Имя сына аркадия отцы и дети. "Отцы и дети": действующие лица. "Отцы и дети": главные действующие лица и их описание. Сколько действующих лиц в произведении "Отцы и дети" Тургенева


Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стал знаковым произведением своего времени. В нем автору удалось отразить вечное противостояние двух поколений на примере нескольких семейств, а также в более глобальном смысле – противостояние молодого нигилизма и устоявшихся принципов общественной жизни России. В романе представлена целая галерея интереснейших образов, каждый из которых важен и интересен. Образ и характеристика Аркадия Кирсанова с цитатами в романе «Отцы и дети» помогут полно раскрыть противоречивость образа главного героя.

Формирование характера Аркадия

Аркадий Кирсанов – потомственный дворянин. Ему посчастливилось родиться в семье, где царила искренняя любовь. Он воспитывался согласно дворянским традициям. Когда умерла его мать, отец посвятил свои силы тому, чтобы дать ребенку все, что необходимо.

Когда молодой человек поступил в университет, Николай Петрович отправился в Петербург вместе с ним и прожил там первые три года обучения. Он старался быть в курсе интересов сына и знать его товарищей.

Те условия, в которых рос Аркадий, сформировали в нем любовь к прекрасному, восхищение природой, искусством и теплое отношение к своим близким. Поддавшись бунтарскому юношескому порыву, он попадает под влияние Евгения Базарова. Аркадий очень ценит дружбу этого человека. И вслед за ним объявляет себя нигилистом.

Отец и сын

Вернувшись домой после окончания учебы, Аркадий старается продемонстрировать отцу, что он уже не тот восторженный юноша, каким был раннее. Но непосредственная восторженность и любовь к отцу прорываются наружу:

«Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку».

По пути в родное имение он видит, что владение его семьи находится на грани упадка, он загорается различными планами и идеями преобразований. Весенняя атмосфера отвлекает его от этих мыслей, и вновь в его поведении с отцом пробивается непосредственность:

«Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления... Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял».


Порой Аркадий чувствует превосходство над отцом. Когда Николай Петрович рассказывает ему о своей возлюбленной, сын ругает его за неловкость и стеснение, говоря, что полностью поддерживает отца:

«…и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. - Перестань, пожалуйста, - повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы».

Прогрессивные взгляды и нежное отношение к отцу позволяют Аркадию с искренней радостью принять новость о появлении сводного брата.

Аркадий и Базаров

Встреча с Базаровым позволила Аркадию Кирсанову принять идеи нового зарождающегося течения – нигилизма. Базаров, будучи сформированной и цельной личностью, обладает твердыми взглядами и принципами. Евгений становится наставником Аркадия. Молодой Кирсанов с невероятным рвением следует идеям товарища. Он восхищается этим человеком:

«...Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой...».

Несмотря на все старания соответствовать облику передовой молодежи, сентиментальность и восторженность Аркадия выдают в нем мягкого человека. Постепенно Аркадий понимает, что они с Евгением отдаляются, видит, насколько различны их мысли. Не стесняясь эмоций, он прощается с товарищем навсегда:

«...Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз...».

Любовь Аркадия Кирсанова

Аркадию не чужд романтизм его отца, поэтому душа его открыта навстречу нежным чувствам. Познакомившись с Одинцовой, он воображает себя влюбленным. Молодой человек мучается от мыслей, что Анна Сергеевна не воспринимает его всерьез, считая молоденьким юношей. Увлекшись муками ревности, он не замечает, как сближается с сестрой Одинцовой, Катей. Внезапно он понимает, что рядом с этой девушкой очень хорошо и интересно. Катя становится женой Кирсанова, вместе они обретают счастье.

Кирсанов являет идеальное сочетание новых взглядов с прежними традициями. Женившись и осев в Марьино, он продолжает внедрять идеи преобразования в ведение хозяйства.

И. С. Тургенев так говорил о своем романе «Отцы и дети»: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность.

Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». В образах Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия Кирсановых предстает русское либеральное дворянство. Базаров же - нигилист. Он отрицает и принципы либералов, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, одним словом, все то, во что верили «отцы»-либералы.

Создается впечатление, что он наделен силой и превосходством над другими героями романа. Евгений - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и том деле, которому себя посвятил.

У него есть друзья и последователи, но сюжет романа разворачивается таким образом, что в конце романа Базаров разрывает былые связи и отношения с людьми, которые раньше были близки ему, а также со своими «последователями и попутчиками». Это относится и к Аркадию Кирсанову. Именно в словах , обращенных к Аркадию, его другу и последователю, сформулирован основной конфликт между героем-демократом и либералами. «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает!..

» Аркадий по натуре добр . Сердце его сжимается при виде с детства знакомого бедного пейзажа и оборванных мужиков. Он преисполнен благих намерений, хочет больших дел, но что и как он должен свершить, абсолютно не представляет. «Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить? » Подобно своему отцу, Аркадий склонен видеть в людях прежде всего хорошее.

По его собственному признанию, он «никого не ненавидит». Ему жаль родителей Базарова, жаль бедных мужиков. А в глазах радикала Базарова это признак слабости: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..

Ты робеешь, мало на себя надеешься... » Не удивительно, что в спорах с Евгением Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища». Аркадий любит ораторствовать, иногда просто упиваясь собственными речами. Именно он формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам придерживается тех же принципов: «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При этом Аркадий не замечает, что сам он - лишь эхо Базарова. Евгений же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает Аркадию понять, что в своих суждениях тот не поднимается выше «противоположных общих мест», исчи-тает, что «красивые речи» Аркадия просто «неприличны».

Поначалу Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это неосуществимо: «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки». Базаров не хочет принять и признать, что мягкосердечие Аркадия - следствие художественной одаренности его натуры - поэтической, мечтательной, чуткой к музыке и поэзии, человеколюбивой. Сначала Аркадий во всем подчиняется своему другу, его не сформировавшаяся еще натура находится полностью под влиянием Базарова, который, хотя и бывает с ним откровенен, однако держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает, отзываясь о своем друге с неизменным восторгом. Но постепенно Аркадий становится все более и более самостоятельным и отдаляется от Базарова. Нигилизм и демократизм Аркадия является своеобразной либеральной декламацией.

Попав под обаяние сильной личности, Аркадий какое-то время был, по его собственным словам, единомышленником Базарова. На протяжении всего романа он подделывается под него, с юношеским задором заявляя о своем нигилизме. Однако выдержать до конца взятую на себя роль он не смог. По сути своей Аркадий никогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он был необыкновенно добр и многое прощал своему другу. Шестидесятники, используя эзопов язык, слово «революция» часто заменяли словом «дело». Прощаясь с Аркадием, Базаров так и говорит: «...для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан.

В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится». Таким образом , Аркадий, кажущийся поначалу идеальной компанией для Евгения, - его мнимый ученик и последователь. Увлечение его Базаровым было не более чем данью молодости. Через некоторое время Аркадий и сам осознает, что быть лидером не его роль и что его предназначение в жизни гораздо скромнее. Объясняясь с Катей, он говорит: «Я во многом изменился, и это вы знаете лучше всякого другого, - вы, которой я, в сущности, и обязан этой переменой...

Я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне... гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам... » По мере взросления Аркадий начинает сближаться с отцом, который ему при всей своей «отсталости» по духу ближе Базарова. При расставании с Евгением Аркадий забывает все его желчные, а порой даже враждебные выходки. Он «бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз ».

Но уже вечером того же дня, «разговаривая... с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своем наставнике». Базаров не оставил в жизни Аркадия никакого следа и даже воспоминания о себе, и тем не менее в романе младший Кирсанов - лучший из учеников Базарова. Другие «последователи» Евгения - Евдокия Кукшина - изображены сатирически. Эти люди но могут называться ни настоящими друзьями, ни учениками Базарова потому, что у них нет идеологической основы нигилизма, они мосприняли только внешнюю его оболочку. Первый объявляет себя базаровским учеником, вторая вроде бы воплощает в себе его идеалы: она независима, практична и напрочь лишена чувства прекрасного. Оба они опошляют идеи шестидесятников, видя в нигилизме только одно - отрицание всех старых нравственных норм, и с восторгом следуют этой «новой» моде.

Базаров относится к этим своим «последователям» презрительно. Будучи человеком умным, он не может не замечать, что вокруг него собираются слабые, зависимые и, в общем, ничтожные люди. И все-таки он не отталкивает Ситникова. Обижает , но милостиво позволяет оставаться рядом. Это происходит исключительно по той причине, что Базаров отдает себе отчет в том, что в его деятельности ему понадобятся помощники - недалекие, но послушные исполнители. Революционер по натуре, идейный разрушитель, Базаров понимает, что теории создаются одними людьми, а в жизнь они претворяются совсем другими; что разрушение осуществляется более примитивными и потому более беспощадными людьми.

Кирсанов Аркадий Николаевич – герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Кирсанов Аркадий Николаевич - характеристика персонажа

Кирсанов Аркадий Николаевич - приятель Евгения Базарова и его ученик, представитель молодого поколения, стоящий, в отличие от Базарова, намного ближе к его среднему уровню. В его позиции прямое влияние эпохи совмещается с таким же Прямым влиянием обычных свойств возраста. Увлечение А. новейшим учением достаточно поверхностно.

В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, - ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: А. добродушен, бесхитростно прост и, в сущности, сердечно привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Однако он подавляет эти свои привязанности - так возникает конфликт между ним и отцом. Конфликт этот, впрочем, оказывается таким же неглубоким, как и сам «нигилизм» А. Время и жизненный опыт сглаживают различия между отцом и сыном. В А. со временем все более очевидно обнаруживается главное для Тургенева свойство людей «золотой середины» - готовность вступать в компромиссы с жизнью. Рядом с базаровской страстью к Одинцовой - огромнрй и мучительной - почти комична способность А. примириться с безнадежностью своего чувства к той же женщине. Но именно эта способность как раз и открывает перед ним возможность тихого семейного счастья. Умением ладить с реальностью объясняются и его хозяйственные успехи.

»: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

В образах Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия Кирсановых предстает русское либеральное дворянство. Базаров же - нигилист. Он отрицает и принципы либералов, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, одним словом, все то, во что верили «отцы»-либералы. Создается впечатление, что он наделен силой и превосходством над другими героями романа. Евгений - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и том деле, которому себя посвятил. У него есть друзья и последователи, но сюжет романа разворачивается таким образом, что в конце романа Базаров разрывает былые связи и отношения с людьми, которые раньше были близки ему, а также со своими «последователями и попутчиками». Это относится и к Аркадию Кирсанову.

Именно в словах , обращенных к Аркадию, его другу и последователю, сформулирован основной конфликт между героем-демократом и либералами. «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает!..»

Аркадий по натуре добр . Сердце его сжимается при виде с детства знакомого бедного пейзажа и оборванных мужиков. Он преисполнен благих намерений, хочет больших дел, но что и как он должен свершить, абсолютно не представляет. «Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?»

Подобно своему отцу, Аркадий склонен видеть в людях прежде всего хорошее. По его собственному признанию, он «никого не ненавидит». Ему жаль родителей , жаль бедных мужиков. А в глазах радикала Базарова это признак слабости: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься… » Не удивительно, что в спорах с Евгением Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища».

Аркадий любит ораторствовать, иногда просто упиваясь собственными речами. Именно он формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам придерживается тех же принципов: «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При этом Аркадий не замечает, что сам он - лишь эхо Базарова. Евгений же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает Аркадию понять, что в своих суждениях тот не поднимается выше «противоположных общих мест», исчи-тает, что «красивые речи» Аркадия просто «неприличны».

Поначалу Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это неосуществимо: «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки». Базаров не хочет принять и признать, что мягкосердечие Аркадия - следствие художественной одаренности его натуры - поэтической, мечтательной, чуткой к музыке и поэзии, человеколюбивой.

Сначала Аркадий во всем подчиняется своему другу, его не сформировавшаяся еще натура находится полностью под влиянием Базарова, который, хотя и бывает с ним откровенен, однако держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает, отзываясь о своем друге с неизменным восторгом. Но постепенно Аркадий становится все более и более самостоятельным и отдаляется от Базарова. Нигилизм и демократизм Аркадия является своеобразной либеральной декламацией. Попав под обаяние сильной личности, Аркадий какое-то время был, по его собственным словам, единомышленником Базарова.

На протяжении всего романа он подделывается под него, с юношеским задором заявляя о своем нигилизме. Однако выдержать до конца взятую на себя роль он не смог. По сути своей Аркадий никогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он был необыкновенно добр и многое прощал своему другу. Шестидесятники, используя эзопов язык, слово «революция» часто заменяли словом «дело». Прощаясь с Аркадием, Базаров так и говорит: «…для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится».

Таким образом , Аркадий, кажущийся поначалу идеальной компанией для Евгения, - его мнимый ученик и последователь. Увлечение его Базаровым было не более чем данью молодости. Через некоторое время Аркадий и сам осознает, что быть лидером не его роль и что его предназначение в жизни гораздо скромнее. Объясняясь с Катей, он говорит: «Я во многом изменился, и это вы знаете лучше всякого другого, - вы, которой я, в сущности, и обязан этой переменой… Я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам…» По мере взросления Аркадий начинает сближаться с отцом, который ему при всей своей «отсталости» по духу ближе Базарова.

При расставании с Евгением Аркадий забывает все его желчные, а порой даже враждебные выходки. Он «бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз ». Но уже вечером того же дня, «разговаривая… с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своем наставнике». Базаров не оставил в жизни Аркадия никакого следа и даже воспоминания о себе, и тем не менее в романе младший Кирсанов - лучший из учеников Базарова. Другие «последователи» Евгения – Евдокия Кукшина - изображены сатирически. Эти люди но могут называться ни настоящими друзьями, ни учениками Базарова потому, что у них нет идеологической основы нигилизма, они мосприняли только внешнюю его оболочку. Первый объявляет себя базаровским учеником, вторая вроде бы воплощает в себе его идеалы: она независима, практична и напрочь лишена чувства прекрасного. Оба они опошляют идеи шестидесятников, видя в нигилизме только одно - отрицание всех старых нравственных норм, и с восторгом следуют этой «новой» моде. Базаров относится к этим своим «последователям» презрительно. Будучи человеком умным, он не может не замечать, что вокруг него собираются слабые, зависимые и, в общем, ничтожные люди. И все-таки он не отталкивает Ситникова.

Обижает , но милостиво позволяет оставаться рядом. Это происходит исключительно по той причине, что Базаров отдает себе отчет в том, что в его деятельности ему понадобятся помощники - недалекие, но послушные исполнители. Революционер по натуре, идейный разрушитель, Базаров понимает, что теории создаются одними людьми, а в жизнь они претворяются совсем другими; что разрушение осуществляется более примитивными и потому более беспощадными людьми.

Павел Петрович Кирсанов - аристократ, щеголь, красив, приятен в общении. Ему под пятьдесят. Волосы седые. Одевается модно. Усы у него душистые. Ничего не делает, много философствует. Был влюблен в княгиню всю жизнь. Жил за границей. Приехал в Россию, поселился в деревне брата. Любит спорить об аристократизме, материализме, крепостном праве, литературе,искусстве. Использует много иностранных слов. На стороне " бывших. " Базаров - Кирсанову: “...вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая же от этого польза общественному благу? Вы бы не уважали себя и то же бы делали”. "“Аристократизм, либерализм,прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных и... бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны” (Базаров о его речи). Николай Петрович о Павле Петровиче: ""...Мой брат – человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый..."

Тургенев с уважением относится к принципам Кирсанова, его отношению к искусству, литературе, к природе. Но бездеятельность ему не мила.

Аркадий Николаевич Кирсанов - дворянин, 23 года, имеет университетское образование. Он только что окончил университет. Потомственным дворянин: "...Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки..." Он "...либеральный барич..." Он "...так весело... посмотрел на отца..." , которого очень любит. Аркадий преклоняется перед Базаровым: "...Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся..." "...Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. (Аркадий отворотился и нахмурился.)..." Он желает казаться старше, чем есть и "<...> без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы..." Хочет быть нигилистом, но в любовь верит и женится на Кате, став хорошим мужем. От Базарова постепенно отходит. Базаров называет его " птенцом" и " неженкой ". Аркадий называет себя нигилистом, но не верит в него: "...Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов, – вмешался Аркадий..." "...Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!.." "...Аркадий ее любил [природу], хоть и не смел признаться в этом..." "...Аркадий сибаритствовал, Базаров работал..." Одинцова об Аркадии: : "...Но теперь я его лучше узнала и убедилась, что он умен..." "...Эге ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные!.." Аркадий - справедливый человек: "...Надо быть справедливым, Евгений..."" У Аркадия нежная душа: "...Ну, не сердись, неженка"...Ты славный малый; но ты все-таки мякенький..." Аркадий Кирсанов о природе: "...Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет!.." "...Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом..." Также о музыке: "...вы, мсьё Кирсанов, кажется, любите музыку..." Простой человек, легко отказывается от своих взглядов.