Музей ретро трамваев
К сожалению, нормально музей профункционировал только два года. Осенью 2001 года приказом мэра Москвы Ю. Лужкова музей был выселен из Бауманского депо в связи со строительством московского монорельса . Первоначально Лужков пообещал выделить музею место в подэстакадном пространстве третьего транспортного кольца , однако музей до сих пор вынужден хранить свои экспонаты на необорудованной площадке на территории Трамвайно-ремонтного завода на Волочаевской улице. Экспонаты хранятся под открытым небом.
Позднее Лужков обещал выделить музею место в районе Строгино , однако и это обещание не было сдержано. Впрочем, вряд ли строгинская площадка позволила бы музею полноценно функционировать: район этот расположен неудобно в транспортном отношении. К тому же, в районе имеется изолированная от основной сети города трамвайная сеть, что почти исключает возможность использования исторических трамваев музея в киносъёмках и организации парадов исторической техники в центре города. К тому же размеры площадки, которую собрались выделить музею (65 на 45 метров), явно недостаточны даже для хранения всей техники, не говоря уже о месте под реставрационные мастерские, администрацию музея и т. п.
Коллекция
Трамваи
Трамваи | |||||
---|---|---|---|---|---|
Модель | Бортовой номер | Годы работы | Примечание | ||
Вагон конки | 35 | 1874 - 1911 | |||
Рингоффер | 0220 | 1903 - нач. 1920-х | После был переоборудован в служебный вагон
и работал до 1994 года |
||
Вагон типа Ф | 164 | 1908 - 1960 | |||
Вагон типа Н | 1113 | 1914 - 1948 | |||
Вагон типа БФ | 932 (бывш. 934) | 1926 - 1970 | |||
Вагон типа КМ | 2170 | 1930 - 1974 | |||
Вагон типа КП | 2556 | 1935 - 1951 | |||
Вагон типа С | ? | Неизвестны | |||
МТВ-82 | 1278 | 1956 - 1982 | |||
РВЗ-6 | 932 (бывш. 934) | 1960 - 1966 | |||
Татра-Т2 | 378 | 1960 - 1975 | |||
Татра-Т3 , двухдверный | 1010 | 19** - 1985 | |||
ТМРП-1 | 2813 | 1998 | Экспериментальная модернизация вагона «Татра»-Т3,
на маршрутах не работал, сразу после переоборудования был передан музею |
Троллейбусы
Троллейбусы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | Бортовой номер | Годы работы | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МТБ-82 М | 1116 | 1946 - 1967 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МТБ-82 Д | 1777 | 1954 - 1971 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СВАРЗ-ТБЭС | 568 (421?) | 1957 - 1971 | Троллейбус с остеклённой крышей.
Сначала работал на ВДНХ, затем - на городских маршрутах |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗиУ-5 | 2323 | 1960 - 1976 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МТБЭС | 701 | 1963 - 1972 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Киев-2 | 113 | 1964 - 1979 | Построен в Киеве в 1964, работал в Запорожье с пассажирами до 1977,
потом был переоборудован в техпомощь и в таком виде проработал до 1979 года. Автобусы
Некоторые особо интересные экспонатыВагон конного трамваяВагон конки - самый старый экспонат музея. Он был построен в 1874 и имел так называемый «империал» - открытый второй этаж. Именно благодаря ему этот вагон сохранился после закрытия московской конки в 1911 году - он был переоборудован в вышку для монтажа и ремонта контактной сети трамвая. Позднее реставрация вернула вагону его первоначальный облик. Моторный вагон № 164 типа Ф и прицепной вагон Н № 1113Поезд из вагонов № 164 Ф («фонарный», 1907 года) и № 1113 Н («нюрнбергского типа», 1911 года) долгие годы использовался как грузовой. В ходе реставрации были восстановлены фонари, давшие название этому типу вагонов. Салон этого вагона освещался хрустальными фонарями. Стоячие места в нём не были предусмотрены. Это - самый старый электрический трамвай из коллекции музея. Сейчас он на ходу. Также в музее имеется послереволюционный вариант этого вагона - БФ (бесфонарный). Вагон КМ («коломенский моторный») № 2170Этот трамвай возил пассажиров с 1930 по 1974 год, но прославился он уже после «ухода на пенсию». Этот вагон использовался при съёмках многих известных фильмов: «Место встречи изменить нельзя» , «Мастер и Маргарита» , «Покровские ворота» , «Холодное лето 53-го», «Похороны Сталина» и даже в американском фильме «Миссис Ли Харви Освальд». До наших дней сохранилось только два вагона типа КМ - в Москве и Нижнем Новгороде . Недавно найден ещё один сильно переделанный КМ в Коломне, где он используется в качестве техпомощи Вагон МТВ-82 № 1278Вагон МТВ-82 обозначил смену эпохи деревянных трамваев трамваями цельнометаллическими. Вагоны этого типа выпускались Тушинским заводом из алюминия , заготовленного для нужд авиации. Вагон «Татра»-Т2Этот вагон открыл эпоху «Татр». Хотя ранее в столице эксплуатировалось 180 вагонов Т-2, до наших дней сохранился только один. После списания он в течение долгого времени использовался как сарай в одном из трамвайных хозяйств столицы, и только кропотливая реставрация вернула ему первозданный облик. Интересно, что уровень реставрации этого вагона привёл в восторг посетивших музей представителей завода «Татра». Троллейбус МТБ-82МТБ-82 - это знаменитый «синий троллейбус», воспетый Булатом Окуджавой в одноимённой песне. Представленный в музее троллейбус № 1777 после списания использовался как бытовка в одном из санаториев. Сейчас он отреставрирован. Троллейбус ТБЭСЭтот троллейбус отличался остеклённым потолком. Он создавался специально для выставочного маршрута на ВДНХ. Первый троллейбус этого типа был осмотрен и одобрен лично Никитой Хрущёвым . Позднее троллейбусы этого типа использовались на городских маршрутах столицы. В музее представлен единственный сохранившийся троллейбус этого типа. Долгое время он использовался как бытовка в одной из подмосковных воинских частей. Троллейбус МТБЭСЭти троллейбусы выпускались с 1957 по 1964 и в те годы считались самыми комфортабельными троллейбусами. Широкой публике этот троллебус прежде всего известен по классическому фильму «Берегись автомобиля» . Троллейбус МТБЭС № 701, представленный в коллекции музея, использовался как бытовка для охранников автостоянки. В музее он был отреставрирован. Этот троллейбус снималя в одном из роликов «Русского проекта». В роли его водителя снялся известный актёр Олег Ефремов . 15 ноября 1993 года этот троллейбус открыл парад, посвящённый 60-летию московского троллейбуса . Автобус ЗиС-154Этот автобус был построен в 1946 году. Он отличался уникальной передачей - электрической. В то время эта схема не получила распространёния, хотя сейчас снова начинают строить автомобили работающие по такому принципу - так называемые гибридные автомобили. Можно сказать, что этот автобус опередил своё время на шестьдесят лет. До наших дней сохранился только один ЗиС-154. Он использовался как душевая одного из подмосковных садово-огородных товариществ. Сейчас автобус восстановлен до рабочего состояния. Автобус ЗиЛ-158ЗиЛ-158 был самым распространённым автобусом Москвы в 60-х годах, тогда на улицах столицы работало четыре с половиной тысячи автобусов этого типа. Неспециалисту этот автобус известен, прежде всего, тем, что именно в его салоне начинается действие одной из новелл классической советской комедии |
На Среднем проспекте ВО пока ещё есть музей электрического транспорта на территории бывшего трамвайного парка №2. Пока ещё - потому что на землю этого парка положили глаз и планируется построить там очередной общественно-деловой центр. Музей при этом может прекратить существование или как минимум лишиться подъезных путей. А ведь многие из экспонатов на ходу и периодически их можно видеть на улицах города и даже прокатиться. Помимо самой коллекции здания парка сами по себе представляют историческую ценность - это старейший трамвайный парк города. Погоня за наживой грозит интересному и уникальному месту Петербурга.
ЯТБ-1 (Ярославский автомобильный завод) 1936 года выпуска. В Ленинграде эксплуатировались с 1936 по 1953 годы.
На данный момент единственный в мире сохранившейся экземпляр. Его нашли на дачном участке в 1996 году, где троллейбус служил в качестве вагончика.
Реставрация шла 4 года и именно с него по сути началась коллекция этого музея.
МТБ-82Д 1947 года выпуска. В Ленинграде эксплуатировались с 1947 по 1974 годы.
Не очень понятно зачем такая не аэродинамичная ниша, создаваемая лобовым стеклом.
Данный троллейбус ездил по улицам Ленинграда с 1947 по 1967 годы, намотав более полутора миллионов километров.
Его как и ЯТБ-1 нашли на дачном участке в плачевном состоянии.
Фирменные цвета троллейбусов этой модели сине-желтые.
ЗиУ-5Г 1967 года выпуска.
Серийно выпускались с 1959 по 1972 годы. За это время было произведено более 16000 экземпляров.
ЗиУ-682Б 1973 года выпуска. Данный троллейбус эксплуатировался с 1973 по 1986 годы.
ЗиУ - расшифровывается как завод имени Урицкого, нынешняя Тролза. В некоторых моделях Тролзы салон не сильно изменился.
На смену плавным обводам и формам 50-х - 60-х годов в автомобилестроении пришли рубленные и граненые, вплоть до такого.
КТГ-1 1980 года выпуска. Грузовой троллейбус производства киевского завода электротранспорта способен работать как от контактной сети, так и от ДВС.
Здесь же был припаркован Москвич в очень приличном состоянии. Не спрашивал, но скорее всего это чья-то машина из сотрудников парка.
КТГ-2 1987 года выпуска.
Ещё один КТГ ждёт реставрации. Вот только дождётся ли?
ЗиУ-682УА ждёт реставрации в уголке.
Троллейбус из экспортной партии в 5 штук, предназначенной для Аргентины. На заводе Урицкого был отдельный цех для экспортного производства, а для каждой страны прибавлялись свои буквы к индексу 682. 682УА - для Аргентины. Были забракованы в Ленинградском порту и остались работать в троллейбусных парках в качестве служебных или учебных.
Трамвайная часть экспозиции:
ЛМ-49 1950 г.в.
Ленинградский вагоноремонтный завод.
Много дерева в салоне смотрится непривычно.
ЛМ-57 1967 г.в.
Ещё застал такие билетные кассы в наших городских автобусах, только немного другого вида.
ЛМ-68 1974 г.в.
Всего с 1968 по 1975 годы было выпущено 365 штук.
За годы эксплуатации выявились недостатки конструкции, которые исправили в следующей модели ЛМ-68М.
Пульт управления.
71-605, он же КТМ-5. При взгляде на него вспомнились строчки "громыхая как 2000 бронетранспортёров подъехал трамвай, и я в него прыгнул".
Рядом вагон 0944 - тоже КТМ-5, только в более приличном виде.
ЛВС-89. Советский опытный восьмиосный сочленённый трамвайный вагон. ЛВС означает «Ленинградский Вагон Сочленёный». Единственный экземпляр построен на Петербургском трамвайно-механическом заводе в декабре 1989 года (отсюда индекс 89 в названии вагона). В 1990 году был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный вагон.
Общая длина трамвая составляет 30 метров.
На заднем плане 71-88Г 1990 г.в.
На переднем плане МС-4 1933 года выпуска, построен на Путиловском заводе. МС - обозначает моторный стальной.
К сожалению, нормально музей профункционировал только два года. Осенью 2001 года приказом мэра Москвы Ю. Лужкова музей был выселен из Бауманского депо в связи со строительством электродепо «Ростокино », относящегося к ММТС . Первоначально Лужков пообещал выделить музею место в подэстакадном пространстве третьего транспортного кольца , что так и не было сделано, поэтому музей до 2016 года был вынужден хранить свои экспонаты под открытым небом, на необорудованной площадке на территории Трамвайно-ремонтного завода на Волочаевской улице. С 2014 года некоторые экспонаты размещаются в бывшем 4-м троллейбусном парке и в музейном запаснике 4-ого автобусного парка.
Позднее Лужков обещал выделить музею место в районе Строгино , однако и это обещание не было сдержано. Впрочем, вряд ли строгинская площадка позволила бы музею полноценно функционировать: район этот расположен неудобно в транспортном отношении. К тому же, в районе имеется изолированная от основной сети города трамвайная сеть, что почти исключает возможность использования исторических трамваев музея в киносъёмках и организации парадов исторической техники в центре города. К тому же размеры площадки, которую собрались выделить музею (65 на 45 метров), явно недостаточны даже для хранения всей техники, не говоря уже о месте под реставрационные мастерские, администрацию музея и т. п.
В апреле 2016 года музей был переименован в «Московский транспорт» и получил площадку для экспозиции путём поглощения Музея ретроавтомобилей на Рогожском валу. Его экспозиция состоит из легковых и грузовых автомобилей, демонстрировавшихся в музее ретроавтомобилей, а также автобусов и части троллейбусов (позднее вернулись в троллейбусные депо) из фондов старого Музея пассажирского транспорта Москвы. Однако этот музей недоступен для трамваев и троллейбусов, из-за отсутствия трамвайных рельсов и контактной сети. В настоящее время [когда? ] идёт обсуждение для создания на территории бывшего 4-ого троллейбусного парка им. П. М. Щепетильникова музея «Московский транспорт» для электротранспорта.
Коллекция
Трамваи
Трамваи | |||||
---|---|---|---|---|---|
Модель | Бортовой номер | Годы работы | Примечание | ||
Вагон конки | 35 | 1874 - 1911 | |||
Вагон типа Ф (Мытищинский) | 164 | 1908 - 1960 | |||
Двухосный прицепной Мытищинского завода | 1113 | 1914 - 1948 | |||
Вагон типа БФ | 932 (бывш. 934) | 1926 - 1970 | |||
Вагон типа КМ | 2170 | 1930 - 1974 | |||
Вагон типа КП | 2556 | 1935 - 1951 | |||
Вагон типа С | ? | Неизвестны | Списан 05.06.1966. Впоследствии кузов вагона стал работать бытовкой на автостоянке в Коломне. В 03.2000 энтузиасты организовали перевозку кузова в Москву, где он продолжил гнить на ТРЗ. | ||
МТВ-82 | 1278 | 1956 - 1982 | |||
РВЗ-6 | 222 (до 2000 и 2001-2008 - 220) | 1960 - 1966 | Бывший учебный в Коломне | ||
Татра-Т2 | 378 | 1960 - 1975 | |||
Татра-Т3 , двухдверный | 1897 (до 2008-1010) | 1972 - 1985 | |||
Татра-Т3 , двухдверный | 481 | Неизвестны | |||
ТМРП-1 | 2813 | 1999 (?) | Экспериментальная модернизация вагона «Татра»-Т3,
на маршрутах не работал, сразу после переоборудования был передан музею |
Троллейбусы
Троллейбусы | |||||
---|---|---|---|---|---|
Модель | Бортовой номер | Годы работы | Примечание | ||
МТБ-82 М | 1116 | 1946 - 1967 | |||
МТБ-82 Д | 1777 | 1954 - 1971 | |||
ТБЭС | 568 (421?) | 1957 - 1971 | Троллейбус с остеклённой крышей.
Сначала работал на ВДНХ, затем - на городских маршрутах |
||
ЗиУ-5 | 2323 | 1960 - 1976 | |||
МТБЭС | 701 | 1963 - 1972 | |||
Киев-2 | 113 | 1964 - 1979 | Построен в Киеве в 1964 году , работал в Запорожье с пассажирами до ,
потом был переоборудован в техпомощь и в таком виде проработал до 1979 года . |
||
ЗиУ-5 Д | 2933 | 1969 - 1979 | |||
ЗиУ-682В | 1152 (бывш. 1313) | 1980 - 1990 | |||
ЗиУ-683 Б00 | 1600 | 1986 - 199* | Единственный сохранившийся ЗиУ-683 со светотехникой «лодочки» | ||
СВАРЗ-ЛиАЗ-6220 | 0700 | 1993 - 1999 | Единственный экземпляр данной модели в мире | ||
СВАРЗ-Икарус | 0034 (бывш. 0035) | 1990 - 2003 | |||
ТГ-3 | 934 | 1963 - **** | Грузовой троллейбус | ||
ТГ-4 | 802 (?) | Неизвестно | Грузовой троллейбус | ||
КГТ-1 | 505 | Неизвестно | Грузовой троллейбус | ||
ЛАЗ-52522 | 1901 (?) | 199* - 2004 | |||
ЗиУ-682 Г00 | 2536 | 1991 - 2008 | |||
ЗиУ-6205 | 6603 | 1999 - 2010 |
Автобусы
Автобусы | |||||
---|---|---|---|---|---|
Модель | Бортовой номер | Годы работы | Примечание | ||
ЗИС-154 | 1118 МЯ | 1946 - ? | |||
ЗИС-155 | 3175 МЯ | 1949 - ? | |||
ГЗА-651 | ? | 1949 - ? | служебный | ||
ЛАЗ-695 | 123 (?) | 1956 - ? | |||
ЗИЛ-158 | 884 (?) | 1957 - ? | |||
ЗИЛ-158В | 7064 ММА | 1965 - ? | |||
ЛАЗ-695 Е | ? | 1967 - ? | Служебный | ||
Ikarus-55 | ? | 1953 - ? | Служебный | ||
Ikarus-180 | 1987 ЮБК | 1972 - ? | |||
Den Oudsteen Leyland | 12397 | 1980 - ? | |||
ЛиАЗ-677 | 9365 ММА > 9303 МНА | 1977 - 1997 | |||
ЛиАЗ-677 М | 5621 | ? |
Некоторые особо интересные экспонаты
Вагон конного трамвая
Вагон конки - самый старый экспонат музея. Он был построен в 1874 и имел так называемый «империал» - открытый второй этаж. Именно благодаря ему этот вагон сохранился после закрытия московской конки в 1911 году - он был переоборудован в вышку для монтажа и ремонта контактной сети трамвая. Позднее реставрация вернула вагону его первоначальный облик.
Моторный вагон № 164 типа Ф и прицепной вагон Н № 1113
Поезд из вагонов № 164 Ф («фонарный», 1907 года) и № 1113 Н («нюрнбергского типа», 1911 года) долгие годы использовался как грузовой. В ходе реставрации были восстановлены фонари, давшие название этому типу вагонов. Салон этого вагона освещался хрустальными фонарями. Стоячие места в нём не были предусмотрены. Это - самый старый электрический трамвай из коллекции музея. Сейчас он на ходу. Также в музее имеется послереволюционный вариант этого вагона - БФ (бесфонарный).
Вагон КМ («коломенский моторный») № 2170
Этот трамвай возил пассажиров с 1930 по 1974 год, но прославился он уже после «ухода на пенсию». Этот вагон использовался при съёмках многих известных фильмов: «Солнце светит всем », «Место встречи изменить нельзя », «Мастер и Маргарита », «Покровские ворота », «Холодное лето пятьдесят третьего… », «Похороны Сталина » и даже в американском фильме «Миссис Ли Харви Освальд».
До наших дней сохранилось только два вагона типа КМ - в Москве и Нижнем Новгороде .
Недавно найден ещё один сильно переделанный КМ в Коломне, где он используется в качестве техпомощи.
Вагон МТВ-82 № 1278
Вагон МТВ-82 обозначил смену эпохи деревянных трамваев трамваями цельнометаллическими. Вагоны этого типа выпускались Тушинским заводом из алюминия , заготовленного для нужд авиации.
Вагон «Татра»-Т2
Этот вагон открыл эпоху «Татр». Хотя ранее в столице эксплуатировалось 180 вагонов Т-2, до наших дней сохранился только один. После списания он в течение долгого времени использовался как сарай в Депо имени Апакова, и только кропотливая реставрация вернула ему первозданный облик. Интересно, что уровень реставрации этого вагона привёл в восторг посетивших музей представителей завода «Татра».
Троллейбус МТБ-82
МТБ-82 - это знаменитый «синий троллейбус», воспетый Булатом Окуджавой в одноимённой песне. Представленный в музее троллейбус № 1777 после списания использовался как бытовка в одном из санаториев. Сейчас он отреставрирован.
Троллейбус ТБЭС
Этот троллейбус отличался остеклённым потолком. Он создавался специально для выставочного маршрута на ВДНХ. Первый троллейбус этого типа был осмотрен и одобрен лично Никитой Хрущёвым . Позднее троллейбусы этого типа использовались на городских маршрутах столицы. В музее представлен единственный сохранившийся троллейбус этого типа. Долгое время он использовался как бытовка в одной из подмосковных воинских частей.
Троллейбус МТБЭС
Эти троллейбусы выпускались с 1957 по 1964 и в те годы считались самыми комфортабельными троллейбусами. Широкой публике этот троллебус прежде всего известен по классическому фильму «Берегись автомобиля» . Троллейбус МТБЭС № 701, представленный в коллекции музея, использовался как бытовка для охранников автостоянки. В музее он был отреставрирован. Этот троллейбус снималя в одном из роликов «Русского проекта». В роли его водителя снялся известный актёр Олег Ефремов . 15 ноября 1993 года этот троллейбус открыл парад, посвящённый 60-летию московского троллейбуса .
Автобус ЗИС-154
Этот автобус был построен в 1946 году. Он отличался уникальной передачей - электрической. В то время эта схема не получила распространёния, хотя сейчас снова начинают строить автомобили работающие по такому принципу - так называемые гибридные автомобили. Можно сказать, что этот автобус опередил своё время на шестьдесят лет. Московский автобус ЗИС-154 до реставрации использовался как душевая одного из подмосковных садово-огородных товариществ. Сейчас автобус восстановлен до рабочего состояния. Ранее считалось что московский ЗиС-154 - единственный, сохранившийся до наших дней автобус, однако в конце 2014 года в Ленинградской области был найден еще один такой автобус, работавший в Ленинграде - после списания он был отправлен в одно садоводческое товарищество и служил бытовкой, впоследствии автобус был обстроен строительным материалом и превратился в дачный дом, благодаря чему кузов полностью сохранился. В ноябре 2014 года автобус был выкуплен Петербургским музеем городского электрического транспорта и сейчас проходит реставрацию.
Автобус ЗИЛ-158
ЗИЛ-158 был самым распространённым автобусом Москвы в 60-х годах, тогда на улицах столицы работало четыре с половиной тысячи автобусов этого типа.
Сочленённый автобус «Икарус-180»
Эти автобусы были одними из первых сочленённых автобусов (автобусов «с гармошкой») на улицах Москвы. В народе за большую вместимость их прозвали «пылесосами». Несмотря на это не очень лестное прозвище следует отметить, что эти автобусы очень помогли решению транспортных проблем районов новостроек.
Находящийся в экспозиции «Икарус-180» был собран из двух разных частей - головная часть была обнаружена в окрестностях Орехова-Зуева , а так называемый «прицеп» - в одной из расположенных неподалёку от этого города деревень. Восстановленный автобус принял участие в параде, посвящённом 850-летию Москвы (в 1997 году).
Хотя раньше эти автобусы венгерского производства поставлялись во многие страны соцлагеря, в Восточной Европе таких автобусов не сохранилось, поэтому можно сказать, что московский экземпляр уникален.
Автомобиль техпомощи МАЗ-205
Эти автомобили были распространены в пятидесятых годах, и они приняли участие почти во всех великих стройках социализма. В фильме «Большая руда» на этом автомобиле падал в пропасть герой Евгения Урбанского .
Примечания
Источники
- Александр Карпов, «Заблудившийся трамвай» // репортаж для программы «Вести-Москва». Опубликован на сайте музея.
- Михаил Егоров, «Музей попал под монорельс?» // статья из журнала любителей общественного транспорта «Бугель». Опубликована на сайте музея.
- Михаил Егоров, «Конечная остановка - музей» // статья из газеты «Коллекция НГ», № 5 от 7 июня 2000.
(я скомпилировал такое обращение в электронную приемную (об этом ниже, по ссылке), публикую, чтобы вы не тратили время на него. А еще хочу авиамузей на Ходынке (Э.К.):
_____
О восстановлении музея городского пассажирского транспорта
Музей городского пассажирского транспорта Москвы с натурными экспонатами трамваев, троллейбусов, автобусов и спецтехники в 2002 году был закрыт.
При этом, московская коллекция электротранспорта насчитывает 50 экспонатов и является самой ценной в мире в том числе и потому, что самая полная: в экспозиции представлены все типы подвижного состава, работавшие в Москве, начиная от вагона конки (построенного в 1874 году).
Считаю, что нужен постоянный музей пассажирского транспорта ГУП «Мосгостранс» в Москве. Хорошее место для музея — Миусский парк конно-железных дорог, основанный в 1874 году. Это первый в России трамвайный парк, сейчас на его территории находится 4-й троллейбусный парк (улица Лесная дом 20).
Прошу рассмотреть вопрос о восстановлении музея.
______
А ниже исходный текст:
_____
Музей городского пассажирского транспорта Москвы с натурными экспонатами трамваев, троллейбусов, автобусов и спецтехники в 2002 году был закрыт по приказу Лужкова в связи со строительством бессмысленного монорельса.
С тех пор монорельс ежегодно кушает деньги московского бюджета, потребляя денег как метро, а перевозя людей как автобус, а музей так и не обрел нового места дислокации.
Раньше он располагался в старом трамвайном депо имени Баумана. С тех пор шло много разговоров куда его перенести, в основном говорили почему-то о районе Строгино (куда перенесли Краснопресненское трамвайное депо после снятия трамвая на Ленинградке и Пресне).
Спроектировать его должны были в 2007 году, а начать строительство обещали в 2008-2009 годах, но кажется, что-то пошло не так: экспонаты по-прежнему валяются в разных депо Москвы и начинают подгнивать. Выглядит это примерно так:
Вот, например, один из экспонатов 1946 года. Его пытались реставрировать, но так и не закончили — нужных деталей уже давно не достать. 21 год этот троллейбус был в эксплуатации, затем его списали.
А вот это трамвай 1908 года выпуска, модель «Ф» №164
Вот этот трамвай на Бульварном кольце в 1946 году
Сейчас можно зайти внутрь. То есть можно бы было зайти, если бы имелся музей. Вагон сохранился
Московская коллекция электротранспорта насчитывает 50 экспонатов и является самой ценной в мире в том числе и потому, что самая полная: в экспозиции представлены все типы подвижного состава, работавшие в Москве, начиная от вагона конки (построенного в 1874 году). Вот он, кстати (1900 год):
На ежегодных выставках исторического подвижного состава на ВВЦ москвичи и гости столицы могут видеть только малую часть коллекции.
Все остальные недоступны широкой публике. И очень зря — сходить в музей транспорта было бы отличным способом провести выходные с детьми. Это вообще одна из самых интересных тем для музея.
Но у нас всё с этим печально. Если вы надумаете посетить даже сайт пассажирского музея транспорта Москвы , то найдете там в буквальном смысле ничего.
Обидно. Такие проблемы редки, вот, скажем, в Санкт-Петербурге есть отличный музей городского транспорта. Он расположен на территории старейшего в городе трамвайного депо
Или вот Лондон
Хотя у нас самая богатая коллекция экспонатов.
Мировая практика показывает, что воссоздание аналогичного музея транспорта в Москве откроет новые возможности по повышению уровня технической культуры москвичей, также поспособствует развитию экономики Москвы, вырастет роль общественного транспорта, ну и самое главное — привлечет туристов со всех концов Европы и мира (это из письма Горпроектов в Дептранс скопипастил, не пугайтесь).
Нужно, в общем, постоянный музей пассажирского транспорта ГУП «Мосгостранс» в Москве сделать. Городские Проекты считают, что хорошее место для музея — Миусский парк конно-железных дорог, основанный в 1874 году. Это первый в России трамвайный парк, сейчас на его территории находится 4-й троллейбусный парк.
Насколько мне известно, сейчас есть планы по освобождению 4-го троллейбусного парка. Там действительно сложно работается: парк маленький, и троллейбусы ночуют на окрестных улицах. Если эти планы реализуются, то хорошо бы не продавать землю под строительство небоскрёба, а устроить в этом историческом месте постоянный музей транспорта.
Расположение удачное: улица Лесная дом 20, 10 минут пешком от метро Менделеевская. Удачнее места для музея сложно придумать.