Государственная третьяковская галерея. Самые известные шедевры третьяковской галереи Небольшое сообщение о третьяковской галерее






































Третьяковская галерея является одним из крупнейших музеев мира. В нем собраны работы мастеров, созданные с 10 по 20 век. Здесь представлены все направления русской живописи - от икон до авангарда. Третьяковская галерея в Москве, которую часто называют Третьяковкой, – одна из тех достопримечательностей столицы, которую посещают не только ценители искусства, но и все, кто хоть чуточку неравнодушен к культурному наследию России. Третьяковская галерея – один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительных центров России, крупнейший в мире музей русского искусства.

Третьяковская галерея – из истории

Датой основания Третьяковки считается 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович Третьяков, купец по роду деятельности, приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г.Худякова. В конце 50-х годов он пополняет свою коллекцию работами И.И. Соколова и В.И. Якоби, А.К. Саврасова и М.П.Клодта. В это время у Павла Третьякова появилась мечта создать музей, в котором будут представлены работы русских живописцев. Свою коллекцию он начал собирать с нуля. Коллекционер приобретал все лучшее, что было на художественном рынке из работ русских художников. По складу характера Павел Третьяков был не просто коллекционером. Он обладал широкими познаниями в области литературы и живописи, театра и музыки. Как писал про него художник и критик А.Н. Бенуа "…Третьяков по натуре и знаниям был ученый". Он безошибочно выбирал все лучшее, что создавала русская живопись. Как сказал про него художник Крамской: «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». Он был на открытии всех выставок в Москве, в Петербурге. Картины еще не развесили в выставочных залах, а он успевал осмотреть их в мастерских и прицениться. Он был впереди всех. Бывали случаи, что даже царь, подойдя к понравившейся картине, читал, что «куплено господином Третьяковым». Он говорил: «Мы работаем для русского народа».

В своем первом завещании в 1860 году, Третьяков оставил 150 тысяч рублей серебром на создание в Москве «художественного музеума или общественной картинной галереи…». Он создавал первый в России музей, отражающий развитие русского искусства и хотел, чтобы музей стал общедоступным. Будучи богатым, он старался не переплачивать посредникам. И считал: «Чем больше средств сэкономишь, тем больше картин произведений искусств можно собрать». Павел Михайлович Третьяков избегал роскоши и излишеств. Он помогал нуждающимся художникам, вдовам и сиротам. Достраивал и расширял музей.

В 1867 году открылась галерея, в которой была представлена коллекция Павла и его брата Сергея. Посетители увидели 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. Картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. С 1872 по 1874 гг. были построены два музейных зала, которые сообщались с жилыми помещениями. В 1882 году, когда необходимо было разместить Туркестанскую коллекцию, были пристроены 6 новых залов. Дополнительные залы появились также в 1885 и 1892 гг. 1892 год стал для музея знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве. Тогда в коллекции было 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков, а также работы западноевропейских мастеров. А через год состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. После смерти Павла Третьякова в 1898 году его дело продолжили другие меценаты.

В 1902-1904 гг. под руководством архитектора А.М. Калмыкова был построен знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковки. Фасады здания были разработаны архитектором В.Н. Башировым по рисункам художника В.М. Васнецова. 2 апреля 1913 года попечителем музея был избран художник и архитектор Игорь Эммануилович Грабарь. Благодаря ему Третьяковка была сформирована по европейскому типу - по хронологическому принципу. В декабре 1913 года музей был открыт для посетителей. После революции в 1918 году музей стал называться Государственной Третьяковской галереей и был объявлен государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. Директором музея стал И.Э.Грабарь. Большой вклад в развитие музея, в том числе в его расширение и оснащение, внес академик архитектуры А.В. Щусев. Во время войны большинство экспонатов были эвакуированы в Новосибирск. Само здание пострадало от бомбежки. К 100-летию музея в 1956 году его коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства. Большой вклад в расширение музея внес также Ю.К. Королев, директор музея с 1980 по 1992 гг. В 1989 году был сооружен новый инженерный корпус, где разместились конференц-зал и информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. После реконструкции в музейный ансамбль Третьяковки был включен памятник архитектуры XVII века - храм Святителя Николая в Толмачах. Он был восстановлен, освящен и стал домовым храмом музея.

Третьяковская галерея - картины

Музей имеет множество залов. И в каждом можно найти шедевр искусства. Павел Михайлович высоко ценил творчество В.Г.Перова. В 1860-е годы были приобретены несколько его картин, в том числе «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка», а также портреты.

В коллекции появляются картины, отражающие русскую историю. Как любитель пейзажей он заказывает картины, в которых хотел видеть правду и поэзию жизни. Приобретаются и портреты, созданные К.П. Брюлловым, В.А. Тропининым, В.Г. Перовым. Создается портретная галерея композиторов, писателей, художников России – А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова, В.И. Даля и других известных деятелей искусства.

Третьяков поддерживал образованное в то время Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Многие картины были приобретены на этих выставках. В 1870-е годы Павел Третьяков приобрел такие известные картины как «Христос в пустыне» И.Н. Крамского и «Сосновый бор» И.И. Шишкина, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова и «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н.Н. Ге. Одной из самых дорогостоящих приобретений Третьякова были работы В.В.Верещагина - коллекция туркестанских картин и этюдов. Позже коллекция пополняется картинами В.И. Сурикова и И.Е Репина, В.М. Васнецова и И.И. Шишкина, И.Н. Крамского и других известных мастеров. В Третьяковской галерее мы увидим работы Репина и Иванова, Куинджи и Брюллова, Крамского и многих других. Порадуются и ценители творчества Врубеля. Одним из самых обсуждаемых экспонатов является «Черный квадрат» Малевича.

Третьяковская галерея – информация для туристов

Для осмотра в музее развернуты экспозиции Древнерусского и Русского искусства, (18-20 вв.) и русской графики. Представлены также экспозиции «Сокровищница» и «Русский авангард», «Скульптура и графика 20 века» и собрание, посвященное Искусству 1930-х – начала 1950 годов и второй половины XX века. Кроме основного здания в Лаврушинском переулке, д.10 построен комплекс на Крымском валу. Здесь собраны работы, посвященные русскому искусству 20 века. Также здесь организуются выставки современного искусства. Третьяковке принадлежит музей-храм Святителя Николая и выставочный зал в Толмачах, музеи А.М.Васнецова и музей-мастерская скульптора А.С.Голубкиной, а также Дом-музей народного художника П.Д. Корина.

Заказать экскурсию можно в Экскурсионном бюро у главного входа музея. Продолжительность экскурсии 1 ч. 15 мин. - 1 ч. 30 мин.

Имя Павла Третьякова вписано в историю золотыми буквами. Третьяковская галерея в Москве – одна из жемчужин не только столицы, но и России в целом.

Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Сотни тысяч людей ежегодно знакомятся с собранием Третьяковской галереи, посвященным исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли большой вклад в историю русского искусства
Москвичи этот музей называют тепло и с любовью - «Третьяковка». Он для нас знакомый и близкий с раннего детства, когда мы начали приходить туда с родителями. Уютный, по-московски теплый, расположенный в тихом Лаврушинском переулке среди улочек и переулков Замоскворечья, древнейшего района Москвы.
Основателем Третьяковской галереи стал московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков. Поначалу все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке, купленного семьей Третьяковых в начале 1850-х годов. Но уже в конце 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности.
Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова, хотя ранее в 1854-1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
П. М. Третьяков, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие", - писал П. М. Третьяков в 1860 году, добавляя при этом: ". . . я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников". Всю свою жизнь Третьяков оставался крупным деловым человеком, не имевшим специального образования в области живописи. Современники немало удивлялись природному уму и безукоризненному вкусу этого потомственного купца. Со временем высокий вкус, строгость отбора, благородство намерений принесли Третьякову заслуженный и неоспоримый авторитет и дали ему "привилегии", которых не имел ни один другой коллекционер: Третьяков получил право первым смотреть новые работы художников или непосредственно в их мастерских, или на выставках, но, как правило, до их публичного открытия. П. М. Третьяков покупал заинтересовавшие его картины, невзирая на мнения критики и недовольство цензуры. Это было с такими картинами как "Сельский крестный ход на Пасху" В. Г. Перова, "Иван Грозный" И. Е. Репина. П. М. Третьяков ясно понимал, что создаваемый им музей должен не столько соответствовать его личным вкусам и симпатиям, сколько отражать объективную картину развития отечественного искусства. И до сих пор почти все, что было приобретено П. М. Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.

В 1892 году Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.
Павел Третьяков вплоть до своей смерти являлся распорядителем галереи. В 1898 году для управления галереей создали Совет под председательством попечителя которым в начале был И. С. Остроухов, а с 1913 года - И. Э. Грабарь.
В начале 1913 года московская городская дума избирает Игоря Грабаря попечителем Третьяковской галереи.

3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь.
В 1926 году директором музея стал академик архитектуры А.В. Щусев. В следующем году галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики.
В 1932 году Галереи было передано здание церкви Святителя Николая в Толмачах, которое стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» (1837-1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции.
В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания - так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.
В 1956 году, в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А.А. Иванова. В 1980 году перед зданием галереи установили памятник П. М. Третьякову, созданный скульптором А.П. Кибальниковым и архитектором И.Е.Рогожиным.
За годы реконструкции сложилась новая концепция Третьяковской галереи как единого музея на двух территориях: в Лаврушинском переулке, где сосредоточиваются экспозиции и хранилища старого искусства, начиная с древнейших времен до начала 1910-х годов, и в здании на Крымском валу, экспозиционные площади которого отданы искусству XX века. Выставки, как старого, так и нового искусства, устраиваются на обеих территориях.
Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений.

Искусство

114671

Государственная Третьяковская галерея - один из крупнейших художественных музеев русского изобразительного искусства. На сегодняшний день коллекция «Третьяковки» насчитывает порядка ста тысяч предметов.

При таком количестве экспонатов бродить по экспозиции можно несколько дней, поэтому Localway подготовил маршрут по Третьяковской галерее, проходящий через самые важные залы музея. Не заблудитесь!

Осмотр начинается от главного входа, если стоять лицом к кассам, слева есть лестница, ведущая на второй этаж. Номера залов написаны при входе, над дверным проемом.


Зал 10 практически полностью посвящен картине Александра Андреевича Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу»). Само полотно занимает целую стену, оставшееся пространство заполняют эскизы и этюды, коих за двадцать лет работы над картиной накопилось великое множество. Художник писал «Явление Мессии» в Италии, потом не без приключений переправлял полотно в Россию, а после критики и непризнания картины на родине, скоропостижно скончался. Интересно, что на полотне среди прочих изображен Николай Васильевич Гоголь и сам Иванов.

Читать полностью Свернуть


В зале 16, справа по ходу движения, находится трогательная картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак». Ходят слухи, что это полотно автобиографическое: несостоявшаяся невеста Пукирева была выдана замуж за богатого князя. Художник увековечил на картине и себя – на заднем плане, молодой человек со скрещенными на груди руками. Правда, эти версии не имеют фактических подтверждений.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


Слева в том же зале – полотно Константина Дмитриевича Флавицкого «Княжна Тараканова». На картине изображена легендарная самозванка, пытавшаяся выдать себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Версий гибели княжны Таракановой (настоящее имя неизвестно) существует множество, официальная – смерть от чахотки. Однако, «в народ» (в том числе, и благодаря работе Флавицкого) ушла другая: авантюристка погибла во время наводнения в Санкт-Петербурге, в тюремной камере Петропавловской крепости.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


В 17-ом зале находится картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале». На полотне представлена целая сюжетная композиция: персонаж постарше (слева) рассказывает какую-то выдуманную историю, которой искренне верит молодой охотник (справа). Мужчина средних лет (по центру) скептически относится к рассказу и только посмеивается.

Специалисты нередко проводят параллель между картиной Перова и «Записками охотника» Тургенева.

Читать полностью Свернуть

Зал №17


В зале 18 располагается самое известное полотно Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», написанное в Костромской области. Воскресенская церковь, изображенная на картине, существует и по сей день – ныне там находится музей Саврасова.

К сожалению, несмотря на множество прекрасных работ, художник остался в памяти народа «автором одной картины» и умер в нищете. Однако, именно «Грачи» стали отправной точкой для нового жанра пейзажной школы в России – лирического пейзажа. Впоследствии Саврасовым было написано несколько реплик картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №18


В 19-ом зале находится картина Ивана Константиновича Айвазовского «Радуга». Удивительно, но художник, написавший за свою жизнь порядка шести тысяч полотен, всегда оставался верен избранному им жанру – маринизму. Представленная картина по сюжету ничем не отличается от большинства работ Айвазовского: на полотне изображено кораблекрушение в бурю. Отличие же заключается в красках. Обычно использующий яркие оттенки, для «Радуги» художник выбрал более мягкие тона.

Читать полностью Свернуть

Зал №19


В зале 20 находится знаменитое полотно Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» (его часто ошибочно называют «Незнакомка»). На картине изображена царственная, шикарная дама, проезжающая в экипаже. Интересно, что личность женщины так и осталась загадкой и для современников художника, и для искусствоведов.

Крамской был одним из основателей общества «передвижников» ‒ объединения художников, противопоставлявших себя представителям академизма в живописи и организующих передвижные выставки своих работ.

Читать полностью Свернуть

Зал №20


Справа, по ходу движения, в зале 25 располагается картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда полотно ошибочно называют «Утро в сосновом бору»). Несмотря на то, что сейчас авторство принадлежит одному художнику, работали над картиной двое: пейзажист Шишкин и жанровый живописец Савицкий. Константин Аполлонович Савицкий написал медвежат, кроме того, ему иногда приписывают и саму идею создания картины. Версий того, каким образом исчезла с полотна подпись Савицкого, существует несколько. По одной из них, свою фамилию с готовой работы Константин Аполлонович убрал сам, тем самым отказавшись от авторства, по другой – подпись художника стер коллекционер Павел Третьяков после покупки картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №25


В зале 26 висят сразу три сказочных картины Виктора Михайловича Васнецова: «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри». Три богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович (слева направо на картине) – едва ли не самые известные герои русских былин. На полотне Васнецова бравые молодцы, готовые в любую минуту принять бой, высматривают, нет ли на горизонте врага.

Интересно, что Васнецов был не только художником, но и архитектором. Так, например, пристройка главного входного зала Третьяковской галереи бала спроектирована именно им.

Читать полностью Свернуть

Зал №26


В 27-ом зале располагается полотно Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны», относящееся к серии картин «Варвары», написанной художником под впечатлением от военных действий в Туркестане. Существует множество версий касательно того, чего ради выкладывались такие пирамиды черепов. По одной из легенд, Тамерлан услышал от женщин Багдада рассказ об их неверных мужьях и приказал каждому из своих солдат принести по отрубленной голове изменников. В результате образовалось несколько гор черепов.

Читать полностью Свернуть

Зал №27


В зале 28 находится одна из самых известных и важных картин Третьяковской галереи – «Боярыня Морозова» Василия Ивановича Сурикова. Феодосия Морозова – сподвижница протопопа Аввакума, приверженка старообрядчества, за что и поплатилась жизнью. На полотне боярыню в результате конфликта с царем – Морозова отказалась принимать новую веру – везут по одной из московских площадей к месту заключения. Феодора вскинула два перста в знак того, что ее вера не сломлена.

Через полтора года Морозова умерла от голода в земляной тюрьме монастыря.

Читать полностью Свернуть

Зал №28


Здесь же, в 28-ом зале, находится еще одно эпическое полотно Сурикова - «Утро стрелецкой казни». Стрелецкие полки были приговорены к казни в результате неудавшегося бунта, вызванного тяготами военной службы. На картине преднамеренно изображена не сама казнь, а лишь люди в её ожидании. Однако существует легенда, что изначально на эскизах полотна были написаны и уже казненные через повешение стрельцы, но, однажды, зайдя в мастерскую к художнику и увидев набросок, служанка упала в обморок. Суриков, желавший не шокировать публику, а передать душевное состояние приговоренных в последние минуты их жизни, изображения повешенных с картины убрал.

О Третьяковской галерее что-нибудь слышал каждый россиянин, ведь это самый известный музей изобразительного искусства в нашей стране. Именно здесь собрана самая богатая коллекция русского искусства от икон XI века до живописи и скульптур начала XXI столетия, и меня этот музей манил с самого детства. Так что и свой первый визит сюда в 10 лет, и последующие посещения я всегда вспоминаю с удовольствием - столько нового я открываю для себя в каждый поход сюда!

Сегодня коллекции галереи разместились в двух зданиях: основная экспозиция, посвященная искусству старых мастеров, находится в особняке в Лаврушинском переулке, а коллекция XX века представлена в здании на Крымском валу. Мне кажется, побывать хотя бы на одной из экспозиций Третьяковки каждому гостю столицы строго обязательно, ведь это одна из главнейших достопримечательностей в Москве.

Как добраться в Третьяковскую галерею

Здание в Лаврушинском переулке

Историческое здание музея в Лаврушинском переулке так хорошо известно москвичам, что в свое время даже дало название ближайшей станции метро «Третьяковская» Калужско-Рижской линии (на карте ниже обозначена цифрой 1 ). От метро по Климентовскому и Большому Толмачевскому переулкам можно дойти до галереи пешком всего за 7-9 минут.

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея (г. Москва). Лаврушинский переулок, 10) - художественный музей, содержащий одну из самых крупных в мире коллекций произведений русского изобразительного искусства. Галерея основана купцом и меценатом Павлом Третьяковым в 1856 году. В советский период расширилась в крупный музейный комплекс. В настоящее время, кроме музейного комплекса в Лаврушинском и Малом Толмачевском переулках, Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская Галерея" включает большой выставочный комплекс Третьяковская галерея на Крымском Валу (Крымский Вал, 10), музей-квартиру А.М. Васнецова (Фурманный переулок, 6), дом-музей В.М.Васнецова (переулок Васнецова, 13).

Официальный сайт Третьяковской галереи:

1874 год - Верещагин проводит выставку картин туркестанского похода и путешествия по Средней Азии. Павел Третьяков восхищён творчеством Верещагина и стремится приобрести всю выставку (всю серию картин) в свою галерею для обязательной постоянной демонстрации. Третьяков купил выставку за 92 000 рублей, что было очень высокой ценой для того времени.

1874 год - Закончено строительство двух первых музейных залов галереи и открыто их постоянное посещение.

1876 год - Павел Третьяков становится сторонником «Передвижников » (Товарищества передвижных художественных выставок - ТПХВ) и начинает покровительствовать их творчеству, покупая и заказывая большое количество картин И.Н. Крамского, И.И. Шишкина , А.К. Саврасова, Н.Н. Ге и др.

1882 год - к галерее пристроены 6 новых залов.

1885 год - к дому пристраивается еще 7 залов. приобретены картины В.И. Сурикова , картины И.Е. Репина , работы В.М. Васнецова , И.И. Шишкина , И.Н.Крамского, И.И. Левитана , В.Д. Поленова и другие.

1892 год - Павел Третьяков передаёт галерею со зданием и всей коллекцией в собственность Московской городской думы. Сам Третьяков получил звание Почётного гражданина Москвы и назначается пожизненным попечителем галереи.

4 (16) декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков скончался в Москве. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».

1904 год - закончено строительство знаменитого фасада Третьяковской галереи, спроектированного по рисункам художника В. М. Васнецова.

16 января 1913 года - в галерее произошло трагическое событие. На картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» напал вандал с ножом. Узнав о порче картины, хранитель Третьяковской галереи (Е. М. Хруслов) покончил с собой, бросившись под поезд. Илья Репин собственноручно восстанавливал картину, практически вырисовывая заново лица.

1913 год - московская городская дума избирает попечителем Третьяковской галереи Игоря Грабаря.

1918 год - после революции галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и стала государственной.

1926 год - директором музея стал академик А. В. Щусев.

1928 год - произведён серьёзный ремонт здания, системы отопления, организована вентиляция, проведено электричество.

1932 год - здание закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах было передано Третьяковской галерее для запасника.

1936 год - был открыт новый двухэтажный корпус, ведутся работы по организации непрерывного маршрута посещения. Галерея пользуется популярностью, а некоторые картины передвижников используется советской властью для идеологического воспитания.

1941 год - летом начинается срочная эвакуация экспозиции в Новосибирск. Потребовался эшелон из 17 вагонов.

1956 год - отмечен 100-летний юбилей Третьяковской галереи.

1985 год - достроен депозитарий - реставрационные мастерские и хранилище произведений.
Здание на Крымском Валу д. 10, было объединено с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс.

1989 год - к основному зданию галереи (слева от парадного фасада) был пристроен новый «Инженерный корпус». В нём размещена большая часть современных инженерных систем музея.