Глазомер художника: «обыкновенное чудо». Тренировка глазомера

Как развить глазомер, как находить пропорции- разбираем, учимся выполняя простые упражнения. Итак, представте, что вы рисуете натюрморт. Все вроде- бы хорошо, да вот размеры, да и форму предметов вы никак уловить правильно не можете, все получается не так, как есть в натуре. То ниже, чем должно быть, то толще, чем в реальной форме. Или предметы вообще искажаются до неузнаваемости. Это к примеру, что- бы понять, чем мы будем сегодня заниматься.
Сегодня мы будем с вами учиться находить пропорциональные соотношения на анализе простых форм. И для этого нам понадобятся самые простые, самые обычные предметы из домашнего обихода. Можете брать любые предметы, которые захотите, с одним условием- они не должны быть сложны по своей структуре, форме.

Например, достаточно взять несколько бутылок, различных по размеру и по форме, можно взять обычные стеклянные банки- они также различны по размеру. Прибегать к свето- теневой передаче здесь не нужно. Сейчас мы не рисуем натюрморт, мы работаем с объемами и учимся находить их пропорции. Предметы размещаем на предметной плоскости на одной (или практически на одной) линии. Посмотрите как делаю:

Например, берем самые обычные банки из- под краски, ставим их рядом, одну из них я размещаю сверху второй.

Теперь нужно передать только их объемы, учитывая существующие размеры, которые находим на анализе соотношения их размеров между собой.

1. Компонуем предметы в плоскости листа. Находим крайние точки- ширину и высоту всей композиции. Замечание: моя композиция имеет горизонтальное расположение, так- что, понятно, что и планшет я располагаю горизонтально. У вас может быть по- другому.

2. Находим место каждого предмета в композиции, находим основные пропорциональные соотношения. Посмотрите как это достигается:
Форма предметов находится по трем точкам, которые условно образуют определенный угол. Вот как раз и нужно развивать умение находить основные конструктивные моменты в любой композиции, прибегая к анализу форм при помощи условных трех точек, которые образуют условные углы. Так находятся пропорциональные соотношения предметов в композиции, так образуем конструкцию каждого предмета, и уже только в последствии, когда нашли основное, находим детали.

Два предмета в этой композиции практически одинаковы- это тоже нужно попытаться передать, что может оказаться не так просто по- началу. Пробуйте.


Как развить глазомер- рисуем еще. Берем стеклянные банки различных размеров, я ставлю еще один произвольный предмет- рисуем. Так- же точно, находим характер композиции- опять горизонтальная. Не забываем о предметной плоскости- ее можно, а то и нужно показать, ведь все наши предметы не висят сейчас в пространстве, а располагаются на четкой горизонтальной плоскости.

Дальше находим размеры композиции в пространстве листа. Если по простому- находим общий объем, который занимают наши предметы в листе- определяем высоту и ширину всей композиции- для этого прибегаем к нахождению этих пропорциональных соотношений.

Дальше дробим общий объем на боее частные- предметы композиции. Ищем- сколько и где отведено место каждому предмету в листе. Находим конструкцию- форму каждого предмета. Все это достигается за счет применения навыков нахождения пропорциональных соотношений, за счет инструмента- трех характерных точек, которые образуются имеющимися условными углами. Их наши глаза должны учиться замечать- таким образом развивается глазомер.

То, что начерчено в рисунке- не обязательно изображать, здесь только показан ход работы, какие условные углы, что способствовали передаче формы на листе, находились, использовались в построении. У вас могут быть совсем другие предметы в композиции, просто поймите принцип работы нашего глазомера при поиске пропорций предметов. Если вы это усвоите, сможете очень просто понимать как научиться рисовать правильно абсолютно любые предметы.

Прибегать к помощи сподручных средств- линейке, карандашу для поиска пропорций нельзя. Таким образом можно себя только проверять, и только после того, как поработает глазомер- ваша наблюдательная перспектива.

Как развить глазомер. Наблюдательная перспектива


Как развить глазомер- работаем еще. Здесь показано, как выбраны предметы, практически равные по размерам, но несколько отличающиеся по форме. Ход работы тот- же. Найдете правильно пропорциональные отношения в композиции- найдете и объемы, и характерные особенности этих объемов.

Учимся вести поиск пропорциональных соотношений при помощи условных конструктивных трех точек.

Выполнять это задание можно любым матералом. Сначала можно использовать уголь, сангину, при этом, в работе не "заморачиваться" деталями, просто ищите основные объемы в листе.

Дальше переходите на графитный карандаш. Когда найдете основные объемы, поработайте и над конструктивным началом имеющихся форм в композиции. Можете немного заштриховывать теневую часть предметов, дабы рисунок казался более живой, объемный. Выделяйте ближние к нам части. На изломах или пересечениях форм делайте акценты. В этих несложных заданиях можно и немного уделить внимание линейной перспективе . Где например: разбирая конструкцию предмета мы замечаем, что в его основе лежит цилиндр. А цилиндр, как геометрическая фигура может быть запросто помещена в среду, которая называется- перспектива. Берем и рисуем конструктивное начало предмета с учетом перспективы.

Но главная задача этих упражнений- понять метод поиска пропорциональных соотношений в любой композиции и развитие глазомера- нашей, имеющейся практически у любого человека, наблюдательной перспективе. Все люди без исключения ею обладают, разве- что не в одинаковой степени у них она развита.

Вопрос «с помощью какого полушария вы рисуете?» только на первый взгляд звучит странно. Дело в том, что сравнительно недавно появился специальный термин «правополушарное рисование». Методика, которая завоевала признание, позволяет раскрыть творческий потенциал каждого человека, заложенный в нём природой. За короткое время даже тот, кто держал в руках кисть лишь в детстве, открывает в себе художника, начинает не просто делать робкие наброски, а рисовать настоящие картины, работать гуашью и маслом. И всё это - правое полушарие.

История - обратимся к Леонардо да Винчи

Многие из великих людей искусства, в частности, художников, а также научных деятелей, смогли реализовать свой талант именно благодаря правому полушарию. Один из самых ярких примеров - Леонардо да Винчи, который шагнул далеко вперёд по сравнению со своими современниками.

В середине 20-го века методика полушарного рисования получила научное подтверждение, благодаря наблюдениям, опытам и выводам биолога и психиатра Роджера Уолкотта Сперри. За свою большую исследовательскую работу в области головного мозга, он был награждён высшей наградой - Нобелевской премией в 1981 году.

Открытие Сперри позволило учёным успешно изучать внутренний мир человека, дало ответы на многие вопросы. Он доказал, что работа правого и левого полушарий мозга разительно отличается друг от друга. Левое полушарие (линейное) отвечает за логическое мышление и речь. Благодаря ему, человека осознаёт информацию, которая передаётся ему устным или письменным способом. Правое же полушарие - это творческая деятельность и интуиция. Не случайно, именно такой способ мышления демонстрируют маленькие дети, которые ещё не способны выстраивать логические связи.

По мере того, как ребёнок учится говорить и читать, а затем идёт в школу, где ему требуется усваивать огромное количество информации, у него развивается левое полушарие. Но оно же со временем и загоняет его в рамки логических стереотипов. Если говорить об искусстве, наиболее распространены такие шаблоны: «чтобы чему-то научиться в этой сфере - нужно иметь врождённый талант», «раз я не учился рисовать с детства, то теперь уже поздно», «раньше у меня ничего особенного не получалось, если я теперь возьму кисть - преподавателей ждёт разочарование».

Что даёт новая методика

Между тем практика доказывает - если пробудить потенциал правого полушария, любой человек может рисовать прекрасные картины. Преимуществ у занятий под руководством опытных наставников много. В результате уроков правополушарного рисования для новичков:

  • Активизируется деятельность правого полушария головного мозга. В ходе тренинга пробуждается подсознание, а вместе с ним - творческое мышление, интуиция и чувства.
  • Вы словно возвращаетесь в детство. Отступают стереотипы, вы больше не испытываете страха перед неудачей, не ограничиваете себя рамками. Хотите творить - и у вас это получается! Правополушарное рисование для новичков пробуждает веру в собственные силы.
  • Благодаря тому, что творческая часть мозга получает толчок к развитию - вы чувствуете себя более уверенно и в других областях жизни. Перестаёте бояться сложных задач, находите нестандартные способы их решения. Во многих случаях - дети после тренинга начинают лучше учиться, в них просыпается интерес к определённым предметам.
  • Курсы правополушарного рисования позволяют расслабиться, получить положительные эмоции. Не случайно о рисовании говорят, что это «антистрессовое занятие».

Тренинг даёт удивительные результаты. Причём ограничений по возрасту нет. На занятия могут приходить и дети, и взрослые. Единственное пожелание: ребёнок должен уметь сосредотачиваться. А это, как правило, достигается годам к семи. Правополушарное рисование для взрослых тем более не представляет труда.

Методика, апробированная в странах Европы и Америки, была усовершенствована в России. Теперь на уроках правополушарного рисования используют гуашь и масляные краски. Это позволяет с самого начала увидеть результат, реализовать своё чувство цвета. Чувства и эмоции, за которые отвечает правое полушарие головного мозга, проявляют себя в полной мере.

Сначала участники тренинга под руководством преподавателя рисуют гуашью несколько небольших работ. Это даёт веру в свои силы, позволяет снять психологические барьеры, рисование начинает восприниматься как увлекательнейшее занятие.

В следующий раз за 3 часа предстоит нарисовать картину масляными красками. Это уже самостоятельная работа, когда учащийся сам выбирает сюжет, смешивает краски, наносит их на холст. При этом он применяет полученные ранее знания.

Приносить с собой ничего не надо, стоимость всех расходных материалов входит в общую цену курса, и преподаватель заранее подбирает оптимальные для занятий краски, кисти, холсты.

Многие предпочитают записываться на тренинг в школу правополушарного рисования вместе с друзьями или членами семьи. Это способствует тому, что занятия проходят в непринуждённой дружеской обстановке. Можно задавать вопросы, смотреть на работы других учащихся, устраивать небольшие перерывы. А итогом тренинга становятся первые работы, которыми вы сможете гордиться.

По окончании занятий можно посещать мастер классы правополушарного рисования, чтобы приобретать новые навыки и знания в этой области.


Опытный боец спецназа, прошедший войну, хорошо знает цену мгновениям. Более того, их долям. Бывают ситуации, когда даже секунда – это много. Современный бой требует увеличения скорости принятия решения на открытие огня и мгновенной изготовки к его ведению. Интересен результат, рожденный опытом вооруженных конфликтов на территории СНГ: он показал, что шансы на выживание в бою среди спортсменов игровых видов и единоборств значительно выше среднестатистического уровня. Суть в том, что именно игровые и бойцовские виды спорта значительно улучшают реакцию и координацию движений. В бою это один из главных факторов выживания – и, соответственно, выполнения задачи. У тренированного солдата больше шансов выиграть мгновения на принятие единственно правильного решения и открытие огня.

Заметно улучшить реакцию подчиненных, научить их мгновенно вскидывать оружие и прицеливаться вполне возможно за 2–3 месяца систематических занятий. Отмечу лишь, что данная методика легкодоступна, практически не требует финансирования – расходы минимальны. Что немаловажно, она реально проверена многолетним опытом обучения спецназовцев.

Как расширить диапазон восприятия

Необходимо расширять диапазон восприятия – сенсорную остроту. Как известно, у человека есть 5 основных органов чувств – каналов восприятия (KB): зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность (болевая, температурная, мышечно-суставная, вибрационная, давления, чувствительность внутренних органов). Вначале идет последовательная, а затем одновременная тренировка каждого KB: это необходимое условие эффективного и адекватного реагирования в нестандартных ситуациях.

Обычно начинают с тренировки зрительного канала. Расфокусировка взора, тренировка периферического (бокового) зрения позволяют замечать малейшие движения вне поля основного обзора. Затем – совершенствование слуха, осязания и т.п. В конечном счете результатом становится закрепленная на уровне автоматизма формула: «Все вижу, все слышу, все чувствую». При этом сознание остается свободным для оценки изменений в окружающей обстановке.

Помните, что человеческий организм обладает громадными возможностями. Например, у тренированного человека точность позицирования головы составляет около 1° вбок и 1,5-2° вперед и назад – на уровне среднего гироскопического датчика. Скорость передачи импульса возбуждения от центральной нервной системы к мышцам – около 120 м/с. То есть теоретически промежуток времени от момента принятия решения до выстрела должен быть 0,008 с, если взять расстояние от мозга до указательного пальца ~1 м, но в жизни оказывается на два (!) порядка больше.

Есть над чем поработать. Объем статьи не позволяет детально остановиться на всех методах тренировок и упражнениях. Перечислю некоторые наиболее простые и эффективные из них.

Улучшение реакции и координации движений

Для упражнения нужен небольшой мяч, но подойдет и мешочек, набитый опилками или песком. По команде бойцы отрабатывают поочередные уклонения от мяча или отбивают его, стоя в дверном проеме или самодельных воротах 1,5х2 м. Смена задания – через каждые 30 сек. Надо сказать, наиболее трудно придется более крупным бойцам, им сложнее маневрировать в узком дверном проеме. Хорошие навыки появляются после выполнения такого простого упражнения, как ловля мяча, отскакивающего от стены или пола. При этом надо учесть, что бросать мячи следует из-за спины обучаемого, стоящего лицом к стене, и в высоком темпе. Это упражнение развивает еще и боковое зрение.

Подбрасывание одновременно нескольких камешков (монет) и ловля их бросающей рукой. Исходное положение стоя, монеты лежат в ряд на тыльной стороне ладони. Подбрасывать не выше своего роста, а ловить поочередно каждую хватом только сверху. Известный мне рекорд – 5 монет!

На конце гибкого, упругого прутика L~1 м закрепляется груз в виде куска пластилина или гильзы. Его начинают вращать и качать с большой амплитудой. Задача обучаемого перехватить груз броском руки. В дальнейшем условия необходимо усложнить. Обучаемому завязывают глаза, а на прутике закрепляют колокольчик (или гильзу с шариком). Цель – тренировка слухового аппарата. Высшая форма тренировки – рукопашный бой с завязанными глазами.

Игра за столом в паре. На середину ставят любой небольшой предмет (например, гильзу 12,7×108, 7,62×54 или монету на ребре – для мастеров). По команде руководителя обучаемые стараются схватить его по принципу – кто быстрее. Периодически надо давать команду на смену рук. Можно устроить чемпионат подразделения по олимпийской системе на звание «самого быстрого бойца». Не забудьте поощрить победителя.

Развитие глазомера

Перед началом занятий врач части должен определить у бойцов доминирующий (направляющий) глаз. Длительная работа одним глазом способствует тому, что он становится направляющим. Наличие астигматизма должно обусловливать выбор типа прицельных приспособлений, поэтому при отборе снайпера обязательно воспользуйтесь таблицей, позволяющей обнаружить астигматизм. Проверьте у солдат умение правильно прицеливаться – пропустите каждого через командирский ящик КЯ-73.

На заранее подобранной местности с характерными для вашего подразделения целями устройте соревнование на точность определения дальностей до нескольких из них. Победитель тот, кто сделает это максимально точно. Проверку результатов выполняйте любым дальномером (оптическими ДС-0,9 и ДС-1, квантовыми ДКРМ или ЛПР). Добейтесь запоминания реальных дальностей всем личным составом: в дальнейшем ваши подчиненные будут ассоциативно сопоставлять отложившиеся в памяти размеры учебных целей с реальными.

Обучение инстинктивному вскидыванию оружия

Используйте лазерный целеуказатель (ЛЦУ) (или лазерную указку, что на порядок дешевле), смонтированный на оружии (рис.2). Для применения указки соберите схему питания, как показано на рис.4. Чтобы замкнуть цепь, используйте микровыключатель с передней крышки транспортно-пускового контейнера ПТУР 9М111 «Фагот» или 9М113 «Конкурс». Точка прицеливания и «зайчик» должны совпадать. Ход спускового крючка для срабатывания микровыключателя должен примерно соответствовать его ходу, необходимому для срыва курка (рис.1). Учебное оружие должно иметь массу снаряженного боевого, поэтому присоединяйте магазин с учебными патронам, ремень. Для обучения используйте любое помещение (спортивный зал, класс, спальное помещение). «Стрельба» навскидку производится по заранее отмеченным номерами целям по команде руководителя в любой последовательности: 6, 9, 1, 5… Попадание «зайчика» ЛЦУ на мишень означает ее поражение. Постепенно, по мере появления устойчивого навыка, мишени необходимо уменьшать и рассредоточивать до 360° по горизонту и до 45° по вертикали. Следует также повышать темп подачи команд и усложнять тренировки: отрабатывать применение оружия со сложенным прикладом, занимать различные исходные положения – лежа на спине, сидя, на ходу, с одной «раненой» рукой и т.д. Высшей формой отработки данного упражнения является использование внешних раздражителей (световых мигалок, сильных шумов) и «стрельба» из неустойчивых положений (примените батут или панцирную сетку кровати).

Берегите паза от лазерного излучения!




Проверьте полученные навыки на стрельбище и будете приятно удивлены результатами подчиненных. Кстати, бойцы СОБРа, с которыми проводились занятия с применением некоторых указанных методик, уже практически самостоятельно пришли к выводу об эффективности ведения одиночного огня в высоком темпе (40–70 выстр./мин). Правда, это противоречит КС СО-85, требующему вести огонь из автоматического оружия очередями.

Кроме того, используйте специальные мишени (рис.3) для тренировок с оружием с установленным ЛЦУ. Прицеливаясь, максимально быстро и плавно перемещайте «ровную мушку» по периметру мишени внутри контура. Можно устраивать соревнования: кто быстрее проведет «зайчик» без выхода за линии.

Развитие ночного зрения

Как правило, неуверенность действий солдат в ночных условиях связана с отсутствием элементарной тренированности. Старайтесь побольше проводить занятий в темное время суток. Для этого можно использовать любые возможности: подъем в темноте, проведение стрелковых тренировок при низкой освещенности. В конце концов, даже почистить картошку попробуйте в затемненном помещении (не оставьте часть без завтрака).

Ускорение адаптации зрения. Известно, что сужение зрачка до устойчивого уровня продолжается до 5 с, для обратного расширения после прекращения действия светового раздражителя требуется до 3 мин. Поэтому при выходе из светлого помещения посветите в глаза красным светом. Наблюдайте за местностью при пуске осветительной ракеты одним глазом, таким же образом поступайте при стрельбе трассирующими боеприпасами (для ведения огня из СВД и ПКМ используйте патроны 7БТ1 и 7Т2М с выносом начала трассирования), точно так же наблюдайте за фарами машин. Проверьте и отработайте эти приемы на стрельбище.

Улучшение ночного зрения. Используйте медикаментозные средства: за несколько дней до начала боевого применения вашего подразделения начните регулярный прием препаратов типа «Олиговит» и «Гексавит». В повседневной деятельности употребляйте побольше витаминов и микроэлементов с растительной пищей.

Обучение определению скорости целей при их фронтальном и фланговом движении

Очень эффективно применение в обучении милицейских скоростомеров. Рекомендую договориться с местным отделением ГИБДД, чтобы прислали специалиста с прибором. Измеряйте скорости любых движущихся объектов. После появления у бойцов некоторых навыков устраивайте опрос на точность действий. Постарайтесь отработать это упражнение в сумерках.

Развитие равновесия

В этом помогают следующие упражнения: длительное стояние на деревянном бруске, балансирование на доске, положенной на круглую опору, хождение по рельсу. В последнем случае, где-то на 10-м километре, наиболее способные бойцы смогут идти строевым шагом и бежать по рельсу.

Рекомендую проводить стрелковые тренировки в форме комплексных занятий. Например, при отработке темы «Ведение огня по появляющимся и движущимся целям» можно охватить практически все упражнения, перечисленные в данной статье. Уверяю, что занятие пройдет насыщенно и интересно, ваши бойцы будут действовать с азартом и даже в перекурах устраивать незамысловатые соревнования. Используя перечисленные приемы тренировок, не переусердствуйте, чаще консультируйтесь с врачом части, сделайте его своим союзником.

Опытный и профессиональный художник способен определять размеры на бумаге и в жизни с поразительной точностью. Все практикующие художники обладают этой особенностью, но у кого-то она развита больше, у кого-то меньше. Глазомер — это способность без посторонних предметов (линейки, циркуля и т. д.) определять размеры и расстояния. Например, в качестве теста, можно попробовать начертить отрезок и отметить в нём середину. Если середина отмечена с погрешностью в 1 мм., то у Вас хороший глазомер. Развить глазомер может любой человек, но степень его точности будет разной. В силу особенности профессии, художник должен быть развит в этом отношении по определению. Ведь, чтобы нарисовать что-либо, нужно правильно определить размеры, пропорции, характер предмета. А это требует навыка. И здесь мы вплотную подходим к вопросу: как развить глазомер? Чтобы овладеть хорошим глазомером нужно сопоставлять размеры. Нужно постоянно сравнивать одно расстояние с другим, одну форму и другую форму, один фрагмент единого целого с другим фрагментом. Таким образом, художник «рассчитывает» расстояния в своём воображении.

Существуют несколько областей, где проявляется глазомер:

1. Определение параллельности объектов (линий). Например, нужно нарисовать окно. Художник рисует раму. А у рамы вертикальные бруски расположены параллельно. Если не иметь хороший глазомер, то рисунок окна будет кривым. Или человек оклеивает квартиру обоями. Стыки обоев можно проверить по отвесу, а можно отойти и увидеть своими глазами с точностью в несколько миллиметров.

2. Определение симметричности объекта. Когда художник рисует натюрморт из таких предметов, как кувшин, амфора, яблоко — нужно рисовать левые и правые стороны этих предметов симметрично. Глаз в этом случае сравнивает левую и правую сторону. Такое сопоставление позволяет художнику идеально передать форму этих предметов.

3. Определение пропорции объекта (объектов). Например, в портрете необходимо сходу определять размер головы к размеру плеча, размер плеча к размеру предплечья, размер предплечья, к размеру кисти руки… Без соотношения размеров рисунок не получится.

4. Определение характера формы объекта является вершиной в овладении всех вышеперечисленных навыков. Например, характер формы кувшина, подразумевает особенности ширины и высоты его частей. Кувшины бывают разные: с вытянутой горловиной, с широким основанием… Чтобы кувшин был похож на себя, художник должен определить все эти расстояния — и тогда, в голове выстраивается характер всей формы предмета.

Как видим, профессия накладывает свой отпечаток на человека. И хороший глазомер — это необходимая особенность художника, которую можно применить не только в изобразительном искусстве, но в самых разных областях жизни.

Упражнения для развития глазомера: Для того чтобы правильно изображать на бумаге видимые предметы окружающего мира, необходимо развивать «глазомер», отвечающий за чувство пропорции. Процесс этот может быть довольно скучным и длительным, но в дальнейшем гораздо упростит Вам жизнь. Итак, для начала нужно научиться рисовать ровные параллельные линии (отрезки). Возьмите лист бумаги и просто рисуйте одну линию под другой. Сначала они будут немного неровными (иногда очень кривыми), но это не страшно. С опытом Вы набьете руку, и у Вас это станет получаться все лучше. Стоит отметить, что первоначально необходимо наметить на листе точки, обозначающие начало отрезка и его конец. И только после этого быстрым движением проводите линию. То, что Вы видите перед собой точку, обозначающую конец отрезка, очень важно - так Вы мысленно намечаете для себя путь, который проделает Ваша рука. Упражняемся в этом столько, сколько потребуется. Руководствуйтесь внутренними ощущениями - как только Вас устроит результат, переходите к следующему упражнению. Дальше нужно делить нарисованный Вами отрезок на различное количество частей. Для начала - на две, четыре, восемь. Когда нужно разделить отрезок на восемь частей - то, по сути, нужно всегда делить пополам: сначала на 2 части, затем каждую часть еще на 2 и т.д. После этого делаем более сложное упражнение - делим отрезок на нечетное количество частей: 3, 5, 7. При этом руководствуемся следующим: Для деления на 3: сначала делим отрезок пополам, затем с обеих сторон от середины отделяем по такой части, чтобы в итоге все 3 части были равными, и середина средней части совпадала с серединой всего отрезка. Звучит немного сложно, но нужно пробовать. Для деления на 5: делим отрезок на 4 части, затем уменьшаем каждую часть ровно настолько, чтобы в итоге получилось 5 равных частей, И середина всего отрезка совпадала с серединой третьей части. Для деления На 7: сначала делим отрезок на 6 частей (это мы уже умеем) и потом действуем согласно принципу, описанному Выше. Делить отрезок На 5 7 и сложно, но после даже небольшой практики Вы увидите прогресс. Главное - не бояться и начать тренироваться. После этого можно приступать к рисованию геометрических фигур и делению их на части. Квадрат делим пополам разными способами: либо по диагонали, либо путем соединения середин противоположных сторон. Все прямоугольники и косоугольники делим на заданное количество частей путем деления противолежащих сторон на заданное число и соединением их линиями. Таким образом, можно раскладывать абсолютно любые геометрические фигуры. Далее все зависит только от Ваших стараний: чем больше будет у вас практики, тем легче вам будут даваться все более сложные упражнения.