Онегина на дуэль, но и Татьяну, которая прячет свою боль внутри, и никто не знает о ее страданиях.

Последний этап их отношений разворачивается в Петербурге. Но теперь Татьяна – не наивная деревенская девушка, а светская дама, жена князя. Каждое ее появление в свете полно достоинства, при этом люди испытывают тайную робость и уважение.

Теперь очередь Онегина писать письма, но Татьяна на них не отвечает, что вполне понятно. Последняя их встреча происходит в доме князя. Когда Евгений входит в одну из комнат, то видит:

Княгиня перед ним, одна,

Сидит, не убрана, бледна,

Письмо какое-то читает

И тихо слезы льет рекой,

Опершись на руку щекой.

Пораженный Евгений падает перед ней на колени. В этот момент становятся лишними слова, потому что и так все понятно. Но молчание прерывается словами Татьяны:

Довольно, встаньте. Я должна

Вам объясниться откровенно.

Татьяна поступает так, как и должна поступить: она просит Евгения прекратить преследование, потому что она замужем и уважает своего супруга:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана:

Я буду век ему верна.

Несмотря на то что Евгений и Татьяна очень разные, между ними немало общего. Во-первых, родители к ним относились почти одинаково: они не знали ласки и прямого проявления чувств. Во-вторых, каждый из них проводил время за чтением книг, когда хотел отдалиться от жизни.

В-третьих, они рано или поздно научились скрывать свои чувства под маской. Но только Евгений скрывал скуку и безразличие, когда хотел выглядеть влюбленным и страстным. А Татьяна скрывала свои чувства и страдания под безжизненной маской. Также им двоим трудно прямо говорить о своей любви, поэтому и были написаны эти письма. И, конечно, самое важное их сходство – это богатый внутренний мир.

Различий между Татьяной и Онегиным можно подобрать не так уж много. Онегин рос в Петербурге, а Татьяна – в деревне. Воспитание их также различалось. Ребенком Евгений был «резов и мил», а Татьяна – грустна и задумчива. Но главное отличие этих героев заключается в отношении к чувствам любимого. Татьяна, будучи княгиней, не винит Онегина за то, что он отверг ее когда-то, она ему даже благодарна. А Онегин, наоборот, считает ее жестокой и холодной дамой, так как она не отвечает ему взаимностью.

Когда Татьяну привозят в Москву (в надежде найти ей хорошего жениха), она не может находиться в этом блеске, ей плохо, она мечтает вновь вернуться в деревню, к нетронутой природе, к простым людям:

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь… она метой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок,

Где льется светлый ручеек,

К своим цветам, к своим романам

И в сумрак липовых аллей,

Туда, где он являлся ей.

Там, в Москве, она встречает своего будущего мужа, который увозит ее в Петербург. Там она привыкает к постоянным балам, светским вечерам. Втайне все восхищались ею, потому что она была выше всех этих людей, достойнее и благороднее:

Она была не тороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней.

И даже самые блестящие красавицы не могли сравниться с ней, своей безжизненной мраморной красотой они не могли ее затмить.

В каждом слове, связанном с Татьяной, выражается преклонение Пушкина перед ней. Действительно, в ней воплощается идеал женщины. Такой и должна быть настоящая женщина; в юности она испытывала глубокие страдания, которые тяжело ее ранили, она готова была умереть за свою любовь, но она достойно приняла отказ, хотя и испытывала невыносимую боль. А когда она стала женщиной, то спокойно отказала любимому мужчине, потому что благородство души не позволило предать мужа. Думаю, такие женщины рождаются нечасто, если они вообще есть. Конечно же, мудрость была спутницей Татьяны, пожалуй, с самого рождения.

Как величавая луна,

Средь жен и дев блестит одна.

С какою гордостью небесной

Земли касается она!

Как негой грудь ее полна!

Как томен взор ее чудесный!..

Белинский писал о Татьяне: «В ней нет тех болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни. При счастии взаимности любовь такой женщины – ровное светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри».

Внешность, привычки героини

Татьяна Ларина – главный женский образ романа «Евгений Онегин» . Белинский называл роман «энциклопедией русской жизни». Образ Татьяны, как и образы других героев, был типичным для России 20-30 гг. 19 в. Но Татьяна – живая женщина, обладающая уникальным сильным характером. Её поступки, продиктованные внутренней логикой и обстоятельствами, оказываются неожиданными даже для автора: «Моя Татьяна учудила» .

Татьяна не похожа на младшую сестру Ольгу, весёлую красавицу. Старшая сестра не привлекает очей ни красотой, ни свежестью. К тому же она необщительна, неласкова: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива» .

Татьяна не напоминает традиционную фольклорную трудолюбивую девушку: она не занимается вышивкой, не играет в куклы, не интересуется модами и нарядами. Девочкой не любит «в толпе детей играть и прыгать» , бегать в горелки (подвижную игру), не шалит и не проказничает.

Татьяна любит страшные рассказы, задумчива, встречает на балконе рассвет. Она с детства склонна уходить от реальности в мир грёз, воображая себя героиней романов Ричардсона и Руссо: «Она влюблялася в обманы» .

Характер и его истоки, развитие характера

Татьяна выросла в деревне, была соседкой по имению Евгения Онегина . Её родители хранили старинный патриархальный уклад. Об отце сказано, что он запоздал в прошедшем веке. Вероятно, потому Татьяна и получила столь экзотическое имя, с которым неразлучно «воспоминанье старины иль девичьей» . Мать Татьяны в молодости увлекалась теми же романами, которые потом читала старшая дочь. В деревне мужа, за которого мать Татьяны была отдана не по любви она, в конце концов, «привыкла и довольна стала» , позабыв романные увлечения. Супруги жили, храня «привычки милой старины» .

Татьяна оторвана от своей среды. С одной стороны, она – «русская душою, сама не зная почему» . Пушкин по законам реализма открывает, почему Татьяна такова. Она жила в «глуши забытого селенья» , воспитанная няней, «сердечным другом» , в атмосфере «преданий простонародной старины» . Но и няня, прототипом которой стала няня Пушкина, не понимает чувств Татьяны.

С другой стороны, Татьяна воспитана на иностранных романах, «по-русски плохо знала» . Она пишет письмо Онегину по-французски, потому что «изъяснялася с трудом на языке своём родном» .

В романе прослеживается изменение жизни Тани, привезённой матерью в столицу и понравившейся «важному генералу» . Ей чуждо всё, что происходит в Петербурге: «Волненье света ненавидит; ей душно здесь... она мечтой стремится к жизни полевой» .

Онегин полюбил совершенно другую Татьяну, не несмелую девочку, влюблённую, бедную и простую, а равнодушную княгиню, неприступную богиню роскошной, царственной Невы, «законодательницу зал» . Но внутренне Татьяна остаётся всё той же: «Всё тихо, просто было в ней» . К простоте добавилось достоинство и благородство. Меняется и внешность героини. Её никто не назвал бы прекрасной, но её изысканности не могла затмить первая красавица Петербурга.

Онегин не узнаёт прежней Татьяны. Она равнодушна, смела, покойна, вольна, сурова. В Татьяне нет кокетства, которого «не терпит высший свет» , смятения и сострадания. Она непохожа на девушку, написавшую «письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле» .

Отношения между Татьяной и Онегиным – основная сюжетная линия романа

После того как Онегин, приехавший в свою деревню, побывал у Лариных, его стали прочить Татьяне в женихи. Она влюбилась в Онегина просто потому, что «пора пришла» . Но, воспитанная в здоровой народной атмосфере, Татьяна ждёт большой любви, единственного суженого.

Онегин преподал Татьяне самый важный в жизни урок, который она усвоила хорошо: «Учитесь властвовать собою» . Он поступил благородно, но Пушкин сочувствует Татьяне: «С тобой теперь я слёзы лью» , - и предвидит её гибель от рук «модного тирана» (Онегина).

Урок, который Татьяна даёт Онегину, став светской дамой, в свою очередь, состоит в той же премудрости: нельзя быть «чувства мелкого рабом» . Этому надо предпочесть «холодный, строгий разговор» . Но мотивы у Онегина и у Татьяны разные. Он так и не смог стать «естественным человеком» , какой всегда была Татьяна. Для неё жизнь в свете постылая, это «ветошь маскарада» . Татьяна сознательно обрекла себя на такую жизнь, потому что, когда она выходила замуж, для неё «все были жребии равны» . И хотя в героине ещё живёт первая любовь, она искренне и убеждённо хранит верность своему мужу. Онегин же не осознаёт до конца, что его любовь возбуждена желанием быть замеченным в обществе, иметь «соблазнительную честь» .

  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Евгений Онегин», анализ романа Александра Пушкина

В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых "лишних людей". Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно: Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все: Она влюблялася в обманы И Ртардсона и Руссо. Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней.

Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна. самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нужным. Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем". Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ Евгения является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил "вольность и покой", был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны.

В Петербурге она становится княгиней; обретает всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". За это время она сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу: ...Сейчас отдать я рада, Всю эту ветошь маскарада. Весь этот блеск и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище...

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувстве долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

Пылкий монолог Татьяны Лариной о чувствах к молодому повесе - часть обязательной школьной программы. Заучивая строки о первой любви и порывах души, легко уловить смелость и открытость, которая так нехарактерна для барышень позапрошлого столетия. Этим и отличается Татьяна от большинства литературных образов - естественностью и верностью идеалам.

История создания

Стихотворный роман, который считал подвигом, впервые опубликовали в 1833 году. Но за жизнью и любовными похождениями молодого гуляки читатели следили с 1825 года. Изначально «Евгений Онегин» выходил в литературных альманахах по одной главе - этакий сериал 19 века.

Помимо главного героя, внимание к себе приковала Татьяна Ларина - отвергнутая возлюбленная . Писатель не скрывал, что женский персонаж романа писался с реальной женщины, но имя прототипа нигде не упоминается.

Исследователи выдвигают несколько теорий о предполагаемой музе Александра Сергеевича. В первую очередь упоминают Анну Петровну Керн. Но писатель испытывал к женщине плотский интерес, что разнится с отношением автора к милой Татьяне Лариной. Девушку из романа Пушкин считал прекрасным и нежным созданием, но не предметом страстных желаний.


Героиня романа имеет общие черты с Елизаветой Воронцовой. Историки считают, что портрет Онегина написан с поклонника графини Раевского. Поэтому роль литературной возлюбленной досталась Елизавете. Еще один весомый аргумент – мать Воронцовой, как и мать Лариной, вышла замуж за нелюбимого и долго страдала от такой несправедливости.

Дважды жена декабриста Наталья Фонвизина утверждала, что она - прототип Татьяны. Пушкин дружил с мужем Натальи и часто общался с женщиной, но других доказательств, подтверждающих данную теорию, не существует. Школьный товарищ поэта считал, что писатель вложил в Татьяну частицу собственных скрытых черт и чувств.


Недоброжелательные отзывы и критика романа не затронули образ главной героини. Наоборот, большинство литературоведов и исследователей отмечают целостность персонажа. называет Ларину «апофеозом русской женщины», отзывается о Татьяне, как о «гениальной натуре, не подозревающей о своей гениальности».

Безусловно, в «Евгении Онегине» показан женский идеал Пушкина. Перед нами образ, который не оставляет равнодушным, восхищает внутренней красотой и озаряет светлыми чувствами молодой невинной барышни.

Биография

Татьяна Дмитриевна родилась в семье военного, дворянина, который после службы переселился в сельскую местность. Отец девушки умер за несколько лет до описываемых событий. Татьяна осталась на попечении матери и старой няни.


Точный рост и вес девушки не упомянут в романе, но автор намекает, что Татьяна не отличалась привлекательностью:

«Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей».

Пушкин не упоминает возраст героини, но, по подсчетам литературоведов, Тане недавно исполнилось 17 лет. Это подтверждает письмо поэта близкому другу, в котором Александр Сергеевич делится мыслями о душевном порыве девушки:

«…если, впрочем, смысл и не совсем точен, то тем более истины в письме; письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!»

Свободное время Татьяна проводит за разговорами с няней и чтением книг. В силу возраста девушка близко к сердцу принимает все, о чем пишут авторы любовных романов. Героиня живет ожидаем чистого и сильного чувства.


Татьяна далека от девчоночьих игр младшей сестры, не любит болтовню и шум легкомысленных подружек. Общая характеристика главной героини - уравновешенная, мечтательная, неординарная девушка. У родных и знакомых создается впечатление, что Таня – холодная и чрезмерно рассудительная барышня:

«Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей».

Все меняется, когда в соседнее имение приезжает Евгений Онегин. Новый житель деревни совсем не похож на прежних немногочисленных знакомых Татьяны. Девушка теряет голову и после первой же встречи пишет Онегину письмо, где признается в охвативших чувствах.

Но вместо бурного выяснения отношений, которыми так славятся любимые романы девушки, Ларина выслушивает от Онегина проповедь. Дескать, такое поведение поведет барышню в неправильном направлении. К тому же Евгений вовсе не создан для семейной жизни. Татьяна смущена и растеряна.


Следующая встреча влюбленной героини и эгоистичного богача происходит зимой. Хотя Татьяне известно, что Онегин не отвечает на ее чувства, девушка не может справиться с волнением от встречи. Собственные именины для Тани превращаются в пытку. Евгений, заметивший томление Татьяны, уделяет время исключительно младшей Лариной.

Такое поведение имеет последствия. Жених младшей сестры застрелен на дуэли, сама быстро вышла замуж за другого, Онегин покинул деревню, а Татьяна вновь осталась наедине с мечтами. Мать девушки обеспокоена - дочери пора под венец, но милая Таня отказывает всем претендентам на руку и сердце.


Два с половиной года прошло с последней встречи Татьяны и Евгения. Жизнь Лариной заметно изменилась. Девушка больше не уверена, так ли уж сильно она любила молодого повесу. Возможно, это было иллюзией?

По настоянию матери Татьяна вышла замуж за генерала N, покинула деревню, где жила всю жизнь, и обосновалась с супругом в Петербурге. Незапланированное свидание на балу пробуждает в давних знакомых забытые чувства.


И если Онегин охвачен любовью к когда-то ненужной девушке, то Татьяна остается холодна. Очаровательная генеральша не выказывает расположение к Евгению и игнорирует попытки мужчины сблизиться.

Лишь на краткое мгновение героиня, которая выдерживает натиск влюбленного Онегина, снимает маску безразличия. Татьяна все так же любит Евгения, но никогда не предаст мужа и не опорочит собственную честь:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Экранизации

Любовная драма из романа «Евгений Онегин» - популярный сюжет для музыкальных произведений и экранизаций. Премьера первого фильма с одноименным названием состоялась 1 марта 1911 года. Черно-белая немая кинокартина затрагивает основные моменты истории. Роль Татьяны исполнила актриса Любовь Варягина.


В 1958 году фильм-опера рассказал советскому зрителю о чувствах Онегина и Лариной. Образ девушки воплотила , а вокальную партию за кадром исполнила .


Британо-американский вариант романа появился в 1999 году. Режиссером картины стала Марта Файнс, главную роль сыграла . Актриса награждена «Золотым Овном» за образ Татьяны.

  • Пушкин выбрал для героини самобытное имя, считавшееся в то время простым и безвкусным. В черновиках Ларина упоминается как Наташа. Кстати, значение имени Татьяна - устроительница, учредительница.
  • По подсчетам ученых, год рождения Лариной - 1803 по старому стилю.
  • Девушка плохо говорит и пишет по-русски. Татьяна предпочитает выражать мысли на французском языке.

Цитаты

А счастье было так возможно, так близко!..
Но судьба моя уж решена.
Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
Его здесь нет. Меня не знают…
Взгляну на дом, на этот сад.

Можно ли говорить о развитии отношений Онегина и Татьяны как об эволюции? Этот термин предполагает поступательное движение, развертывание от простого к сложному, более совершенному, качественно новому. Давайте разберемся.

Тайная сфера души

История отношений Онегина и Татьяны - это история любви. Чувства героев развиваются с момента первой их встречи, но происходит это по-разному. Чтение романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - увлекательное путешествие по лабиринтам человеческой души. Интересно вглядываться, как меняются внутренне и внешне персонажи, вдумываться, почему же счастья, которое казалось Татьяне Лариной «таким возможным», не случилось.

Роковой визит

Татьяна и Онегин встретились в доме Лариных. Сюда по настоянию Владимира Ленского, влюбленного в Ольгу, приехали приятели. Визит был коротким, но последствия его оказались роковыми для Татьяны. О впечатлении Евгения мы узнаем лишь то, что он «выбрал бы другую», не Ольгу. Автор использует нестандартный прием: об отношении Евгения Онегина к Татьяне он говорит через характеристику Ольги, в чертах которой тот не увидел «жизни». Значит, старшая сестра все же слегка заинтересовала героя. Но и только.

Любовь с первого взгляда?

Для Татьяны, напротив, начинается новый этап. Зарождается и стремительно развивается влюбленность. Но уделим внимание тому, что послужило для этого причиной. В 6-й строфе 3-й главы говорится о том, что соседи стали прочить Татьяне жениха, и конечно, в лице Онегина, ведь у младшей сестры дело уже шло к свадьбе. Эти сплетни Татьяна слушала «с досадой», но в душу «дума заронилась». Пушкин психологически точно описал главный фактор, заставивший молоденькую девушку окунуться в океан романтического чувства: пришло время, и она влюбилась. Зерна упали в готовую почву. Страстная поклонница романов Татьяна Ларина словно попала в их мир, воображая себя и Онегина героями книг.

Судьбу мою тебе вручаю…

Об Онегине автор с усмешкой говорит, что он не «Грандисон», то есть вовсе не похож на добродетельного героя английского романа С. Ричардсона, который жадно читала Татьяна. По поводу пылкого романтического отношения Татьяны Лариной к Онегину автор роняет горестную и емкую фразу «Увы!» (8-я строфа, 3-я глава).

Пока предмет страсти скучает у себя в усадьбе, Татьяна испытывает каскад противоречивых чувств. Отрада сменяется грустью, мечтательные порывы - смятением. Идея писать Онегину рождается спонтанно, просто потому, что искренность берет верх над благоразумием. Какие могут быть условности, если она любит «не шутя»?

Он ее не достоин

Затаив дыхание, читаем мы строчки, в которых Евгений, тронутый доверчивостью и простодушием Татьяны, мягко отказывает девушке. Пестрая карусель светских любовных развлечений убила в молодом человеке способность к душевному волнению и всколыхнула былые эмоции только на миг. В 4-й главе мы найдем в подтверждение этому много цитат. Отношение Онегина к Татьяне, тем не менее, остается трогательным и нежным. Светский ловелас и не думает воспользоваться откровенностью милой девушки. Он и не соблазнит Татьяну, и не женится на ней. Онегин честно описывает перспективу их совместной жизни такой, какой она ему видится, и благородно не предает огласке неосторожный порыв девушки. Доводы возлюбленного ни в чем не убеждают Татьяну, а его прилежную речь Пушкин называет проповедью (17-я строфа, 4-я глава). Себе Онегин легко выносит вердикт: Татьяниной любви он «не достоин!». Если бы ему тогда знать, какой сюрприз приготовила жизнь.

Страсть несчастной девушки, конечно, не остыла, а разгорелась сильней. В святочном сне сплелись ее желания, думы о Евгении и грозное предчувствие. Явившись на именины Татьяны, Онегин лишь на мгновение дарит ей нежный взор и продолжает скучать. Не принимая в расчет чувств Татьяны к нему, Ленского - к Ольге, жестокий Онегин начинает бессовестно волочиться за невестой друга. Этот поступок - убийственная характеристика героя, которому, видимо, не доступны высокие переживания. В приземленности Евгений гораздо ближе Ольге, не случайно оба они не могут взять в толк, почему внезапно умчался Ленский, и не понимают, как безнравственно оба поступали на балу. Ольга по моральным характеристикам не достойна поэта, так же как Онегин не заслуживает Татьяны.

Бездушная выходка героев влечет за собой трагические последствия. Бессмысленно погибает на дуэли Ленский: светские предрассудки мешают Евгению Онегину помириться с другом, признать вину. Дуэлянт тотчас покидает деревню. Весной Ольга уезжает в полк с новоиспеченным мужем-уланом. Татьяна тяготится одиночеством и не утихающей страстью.

Сомнение

С трепетом девушка переступает порог онегинской усадьбы и перечитывает его книги, которые открывают Лариной подлинный облик ее кумира. Вот тут-то и намечается поворот в отношениях Татьяны и Онегина, внезапно представшего в ее глазах жалкой пародией на великолепного героя. Глубокое чувство душевно одаренной девушки не померкло, однако теперь она вынуждена смириться с тем, что любит человека пустого и недостойного.

В плену зазеркалья

Успех Татьяны в среде московской знати отмечен автором в конце 7-й главы, где ее непосредственная прелесть пленяет немолодого генерала. Участь юной сельской дворянки решена. Мы встретимся с нею только через два года, когда она станет блестящей светской дамой с безупречным вкусом и манерами. Такой ее после своих бесцельных скитаний по миру увидит Онегин, и его «холодную ленивую душу» поразит и перевернет вспыхнувшая страсть к неприступной княгине.

История отношений Татьяны и Онегина повторяется теперь с зеркальной точностью. Он взволнован, грустен, все мысли - о ней, пишет ей письмо с признанием, вручая Татьяне (как когда-то она ему) свою судьбу. Долго ждет ответа и получает, наконец, такую же отповедь, которой подверг юную Таню «в глуши далекого селенья» несколько лет назад.

Почему Татьяна, не скрывая того, что продолжает любить Евгения, отказывает ему? Своему несчастному поклоннику она прямо говорит, что не доверяет его чувству, усматривая в нем лишь азарт светского повесы. Открывает Татьяна и другую причину: она останется верной своему супругу, такова целомудренная основа ее характера.

Так что это было?

Чтобы решить, можно ли назвать эволюцией отношения Татьяны и Онегина, необходимо понять, права ли княгиня, что не верит в искренность Евгения. Если он и впрямь ищет лишь победы в трудном любовном состязании, о качественно новом этапе в душевной жизни героев не может быть и речи. Но все же думается, что Татьяна ошибается - Онегин действительно созрел для глубоких и сильных переживаний. Чувство Татьяны тоже переживает новый этап - она сознательно выбирает отказ от личного счастья в пользу долга перед другим человеком, и в этом ее нравственная победа.