Как строится повествование. Что такое текст-повествование

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временно й последователь-ности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало...

Повествование – рассказ о происшед­ших событиях, который ведется «со стороны».

Аристотель : эпический поэт рассказывает «о со­бытии как о чем-то отдельном от себя». Между временем действия и временем повествования существует определен­ное расстояние. В отношении к повествованию изображае­мое выступает как прошедшее. Для повествователя (рас­сказчика) характерна позиция человека, вспоминающего о случившемся. Повествование - это раз­вернутое обозначение с помощью слов того, что произошло однажды.

Повествование может вестись как от первого лица, так и от третьего. Помимо этого, есть несобственно-прямая речь - речь героя, не заключенная в кавычки; речь, формально являющаяся повествовательной, но по содержанию похожая на речь персонажа.

Повествования от 1 лица - личное повествование, повествование от 3 лица - безличное.

Повествователь – косвенная форма присутствия автора, осуществляет посредническую функцию между вымышленным миром и рецепиентом. По Тамарченко –его особенности в следующем: 1) всеобъемлющий кругозор (рассказчик знает финал и потому расставляет акценты, может забегать вперед, советовать, на чем акцентировать внимание). 2) речь адресована читателю, он всегда учитывает то, что его будут воспринимать. «Бедная Лиза» - обращенность к читателям звучит: «почтенный читатель». «Евгений Онегин» - возникают разные типы читателя – проницательный читатель, цензор, дама.

Н.Д.Тамарченко : Повествователь - тот, кто сообщает читателю о событиях и по­ступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик дей­ствующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человече­ский тип (душевный склад, темперамент, отношение к нравственным нормам и т. п.), не будучи при этом ни участником событий, ни - что еще важнее - объектом изображения для кого-либо из персонажей. Специфика повествователя одновременно - во всеобъемлющем кру­гозоре (его границы совпадают с границами изображенного мира). (Гомера напр. приравнивали к Олимпийским богам )

Повествовательные жанры: Эпос, роман, повесть, новелла, рассказ

Наряду с повествованием в эпопеях и романах, по­вестях и рассказах немалую роль играют описания. Это изображение предметного мира в его статике (пейзажи, бытовая обстановка, наружность персонажей (Песнь о Нибелунгах ).

К повествованию нередко «подключаются» и авторские рассуждения. Они играют немалую роль в романах и повестях Ф.М.Достоевского и Л. Толстого.

Повествование о действиях и событиях сопровождает­ся высказываниями персонажей: их монологами и диалогами, либо произносимыми, либо внутренними.

Основу повествования составляют характеристи­ки действий героев. В русской сказке «Лисич­ка-сестричка и волк»: «Наловил дед рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и ви­дит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая. «Вот будет подарок жене», - сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыб­ке да по рыбке. Выбросила всю рыбу и сама уш­ла».

Здесь ничего не говорится ни об обстановке действия, ни о чертах характера персонажей, ни об их переживани­ях. Мысли и намерения обозначаются скупо и бегло. Поступки лишь называются: присутствуют только те под­робности поведения героев, которые важны для понима­ния хода событий.

П овествователь может выступить в произведении и как некое «я». Таких повествователей, высказы­вающихся от своего собственного, «первого» лица, естест­венно назвать рассказчиками.

Рассказчик часто является персонажем произведения: либо второстепенным (Максим Максимыч в повести «Бэла» из «Героя нашего времени»), либо одним из главных действующих лиц (Гринев в «Капитан­ской дочке»).

В русской литературе XIX в. получила распространение форма повествования «сказ» . Сказовое повествова­ние ведется в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. Подобной формой повествования пользова­лись Гоголь и Лесков, Зощенко.

Типы повествования по стилевой окраске:

1. Нейтральное - выдержано в пределах норм литературного языка.

2. Не совсем нейтральное - с редкими вкраплениями экспрессивной лексики и синтаксиса.

3. Стилизованное повествование - имитация разговорной речи, или сказа (простонародной речи).

На этом уроке вы узнаете, что называется текстом-повествованием, каковы особенности составляющих его частей. Научитесь восстанавливать текст, составлять его план, выделять тему текста, попробуете подбирать заголовок к тексту и закрепите полученные знания на практике.

О чём рассказывается в тексте? В данном тексте рассказывается о том, как утке подложили куриное яйцо и что из этого вышло. Какой вопрос можно поставить к данному тексту? Можно задать вопрос что произошло? Перед нами текст-повествование.

Текст-повествование - это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. К нему можно поставить общий вопрос что произошло?

Текст-повествование можно сравнить с кадрами фильма, которые следуют один за другим. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит текст-повествование. В тексте-повествовании выделяют три части :

2. Основная часть

3. Заключение

Рассмотрим особенности построения каждой части. Текст можно начать одним-двумя предложениями, где мы указываем, где, с кем, когда произошли события. Например:

Однажды летом мы с ребятами…

Это случилось ранней весной…

Основная часть включает в себя начало события, развитие события, окончание события. Для основной части характерны такие слова: внезапно, вдруг, затем, потом, наконец .

В заключительной части необходимо указать, чем закончилась история. Заключительная часть может состоять из одного предложения. Каждая часть текста-повествования пишется с красной строки.

Вы, наверное, думаете, что текст-повествование используется только для рассказов. Однако текст-повествование также может использоваться как:

1. инструкция;

2. письмо;

3. заметка;

Это текст-повествование, потому что в нём рассказывается о яблоньке и к тексту можно поставить вопрос что произошло?

Тема текста: яблонька .

Главная мысль: яблонька была спасена .

Озаглавить текст можно так: Спасение яблоньки.

Разделим текст на смысловые законченные части. Определим начало, основную часть и заключение.

Проверим.

Начало: Около дома росла маленькая яблонька.

Основная часть: Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.

Заключение: Яблонька была спасена.

Каждую часть нужно писать с красной строки.

Прочитаем текст, расположим его части в нужном порядке. Определим тип текста, его тему и главную мысль.

Хорошие у мальчика друзья! Саша заболел. Ему скучно. Но вот к нему пришли Таня и Серёжа. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят (рис. 3).

Рис. 3. Мальчик болеет ()

Проверим.

Саша заболел. Ему скучно.

Но вот к нему пришли Таня и Серёжа. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят.

Хорошие у мальчика друзья!

Тип текста: текст-повествование, потому что к тексту можно поставить вопрос что произошло?

Тема: Мальчик заболел .

Главная мысль выражена в последнем предложении:

Хорошие у мальчика друзья!

Варианты заголовков:

Сашины друзья. Хорошие друзья.

Прочитаем предложения. Расставим предложения по порядку, назовём части текста.

Встреча с рысью (рис. 4)

Мы вернулись домой. Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Это были отпечатки лап крупной кошки. Она лежала на толстом суку. Вдруг мой товарищ заметил следы. А вот и сама рысь. Дальше идти было опасно.

Проверим.

Встреча с рысью

Части текста:

Начало: Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку.

Основная часть: Вдруг мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку.

Как вы думаете, слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте-повествовании? Это глаголы. Без глаголов мы бы не смогли рассказать о том, что произошло. Глаголы являются опорными словами для текста-повествования.

Рассмотрим картинки, составим текст-повествование, используя данные глаголы, озаглавим текст.

пошли, побежал

увидел, фыркнул, растопырил

испугался, убежал

Верный вариант ответа:

Раз ребята пошли в лес. За ними побежал щенок.

Вдруг щенок увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки.

Щенок испугался и убежал (рис. 5).

Рис. 5. Ежик и щенок ()

Текст можно озаглавить: Щенок и ёж. Встреча.

Для написания текста-повествования необходимо уметь составлять план. Узнаем, как это сделать.

Прочитаем текст, разделим его на смысловые части.

На берегу моря

Ночью был шторм. Дул сильный ветер. К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл. В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. В этот день дети спасли много морских зверьков (рис. 6).

(По Г. Снегирёву)

Рис. 6. Берег моря ()

Проверим.

Начало. Что произошло ночью?

Ночью был шторм. Дул сильный ветер.

Первую часть мы можем озаглавить «шторм ночью».

Чтобы озаглавить основную часть, нужно ответить на вопросы: когда шторм стих? Утром . Куда отправились Наташа и Серёжа? К морю . Кого спасла Наташа? Рачка . Кого спас Серёжа? Рыбку . Озаглавим данную часть «Спасение морских зверьков».

Заключение. Чем закончилась история?

В этот день дети спасли много морских зверьков.

Эту часть можно озаглавить «Спасители». Итак, у нас получился такой план текста:

1. Шторм ночью.

2. Спасение морских зверьков.

3. Наташа и Серёжа - молодцы.

Используя данный план, перескажите текст.

Мы узнали, что в тексте-повествовании рассказывается о каком-то событии. К данному типу текста можно поставить вопрос что произошло?

Список литературы

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс, 2012

3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа, 2013

3. Интернет-сайт rataiko.school139.edusite.ru ()

Домашнее задание

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч2. Выполни упр. 184, 185 С. 135.

2. Прочти текст. Подбери к данному тексту заголовок, составь план текста.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. (К.Ушинский)

3. *Используя полученные на уроке знания, составь текст-повествование по картинке. Озаглавь его, составь план.

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Композиция описания и повествования. На основе универсальной композиционной схемы диспозиция разработала и частные композиционные ходы - такие, как описание, повествование. Н.Ф. Кошанский в "Общей риторике" дает такие рекомендации для описания:

Как описывать предмет.

I. Начало 1. Обратиться к предмету "в живом… чувстве" (О люди!)

2. Сказать о времени дня или года 3. Сказать о месте, где предмет находится или встречен: общая картина, затем взгляд фокусируется на предмете.

II. Середина 1. Если предмет "бездействует" (озеро, холм), описываются перемены в нём в разное время (топ "обстоятельства: время")

2. Если это неодушевленный предмет и он как целое состоит из частей (город, сад), то описываются отдельные его части, даются картины с разных его сторон (топ "целое: части")

3. Если это предмет "нравственный", то прибегают к топу "род и вид", "разновидности" (скромность, роскошь и т.д.)

4. Если это действующее лицо ("герой"), то описываются его свойства и действия одно за другим, постепенно и отдельно.

5. Особенно полезно использовать топ "сопоставление".

III. Конец 1. Вновь обратиться к предмету 2. В самом конце нужна "нравственная занимательная мысль высокая и разительная истина".

Информирующая речь может быть построена и в форме повествования.

Как рассказывать истории.

I. Начало. Возможны следующие варианты:

1. Обращение к адресату Общая мысль рассказа в афористической форме 2. Общепринятая истина 3. Место, время, действующие лица II. Середина. Варианты:

1. Следовать естественному ходу событий. При этом рассказчик должен "нагнетать" степень заинтересованности адресата, продвигаясь к кульминации истории, которая и завершает "середину"

2. Можно начинать, как советует Ломоносов, "не с начала деяния, а с некоторого чудного, знатного или нечаянного приключения, которое было в середине самого действия", т.е. кульминации.

III. Конец:

1. Развязка истории.

2. Нравственный вывод.

Мы обратились к традиционным образцам, которые могут показаться нелепыми или устарелыми. Но хорошие ораторы пользуются и сегодня этими рекомендациями, помня, что риторическое расположение - "не догма, а руководство к действию".

Примеры таких речей можно найти не только в старых учебниках, но и в современных. Например, у Поля Сопера.

Классический образец речи-рассуждения А теперь обратимся к классическому образу речи - рассуждения, которая является не только основой мастерства оратора - политика, оратора - судьи, оратора - менеджера, но и фундаментом любой полемики, спора, дискуссии.

Рассуждение, в котором избирается дедуктивный метод, называется строгой хрией.

Оратор сначала формулирует тезис, который нужно доказать, а потом приводит аргументы. Однако можно успешно использовать и обратный ход мыслей - от частного к общему, т.е. индуктивный метод (искусственная хрия ). Этот метод используется, если аудитория не склонна благожелательно принимать оратора или она плохо подготовлена к восприятию речи. Приведем структуру строгой хрии.

Как говорить рассуждая (строгая хрия)

Приступ - похвала или описание Парафразис, или разъяснение темы Причина - доказательство тезиса: Это так, потому что…

Противное (если нет, то…)

Подобие Пример Свидетельство Заключение - вывод.

"Владение структурой рассуждения поможет и в том случае, если вы будете заниматься собственно наукой, академической деятельностью: хорошо написанная современная научная статья, в какой бы области она ни была выполнена, использует именно классическую риторическую схему расположения содержания в речи-рассуждении" (21,188).

ПОВЕСТВОВАНИЕ - тип текста (тип речи) : рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени; один из функционально-смысловых типов речи наряду с рассуждением и описанием .

Цель повествования - дать представление о событии (ряде событий) в хронологической последовательности или показать переход предмета из одного состояния в другое. Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга: По дороге Лидия Борисовна рассказала , как чуть ли не сорок лет назад впервые сама приехала сюда, на пепелище Блоковской усадьбы. Добиралась с приключениями, сначала электричкой, потом на попутке… Долго шла пешком по лесу, чуть не заблудилась . Нашла обгорелый фундамент по трём берёзам, растущим в поле на пригорке. Посидела среди кустов, под высоченным серебристым тополем, подобрала осколок кирпича от фундамента сожжённого дома и привезла Чуковскому. Старик прижал этот кусок к щеке, проговорил : "Я ни разу не выбрался туда к Блоку, а ведь он меня звал приехать". Лидия Борисовна спросила : "Корней Иванович, неужели никогда не восстановят этот дом?" Он ответил : "Лида, в России надо жить долго" (Д. Рубина).

В повествовании обычно можно определить место и время действия, действующее лицо, хронологическую последовательность происходящего и т.п. Композиция повествования, как правило, подчинена последовательности развития авторской мысли и той задаче, которую ставит перед собой автор. Примерами самых коротких повествований могут считаться знаменитое письмо Цезаря, рассказывающее о стремительной победе в битве при Зеле (Пришел, увидел, победил ), или классическая цитата из кинофильма "Бриллиантовая рука": Споткнулся, упал, очнулся - гипс . Они очень точно передают сущность повествования - рассказа о том, что произошло.

В зависимости от авторской задачи и стиля речи повествование может быть нейтральным (в научном и официально-деловом стилях речи: Берёза - лиственное дерево. Растёт в средней полосе России. Кора берёзы используется в народных промыслах ) или, напротив, пронизанным авторскими эмоциями (в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи: Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй! Не узнала меня? <…> Мы с братом нашли тебя на пастбище… Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Посадили, вылили два ведра воды... Ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные… (В. Белов).

Повествование характерно прежде всего для художественных текстов, в основе сюжета которых лежит рассказ о событиях. В художественном произведении повествованием называют также речь персонифицированного рассказчика или авторскую монологическую речь (за исключением прямой речи персонажей - монологов и диалогов).

К литературным жанрам, основу которых составляет повествование, традиционно относят рассказ, повесть, роман, роман-эпопею .

Публицистические жанры, в основе которых лежит повествование, - это репортаж (рассказ с места событий), очерк (произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора), статья, фельетон (произведение обличительной направленности на злободневную тему) и др.

Повествование в художественном и публицистическом тексте может включать в себя описания (для наглядно-образного представления героев, места действия) и рассуждения (для выражения авторского отношения к изображаемому).

К научному повествованию относят сообщение (жанр, характеризующийся лаконизмом изложения, опорой на факты и используемый в научных публикациях, а кроме того в газетных статьях и исторической литературе): После краткого ознакомления с Египтом во время поездки по Нилу Цезарь двинулся в Малую Азию против Фарнака II, сына Митридата, овладевшего провинцией Понт. В августе 47 до н.э. Цезарь с ходу обратил в бегство войско Фарнака в битве при Зеле (Энциклопедия "Кругосвет").

Жанры делового повествования - это инструкции, отчёты, протоколы : 14 марта 2001 года на перекрестке автодорог Светлоград - Дивное сотрудники ГБДД попытались остановить "ВАЗ 21099" для проверки документов. Машина не остановилась, и автоинспекторы стали ее преследовать. Нарушителей удалось догнать и остановить .

Композицию делового повествования обычно организуют слова-маркеры, указывающие на последовательность изложения материала или рекомендуемых действий: сначала, затем, в результате и др., а также глаголы и слова нужно, необходимо, следует и т.п.

Ведущую роль в повествовании любого типа играют глагольные формы , обеспечивающие развертывание повествования и наглядно представляющие сменяющие друг друга действия, протекание события (явления) во времени и пространстве. Основную смысловую нагрузку обычно несут глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные: Пугачев уехал ; народ бросился за ним (А. Пушкин). Однако если речь идёт не об однократных, а о повторяющихся действиях, используются глаголы прошедшего времени несовершенного вида: Каждый год весной родители отправлялись на дачу. Сажали цветы и овощи, разводили цыплят .

Повествование как тип текста (способ изложения), ориентированный на динамическое отражение явлений действительности, противоположно описанию .

16.0 писание как тип речи, структурные части, разновидности описания.

ОПИСАНИЕ - тип текста (тип речи) : словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и рассуждением . Цель описания - наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

Описание отличается от других типов текста тем, что оно даёт представление о каком-либо явлении, предмете, лице, состоянии, действии перечислением их признаков и, свойств. Роль описания различна в художественной прозе, поэзии, публицистике, официально-деловой речи. В художественном произведении описание (наряду с повествованием) - один из самых распространенных компонентов монологической речи автора.

Обычно выделяют следующие виды описания:

портрет - изображение внешности персонажа (лица, фигуры, одежды, манеры поведения и т.п.): Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно [ лицо Базарова] оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум (И. Тургенев);

динамический портрет , рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу, действия и состояния персонажа: Странная улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка… (Ф. Достоевский);

психологический портрет - описание внутреннего состояния персонажа, позволяющее автору приоткрыть внутренний мир или душевные переживания героя: Глаза его не смеялись, когда он смеялся (М. Лермонтов);

пейзаж - описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие: Нивы сжаты, рощи голы. // Над водой - туман и сырость… (С. Есенин);

интерьер - изображение внутренней обстановки помещения: Посреди комнаты - тяжелый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на ней два прибора, салфетки, свернутые в виде папских тиар, и три темных бутылки (М. Булгаков), изображение места и времени действия : Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок - однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых (А. Солженицын).

В художественном тексте описание выполняет многообразные функции. Так, описание природы часто рисует атмосферу действия, помогает осмыслить состояние персонажа. Оно может гармонировать с внутренним миром героя: И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада (И. Тургенев) - или диссонировать с ним: Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора <…> так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. <…> Необъяснимым холодом веяло на него [Раскольникова] всегда от этой великолепной панорамы (Ф. Достоевский).

В публицистике документальное, точное воспроизведение деталей делает читателя как будто очевидцем происходящего: Памятник маленькому отважному существу с острыми ушками - Мумми-Тролю... Бронзовая фигурка примерно в половину человеческого роста… (журнал "Всемирный следопыт"). Однако нередко описание дается через восприятие автора: Воздушный, эльфический поэт был деловитым, крайне бытовым, заземлённым по всем своим привычкам человеком. Внешность Фета, особенно в старые годы, была вызывающе антипоэтична: грузный, тяжёлый, с грубым, прихмуренным, часто брюзгливым лицом (Ю. Нагибин).

Описание как самостоятельный компонент композиции художественного или публицистического текста, как правило, прерывает развитие действия, однако если описание невелико по объему, оно может и не приостанавливать развертывание действия, а быть органично включенным в повествование (так называемое повествование с элементами описания ): Я пробрался за толпою в церковь и увидал жениха. Это был маленький, кругленький, сытенький человечек с брюшком, весьма разукрашенный. <…> Наконец раздался говор, что привезли невесту. Я протеснился сквозь толпу и увидел чудную красавицу, для которой едва настала первая весна. <…> Говорили, что ей едва минуло шестнадцать лет (Ф. Достоевский).

Для художественного и публицистического описания характерно широкое использование средств языковой выразительности (метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов и др.): В широкий пролет окна видны были черепичные крыши Берлина - очертанья их менялись, благодаря неверным внутренним переливам стекла, - и среди крыш бронзовым арбузом вздымался дальний купол. Облака летели и прорывались, обнажая на мгновенье легкую изумленную осеннюю синеву (В. Набоков).

В текстах официально-делового стиля речи встречаются такие разновидности описания, как характеристика предмета , его техническое и информационное описание . При этом ставится задача точно назвать черты описываемого предмета или устройства, поэтому из делового описания всегда исключены художественно-эстетические средства: Автомат системы моментальных платежей - вандалостойкое (то есть способное выдерживать агрессивные воздействия при сохранении полной работоспособности) устройство для приема наличных средств и перевода их на счета обслуживающих компаний .

Ведущую роль в описании играют прилагательные и причастия, а также назывные предложения, обеспечивающие выразительность и наглядность изображения: Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли (В. Песков).

Глаголы, причастия и деепричастия в текстах-описаниях обычно стоят в форме настоящего времени, а сказуемое, как правило, располагается после подлежащего: Дверь на крыльцо распахнута (Т. Толстая).

Описание как тип текста (способ изложения), ориентированный на статическое отражение явлений действительности, противоположно повествованию .

Повествование , в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе пример текста повествования - знаменитый рассказ Цезаря: «Пришёл, увидел, победил». Он ярко и точно передаёт суть повествования - это рассказ о том, что произошло, случилось.

Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Именно поэтому главное средство такого рассказа - сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них, то есть передают самое событие, действие.

Повествование теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначение места, действия, название лиц и не лиц, производящих действия, и обозначение самих действий - это языковые средства, с помощью которых ведётся повествование.

Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным , нейтральным , или, напротив, субъективным , пронизанным авторскими эмоциями.

Одной из объективированных разновидностей повествования является сообщение , распространённое в средствах массовой информации. В качестве примера можно привести статью «Террорист с отвёрткой захватил поезд» из газеты «Комсомольская правда»:

В пять утра третий вагон поезда Владивосток-Новосибирск мирно спал. А в одном купе уже развернулись настоящие боевые действия. Когда состав подходил к станции Зима, один из пассажиров разбудил троих соседей и объявил, что взял их в заложники. Для убедительности погрозил отвёрткой. 40-летний иркутянин-попутчик попытался было сопротивляться, но захватчик ткнул его отверткой. Остальные тут же притихли. А террорист тем временем выдвинул свои требования.
Через закрытую дверь он прокричал, что хочет передать нечто важное для ФСБ. Чекистов в поезде не оказалось, но на станции Зима состав поджидали сотрудники линейного отдела милиции. Из вагона эвакуировали сонных пассажиров. С захватчиком в течение двадцати минут пытались вести переговоры. Но мужчина вёл себя неадекватно. Нервничал, угрожал. Оперативники стали опасаться за жизнь заложников. И тогда старший наряда сопровождения - прапорщик милиции - открыл огонь. От полученного ранения террорист скончался на месте.
Спустя час поезд благополучно отправился по маршруту. Расследованием инцидента занимается Нижнеудинская транспортная прокуратура. Возбуждено уголовное дело по статье 206 УК «захват заложников».

Примером субъективного повествования может служить рассказ героя повести А.С. Пушкина «Выстрел» о дуэли с графом. Повествование ведётся от первого лица, все события пропущены через авторское восприятие. Сильвио невольно концентрирует внимание на тех ключевых моментах, которые произвели на него особое впечатление, задели самолюбие, оскорбили и т.д.:

Это было на рассвете. Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего приятеля. Я увидел его издали. Он шёл пешком, с мундиром на сабле, сопровождаемый одним секундантом. Мы пошли к нему навстречу. Он приближался, держа фуражку, наполненную черешнями. Секунданты отмерили нам двенадцать шагов. Мне должно было стрелять первому: но волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время остыть, уступал ему первый выстрел; противник мой не соглашался. Положили бросить жребий: первый нумер достался ему, вечному любимцу счастия. Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его наконец была в моих руках; я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства... Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплёвывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моём. Я опустил пистолет. «Вам, кажется, теперь не до смерти, - сказал я ему, - вы изволите завтракать; мне не хочется вам помешать...». - «Вы ничуть не мешаете мне, - возразил он, - извольте себе стрелять, а впрочем как вам угодно: выстрел ваш остаётся за вами; я всегда готов к вашим услугам». Я обратился к секундантам, объявив, что нынче стрелять не намерен, и поединок тем и кончился.

При всём разнообразии конкретных текстов-повествований, можно выделить некоторые наиболее типичные способы построения такого типа текстов.

Риторики предлагают рассказчику несколько типичных схем повествования .

1. Начало повествования. Возможны варианты:

    обращение к адресату:

    Знаете ли вы, что такое украинская ночь?.. (Гоголь);

    общая мысль рассказа:

    В наши смрадные дни даже в тиши меррекюльских песков никуда не уйти от гримас и болячек родной политики (Лесков);

    общепринятая истина, высказанная в афористической форме:

    Тяжело порою быть русским человеком (Тэффи);

    место, время, действующее лицо:

    В очень древние годы, стародавние, был в некотором незнатном царстве премудрый король по имени Доброхот (Лесков).

2. Середина повествования. Структура самого повествования может быть различной. Можно следовать естественному порядку событий. Можно начать с некоторого необычного, яркого момента, которое было не в начале, а в середине или в конце события и т.д. (ср. композицию романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

    Конкретная композиция зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой автор. Но в любом случае риторики рекомендуют «нагнетать» степень заинтересованности адресата, продвигаясь к кульминации истории, которая и завершает середину повествования.

3. Конец повествования обычно содержит развязку истории. Она, по рекомендации риторик, должна быть рассказана так, чтобы соответствовать началу и середине. После развязки может следовать «нравственная мысль», или вывод из всего повествования (ср. мораль басен).

Таким образом, при составлении собственных рассказов необходимо соблюдать определённые правила. Наиболее общепринятыми из них являются следующие:

  • простота;
  • ясность;
  • краткость;
  • правдоподобие;
  • постепенное нарастание «интереса» до кульминации и развязки в заключении.