лень это что такое лень: определение — психология.нэс. Что такое лень и как с ней бороться

Лень - распространенная и удобная отговорка собственному бездействию. Ее причины объективны или выдуманы нами? Можно ли бороться с ленью?

Когда я села за этот материал, мне захотелось заглянуть в словари и посмотреть, какое определение дается этому понятию. Большой толковый словарь определял лень, как «отсутствие желания работать или делать что-либо; нелюбовь к труду».

Толковый словарь Даля давал следующее определение: «Лень - неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству».

«Отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью» - так определял лень Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Я продолжила изучать лень и встретила информацию, в которой указывалось, что отношение к лени в давние времена было сугубо отрицательным, в Средневековье она рассматривалась как зло, а в христианстве лень названа грехом. Только последние столетия лень считается отрицательной чертой характера.

Существует четыре подхода к изучению природы лени:

  • Первый: лень как отрицательное свойство личности человека.
  • Второй: лень - это защитный механизм организма.
  • Третий: лень - это болезнь.
  • Четвертый: лень - это миф.

Итак, подход первый

Лень как отрицательное свойство личности человека. Начну издалека.

Я - мама двух сыновей с разницей в возраст девять с половиной лет. Я постоянно невольно наблюдаю за ними. Мои наблюдения явным образом свидетельствуют, что лень как отсутствие желания действовать, склонность к безделью у младшего напрочь отсутствовала до четырехлетнего возраста. То есть примерно до четырех лет ребенок активно включался в любую деятельность, начиная от уборки игрушек, заканчивая покупками в магазине, - ему было интересно и увлекательно абсолютно все!

Первые попытки лениться (уклоняться от деятельности) стали проявляться, когда сын стал активно посещать детский сад. Он ленился самостоятельно одеваться, а также рисовать на заданную тему, резать ножницами.

Он просто не приступал к деятельности. Причем, если одеваться нужно в гости к бабушке - ребенок опережал взрослых, а если в детский сад (он очень трудно привыкал к саду), то он сидел в кресле, обложенный одеждой и, например, пел. Если рисовать нужно было не кружочки и линии, а фантазировать с кистью в руках (просто размазывать краски по бумаге), то такое рисование выполнялось настолько быстро, что я не успевала подавать чистые листы. А если ему предлагалось нарисовать что-то конкретное, например, солнышко, ребенок отвечал: «Нет, давай лучше ты нарисуешь». А с ножницами сын просто не умел обращаться…

Как вы уже догадались, ребенок стремился избежать работы, в которой он чувствовал себя неуспешным, либо работы, которая приведет к нежеланному результату. При этом я хорошо понимала, что только в действии рождается успех: не будешь регулярно пользоваться ножницами, так и не научишься вырезать, не будешь рисовать кружочки - не нарисуешь круглый предмет. А ребенок просто останавливался у черты под названием «у меня не получается» и не решался ее переступить.

Такая модель поведения повторяясь, закрепляется и становится чертой характера.

Итак, первая причина лени - страх неудачи. Если в ваших убеждениях есть причинно-следственная связь «не делай - может не получиться», нужно сознательно ее преодолевать. Ведь нам с вами понятно: не возьмешь в руки ножниц - не научишься ими вырезать; первый кружок никогда не бывает таким же ровным, как у того кто прекрасно владеет ножницами.

Стоит ли останавливаться, если вы действительно хотите иметь какие-то значимые результаты?

Недавно мой старший сын, который сейчас находится в возрасте подростка, задал мне сложный вопрос: «В чем смысл человеческой жизни?». Я, конечно, сначала задумалась, как ему ответить. Начала рассуждать, с точки зрения биологии, философии, религии. Вдруг меня осенил очень прозрачный вывод, что смысл жизни, как ни крути, - в развитии! И если с позиции развития посмотреть на лень - она его огромный тормоз! В этом смысле я согласна с христианской философией, считающей лень грехом.

Я продолжаю наблюдать за своими детьми. Мой старший сын - школьник. Стоит ли говорить, что проблем, решать которые лень, очень много. В первую очередь, лень делать уроки. Но не все. Иногда он громко вопрошает: «Какой в этом смысл, только время тратить?!» Я понимаю, что школьники - заложники системы. И отвечаю, что это проверка на прочность, сможешь, преодолеешь - ты молодец! Я так говорила и себе, когда на работе (а мне нравилась моя работа) случались бессмысленные задания, приступать к которым было даже не лень, а скорее тоскливо.

Вывод: нелюбимое дело, бессмысленная работа вызывают не просто лень, а включают внутреннюю блокировку на их выполнение.

Работать с ленью такой природы можно только двумя способами: не заниматься тем, что вызывает категорический протест сознания, либо придумать собственный мотив по принципу «сделаю - я молодец». Опасность в том, что такие игры с сознанием (сделаю - я молодец) не могут быть постоянными, оно устанет играть. Лучший вариант - сменить нелюбимое занятие на любимое!

Еще один вид «тоскливой лени» случается тогда, когда человеку способному и амбициозному становится неинтересно заниматься деятельностью, в которой достигнут потолок. В детских коллективах детям, чей уровень развития опережает сверстников, становится лень выполнять задания вместе со всеми.

Преодолеть этот вид лени можно только выходом за пределы «потолка» на новый уровень развития.

Подход второй

Лень - защитный механизмом организма. Это качество, которое проявляется лишь определенные моменты жизни и необходимо для отдыха. Когда человек много работает, организм сам начинает отказываться от работы.

Конечно, здравый смысл здесь есть. Человеку необходим отдых от работы. Если лень дозирована и не переходит в хроническую форму, ничего страшного нет. Но, на мой взгляд, разумнее научиться организовывать себя таким образом, чтобы работа и отдых осознанно и здраво чередовались, чтобы отдых вызывал жажду к работе, а работа награждалась отдыхом.

Такой подход поможет предотвратить «выгорание» на работе, влекущее серьезные психологические, а в запущенной форме и психические проблемы.

Что осознаешь, то контролируешь; что не осознаешь, контролирует тебя.

Еще одна причина, когда лень проявляется как защитный механизм, кроется в отсутствии жизненной энергии. Происходит это, когда вы осознаете, что получите результат, если начнете что-то делать. Вас не пугает фиаско, у вас просто нет сил. Даже любимое дело начинает раздражать и вызывать сомнения. А все потому, что ваша нынешняя физическая форма не соответствует масштабу целей. А ваши источники энергии не дают достаточно сил, чтобы действовать. Значит, чтобы побороть лень. надо остановиться и отдохнуть, восстановить силы.

Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Я думаю, что здесь имеет место подмена понятий.

«Отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду, отвращенье от труда, от дела, наклонность к праздности, к тунеядству, отсутствие желания действовать, склонность к безделью» - не одно и тоже, что поиск новых путей достижения результата. Если человек не просто ничего не делает, а находит способ и делает это по-другому - это уже не лень.

Третий подход

Лень - это болезнь.

Я не врач, и не возьмусь размышлять в этом направлении. Выскажу лишь предположение, что лень - не причина, а лишь следствие неправильного воспитания, неправильной самоорганизации, внутренней распущенности, которые со временем приобретают хронический характер, и делают человека хронически ленивым.

Четвертый подход

Лень - это миф! И мне эта точка зрения наиболее близка во всех отношениях. Единственная причина бездействия заключается только в том, что вы вовремя не смогли увидеть ложь, которая прописалась среди ваших убеждений. Эту ложь в минуты сомнений на блюдечке преподносит ваше сознание.

Например, сознание подсказывает моему ребенку: «Не бери в руки ножницы, все равно красивый кружок вырезать не получится». Но это ложь! Истина в том, что в деятельности с ножницами формируется навык владения ими!

Или сознание предупреждает меня: «Ты живешь не хуже других, успокойся! Зачем что-то менять?» Но можно ситуацию воспринимать иначе: «Ты живешь хуже собственных ожиданий, многие достигли того, о чем мечтаешь ты. Дерзай и у тебя все получится!»

Или такое убеждение: «Я бы сделал, я бы научился, и я бы... Но пока не готов и помочь мне некому…»

Это все примеры убеждений, живущих в нашем сознании. Они заставляют нас останавливаться и бездействовать. Но убеждения - это условность, миф!

Многие из нас считают лень безусловным злом, которое мешает жить. Ведь иногда лень буквально все: вставать по утрам с постели, идти на работу. Приходится заставлять себя заниматься какой-либо полезной деятельностью. Вот почему мы так отчаянно боремся с ленью, порой безуспешно.

Но так ли вредна лень? Может быть, лень каким-то образом помогает нам в жизни?

Лень сохраняет нашу энергию

Если природа что-то «встроила» в человеческий организм, значит, это для чего-то нужно. На самом деле, лень - это инстинктивная программа сохранения энергии, которая идет бок о бок с инстинктом самосохранения. Лень помогает нам не распыляться попусту, а беречь силы и энергию для действительно важных умственных и физических усилий. Кроме того, она помогает приспособиться к ситуациям, требующим пассивного поведения.

Лень делает нас более творческими

Безделье оказалось необходимым для здоровья мозга, также как кардиотренировки имеют решающее значение для здоровья сердца. Когда вы позволяете себе ничего не делать и ни о чем не думать, активизируется область мозга, ответственная за творчество. Ведь именно в такие мгновения нас посещают различные озарения.

Исследование Стэнфордского университета (США) показало, что неумение хотя бы иногда «отключать» мозг приводит к потере внимательности и неспособности отсеивать ненужную информацию. Поэтому ученые рекомендуют иногда специально «ставить» мозг на «автопилот» - например, глядя в окно или гуляя по улицам (без телефона!) и позволяя себе пойти туда, куда глаза глядят. Вас ждет бонус: прозрения, решение проблем и меньший уровень стресса.

Лень - двигатель прогресса

Зачастую лень выступает в роли двигателя прогресса, поскольку стимулирует мыслить творчески людей, не желающих напрягаться физически. Это и позволяет им при минимальных затратах энергии добиваться максимальных результатов. Практически все изобретения и были совершены именно таким способом: не хотел человек копать яму - придумал экскаватор, лень было ему ходить за водой - изобрел водопровод, и т.д.

Так что с некоторой долей иронии можно сказать и так, что без лени человечество не двигалось бы вперед, а практически топталось бы на месте.

Лень заставляет нас расти

Лень - стимул для каждого человека развиваться. Если, конечно же, использовать свою лень правильно. Ведь желание ничего не делать может привести человека на диван, а может и подтолкнуть на развитие: поиск новых решений в жизни и новой работы, на изменение себя, на личностный рост и духовное развитие.

Здесь речь идет о желании сделать что-то по-новому, чтобы не идти по уже протоптанной дорожке - найти собственное решение той или иной задачи. Лень стоит воспринимать как толчок к переменам. А какими они будут - это уже зависит от вас: или более результативная работа, или безделье, от которого человек начинает деградировать.

Лень бережет наше тело

Лень помогает находить легкие пути решения различных задач в жизни, и поэтому она бережет наше тело - как физические, так и моральные силы. И поскольку лень - один из наших инстинктов, когда мы ленимся, мы себя бережем, осознанно мы делаем это или нет. Например, исследования американских кардиологов показали, что люди, которые каждый день позволяют себе вздремнуть, отличаются более низким артериальным давлением.

Лень делает нас благополучнее

Греческие специалисты из Университета Македонии доказали, что родители зря считают бездействие подростков потерянным временем. Нередко они трактуют лень как сигнал, что в будущем сын или дочь станут неудачниками. На самом деле оценка своего здоровья и стрессоустойчивость у таких ребят, как показали опрос и детальное обследование 300 школьников, выше, чем у сверстников, в чьем графике нет места для лени. Это хорошие ресурсы на старте. Но самое главное, что именно у тинейджеров, которые считают ленивыми, выше показатели эмоционального интеллекта (EQ). А именно он помогает достигать успеха в будущем, как показали неоднократные исследования. Ученые объясняют высокие показатели EQ тем, что юные «ленивцы» чаще общаются с друзьями «от нечего делать», без всякой деловой цели. Но именно такая коммуникация учит находить общий язык с другими, темы для разговоров, развивать чувство юмора.

Утверждения о пользе или вреде лени человеческой разнятся от «Лень есть корень всех зол» до «Лень создала цивилизацию» .

И все же, несмотря на оптимизм заявлений о пользе лени, намного чаще мы встречаемся с этим состоянием как проблемой, препятствием для того, чтобы оставаться успешным и активным во всем. На вопрос о том, каковы истинные причины лени, разные ученые дают разные ответы. Вот только несколько из них.

Нейробиологические механизмы лени

Исследование с помощью сканирования мозга методом MRI (магнитно-резонансная запись активации мозговых зон) показало удивительные различия между людьми, которые легко переходят от принятия решения к активным действиям, и теми, для кого начать что-то делать, представляет затруднение. Дело в том, что за «скачок» от решения к действию отвечает определенный участок премоторной зоны коры больших полушарий головного мозга. В эксперименте выяснилось, что этот участок активизировался по-разному у «легких на подъем» и апатичных. У апатичных (или ленивых) очаг возбуждения на этом участке был «ярче», чем у активных испытуемых.

Следствие из такого наблюдения позволяет заключить, что причина лени имеет скорее биологическую природу, чем социальную : для того, чтобы активизировать переход от покоя к активности, апатичным приходится прикладывать значительно больше усилий, чем всем остальным. Вот она природа лени –переход от принятия решения к активным действиям требует от ленивых людей существенно больших усилий и в целом больше энергичности, чем от всех прочих. А любой нормальный организм, как известно, всячески стремится к сбережению своих ресурсов.

Как инстинкт самосохранения превращается в механизм саморазрушения

Пожалуй, самая распространенная форма лени получила название «прокрастинация» – устойчивая привычка откладывать дела на неопределенный срок .

Порою к этому действительно имеются реальные психофизиологические предпосылки:

  • высокая утомляемость и быстрая усталость после длительной болезни;
  • истощение организма вследствие непосильных нагрузок;
  • недостаток сил на основе гормональных расстройств (например, гипотериоза);
  • длительное пребывание в стрессовой ситуации.

Лень в таких случаях есть не что иное, как инстинкт самосохранения, и выполняет для человека очень экологичную функцию самозащиты. Однако, если такое отношение к делам и задачам затягивается, то физиологическая природа лени медленно, но верно сменяется на психологическую. Возникает привычка откладывать дела на потом, а, главное, человек привыкает к такому негативному статусу, как «безответственность». И лень остается даже после выздоровления и полного устранения всех симптомов соматического расстройства.

Мотивационный дефицит или борьба мотивов?

Когда человек заставляет себя делать то, что делать ему, на самом деле, не хочется, это является результатом борьбы двух мотивов – «хочу» и «надо». Победа «надо» над «хочу» называется волевым усилием .

Если видимых физиологических причин для апатии нет, то психологи склонны рассматривать личностную черту «прокрастинация» как психологическое расстройство мотивационной сферы.

Ну, не хватает человеку волевых усилий, чтобы побудить самого себя сделать то, что требуется именно тогда, когда требуется! Если это результат такого устройства мозга, о котором говорилось в начале статьи, то мотивационный дефицит можно ослабить только специальными тренировками. Постепенно усложняя задачи, помогать человеку с подобным расстройством, преодолевать свою психическую болезнь.

Но намного чаще речь идет о том, что в борьбе мотивов мотив «хочу» побеждает лишь потому, что человек был так воспитан, а точнее не воспитан. Недаром много пишут о воспитании силы воли, о произвольном поведении, о волевой саморегуляции. Это все входит в обязательные задачи воспитания, которые решаются с самого детства, с момента, когда у ребенка формируются первые навыки произвольного поведения.

Наиболее частые причины такого проявления лени у взрослых:

  • недостаток воспитания трудовых навыков;
  • инфантилизм волевой сферы;
  • отсутствие навыка самоконтроля.

Стремление к удовольствию, возможность заниматься только приятными и легкими, не требующими усилий, делами рано или поздно формируют прокрастинацию и, в конце концов, закрепляют ее как устойчивую форму поведения.

В литературе часто встречаются истории, когда ленивый герой под влиянием обстоятельств или случая менялся до неузнаваемости, внезапно становился решительным и целеустремленным. Далеко ходить за примерами не придется, просто вспомните былину об Илье Муромце.

Итак, к изменению поведения приводят изменившиеся обстоятельства. До тех же пор, пока человек не испытывает реальной нужды или какой-либо опасности, потребности начать действовать вопреки своей лени не возникает.

С Викиум вы сможете побороть свою интеллектуальную лень. Занимайтесь онлайн

Лень как эхо нашей личности

Однако, часто у поведения, которое воспринимается окружающими, как патологическая лень, причины кроются в особенностях личности. Причем спектр личностных качеств, провоцирующих лень, необычайно широк и разнообразен.

Во-первых, очень большой друг лени – перфекционизм, то есть стремление все доводить до совершенства, до блеска. Под влиянием такой установки у человека есть только два выбора – сделать что-то лучше всех или… не делать этого вовсе. В результате, понимая, что справиться с задачей блестяще не получится, человек отказывается от выполнения этой задачи, следуя максималистскому принципу «Полюбить – так королеву, проиграть – так миллион». А в результате получается — «Лучшее – враг хорошего». Перфекционистские наклонности, как предпосылки лени, устраняются очень быстро, если у человека не остается выбора, и он оказывается лицом к лицу с простой дилеммой «Делай, как сможешь, либо останешься голодным».

Во-вторых, лень порождается противоположной крайностью – чрезвычайно низкой самооценкой и неуверенностью по типу «Мне ни за что не справиться с этим заданием». Подобная неуверенность в себе провоцирует стремление отодвинуть дела на более поздний срок или вовсе отказаться их выполнять. Человек и в этом случае, оказавшись перед выбором «сделать и опозориться» или «не делать и так избежать позора и провала», предпочитает второй вариант. Низкая самооценка в этой ситуации формирует сильную мотивацию избегания неудач, когда цель – не достичь результата, а уйти от негативных последствий своих действий. Стратегия бездействия в таком случае является наиболее эффективной.

В-третьих, причиной лени может стать элементарная недисциплинированность и неорганизованность. В таких случаях помогают разные приемы управления временем, самоменеджмента и планирования. Главное условие, при котором человек возьмет на вооружение все эти приемы, это наличие у него личностно значимого дела и очень привлекательной цели.

Ленивый интеллект, и как его спасти

Интеллектуальная лень – пожалуй, самый печальный и унылый вид лени . Активное восприятие здесь подменяется миросозерцанием:

  • некритичным;
  • пассивным;
  • однообразным;
  • лишенным выбора;
  • неэмоциональным.

Такое отношение к миру строится на базовом тезисе «Мне скучно и не интересно».

Леность ума не свойственна детям, напротив, они любопытны и активны в освоении нового. А вот у взрослых это развивается часто и приводит к нежеланию не то что докапываться до истины, а даже просто хотя бы поразмышлять над проблемой. Это весьма опасный жизненный опыт, поскольку мозг, как и другие органы, жаждет интеллектуальных тренировок и медленно, но верно деградирует в условиях слабой умственной работы.

Интеллектуальная лень, чаще всего, имеет социальную природу – человеку комфортно жить в условиях, когда за него принимаются важные решения, телевизор понятно и доступно разъясняет ему, что такое хорошо и что такое плохо, а на работе от него требуется выполнение стандартных задач по одному и тому же алгоритму.

Противоположностью интеллектуальной лени считается высокий уровень познавательной активности, который складывается из:

  • любознательности;
  • заинтересованности;
  • стремления постичь суть вещей и событий;
  • критичности мышления;
  • искренним любопытством к тому, как устроен окружающий мир.

Для того, чтобы не утратить эту уникальную человеческую способность и потребность удивляться новым граням мира, надо постоянно предлагать своему мозгу все более и более сложные задачи.

Пусть это будут интеллектуальные игры или специальные развивающие упражнения, дискуссии или критический анализ событий – все равно. Главное – не позволять своему мозгу лениться, не давать ему ни малейшего шанса застыть в своем развитии.

В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что лень – это не отдельный феномен, а всего лишь симптом, показывающий, что с человеком что-то не в порядке . Проявляясь одинаковым способом – нежеланием действовать или сдвиганием дел на потом, лень может иметь самые разные причины – от физиологических и до социальных.

admin

Это ужасное слово «лень». Оно напоминает старую, обросшую мхом и пылью вещь. Слово появилось еще с момента возникновения мира. Им пугали малышей, им укоряли взрослых. Это неразделимая часть сущности человека. Но настолько ли она страшна?

Что такое лень. Ее разновидности

Чтобы разобраться, что такое лень, достаточно упомянуть героев известных народных сказок. Она вроде бы отрицательная черта, но и не совсем. Если имеется в виду «тунеядство», то смысл получается резко негативным. А существует лень, которая зависит от обстоятельств. Случается, что она относится к положительным качествам. Почему так получается? Лень неоднородна, она меняется от того, что за ней стоит.

Лень разнообразна. Встречается мыслительная лень, когда вы не желаете думать ни о чем. Эта лень заводит человека в тупик. Есть 2 главных типа мыслительной лени:

человек не желает думать о результате;
вы думаете о том, что хотите получить, но не предпринимаете эффективных действий.

Самым популярным типом лени является физическая. Организму . Проблема заключается в проведении границы, когда необходимость отдыха становится бездействием, затягивающим в болото лени. Эта лень соседствует с мыслительной. К примеру, появилось желание . Но посещают мысли о том, что нужно куда-то идти, проявлять активность. Физическую лень нужно уметь отличить от болезни, когда человеку приходится лениться. Существует 2 вида:

постоянная;
временная.

Она разнится по делам, которые требуется сделать, а также месту появления. Случается, что работать не хочется, но на поход в кино силы есть. У любого ленивца есть дела, которые сразу поднимут его с дивана. Такое встречается у тех, кто занят не своим делом, не имеет цели.

Эмоциональная лень – это когда запах мандаринов остался тем же, что в детстве, но новогоднего настроения нет. Затухание эмоций негативно являет на личность. Вам покажется, что вы не тратите зря силы, но на деле – воруете их у себя. Близкие , проявления чувств. Такие эмоции мотивируют просыпаться по утрам. А если их нет, то возникает апатия.

Первым видом лени является творческая. Многие творцы долгое время раздумывают над проблемой, а затем находят ясный ответ.

Патологическая лень целиком овладевает человеком, переходит все границы. Вы придумываете себе болезни, чтобы не вставать с постели. Выдумываете причины для лени. Философская лень проявляется в том, что по религиозным соображениям люди стремятся к ничегонеделанью. Это следствие неверного понимания религии, а не ее сущность.

Как бороться с ленью

А теперь разберемся с ленью обычных людей. Назовем главные причины, а значит, и варианты, :

низкая мотивация. Человек не уверен, дело стоит усилий. В таком случае требуется повышать мотивацию, осознать, зачем это нужно;
слабая сила воли. Вы понимаете, что вам необходимо сделать что-то, но не способны найти силы. В такой ситуации начните с простого, и работа сделается;
особый стиль, напоминающий лень. Человек может долго раздумывать, как проще выполнить, а затем быстро закончить задачу;
интуитивная лень. В итоге выясняется, что работу выполнять не стоило;
источник удовольствия. Вы радуетесь работе, но когда ленитесь – радуетесь лени;
страх ответственности. А вдруг я сделаю это не так, что будет? Такой подход формируется в детском возрасте, когда ребенка не научили ответственности. Нужно не бояться брать на себя ответственность, не у всех получается с первого раза, поймите это;
. Здесь важно отдохнуть, тогда лень пройдет;
от понимания неважности дела. В таком случае лень будет двигателем прогресса. Пульты дистанционного управления придумали ленивые люди, которым не хотелось каждый раз вставать, чтобы переключить канал. Найдите решение вашей задачи.

Часто лень возникает, когда требуется сделать трудное задание. И здесь сразу же возникает множество «срочных» дел, которые требуется закончить. Поделите сложную задачу на несколько простых этапов, выполняйте их постепенно.

Лень не возникает внезапно, ей требуется лазейка. Устраняйте их жестким планом действий. Перешагивайте через «не хочу». Это заразное состояние, потому старайтесь не общаться с «ленивцами». И запомните, если делать только то, что хочешь, то обязательно придет расплата. Если заняться интересным делом, то лень уходит. Выбирайте себе работу по душе, с мотивацией.

И еще пара советов:

перед стартом сложного дела послушайте бодрую музыку. Создайте правильную обстановку вокруг;
представьте, сколько хорошего произойдет после окончания работы;
выдумайте подарок после завершения дела, как стимул;
изменяйте вид работы каждые 15-20 минут, но если приходит вдохновение – ни в коем случае не отвлекайтесь.

Если лень пришла внезапно, и совесть не справляется, то не выполняйте работу. Придут крайние сроки, и вам придется все выполнить. При проявлении лени подумайте, в чем ее причина. Возможно, это желание расслабиться, или протест против работы. Если последнее, то измените условия.

5 февраля 2014

Подавляющему числу людей знакомо вязкое расхолаживающее ощущение лени. Это ощущение может возникнуть вполне предсказуемо или внезапно; может касаться того, что сделать «надо», но «не хочется», и даже того, что, казалось бы, представляется нам желанным делом: например, прогулки в выходной день или посещения кафе после трудового дня. В этой статье мы заглянем за фасад явления под названием «лень» и попытаемся понять, что за ним скрывается и мешает нам бодрым маршем двигаться по намеченному пути наших целей и задач.

Причины лени и способы борьбы с ними

В статье « » обозначены такие причины прокрастинации, как отсутствие целей, перфекционизм, «проблемы с энергией», отвлечения на несущественное, «неподъемный большой проект».

Невозможно относиться к этому списку причин всерьез, так как он включает в себя несопоставимые друг с другом явления, которые сами по себе могут являться причинами и следствиями друг друга, а к лени не иметь прямого отношения. Все перечисленные «причины» не дают нам ключа к тому, чтобы посмотреть в глубину проблемы лени и внятно ответить на вопрос: «Почему в столь важных, нужных, желанных делах я ленюсь?!»

В лучшем случае, список этих «причин» можно использовать, чтобы попытаться в себе искоренить перечисленные проблемы, ведь если рассматривать каждое из описанных явлений по отдельности, то очевидно, что они снижают нашу эффективность. Думаю, мало кто будет спорить с тем, что лучше в жизни иметь внятные цели, не страдать перфекционизмом, грамотно чередовать периоды работы и отдыха, быть целеустремленным, не размениваться на мелочи, но в то же время не пытаться объять необъятное.

В результате поверхностной трактовки причин лени, способы борьбы с ленью, предложенные в той же статье, представляют из себя некоторые частные попытки задействовать силу воли, приёмы тайм-менеджмента, бихевиоральные техники, чтобы «обмануть свой мозг» и все-таки добиться от себя нужного усилия и результата.

Такой подход может быть эффективным в частном случае, но при постоянном применении способен не только потерять свою силу, но и навредить организму, привести к еще большему истощению, демотивированности и появлению всё новых и новых способов отлынивать от решения поставленных задач.

Глубинные причины лени

Если формулировать предельно кратко, то глубинная причина лени одна: несоответствие наших намерений, целей, задач, стремлений и т.п. – нашим истинным потребностям.

В контексте рассматриваемой проблемы лени и ее причин самое важное свойство потребностей заключается в том, что они представляют из себя источник энергии, как физической, так и психической. Когда наши деятельность и поведение согласованы с нашей актуальной в данный момент потребностью, у нас не возникает никаких проблем с тем, чтобы эту деятельность осуществить: ни лени, ни скуки, ни прокрастинации, ни каких-либо других форм отстраненности и попыток отсрочить неизбежное.

Если наша деятельность и наше поведение согласуются с нашей актуальной потребностью, мы просто делаем то, что задумали. Это действительно просто. На эту тему есть хорошая иллюстрация: «Самый целеустремленный человек – это человек, который хочет в туалет»

Согласитесь, сложно представить, что человек, который хочет в туалет, вдруг заленился и никуда не пошел.

Внутриличностный конфликт как глубинная причина лени

Согласно учению Ухтомского о доминанте, в один момент времени для человека актуальна одна потребность, и все поведение человека оказывается подчинено ее удовлетворению. Если в момент, когда актуальна некая потребность, человек ставит себе не согласующуюся с ней задачу, то «очаг доминанты» в коре головного мозга тормозит реализацию поставленной задачи. Например, в виде лени.

Другими словами, лень возникает тогда, когда вместо удовлетворения нашей истинной актуальной потребности мы пытаемся удовлетворить другую.

В психологии эта ситуация называется внутриличностным конфликтом. Конфликт потребностей – это частный случай внутриличностного конфликта (подробнее обо всех видах внутриличностного конфликта рекомендуем ознакомиться в книге Н.В. Гришиной «Психология конфликта»). Лень – это форма сопротивления нашего организма, с помощью которой он нам сигнализирует: «Стоп! Ты идешь не туда! Остановись и подумай: это ли сейчас тебе действительно нужно».

Преодоление лени через работу с потребностями

Психологическая работа с потребностями всегда непроста и сугубо индивидуальна. Однако можно выделить ряд общих рекомендаций, которые помогут разрешить внутриличностный конфликт, порождающий лень, и освободить полезную энергию для реализации намеченных целей.

Шаг 1. Осознание истинной актуальной потребности.

Нередко этого шага бывает достаточно, чтобы снизить напряжение, перестать «лениться» и приступить к выполнению имеющихся задач.

Вместо того, чтобы в приступе прокрастинации пятый раз подряд обновлять страницу новостей «ВКонтакте», попробуйте взять небольшую паузу и задать себе вопрос: «В чем я сейчас нуждаюсь?»

Ответить на этот вопрос бывает непросто, торопиться не нужно. Важно выработать привычку быть внимательным к своему внутреннему миру, и рано или поздно вы начнете отвечать на этот вопрос быстрее и правильнее.

Подчеркнем, что цель вопроса – не только в получении ответа. Задавая себе этот вопрос, вы берете свою лень под контроль, вы перестаете быть заложником своих состояний, вы начинаете сами решать: когда вам работать, а когда – лениться.

Шаг 2. Разрешение внутриличностного конфликта через осознанный выбор и принятие ответственности за его результаты.

Когда вы осознаете свою истинную актуальную потребность, вам придется сделать выбор: бросить все дела и приступить к ее удовлетворению или продолжать заниматься решением ваших задач, несмотря на то, что в данный момент вы нуждаетесь в другом.

Подчеркнем: чтобы ваш выбор оказался действенным и не привел к усилению лени, необходимо соблюдать два условия:

  1. Важно делать выбор осознанно . Необходимо не просто махнуть рукой на одну из сторон конфликта, а именно принять решение, сделать это уверенно, в полной мере понимая, что именно решаете и почему вы это делаете.
  2. Важно делать выбор ответственно . Необходимо в полной мере учитывать последствия вашего выбора и признавать, что источником этих последствий являетесь вы сами.

Делая свой выбор, помните о следующем:

  1. В случае выбора в пользу текущих задач, вы продолжаете игнорировать свою истинную потребность, что в последующем может привести к усилению напряжения, к появлению чувства отвращения к работе, к повышенной усталости. Все эти последствия вам придется компенсировать.
  2. Если же вы делаете выбор в пользу немедленного удовлетворения вашей потребности, которая спровоцировала лень, то вы столкнетесь с рядом других последствий: важно это понимать и наметить пути их нивелирования.

В целом практика осознанного и ответственного выбора избавит вас не только от лени, но и от многих других проблем, которые порождают наши внутриличностные конфликты.

Шаг 3. Применение поддерживающих техник.

После того, как вы 1) осознали свою истинную актуальную потребность и 2) сделали осознанный и ответственный выбор в пользу ее удовлетворения или в пользу текущей задачи, — и только после этого вы с высокой степенью осмысленности, безопасности и избирательности можете применить все те поддерживающие техники, которые подробно описаны в статье «Причины лени и способы борьбы с ними» и других материалах сайта.

Заключительные комментарии

В большинстве случаев, когда вы сталкиваетесь с ленью, вам, скорее всего, не понадобится такой глубокий анализ своей личности.

Во многих случаях вы сразу сможете перейти к шагу 3 (осознавая при этом как пользу применения к себе разнообразных техник и рецептов, так и возможный негативный эффект от их использования).

Иногда вам поможет шаг 1 (всего лишь внимания к своим истинным потребностям и их осознания в ряде случаев бывает достаточно, чтобы повысить чувство психологического комфорта и преодолеть свое сопротивление в виде лени).