Имитационная игра воздушный шар. Игровое тренинговое занятие для старшеклассников "поучимся общаться"


Это упражнение является тестовым и позволяет проверить, насколько эффективно командное взаимодействие.
Упражнение выполняется в мини-группах по 7-9 человек. Разделение на группы может проводиться по любому принципу, например по сезону рождения. Мини-группа садится в круг, берется за руки, все закрывают глаза.
12 ВачковИ. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.

Тренинг командообразованим

II. Сценарий тренинга командообразования для помещений

А) Ведущийзачитываетследующийтекст:
Возьмите друг друга за руки, почувствуйте друг друга. Как хорошо быть в кругу друзей! Итак, мы все сейчас находимся в корзине воздушного шара и отправляемся в путешествие на один из необитаемых островов в Атлантическом океане. Там весной уже тепло, растут ананасы, и не надо оформлять никаких виз: остров-то необитаемый! Короче, вы набрали в этот шар множество полезных вещей, чтобы жить без проблем по крайней мере неделю, а на самом деле - с запасом, и вот вы уже готовы к полету. Вас провожают куча друзей и родственников, хлопоты, объятия, поцелуи, прощания...
Закройте глаза.
Легкое покачивание, и вы отрываетесь от земли. Холодок в груди, а потом ощущение свободы и простор полета... Вот уже не разглядеть лиц людей под вами, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки - и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот уже вы видите синюю полоску от края до края горизонта - это Атлантический океан. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн - но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. И вот уже вдали вы видите маленькую точку - вот остров, куда вы летите! Над островом много птиц, вот уже несколько чаек пролетело совсем близко от вас: может быть, одну из этих чаек зовут Джонатан Ливингстон? Остров уже хорошо виден, вы уже готовы потихоньку снижаться - где-то минут через двадцать вы будете на твердой земле! Какие интересные приключения ожидают вас там!
Но что это? Вы видите, как от горы отрывается какая-то крупная птица и летит прямо навстречу вам! Это - гигантский орел, и он смотрит на вас недобрыми глазами! Может быть, он принял вас за своего соперника? Он делает вокруг вас круг за кругом, потом вдруг взмывает наш шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите клекот, царапанье чем-то острым по ткани, удары - и шипение.

У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу - и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях начинает медленно скользить в сторону и вниз. Но ваш шар тоже начинает терять высоту. Ваш единственный шанс спастись - долететь до земли, потому что внизу начался шторм и любого пловца просто разобьет об острые рифы и скалы. Долететь до острова - около 20 минут. Но это приблизительно. Может быть, и больше, а может быть, и меньше. Точную цифру вам не скажет даже Господь Бог. Есть шанс спастись, если облегчите шар, освободившись от не самых нужных вещей. Но что выбросить?
Списоквещей(выдаетсякаждомуучастнику)

№ п/п Содержание упаковок Вес
(объем)
1 2 3
1 Миски, кружки, ложки 4 кг
2 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 5 кг
3 Подборка полезных книг про все 9 кг
4 Консервы мясные 20 кг
5 Топоры, ножи, лопата 14 кг
6 Канистра с питьевой водой 20 л
7 Бинты, вата, перекись, зеленка 1,5 кг
8 Винтовка с запасом патронов 20 кг
9 Презервативы и какие-то лекарства 0,5 кг
10 Импортный шоколад 7 кг
11 Золото, бриллианты и яркие украшения, побрякушки 0,4 кг
12 Очень большая собака 75 кг
13 Рыболовные снасти 0,6 кг
14 Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 1 кг
15 Теплая одежда и одеяла 50 кг
16 Соль, сахар, специи, набор поливитаминов 2 кг
17 Плетеный нейлоновый канат 150 м
18 Медицинский спирт 10 л

204
Тренинг командообразования
Б) Индивидуальнаяработа.
У вас 7 минут на работу. За это время вы должны найти себе ручку и записать свое решение в первой из трех свободных колонок справа. Ранжируете строго индивидуально. Запрещены любые разговоры. За разговоры команда будет штрафоваться. Начинаем работу по моей команде.
В) Команднаяработа.
Ведущий зачитывает инструкцию:
Хорошо это или плохо, но вы в шаре не одни - в шаре вся ваша команда, и кроме вашего мнения, есть мнения другие. Соответственно, вам надо договориться. Во второй колонке вы должны записать командный ранжир выкидываемых вещей. Каждая команда теперь должна выработать свое общее решение, но не голосованием по большинству голосов, а консенсусом, то есть общим, единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается.
На принятие общего решения у вас 20 минут. Не уложились в 20 минут - ваша команда падает в океан и всех съедают голодные акулы. Но имейте в виду: если вы прилетите не с тем набором вещей, то ваша жизнь на острове будет грустной и недолгой. Если вы договорились быстрее - это показатель качественной командной работы. Вы будете за это вознаграждены: каждая сэкономленная минута - это одна сохраненная вам вещь.
Ведущий отмечает, за какое время было принято общегрупповое решение, определяется время выполнения задания каждой командой (за каждую сэкономленную минуту команде оставляется еще одна вещь).
Г) Обсуждение.
По окончании игры участники в общем кругу высказываются, кто помогал им принимать решение, а кто мешал, в чем был прав, а в чем ошибался каждый из них.

Л. Сценарий тренинга командообразования для помещений 205
7. УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВОЙ РИСУНОК»
Упражнение проходит в два этапа. На первом этапе каждому участнику предлагается нарисовать метафорическое изображение себя (в виде образа, символа, знака) в данный момент жизни. На втором этапе участникам выдаются маркеры и лист ватмана. Необходимо нарисовать общий рисунок группы, в котором нашлось бы место всем индивидуальным рисункам участников.
8. РЕФЛЕКСИЯ ПО ДНЮ И ВСЕМУ ТРЕНИНГУ
Рефлексия или обратная связь по всему тренингу отличается большей подробностью. На нее необходимо выделять достаточное количество времени (30-40 минут). Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: Самые яркие впечатления Что вы вынесли из тренинга для себя? Как в реальной жизни будете использовать опыт, полученный в тренинге? пожелания, благодарности другим участникам группы и ведущим.
9. РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ ДНЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ БазаровТ. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996. БронштейнМ. Управление командами: Теория и практика построения эффективной команды. М., 2004. ВеснинВ. Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. 1999.

Тренинг командообразования

ГаленкоВ. П., СтраховаС. И., ФайбушевичС. И. Как эффективно управлять организацией М., 2001. ДонцовА. И. Психология коллектива. М., 1984. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. идр. Технология создания команды. СПб.: Речь, 2002. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. СПб.: Речь, 2003. ИльенковаС. Д. Инновационный менеджмент. М., 1997. КапециоП. Команды, которые выигрывают. М., 2005.
КарякинА. М. Командная работа: основы теории и практики. Иваново, 2003. МаксвеллДж. Создай команду лидеров / Пер. с англ. Л. А. Бабук. М., 2003. ПаркерГ., КроппР. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. СПб., 2002. ПригожийА. И. Современная социология организаций. М., 1995. ПугачевА. В. Организационное поведение. М., 2001. РезникС. Д. Команда менеджера // ЭКО. 1997. № 3. РихтерК. Формирование командного духа // Управление персоналом. 2004. № 10.

(командная) игра, способствующая проявлению групповой сплоченности, лидерства, способности лидера поддерживать эффективность работы его команды. Студенты учатся распределять роли и функциональные обязанности внутри своей группы, вырабатывать групповые нормы, стремиться к групповому единомыслию. В игре происходит формирование осознания важности групповой сплоченности, умения эффективно преодолевать спорные и конфликтные ситуации. На примере данной игры можно проследить стадии становления команды.


Порядок проведения игры
В данную игру можно играть без разбивки на команды, но если количество игроков больше 20, следует разделиться на команды. Разбивка обычно произвольная, но можно формировать группы по определенным признакам: группа «Мудрецов», «Гуманистов». «Трудяг-работяг», «Диких варваров» и т. д. Возможен вариант, когда лидеры выбираются отдельно среди юношей и среди девушек. Тогда команда будет формироваться вокруг них. Затем оба лидера формируют свои команды.
Введение в игровую ситуацию
Ведущий произносит: «Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки – и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта точка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из поля вашего зрения – и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипение. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу – и раненый орел медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра, несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей, и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих необитаемых островах, а сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего не известно: сейчас тепло, но какова зима?

Все открыли глаза – и оказались в своей группе. Все сейчас подучат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут «выкидывать» вещи, чтобы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер – во вторую, пятнадцатым номером – то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная. С соседями ничего обсуждать нельзя. В корзине должны остаться вещи, общий вес которых составляет не более 100 кг. На всю работу у вас 10 минут».


Список вещей, находящихся в корзине шара:

1) миски, кружки, ложки (9 кг);

2) ракетница с сигнальными ракетами (6 кг);

3) географические карты и компас (2 кг);

4) консервы мясные (20 кг);

5) топоры, ножи, лопаты (12 кг);

6) канистра с питьевой водой (20 л);

7) бинты, вата, перекись водорода, зеленка (7 кг);

8) винтовка с запасом патронов (30 кг);

9) шоколад (10 кг);

10) золото, бриллианты (25 кг);

11) большая собака (55 кг);

12) рыболовные снасти (1 кг);

13) туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь (3 кг);

14) соль, сахар, набор витаминов (9 кг);

15) медицинский спирт (10 л).

После того как каждый сделал свой выбор, дается следующее задание для всей команды.

Ведущий: «Вам грозит смерть, единственная надежда – долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего – упадете и утонете в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь или сразу все, – погибнете. Свой выбор сделал каждый, теперь каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет «против», решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас 15–20 мин. Закончив работу, подведите итоги, в частности выясните, чье индивидуальное решение оказалось ближе к групповому. Тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других».

Командная работа в течение 20 минут. Те группы, что приняли решение за меньшее количество минут, составляют список победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть свой список и список общегрупповой. По каждому пункту надо подсчитать модуль разности, т. е. если по п. 1 (кружки и др.) у Васи 3-й ранг (он решает выкидывать это третьим по очереди), а группа поставила это на 5-е место, то по этому пункту разница равна 2; если бы у Васи этот пункт был на 5-м месте, а у группы на 2-м, разница была бы 3. Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение Васи оказалось далеко от группового, и сравнить, чье решение к групповому оказалось ближе. Если группа не сумела справиться с заданием досрочно, определение победителей можно пропустить, но этот момент очень интересен для игроков. Если есть возможность, стоит обсудить с группой, что, на их взгляд, важнее – умение доказать свою правоту или работать в целом на спасение группы?

На самом деле важно обсудить ход прошедшей дискуссии и вклад в нее каждого. Какова общая стратегия, кто какой вклад внес, кто спасал группу, а кто наоборот? На это обязательно надо отвести 10 минут. Если же этот момент пропустить, то для студентов все происшедшее окажется только увлекательной игрой в приключение, но не уроком жизни.


Деловая игра «Необитаемый остров»

Данная игра позволяет диагностировать взаимоотношения, симпатии и антипатии, выявить лидеров между членами команды; дать возможность проявить личностные качества игроков (мужество, мудрость, жестокость, безответственность, творческие способности, упрямство, бодрость духа, заурядность и т. д.); показать, как строятся законы человеческого общества, что в них случайно, а что рождено требованиями самой жизни. Обычно играют параллельно четыре команды по 6–8 человек («Мудрены». «Гуманисты». «Трудяги-работяги». «Дикие варвары»). Порядок проведения игры.

Игра продолжается в течение 60–90 минут, пока одна или две команды не доведут ее до конца. Во время игры каждые 15 минут проводятся обсуждения (для этого каждая команда получает вопросы). Например:

Культура – понятие, отражающее символические, небиологические, то есть приобретаемые аспекты жизни человеческого общества. К. включает язык, обычаи и согласованные традиции (конвенции). Предметом культурной антропологии (в отличие от антропологии физической) является анализ культуры человеческих обществ.

Международные организации (international organizations) – это наднациональные институты, целью деятельности которых является регулирование и мониторинг важнейших процессов международной экономики. В настоящее время насчитывается уже более ста М. о., различных по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику.

Менеджмент – 1. Область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организацию систем управления и ее совершенствование в соответствии с задачами социально-экономического развития.

2. Процесс оптимизации деятельности человека путем разработки решений по управлению материальными и финансовыми ресурсами; искусство, которое требует постоянного творческого подхода.

Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком для осуществления управленческой деятельности.

Методология социологического исследования – составная часть и особая область социологического познания, содержащая совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов проведения социологических исследований.

Методы социального управления – комплекс методов целенаправленного воздействия на: 1) отдельных работников; 2) отдельную группу; 3) целый коллектив. На каждом из этих трех уровней управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит, и вырабатывает соответствующие методы; часть их применима в каждом из трех случаев, применение другого ограничено каким-либо одним из них.

Метод групповой дискуссии – метод групповой работы по решению проблем, который, обеспечивая глубокую проработку имеющейся информации, разных точек зрения по данной проблеме, тем самым способствует выработке адекватного в данной ситуации решения. М. г. д. увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации.

Начинающая организация (learning organizatio n ) – течение в организационном поведении 90-х годов XX века, основанное на признании ценности знаний для роста конкурентных преимуществ. Организационные знания содержатся в продуктах человеческой деятельности (оборудовании, базах данных, оформлении), в организационных структурах (ролях, системах поощрения, процедурах) и людях (умениях, ценностях, верованиях, практиках).

Образование – система организаций и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Получение образования предстает как участие в образовательной деятельности в качестве реципиента передаваемых знаний.

Образовательная политика – составная часть политики государства, совокупность теоретических идей, целей и задач, практических мероприятий развития образования. О. п. – это система экономических, организационных, социальных и других мер с прямыми и обратными связями между составляющими ее элементами.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы. О. п. направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, а также на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных О. п.

Образовательное учреждение – организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично. Учреждение считается образовательным при условии осуществления им образовательного процесса, т. е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся.

Общественные блага – блага, обладающие свойствами несоперничества и неисключаемости в потреблении. Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных.

Общественное мнение – совокупность суждений и оценок, характеризующих консолидированное отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни, оказывающих влияние на содержание и характер политического процесса.

Организационное поведение . Появление понятия обычно связывают с докладом Р. Гордона и Д. Хауэла (1959), в котором авторы на основе анализа результатов опросов студентов и преподавателей бизнес-школ пришли к выводу, что будущим менеджерам-практикам недостаточно изучения психологии и что необходимо создание такой учебной дисциплины, которая охватывала бы широкий спектр вопросов, касающихся поведения людей и групп в организациях.

Ориентация членов группы на задачу или на себя (task oriented behavior or self oriented behavior). Американский психолог Эдгар Шайн (1998) описал виды поведения, ориентированные на задачу и производительность, и виды поведения, ориентированные на себя как у индивидов, так и у подгрупп. С помощью указанных видов поведения работники демонстрируют механизмы распределения и перераспределения ролей в группе.

Показатели социальные – количественные и качественные характеристики состояния, тенденций и направлений социального развития, применяемые в управлении и планировании для оценки соответствия реально сложившегося положения дел в обществе научно обоснованным требованиям.

Политика организации – система правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. В контексте управления человеческими ресурсами необходимо рассматривать кадровую политику. Однако П. о. тесно связана с финансовой и внешнеэкономической политикой. Такой подход характерен для крупных частных западных компаний и системы государственной службы.

Политические ориентации – представления людей о соответствующих их потребностям целях политической деятельности и приемлемых для них средствах достижения этих целей. П. о. формируются как результат процессов, протекающих в сфере социально-политической психологии и определяющих направленность общественно-политического поведения людей. П. о. отличаются от идейно-политических концепций, программ партий и течений, изучаемых политологией, историей общественной и политической мысли.

Программа социологического исследования – изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотезами исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез. Разработка П. с. и. начинается с формулировки проблемной ситуации как некоторого противоречия между осознанием научно-познавательной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения.

Призвание – синтетическая характеристика, выражающая степень удовлетворенности своим делом. Макс Вебер определял П. как такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью. Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания.

Профессия – (лат. «объявляю своим делом») означает, что для каждого человека труд выступает в виде ограниченной сферы деятельности, требующей определенной подготовки. Из ряда факторов, определяющих выбор П.: наличие способностей и индивидуальная склонность к определенному виду деятельности, высокая оплата, престиж П., семейные традиции, социальная среда, – любой может стать решающим.

Стиль управления – это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата.

Теория человеческого капитала . Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем, классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера.

Тестирование интеллекта – измерение индивидуальных интеллектуальных способностей к решению теоретических и практических задач. В психологии существует множество моделей интеллекта, подразумевающих разные подходы к его тестированию.

Большинство ранних концепций и тестов интеллекта разрабатывались в конце XIX – начале XX вв.

Тесты – одна из наиболее распространенных и практически эффективных методик психологической диагностики. Выполнение тестов требует актуализации некоторых обобщенных умений, имеющих значение в деятельности человека (учебной, профессиональной, спортивной и др.).

Трудовой договор – соглашение между работодателем и нанимаемым, касающееся предстоящей работы данного сотрудника на предприятии. В качестве работодателя может выступать физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать Т. д.

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации. У. представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды, общества, техники и живой природы. У. должно быть направленно на успех и выживание. В У. всегда есть субъект – тот, кто осуществляет управление, и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т. о. основная задача У. – организовать работу других людей. Различают У. техническими системами, экономическое, а также социальное У., в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.

Управление образованием – процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулировки и достижения целей, поставленных обществом в сфере образования. Структура отраслевой вертикали У. о. включает федеральное министерство образования (Министерство образования и науки Российской Федерации), региональные министерства и департаменты, районные отделы.

Устойчивое конкурентное преимущество (sustainable competitive advantage ) – долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание ценности, которая в данное время не применяется ни существующими, ни потенциальными конкурентами и которая не может быть скопирована.

Факт социальный – единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы вещественной жизни или характерных для определенных социальных процессов.

Шкалы оценок – наборы оценок, которые даются конкретным актам поведения. Распределяясь по соответствующему континууму, такие оценки (отражая воплощенные в подобной шкале критерии) могут быть либо резко отрицательными, либо социально нейтральными (норма), либо максимально положительными. Социальная оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т. д.

Эксперимент – форма познания объективной действительности в науке, при которой явления изучают при помощи целесообразно выбранных или искусственно созданных контролируемых условий, обеспечивающих протекание в чистом виде и точное измерение тех процессов, наблюдение за которыми необходимо для установления закономерных связей между явлениями.

Эксперимент естественный – разновидность эксперимента, в котором вмешательство исследователя в естественный ход событий сведено к минимуму. Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где экспериментальный фактор находился бы в максимальной изоляции от других факторов, и наблюдает за развитием событий, фиксируя (насколько это возможно) их основные характеристики до и после вступления в действие изучаемого фактора.

Эксперимент инновационный – диагностика новшества пробным нововведением. В широком социальном плане Э. и. выступает как механизм перехода организационных, социально-экономических систем от одного состояния к другому: снижает порог риска, ослабляет эффект вторичных последствий, обосновывает будущие нововведения, определяет направление развития. Диагностическая функция Э. и. выступает как выявление проблем осуществления нововведения, как оценка реализуемости новшества и его результативности.

Эксперимент хоторнский – ряд знаменитых исследований, проведенных в США в течение 1924–1932 гг. на Хоторнских предприятиях (Чикаго) и оказавших огромное влияние на все последующее развитие индустриальной социологии. Руководил исследованиями профессор Э. Мэйо, возглавивший затем отдел исследований индустриальных отношений в Высшей школе деловой администрации при Гарвардском университете.

Этика деловых отношений – система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в одной из сфер: общественно-профессиональной жизни, профессиональной деятельности. Э. д. о. базируется на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеет некоторые отличительные особенности. Профессиональная роль любого сотрудника организации неотъемлемо связана с выполнением им этических норм взаимоотношений со своим внешним окружением (коллегами, подчиненными, клиентами и партнерами). Соблюдение Э. д. о. – один из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Этика руководителя – система норм нравственного поведения руководителя, основанная как на понимании и учете психологии работников, так и на воспитании личности, культуре управления и умении управлять своими чувствами, эмоциями в процессе личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами.

Этикет – совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Эти правила во многом определяются конкретными условиями, в которых происходит межличностное общение.

Этикет речевой – правила речевого поведения на службе. Выделяют Э. р. проведения деловых бесед, совещаний, публичных выступлений и написания деловых писем. Э. р. включает в себя устойчивые формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации с учетом сложившейся ситуации и т. п.

Этикет служебный – система личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами. Определяющий принцип Э. с. – сотрудничество и взаимопонимание. Э. с. обеспечивает установление личных контактов, содействует решению деловых вопросов, формирует благоприятную социальную и психологическую атмосферу в коллективе.

Использованная литература

1. Резник С. Д., Игошина И. А., Шестернина О. И. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): учебное пособие / М.: ИНФРА-М, 2012. 320 с.

2. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Организационное поведение: учебник / М.: Экономистъ, 2006. 665 с.

3. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / Под ред. д-ра социологических наук, профессора Ю. П. Сурмина Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.

4. Багиев Г. Л., Наумов В. Н. Организация практических занятий по маркетингу. Кейсовый метод. СПб., 1997. 89 с.

5. Резник С. Д. Организационное поведение: учебник. М.: ИНФРА-М, 2011. 460 с.


Рекомендуемая литература
Основная

  1. Ричард Л., Дафт. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. 736 с.

  2. Карташева Л. В. Организационное поведение: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М. 157 с.

  3. Лютенс Ф. Организационное поведение: пер. с англ. 7-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008. 692 с.

  4. Спивак В. А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2009. 352 с.

  5. Организационное поведение: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. СПб.: Питер, 2010. 464 с.

Дополнительная


  1. Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организация: учебник / Пер с. англ. В. Л. Доблаев. 3-е изд. М.: Дело и сервис, 2008. 464 с.

  2. Веснин В. Р. Теория организации: учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. 272 с.

  3. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. 2-е изд. М.: Экономистъ, 2008. 296 с.

  4. Лапыгин Ю. Н. Теория организаций: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 311 с.

  5. Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 797 с.

  6. Резник С. Д. Организационное поведение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. 430 с.

  7. Васильев Г. А., Деева Е. М. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. М., 2005.

  8. Красовский Ю. Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. М., 2004.

  9. Арсеньев Ю. Н., Шелобаев С. И., Давыдова Т. Ю. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. 2005.

  10. Резник С. Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. пособие для вузов. М., 2006.

  11. Оксинойд К. Э. Организационное поведение: учеб. для вузов. М., 2009.

  12. Алиев В. Г., Дохолян С. В. Организационное поведение: Учеб. для вузов. М., 2004. 310 с.

Группа находится в корзине воздушного шара, который летит над океаном. Неожиданно шар начинает терять высоту. Вдалеке, по направлению ветра, несколько необитаемых островов. Есть шанс спастись и долететь до острова, если освободиться от менее важных вещей, находящихся в корзине шара. Вопрос в том, что конкретно выбросить? Какие-то вещи могут пригодиться для жизни на островах, правда, сколько там придется пробыть, никто не знает.

Список вещей, находящихся в корзине воздушного шара:

1. Миски, кружки, ложки.

2. Ракетницы с сигнальными ракетами.

3. Географические карты, компас.

4. Консервы мясные.

5. Топоры, ножи, лопаты.

6. Канистра с питьевой водой.

7. Аптечка.

8. Винтовка с запасом патронов.

9. Шоколад.

10. Золото, драгоценности.

11. Собака породы водолаз.

12. Рыболовные снасти.

13. Туалетные принадлежности.

14. Соль, сахар, набор витаминов.

15. Медицинский спирт.

Надо расположить названные предметы по степени их значимости для выживания людей в этих условиях. Первым номером отмечается предмет, который решено выбросить в первую очередь, вторым номером − то, что выбрасывается во вторую и т.д. Пятнадцатым номером отмечается самый важный предмет − его выбросят в последнюю очередь. Список вещей раздается участникам игры.

Игра идет в три этапа:

Этап 1. Каждый выполняет задание самостоятельно.

Этап 2. Задание выполняется малыми группами.

Этап 3. Задание выполняется большой группой.

Чтобы достичь согласия, группа должна прийти к единому мнению. Добиться этого нелегко, ибо не каждая оценка получает полное одобрение всех. Группа должна выбирать такие оценки, с которыми соглашаются все хотя бы отчасти. Тянуть время нельзя — можно погибнуть.

Анализ проводится с помощью ответов на вопросы:

· Какова была атмосфера в группе?

· Что мешало достижению согласия?

· Какие выявились признаки лидерства?

· Кто проявлял активность?

· Кто был пассивным?

· Кто доминировал?

· За счет чего оказывалось влияние?

· Какие индивидуальные стили общения можно было выявить - уход, подавление, переход на личности, психологический шантаж, поиск единомышленников, что-то другое?

· Какие виды поведения помогали, а какие мешали достижению согласия?

Задание 16 . Рефлексия личностной позиции в группе. Ознакомьтесь с поданной ниже информацией. Определите, каков был Ваш стиль вхождения в профессиональную группу. Почему Вы так думаете?

В современном менеджменте существуют следующие четыре вида вхождения в коллектив той или иной организации и усвоения ее норм и ценностей:

Отрицание. Человек все отрицает, ему все не нравится, и он принимает свой новый коллектив, что называется, скрипя зубами, постоянно это всем показывая. Такие работники ни в одной фирме долго не задерживаются.


«Конформизм ». Человек соглашается со всем, что ему говорят и чего от него требуют. Такие люди не имеют своего мнения и не слишком переживают за дела фирмы, оставаясь пассивными во многих ситуациях. Они могут быть хорошими работниками, но прежде всего - исполнителями, не проявляющими ценной сегодня инициативы.

«Мимикрия ». Внешне соглашаясь с нормами и требованиями организации, человек в действительности внутренне их не принимает. Как правило, такие люди - потенциальные перебежчики в другие организации, как только для этого представится удобный случай.

«Адаптивный индивидуализм». (Самый продуктивный). Демонстрируя этот вид вхождения, человек успешно адаптируется к требованиям новой организации, но при этом открыто может выражать свое несогласие и позволяет себе выступать с критикой того, что ему не нравится. Как правило, это очень крепкие профессионалы, которые болеют за дело и не могут равнодушно видеть то, что плохо делается в той сфере, в которой они хорошо разбираются.

Задание 17 . Рефлексия профессионального потенциала, основанная на самоанализе возможностей.

В книге американского исследователя Макса Эггера «Блистательная карьера» был опубликован перечень вопросов для изучения своих возможностей в построении карьеры. Попробуйте обоснованно ответить на эти вопросы.

Наброски вех жизненного пути:

· Как бы я хотел использовать свою жизнь и чего я хотел бы добиться?

· Каковы мои конкретные цели в области карьеры: на этот месяц, на этот год, на это десятилетие?

· Как выделиться в лучшую сторону во время встречи: за сегодняшний день, в этом месяце, в этом году?

· Каковы намеченные мною вехи карьеры и когда я должен их достичь?

· Являются ли мои цели измеримыми и делимыми на этапы?

· Можно ли установить реалистичные сроки для достижения моих целей?

· Какие газеты и журналы мне нужны для достижения целей карьеры?

Наметка вех жизненного пути связана с задачей стратегического планирования жизни. Опыт показывает, что организации и отдельные работники, не владеющие навыками стратегического планирования, имеют гораздо более худшие показатели по сравнению с теми, которые такое планирование имеют. То же самое можно сказать и про отдельного человека.

Выявление точки наилучшего приложения сил:

· В каких ситуациях я добиваюсь успеха? Почему?

· Какие возможности роста имеются в моей работе?

· В чем я сегодня добился успеха и благодаря чему?

От чего следует отказаться в интересах карьеры, почему?

Карьеру надо строить по военному принципу - нанесение главного удара, для чего собираются все силы в одной точке.

Самоанализ и самомотивация:

· Что является для меня наиболее важным стимулом?

· Как я буду вознаграждать себя за прилежание и успехи?

· Как я могу улучшить свою работу?

· Какие навыки мне потребуются в дальнейшем для моей работы?

· Какие личностные качества помогают и мешают мне в моей работе?

· Что я узнал сегодня полезного, что поможет мне завтра работать лучше?

· Что я должен делать, чтобы поддерживать свой профессиональный уровень: на этой неделе, в этом месяце, в этом году?

Без поддержания самомотивации на высоком уровне карьерный рост будет периодически выдыхаться. Без надлежащего давления пара в котле паровоз не будет двигаться вперед. Поэтому нужна регулярная подпитка.

Изучение непосредственного начальника:

· Как получили свои места мой начальник и начальник моего начальника?

· Что нравится и что не нравится моему начальнику в том, как я работаю?

· Чем я могу способствовать успеху моего начальника?

· Что читает по специальности мой начальник и стоит ли мне читать то же?

· Какими сильными и слабыми сторонами обладает мой начальник? Как мне их можно использовать?

· Могу ли я влиять каким-либо образом на моего начальника?

Хороший начальник на работе - все равно что хороший отец дома. Лучше иметь хорошего начальника в плохой организации, чем плохого - в хорошей. Хороший начальник сам растет и способствует росту своих подчиненных.

Изучение возможностей организации:

· Какова культура моей организации и насколько я ей соответствую?

· Кто в нашей организации лидер и чем я от него отличаюсь?

· Как люди здесь получают повышение?

· У кого в нашей организации реальная власть?

· Каков классический путь продвижения к интересующей меня должности в этой области деятельности, в этой организации?

· Кто в организации имеет серьезное влияние на принятие важных решений?

· Какие организации являются флагманами нашей отрасли и как я могу в них попасть?

· Как сделать, чтобы руководство заметило мои заслуги?

· Каковы критерии успеха в работе: у организации, у моего начальника, у меня?

· Как успех в работе измеряется и ранжируется мною, моим начальником, в нашей организации?

· Как мне приобрести большую уверенность в себе, в своей работе, в своем начальнике, в результатах собственного труда, в своей организации?

Создание сети связей и знакомств:

· Как мне поддерживать полезные контакты, чтобы они помогали моей деятельности?

· Что из того, что я делаю или читаю, может быть полезно тем, кого я включил в свою сеть?

· С кем у меня сложились взаимоотношения и как я могу их улучшить?

· С кем мне хотелось бы наладить контакты и как этого достичь с помощью коллег и знакомых?

· Какие контакты принесут мне наибольшую пользу в деле развития карьеры?

Знакомства и связи - это канаты, которые могут поднять вас на вершины успеха. Это те же время и деньги, которые помогают профессиональному росту. Над развитием сферы знакомств и их поддержанием надо работать точно так же, как и над своим профессиональным мастерством, если не больше.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1. Социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с определенным эталоном - это … группа.

а) формальная;

б) условная;

в) референтная;

г) реальная.

2. Сознательная уступчивость человека мнению большинства группы, изменение своего поведения под влиянием группы во избежание конфликта с ней - это …

а) внушаемость;

б) конформизм;

в) нонкомформизм.

3. По значимости для индивида выделяют группы:

а) реальные и условные;

б) формальные и неформальные;

в)референтные и нереферентные.

4. Конформизм - это:

а) негативное отношение к кому-либо;

б) подчинение влиянию другого человека;

в) позитивное отношение к чему-либо;

г) подчинение человека групповому давлению.

5. Какому стилю лидерства соответствует директивный метод руководства?

б) демократический;

в) либеральный.

6. Какому стилю лидерства соответствует коллегиальный метод руководства?

б) демократический;

в) либеральный.

7. На формальные и неформальные группы делятся по признаку классификации:

а) по характеру деятельности;

б) по формам собственности;

в) по характеру внутренних связей;

г) по статусу.

8. На неформальную структуру коллектива не влияет:

а) коммуникация;

б) идентификация;

в) адаптация;

г) интеграция;

д) субординация.

9. Какой тип взаимоотношений характеризуется дистанциированием друг от друга при отсутствии как сотрудничества, так и соперничества?

а) дружеская кооперация;

б) дружеское соревнование;

в) невмешательство;

г) кооперация антагонистов;

д) соперничество.

10. Какой тип взаимоотношений характеризуется ориентацией на индивидуальную цель даже в условиях совместного труда, основывающегося на общем взаимном доверии?

а) дружеская кооперация;

б) дружеское соревнование;

в) невмешательство;

г) кооперация антагонистов.

Штацкая Татьяна Николаевна

Сюжетно ролевая игра «Полет на воздушном шаре » .

Организационный момент : экспериментально исследовательская деятельность «Воздух повсюду »

Цели : обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость.

Материалы : воздушные шарики , таз с водой, пустая пластмассовая тара-бутылка, листы бумаги.

Описание. Воспитатель загадывает детям загадку о воздухе .

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух )

Вопросы : Что мы вдыхаем носом?

Что такое воздух ?

Для чего он нужен?

Можем ли мы его увидеть?

Где находится воздух ?

Как узнать, есть ли воздух вокруг ?

Игровое упражнение «Почувствуй воздух » - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим , но он везде окружает нас. Мы можем почувствовать движения воздуха .

Воспитатель показывает детям пустую бутылку.

Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух ? (ответ детей ) .

Как мы можем это проверить? Пустую, прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться.

Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки . Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом .

Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом . (ответ детей ) Дети

надувают воздушные шарики . Чем мы заполняем шарики?

Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не

является пустым.

Сюрпризный момент – появление воздушных шаров (шары привязаны к спортивной стойке, что будет служить основой воздушного шара ).

Воспитатель : Ребята, сегодня Омар вместе со своей мамой, тетей Юлей, приготовили для нас сюрприз, принесли в детский сад воздушные шары (воспитатель выносит сюрприз) . Как вы думаете, в какую игру мы можем поиграть с этими шарами (ответ детей ) . Воспитатель подводит детей к сюжетно ролевой игре «Путешествие на воздушном шаре »


Сюжетно ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре »

Цели :

Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

Формировать умение разделятся на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом , и по окончании заданного игрового действия объединяться в единый коллектив.

Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

Формировать доброжелательные отношения между детьми.

Предварительная работа : Чтение книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей» . Беседа о воздушном транспорте .

Оборудование : для изготовления корзины : стулья по количеству детей , гимнастические веревки или скакалки, мешки с песком. Атрибуты для сюжетных игр «Повар» , «Больница» , набор пилота - штурмана воздушного шара : компас, подзорная труба, рация…

Распределение ролей :

Прежде чем мы распределим с вами роли, давайте вспомним золотое правило «Будь внимателен к друзьям, прислушивайся к их советам и просьбам»

Чтобы путешествие прошло интересно, нам надо выбрать командира. Скажите, что должен делать командир? (ответ детей )

Командир будет руководить строительством воздушного шара , показывать маршрут полета . Для этого ему нужны компас и подзорная труба.

Ребята, а вы знаете, как выглядит компас? Это маленькая коробочка с магнитной стрелкой. Если следить за стрелкой, то заблудиться никогда нельзя, и всегда можно найти дорогу назад. Для путешественников подзорная труба просто необходима. Кто у нас будет командиром? Дети выбирают командира, если заявят желания два ребенка, можно разрешить конфликт при помощи считалки … Воспитатель : Вручает командиру компас и подзорную трубу. Но командиру необходимы два помощника, кто хочет быть помощником?

Так же во время путешествия может кто-то заболеть. Кто будет врачом? Врач должен иметь все необходимое для лечения. (Ребенок одевает халат, шапочку, берет сундучок с медикаментами) .

Нам нужны повара, чтобы готовили еду в походе. Они должны не забыть собрать в дорогу продукты и посуду (кастрюлю, тарелки, ложки и чашки) .

Нам в полете обязательно пригодиться радист, который будет поддерживать связь с землей (воспитатель должен взять на себя эту роль, так как эта роль поможет ему руководить всей игрой, если вдруг ребенок проявит желание быть радистом, значит, воспитатель может стать помощником радиста)

Начнем готовиться к полету . Командир, из чего можно построить корзину воздушного шара , как поставить стулья, чтобы внутри оказался круг? Давайте мы его построим из стульчиков корзину воздушного шара , всё свяжем веревками и отправимся в путешествие.


1 конфликтные ситуации :

Подготовили воздушный шар к полету , медики и повара приготовили атрибуты для своих профессий, воспитатель создаёт конфликтную ситуацию, при рассаживании в шаре не хватает одного места. Решение проблемы (ответ детей ) .


Все расселись и начался полет , во время полета :

Ребята, посмотрите, мы пролетаем над самой главной рекой нашего края. Река Кубань самая полноводная река, в ней обитает много рыб. А вы, каких рыб обитающих в реке Кубань знаете? (ответ детей )

Посмотрите вниз, а вы что видите? (ответ детей )

1 соединение по рации с землей.

Воспитатель сообщает детям, что недавно прошел «смерч» над рекой Кубанью, сломан мост и большой волной на берег выбросило много рыб…

Воспитатель спрашивает детей , что дальше будут делать? (ответ детей )

Вы предлагаете приземлиться и помочь рыбкам, но мне так нравиться путешествовать на воздушном шаре , давайте мы дальше продолжим путешествие, а рыбкам пускай кто – то другой поможет (ответ детей ) .

Ребята принимают решение приземлиться и оказать помощь.

После приземления помощники командира – пилота проверяют техническое состояние воздушного шара , повара готовят обед, а командир с остальными путешественниками отправляется на оказание помощи пострадавшим…


Дети строят мост, переходят по мосту на другой берег реки и отпускают рыб в воду (бумажные макеты рыб, воспитатель индивидуально спрашивает у детей , как называется рыбка, которую ребенок выпускал в реку.




Закрепление знаний золотого правила «Если друг попал в беду, на помощь я к нему спешу»

Командир с путешественниками возвращается на поляну, где помощники сделали технический осмотр воздушного шара , повара приготовили обед. Медики проводят медицинский осмотр и оказывают первую медпомощь. Во время приема пищи (которую приготовили повара, воспитателю – радисту поступает 2 сообщение с земли…




2 соединение по рации с землей.

Воспитатель сообщает ребятам о том, что поступило штормовое предупреждение и нужно поторопиться, отправляться дальше в путешествие…


Повара собирают посуду, медики заканчивают оказание медпомощи и все рассаживаются в корзине воздушного шара .



Во время полета идет обсуждение ландшафта над которым пролетают ребята…

Воспитатель нам пора с вами возвращение в детский сад, потому что

путешественники должны быть смелыми, сильными людьми и нас с вами ждет на занятие физической культурой Наталья Александровна (инструктор по физвоспитанию…

Игра заканчивается , но если позволят свободное место в группе , игра может продолжиться в любое свободное время по желанию детей .

Разбивка на команды идет по следующим признакам: 1-кто в группе самый Глубокий - Мудрый? 2-кто самый Добрый - Сердечный - Сострадательный?, 3 ---самый Трудяга - Работяга?, 4---самый Дикий Варвар? (выбрать этих лидеров)

Образуется 4 КОМАНДЫ: МУДРЕЦЫ - ТРУДЯ ГИ - ГУМАНИСТЫ - ВАРВАРЫ.

Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки – и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта тачка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из вашего поля зрения – и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипенье. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет на удачу – и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей – и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие - то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих островах, а, сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего неизвестно: сейчас там тепло, но какова зима?

Все открыли глаза – и оказались в своей группе. Все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут выкидывать вещи, чтобы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решите выкинуть в первую очередь, второй номер – во вторую, 17 – то, что будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. На всю работу дается 10 минут. После того, как свой выбор сделал каждый, дается задание для всей команды:

«Смерть обложила вас со всех сторон, единственная надежда – долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего – упадете и утонете в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь, -- погибнете. Выкинуть сразу все равносильно гибели. Свой выбор сделал каждый, теперь каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается. При этом вы теряете время: можете погибнуть, у вас 20 - 30 минут. Раньше решили - больше вещей у вас останется. Закончив работу, подведите итоги, выясните, чье индивидуальное решение окажется ближе к групповому. Тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других». Командная работа идет в течение 30 минут.

Если в группах идет препирательство, то необходимо вмешаться: "все закрыли глаза. Время остановилось. Вы наблюдаете ситуацию со стороны. Продырявленный воздушный шар висит над морем. Неспокойно синее море, легко перевернуться в корзине, а большие голодные акулы нетерпеливо ждут этого момента. А корзине идут разговоры, и чем дольше они идут, тем ниже падает корзина. Интересно, смогут ли выжить эти люди? И от кого зависит? Время включается снова. Работаем

Те группы, что выработали решение раньше, составляют список победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть свой список, и есть список общегрупповой. По каждому пункту надо подсчитать модуль разности. Если по пункту 1 у кого-то ранжир 3, а группа поставила это на 5 место, то по этому пункту разница равна 2 .Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение одного оказалось далеко от группового, и сравнить, чье решение к групповому оказалось ближе. Можно обсудить с группой: что на их взгляд важнее – умение доказать свою правоту или работать в целом на спасение группы Важно обсудить вклад каждого в обсуждение: кто из нас спасал и наоборот (с кем бы ты не полетел).

Список вещей

1. Миски, кружки, ложки………………………….9 кг

2. Ракетница с сигнальными ракетами…………..6 кг

3. Географические карты и компас.....................2 кг

4. Консервы мясные...........................................20 кг

5. 5.Топоры, ножи, лопаты...............................12 кг

6. Канистра с питьевой водой...........................20 л

7. Вата, бинты, перекись водорода, зеленка......7 кг

8. Винтовка с запасом патронов.......................30кг

9. Шоколад.......................................................10 кг

10. Золото, бриллианты......................................25 кг

11. Большая собака.............................................55 кг

12. Рыболовные снасти........................................1 кг

13. Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь...3 кг

14. Соль, сахар, набор витаминов........................9 кг

15. Медицинский спирт.......................................10 л