Где жил шагал. Жизнь марка шагала после смерти беллы

Чтобы понять Шагала Марка Захаровича, краткой биографии может быть и недостаточно. Поэтому познакомлю вас не просто с датами, а образом жизни, мыслями, переживания, творчеством. Хоть полного каталога работ нет и достоверно неизвестно количество всех шедевров, покажу наиболее известные полотна, которые будоражат сознание людей во всем мире уже не одно десятилетие.

Биография

Настоящее имя Марка Шагала– Моисей Хацкелевич Шагал. Художник имеет белорусско-еврейское происхождение, родился в Витебске 7 июля 1887 года. Имел российское и французское гражданство, значительную часть жизни прожил в родном городе, Санкт-Петербурге, Москве, также ему нравилась жизнь в Провансе Франции. Помимо этого работал в США, Израиле, многих странах Европы. Облик Витебска и деревень поблизости, провинциальный быт, фольклор – эти образы, мотивы прошли через все творчество художника, где бы он не находился.

Живописью Марк начал заниматься еще в детстве. Так его первый учитель – Юдель Пэн – видный деятель «еврейского ренессанса» в искусстве начала ХХ века. Далее его образование продолжилось уже в Санкт-Петербурге. Как сам художник писал: «… я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено!» Сказать, что отец поддержал его решение будет неправдой, но в то же время силой в Витебске не задерживал. Дал 27 рублей и обещал, что помогать в будущем не собирается.

В Питере Марк Шагал занимался под руководством Николая Рериха в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству. Хотя нельзя сказать, что между ними не было разногласий, так на слова Бакста, что линия Шагала кривая и он не скоро станет истинным художником, Марк, выходя, сказал учителю, что тот талантливый дурак, а Марк Шагал – гений. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России. Но, к счастью, у художника была возможность узнать, какое впечатление его картины произведут на европейского зрителя уже в 1911 году. Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов.

В 1913 году в «Академии Марии Васильевой» открылась первая персональная выставка художника в Париже. В этом же году состоялся показ полотен в Первом Немецком Осеннем Салоне Берлина.

После выставки в Германии художник Марк Шагал возвращается в Витебск. Он не собирался надолго задерживаться в родном городе, его тогдашняя цель – жениться и забрать возлюбленную с собой в Европу. Но планы в жизнь не воплотились. Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. После гений своего времени работал в театре – его путь был насыщенным и непредсказуемым. Годы жизни Марка Шагала часто зависели от некоего провидения, но без этого не было бы таких ярких и полных смысла картин, написанных гением. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую.

Личная жизнь

Друзья Марка во времена его учебы в Санкт-Петербурге – молодые интеллигенты, увлеченные поэзией и искусством. В этих кругах он и встретил свою первую жену и, как бы пафосно это не звучало, музу всей жизни – Беллу Розенфельд. Современники художника характеризуют его, как сверх обаятельного человека с улыбкой, которая располагала к разговорам по душам. Вот именно такой открытый человек и предстал перед Беллой.


Вернувшись в Россию после жизни во Франции, в 1915 году Марк женился на Белле. Через год у пары родилась дочь, которая впоследствии стала исследователем творчества отца, его биографом. Позднее художник женился повторно. Всего же у него было три жены, в том числе одна гражданская, но сердцем он всегда был предан Белле.

Творчество Марка Шагала

«Нарушитель гравитации» именно так назвал Марка Шагала сценарист и драматург Дмитрий Минченко, который изучал жизнь и творчество художника, был знаком с его родными и друзьями.

Как ни странно, но художники-реалисты всегда утверждали, что Шагал не умеет писать. В его работах много иррационального, метафоричного, порой даже экспрессивного.

Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. Люди, которые исследовали его работы, считают, что это связано с тем, что художник родился в пожаре. Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания. И вот роженицу отнесли дальше от пожара. В такой суматохе и появился гений. В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного. Только со временем пояснил, что такая цветовая палитра появлялась во времена его жизни, переполненные переживаниями, мыслями о близости смерти.

Очень характерные работы Шагала в период Первой мировой войны, но нельзя сказать, что их «пронизывал дух борьбы» или что-то подобное. В 1915-м Марк Захарович женился, поэтому большинство произведений – подтверждение счастливого брака. В это время появились картины «День рождения», «Двойной портрет с бокалом вина». Хотя художник порой поднимал в работах социальные проблемы общества, но все они были выписаны аллегорически.

Марк Шагал любил на своих полотнах изображать ссылки к пословицам и различным народным мудростям, таким образом он подчеркивал привязанность к народу, к его уму, и в то же время как будто затевал игру со зрителем. В таком случае не удивительно, что образность мысли – вот что необходимо людям для восприятия полотен.

Если хотите узнать, что о себе и окружающем, своем гении думал сам Марк Шагал, рекомендую прочесть автобиографическую книгу «Моя жизнь». Она есть в открытом доступе в Интернете.

Марк Шагал – картины с названиями

«Белое распятие», 1938


Картина – аллегория на преследование евреев в Центральной и Восточной Европе. Когда Марк Захарович впадал в депрессию, у него рождались сложные отношения с реальностью, он начинал писать распятие. В то время, когда жил художник, распятие, написанное евреем, приравнивалось к нулю, его никогда никто не покупал. И Вава (Валентина Бродская вторая законная жена Шагала) говорила мужу, что писать стоит цветы, спрос на которые точно будет.

«Прогулка», 1917


Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд. Полотно изображает своеобразный лирический полет, в котором передается желание взмыть ввысь, подальше от быта, революции. Раскрывается извечная тема любви. Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда.

«Белла в белом воротничке», 1917

На картине изображена Белла, которая возвышается над всем, в том числе и жизнью художника. Она символизирует вездесущность образа любимой.

«Я и деревня», 1911


Картина соткана из различных фрагментов-воспоминаний, которые в отдельности порождают разные ассоциации, но обязательно связанные с Витебском.

«Автопортрет с семью пальцами», 1913


Эксцентричный портрет-интерпретация еврейской пословицы о мастере на все руки. Картина-шутка над собственным мастерством.

«Над городом», 1918


Это третья картина триптиха из полотен «Двойной портрет с бокалом вина», «Прогулка» и собственно «Влюбленные над городом». Она является воплощением метафоры «летать от счастья». Автор изобразил на картине все самое важное в тот период его жизни – семейное благополучие с Беллой и родной город Марка Шагала – Витебск.

«Лежащая обнаженная», 1911


Марк Захарович любил писать обнаженных женщин, подобный образ можно не раз встретить на его полотнах. Он восхищался совершенством и абсолютной красотой. Родные художника рассказывали, что и сам он любил порой в мастерской писать абсолютно голым, что давало открытость идеям, повышенную восприимчивость.

«Скрипач», 1923-1924

Сюжет картины характеризуют словом «слишком», добавляя к нему «насыщенно», «необычно», «колоритно». Этим характеризуется некая динамика полотна, его внутренняя энергетика.

Категория

Марк Заха́рович (Моисе́й Ха́цкелевич) Шага́л (фр. Marc Chagall, идиш ‏מאַרק שאַגאַל‏‎; 7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Белоруссия) - 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) - российский и французский художник белорусско-еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863-1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871-1915). У него был один брат и пять сестёр. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824-?), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин»; мать художника происходила из Лиозно. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844-?, бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40 км от Витебска.

Получил традиционное еврейское образование на дому, изучив древнееврейский язык, Тору и Талмуд. С 1898 по 1905 год Шагал учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище. В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, затем переехал в Петербург.

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: "Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги - отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1909-1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек - школе Герье в Москве. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я - вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, её глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →



Midsummer Night"s Dream

Marc Chagall (1887-1985) was a pioneer of modernism. Also he was a vey unusual person. Chagall gave one biographer the impression that he was “always slightly hallucinating.” Chagall himself said he was a dreamer who never woke up.

Марк Шагал (1887-1985) стал пионером модернизма и был очень необычным человеком. У одного биографа осталось впечатление, что Марк Шагал "постоянно находился в лёгкой галлюцинации". Шагал и сам называл себя мечтателем, который никогда не просыпается.

Movcha (Moses) Chagall was, as he put it, “born dead” on July 7, 1887, in the Belorussian town of Vitebsk, near the Polish border. His distraught family pricked the limp body of their firstborn with needles to try to stimulate a response. With that rude introduction to life, it’s no wonder that Marc stuttered as a boy and was subject to fainting. “I was scared of growing up. Even in my twenties I preferred dreaming about love and painting it in my pictures,” he said.

Мойша (Моисей) Шагал, как он сам говорил, "родился мёртвым" 7 июля 1887 года в белорусском городе Витебске, недалеко от границы с Польшей. Убитые горем родные кололи его расслабленное тело иголками, ожидая крика. Неудивительно, что встреченный так негостеприимно Марк в детстве заикался и был склонен к обморокам. "Я боялся расти. Даже после двадцати лет о любви я предпочитал мечтать и изображать её на картинах", - говорил он.

In 1906, at age 19, he wangled a small sum of money from his father and left for St. Petersburg, where he enrolled in the drawing school of the Imperial Society for the Protection of Fine Arts. His world broadened in 1909 when he signed up for an art class in taught by Leon Bakst, who, having been to Paris, carried an aura of sophistication. Bakst indulged Chagall’s expressive, unconventional approach to painting and dropped names, exotic to the young man’s ears, such as Manet, Cézanne and Matisse.

В 1906 году, выпросив у отца небольшую сумму денег, он уехал в Петербург, где поступил в школу художеств (рисования) Императорского общества содействия (защиты) изящных искусств. Его взгляд на мир расширился, когда в 1909 году он поступил в класс художника Леона Бакста, который привёз из Парижа ауру "изысканного модернизма". Бакст поощрял выразительную, необычную манеру письма Шагала и сыпал такими именами - экзотическими для ушей молодого Шагала, - как Мане, Сезанн и Матисс.

“Paris!” Chagall wrote in his autobiography. “No word sounded sweeter to me!” By 1911, at age 24, he was there, thanks to a stipend of 40 rubles a month from a supportive member of the Duma who had taken a liking to the young artist. When he arrived, he went directly to the Louvre to look at the famous works of art there. Often he’d cut a herring in half, the head for one day, the tail for the next. Friends who came to his door had to wait while he put on his clothes; he painted in the nude to avoid staining his only outfit. Many consider Chagall’s work during his four-year stay in Paris his most boldly creative.

"Париж!", - написал Шагал в своей биографии, -"Никакое слово не звучало для меня сладостнее!". К 1911 году, в возрасте 24 лет, Шагал был уже в Париже, благодаря стипендии от депутата Думы, которому понравились картины молодого художника. Приехав в Париж, он прямо направился в Лувр, чтобы увидеть знаменитые произведения искусства. Часто он делил одну селёдку на два дня: в первый съедал "головную", а во второй - "хвостовую" часть. Друзьям приходилось ждать, пока он оденется, чтобы открыть им дверь, так как работал он голым, чтобы не запачкать единственный костюм. Многие считают четырёхлетний период жизни Шагала в Париже самым смелым в его творчестве.


Above the Town
Над городом

Returning to Vitebsk in 1914 with the intention of staying only briefly, Chagall was trapped by the outbreak of World War I. At least that meant spending time with his fiancée, Bella Rosenfeld, the beautiful, cultivated daughter of one of the town’s wealthiest families. Despite her family’s worries that she would starve as the wife of an artist, the pair married in 1915; Chagall was 28, Bella, 23. In his Above the Town he and Bella soar blissfully above Vitebsk.

Ненадолго вернувшись в Витебск в 1914 году, Шагал попал под начало Первой мировой войны (и уехать не смог). По крайней мере, он мог проводить больше времени со своей невестой Беллой Розенфельд, красивой и культурной девушкой. Её семья была одной из самых богатых в городе. Несмотря на опасения родственников, что ей придётся голодать, выйдя замуж за художника, они всё же поженились в 1915 году. Шагалу было 28 лет, а Белле 23 года. В картине "Над городом" он изобразил, как они с Беллой, счастливые, пролетают над Витебском.

In 1917 Chagall embraced the Bolshevik Revolution. Giving up his job as commissar in 1920, Chagall moved to Moscow. But ultimately unhappy with Soviet life, he left for Berlin in 1922 and settled in Paris a year and a half later along with Bella and their 6-year-old daughter, Ida.

В 1917 году Шагал принял большевистскую революцию. В 1920 году, оставив пост комиссара, он уехал в Москву. Но недовольный жизнью при Советах, в конце концов в 1922 году уехал в Берлин, а через полтора года поселился в Париже с женой Беллой и 6-летней дочкой Идой.

In June 1941, Chagall and his wife boarded a ship for the United States, settling in New York City. The six years Chagall spent in America were not his happiest. He never got used to the pace of New York life, never learned English. “It took me thirty years to learn bad French,” he said, “why should I try to learn English?” When Bella, his muse, confidante and best critic, died suddenly in 1944 of a viral infection, “everything turned black,” Chagall wrote.

В июне 1941 года Шагал с женой направился на корабле в Соединённые Штаты и поселился в Нью-Йорке. Шесть лет, прожитых в Америке, были для Шагала не самыми счастливыми. Он так и не привык к высокому темпу жизни в Нью-Йорке и так и не выучил английского языка. "Я за тридцать лет научился кое-как (плохо) говорить по-французски", - говорил он, - "зачем мне пытаться учить английский язык?" Когда Белла, его муза, подруга и лучший критик, неожиданно умерла в 1944 году от вирусной инфекции, "всё стало чёрным", - как написал Шагал.

His daughter, Ida, found a French-speaking English woman, Virginia McNeil, to be his housekeeper. A diplomat’s daughter, McNeil had been born in Paris and raised in Bolivia and Cuba, but had recently fallen on hard times. She was 30 and Chagall 57 when they met, and before long the two were talking painting, then dining together. A few months later Virginia left her husband and went with Chagall to live in High Falls, New York. They bought a simple wooden house with an adjoining cottage for him to use as a studio.

Дочь Ида нашла ему экономку, Вирджинию МакНил - англичанку, знающую французский язык. Дочь дипломата, МакНил родилась в Париже, а выросла в Боливии и на Кубе, но теперь переживала не лучшие времена. Ей было 30 лет, а Шагалу 57, и вскоре они начали говорить о живописи, а затем вместе обедать. Через несколько месяцев Вирджиния ушла от мужа и поселилась с Шагалом районе High Falls в Нью-Йорке. Они купили простой деревянный дом с отдельным коттеджем под студию.

“I know I must live in France, but I don’t want to cut myself off from America,” he once said. “France is a picture already painted. America still has to be painted. Maybe that’s why I feel freer there. But when I work in America, it’s like shouting in a forest. There’s no echo.” In 1948 he returned to France with Virginia, their son, David, born in 1946, and Virginia’s daughter. They eventually settled in Provence. But Virginia abruptly left Chagall in 1951, taking the two children with her. Once again the resourceful Ida found her father a housekeeper- this time in the person of Valentina Brodsky, a 40-year-old Russian living in London. Chagall, then 65, and Vava, as she was known, soon married.

"Я знаю, что должен жить во Франции, но не хочу отрываться от Америки", - сказал он однажды, - "Франция - это уже готовое полотно (картина), а Америка - ещё не написанное. Может быть, поэтому там я чувствую себя свободнее. Но работать в Америке для меня всё равно, что кричать в лесу. Нет никакого эха". В 1948 году он с Вирджинией и их сыном Давидом (а также дочерью Вирджинии от первого брака) вернулся во Францию. Но в 1951 году Вирджиния неожиданно бросила Шагала, забрав обоих детей с собой. И вновь предприимчивая Ида нашла отцу экономку - на сей раз в лице Валентины Бродской, 40-летней русской из Лондона. Вскоре 65-летний Шагал женился на "Ваве", как Бродскую звали дома.

The new Mrs. Chagall managed her husband’s affairs with an iron hand. She tended to cut him off from the world. But he didn’t really mind because what he needed most was a manager to give him peace and quiet so he could get on with his work. He never answered a telephone himself. Ida, who died in 1994 at age 78, gradually found herself seeing less of their father. But to all appearances Chagall’s married life was a contented one, and images of Vava appear in many of his paintings.

Новая госпожа Шагал вела дела мужа железной рукой. Она старалась отрезать его от мира. Но он совсем не возражал, так как очень нуждался в ком-то, кто даст ему тишину и покой, чтобы он мог постоянно работать. Он никогда не подходил к телефону. Дочь Ида, умершая в 1994 году в возрасте 78 лет, всё меньше виделась с отцом. Но чисто внешне семейная жизнь Шагала была счастливой, и образ Вавы виден на многих его картинах.


When he died in Saint Paul de Vence on March 28, 1985, at 97, Chagall was still working, still the avant-garde artist who refused to be modern. That was the way he said he wanted it: “To stay wild, untamed ... to shout, weep, pray.”

Шагал не оставлял работы до самой смерти 28 марта 1985 года во Франции (в Saint Paul de Vence) в возрасте 97 лет.

"When Matisse dies," Pablo Picasso remarked in the 1950s, "Chagall will be the only painter left who understands what colour really is". During his 75-year career he produced an astounding 10,000 works.

В начале 1950-ых годов Пабло Пикассо заметил: "Когда умрёт Матисс, Шагал останется единственным художником, который по-настоящему понимает цвет". За 75-летнюю карьеру художника Шагал создал неимоверное количество картин - 10 тысяч.

Личность Марка Шагала, одного из самых ярких и выдающихся художников-авангардистов XX века, до сих пор вызывает много споров – его любят и ругают, восхищаются и не понимают. И это неспроста, ведь его работы гротескны, символичны и неординарны. Он прожил насыщенную творческую жизнь: он был и живописцем, и графиком, и иллюстратором, и поэтом, и мастером декоративно-прикладных форм искусства – и кем он только не был! Но, возможно, его главным искусством было искусство видеть мир иным, чем другие люди. И сегодня каждый, взглянув на его картины, может окунутся в удивительный сказочный мир Марка Шагала.

Картину «Над городом», написанную в период с 1914 по 1918 годы, многие считают самой загадочной и странной в его творчестве. Двое влюбленных парят высоко в небе над маленьким уютным Витебском. Мужчина и женщина, сбежав от мирской суеты, вознеслись над сонным городком. Нетрудно узнать в этой паре самого Шагала и его возлюбленную – Беллу. Наступил долгожданный момент встречи после утомительной разлуки и теперь они могут всецело отдаться наслаждению друг другом, забыв обо всем. Любуясь ими, фразы «парить в небесах» и «летать от счастья» уже не кажутся такими надуманными и иррациональными, граница между сном и реальностью размывается.

Символизм и гротеск не только в сюжете картины, но и в многочисленных деталях. Например, нельзя не обратить внимание на наличие у влюбленных по одной руке – символ единения, они стали одним целым. Одиноко пасущийся зеленый козел, как и человек со спущенными штанами на переднем плане отсылают к сказочности и нереальности всего происходящего. Большое внимание уделено женственному образу Беллы. Вся её наружность говорит о её чистоте, невинности и молодости: волосы, уложенные естественно, глубокий спокойный взгляд чёрных глаз, кружевная блузка и длинная черная юбка. Она в безопасности, её жених держит её крепко, хотя и поза его легка и непринужденна.

Однако Шагал, придерживаясь своего стиля, недостаточно прорисовал крупные объекты. Городской ландшафт и архитектура изображены схематично, все будто покрыто дымкой. Выбор цветовой гаммы картины тоже не случаен. Серый и безликий город в контрасте с насыщенными оттенками одежды влюбленных говорит нам о превосходстве искреннего чувства над скучной обыденностью.

Но не только сила любви отрывает эту удивительную пару от земли, но и сила искусства. Вся сила и мощь живописи Шагала соединилась в этой картине – и кубизм, и футуризм, и настоящая любовь.

Творчеству Шагала всегда был присущ мифологизм и фольклоризм. Все его картины наполнены волшебством, но история любви Шагала с Беллой, его главным архетипом и музой, была реальной. Все свои работы он посвящал ей, всегда советовался и прислушивался к любимой.

Разгадка тайны этой картины кажется невозможной. Каждый увидит по-своему. Но, несомненно, равнодушным не останется никто. Ведь она отсылает к такому вечному, светлому и простому – настоящей любви. А это сможет почувствовать каждый.

Марк Шагал – один из самых знаменитых , талантливый живописец и график, яркий представитель художественного авангарда ХХ века, покоривший мир своим неповторимым стилем и особенным взглядом на жизнь…

Биография Марка Шагала

В этот период на родине были написаны знаменитые полотна "Над городом" , "Венчание", "Прогулка" … И все же работа в училище стала для Шагала разочарованием из-за творческих разногласий с коллегами.

В 1920 году художник уехал в Москву, где занимался оформлением костюмов и декораций в Еврейском камерном театре . Потом в его жизни опять были Берлин и Париж , где Шагал сошелся со старыми друзьями и приобрел новых – Пабло Пикассо, Анри Матисса, Пьера Боннара…

В начале Второй мировой войны Марк Шагал с семьей переехал в США и вскоре собирался вернуться во Францию, но в 1944 году внезапно умерла Белла. После долгого перерыва в память о возлюбленной он написал картины "Свадебные огни" и "Рядом с ней" .

В Европу Шагал вернулся в 1948 г. В послевоенное время его творчество сопровождала библейская тема. Множество офортов к изданию французской Библии, картины, гравюры, витражи и шпалеры составили "Библейское послание" художника миру, специально для которого в 1973 году в Ницце он открыл музей. Правительство Франции признало это собрание официальным национальным музеем.

В 1952 году художник познакомился с Валентиной Бродской, которая стала его второй женой.

В 1977 году Шагал удостоен высшей награды Франции – ордена Почетного легиона , а в честь 90-летия мастера в Лувре состоялась крупнейшая прижизненная выставка его работ. Вопреки всем правилам, в знаменитой сокровищнице были выставлены картины здравствующего автора.

Марк Шагал умер в 1985 году в городе Сен-Поль-де-Вансе на юго-востоке Франции.

Марк Шагал: картины и многогранное творческое наследие

Искусство Марка Шагала поражает разнообразием и не поддается строгой классификации. Авторский стиль , сочетающий экспрессию и нетрадиционную художественную манеру, формировался под влиянием кубизма, фовизма, орфизма . В полотнах мастера проявились его особое мировоззрение и религиозные взгляды.

Среди самых известных картин Шагала – "Я и деревня", "Посвящение моей невесте", "Памяти Аполлинера", "Голгофа", "Вид Парижа из окна", "День рождения", "Над городом", "Синий домик", "Прогулка" , "Одиночество", "Белое распятие", "Свадебные огни", "Исход", "Мосты через Сену", "Война"…

Оставаясь верным своему стилю, Марк Шагал всю жизнь продолжал экспериментировать в разных техниках и жанрах . В его творческом наследии – книжные иллюстрации, графика, сценография, мозаики, витражи, шпалеры, скульптура, керамика…

Одним из самых плодотворных направлений для Шагала оказалась книжная иллюстрация . Для знаменитых писателей Андре Бретона, Андре Мальро, Блеза Сандрара и Гийома Аполлинера он стал воплощением литературного художника, который облекает поэтические строки в фантастические образы.

Оригинальные произведения Марка Шагала украшают крупнейшие театры мира. В 1964 году художник расписал плафон для зрительного зала парижской Оперы Гарнье , а в 1966-м создал панно "Триумф музыки" и "Источники музыки" для нью-йоркской "Метрополитен-опера" .

Шагал одним из первых начал использовать станковую живопись в оформлении театральных декораций . В 1940-50-х годах он вместе с работал над постановками из легендарных "Русских сезонов" Сергея Дягилева, балетами "Алеко", "Жар-птица", "Дафнис и Хлоя"…

В начале 1960-х годов уже известный всему миру живописец увлекся монументальным искусством и оформлением интерьеров. В Иерусалиме он создал мозаики и шпалеры для здания парламента, витражи для синагоги медицинского центра "Хадасса" , позже – украсил множество католических и лютеранских храмов, синагог по всей Европе, Америке и Израилю.

Талантливый живописец оставил след и в литературе : поэзия, эссе и мемуары на идише ещё при жизни были опубликованы и переведены на иврит, русский, белорусский, английский и французский языки. Всемирную славу завоевала автобиографическая книга Марка Шагала "Моя жизнь" .

Фильмы и театральные постановки о Марке Шагале

Фильм режиссёра Александра Митты , премьера которого состоялась в 2014 году, рассказывает о жизни и взаимоотношениях двух всемирных гениев, которые жили и творили в белорусском в 1918-20-х годах.

В настоящее время киностудия "Беларусьфильм" снимает анимационный фильм о Шагале на основе его книги "Моя жизнь" . Лента, в которой мысли, чувства и мироощущение художника переданы с помощью его картин, расскажет о важнейших событиях из витебского периода.

Летом 2015 года в родном городе Шагала Витебске в честь состоялась театрализованная "Свадебная феерия "Влюбленные над городом", а возле прошла символичная церемония иудейского бракосочетания .

На сцену Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа в Витебске вернулся , который в 2000 году завоевал главную награду международного фестиваля в Эдинбурге.

Выставки Марка Шагала в Беларуси

Первая выставка произведений Марка Шагала состоялась в 1997 году по инициативе его внучек Беллы Мейер и Мерет Мейер-Грабер , которые предложили каждый год отмечать день рождения художника новыми интересными проектами.

В 1997–2005 годах в стране прошли выставки, посвященные разным периодам творчества мастера: "Марк Шагал. Работы средиземноморского периода", "Марк Шагал. Посвящение Парижу", "Марк Шагал. Пейзажи", "Марк Шагал и сцена", "Марк Шагал. Цвет в чёрно-белом".

В основе логотипа международного фестиваля – знаменитый шагаловский василёк , который со временем стал узнаваемым брендом, символом не только родного города художника, но и всей страны.