Литературные направления (теоретический материал). Основные литературные направления Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Признаки литературного направления Объединяют писателей определённой исторической. Основные жанры классицизма сентиментализма

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в РЛ 18-19 веков (повторение). 9 класс .

Цели урока: А) Углублять знания о классицизме и сентиментализме, дать понятия о романтизме и реализме как художественных направлениях, учить сопоставлять разные направления, выявляя своеобразие каждого, при этом обращаясь к произведениям литературы; совершенствовать знание произведений литературы 19-го века.

Б) Воспитывать любовь к литературе, развивать эстетические чувства.

В) Развивать образное мышление, память, логику, умение вести диалог, беседу, совершенствовать речевые навыки.

Ход урока

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. 19 век – это время формирования русского литературного языка.

Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.

Поэтому обратимся вновь к классицизму.

Сообщение о классицизме.

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в русской поэзии.

Обратимся к сентиментализму. Где Доминантой «человеческой природы» объявляется чувство, а не разум и это отличает сентиментализм от классицизма.

Сообщение о сентиментализме

Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Романтизм (кон XVIII века - первой половины XIX века) утверждает самоценность духовно-творческой жизни личности, изображает сильные (зачастую бунтарские) страсти и характеры, одухотворённую и целительную природу.

Сообщение о романтизме

Романтизм имел огромное значение для развития литературы. Поэты-романтики своим творчеством оказывали содействие популяризации фольклора, заботились о его признании. Произведения этих поэтов и до сих пор интересные нам. Они очаровывают нас своей неповторимостью, народнопесенным совершенством.

Ранняя поэзия также развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности, но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы.

Постепенно, в 30е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма.

Сообщение о реализме

Русская литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков. В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.

Работа по карточкам. Всем ученикам раздаются карточки, учитель объясняет задание (прочитать характеристику одного из направлений, вписать ответ).

Проверка каждого из 8-ми заданий проводится коллективно с обсуждением.

б) Вопросы : Какие произведения классицизма вы знаете? Какую романтическую поэму вы изучали в 8-ом классе? Какое эпическое произведение Пушкина написано в традициях реализма?

в) «Путешествие в незнаемое». (Закрепление литературоведческих понятий и расширение читательского кругозора).

Учитель читает отрывки из произведений, ученики определяют, к какому худ. направлению они относятся. (См. Приложение).

1. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин».

2. Карамзина «Бедная Лиза».

3. Гоголя «Шинель».

Обобщение.

Учитель : Мы с вами сегодня перенеслись почти на 2 столетия назад.

Как вы считаете, могут ли эти произведения взволновать, заинтересовать, тронуть современного читателя и зрителя?

Что дорого нам в искусстве ушедших эпох? (Человечность, гуманизм, внутренний мир человека).

Литература учит нас видеть «души изменчивой приметы». Впереди у нас с вами знакомство с новыми писателями, поэтами и их произведениями.

Задание

КЛАССИЦИЗМ, РЕАЛИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ.

Задание : впишите название художественного направления.

1. ________________________выдвигал на первый план человеческое чувство, способность человека эмоционально воспринимать и переживать.

2. Для_________________________ характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

3. __________________________отличает подчеркнутый интерес к личности, человеческой индивидуальности, пафос свободы, независимости, героика протеста, стремление к совершенству и обновлению. Писатели не ставили задачу воспроизвести действительность, а стремились выразить свое отношение к ней.

4. В литературе__________________________изображалась не столько сама действительность, сколько ее отражение в чувствах повествователя и персонажей. Главными действующими лицами могли быть и «простые люди». Достоинство человека писатели усматривали в способности чувствовать, переживать.

5. В основе _______________________лежит стремление к жизненной правде художественных образов.

6. __________________________как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности: древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.

7. __________________________герой - человек исключительный, с сильными, неукротимыми страстями, не признающий законов, которым подчиняются другие. Исключительность характеров сочетается с исключительностью событий и конфликтов, их особым драматизмом и напряженностью.

8.____________________________обратился не только к художественно точному изображению действительности во всем многообразии ее проявлений: событий, характеров, природы, вещей, явлений, но и к поиску и художественному анализу закономерностей, которые действуют в жизни.

Карамзина «Бедная Лиза».

Лиза спала очень худо. Новый гость души ее столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве... Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом - и если бы он теперь мимо мен гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо:

«Здравствуй, любезный пастушок. Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою... Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пестрым стадом своим скрылся за ближним холмом.

Повесть «Шинель»

Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованием и собственной прихотью, - когда все уже отдохнуло после департаментского скрипенья перьями, беготни, когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматривание кое-каких шляпенок; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней, - словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в вист, прихлебывая чай с копеечными сухарями, - Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.

Пушкин «Погасло дневное светило» волнение океана пробуждает в поэте воспоминания о его прошлых «желаниях и надеждах» , о прошлой «безумной любви» , которую он не в силах забыть, и бесконечно сильное стремление к новым впечатлениям. Не только о море, но и о волнении души поэта написаны строки этого стихотворения:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан

Я вижу берег отдалённый,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я;

Воспоминаньем упоённый...

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...

В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и душа в волнении.

Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»

Ваша воля - читать или не читать меня; моя - писать, как вздумается... Перо мое - смычок самовольный, помело ведьмы, конь наездника. Да, верхом на пере я вольный казак, я могу рыскать по бумаге без заповеди куда глаза глядят. Я так и делаю: бросаю повода и не оглядываюсь назад, не рассчитываю, что ждет впереди. Знать не хочу, заметает ли ветер след мой, прям или узорен след мой. Перепрянул через ограду, переплыл за реку - хорошо; не удалось - тоже хорошо. Я доволен уже тем, что наскакался по простору, целиком, до устали. Надоели мне битые укаты ваших литературных теорий... Степи мне, бури! Легок я мечтами - лечу в поднебесье; тяжек ли думами - ныряю в глубь моря..

Русский классицизм

В России становление классицизма происходит почти на три четверти века позже того, как он сложился во Франции.

Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учетом опыта, который накопил западноевропейский классицизм.

Своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей.

Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей классицистов придает их произведение жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются в их произведениях.

Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.

Утверждению классицизма способствовали четыре крупнейших литературных деятеля: , и.

Вершиной русского классицизма является творчество (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Сентиментализм в России.

Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Гете, Руссо и др. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802) и др.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

Романтизм

В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Главными признаками романтизма является преимущество внутреннего над внешним, уникального над типичным, чувствительного над рациональным. Создаются новые жанры.

Персонажи романтических произведений - мужественные и упорные герои-патриоты, люди, которые достигли внутренней гармонии и единства с природой. Очень распространенным в творчестве романтиков является психологический параллелизм: человек изображается рядом с природой, с которой он находится в тесной связи. Известнейшими представителями романтизма были Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. В 1808 вместе с вышедшей из под его пера баллады «Людмила» в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание - романтизм.

Наибольшую интенсивность это направление приобрело в 30-х – нач. 40-х гг. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова.

В его поэзии основной конфликт романтизма - противоречие между идеалом и действительностью - достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в.

Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека - глубокий и противоречивый. Ключевая тема в творчестве Лермонтова - тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире.

Реали́зм

Реали́зм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина(по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе)-историческая драма "Борис Годунов", повести "Капитанская дочка","Дубровский","Повести Белкина",а также роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени"

и обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе, и так называемый тип «маленького человека», который показан в его повести «Шинель», а также в повести «Станционный смотритель».

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ классицизм сентиментализм романтизм реализм Богачёва Галина Геннадьевна, МОУ СОШ № 21 г. Владимира

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ объединяет писателей одной исторической эпохи, связанных общим пониманием жизненных ценностей и эстетического идеала, создаёт свой тип героя, имеет характерные сюжеты, свой стиль речи и излюбленные жанры, перекликается с другими видами искусства. классицизм сентиментализм романтизм реализм Завершить показ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАПРАВЛЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ классицизм реализм Г. Р. Державин М. В. Ломоносов Д. И. Фонвизин Мольер Н. Буало Ф. М. Достоевский А. Н. Островский Л. Н. Толстой Н. В. Гоголь А. С. Пушкин И. С. Тургенев сентиментализм романтизм Н. М. Карамзин А. Н. Радищев К. Ф. Рылеев В. А. Жуковский М. Ю. Лермонтов Байрон

Классицизм В России Утверждение XVIII век абсолютной монархии конец XVII – начало XIX века Пётр I Елизавета Екатерина II Петровна Осмысление В России итогов революций, противостояние Реализм поиск реальных дворянской и с 30 -х годов XIX века разночинно-демократической путей пересоздания культур действительности ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ Народно. В России освободительные Сентиментализм войны в Европе, Америке. 1773 - 1775 - Пугачёвский бунт вторая половина XVIII – Буржуазия – новая и его подавление начало XIX века общественная сила 14 декабря 1825 г. – В России восстание Отечественная война 1812 г. Великая французская – на Сенатской герой войны Народ – истинный площади Романтизм революция закрепощён и бесправен. Ощущение разочарованности, и XVIII – начало XIX конец разочарование века неудовлетворённости в её итогах в русском обществе.

Утверждаемые жизненные ценности Классицизм Classicus (лат.) - образцовый Ш главенство государственных интересов над личными; Ш культ нравственного долга; Ш культ разума, рационализм Сентиментализм Sentimental (англ.) - чувствительный Ш главенство чувства, а не разума; Ш высшая ценность – человек, а не государство; Ш природа – мерило всех ценностей; Ш идея нравственного равенства людей Реализм Realis (лат.) – вещественный, действительный Ш стремление к познанию человека и мира; Ш открытие законов существования человека и общества Романтизм Romantique(фр.)–таинственное, нереальное Ш неприятие бездуховности реальной жизни; бегство от существующей действительности и поиски идеала вне её; Ш утверждение самоценности духовнотворческой жизни личности, внимание к внутреннему миру человека; Ш свобода

Классицизм Реализм Строгое следование Правило «трёх единств» разумным правилам, Простота, стройность, в драматургии: вечным законам, логичность (1 дом) места композиции созданным на основе изучения времени (1 день) произведения лучших образцов действия (1 конфликт) античной литературы Верность действительности, Психологизм; Изображение жизни Принцип передача высокая внародности историзма её развитии художественность сущности жизни, значительность идей Эстетический идеал Искренность, простота, Естественность, преданность «натуре» , поэтичность, органическая связь растроганность, умиление и грусть с природой Сентиментализм Природа как выражение Свобода, мощь, Изображение неукротимость, стихийного начала желаемого – бурный порыв жизни, свободы мира мечты Романтизм

К Л А С С И Ц И З М С Е Н Т И М Е Н Т А Л И З М 1. Чёткое деление героев на положительных (делает выбор в пользу разума) и отрицательных 2. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели Митрофан 3. Выделение одной и Простакова ведущей черты из комедии в характере героя Д. И. Фонвизина (скупец, хвастун, глупец) «Недоросль» 1. Деление героев на положительных (наделенный богатым душевным миром простолюдин) и отрицательных (жестокосердный представитель власти) 2. Главный герой произведения – О. А. Кипренский. человек обыкновенный. Бедная Лиза 1827 Р Е А Л И З М Типизация характеров (слитность типичного и индивидуального). Новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин); тип «лишнего человека» (Онегин, Кукрыниксы. Обломов); Печорин, П. Соколов. Иллюстрация кгероя тип Иллюстрация роману «нового» к роману А. С. Пушкина к повести «Шинель» и дети» И. С. Тургенева. Базаров) (нигилист «Отцы Н. В. Гоголя «Евгений Онегин» Исключительность Р О романтического героя: М 1. Сильная личность, человек А высокой страсти, живущий стремлением к свободе Н 2. Внутренняя раздвоенность Т 3. Одиночество И 4. Трагическая судьба З 5. Поиски идеала. Демон М. Врубель. и мечты М 6. Воплощение романтического К. Брюллов. Л. Пастернак. Исповедь Мцыри бунта против действительности Гадающая Светлана Т И П Г Е Р О Я

Классицизм Сюжеты из античной и отечественной истории. Героические судьбы. Поединок страсти и долга. А. П. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой, 1773 Сентиментализм Отдельные ситуации будничной жизни. Дни в трудах на лоне природы. Изображение крестьянского быта (часто в пасторальных тонах). А. Г. Венецианов. На пашне. Весна Реализм С Ю Ж Е Т Ы Подробно и объективно воссозданные картины национального быта. Изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. И. Е. Репин. Бурлаки на Волге И. Шишкин. Сосновый бор Романтизм Конфликт героя и общества. Поединок личности и судьбы. Действия героя в необычных, исключительных обстоятельствах: экзотические страны, нецивилизованные народы, потусторонний мир К. Брюллов. Последний И. Айвазовский. Радуга день Помпеи

КЛАССИЦИЗМ РЕАЛИЗМ Высокие: ода, эпическая поэма, трагедия Рассказ, очерк, повесть, роман, Средние: научная поэзия, поэма, драма, роман-эпопея, элегия, сонет, послание поэма-эпопея, эпический цикл (Цель – всестороннее изображение мира) Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира ЖАНРЫ Семейный роман, дневник, исповедь, письма, путевые заметки, мемуары, элегия, послание, чувствительная повесть (пишутся от 1 -ого лица) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ Роман, повесть, роман в письмах, элегия, идиллия, романтическая поэма, дума, баллада (Цель – самораскрытие внутреннего мира личности, рассказ об индивидуальной судьбе) РОМАНТИЗМ

Живописный портрет В. А. Жуковский романтизм Д. Левицкий. Екатерина II классицизм В. Боровиковский. Екатерина II сентиментализм И. Репин. Портрет А. Рубинштейна реализм

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Классицизм конец XVII – начало XIX века Утверждение абсолютной монархии В России XVIII век Пётр I Елизавета Екатерина II Петровна

Утверждаемые жизненные ценности Классицизм Classicus (лат.) - образцовый Ш главенство государственных интересов над личными; Ш культ нравственного долга; Ш культ разума, рационализм

Классицизм Строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы Простота, стройность, логичность композиции произведения Эстетический идеал Правило «трёх единств» в драматургии: места (1 дом) времени (1 день) действия (1 конфликт)

ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССИЦИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ Н. Буало Д. И. Фонвизин Мольер М. В. Ломоносов Г. Р. Державин

ТИП ГЕРОЯ Д. Левицкий. Екатерина II К Л А С С И Ц И З М 1. Чёткое деление героев на положительных (делает выбор в пользу разума) и отрицательных 2. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели 3. Выделение одной ведущей черты в характере героя (скупец, хвастун, глупец) Митрофан и Простакова из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

СЮЖЕТЫ Классицизм Сюжеты из античной и отечественной истории. Героические судьбы. Поединок страсти и долга. А. П. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой, 1773

ЖАНРЫ КЛАССИЦИЗМ Высокие: ода, эпическая поэма, трагедия Средние: научная поэзия, элегия, сонет, послание Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Сентиментализм вторая половина XVIII – начало XIX века Народноосвободительные войны в Европе, Америке. Буржуазия – новая общественная сила В России 1773 - 1775 - Пугачёвский бунт и его подавление

Утверждаемые жизненные ценности Сентиментализм Sentimental (англ.) - чувствительный Ш главенство чувства, а не разума; Ш высшая ценность – человек, а не государство; Ш природа – мерило всех ценностей; Ш идея нравственного равенства людей В. Боровиковский. Екатерина II

Сентиментализм Естественность, преданность «натуре» , органическая связь с природой Эстетический идеал Искренность, простота, поэтичность, растроганность, умиление и грусть

ТИП ГЕРОЯ С Е Н Т И М Е Н Т А Л И З М 1. Деление героев на положительных (наделенный богатым душевным миром простолюдин) и отрицательных (жестокосердный представитель власти) 2. Главный герой произведения – обыкновенный человек О. А. Кипренский. Бедная Лиза 1827

СЮЖЕТЫ Сентиментализм А. Г. Венецианов. На пашне. Весна Отдельные ситуации будничной жизни. Дни в трудах на лоне природы. Изображение крестьянского быта (часто в пасторальных тонах).

ЖАНРЫ Семейный роман, дневник, исповедь, письма, путевые заметки, мемуары, элегия, послание, чувствительная повесть (пишутся от 1 -ого лица) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Романтизм конец XVIII – начало XIX века В России Отечественная война 1812 г. Народ – истинный герой войны – закрепощён и бесправен. Ощущение разочарованности, неудовлетворённости в русском обществе. Великая французская революция и разочарование в её итогах 14 декабря 1825 г. – восстание на Сенатской площади

Утверждаемые жизненные ценности Байрон В. А. Жуковский К. Ф. Рылеев Романтизм Romantique(фр.)–таинственное, нереальное Ш неприятие бездуховности реальной М. Ю. Лермонтов жизни; бегство от существующей действительности и поиски идеала вне её; Ш утверждение самоценности духовнотворческой жизни личности, внимание к внутреннему миру человека; Ш свобода

Романтизм Изображение желаемого – мира мечты Свобода, мощь, неукротимость, бурный порыв Эстетический идеал Природа как выражение стихийного начала жизни, свободы

Т И П М. Врубель. Демон Г Е Р О Я Л. Пастернак. Исповедь Мцыри Исключительность К. Брюллов. Гадающая Светлана Исключительность Р О романтического героя: М 1. Сильная личность, человек А высокой страсти, живущий стремлением к свободе Н 2. Внутренняя раздвоенность Т 3. Одиночество И 4. Трагическая судьба З 5. Поиски идеала и мечты М 6. Воплощение романтического бунта против действительности

СЮЖЕТЫ Романтизм К. Брюллов. Последний день Помпеи И. Айвазовский. Радуга Конфликт героя и общества. Поединок личности и судьбы. Действия героя в необычных, исключительных обстоятельствах: экзотические страны, нецивилизованные народы, потусторонний мир

ЖАНРЫ Роман, повесть, роман в письмах, элегия, идиллия, романтическая поэма, дума, баллада (Цель – самораскрытие внутреннего мира личности, рассказ об индивидуальной судьбе) РОМАНТИЗМ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Реализм с 30 -х годов XIX века В России противостояние дворянской и разночинно-демократической культур Осмысление итогов революций, поиск реальных путей пересоздания действительности

Утверждаемые жизненные ценности Реализм Realis (лат.) – вещественный, действительный А. С. Пушкин Л. Н. Толстой А. Н. Островский Ф. М. Достоевский Ш стремление к познанию человека и мира; Ш открытие законов существования человека и общества И. С. Тургенев Н. В. Гоголь

Реализм Принцип народности Верность действительности, передача сущности жизни, значительность идей Принцип историзма Изображение жизни в её развитии Психологизм; высокая художественность

Р Е А Л И З М Типизация характеров (слитность типичного и индивидуального). Новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин); тип «лишнего человека» (Онегин, Печорин, Обломов); тип «нового» героя (нигилист Базаров) Иллюстрация к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Т И П Г Е Р О Я Кукрыниксы. Иллюстрация к повести «Шинель» Н. В. Гоголя П. Соколов. Иллюстрация к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Реализм Подробно и объективно воссозданные картины национального быта. Изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. СЮЖЕТЫ И. Е. Репин. Бурлаки на Волге И. Шишкин. Сосновый бор

ЖАНРЫ РЕАЛИЗМ Рассказ, очерк, повесть, роман, поэма, драма, роман-эпопея, поэма-эпопея, эпический цикл (Цель – всестороннее изображение мира)

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVІІІ - начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Озеров и другие.

Одной из самых важных черт классицизма является восприятие античного искусства как образца, эстетического эталона (отсюда и название направления). Цель - создание произведений искусства по образу и подобию античных. Кроме того, на формирование классицизма огромное влияние оказали идеи Просвещения и культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).

Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.

Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию - смешные. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои - монархи," полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» - места, времени и действия. Единство места: классицистическая драматургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения недолжно было превышать нескольких часов, в крайнем случае - одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. Сумароков: «Старайся мне в игре часы часами мерить, чтоб я, забывшись, мог тебе поверить».

КЛАССИЦИЗМ (от лат. - первоклассный, образцовый) - литературно-художественное направление, зародившееся в эпоху Возрождения и продолжавшее свое развитие до первых десятилетий XIX века. В историю литературы как понятие классицизм вошел в конце XIX-начале XX века. Основные его приметы определялись в соответствии с драматической теорией XVII века и с основными идеями трактата Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674). Классицизм рассматривался как направление, ориентирующееся на античное искусство. В определении классицизма выделяли прежде всего стремление к ясности и точности выражения, равнение на античные образцы и строгую подчиненность правилам. В эпоху классицизма обязательными были принципы «трех единств» («единство времени», «единство места», «единство действия»), которые стали условным обозначением трех правил, определяющих организацию художественного времени, художественного пространства и событий в драматургии. Своей долговечности классицизм обязан тем, что писатели этого направления понимали собственное творчество не как способ личного самовыражения, а как норму «истинного искусства», обращенного к общечеловеческому, неизменному, к «прекрасной природе» как постоянной категории. Строгий отбор, стройность композиции, набор определенных тем, мотивов, материал действительности, ставшей объектом художественного отражения в слове, были для писателей-классицистов попыткой эстетического преодоления противоречий реальной жизни. Поэзия классицизма устремлена к ясности смысла и к простоте стилистического выражения. Хотя в классицизме и развиваются активно такие прозаические жанры, как афоризмы (максимы) и характеры, особенное значение в нем имеют драматические произведения и сам театр, способный ярко и органично исполнять одновременно нравоучительную и развлекательную функции.

Коллективной эстетической нормой классицизма является категория «хорошего вкуса», выработанная так называемым «хорошим обществом». Вкус классицизма многословию предпочитает краткость, вычурности и сложности выражения - ясность и простоту, экстравагантному - благопристойное. Основным законом классицизма является художественное правдоподобие, которое изображает вещи и людей такими, какими они должны быть в соответствии с нравственной нормой, а не такими, какие они есть в реальности. Характеры в классицизме строятся на выделении одной главенствующей черты, что должно превратить их в универсальные общечеловеческие типы.

Выдвигавшиеся классицизмом требования простоты и ясности слога, смысловой наполненности образов, чувства меры и нормы в построении, сюжете и фабуле произведений до сих пор сохраняют свою эстетическую актуальность.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от англ. - чувствительный; фр. - чувство) - одно из основных направлений в европейской литературе и искусстве XVIII века. Свое наименование сентиментализм получил после выхода в свет романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» английского писателя Л. Стерна. Именно в Англии это течение получило наиболее законченное выражение. Основное внимание писателей-сентименталистов сосредоточено на жизни человеческого сердца; внешний мир природы в их произведениях тесно связан с внутренним миром человеческой души, с напряженным интересом к эмоциональной сфере и переживаниям отдельного человека. Возвышенное начало, основополагающее в трудах теоретиков классицизма, в сентиментализме сменяется категорией трогательного, сочувствием к ближнему, обращением к естественно-бытовому поведению человека, тягой к добродетели. В России все основные произведения европейских сентименталистов были переведены еще в XVIII веке и пользовались большим читательским успехом, оказывали значительное влияние на отечественных писателей. Наивысшего расцвета русский сентиментализм достиг в творчестве Н.М. Карамзина («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Письма русского путешественника» и др.), в произведениях М.Н. Муравьева, Н.А. Львова, В.А. Жуковского, И.И. Дмитриева.

РОМАНТИЗМ - одно из крупнейших, выразительных и эстетически значимых направлений в европейском и американском искусстве конца XVIII - первой половины XIX века, получившее всемирное распространение и открывшее множество даровитых художников - поэтов, прозаиков и драматургов, живописцев и скульпторов, актеров, композиторов и музыкантов. Типичной приметой романтизма является резкое недовольство действительностью, постоянное сомнение в том, что жизнь общества или жизнь индивидуума может быть построена на началах добра и справедливости. Другой важной чертой романтического миросозерцания должна быть названа мечта об обновлении мира и человека наперекор разуму и реальным фактам, стремление к возвышенному, чаще всего недостижимому идеалу. Четкое осознание противоречия между идеалом и действительностью, ощущение разрыва между ними и вместе с тем жажда их воссоединения - определяющее начало романтического искусства.

Романтиков всегда привлекали фантастические сюжеты и образы, народные предания, притчи, сказки; их интересовали неведомые дальние страны, жизнь племен и народов, героические переломные исторические эпохи, благодатный и светлый мир живой природы, в который они были влюблены. В своих произведениях романтики сознательно смешивали высокое и низкое, трагическое и комическое, реальное и фантастическое, видоизменив и обновив старые жанры и создав новые - исторический роман, лиро-эпическую поэму, повесть-сказку. Им удалось сблизить литературу с фольклором, изменить сложившиеся представления о драматическом искусстве, проложить новые пути в лирике. Художественные открытия романтизма во многом подготовили появление реализма.

В иных условиях, нежели западно-европейский, возник и развивался русский романтизм, ставший главным событием литературной жизни в 1820-е годы. Его важнейшими приметами стали меньшая отчетливость основных признаков и свойств и более тесная связь с другими литературными направлениями, прежде всего с классицизмом и сентиментализмом. В истории и развитии русского романтизма исследователями принято выделять три периода. Период зарождения романтического направления в России приходится на 1801-1815 годы. Родоначальниками русского романтизма являются В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков, оказавшие огромное влияние на последующую литературу. Временем усиленного развития романтизма, заметного отмежевания от классицизма и сентиментализма становятся 1816 - 1825 годы. Ярким явлением этого периода была плодовитая литературная деятельность писателей-декабристов, а также творчество П.А. Вяземского, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова, Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига. Центральной фигурой русского романтизма становится А.С. Пушкин. В третий период, охватывающий 1826-1840 годы, романтизм получает самое широкое распространение в русской литературе. Венцом этого направления стало творчество М.Ю. Лермонтова, лирика Ф.И. Тютчева, ранние произведения Н.В. Гоголя. В дальнейшем воздействие романтической эстетики сказывается на развитии русской литературы всего XIX века и в XX столетии. Романтические традиции сохраняются и до настоящего времени.

РЕАЛИЗМ (от позднелат. - вещественный, действительный) - ведущее литературное направление XIX-XX веков, один из главных художественно-творческих принципов литературы и искусства, ориентированный на адекватное воспроизведение окружающей действительности, общества в целом и человеческой личности в ее различных проявлениях по отношению к действительности и обществу. Примечательно, что реализм и его теория стали российской прерогативой. Проблемы реалистического искусства занимали существенное место в литературно-эстетических размышлениях В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, П.В. Анненкова, Ф.М. Достоевского, Д.И. Писарева, А.В. Дружинина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Шелгунова, Д.С. Мережковского, А.В. Луначарского, М.М. Бахтина, В.М. Жирмунского и др. В русле реализма и реалистической традиции, несмотря на отчетливое проявление тех или иных «нереалистических» тенденций, развивалось творчество большинства классиков отечественной словесности двух столетий. Стремясь к полноценному, с точки зрения жизненной правды, постижению реальности, прибегая (хотя и в необязательном порядке) к жизнеподобным формам, реализм, конечно же, создает у читателя только иллюзию изображаемой реальности. Достаточно поздно возникнув в истории культуры как одно из ведущих направлений, реализм переживает постоянные изменения и обновления, обнаруживая при этом закономерную «выживаемость» в самых разных социально-исторических условиях.

МОДЕРНИЗМ (от фр. - новейший) - эстетическая концепция, сложившаяся в 1910-е и бурно развивавшаяся в 1920-1930-е годы. Модернизм возник в результате пересмотра философско-эстетических основ и творческих принципов художественной культуры XIX века, происходившего на протяжении 1870-1900 годов. Об этом свидетельствует история таких школ и направлений, как импрессионизм, символизм, футуризм и некоторых других. Несмотря на заметные различия программ и манифестов, всех их объединяет восприятие своей эпохи как времени необратимых перемен, сопровождающихся крахом предшествующих духовных ценностей. Хотя не существует программного документа, в котором содержались бы основные эстетические устремления модернизма, развитие этого направления в культуре Запада и России выявляет устойчивость его особенностей, позволяющих говорить об определенной художественной системе. Различные составляющие модернизма наблюдаются и в поэзии, и в драматургии, и в прозе.

ПОСТМОДЕРНИЗМ (от англ., фр., нем. - после новейшего) - употребительный в последние десятилетия, но до сих пор не получивший четкого и однозначного толкования термин, понятийная суть которого сводится к тому, что это многозначный и многоуровневый, подверженный влиянию национально-исторических, социальных и пр. обстоятельств комплекс эстетических, философских, научно-теоретических представлений, обусловленных спецификой мировосприятия, мироощущения и оценки познавательных возможностей человека, его места и роли в окружающем мире. Зарождение этого направления в литературе обычно относят приблизительно к концу Второй мировой войны, однако как общественно-эстетический феномен постмодернизм был осознан в западной культуре и отражен как специфическое явление только в начале 1980-х годов. Всей своей сутью постмодернизм противостоит реализму. Во всяком случае, пытается противостоять. Не случайны в этой связи понятия, которыми оперируют теоретики данного направления: «мир как хаос», «постмодернистская чувствительность», «мир как текст», «сознание как текст», «интертекстуальность», «кризис авторитетов», «авторская маска», «пародийный модус повествования», фрагментарность повествования, мета-рассказ и т.п.

Аванга́рд (фр. avant-garde - передовой отряд), авангарди́зм - обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. К ярким представителям авангардного искусства в литературе можно отнести:

· футуризм - Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский;

· экспрессионизм - Райнер Мария Рильке, ранний Леонид Андреев.

Драматургия

Первооткрывателем авангардной символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург Морис Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя. В XX веке авангардная драма обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича, С. И. Виткевича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда - Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M.Волохов, В. Гавел.

Литературный метод, стиль или литературное направление часто трактуются как синонимы. В основе лежит схожий у разных писателей тип художественного мышления. Подчас современный автор не осознает, в каком именно направлении он работает, и оценивает его творческий метод литературовед или критик. И оказывается, что автор – сентименталист или акмеист… Представляем вашему вниманию литературные направления в таблице от классицизма до модерна.

Существовали в истории литературы случаи, когда и сами представители пишущей братии осознавали теоретические основы своей деятельности, пропагандировали их в манифестах, объединялись в творческие группы. Например, российские футуристы, выступившие в печати с манифестом «Пощечина общественному вкусу».

Сегодня мы говорим о сложившейся системе литературных направлений прошлого, определявших особенности развития мирового литературного процесса, и изучаемые теорией литературы . Основные литературные направления таковы:

  • классицизм
  • сентиментализм
  • романтизм
  • реализм
  • модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм)
  • соцреализм
  • постмодернизм

Современность же чаще всего связывают с понятием постмодернизма, а иногда социально-активного реализма.

Литературные направления в таблицах

Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Модернизм

Периодизация

литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность. литературное направления конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме) направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».

Признаки, особенности

  • Четко делятся на положительных и отрицательных.
  • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
  • Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.
Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для романтического произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

Особенности развития в России

К качестве примера можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. К качестве примера можно привести повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза", которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности. В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский). В России основы реализма были заложены в 1820 - 30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика). этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. В Российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

Модернизм представлен следующими литературными течениями:

  • Символизм

    (Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
    1. Центральное место отводится символу*
    2. Преобладает стремление к высшему идеалу
    3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
    4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
    5. Изысканность и музыкальность стиха
    Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин