Карел Чапек. Биография. Карел чапек - биография, информация, личная жизнь Карел чапек биография для детей

Карел Чапек - выдающийся чешский писатель, журналист, переводчик. Родился в м. Мале- Сватонёвице в предгорьях Крконош, в семье сельского врача. Изучал философию в университетах Праги, Берлина, Парижа. Получил степень доктора философии, защитив в 1915 г. диссертацию «Практицизм или философия практической жизни». С 1917 г. работал репортером в газете «Народни листы», с 1921 и до конца жизни в газете «Лидове новины». Чапек постоянно общался с ведущими европейскими интеллектуалами, в 1925-1933 гг. был первым председателем чехословацкого Пенклуба. Переводил произведения Г.Аполлинера и Г.К.Честертона. В литературу вступил вместе с братом - художником Иозефом с совместными сборниками рассказов «Сияющие глубины и иная проза» (1916), «Крконошский сад» (1918), написанных в стиле неоклассицизма. Книги «Божья кара» (1917) и «Неприятные рассказы» (1921) являются уже плодом самостоятельного творчества писателя. Читательский интерес вызвали юмористические рассказы и ряд остроумных путевых очерков Чапека «Письма из Италии» (1923), «Письма из Англии» (1924), «Экскурсия в Испанию» (1929), «Картинки Голландии» (1932) и др. С начала 1920-х гг. Чапек выступает как драматург, кратковременно работая в театре на Виноградах, где поставили его пьесы «Грабитель» и «Из жизни насекомых» (1921). Всемирную известность принесла писателю драма «RrU.R.» (1920), в которой впервые было употреблено слово «робот». В социально-фантастических произведениях, написанных в духе антиутопии: пьесе «Средство Макропулоса» (1924), романах «Фабрика Абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924) писатель предупреждал о катастрофической опасности антигуманистических тенденций в развитии цивилизации, даже если они связаны с техническим прогрессом. В гротескно-фантастическом романе «Война с саламандрами» (1936), пьесе «Белая болезнь» (1937) и др. представлено сатирическое обличение милитаризма и фашистских расовых теории. Драма «Мать» (1938) проникнута тревогой за судьбы родины в связи с наступающим фашизмом. Чапек всегда выступал защитником демократических идеалов и ценностей с точки зрения «маленького» человека (повесть «Гордубал» 1933). На этой почве у него завязались дружеские отношения с президентом ЧСР Т.Г.Масариком. Об их беседах он написал воспоминания «Разговоры с Т.Г.Масариком» (1928-1935). Умер в Праге, в канун трагического падения Чехословакии, захваченной фашистами.

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.

ЧАПЕК (Capek) Карел (9 января 1890, м. Малые Сватоневице, Чехия - 25 декабря 1938, Прага) - чешский писатель, драматург, общественный деятель и философ. В 1907 поступил на философский факультет Карлова университета в Праге. Более года провел в Париже, посещая лекции в Сорбонне. В 1915 получил степень бакалавра, защитив в Праге диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству», в которой пытался найти выход из «кризиса эстетики» путем утверждения объективности предмета эстетического восприятия. Работа Чапека - попытка вырвать эстетическое как предмет научного познания из сферы влияния субъективной иррациональной философии, не посягая на ее гносеологические основы. В целом его философские взгляды претерпели поворот от неокантианства к бергсонизму (в котором он прежде всего видел протест против бездушной цивилизации) и прагматизму. Стремление Чапека философски обосновать возможность изменения мира объяснялось также его сочувствием релятивизму, который он считал «не только скепсисом, но и отрадной перспективой». В рассказах Чапека (сборники «Распятие», 1917, «Мучительные рассказы», 1917-18) метафизическая проблема поиска смысла жизни переплетается с грубо конкретными реалиями действительности. Писатель приходит к идее множественности истин («каждый прав по-своему») как пути ко всеобщему примирению, но реальность толкает его к признанию социальной детерминированности человеческих чувств и поступков - оптимистическая философия прагматизма отступает перед реальной жизнью. В драме «R. U. R.» (1920) Чапек изображает конфликт между человеком и сконструированной им машиной («роботом», понятие придумано писателем), неизбежно ведущий к вырождению людей, переставших трудиться. Извечной борьбе жизни со смертью, поискам рецепта бессмертия посвящена пьеса «Средство Макропулоса» (Vёс Makropulos, 1922). В это время, определяемое Чапеком как период «критики общественных ценностей», его внимание сосредоточено на противоречиях технического прогресса (романы «Фабрика абсолюта» (Tovarna па absolution, 1922), «Кракатит» (Krakatit, 1924)).

Отвергая борьбу и насилие, Чапек утверждает, что любые попытки переустройства общества приведут к еще более печальным результатам. Противоречием между ощущением необходимости перемен и страхом перед ними проникнуто все его творчество. Сборники «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из другого кармана» (1923) несут в себе отголоски релятивистских нравственных представлений. В 1930-е гг. Чапек пытается найти опору в разуме, защищая его от гегемонии иррационального, выступая против культа подсознательного (романы «Гордубал» - Hordubal, 1932, «Метеор» - Povetron, 1934 и «Обыкновенная жизнь» - Obycejny zivot, 1934). Писатель активно участвует в философских дискуссиях тех лет: на конгрессах в Праге (1934), Ницце (1936), Будапеште (1937), заседаниях ПЕН-клуба в Париже (1937), отстаивает идею универсальной философии и свободы критики, призывает народы к объединению против фашизма. Роман-памфлет «Война с саламандрами» (Valka z mloky, 1935) - вершина творчества Чапека и шедевр европейской антифашистской литературы.

Литература: Бернштейн И. А. Карел Чапек. Творческий путь. М., 1969; Никольский С. В. Карел Чапек - фантаст и сатирик. М., 1973; Малевич О. М. Карел Чапек: критико-биографический очерк. М., 1989.

М. Н. Архипова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 341-342.

Карел Чапек (9.1.1890, Мале-Сватонёвице, - 25.12.1938, Прага), чешский писатель. Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907 года. Большая часть ранних рассказов 1908-1913 годов (вошли в сборники "Сад Краконоша", 1918; "Сияющие глубины", 1916) написана совместно с братом Й. Чапеком.

Трагические события Первой мировой войны 1914-1918 годов определили напряжённые поиски Чапеком критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов "Распятие" (1917), "Мучительные рассказы" (1921), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о "множественности" истин ("каждый прав по-своему"). Не принимая революционную борьбу, Чапек склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия "Разбойник" (1920), строятся как сопоставление несколько "правд"; Чапек мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.

Мировую известность Чапеку принесли социально-фантастические произведения (драмы "R. U. R.", 1920, - о восстании роботов; слово "робот" придумано Чапеком; "Средство Макропулоса", 1922; романы "Фабрика Абсолюта", 1922, и "Кракатит", 1924). Научно-фантастические допущение об открытии или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или иные философские проблемы и тенденции современной жизни. Значит, место занимает критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер буржуазных социально-экономических процессов абсолютизируется Чапеком как черта развития человечества вообще. Драмы и романы Чапека носят характер иронической и сатирической утопий - предостережений о катастрофическом потенциале, заключённом в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Чапека порой сказывается заданность философских тезисов.

В начале 1920-х годов Чапек создаёт путевые очерки "Письма из Италии" (1923) и "Письма из Англии" (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.

Во 2-й половине 1920-х - начале 1930-х годов Чапек сближается с Т.Г. Масариком ; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков "Адам-творец", 1927). Чапек временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники "Рассказы из одного кармана", "Рассказы из другого кармана", оба - 1929). Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга "Апокрифы" (1932).

Обострение социальных противоречий и "животная доктрина" фашизма обнажили перед Чапеком несостоятельность тезиса "каждый прав по-своему". Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии "Гордубал" (1933), "Метеор", "Обыкновенная жизнь" (обе - 1934). Перед угрозой новой военной опасности Чапек приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии: открыто выражает симпатии к СССР. Вершина творчества Чапека - роман "Война с саламандрами" (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала "цельного человека", способного к борьбе, определили содержание драмы "Белая болезнь" (1937), повести "Первая спасательная" (1937), последней пьесы Чапека "Мать" (1938).

Переживания Чапека в связи с Мюнхенским соглашением 1938 года и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период "второй республики", обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Чапека оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Чапека: загородный дом-музей "На стржи" и мемориальный музей на родине писателя.

Ка́рел Ча́пек (Karel Čapek; 9 января 1890 - 25 декабря 1938) - один из самых известных чешских писателей XX века, прозаик и драматург.

Автор знаменитых пьес «Средство Макропулоса» (Věc Makropulos , 1922), «Мать» (Matka , 1938), «R.U.R.» (Rossumovi Univerzální Roboti , 1920), романов «Фабрика абсолюта» (Továrna na absolutno , 1922), «Кракатит» (Krakatit , 1922), «Гордубал» (Hordubal , 1933), «Метеор» (Povětroň , 1934), «Обыкновенная жизнь» (Obyčejný život , 1934; последние три образуют т. н. «философскую трилогию»), «Война с саламандрами » (Válka s mloky , 1936), «Первая спасательная» (První parta , 1937), «Жизнь и творчество композитора Фолтына» (Život a dílo skladatele Foltýna , 1939, не закончен), а также множества рассказов, эссе, фельетонов, сказок, очерков и путевых заметок. Переводчик современной французской поэзии.

Биография

Карел Чапек родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице близ Трутнова, Австро-Венгрия (ныне Чешская Республика), в семье Антонина Чапека; он стал третьим и последним ребёнком в семье. Это был курортный городок, в котором также была развита горная промышленность. Здесь отец Карела работал врачом при курортах и горных рудниках.

В июле того же года семья переехала в город Upice, где Антонин Чапек открыл собственную практику. Упице был быстро расширяющимся городком ремесленников; Чапеки жили в окружении сапожников, кузнецов и каменщиков, часто посещали дедушку и бабушку Карела, которые были фермерами. Детские воспоминания отразились на творчестве Чапека: он часто изображал в своих произведениях обычных, заурядных людей.

Чапек начал писать в возрасте четырнадцати лет. Его ранние произведения, такие как «Простые мотивы», «Истории фей» публиковались в местной газете Nedele . В 1908-1913 годах писал в соавторстве с братом Йозефом. Позже эти рассказы вошли в сборники «Сад Краконоша» (1918) о «Сияющие глубины» (1916). Будучи студентом он принимал активное участие в издании литературного альманаха (Almanac 1914 ). Одновременно Чапек интересуется живописью, в особенности кубизмом. Брат познакомил его со многими представителями чешского модернизма, Карел проникся их идеями и посвятил ряд статей модернизму в живописи.

Учился в гимназии в Градец-Кралове (1901-1905), затем переехал в Брно к сестре, где прожил два года. Отсюда он переехал в Прагу, где продолжил учёбу. В 1915 году получил степень бакалавра в Карловом университете, защитив диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству». Также занимался философией в университетах в Берлине и Париже.

По состоянию здоровья не был призван в армию и короткое время работал гувернером в семье графа Лажански. Осенью 1917 стал работать журналистом и критиком в газете Národní listy («Национальная газета»), с 1921 до своей смерти работал журналистом и культурным и политическим редактором в газете Lidové noviny («Народная газета»). В 1921-1923 был драматургом пражского «Театра на Виноградах» (Divadlo na Vinohradech ). Писательница и актриса этого же театра, Олга Шайнпфлюгова, с 1920 была его знакомой и близким другом (заключили брак в 1935).

Активно занимался литературой с 1916 года (сборник рассказов «Сияющие глубины», написан в соавторстве с братом Йозефом). Очень разные по характеру прозаические произведения демонстрируют блестящее владение искусством реалистического описания, тонкий юмор и дар художественного предвидения (типичный пример - антиутопии «Фабрика абсолюта», «Кракатит» и «Война с саламандрами»). Ещё при жизни он получил широкое признание как в Чехословакии, так и за её пределами: был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года, основателем и первым председателем Чехословацкого Пен-клуба (в 1925-1933), членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931); в 1935 выдвигался на должность президента Международного Пен-Клуба Г. Уэллсом, его тогдашним президентом (отказался от поста по причине болезни). Помимо литературы и журналистики снискал известность как фотограф-любитель (его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии).

Чапек, убеждённый антифашист, слабое здоровье которого было подорвано событиями 1938 года (Мюнхенский сговор), скончался от двустороннего воспаления лёгких 25 декабря 1938 г., полученного в результате работ по ликвидации наводнения незадолго до полной немецкой оккупации Чехословакии.

Перед этим он оказался фактически в полной политической и личной изоляции, после того как отказался покинуть страну после отставки и эмиграции её тогдашнего президента Эдварда Бенеша. Похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде. Его архив был спрятан вдовой, Олгой Шайнпфлюговой, в саду усадьбы Стрж в селе Стара-Гуть (у городка Добржиш, в 35 км к югу от Праги), где писатель провел последние три года жизни, и обнаружен после войны. Творчество Чапека, который был личным другом и многолетним собеседником Т. Г. Масарика, пропагандировал многие его идеи (книги «Разговоры с Т. Г. Масариком» и «Молчание с Т. Г. Масариком») и не проявлял особых симпатий к социализму (известная статья «Почему я не коммунист»), в коммунистической Чехословакии первое время было под запретом, но с 1950-1960-х годов вновь стало активно издаваться и изучаться.

Карел Чапек и его брат и соавтор художник Йозеф (умер от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен) являются изобретателями слова «робот». Карел ввёл в действие пьесы «R.U.R.» человекоподобные механизмы и назвал их «лаборами», от латинского слова labor («работа»). Но это название не понравилось автору, и, посовещавшись с братом-художником, оформлявшим декорации спектакля, он решил назвать эти механизмы словацким словом, имеющим такое же значение (по-чешски «работа» - práce , а robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина»).

чешский писатель, прозаик и драматург, переводчик, фантаст

Краткая биография

Ка́рел Ча́пек (чеш. Karel Čapek; 9 января 1890 года, Мале-Сватонёвице, - 25 декабря 1938 года, Прага) - чешский писатель, прозаик и драматург, переводчик, фантаст. Классик чешской литературы XX века.

Автор знаменитых пьес «Средство Макропулоса» (Věc Makropulos , 1922), «Мать» (Matka , 1938), «R.U.R.» (Rossumovi Univerzální Roboti , 1920), романов «Фабрика абсолюта» (Továrna na absolutno , 1922), «Кракатит» (Krakatit , 1922), «Гордубал» (Hordubal , 1933), «Метеор» (Povětroň , 1934), «Обыкновенная жизнь» (Obyčejný život , 1934; последние три образуют т. н. «философскую трилогию»), «Война с саламандрами» (Válka s mloky , 1936), «Первая спасательная» (První parta , 1937), «Жизнь и творчество композитора Фолтына» (Život a dílo skladatele Foltýna , 1939, не закончен), а также множества рассказов, эссе, фельетонов, сказок, очерков и путевых заметок. Переводчик современной французской поэзии.

Карел Чапек родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице близ Трутнова, Австро-Венгрия (ныне Чешская Республика), в семье врача Антонина Чапека (1855-1929); он стал третьим и последним ребёнком в семье. Это был курортный городок, в котором также была развита горная промышленность. Здесь отец Карела работал врачом при курортах и горных рудниках. Его мать Божена Чапкова (1866-1924) собирала словацкий фольклор. Старший брат Чапек, Йозеф (1887-1945) - художник и писатель. Старшая сестра Чапкова, Гелена (1886-1961) - литератор, мемуаристка.

В июле того же года семья переехала в город Упице, где Антонин Чапек открыл собственную практику. Упице был быстро расширяющимся городком ремесленников; Чапеки жили в окружении сапожников, кузнецов и каменщиков, часто посещали дедушку и бабушку Карела, которые были фермерами. Детские воспоминания отразились на творчестве Чапека: он часто изображал в своих произведениях обычных, заурядных людей.

Чапек начал писать в возрасте четырнадцати лет. Его ранние произведения, такие как «Простые мотивы», «Истории фей» публиковались в местной газете Nedele . В 1908-1913 годах писал в соавторстве с братом Йозефом. Позже эти рассказы вошли в сборники «Сад Краконоша» (1918) и «Сияющие глубины» (1916). Будучи студентом он принимал активное участие в издании литературного альманаха (Almanac 1914 ). Одновременно Чапек интересуется живописью, в особенности кубизмом. Брат познакомил его со многими представителями чешского модернизма, Карел проникся их идеями и посвятил ряд статей модернизму в живописи.

Учился в гимназии в Градец-Кралове (1901-1905), затем переехал в Брно к сестре, где прожил два года. Отсюда он переехал в Прагу, где продолжил учёбу. В 1915 году получил степень доктора философии в Карловом университете, защитив диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству» Также занимался философией в университетах в Берлине и Париже.

По состоянию здоровья не был призван в армию и короткое время работал гувернером в семье графа Лажански. Осенью 1917 стал работать журналистом и критиком в газете Národní listy («Национальная газета»), с 1921 до своей смерти работал журналистом и культурным и политическим редактором в газете Lidové noviny («Народная газета»). В 1921-1923 был драматургом пражского «Театра на Виноградах» (Divadlo na Vinohradech ). Писательница и актриса этого же театра, Ольга Шайнпфлюгова, с 1920 была его знакомой и близким другом (заключили брак в 1935).

Активно занимался литературой с 1916 года (сборник рассказов «Сияющие глубины», написан в соавторстве с братом Йозефом). Очень разные по характеру прозаические произведения демонстрируют блестящее владение искусством реалистического описания, тонкий юмор и дар художественного предвидения (типичный пример - антиутопии «Фабрика абсолюта», «Кракатит» и «Война с саламандрами»). Ещё при жизни он получил широкое признание как в Чехословакии, так и за её пределами: был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года, основателем и первым председателем Чехословацкого Пен-клуба (в 1925-1933), членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931); в 1935 выдвигался на должность президента Международного Пен-Клуба Г. Уэллсом, его тогдашним президентом (отказался от поста по причине болезни). Помимо литературы и журналистики снискал известность как фотограф-любитель (его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии).

Конверт из серии «Деятели мировой культуры» с портретом писателя. Почта России, 2015 г., (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 267)

Чапек, убеждённый антифашист, слабое здоровье которого было подорвано событиями 1938 года (Мюнхенский сговор), скончался от двустороннего воспаления лёгких 25 декабря 1938 г., полученного в результате работ по ликвидации наводнения незадолго до полной немецкой оккупации Чехословакии.

Перед этим он оказался фактически в полной политической и личной изоляции, после того как отказался покинуть страну после отставки и эмиграции её тогдашнего президента Эдварда Бенеша. Похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде. После смерти за писателем приходило Гестапо. Его архив был спрятан вдовой, Ольгой Шайнпфлюговой, в саду усадьбы Стрж в селе Стара-Гуть (у городка Добржиш, в 35 км к югу от Праги), где писатель провел последние три года жизни, и обнаружен после войны.

Творчество Чапека, который был личным другом и многолетним собеседником Т. Г. Масарика, пропагандировал многие его идеи (книги «Разговоры с Т. Г. Масариком» и «Молчание с Т. Г. Масариком») и не проявлял особых симпатий к социализму (известная статья «Почему я не коммунист»), в коммунистической Чехословакии первое время было под запретом, но с 1950-1960-х годов вновь стало активно издаваться и изучаться.

Брат Карла Чапека Йозеф (умер от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен) является изобретателем слова «робот». Карел же ввёл в действие пьесы «R.U.R.» искусственно созданных людей и назвал их «лаборами», от латинского слова labor («работа»). Но это название не понравилось автору, и, посовещавшись с братом-художником, оформлявшим декорации спектакля, он решил назвать этих искусственных людей словацким словом, имеющим такое же значение (по-чешски «работа» - práce , а robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина»).

В отличие от многочисленных писателей-фантастов, использовавших затем слово «робот» для обозначения человекоподобных неживых механизмов, Карел Чапек назвал этим словом не машины, а живых людей из плоти и крови, только созданных на специальной фабрике.

Музыка

  • В кинофильме Loupežník (1931, реж. Йозеф Кодичек звучат песни композитора Отакара Еремиаша на стихи Карела Чапека.
  • По пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса» чешский композитор Леош Яначек сочинил одноимённую оперу, премьера которой состоялась 18 декабря 1926 года в Национальном театре в городе Брно.
  • Композитор Георгий Гаранян сочинил музыку к фильму-мюзиклу «Рецепт её молодости» (реж. Евгений Гинзбург, сценарий Александр Адабашьян) по мотивам пьесы Карела Чапека «Средство Макропулоса»; премьера ленты состоялась 10 октября 1983 года.
  • Композитор Владимир Баскин сочинил музыку к мюзиклу «Секрет её молодости» (либретто и стихи Константина Рубинского), по мотивам одноимённой пьесы, поставленному под руководством режиссёра Сусанны Цирюк на сцене Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского; премьера состоялась 6 апреля 2015 года.
Категории: Метки:

В местечке Малые Сватоневице, Чехия.

В 1907 году поступил на философский факультет Карлова университета в Праге. Более года провел в Париже, посещая лекции в Сорбонне. В 1915 году получил степень бакалавра, защитив в Праге диссертацию на тему "Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству".

Ко времени учебы относятся и его первые литературные опыты — сначала в поэзии, затем в прозе. В 1912 году Карел с братом Йозефом (впоследствии известным писателем и художником-авангардистом) издал первую книгу рассказов — "Сад Крконоша".

Во время Первой мировой войны Карел Чапек работал воспитателем в доме графа Лажанского, затем работал журналистом в газетах Narodni listy и Lidove noviny.

Всечешскую известность Карелу Чапеку принес мастерский перевод в 1919 году стихотворения Гийома Аполлинера "Зона" — своеобразного манифеста нового поколения поэтов.

В 1920 году он закончил свою первую пьесу "Грабитель" и предложил ее Национальному театру. Пьесу приняли, и она шла на сцене в течение нескольких лет. В том же году на сцене Национального театра состоялась премьера фантастической пьесы "R. U. R.", персонажами которой Чапек впервые в мировой литературе сделал роботов. Придуманное им слово "робот" вошло в лексикон века и стало интернациональным наименованием механического человека.

В 1921 году Чапек отправился в путешествие по Англии, во время которого познакомился с ведущими английскими писателями Гербертом Уэллсом и Бернардом Шоу. Вернувшись в Прагу, Чапек завершил пьесы "Из жизни насекомых" (1921) и "Средство Макропулоса" (1922). Они были переведены на иностранные языки, к писателю пришла европейская известность.

В 1922-1923 годах Чапек совершил большое путешествие по Европе, посетил Францию и Италию. Вернувшись в Прагу, он выпустил сборники очерков "Итальянские письма" (1923) и "Английские письма" (1924).

В 1924 году вышел роман "Фабрика абсолюта", в котором писатель в форме утопии рассказал о жизни военизированного общества.

Во втором своем романе — "Кракатит" (1925) — Чапек размышлял о последствиях чрезмерной милитаризации.

В начале тридцатых годов Чапек выпустил трилогию , состоявшую из романов "Гордубал" (1933), "Метеор" (1934) и "Обычная жизнь" (1935).

Писатель продолжал путешествовать по Европе, из каждой поездки привозя материал для новых очерков. В жанре шутливых путевых дневников были выпущены "Открытки из Голландии" (1932), "Путешествие на Север" (1936).

После выхода романа "Война с саламандрами" (1935) Карел Чапек стал самым читаемым в мире чешским писателем . Успех книги объяснялся тем, что в жанре фантастики Чапек рассказал о той опасности, которую несут людям войны, национализм и безответственное отношение к экологии планеты. Вслед за "Войной с саламандрами" писатель создал несколько пьес антивоенной тематики — "Белая болезнь" (1937), "Мать" (1938).

Кроме пьес и романов, Чапеку принадлежат циклы иронических детективов "Рассказы из одного кармана" и "Рассказы из другого кармана" (оба — 1929), сборник юмористически переосмысленных библейских и литературных сюжетов "Апокрифы" (1932), циклы комических миниатюр "Год садовода" (1929), "Дашенька" (1932), "Как это делается" (1938).

Чапек стал биографом первого президента Чехословакии Томаша Масарика, который был его личным другом и многолетним собеседником (книги "Разговоры с ТГМ" и "Молчание с ТГМ").

(1890-1938) чешский писатель

Карел Чапек родился в небольшом местечке Малые Сватоневице на северо-западе Чехии. Его отец служил сельским врачом, мать писателя, Божена Чапкова, получила хорошее образование, знала несколько иностранных языков, играла на фортепиано.

Карел был младшим ребенком. Все дети отличались какими-либо талантами: сестра Елена унаследовала музыкальные способности матери, брат Иозеф оказался одаренным художником, а Карел во втором классе начал писать стихи.

Чтобы дать детям образование, отец перевез семью в Градец Кралове, где Карел поступил в гимназию и вскоре стал лучшим учеником. В шестом классе вместе с братом он организовал тайное ученическое общество, они писали патриотические воззвания и разбрасывали их на улице. Когда конспиративный кружок раскрыли, Карела исключили из гимназии с волчьим билетом. Но отцу удалось добиться, чтобы мальчик завершил образование в Брно, где жила его тетя. Карел прожил у нее два года, закончил гимназию и решил стать журналистом.

Летом 1907 г. семья Чапеков перебралась в Прагу, поскольку отец получил там место городского врача. Карел вместе с братом поступили в Карлов университет. Со второго курса Карел начинает сотрудничать в газетах, печатает рецензии и очерки о городской жизни. Он писал их вместе с братом, и они выходили за подписью «братья Чапеки». Часто Иозеф иллюстрировал рассказы своего брата.

Каждое лето братья путешествовали по Чехии или Германии, описывая свои впечатления в очерках и рассказах. Издав очерки отдельной книгой, они отправились в Париж, где Иозеф общался с художниками, а Карел Чапек слушал лекции на философском факультете Сорбонны. Чтобы заработать на жизнь, братья регулярно посылали свои очерки и рассказы в пражские газеты. Впоследствии они опубликовали свои произведения в сборнике «Сады Крконоша». Он представлял собой собрание лирической прозы, афоризмов и эпиграмм.

Вернувшись в Прагу, Карел завершает образование, получив степень бакалавра журналистики. Но найти работу по специальности он не смог, поэтому ему пришлось сменить множество профессий: библиотекаря, гувернера, разъездного корреспондента. Только в 1917 году Карел Чапек становится редактором крупнейшей чешской газеты «Народны листы». Получив постоянное место работы, он обретает финансовую независимость и получает возможность спокойно заниматься литературной работой.

В 1920 г. он заканчивает свою первую пьесу «Грабитель» и предлагает ее Национальному театру. Пьесу приняли, и она шла на сцене в течение нескольких лет. В том же году на сцене Национального театра состоялась премьера фантастической пьесы «Рур», персонажами которой Карел Чапек впервые в мировой литературе сделал роботов. Придуманное им слово «робот» вошло в лексикон века и стало интернациональным наименованием механического человека. Пьеса «Рур» была переведена на английский язык, она успешно шла на сцене одного из лондонских театров.

Работая для театра, Карел Чапек познакомился с молодой актрисой О. Шенплуговой. Вскоре он сделал ей предложение, однако свадьба не состоялась, поскольку врачи обнаружили у писателя туберкулез легких. К тому времени умерла его мать, и Карел поселился вместе с отцом.

В 1921 году Карел Чапек отправляется в Англию. Во время путешествия он знакомится с ведущими английскими писателями Гербертом Уэллсом и Бернардом Шоу. Вернувшись в Прагу, Чапек завершает пьесы «Средство Макропулоса» и «Из жизни насекомых». Они переводятся на иностранные языки, и к нему наконец приходит европейская известность.

В 1922-1923 годах Карел Чапек совершает большое путешествие по Европе, посещает Францию и Италию. Вернувшись в Прагу, он выпускает новые сборники очерков «Итальянские письма» и «Английские письма». В них в легкой ироничной манере он ведет разговор с читателем о текущих проблемах современности.

В 1924 году выходит крупное произведение писателя - роман «Фабрика абсолюта», в котором он в форме утопии рассказывает о жизни военизированного общества, в скрытой форме обличая процессы, происходившие в предвоенной Европе. Во втором своем романе - «Кракатит» (1925) - Карел Чапек размышляет о последствиях чрезмерной милитаризации.

В 1932 году врачи пришли к выводу, что писатель полностью излечился от туберкулеза. Через несколько месяцев он женился на О. Шенплуговой.

Постепенно Карела Чапека признают ведущим чешским писателем, он входит в ближайшее окружение президента Т. Масарика, становится негласным вождем антифашистски настроенной чешской интеллигенции.

В начале тридцатых годов Чапек выпускает трилогию, состоявшую из романов «Гордубал», «Метеор» и «Обычная жизнь». Одновременно он издает очерки «Беседы с Масариком» в двух томах, где выступает как страстный сторонник демократического общества и убежденный противник национализма и фашизма. Книги практически сразу же были переведены на основные европейские языки, правда, власти Германии внесли их в список запрещенных книг и официально запретили Чапеку въезд в страну. Однако писатель продолжает путешествовать по Европе, он проходит пешком всю Испанию, Голландию. Карел Чапек побывал и в скандинавских странах. Из каждой поездки он привозит материал для новых очерков, которые выходят на страницах газеты «Народны листы».

На 1936 год приходится пик популярности Чапека. После выхода романа «Война с саламандрами» он становится самым читаемым в мире чешским писателем. Успех книги объяснялся тем, что в жанре фантастики Карел Чапек рассказал о той опасности, которую несут людям войны, национализм и безответственное отношение к экологии планеты. Вслед за «Войной с саламандрами» писатель создает несколько пьес антивоенной тематики: «Белая болезнь», «Мать».

Интенсивная работа обострила болезнь, у Чапека вновь открывается туберкулез легких. Но он все равно продолжает писать и заниматься общественной деятельностью. В 1935 году он собирает съезд антифашистских писателей. В 1937 году он оставляет работу в газете, продолжая публиковать рассказы, очерки и фельетоны о современных событиях.

Болезнь неумолимо истощает его силы, но писатель начинает работу над новым романом «Жизнь и творчество композитора Фолтына». Карел Чапек хотел показать трагедию художника, отдавшего свой талант на службу фашизму. Однако он не успел завершить произведение: в канун рождества 1938 года Карел Чапек неожиданно умирает от инфаркта.