Карандаш простой мягкий обозначение. Какие бывают карандаши? Что такое ластики
Простые карандаши, отличия. Что такое карандаш? Это своего рода инструмент, который имеет вид стержня, изготовленного из пишушщего материала (уголь, графит, сухие краски и др.). Такой инструмент широко применяется при письме, рисовании и черчении. Как правило, пишущий стержень вставляют в удобную оправу. карандаши могут быть цветными и "простыми". Вот как раз о таких "простых" карандашах мы сегодня и поговорим, а точнее о том, какие существуют типы графитных карандашей.Самый первый предмет, отдаленно напоминающий карандаш, был придуман в XIII веке. Он представлял собой тонкую серебряную проволоку, припаянную к ручке. Хранили такой "серебряный карандаш" в специальном футляре. Чтобы рисовать подобным карандашом требовалось недюжинное мастерство и умение, ведь стереть написанное было невозможно. Кроме "серебряного карандаша" существовал еще и "свинцовый" - его использовали для набросков. Примерно в XIV веке появился "итальянский карандаш": стержень, сделанный из глинистого черного сланца. Позже стержень стал изготавливаться из порошка жженых костей, смешанного с растительным клеем. Такой карандаш давал четкую и насыщенную цветом линию. Кстати, подобного рода пишущие инструменты до сих пор используются некоторыми художниками для достижения определенного эффекта. Графитные же карандаши стали известны с XVI века. Их появление очень интересно: в местности Камберленд английскими пастухами была найдена в земле некая темная масса, которой они стали метить овец. Поскольку цвет массы был похож на свинец, ее приняли за залежи металла, но позже стали изготавливать из нее тонкие острые палочки, которые использовались для рисования. Палочки были мягкими и часто ломались, да и пачкали руки, поэтому необходимо было помещать их в какой-либо чехол. Стержень начали зажимать между деревянными палочками или кусочками дерева, оборачивали их в плотную бумагу, перевязывали бечевкой. Что касается графитного карандаша, который мы привыкли видеть сегодня, то его изобретателем считается Никола Жак Конте. Конте стал автором рецептуры, когда графит смешивался с глиной и подвергался обработке высокой температурой - в результате стержень был прочным и, кроме того, такая технология позволяла регулировать твердость графита.
Жёсткость грифеля Твердость грифеля указывается на карандаше буквами и цифрами. У производителей из разных стран (Европы, США и России) маркировка жесткости карандашей отличается. Обозначение жесткости В России шкала твердости выглядит так: М - мягкий; Т - твердый; ТМ - твердомягкий; Европейская шкала несколько шире (маркировка F не имеет российского соответствия): В - мягкий, от blackness (чернота); H - твёрдый, от hardness (твёрдость); F - это средний тон между НВ и Н (от англ. fine point - тонкость) HB - твердо-мягкий (Hardness Blackness - твердость-чернота); В США для обозначения жесткости карандаша используется шкала чисел: - соответствует B - мягкий; - соответствует HB - твердо-мягкий; ½ - соответствует F - средний между твердо-мягким и твердым; - соответствует H - твердый; - соответствует 2H - очень твердый. Карандаш карандашу рознь. В зависимости от фирмы производителя тон линии, нарисованной карандашом одной маркировки, может отличаться. В российской и европейской маркировке карандашей цифра перед буквой обозначает степень мягкости или твёрдости. Например, 2B в два раза мягче, чем В, а 2H в два раза тверже чем H. В продаже можно найти карандаши с маркировкой от 9H (самый твердый) до 9B (самый мягкий) Твёрдые карандаши Начинаются от H до 9H. H - твердый карандаш, отсюда - тонкие, светлые, «сухие» линии. Твердым карандашом рисуют твердые предметы с четким контуром (камень, металл). Таким твердым карандашом по готовому рисунку, поверх заштрихованных или растушеванных фрагментов, рисуют тонкие линии, например, прорисовывают пряди в волосах. Линия, проведенная мягким карандашом, имеет немного рыхлый контур. Мягкий грифель позволит достоверно нарисовать представителей фауны - птиц, зайцев, кошек, собак. Если необходимо выбрать между твердым или мягким карандашом, художники берут карандаш с мягким грифелем. Нарисованное таким карандашом изображение легко растушевать кусочком тонкой бумаги, пальцем или ластиком. При необходимости можно тонко очинить графитовый стержень мягкого карандаша и нарисовать тонкую линию похожую на линию от твердого карандаша. Штриховка и рисование Штрихи на бумаге рисуют карандашом, наклоненным под углом около 45° к плоскости листа. Чтобы жирность линии была больше можно вращать карандаш вокруг оси. Светлые участки штрихуют жестким карандашом. Темные участки, соответственно, мягким. Штриховать очень мягким карандашом неудобно, так как грифель быстро притупляется и теряется тонкость линии. Выход - либо очень часто точить острие, либо использовать более жесткий карандаш. При рисовании постепенно переходят от светлых участков к темным, так как затемнить карандашом часть рисунка гораздо легче, чем темное место сделать светлее. Обратите внимание, что карандаш должен быть заточен не простой точилкой, а ножом. Грифель должен быть длиной в 5-7мм, что позволяет наклонять карандаш и добиваться нужного эффекта. Графитовый грифель карандаша - хрупкий материал. Несмотря на защиту деревянной оболочки, карандаш требует бережного обращения. При падении грифель внутри карандаша распадается на части и потом крошится при затачивании, делая карандаш непригодным к использованию. Нюансы, которые следует знать при работе с карандашами Для штриховки в самом начале следует использовать жесткий карандаш. Т.е. самые сухие линии получаются твердым карандашом. Мягким карандашом прорисовывается готовый рисунок, для придания ему сочности и выразительности. Мягкий карандаш оставляет темные линии. Чем сильнее наклоняете карандаш, тем шире будет его след. Однако с появлением карандашей с толстым грифелем эта надобность отпадает. Если не знаете, как будет выглядеть итоговый рисунок, рекомендуется начинать с твердого карандаша. Твердым карандашом поступенно можно набрать нужный тон. В самом начале я сам допускал такую ошибку: брал слишком мягкий карандаш, отчего рисунок получался темным и непонятным. Оправы карандашей Конечно, классический вариант - это грифель в деревянной оправе. Но сейчас есть и пластиковые, лакированныеи даже бумажные оправы. грифель у таких карандашей толстый. С одной стороны, это хорошо, но с другой - такие карандаши легко сломать, если положить в карман или неудачно уронить. Хотя для переноса карандашей есть специальные пеналы (например, у меня набор чернографитовых карандашей KOH-I-NOOR Progresso - хорошая, добротная упаковка, как пенал).
Что может быть проще карандаша? Этот простой инструмент, знакомый всем с детства, не такой уж и примитивный, как кажется на первый взгляд. Он позволяет не только чертить, писать и рисовать, но и создавать разнообразные художественные эффекты, эскизы, картины! Любой художник обязан уметь рисовать карандашом. И, что не менее важно, разбираться в них.
Графитовые («простые») карандаши изрядно отличаются друг от друга. Кстати, «карандаш» произошло от двух тюркских слов — «кара» и «даш» (черный камень).
Пишущий стержень карандаша вставлен в оправу из дерева или пластика и может быть изготовлен из графита, угля или других материалов. Самый распространенный вид - графитовые карандаши - различаются по степени жесткости.
Начнем!
Павел Чистяков, профессор Петербургской академии художеств XIX-начала XX века, советовал для начала отложить в сторону краски и тренироваться рисовать «карандашом по крайней мере год времени». Великий художник Илья Репин никогда не расставался с карандашами. Рисунок карандашом — это основа любой картины.
Глаз человека различает около 150 оттенков серого. В распоряжении художника, рисующего графитовыми карандашами — три цвета. Белый (цвет бумаги), черный и серый (цвет графитовых карандашей разной жесткости). Это ахроматические цвета. Рисование только карандашом, только оттенками серого позволяет создавать изображения, передающие объем предметов, игру теней и блики света.
Жесткость грифеля
Твердость грифеля указывается на карандаше буквами и цифрами. У производителей из разных стран (Европы, США и России) маркировка жесткости карандашей отличается.
Обозначение жесткости
В России шкала твердости выглядит так:
- М — мягкий;
- Т — твердый;
- ТМ — твердомягкий;
Европейская шкала
несколько шире (маркировка F не имеет российского соответствия):
- В — мягкий, от blackness (чернота);
- H — твёрдый, от hardness (твёрдость);
- F — это средний тон между НВ и Н (от англ. fine point — тонкость)
- HB — твердо-мягкий (Hardness Blackness — твердость-чернота);
В США
для обозначения жесткости карандаша используется шкала чисел:
- #1 — соответствует B — мягкий;
- #2 — соответствует HB — твердо-мягкий;
- #2½ — соответствует F — средний между твердо-мягким и твердым;
- #3 — соответствует H — твердый;
- #4 — соответствует 2H — очень твердый.
Карандаш карандашу рознь. В зависимости от фирмы производителя тон линии, нарисованной карандашом одной маркировки, может отличаться.
В российской и европейской маркировке карандашей цифра перед буквой обозначает степень мягкости или твёрдости. Например, 2B в два раза мягче, чем В, а 2H в два раза тверже чем H. В продаже можно найти карандаши с маркировкой от 9H (самый твердый) до 9B (самый мягкий).
Мягкие карандаши
Начинаются от B до 9B .
Самый часто используемый при создании рисунка карандаш — HB . Впрочем, это самый распространенный карандаш. Этим карандашом прорисовывают основу, форму рисунка. HB удобен для рисования, создания тональных пятен, он не слишком тверд, не слишком мягок. Прорисовать затемненные места, выделить их и расставить акценты, сделать четкую линию на рисунке поможет мягкий карандаш 2B .
Твердые карандаши
Начинаются от H до 9H .
H — твердый карандаш, отсюда — тонкие, светлые, «сухие» линии. Твердым карандашом рисуют твердые предметы с четким контуром (камень, металл). Таким твердым карандашом по готовому рисунку, поверх заштрихованных или растушеванных фрагментов, рисуют тонкие линии, например, прорисовывают пряди в волосах.
Линия, проведенная мягким карандашом, имеет немного рыхлый контур. Мягкий грифель позволит достоверно нарисовать представителей фауны — птиц, зайцев, кошек, собак.
Если необходимо выбрать между твердым или мягким карандашом, художники берут карандаш с мягким грифелем. Нарисованное таким карандашом изображение легко растушевать кусочком тонкой бумаги, пальцем или ластиком. При необходимости можно тонко очинить графитовый стержень мягкого карандаша и нарисовать тонкую линию похожую на линию от твердого карандаша.
На рисунке ниже более наглядно изображена штриховка разных карандашей:
Штриховка и рисование
Штрихи на бумаге рисуют карандашом, наклоненным под углом около 45° к плоскости листа. Чтобы жирность линии была больше можно вращать карандаш вокруг оси.
Светлые участки штрихуют жестким карандашом. Темные участки, соответственно, мягким.
Штриховать очень мягким карандашом неудобно, так как грифель быстро притупляется и теряется тонкость линии. Выход - либо очень часто точить острие, либо использовать более жесткий карандаш.
При рисовании постепенно переходят от светлых участков к темным, так как затемнить карандашом часть рисунка гораздо легче, чем темное место сделать светлее.
Обратите внимание, что карандаш должен быть заточен не простой точилкой, а ножом. Грифель должен быть длиной в 5-7мм, что позволяет наклонять карандаш и добиваться нужного эффекта.
Графитовый грифель карандаша — хрупкий материал. Несмотря на защиту деревянной оболочки, карандаш требует бережного обращения. При падении грифель внутри карандаша распадается на части и потом крошится при затачивании, делая карандаш непригодным к использованию.
Нюансы, которые следует знать при работе с карандашами
Для штриховки в самом начале следует использовать жесткий карандаш. Т.е. самые сухие линии получаются твердым карандашом.
Мягким карандашом прорисовывается готовый рисунок, для придания ему сочности и выразительности. Мягкий карандаш оставляет темные линии.
Чем сильнее наклоняете карандаш, тем шире будет его след. Однако с появлением карандашей с толстым грифелем эта надобность отпадает.
Если не знаете, как будет выглядеть итоговый рисунок, рекомендуется начинать с твердого карандаша. Твердым карандашом поступенно можно набрать нужный тон. В самом начале я сам допускал такую ошибку: брал слишком мягкий карандаш, отчего рисунок получался темным и непонятным.
Оправы карандашей
Конечно, классический вариант — это грифель в деревянной оправе. Но сейчас есть и пластиковые, лакированныеи даже бумажные оправы. грифель у таких карандашей толстый. С одной стороны, это хорошо, но с другой — такие карандаши легко сломать, если положить в карман или неудачно уронить.
Хотя для переноса карандашей есть специальные пеналы (например, у меня набор чернографитовых карандашей KOH-I-NOOR Progresso — хорошая, добротная упаковка, как пенал).
Поиск в инженерном справочнике DPVA. Введите свой запрос:
Дополнительная информация от Инженерного cправочника DPVA, а именно - другие подразделы данного раздела:
Карандаш - это графитный стержень в деревянной оправе из мягкого дерева, например кедра, длиной примерно 18 см. Графитные карандаши из существующего в природе необработанного графита впервые начали применять в начале XVII в. До этого для рисования использовали свинцовые или серебряные стержни (известные как серебряный карандаш). Современная форма свинцового или графитного карандаша в деревянной оправе вошла в обиход в начале XIX в.
Обычно карандаш «работает», если вести его или нажимать грифелем на бумагу, поверхность которой служит своеобразной теркой, расщепляющей грифель на мельчайшие частицы. Благодаря нажиму на карандаш частицы грифеля проникают в волокно бумаги, оставляя линию, или след.
Графит, одно из видоизменений углерода, наряду с углем и алмазом, является основной составляющей грифеля карандаша. Твердость грифеля зависит от количества глины, добавленной в графит. Самые мягкие марки карандашей содержат мало - или совсем не содержат - глины. Художники и чертежники работают целым набором карандашей, выбирая их в зависимости от поставленной перед собой задачи.
Когда грифель в карандаше стирается, его можно продолжать использовать, заточив с помощью специальной точилки или бритвы. Заточка карандаша - важный процесс, от которого зависит тип линий, наносимых карандашом. Способов заточки карандашей много, и каждый из них дает свой результат. Художник должен попробовать по-разному заточить карандаши, чтобы знать, какие именно линии можно проводить тем или иным карандашом при разных способах заточки.
Нужно хорошо знать достоинства и недостатки карандаша, как каждого материала, с которым вы работаете. Различные марки карандашей используются в определенных случаях. В следующем разделе рассматриваются некоторые виды рисунков с указанием, какой маркой карандаша или графитового материала они были выполнены.
Приведенные примеры дают представление о штрихах и линиях, сделанных разными карандашами. Глядя на них, по очереди берите свои карандаши и смотрите, какие штрихи вы можете получить, работая тем или иным карандашом. Наверняка вам не только захочется попробовать каждый карандаш и открыть для себя новые возможности для рисования, вы вдруг обнаружите, что у вас повысилось «чувство карандаша». Мы как художники чувствуем материал, которым пользуемся, и это влияет на произведение.
Материалы и примеры штрихов и линий.
ТВЕРДЫЙ КАРАНДАШ
Твердым карандашом можно нанести штрихи, которые почти не отличаются друг от друга, разве что длиной. Тон обычно создается штриховкой перекрестными линиями. Твердые карандаши обозначаются буквой Н. Как и мягкие, они имеют градацию твердости: НВ, Н, 2Н, ЗН, 4Н, 5Н, 6Н, 7Н, 8Н и 9Н (самый твердый).
Твердыми карандашами обычно пользуются проектировщики, архитекторы и специалисты, создающие точные чертежи, для которых важны тонкие аккуратные линии, как при создании перспективы или других систем проекций. Хотя штрихи, наносимые твердым карандашом, мало отличаются друг от друга, они могут быть очень выразительными. Тон, как и мягким, можно создать твердым карандашом, штрихуя перекрестными линиями, хотя в результате мы получим более тонкий и более формальный рисунок.
СИСТЕМЫ ПРОЕКЦИЙ Д ЛЯ ТВЕРДЫХ КАРАНДАШЕЙ
Твердые карандаши идеально подходят для создания чертежей. Как мы уже говорили, такие чертежи обычно выполняют инженеры, проектировщики и архитекторы. Готовые чертежи должны быть точными, на них следует указывать размеры, чтобы исполнители, например мастера, следуя указаниям, могли создать объект по проекту. Чертежи могут быть выполнены с использованием разных систем проекций, начиная с плана на плоскости и заканчивая изображениями в перспективе.
ШТРИХИ ТВЕРДЫМ КАРАНДАШОМ
Я не привожу примеры штрихов, наносимых карандашами 7Н - 9Н.
МЯГКИЙ КАРАНДАШ
Мягкий карандаш обладает большими возможностями для тонировки и передачи фактуры, чем твердый карандаш. Мягкие карандаши обозначают буквой В. Карандаш с маркировкой НВ представляет собой нечто среднее между твердым и мягким карандашом и является основным средством между карандашами с крайними свойствами. В диапазон мягких карандашей включаются карандаши НВ, В, 2В, ЗВ, 4В, 5В, бВ, 7В, 8В и 9В (самый мягкий). Мягкие карандаши позволяют художнику выразить свои идеи благодаря тонировке, воспроизведению фактуры, наложению штриховки и даже простым линиям. Самые мягкие карандаши можно использовать для тонировки группы предметов, хотя в целом я считаю, что в этом случае удобнее пользоваться графитной палочкой. Все зависит от того, на какую поверхность нужно наложить тон. Если это небольшой рисунок, например на бумаге формата АЗ, то, вероятно, больше подойдет мягкий карандаш. Но если вы хотите наложить тон на рисунок большего формата, я посоветовал бы вам пользоваться графитной палочкой.
Единственным мягким карандашом, удобным для выполнения рисунков, требующих высокой точности, - пальма первенства, конечно, за твердым карандашом, - является карандаш с зажимаемым тонким грифелем.
ДРУГИЕ ТИПЫ КАРАНДАШЕЙ
Помимо карандашей, описанных выше, существуют и другие карандаши, представляющие гораздо больше возможностей для экспериментов и открытий в области рисования. Вы найдете эти карандаши в любом магазине, продающем товары для художников.
|
- Карандаш, помещенный в оправу из скрученной бумаги, - графит в оправе из скрученной бумаги, которую отворачивают, чтобы освободить грифель.
- Поворотный карандаш - выпускается во многих видах, с самыми разными механизмами, открывающими острие графита.
- Карандаш с зажимаемым грифелем - карандаш для эскизов с очень мягким топким или толстым грифелем.
- Стандартный толстый черный карандаш, в течение многих лет известный как «Черный красавец».
- Плотницкий карандаш - используется столярами и строителями для нанесения размеров, записей и набросков новых идей.
- Графитный карандаш или палочка. Этот карандаш представляет собой твердый графит примерно той же толщины, что и обычный карандаш. Тонкая пленка, закрывающая острие с внешней стороны, отворачивается, открывая графит. Графитная палочка представляет собой более толстый кусок графита, подобно пастели, обернутый в бумагу, которая снимается по мере необходимости. Это универсальный карандаш.
- Акварельный эскизный карандаш - это обычный карандаш, но если опустить его в воду, то может использоваться как акварельная кисть.
Что такое графит.
Графит - это вещество, из которого делают грифели карандашей, но существующий в природе графит не помещают в деревянную оправу. Графит, добываемый в разных месторождениях, различается толщиной и различной степенью твердости/мягкости. Как видно из рисунков, графит не предназначен для создания детальных рисунков. Он больше подходит для набросков экспрессивного характера, графитом удобно работать вместе с виниловым ластиком.
Графитным карандашом можно делать быстрые, тяжеловатые, драматичные зарисовки, где используются энергичные линии, большие области темных тонов или интересные фактурные штрихи. Такой способ рисования хорошо передаст настроение, но совершенно не подходит для выполнения чертежей. Графитом лучше рисовать большие рисунки: причины этого понятны всем. Графит является универсальным средством, и прежде чем вы начнете им работать, узнайте побольше о его свойствах и особенностях. Так как он не имеет наружной оправы, можно полностью использовать его боковые поверхности. У нас нет такой возможности, когда мы рисуем карандашом. Вы будете приятно удивлены, когда увидите, чего можно достичь, рисуя графитом. Лично я если рисую в свободной и динамичной манере, то всегда использую графит. Если вы в такой манере тоже будете рисовать графитом, то, без сомнения, достигнете больших успехов.
РИСОВАНИЕ МЯГКИМИ КАРАНДАШАМИ И ГРАФИТОМ
В отличие от твердого карандаша, мягким карандашом и графитом можно делать более толстые штрихи и создавать широкий тоновой спектр - от глубокого черного до белого. Мягкий карандаш и графит позволяют делать это быстро и эффективно. Мягким, достаточно острым карандашом можно передать и контур предмета, а также его объем.
Рисунки, выполненные этими средствами, более экспрессивные. Они связаны с нашими чувствами, представлениями, впечатлениями и мыслями, например, это могут быть наброски в блокноте, как результат наших первых впечатлений об объекте. Они могут быть частью нашего визуального наблюдения и записей. Рисунки передают изменение тона в процессе наблюдения, либо благодаря творческой фантазии, либо выражают поверхность фактуры. Эти рисунки могут также произвольно объяснять или выражать экспрессию - то есть они сами могут быть произведениями изобразительного искусства, а не заготовками для будущей работы.
Ластик усиливает действие мягкого карандаша. Мягкий карандаш и ластик позволяют добиться большей выразительности рисунка. Ластик, используемый вместе с твердым карандашом, чаще всего служит для исправления ошибок, а в качестве дополнения к мягкому карандашу и углю является средством создания образа.
Можно добиться разных результатов, если при работе мягким карандашом и графитом по-разному нажимать на них. Нажим позволяет преобразить изображение, либо изменяя тон, либо делая штрихи более весомыми. Посмотрите на примеры градаций тона и попытайтесь сами поэкспериментировать в этом направлении. Изменяя нажим на карандаш, попытайтесь изменить максимальное количество изображение, используя различные движения.
Что такое ластики.
Как правило, мы впервые знакомимся с ластиком, когда нужно исправить ошибку. Мы хотим стереть то место, где допущена ошибка, и продолжить рисовать. Поскольку ластик ассоциируется с исправлением ошибок, мы довольно отрицательно относимся к нему и его функциям. Ластик кажется неизбежным злом, и чем больше он стирается от постоянного использования, тем чаще мы считаем, что ом не отвечает нашим требованиям. Пора пересмотреть роль ластика в нашей работе. Если умело пользоваться ластиком, он может оказаться самым полезным предметом при рисовании. Но сначала нужно отказаться от мысли, что ошибки - это всегда плохо, ведь на ошибках учатся.
Выполняя эскиз, многие художники обдумывают процесс рисования или решают, как будет выглядеть рисунок. Эскизы могут оказаться ошибочными, и их нужно исправлять в процессе работы. Такое случалось с каждым из художников - даже с такими великими мастерами, как Леонардо да Винчи и Рембрандт. Пересмотр представлений почти всегда является частью творческого процесса, он заметен во многих работах, особенно в набросках, где художники разрабатывают свои идеи и замыслы.
Желание стереть целиком погрешности в работе и начать рисовать снова - одна из распространенных ошибок начинающих художников. В результате они делают еще больше ошибок или повторяют прежние, что вызывает чувство неудовлетворенности, приводящее к ощущению неудачи. Когда вы вносите исправления, не стирайте первоначальные линии до тех пор, пока вас не устроит новый рисунок и вы не почувствуете, что эти линии лишние. Мой совет: сохраняйте следы исправления, не уничтожайте их полностью, поскольку они отражают процесс ваших размышлений и уточнение замысла.
Другая положительная функция ластика - воспроизводить области света в тоновом рисунке, выполненном графитом, углем или тушью. Ластик можно использовать для придания экспрессивности штрихам, подчеркивающим фактуру, - ярким примером такого подхода служат рисунки Фрэнка Ауэрбаха. В них техника «тонкинга» является примером использования ластика для создания ощущения атмосферы.
На рынке представлены многие виды ластиков, с помощью которых удаляются следы всех веществ, которыми работает художник. Ниже перечислены виды ластиков с указанием их функций.
Мягкий ластик («клячка»). Обычно используется для рисунков углем и пастелью, но ему можно найти применение и в рисунке карандашом. Этому ластику можно придавать любую форму - это его основное достоинство. Он помогает выработать позитивный подход к рисованию, поскольку предназначен привносить новое в рисунок, а не уничтожать сделанное.
|
- Виниловый ластик. Обычно им стирают штрихи углем, пастелью и карандашом. Его можно использовать также для создания некоторых видов штрихов.
- Индийский ластик. Используется для удаления штрихов, нанесенных световым карандашом.
- Чернильный ластик. Очень трудно полностью удалить штрихи, сделанные чернилами. Ластики для удаления чернил и машинописного текста выпускаются в виде карандаша или имеют круглую форму. Можно пользоваться комбинированным ластиком, один конец которого удаляет карандаш, другой - чернила.
- Очистители поверхности, а именно скальпели, бритвенные лезвия, пемза, тонкая стальная проволока и наждачная бумага, используются для удаления неподатливых следов туши на рисунках. Очевидно, что, прежде чем пользоваться этими средствами, нужно убедиться, что ваша бумага достаточно плотная, чтобы можно было снять ее верхний слой и не протереть до дыр.
- Средства, наносимые на бумагу, такие, как корректирующая жидкость, титановые или китайские белила. Неверные штрихи замазывают непрозрачным слоем белил. После их высыхания по поверхности снова можно работать.
Меры безопасности художника.
Работная с материалами, не забывайте о мерах безопасности. Осторожно обращайтесь со скальпелями и лезвием бритвы. Не оставляйте их открытыми, если ими не пользуетесь. Узнайте, не токсичны ли и не горючи ли используемые вами жидкости. Так, нанесение белил - очень удобный и дешевый способ удаления чернил, в основе которых вода, но белила ядовиты, и пользоваться ими нужно, соблюдая осторожность.
Пемза используется для удаления трудно стираемых штрихов. Однако пользоваться пемзой следует осторожно, так как она может повредить бумагу. Бритвенное лезвие (или скальпель) позволяет соскрести штрихи, которые нельзя удалить другими средствами. Ими можно пользоваться в случае крайней нужды, потому что, удаляя лишние штрихи, вы можете
Качество зависит от правильного подбора твердости карандашей .
Твердыми карандашами с заточенным и сухим острием можно нарисовать сероватые линии. На таких карандашах обычно стоит буква Н (от англ. hard - "твёрдый"). Их хорошо использовать для высокоточных изображений, например, для линейных рисунков или чертежей. Твердые грифели в отличие от мягких дают тонкие линии и не оставляют чрезмерных следов на бумаге.
У мягких карандашей грифель на масляной основе. Рисуя таким карандашом и слегка нажимая на грифель, можно получить более тёмные и толстые линии . На них ставят букву В (от англ. bold - "жирный"). В художественном рисунке использование мягких карандашей позволяет придать большую экспрессивность и выразительность работе художника.
- Качественно заточенный грифель карандаша с пометкой 6В позволяет сделать хороший набросок. Основа наброска наносится мягким грифелем. Чтобы получить бледные линии, следует наклонить карандаш.
- По мере создания рисунка нужно постепенно накладывать новые штрихи на предыдущие, чтобы сделать тени более глубокими и расширить средние тона. Осветленные зоны на белой бумаге остаются не закрашенными, то есть на них не нужно наносить штрихи .