Как держать кастаньеты. Кастаньеты

Слово «» произошло от испанского «castañetas». Они относятся к ударным музыкальным инструментам. К этому же семейству относятся, например, хлыст и латиноамериканские палочки. Эти инструменты состоят из двух сходных по форме предметов. Исполнитель должен стучать этими предметами друг о друга. Так производится звук.

Представляют собой две вогнутые пластинки, имеющие форму ракушек. Пластинки изготовлены из дерева, хотя в последнее время для этого все чаще используются стеклопластик. Сверху они связаны между собой шнуром, с помощью которого кастаньеты удерживаются на большом пальце исполнителя.

Кастаньеты отличаются очень компактными размерами, что значительно облегчает их транспортировку. Это компактный инструмент, который можно с легкостью переносить даже в кармане. Их размер обычно составляет от двух с половиной до пяти сантиметров. Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании, Южной Италии и Латинской Америке. Они использовались для сопровождения танца в Египте, Риме и Греции. Однако та форма кастаньет, которую мы все знаем, развилась в Испании, где этот инструмент играет важную роль в культурной жизни страны.

Название «кастаньеты» в русском языке заимствовано из испанского, где они называются castañuelas («каштанки») из-за сходства с плодами каштана. В Андалузии их чаще называют palillos (палочки).

Кастаньеты относятся к классу идиофонов. Это означает, что инструмент воспроизводит звуки при помощи тех же материалов, из которых изготовлен корпус. Не все инструменты могут похвастаться такой самодостаточностью. Многим из них нужны дополнительные составляющие, как, например, струны или натянутая кожа животных. Скрипка не зазвучит без струн и смычка, а барабан не «запоет» без своей поверхности с натянутой кожей. В случае с кастаньетами это не так. Дерево, необходимое для изготовления кастаньет, уже само по себе издает звук при ударе. Простота, как известно, сестра гениальности. Кастаньеты тому яркое подтверждение.

Половинки, из которых состоит инструмент, полые внутри. Благодаря этому они громко стучат. Только на первый взгляд может показаться, что части инструмента абсолютно одинаковые. На самом деле половинки подразделяются на женскую и мужскую. В технике испанского танца левая рука играет на мужской кастаньете, у которой более крупный пустой объем, дающий более низкий звук. Правая рука держит женскую половину кастаньет.

Информация от спонсора: Студия "Школа Танцев Dancer" приглашает на обучение в сети залов в Москве. Мы рады предложить обучение танцам практически по всем направлениям. Стрип пластика, Танец живота, Латино и фламенко, Джаз-модерн, Go-Go, R&B, Тектоник Electro Dance, Хип-Хоп, Танго, Парные танцы.

Существуют также оркестровые кастаньеты. Они привязаны к рукояткам или закреплены на специальной подставке - «кастаньет-машине» -, чтобы на них было удобнее играть.

В мировой культуре кастаньеты прочнее всего ассоциируются с образом испанской музыки, особенно с музыкой испанских цыган и стилем фламенко. Поэтому данный инструмент часто используют и в классической музыке для создания «испанского колорита» (например, в опере Ж. Бизе «Кармен»). С каждым днем популярность кастаньет и овладение искусством игры на них в России неизменно растет. Существуют даже специальные школы, где учат игре на этом необычном инструменте.

С помощью кастаньет очень хорошо развивать музыкальный слух и чувства ритма. Для этого можно использовать несложную игру: простучите несложный ритм или прохлопайте в ладоши, и попросите ученика повторить – простучать кастаньетами так же. Для начала можно просто стукнуть определенное количество раз, а затем можно все больше усложнять задания.

Чтобы играть на кастаньетах, руке надо приложить определенное усилие. При этом тренируются мышцы кисти, а также развивается моторика пальцев. Кастаньеты прочно вошли в мировую культуру и уверенно продолжают завоевывать все новых и новых поклонников.

Испания – государство с увлекательной историей и культурой. У многих людей по всему миру страна ассоциируется с корридой и очаровательным, полным экспрессии танцем фламенко. К сожалению, настоящую корриду можно посмотреть только в Испании, а вот с национальным танцем дела обстоят намного проще – его научились танцевать по всему земному шару.

0 382292

Фотогалерея: Горячий испанский танец фламенко – техника и виды исполнения

Волшебство испанского танца (фото)

Современные испанские танцы можно поделить на несколько групп. К первой группе принадлежат этнические, их исполняют простые испанцы, ко второй – классические испанские танцы ‒ фламенко, сардана, салтарелла и другие, к третьей группе относят бальные, например, .

Фламенко – самый известный испанский танец. Своим зажигательным ритмом и ярким зрелищем он покорил весь мир. Существует два вида фламенко, которые стилистически отличаются друг от друга в исполнении танцевальных движений ‒ древний и современный. В каждом из видов выделяют еще по полсотни жанров, но они порой настолько близки по технике, что между ними невозможно провести четкую черту.

Как и любой другой танец, фламенко невозможно представить без такого важного атрибута, как женственный испанский наряд. В нашем случае это длинное платье в пол, дополненное пышной юбкой с разными оборками, босоножки на невысоком каблуке около 5-8 см (для сапатеадо), порой помогающие танцовщице отбивать ритм, а также испанская шаль, которую украшают длинные кисти. Расцветка наряда в основном состоит из глубоких и жгучих оттенков – красного, темно-бордового, вишневого, желтого, темно-зеленого и огненно-черного.

Исполнение фламенко невозможно без понимания понятия дуэндэ. Дуэндэ называют душу исполнителя. Только огонь внутри танцующего, сила его энергии способны на такое прекрасное творение – фламенко.

Жгучий фламенко

В исполнении фламенко не существует жестких правил. Партнеры могут смело поддаться импровизации. К слову, часто фламенко исполняют на сцене только девушки, но в парном варианте он выглядит намного гармоничней, когда женщина во время танца демонстрирует свою грациозность и кокетство, а мужчина с помощью частых шагов – силу и мужество.

Техника фламенко состоит из нескольких главных моментов. Во-первых, следует научиться четко выполнять базовые шаги, чтобы ноги отбивали определенный ритм танца. Во-вторых, нужно помнить о гордом и грациозном корпусе, который должен быть натянут, как струна. И в-третьих, нельзя забывать о движении рук. Если танец выполняется под мелодию с замедленным темпом или состоит из сочетания быстрого энергичного ритма и душевного медленного, то уместно будет производить движения только кистями рук – это выглядят так, будто вы выкручиваете ладошки в сторону от себя.

Основные шаги фламенко базируются на отбивании дроби в сапатеадо. Например, если вы хотите создать звонкий удар, то стоит бить носком туфель, если более глухой – передней частью ступни.

Во время танца фламенко выделяют такие основные движения:


Если вы освоите отбивание дроби ногами вместе с этими двумя самыми простыми движениями фламенко, то можете смело приступать к более сложным трюкам.

Испанский танец с кастаньетами

Испанские танцы всегда сопровождаются звуками кастаньет. Давайте более детально рассмотрим этот национальный музыкальный инструмент.

Кастаньеты изготавливаются из дерева. Их надевают на руки танцовщицы фламенко – кастаньеты служат аккомпанементом во время выступления. Если вы слышите словосочетание «испанский танец с кастаньетами», не пугайтесь, что это какой-то особенный танец. На самом деле это тот же фламенко, просто исполнять его будут без дополнительного музыкального сопровождения – только под удары кастаньет.

Чтобы аккомпанирование было качественным, а звук музыкального инструмента органично сливался с танцем фламенко, нужно уметь правильно брать в руки кастаньеты, поскольку от их расположения зависит качество звучания.

Играть на кастаньетах могут только люди с необычайной выдержкой и терпением. В наши дни увидеть сольный номер танцовщицы с кастаньетами можно нечасто. Все больше танцев исполняются под традиционную испанскую музыку для фламенко, исполненную на гитаре.

Если вы все же хотите попробовать освоить кастаньеты, вот несколько советов:

  • В правой руке должны находиться кастаньеты высокого звучания, в левой – более приглушенного.
  • Взяв в руки инструменты, обязательно закрепите их на больших пальцах.
  • Две кастаньеты соединяет шнурок, его нужно обмотать вокруг больших пальцев, чтобы иметь возможность играть приглушенные звуки, постукивая пальцами по поверхности инструмента.

Испанские танцы для детей

Обучать ребенка технике испанского танца – это правильное решение родителей. Так, у детей, занимающихся фламенко, походка приобретает уверенность, а осанка – красивый изящный силуэт.

Главный плюс обучения детей страстному фламенко – это то, что танец не нуждается в предварительной физической подготовке. Если ребенок захотел танцевать народный испанский танец, ему и родителям не стоит беспокоиться о растяжке, о лишнем или недостающем весе, низком или высоком росте. Фламенко могут танцевать абсолютно все, начиная с самого раннего возраста. Более того, танец помогает многим девочкам приобрести уверенность в себе и избавиться от комплексов, ведь все мы знаем, какими страшными они порой бывают в школьном возрасте. Фламенко сделает из девочки маленькую кокетку с хорошей гибкостью и пластикой.

Как видите, учиться танцевать испанские танцы стоит каждому, кто желает избавиться от скованности и комплексов, будь то физическая или духовная зажатость. Более того, фламенко способно вывести танцующего даже из состояния депрессии благодаря своему озорному, веселому и зажигательному ритму.

Простой ударный инструмент, который изобрели в Испании и используют во время исполнения испанских танцев, - это кастаньеты. Они не только задают ритм движениям и добавляют танцу особого колорита. Кастаньеты - это неизменный атрибут национальных танцев, которые сегодня популярны не только в стране, где они родились, но также в Италии и многих государствах Латинской Америки.

История происхождения кастаньет

Кастаньеты - это две деревянные ракушки, соединенные между собой веревкой, которая надевается на большой палец руки. Свое название музыкальный инструмент получил от испанского слова castañetas, что означает «каштан». Изначально кастаньеты изготавливались только из дерева каштана, затем стали использоваться другие виды деревьев - орех, палисандр, гранадильо. На сегодняшний день кастаньеты зачастую делают из стеклопластика.

Звук из кастаньет извлекается благодаря двум полым половинкам, поэтому они относятся к идиофонным музыкальным инструментам. Кастаньеты - это один из древнейших инструментов, поскольку их изображение встречается на фресках Древней Греции и Египта. По еще одной версии, музыкальный инструмент был привезен из путешествий Христофора Колумба после открытия Нового Света. Поэтому сложно точно назвать истинную родину инструмента, но именно испанский танец с кастаньетами - фламенко - известен во всем мире.

Как играют на кастаньетах

Древняя история кастаньет и многовековое использование мало изменили принцип игры на этом инструменте. Как и много столетий назад, так и сегодня существует два вида игры:

  1. Классический способ игры на кастаньетах предполагает крепление инструмента на большой палец правой руки, захват ракушки остальными четырьмя пальцами. Звук извлекается именно благодаря движению пальцев.
  2. Народный способ помогает извлекать из кастаньет более громкие звуки. Тесемки инструмента также крепятся на один или несколько пальцев, но игра происходит при помощи движения кисти, а не пальцев.

Испанские кастаньеты используют в танцах двумя способами, даже сегодня нет явного предпочтения того или иного метода. С начала 17-го века кастаньеты стали использовать при выступлениях балета и для сопровождения игры оркестров. Современные оркестры используют специальные кастаньет-машины, которые помогают извлекать характерный звук без участия человека.

Особенности национального танца

Танец с кастаньетами сложно перепутать или не узнать, даже первые шаги и звуки музыки вызывают в воображении национальный колорит Испании. Как правило, фламенко танцуют женщины. Их красно-черные наряды завораживают, а уверенные четкие зажигательные движения приковывают взгляды зрителей. Ярко-алый цветок в черных волосах, озорной взгляд танцовщицы и движения танца как будто создают отдельный мир, в котором нет места посторонним. Есть только она, музыка и бешеный ритм кастаньет.

Интересно наблюдать, когда фламенко танцует одна женщина, но коллектив нескольких танцовщиц вызывает восторг и трепет. Их необычный внешний вид и слаженность движений в такт постукиванию кастаньет завораживают. Сегодня к испанскому фламенко примешиваются другие стили и движения из различных танцев, но самобытный национальный испанский танец с кастаньетами остается уникальным зрелищем, которому не нужны усовершенствования.

История испанского фламенко

Несмотря на то что Испания богата музыкальными инструментами и разновидностями танцев, именно фламенко считается национальным символом этой страны. Кастаньеты - это неизменный атрибут таких танцев, в дополнение к которому звучали только переборы гитары. Этих двух музыкальных инструментов было достаточно, ведь вся красота и прелесть танца заключалась в яркой девушке, исполняющей простые, но зажигательные и полные страсти движения.

Часть движений и танцевальных традиций остались во фламенко еще от движений иберов - жителей, которые населяли территорию современной Испании до нашей эры. Но лишь в 15-м веке национальные танцы стали унифицированными, обрели узнаваемые черты и похожие движения. Связано это с заселением на эти земли цыган, с их колоритом и яркими традициями. Они устраивали праздники и фестивали, которые скрашивали трудную рабочую жизнь испанцев.

Использование кастаньет во время танца

Игра на кастаньетах во время танца требует внимания и внутреннего Поэтому такое сочетание считается сложным исполнением, которое умели делать далеко не все испанские девушки. Лишь настоящие мастерицы умело сочетали страсть и вихрь собственных движений с одновременной игрой на кастаньетах.

Самые умелые профессиональные танцовщицы для сопровождения музыки и собственных движений используют два вида кастаньет: большие и малые. Как правило, в левой руке лежал больший инструмент, который позволял извлекать более низкий звук. В правой руке лежали кастаньеты меньшего размера, ритм которых был быстрее, а звук - выше. Такое сочетание создает непередаваемое впечатление, а умелое профессиональное исполнение по сегодняшний день завораживает всех, кому удается стать свидетелем испанского фламенко.

В Музимпорте большое поступление кастаньет фирмы Jale.

В России было не так просто купить качественные, профессиональные испанские кастаньеты для музыки фламенко и других испанских стилей. Сейчас проблема уходит в прошлое: компания "Музимпорт" начинает работу с испанскими производителями музыкальных инструментов.

В наш московский барабанный магазин поступила большая партия ручных кастаньет, прямиком со знаменитой испанской фабрики Jale!

Jale – один из самых популярных в мире испанских производителей кастаньет. Их продукцию можно встретить не только в магазинах по всей Испании, но и в множестве других стран от Европы до США, Кореи и Японии. Jale производит множество моделей, среди которых можно подобрать и приобрести настоящий профессиональный инструмент. А можно и просто порадовать близких оригинальным, приятным и отлично звучащим подарком.

Как играть на кастаньетах?

Традиционный способ игры на испанских кастаньетах основан на технике, в которой кастаньеты закрепляются шнурами на больших пальцах рук. В правой руке находится более высокая и резкая по звучанию пара кастаньет (Hembra), она исполняет подвижные ритмические рисунки. Основной, более медленный ритм играется левой рукой, которая держит более низкую по звуку пару кастаньет (Macho).


Другие части видео о кастаньетах смотрите на сайте барабанного магазина Музимпорт: http://www.musimport.ru/article_info.php?articles_id=12

Как выбрать кастаньеты?

Если вы только начинаете интересоваться испанской музыкой или выбираете необычный подарок для друга или подруги - можно смело брать полупрофессиональные модели, которые испанцы производят из дерева бубинга (недорогая разновидность красного дерева). Эти инструменты колоритно звучат, недорого стоят и вполне подходят для начала занятий. Также среди полупрофессиональных моделей стоит отметить модель IMITACION GRANADILLO, тонированные кастаньеты, по цвету и звуку напоминающие инструменты из черного дерева гренадил.

Если в ваших ближайших планах присутствуют выступления на публике - однозначно понадобятся более звучные кастаньеты. В последнее время в Испании очень полюбили синтетический материал FIBRA NEGRA. Такие кастаньеты можно встретить даже у профессиональных танцоров, которые ценят этот вид пластика за звучность и высокую прочность.

И все-таки, на наш взгляд, самые лучшие кастаньеты должны производиться из ценных пород дерева. Эти инструменты отличаются «теплым» аутентичным звучанием и очень приятны на ощупь, что важно при игре. Фабрика Jale предлагает традиционные испанские кастаньеты из бразильского палисандра (PALO SANTO BRAZIL) и африканского черного дерева гренадил (GRANADILLO NEGRO). Такие кастаньеты прекрасно звучат, удобны в игре, обладают отличной звучностью и неповторимым испанским колоритом, который украсит любые музыкальные составы, от традиционных ансамблей фламенко до больших симфонических оркестров.

Какой размер кастаньет выбрать?

И напоследок о том, как выбирать размеры кастаньет. Поскольку размер ладони и длина пальцев относятся к индивидуальным особенностям каждого человека, универсального правила по выбору размеров не существует.

Чтобы упростить выбор, испанская фабрика пользуется более-менее устоявшейся схемой размеров кастаньет. Самыми популярными являются №6 и №7. Более крупные кастаньеты - "семерки" и «восьмерки» лучше подойдут мужчинам, а немного более компактные "шестерки" мы рекомендуем для прекрасных дам.

Как уже было написано выше, руки у всех разные и размеры кастаньет весьма условны. Поэтому просто попробуйте взять усредненный вариант и позаниматься. Уже после первых 2-3 недель занятий руки сами почувствуют, что им больше всего подходит и в музыкальном магазине вам станет намного проще определить "свой" инструмент при новой покупке.

Где купить кастаньеты?

В наличии барабанном магазине Музимпорт имеется большой ассортимент полупрофессиональных и профессиональных испанских ручных кастаньет JALE из разных материалов: бубинга, бразильский палисандр, африканский гренадил, фибра (высокотехнологичный синтетический материал).

Кроме кастаньет в Музимпорте можно найти огромный ассортимент ударных инструментов из всех стран мира: этнические барабаны: джембе, дарбуки, думбеки, бонго и конго, бубны, треугольники, а также барабаны, тарелки, тренировочные барабанные пэды, стойки и держатели, пластики, перкуссию, палочки, акустические и электронные ударные установки, оркестровые и маршевые ударные, и многое-многое другое!

Для удобства в нашем магазине имеется специальная звукоизолированная демо-кабина для прослушивания ударных инструментов.

В Музимпорте быстрая и недорогая доставка в любые населенные пункты России, а также в страны СНГ: Беларусь, Казахстан и пр. Заказ можно оформить по телефону, скайпу или воспользоваться интернет-магазином на сайте http://www.musimport.ru

Барабанный магазин компании МУЗИМПОРТ расположен в 200 метрах от метро "Партизанская" и работает без выходных!

Все мы давно привыкли, что при упоминании кастаньет перед глазами возникает образ темноволосой испанской танцовщицы в черно-красном платье, отбивающей ритм каблуками и выписывающей руками пируэты, одновременно виртуозно аккомпанирующей себе на кастаньетах. Однако кастаньеты — это совсем не испанский инструмент, но обо всем по порядку…

Происхождение кастаньет.

— ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух вогнутых частей (похожих на ракушки), скрепленных между собой шнурком.


В мировой культуре кастаньеты прочно связаны с и музыкой, особенно . Однако Испания не является их родиной. Музыкальные инструменты похожей конструкции были известны за 3 000 лет до н.э. в древнем Египте. Более поздние изображения похожего инструмента находят на греческих фресках, относящихся к VI веку н.э., на которых изображены танцующие женщины, держащие в руках кротало (crotalo — исп. трещотка, погремушка), похожее на длинные деревянные кастаньеты.

В Европу кастаньеты попали во времена господства арабов на ее территории. Этот инструмент настолько глубоко проник в музыкально-хореографическую культуру Испании, что и после ухода арабов не потерял свою популярность и стал народным инструментом.

Конструкция.

Музыкальный инструмент представляет собой две пластинки в виде ракушки, скрепленные между собой с одной стороны вогнутой стороной друг к другу. Традиционно они изготавливались из деревьев твердых пород, но прогресс не стоит на месте и все чаще их делают из стеклопластика.

Еще существуют оркестровые варианты . В одном они прикреплены к рукоятке, причем могут быть как одиночными, так и двойными. У двойных звук получается громче.


Во втором варианте они устанавливаются на специальную подставку. Оба способа установки служат лишь для удобства игры.

1. Кастаньеты — парный иструмент, и перед тем как надеть их на руки, нужно определить, которая из них Хембра (Hembra — женщина), на ней обычно ставят метку, а которая Мачо (Macho — мужчина). Отличаются они тембром, хембра дает более высокий звук.

2. надеваются на большие пальцы каждой руки. При этом узел должен находиться с внешней стороны кисти. Хембра надевается на правую руку, а Мачо на левую. В народном стиле кастаньеты крепятся на средние пальцы рук. При этом звук извлекается ударом одной кастаньеты о ладонь. В видео рассказывается, как правильно надеть кастаньеты.


3. Левой рукой отбивается основной ритм музыки , а весь остальной замысловатый музыкальный рисунок создается с помощью игры четырьмя пальцами правой руки.

При игре используют 5 нот. Эти ноты не похожи на привычные «до», «ре» ….

· Нота ТА. Воспроизводится при ударе безымянным и средним пальцем по левой кастаньете.

· Нота RRI. Для извлечения этой ноты нужно по очереди ударить мизинцем, безымянным, средним и указательным пальцем правой руки.

· Нота PI. Звук извлекается правой рукой, сначала нужно ударить безымянным пальцем, а потом средним.

· Нота PAM (иногда ее называют CHIN). Извлекается ударом кастаньет друг о друга.

· Нота PAN. Для получения этой ноты нужно ударить одновременно безымянным и указательным пальцем по обеим кастаньетам. Чаще всего эта нота завершает ритмическую последовательность.

Видео игры на кастаньетах.

Видеоурок игры на кастаньетах.