Почему музыкальные тембры сравнивают с красками. Сценарий урока «Тембры – музыкальные краски. Можно ли изменить тембр

А.Устинов

О понятии "музыкальный тембр" *

В ракурсе рассматриваемого нами вопроса стоит уделить внимание понятию, которое непосредственно связано с оценкой звучания того или иного инструмента и является его неотъемлемым признаком. Это понятие - тембр музыкального инструмента. В словарях по психологии, как впрочем, и во многих музыкальных источниках, этому понятию дается такое определение: "Тембр - субъективно воспринимаемая особенность звука, его окраска, связанная с одновременным воздействием различных звуковых частот".

Нам представляется, что указанное понятие до сих пор остается определенным недостаточно четко как для "музыканта", так и для "физика". Корни сложившейся неоднозначности понятия лежат с одной стороны в психологии восприятия звуковых колебаний человеком, с другой - в применяемых способах представления звука в технической акустике.

Позиция "физика" кажется более простой, поскольку для него понятие тембр не включает субъективную компоненту, собственных ощущений. Для него тембр это лишь физические параметры - некоторый набор частотных составляющих - спектр и некоторая волновая форма, ему соответствующая. Для "музыканта" тембр в общем виде - это характер звучания, описываемый такими прилагательными, как "яркий", "сочный", "глубокий", "резкий" и т.п. В тоже время, большую определенность понятие тембр приобретает в связи с конкретным инструментом. Причем, если, например, говорится - "это тембр скрипки", то чаще всего под сказанным понимается не отдельный звук, не какой-то определенный и характерный штрих, прием, а вся совокупность различных звуков, извлекаемых на данном инструменте, включая характерные приемы исполнения и даже шумовые призвуки .

Примечательно, что автоматическая идентификация тембра, то есть распознавание или классификация его с помощью электронных приборов, оказывается не такой уж простой задачей именно потому, что музыкальный инструмент воспроизводит множество родственных, но далеко не одинаковых звуков. Восприятие человека строится на ассоциативных принципах и значения физических параметров звуковых колебаний воспринимаются им не в абсолютных выражениях, а в пропорциях между отдельными параметрами. Однако, самое главное состоит в том, что восприятие тембра происходит в некоторых интегральных, обобщенных характеристиках . По этой причине одни, часто ничтожно малые, изменения физических параметров становятся для слуха очень заметными, а другие, значительно большие изменения - остаются без внимания. Несомненно, что такая функция мозга обусловлена всей историей развития человека и связана не только с процессом восприятия звука. Для успешного распознавания того или иного объекта, сталкиваясь с его трансформациями, мозгу необходимо выделять и оценивать основные характерные признаки объекта, которые сохраняются при существенных изменениях отдельных параметров.

Опираясь на изложенное выше материал, следует сделать замечание о практической непригодности определения понятия "тембр", традиционного для музыкознания и общей психологии, но по сути дела частного. По крайней мере, о непригодности этого определения для строгой классификации звуковых объектов. К слову сказать, исследователи, связанные с акустическими измерениями и психологией восприятия звука, хорошо знакомы с простым экспериментом, результаты которого, как правило, вызывают удивление у большинства музыкантов. Об этом эксперименте, в частности, сообщается и в монографии "Психология слухового восприятия" В.Носуленко: "...достаточно изменить направление движение магнитофонной ленты, на которой записаны звуки рояля, чтобы сделать тембр звучания совершенно неузнаваемым.". Наше пояснение состоит в том, что спектральный состав звука, то есть "его окраска", в данном случае не претерпевают изменения, но динамические и спектральные изменения во времени (то есть интегральные характеристики), которые в данном случае как раз и были нарушены инверсным воспроизведением фонограммы, оказываются более важным для идентификации тембра человеком.

* Фрагмент доклада на научно-практической конференции в Ростовской консерватории (2000 г.).

Разрешение на использование объектов авторского права.
Если Вам понравилась статья (или любой другой материал) на сайте компании "Вирартек" и Вы хотите разместить ее на своем сайте или в блоге, то Вы можете использовать эту информацию целиком (вся статья) или частично (цитаты), сохраняя оригинальный текст в исходном виде и
обязательно указывая ссылку на источник -
URL-адрес страницы данной статьи или материала.

В музыке XX века такая характеристика звука, как тембр, начала играть ключевую роль в концепции новых и в формировании новых вокальных техник. Что представляет собой timbre и какие существуют его разновидности?

Тембр в музыке - это что за категория?

«Тембр» переводится с фр. как «отличительный знак». Тембр в музыке - это специфическая окраска звучания. Если на разных инструментах взять одну и ту же ноту одинаковой высоты или громкости, все равно звук будет значительно отличаться благодаря тембровым характеристикам инструмента. Одинаковые вокальные партии, исполненные двумя разными вокалистами, легко различить на слух благодаря особой тембровой окраске голоса.

Понятие «тембр» определение в музыке имеет далеко не единственное, но все они сводятся к тому, что timbre является такой же важнейшей характеристикой звука, как, например, громкость, высота или длительность. Для описания тембра используются самые различные прилагательные: низкий, плотный, глубокий, мягкий, яркий, приглушенный, звонкий и т.д.

Виды тембров по А.Н. Сохору

Тембр в музыке - это явление многосоставное. Известный музыковед А.Н. Сохор выделяет 4 вида тембра:

  • инструментальный - зависит от особенностей строения инструмента и характера извлечения звука;
  • гармонический - зависит от характера сочетания звуков;
  • регистровый - зависит напрямую от природной тесситуры голоса или регистра инструмента;
  • фактурный - зависит от уровня плотности и «вязкости» звучания, акустики и пр.

Голосовые тембры

Тембр в музыке - это важная характеристика для певческого голоса. Особенно в условиях эстрадной конкуренции важно, насколько у вокалиста запоминающийся тембр.

Тембр человеческого голоса зависит в первую очередь от строения голосового аппарата. На тембровые характеристики достаточное влияние также оказывает степень разработанности и «натренированности» вокального аппарата. Нередко после упорных занятий у вокалистов меняется на более высокий, а после перенесенных заболеваний голосового аппарата тембр становится более низким.

Чем важны тембровые характеристики

Необходимость выделить среди характеристик звука еще одну категорию - тембр - продиктована рядом причин. Самая главная из них - это то, что тембр (неважно, инструментальный или голосовой) помогает придать музыкальному произведению правильное настроение, расставить важные акценты.

Когда делается музыкальная аранжировка (тем более, если это оркестровка), не учитывать творческую задачу и тембровые характеристики инструментов просто невозможно. Например, не удастся придать легкость и воздушность звучанию, если поручить исполнение музыкального отрывка контрабасу или тромбону, у которых тембр звука отличается большим количеством низких обертонов; невозможно достичь эффекта нагнетания атмосферы, используя нежные переливы арфы.

То же самое происходит во время подбора репертуара для вокалиста. Как правило, блюзовые и джазовые партии плохо удаются исполнителям-сопрано или тенорам, потому что для этого требуется плотный, бархатный, сочный, низкий тембр звука, возможно, даже с «хрипотцой» - этого требует сама специфика жанра (прокуренная атмосфера кабаре, кафешантанов и т.д.). В то же время исполнители с низкими тембрами невыгодно смотрятся во многих других музыкальных жанрах и исполнительских техниках (например, в «скриминге», который рассчитан как раз на высокие звонкие голоса).

Таким образом, тембр - это та характеристика, которая во многом определяет атмосферу звучащего музыкального произведения, а главное, вызывает у человека те или иные эмоции по поводу услышанного.

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему:

«Тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра»

Семенова Ирина Андреевна - педагог теоретических дисциплин высшей квалификационной категории.

Дата проведения:

Место работы: МБУ ДО «ДШИ №2» г.о. Самара

Данное занятие разработано на основе авторской программы по музыкальной литературе «В мире музыки» Семеновой И.А. Занятие предназначено для учащихся 4 классов (группы 8-10 человек).

Продолжительность: 40 минут

Место проведения: кабинет сольфеджио и музыкальной литературы ДШИ №2.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок с элементами беседы.

Цель: Определить особенности тембров инструментов симфонического оркестра, их роль в раскрытии музыкального образа.

Задачи:

Образовательные:

Углубить знания о строении симфонического оркестра;

Закрепить в слуховом сознании учащихся звуковой тембр инструментов симфонического оркестра;

Познакомить с новыми музыкальными примерами.

Развивающие:

Развивать образно-эмоциональное восприятие музыкальных произведений;

Развивать самостоятельность мышления, умение сравнивать и сопоставлять;

Развивать умения и навыки учащихся логично выстраивать свой ответ, грамотно выражать свои мысли, давать эстетическую оценку прослушанному.

Воспитательные:

Воспитывать музыкально-художественный вкус;

Воспитывать культуру слушания симфонической музыки;

Воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества.

Формы работы:

Слушание музыки (анализ и сопоставление)

Просмотр наглядного материала;

Работа с нотным текстом;

Беседа;

Выполнение практических заданий.

Формы контроля:

Работа в тетради;

Тестирование;

Слуховая викторина.

Методы контроля:

Групповой;

Индивидуальный в чередовании.

Учебно-методическое обеспечение занятия:

З. Осовицкая, А Казаринова Учебное пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ «В мире музыки»

Я. Островская, Л. Фролова Учебное пособие для ДМШ «Музыкальная литература» 1-й год обучения

Я. Островская, Л.Фролова «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе» 1-й год обучения.

Г.Ф. Калинина тетрадь «Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты» выпуск 1.

Оформление, оборудование, инвентарь:

1. Занятие проводится в оборудованном аудиотехникой кабинете с фортепиано, доской для наглядных пособий, телевизором, ноутбуком.

2. Аудиозаписи:

Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева - Концертный вальс М.О. Дюран - Mood Indigo Дюк Эллингтон - «Прощание Славянки» В.Агапкин - «Тоска по родине» (старинный вальс) - эстрадный оркестр п./у Б. Карамышева

3. Нотные фрагменты из симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

4. Презентация.

5. Раздаточные листы с перечнем разных видов оркестров.

6. Карточки с изображением инструментов, оркестров, героев симфонической сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева.

7. Листы с определением основных понятий по теме занятия для размещения на доске.

План урока:

1. Орг.момент 1 2. Разминка 10 3. Объяснение нового материала 15 4. Проверка усвоения нового материала закрепление знаний и умений учащихся 10 5. Домашнее задание 2 6. Подведение итогов 2

Ход урока

1. Орг.момент - приветствие: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы все спокойны, добры, приветливы. Вы готовы к уроку. Все настроены быть сегодня внимательными, активными и доброжелательными друг к другу.

2. Разминка

Ребята давайте вспомним: - Что такое оркестр? (Это коллектив музыкантов, играющих произведения, написанные специально для данного состава инструментов) - Кто руководит оркестром (дирижер) - Как называются ноты, в которые вписаны партии всех инструментов? (партитура) - Переложение партитуры для фортепиано называется…? (клавир) - Как называется совместная игра всех инструментов? (тутти) - Какие виды оркестров вы знаете» (оркестр русских народных инструментов, джазовый, эстрадный, духовой и симфонический)

Слайды 1,2,3

Учащиеся смотрят на экран и по фотографиям определяют виды оркестров. Свои ответы фиксируют на раздаточных листах, проставляя нумерацию.

Ребята давайте посмотрим следующий слайд и проверим свои ответы.

Слайд 4

В завершении разминки, предлагаю вам вспомнить, как звучат перечисленные оркестры. Вашим ответом будет поднятая карточка с названием оркестра.

Звучат музыкальные фрагменты: - Концертный вальс М.О. Дюран (оркестр русских народных инструментов ) - Mood Indigo Дюк Эллингтон ( джазовый оркестр ) - «Прощание Славянки» В.Агапкин (духовой оркестр ) - Симфония «Зимние грезы» I часть П.И. Чайковский (симфонический оркестр) - «Тоска по родине» (старинный вальс) - (эстрадный оркестр )

3. Объяснение нового материала

Педагог: Сегодня на уроке мы познакомимся с инструментами, которые входят в состав симфонического оркестра. Симфонический оркестр состоит из 4-х оркестровых групп: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные.

Слайд 5

Расположение музыкантов в оркестре зависит от различия звука и тембра инструментов, и взмах палочки дирижера должен быть виден каждому музыканту. Поэтому инструменты собраны в группы и расположены веерообразно. К тому же акустика подсказывает, что в глубине эстрады должны находиться инструменты большой, резкой звучности: ударные и медные, а на переднем плане - струнная группа.

Слайд 6

К струнной группе относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Это основная группа оркестра. Несмотря на различия в размерах, диапазоне звучания, инструменты близки по форме, по тембрам. - Как вы думаете, почему инструменты этой группы называются струнно-смычковыми? (все они имеют струны и смычки). Соприкосновение смычка со струной рождает нежный поющий тембр скрипки, несколько приглушенный тембр альта, бархатный, благородный - виолончели и низкий, гудящий - контрабаса.

Слайд 7

Вторая группа - деревянные духовые инструменты. По силе звучания эта группа имеет преимущества перед струнными. Инструменты способны к большому разнообразию и богатству выразительности. В нее входят: флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Каждый из них имеет свой способ звукоизвлечения и звуковедения. Тембры деревянных духовых не похожи между собой, поэтому в оркестровых произведениях они часто используются как солирующие инструменты. Прозрачный, холодноватый тембр флейты, техническая подвижность сделали ее блестящей солисткой оркестра. Тембр гобоя, насыщенный, теплый, мягкий, хотя и немного гнусавый, определил его роль лирического солиста в оркестре. Четкость выполнения технических узоров гобоем вне всякой похвалы. Кларнет, также очень виртуозный инструмент, обладает разными тембровыми красками. Это свойство позволяет ему исполнять и драматические, и лирические, и скерцозные партии. А фагот, самый низкий по звучанию инструмент, «старейшина» группы, отличается красивым, чуть хрипловатым тембром. Он реже других выступает как солист. Ему поручают патетические монологи, лирические и неторопливые темы. В оркестре он используется в основном как аккомпанирующий инструмент. Все инструменты этой группы звучат благодаря воздуху, вдуваемому в них, и клапанам, с помощью которых меняется высота звука.

Слайд 8

3 группа - медные духовые инструменты: валторны, трубы, тромбоны и туба. По гибкости исполнения они уступают деревянным духовым, но сила звучания у них больше. Тембры этой группы яркие, блестящие. Они звучат и в героической, праздничной музыке, и в трагической. Например, валторна может звучать и мягко, певуче. Слово «валторна» означает «лесной рог». Поэтому ее тембр часто звучит в пасторальной музыке.

Слайд 9

Последняя группа - ударная. Эта группа расположена в левом углу эстрады. По форме, величине, материалу, из которого они сделаны, и по звуку они делятся на две большие группы. Первая имеет настройку, т.е. определенную высоту звучания. Это - литавры, колокольчики, ксилофон, колокола.

Слайд 10

Другая группа - не имеет настройки, и издают относительно более высокие или низкие звуки. Это - треугольники, бубен, малый барабан, тарелки, там - тамы, кастаньеты. Рядом с ударными, стоит арфа. Ее «золотой парус» словно плывет над оркестром.

Слайд 11

К изящно изогнутой раме прикреплены десятки струн. Прозрачно-легкий тембр арфы украшает звучание симфонического оркестра.

Слайд 12

Ребята, сейчас мы с вами послушаем фрагмент из музыкальной сказки « Петя и волк» С.С. Прокофьева.

Слайд 13

В 1936 году он создал музыкальную сказку с целью познакомить детей с тембрами инструментов. Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот, Петю - квартет струнных смычковых, птичку - флейта, кошку - кларнет, волка - три валторны, охотников - литавры и большой барабан (выстрелы). «Петя и волк» - одно из лучших произведений С.С. Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.

Слайд 14

Звучит аудиозапись. Учащимся раздаются нотные примеры фрагментов произведения. Сочетание слуховой и зрительной наглядности концентрирует внимание учащихся и развивает полезные музыкальные навыки (ноты помогают полнее воспринимать музыку).

4. Проверка усвоения нового материала, закрепление знаний и умений.

А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока. Задание 1 - подпишите изображенные инструменты. Задание выполняется в рабочей тетради Г.Ф. Калининой. Выпуск 1 № 39

Задание 2 - подчеркни в каждом предложении слова, соответствующие данному определению. Задание выполняется в рабочей тетради Я. Островской, Л.Фроловой 1 год обучения (№35)

Задание 3 - слуховая викторина (фрагмент «Петя и волк» С.С. Прокофьева) Работа с карточками, на которых изображены инструменты симфонического оркестра и герои музыкальной сказки «Петя и волк». Ребята работают в паре. Задача - найти пару, соединив героя и инструмент, который его изображает.

5. Домашнее задание

1.Составьте кроссворд, используя названия различных инструментов. Задание № 56 в рабочей тетради Г.Ф. Калининой.

2. Прослушайте (в интернете) сонату Арпеджионе П.И. Чайковского. Определите музыкальные инструменты и сделайте запись в тетрадь.

6.Подведение итогов

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали, были активны и внимательны. Провожу оценивание, отмечаю личные достижения, завершаю урок пожеланиями.

Гузенко Евгения Дмитриевна, учитель музыки гимназии №1.

Тембры – музыкальные краски

Цель: познакомить учащихся с многообразием тембров симфонического оркестра.

Задачи:

    формировать художественную культуру учащихся:

слушательское внимание, исполнительскую деятельность, как самовыражение переживаний в пении, музыкально-ритмической деятельности (игра на инструментах);

    Развивать музыкальный слух;

    Оптимизировать созидательные качества личности.

СЛАЙД № 1

Учитель: Перед вами две работы: одна черно-белая, а вторая – цветная. Какая из них более выразительная, яркая, красивая?

А с помощью чего художник добивается этой выразительности и красоты?

С помощью КРАСОК.

Иногда симфонический оркестр сравнивают с палитрой живописца. А можем ли мы говорить о красках в музыке? И если да, то, что это за краски?..

В музыке тоже есть свои краски, которыми искусно пользуются композиторы. Ведь у каждого инструмента свой неповторимый голос или как говорят музыканты свой тембр…

Одну и ту же ноту могут сыграть разные инструменты, но…Струна звучит иначе, чем металлическая или деревянная пластины, а деревянная трубка будет звучать не так как стеклянная.

Тема нашего урока: «Тембры – музыкальные краски» (слайд№2)

А наши задачи … (читаю на слайде№3):

Сегодня мы познакомимся с тембрами духовых и ударных инструментов и постараемся доказать , что голоса этих инструментов не только отличаются друг от друга, но и имеют разнообразную окраску .

В этом мне помогут не только ребята, которые подготовили информацию об инструментах, но и все вы.

Слушая голоса инструментов, на Листе №1 (приложение 1 ) вам нужно подобрать «цвет», соответствующий тембру инструмента: например, звонкий – яркий цвет, низкий – темный. Можно использовать оттенки цветов, можно и соединять несколько цветов...

Учитель: Итак, познакомимся с группой деревянных духовых инструментов. Само название «духовые» говорит о том, каким образом извлекается звук из этих инструментов…. Правильно, в них дуют. А деревянными их стали называть потому, что делали из дерева… СЛАЙД №4

Когда-то деревянные инструменты изготавливались из дерева, отсюда и их название «деревянные». Но в наше время они делаются из других материалов, например из пластмассы, металла и даже из стекла.

СЛАЙД № 5 Флейта

Ученик: ФЛЕЙТА – один из древнейших музыкальных инструментов. Её происхождение теряется в глубине веков, но современная флейта далеко ушла от старинной. Она обладает самым высоким голосом среди духовых. Ей нет равных в подражании мира природы: птичьим голосам, в изображении сказочных существ, населяющих леса, реки.

Её звук – легкий, звонкий, светлый и подвижный

СЛАЙД № 6 Гобой

Ученик : Войдя в состав оркестра в 17веке, гобой сразу стал кумиром музыкантов и меломанов.

Гобою лучше всего удаётся выразить лирические настроения, нежную любовь, покорную жалобу, горькие страдания.

Звук более теплый и густой, чем у флейты, его голос можно узнать как бы по «носовому» оттенку.

СЛАЙД № 7 Кларнет

Ученик: Появился лишь в 18веке, но ему единственному из всех доступно изменение силы звука от мощного до еле слышного. Кларнету доступно все: он хорош для выражения радости, страсти, драматических чувств.

Звук очень чистый, прозрачный и округлый, отличается благородством.

СЛАЙД № 8 Фагот

Ученик: Последний участник группы деревянных инструментов – фагот. Появился в 17веке, как самый низкий по звучанию инструмент. Это бас. Его деревянный ствол настолько велик, что его «складывают» пополам. Этим он напоминает вязанку дров, что и отразилось в его названии: «фагот» от итальянского означает «вязанка».

Его звук точно характеризует писатель Грибоедов в «Горе от ума»: «…Хрипун, удавленник, фагот…». В самом деле, тембр фагота немного сдавлен, ворчлив, словно голос старого человека.

Он может быть ворчливым, насмешливым, может быть и грустным, печальным.

СЛАЙД №9 МЕДНАЯ ДУХОВАЯ ГРУППА

Учитель. Следующая группа духовых инструментов – МЕДНАЯ. Как показывает название, материал из которого изготавливаются инструменты – металл, хотя и не обязательно медь, часто это латунь, жесть и др. сплавы. В оркестре «медь» может без труда заглушить остальные инструменты, поэтому композиторы пользуются их звучанием с осторожностью.

Эта группа появилась позже других оркестровых групп. В неё входят: труба, валторна и туба. Знакомство с медными инструментами начнем с Трубы.

СЛАЙД №10 Труба

Ученик: В средние века труба сопровождала празднества и торжественные обряды, созывала войско на бой, открывала рыцарские турниры. Часто она исполняет воинственные сигналы, которые стали называть «ФАНФАРЫ».

Звук – яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.

СЛАЙД № 11 Валторна

Ученик: произошла от старинного охотничьего рога. Название «валторна» от немецкого означает «лесной рог». Длина металлической трубки достигала почти 6 метров, поэтому её изогнули наподобие раковины.Теплый, задушевный голос позволяет исполнять широкие, плавные мелодии.Звук – мягкий, «ленивый», теплый.

СЛАЙД №12 Туба

Ученик: Самый низкий инструмент по звучанию среди медных – туба. Её создали в 19веке.

Звук – густой и глубокий, «неповоротливый».

СЛАЙД №13 Ударные инструменты

Учитель. Мы подошли к последней группе оркестра – ударным инструментам. Это большая группа, в которую входят литавры, малый и большой барабаны, там-там, треугольник, колокола, колокольчики, ксилофон. Всех их объединяет общий способ извлечения звука – удар. Стихия этих инструментов – ритм. Никакой другой инструмент не может придать музыке такую упругость и динамичность, как это делают ударные.

Постоянным, обязательным участником оркестра является только один инструмент – литавры.

СЛАЙД №14 Литавры

Ученик: Литавры - древний инструмент, представляет собой медные котлы, затянутые сверху кожей, по которой ударяют небольшой колотушкой с круглым мягким наконечником.

Звук разнообразных оттенков: от еле слышного шороха до мощного грохота. Могут передавать ощущение постепенного накопления ритмической энергии. СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу литавр).

СЛАЙД №15 Ксилофон

Ученик: Ксилофон – инструмент, с набором деревянных пластин, по которым ударяют двумя молоточками.

Звук – резкий, щёлкающий, сильный.

Учитель: А теперь, пока помощники разместят на доске ваши работы, мы выразительно прочитаем характеристики тембров всех инструментов

СЛАЙД №16 (Выразительно читаем)

Флейта: легкий, звонкий, светлый и подвижный.

Гобой: теплый и густой с «носовым» оттенком.

Кларнет: чистый, прозрачный и округлый, благородный.

Фагот: сдавлен, ворчлив, «хрипун».

Труба: яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.

Валторна: мягкий, «ленивый», теплый.

Туба: густой и глубокий, «неповоротливый».

Литавры: от еле слышного шороха до мощного грохота (руками постукиваем по парте с нарастанием).

СЛАЙД № 17 (Вывод)

Почему музыкальные тембры сравнивают с красками.

Учитель: да, окраска звука инструментов богатая и разнообразная. Их действительно можно сравнить с красками в живописи и ваши рисунки демонстрируют насколько разнообразна гамма цветов, а значит и голоса инструментов, тембры – такие же разнообразные.

ИГРА на инструментах

Учитель. Оркестр – особая страна. Она живет по своим законам. Любой инструмент в руках музыканта имеет свои обязанности и если он их не выполняет, то разрушает целое, нарушает ГАРМОНИЮ.

Сейчас несколько учеников попробуют придумать своё ритмическое сопровождение на ударных инструментах (бубен, ложки, флейта и маракас).

ВЫЗВАТЬ 2-3 раза и дать оценку исполнению:

Учитель. Ребята очень хорошо исполняли ритм на ударных инструментах, и почувствовали, что это не очень-то легко создать ГАРМОНИЮ В ОРКЕСТРЕ.

СЛАЙД № 17 КРОССВОРД

Учитель. А теперь настало время проверить, как вы запомнили инструменты духовой группы, одной из самых разнообразных по окраске голосов.

У вас на партах есть Лист №2 (приложение 2) , в который вы вписываете ответы, а затем все вместе проверяем.

СЛАЙД №18 Древнегреческий театр.

Учитель.

Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или ворчливый голос фагота - любой из этих звуков входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Музыка настраивает на размышления, будит фантазию… Представим, что мы в Древней Греции и наш класс это «ОРХЕСТРА» - то место, где располагался хор, а мы с вами – хор. И завершим урок красивой песней «МУЗЫКА ЗВУЧИТ», а ваши работы к этой песне можно посмотреть на экране.

рисунков учащихся к песне «Музыка звучит».

Спасибо за урок.

До свидания!

Кроссворд

По горизонтали.

    Он руководит всем оркестром.

    В средние века игра на этом медном инструменте сопровождала рыцарские турниры, военные церемонии.

    В Древней Греции так называли место для хора.

    Этот деревянно-духовой инструмент имеет низкий голос.

    Название этого медного инструмента в переводе с немецкого означает «лесной рог».

    Деревянно-духовой инструмент.

    Предки этого деревянно-духового инструмента – тростниковые дудки и свирели.

оркестра , написанное в...
  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    ... познакомить учащихся ... Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра . Партитура. Музыкальный материал: симфоническая ... целями и задачами ; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными задачами . Учащиеся ...

  • Приказ № От 2011 г. «Согласовано» на мс школы Протокол №

    Пояснительная записка

    ... Цель : познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки). Агафонникова «Музыкальные ... 1.02 Симфоническая музыка Цель : Создать условия для знакомства детей с группами инструментов симфонического оркестра . «Во...

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение (3)

    Программа

    Темы «Тембр ». Симфонический оркестр . Слушание целиком симфонической сказки «Петя и волк». Узнавание тембров инструментов. ... в неделю).Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части...

  • Часто приходится сталкиваться с тем, что люди, находящиеся в начале своего «вокального» пути и не слишком-то разбирающиеся даже в основных понятиях (не то, что в тонкостях), плохо понимают, что же такое тембр, а что – тип голоса.

    С одной стороны, учиться петь можно и не разбираясь в этом досконально. Хотя с другой стороны, любой вокалист, всерьез встающий на свой путь, будет просто смешным в глазах своих коллег, если выяснится, что таких не слишком сложных вещей он не понимает.

    Начну с наиболее простого КОЛИЧЕСТВЕННОГО сравнения, чтобы сразу пояснить основную разницу в данных понятиях.

    У каждого конкретного человека – только ОДИН тип голоса, а вот ТЕМБРОВ у него же может быть огромное множество.

    Она обусловлена, в первую очередь, геометрическими размерами голосовых складок и гортани, особенно той части, которую называют «преддверием».

    Тут важно знать, что иные части вокального аппарата, находящиеся выше самой гортани, очень подвижны и управляемы (при условии обученности, конечно). А вот складки и саму гортань человеку дано поменять раз в жизни, да и то неосознанно.

    Это происходит в период, называемый «пубертатным», или, по-простому – переходным, мутационным периодом. Хотя слово «мутационный» в современном языке почти ругательное, имеющее оттенок какой-то «монстровости», словом, генетической неполноценности. Поэтому я не буду его употреблять.

    *****

    Пубертатный период жизни – это переходный возраст, время превращения детского организма во взрослый. А взрослый от детского отличается (помимо размеров, массы, силы), главным образом - способностью к воспроизводству потомства. И переход к нему занимает годы!

    Вся перестройка организма происходит под действием увеличивающегося в крови количества особых веществ – гормонов. Это катализаторы сложнейших процессов, в конечном итоге превращающих мальчика в юношу, а девочку – в девушку. Сами процессы перестройки организма могут продолжаться у разных людей разное время. Заранее неизвестно, когда начнется «гормональная перестройка», и когда она закончится.

    Поскольку я пишу о вокале, то сразу перейду к делу – в период гормональной перестройки организма существенно растет и видоизменяется гортань, а также все то, что находится ВНУТРИ НЕЁ! В том числе и голосовые складки.

    Когда пубертатный период заканчивается (повторяю, заранее невозможно предсказать эту «дату»), гортань и ее внутренние органы приобретают то строение, с которым человеку придется идти по жизни до ее, увы, конца. То есть, в данном «узле» организма изменений уже не будет, если только сам «хозяин» не начнет своим образом жизни вести разрушительную работу.

    Вы могли на собственном примере и на примере своих родных/знакомых наблюдать, как детский голос (его называют, как правило, дискантом), постепенно превращается в голос взрослый. И те дети, которые еще пару лет назад говорили «тоненько», вдруг превратились почти в басы, настолько голос стал ниже и «мяснее». Причем кто-то – в басы, а кто-то и недалеко ушел от качеств своего детского голоса, хотя голос все равно понизился.

    Относится это к обоим полам, но у мужского заметно лучше.

    Привожу в пример исполнение одним и тем же человеком одной и той же песни, но в разное время своей жизни. В свое время в СССР итальянский мальчик, по имени Робертино Лоретти, был очень знаменит...

    *****

    То есть, именно в пубертатный период человеческий голос получает определенный ТИП . Современный вокал оперирует в этом смысле не классическими понятиями (бас, баритон, тенор или контральто, меццо, сопрано), а более простыми и естественно понятными – низкий, средний и высокий.

    Но традиции деления голосов на КЛАССИЧЕСКИЕ типы столь сильны, что еще не скоро те, кто не собираются идти в оперу, научатся выражаться «не по-оперному». Хотя стремиться нужно уже сейчас, поскольку, как расскажу ниже, деление типов голосов «оперным» языком для современных вокалистов – не правильно.

    Но, если так (про переходный период и гортань), то как девочки и мальчики, правда, это редкие случаи, ухитряются петь взрослые песни не хуже суперзвезд? Если их гортань и связки еще не выросли, не стали взрослыми? Скоро узнаете…

    То, что «строит» человеческий тембр голоса, это сами складки и то, что находится ВЫШЕ голосовых складок – ПОЛОСТИ (пустые, или, скорее, заполненные воздухом) пространства находящиеся по пути течения воздуха от голосовых складок до выхода звука изо рта.

    Поменять свои складки после окончания «взросления» мы не можем, но зато запросто можем менять свои полости, хоть каждую секунду…

    Такими полостями являются глоточная, ротовая и носовая. И они же в вокале называются резонаторами – соответственно глоточным, ротовым и носовым.

    Тут нужно поднапрячься и понять, что голос строят в основном «пустые места» в нашем организме, а не «материальные» органы. Хотя роль «материальных» в этом деле огромна тоже.

    *****

    Как и было написано несколько выше – эти полости могут принимать разные размеры, сужаться и расширяться, удлиняться и укорачиваться, или совершать сложные «маневры» - расширяться, удлиняясь, например… Носовая полость может «подключаться» к двум другим или «отключаться» от них (на рисунке вы видите, как раз, «отключенную»), а сразу над складками, в преддверии гортани, опытный вокалист может научиться «выращивать» еще одну полость, которой не существует при разговоре, но она очень важна при пении, именно профессиональном пении.

    При обычной речи в нашем организме работают, в основном, две главные полости – глотка и рот, потому что носовая полость, это, скажем так, вспомогательная, а маленькую полость, которую нужно уметь создавать, неопытный оратор или вокалист, как правило, «от природы», не имеет.

    Теперь сами подумайте, какое количество разнообразных тембров можно издать, имея лишь ДВА рычага, длина и ширина которых (а правильнее будет воспользоваться термином – КОНФИГУРАЦИЯ ) может изменяться в довольно широких пределах? Глотку мы можем менять, опуская или поднимая гортань, расширяя методом анкеровки некоторых больших мышц тела.

    Ротовую полость – меняя размеры и форму ротового отверстия, поднимая или опуская челюсть, но, самое главное, размещением в ней тем или иным образом языка… Причем размещение языка одновременно и на глоточную полость повлияет…

    А если вокалист профессиональный? И таких «рычагов» у него не два, а четыре?

    Количество вариаций тембра ОГРОМНО! И это при одном и том же ТИПЕ голоса!

    Но, увы, сам тембр в довольно большой степени зависит от типа голоса. То есть тембр – это не что-то «само по себе», это вариации ГОЛОСА в рамках его собственного типа.

    Допустим, вы купили «Жигули»… Что и как вы бы ни делали с машиной, как бы ее ни украшали, какие бы «прибамбасы» ни лепили на кузов или ставили в салон – «Жигули» останутся «жигулями»… А купили «Мерседес»? Дальше продолжать? Думаю, сравнение достаточно понятное…

    *****

    Кроме того, «типичные» вокальные структуры, в первую очередь сами голосовые складки, могут создавать огромное количество различных вариаций своей вибрации. То есть предлагать вышеописанным «рычагам» совершенно разный «первичный материал»!

    Тембр голоса - явление, которое в отличие от его «типа» может изменяться от звука к звуку, в течение, буквально, миллисекунды. То есть того времени, которого ДОСТАТОЧНО для изменения конфигурации полостей-резонаторов и изменения «способа» работы голосовых складок. Вариативность – главное отличие тембра от типа.

    В примерах одна и та же фраза, один и тот же мужской и женский голос, а тембры - разные! То есть ТЕМБР - это вовсе не «забетонированная» природой окраска голоса, ее можно изменять, в отличие от ТИПА!

    В ЧЕМ ПРИЧИНА ОТЛИЧИЯ ЖЕНСКОГО ГОЛОСА ОТ МУЖСКОГО

    Причина этих характЕрностей – в типе голоса, то есть в размерах его основного генератора звука, голосовых складок. И в размерах самой гортани. А в случае половых различий (мужчина-женщина) еще и в размерах полостей-резонаторов.

    «А как же контр-тенор?» А я написала - ГОВОРИТ , а не ПОЁТ! Пение - функция более сложная...

    ГОВОРИТ ЛИ ТЕМБР О ТИПЕ ГОЛОСА, А ТИП ГОЛОСА О ТЕМБРЕ?

    Способен высокий мужской голос создать тембр, аналогичный тембру низкого голоса на какой-либо характЕрной низкой ноте? Увы, нет. А наоборот? Тоже нет. И высокая нота, спетая средним голосом будет отличаться от той же ноты, спетой голосом высоким. Но (это важно!) если И КВАЛИФИКАЦИЯ ВОКАЛИСТОВ БУДЕТ ОДИНАКОВОЙ!

    Иначе профессиональный баритон (по типу) запросто «заткнет за пояс» начинающего тенора, у которого хоть и типичный теноровый тембр, но просто еще голос не развит до уровня профессионального! Природа – это одно, а обучение – совсем другое!

    Тип голоса важен для академического вокала. И, разумеется, в определенной степени для вокала современного, но только в гораздо меньшей. Классика обязательно потребует точного определения типа голоса, прежде чем вы начнете развивать его в ее, классики, традициях.

    Просто потому что оперные партии написаны для того или иного ТИПА голоса. Тенор не споет в опере партию для баса, а сопрано не справится с партией для контральто. И взаимообразно, конечно. Поэтому если вы хотите стать оперным певцом (певицей), то сначала будут стараться определить ваш тип голоса, просто для того, чтобы давать вам для тренировки соответствующие упражнения и соответствующий вашему типу голоса музыкальный материал – арии, ариозо и т.п.

    И в деле определения типа очень важен первоначальный тембр. Тот тембр, который у вас «по жизни» существует, поскольку пришедший учиться вокалист еще не умеет им управлять. Вот этот «неуправляемый» (пока, в силу необученности) тембр и будет «маячком» для педагога. Потому что неуправляемый, или по-простому «обычный» тембр голоса чётко покажет сам ТИП ГОЛОСА .

    Его так и называют – типичный.

    Дальше, в зависимости от определенного педагогами типа голоса, станет строиться и вся учеба. Из низкого голоса выйдет (если выйдет) - бас, из среднего – баритон, а из высокого – тенор. Более тонкие градации, определяемые выражениями «лирический», «драматический» или «лирико-драматический» будут определяться уже по ходу учебы и по мере тренированности. Аналогично и с женщинами.

    И вот только тогда, когда «выйдет», вас станут называть басом или сопрано. Пока не «вышло» – вы еще не бас и не сопрано. Вы – низкий тип, или высокий… Чтобы считать себя баритоном, нужно развить голос до возможностей оперного баритона. И тембр баритона здесь будет лишь следствием.

    ЗАЧЕМ НУЖНА ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА И КАК ОНА ВЛИЯЕТ НА ГОЛОС

    Другой же причиной следствия, то есть изменения тембра является… ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА! Она у классиков и современных вокалистов значительно различается, о чем написано на сайте во многих статьях.

    Владеющий вокальной техникой человек может менять свой тембр произвольно (хотя по-прежнему – только в рамках типа своего голоса). И палитра звуков, которая подвластна современному вокалисту, во многом значительно превосходит возможности вокалиста академического. Но есть и черты, в которых выигрывает классика, бесспорно. Просто нужно понимать, что тембры голоса, которых добивается классический вокалист, нужны именно для классики.

    А вот для песен иных стилей и тембры нужно уметь создавать другие!

    Возможно, вот такая метафора будет достаточно образна и понятна - типичный тембр голоса подобен неодетому человеческому телу. У каждого из нас своя фигура, и далеко не всегда она идеальна и совершенна. Когда же мы начинаем учиться вокальной технике, то, в какой-то степени, начинаем «одеваться». А одеждой можно скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства!

    И наши будущие возможности, стиль пения, зависят от того, какой технике нас обучат. Или, метафорически, какую одежду мы наденем на свой голос. Классический фрак или костюм, бальное платье будут прекрасно смотреться в оперном театре, но странно выглядеть на рок-концерте или в шоу поп-звезды. И наоборот, в модных джинсах и блейзере, с какими-нибудь оригинальными аксессуарами или пирсингом можно в серьезный ресторан или клуб не попасть...

    То есть всему свое место. Правда, если человек может сколько угодно раз менять свои костюмы, то в случае с голосом этот «трюк» не пройдет. Полученную при обучении вокальную технику почти невозможно поменять, она всегда будет «заметна», как одежда не по размеру.

    *****

    Вокальная техника не призвана для того, чтобы ИЗМЕНИТЬ тембр голоса, она нужна, чтобы его ОБОГАТИТЬ! Или «облагородить», как часто говорят, имея ввиду классический вокал. Так или иначе, тембр голоса певца - это не просто его (ее) разговорный тембр, он существенно отличается, он значительно богаче. Если, конечно, говорить о квалифицированном певце, а не юноше с гитарой в походе...

    Но существует в вокале не только типизация голосов, но и типизация тембров. Имеются ввиду не личные тембры конкретного человеческого голоса (голое тело), а его «одежда», тембры, приобретаемые с обучением, опытом...

    В современном вокале выделяют несколько базовых, наиболее часто встречающихся у певцов тембров, которые называют ВОКАЛЬНОСТЯМИ . А в отличие от современного вокала, классический построен только на одном базовом тембре, который так и называется - вокальность opera.

    Мы слушаем тенора или баритона, сопрано или контральто, но при всей разнице ТИПОВ их голоса ВОКАЛЬНОСТЬ звучит одна - opera! Фрак или бальное платье!

    Тогда как у вокалистов, поющих современный репертуар, во-первых, совсем другой тембр, то есть вокальность opera ими не используется, а, во-вторых, в течение песни вокальности могут много раз поменяться. Да и разных рок или поп, соул или r"n"b вокалистов, имеющих один и тот же тип голоса, мы вполне различаем по их характерной «одёжке», по используемым, как правило, ими вокальностям.

    Вот поэтому и неправильно называть тип голоса современных певцов оперными, классическими названиями. Все равно что сказать «джинсовый фрак» или «бальное платье из мешковины»... Это стереотип и рудимент, доставшийся от академического вокала, и пользоваться этими терминами нужно только в рамках классики.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Ну а как же дети умудряются петь, как взрослые «звезды»? Возвращаюсь к вопросу, который сама себе задала в середине статьи…

    Закройте глаза и вслушайтесь в исполнение… Неужели вы решите, что поет взрослый человек? В любом случае тип голоса себя проявит. Да, здорово, да красиво… Но то, что это поют дети – слышно! И причина этого «оттенка» - геометрия вокальных органов, отвечающих за голос В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ!

    А почему такой близкий к оригиналу звук, такая динамика и выразительность, такой великолепный тембр? Вот именно – тембр! Потому что так умеют девочки управлять своим тембром! Но, при этом, повторяю, любой услышит, что это – девочки, а не взрослые женщины…

    *****

    Поэтому самый главный совет, вытекающий из всей статьи – не пытайтесь изменить тип своего голоса, ибо это сделать нельзя. Старайтесь максимально «выжать» из него то, что выжать вообще возможно, то есть научитесь менять по собственному желанию тембр голоса в каждый конкретный момент, достигая нужного звучания, нужной вокальности!

    Это не просто, но именно это и есть максимум профессионализма!

    *****

    А со следующей статьи поговорим о типах голосов поподробнее...

    Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник