Почему печорина можно назвать героем. Образ главного персонажа, созданный окружающими. Предисловие, изменившее восприятие произведения

Конечно, я не буду оригинален, если скажу, что роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является одним из шедевров русской литературы. Высказанные автором мысли и созданные им образы заинтересовали меня необыкновенно. На мой взгляд, роман Лермонтова продолжает быть современным и в наши дни, несмотря на то что со времени его написания прошло уже более ста пятидесяти лет. Но особенно велика роль романа была в лермонтовскую эпоху. Чтобы лучше понять это, необходимо хорошо представлять себе социально- политическую обстановку в России в 30-х годах XIX века.
Время 30-х годов XIX века традиционно связывают с усилением реакции со стороны царского правительства. Действительно, провалившееся восстание декабристов разделило Россию на «до» и «после». Вместе с ним погибли и надежды большей части молодых людей на возможность каких-либо перемен, да и сама их необходимость представлялась уже не так отчетливо, как это было в 20-е годы. Именно поэтому вся лермонтовская эпоха - эпоха глубочайшего сомнения во всех нравственных ценностях. Безусловно, это не могло не отразиться на творчестве М.Ю. Лермонтова. Доказательством этому служит и написанное в 1838 году стихотворение «Дума», которое можно назвать предисловием к роману. Это стихотворение дышит полным разочарованием в жизни, во всех духовных ценностях человека, и заканчивается оно страшными строками, ставшими фактически приговором всему поколению:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой.
Ни гением начатого труда.
Итак, роман «Герой нашего времени» был закончен в 1841 году, то есть перед самой смертью Лермонтова. Заслуга и новаторство автора состоит в том, что его произведение было первым русским психологическим романом. Основная цель четко сформулирована в предисловии: показать современного человека таким, каким он является на самом деле, осветить все его пороки и недостатки. Намерение это может показаться на первый взгляд слишком дерзким. Действительно, рассуждать о чужих недостатках не является занятием, достойным великого художника, однако в том-то и дело, что автор причисляет и себя самого к числу тех, кого хочет подвергнуть беспощадному осуждению. Следовательно, он имеет полное право указывать на «болезнь» поколения, тем более что никто, кроме него, на это не решился.
Сам автор определяет, что «Герой нашего времени... это портрет, составленный из пороков всего... поколения, в полном их развитии».
Наиболее интересным показался мне главный герой романа - Печорин, и я хотел бы остановиться именно на нем. Что касается других персонажей романа, то все они, на мой взгляд, имеют совершенно определенное назначение- помочь полнее раскрыть характер главного героя. Для того же служит и композиция романа. Дело в том, что новеллы смещены во времени, то есть не соответствуют хронологии развития событий в жизни Печорина. Однако их порядок в романе способствует постепенному знакомству читателя с героем, а следовательно, лучшему осмыслению его личности.
Печорин является типичным сыном своего времени. Как и на многих молодых людях 30-х годов, на нем лежит тяжелая печать рефлексии, ставшая основной чертой его натуры. Думаю, что ни у кого не возникнет сомнения в том, что именно Печорин - герой времени. На мой взгляд, это весьма почетное «звание», ведь само по себе слово «герой» уже подразумевает необычность, исключительность. Действительно, Печорин - лучший представитель своей эпохи, но плата за это - его одиночество.
Существует множество приемов для раскрытия литературного образа. Лермонтов прибегает к дневникам. Выгода этого приема в искренности героя, который раскрывает в дневниках самые потаенные уголки своей души. Именно об этом и говорится в предисловии к журналу Печорина. В романе раскрывается «история души человеческой», которая, по мнению автора, «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
В первой главе романа читатель видит Печорина глазами Максима Максимыча, то есть в несколько упрощенном виде. Сам Максим Максимыч - человек удивительно добрый и открытый, являющийся, по мнению В.Г. Белинского, типичным представителем русского народа. Однако он не в состоянии до конца понять сложный характер Печорина, которого, несмотря на это, он очень любит и считает своим другом. Роль Максима Максимыча значительна, ведь он концентрирует в себе те качества, которые полностью отсутствуют у Печорина.
В «Бэле» проявляется основополагающая деталь личности Печорина- его противоречивость. Мне кажется, что это свидетельствует о необыкновенной широте натуры героя. Здесь же впервые заметен и его эгоизм, однако, на мой взгляд, он не похож на эгоизм маленьких детей. Печорин заставляет окружающих его людей поступать так, как он хочет, подавляя их своим превосходством. Именно этого превосходства часто не могут простить Печорину, именно поэтому он одинок.
В следующих частях романа сложность образа Печорина возрастает, но я позволю себе анализировать подробно каждую из них, перейдя к более детальному рассмотрению характера главного героя в целом. Хотелось бы привести некоторые положительные черты Печорина, раскрывающие, на мой взгляд, в нем человека исключительного, обладающего острым и критическим умом. Сразу оговорюсь, выделение в характере героя как положительных, так и отрицательных сторон весьма условно, однако это может помочь более полному его выяснению.
Итак, во-первых, Печорин - человек умный и образованный. Осуждая окружающих, он критически относится и к себе самому. В своих записках он признается в таких свойствах своей души, о которых не знает никто. Во-вторых, в пользу героя располагает и то, что он натура поэтическая, тонко чувствующая природу. Об этом свидетельствует замечательное описание пейзажа в начале новеллы «Княжна Мери»: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?..» Не правда ли, на такое сравнение способен только человек, обладающий душой поэта?
К положительным качествам Печорина можно отнести и замечательную его способность чувствовать людей. Он моментально отгадывает то, что происходит в душе каждого человека. Доказательство тому - его знакомство с Вернером, человеком также необыкновенно проницательным, во многом схожим с Печориным.
Не вызывает сомнения и то, что Печорин - человек смелый, что проявилось во время дуэли. Может быть, его смелость отчасти объясняется отсутствием цели в жизни, но это уже другой разговор.
То, что привлекло меня более всего, это честность и порядочность главного героя. Несмотря на малоприятную историю с княжной Мери, Печорин в самый решающий момент сказал правду, хотя это было и нелегко. Кстати, в этом же эпизоде необычайно проявилась и его сила воли.
Для более рельефного изображения положительных качеств Печорина в роман введен такой персонаж, как Г"рушницкий. Своими явно непорядочными действиями он оттеняет наиболее привлекательные черты главного героя.
Что касается отрицательных сторон в образе Печорина, то это прежде всего его индивидуализм, перерастающий в эгоцентризм. Конечно, можно обвинить в нем самого Печорина, но, если вдуматься, где кроются его истоки?
На мой взгляд, причинами эгоизма Печорина являются и бесплодность образования, не направленного на полезные цели, и отсутствие реальных возможностей приложить к чему-нибудь огромные душевные силы. Однако мне кажется, самая главная причина состоит в том сомнении, которое было отличительной чертой поколения 30-х годов.
Сомневаться приходилось во всем, и единственным мерилом происходящих событий оставалось только собственное «я». Именно поэтому абсолютно ко всему в жизни Печорин подходил только через свое эго.
На мой взгляд, Печорина нельзя упрекать в том, что он стал таким, каким мы видим его в романе. Я считаю, что он скорее достоин жалости и сострадания. Печорину недостает понимания и любви, а с его представлением о счастье, которое, кстати, сформировалось под влиянием света, он никогда не был бы счастлив. «Угасшая» половина его души проявляется лишь однажды в романе, когда Печорин, утратив Веру, понял, что последний луч света в его жизни погас. Но даже после этого Печорин не сломился. Он продолжал считать себя хозяином своей судьбы, он хотел взять ее в руки, и это заметно в заключительной новелле романа - «Фаталисте».
В заключение хотел бы сказать, что В.Г. Белинский сравнивал душу Печорина с высушенной зноем землей, которая после «благодатных дождей» могла бы родить прекрасные цветы. Осмелюсь не согласиться с мнением великого критика. На мой взгляд, душа Печорина деформировалась окончательно и заставить его полюбить невозможно.

Русская литература 1-й половины XIX века

Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

М. Ю. Лермонтов писал роман «Герой нашего времени» с 1837 по 1840 годы. Это было «смутное время» для русского общества. Совсем недавно утихли взрывные страсти декабрьского восстания 1825 года, произошла смена власти, в стране началась «николаевская эпоха» духовного застоя. Россия жила по инерции. В ней царила атмосфера надзора и страха. Конечно, речь идет не обо всех людях, а о единицах, сумевших сохранить, отстоять право мыслить, чувствовать и страдать, право сказать свое слово. Жизнь этих людей в подобных социально-исторических условиях, когда произошла подмена ценностей и на первый план вышло обывательское спокойствие, главенствовал мещанский интерес, а дух заменила плоть, была трагична. И как ни парадоксально, в этой среде должен был появиться «герой» своего времени. Но изначально его «геройство» было обречено.
Герой поколения… А. И. Герцен писал: «Разбуженные днем 14-го декабря, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, – то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости». Таково было состояние мыслящего человека «николаевской» эпохи: сомнение, отрицание и ярость, основание которых – отсутствие праведной веры.
Григорий Александрович Печорин, его образ, как принято считать, – портрет героя эпохи. В предисловии к роману Лермонтов говорил о типичности своего героя (здесь это слово приобретает двойной смысл – герой литературного произведения и «герой времени»): «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». В предисловии же к «Журналу Печорина» автор надеется, что читатели «найдут оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека». Подобные замечания, как мне кажется, говорят об авторской иронии, право на которую надо заслужить, а дает это право страдание. Ведь «пороки всего нашего поколения» – это нравственные и моральные ценности прошлого, которые в «наше время» считаются преступлением (можно проследить игру автора с понятием «наше время»), в котором «до сей поры обвиняли человека».
В чем трагедия Печорина и почему он «герой времени»?
В первой повести – «Бэла» – перед нами возникает странный, загадочный характер человека, видимо, необыкновенного и эгоистичного. Максим Максимыч не понимает Печорина, ждет от него человеческих отношений и очень расстраивается, когда ничего не находит в Печорине. Максим Максимыч не в силах прочувствовать его трагедию. Печорин считает себя причиной несчастий других (события этой повести происходят после событий, описанных в главах «Тамань», «Княжна Мери»). Ему надоели удовольствия высшего света, надоели общество, науки; любовь светских красавиц раздражала воображение и самолюбие, а сердце оставалось пустым. В исповеди Мери Печорин обвиняет общество в том, что он сделался «нравственным калекой». Он неоднократно говорит о своей двойственности, о противоречии между своей сущностью и существованием мира. Доктору Вернеру он признается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Главное для первого человека Печорина – «быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов». Это говорит о благом деле, в каком-то смысле Печорин берет на себя обязанности освободителя, спасителя мира. Но существует второй человек Печорин, который ставит под сомнение благость этого дела, и, может быть, в этом смысле он оказывается героем.
Его притягивает неизвестность, он испытывает желание острых ощущений, новых знакомств. В «Тамани» Печорин пытается сблизиться с «мирными» контрабандистами, но они не признают его своим человеком, боятся. Очевидно, для этих людей Печорин не стал героем. Интерес жизни сменяется отчуждением, романтическое ощущение мира как тайны – равнодушием к окружающей действительности, болезненным восприятием ничтожности окружающих его людей. Этот человек безмерно одинок, несмотря на то что он любим (Бэла, княжна Мери, Вера, Максим Максимыч). Он единственный, кого тревожат вопросы человеческого бытия – о цели и смысле жизни человека, о его назначении, в то время как его назначением является разрушение чужих надежд. К своей жизни он относится равнодушно. В итоге герой приходит к выводу о бессмысленности жизни вообще.
Таким человеком предстает Печорин на страницах романа, но все-таки многое остается неясным, необъяснимым, и возможно только догадываться. Трагедия этого человека, как мне кажется, заключается не в нем, то есть он страдает не из-за глубинных противоречий человеческой натуры между добром и злом, Богом и дьяволом (внутренний конфликт). Рождает его страдание конфликт внешний, нарушение мировой гармонии, иное соотнесение сил добра и зла в мире, за пределами человеческой души, ломающейся под таким напором. И в этой ситуации человек оказывается беспомощным.
Если человек ничтожен, противен себе самому и другим людям, разрушает жизни, то почему он «герой» и какой «подвиг» он должен совершить? Как уже было сказано, речь, конечно, может идти об иронии автора. Существование героя в такое перевернутое время, когда каждый человек заботится только о себе, немыслимо. Но Лермонтов называет произведение «Герой нашего времени», и оказывается, что люди страдают от такого геройства. Герой в «негеройское» время – порождение этого времени. Такая мысль имеет право быть, но она не полностью объясняет смысл названия.
Печорина по праву можно назвать героем. Но посмотреть надо на иную сторону геройства. Ведь герои исторических событий (реальные), герои литературных произведений (выдуманные) всегда совершали свои подвиги в одиночку. Они были одни, и поэтому толпа их возносила или свергала. И Печорин – герой в силу своего одиночества, не случайно он чувствует его остро, болезненно. А подвиг такого героя, возможно, в его непосредственном существовании. Сама жизнь – подвиг, о котором долго стараются не помнить.
И этой мысли также будет недостаточно, она обязательно потянет за собой другие. Другие мысли обратят наш взор на иную сторону проблемы. Этот процесс будет длиться бесконечно, но не с каждым произведением это удастся. «Герой нашего времени» – гениальный роман, поэтому он многозначен. 

Апр 19

Сочинение «Почему автор называет Печорина «героем времени»?» (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

“Герой нашего времени”, - говорит Лермонтов в предисловии к роману, - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни своего поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе молодого человека того времени - Печорина, это собирательный образ. Рассмотрим, почему Лермонтов называет Печорина «героем времени».

Судьба главного героя трагична. Он много пережил сам и повлиял на жизнь других людей. Григорий Александрович тратит свои силы на действия его недостойное. Он разоблачает “мирных” контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери, а потом отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого… Печорин не считается с чувствами других людей. Можно сказать, что его поступки глубоко эгоистичны. Однако, объясняясь с Мери, Печорин рассказывает, почему он стал таким: “…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…”

Главный герой несчастен, он постоянно ищет что-то новое, наверное, сам не понимает чего. Ему скучно, хотя Печорина можно назвать умным человеком, у него широкий кругозор, он образован, быстро и верно судит о людях и о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Но нельзя обвинять только Печорина в его пороках. Общество играет важную роль в жизни каждого человека. В данном случае «герой» не понят, не принят обществом. Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.

Однако герой способен любить. Его любовь к Вере все-таки больше, чем просто интрига. Когда он получил ее последнее письмо, то “как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее”. Любимую он не догнал. Лишь в степи, где нет посторонних глаз, Печорин даёт волю чувствам, он плачет. Ведь Вера была единственной женщиной, которую Григорий Александрович любил, но не смог сделать счастливой. “Я бы тебя должна ненавидеть… Ты ничего не дал мне, кроме страданий”, - говорит она Печорину. Такова была участь людей, с которыми близко сходился Печорин… Григорий Александрович задумывается над смыслом жизни: “Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных”. Он не смог найти себя в жизни, поэтому он в поиске и поэтому несчастен. Печорин - это и “злой гений”, но в то же время жертва общества. Это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения. Возможно, родись этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты и принести пользу окружающим.

В своем произведении « » создал образ Печорина, который и стал центральной фигурой произведения, а значит, именно его писатель называет героем. Печорин в романе «Герой нашего времени» – это офицер, которого выслали из Петербурга за какую-то историю. Он стал путешествовать по миру, с ним происходили разные события, а приехав домой, умер, так и не найдя своего места в жизни.

Почему Печорин герой своего времени?

Почему именно Печорин стал «Героем нашего времени»? Скорее всего, автору было больно осознавать, что в тридцатые года девятнадцатого века, умных талантливых людей никто не признавал, они не были нужны и поэтому большинству из них приходилось тратить свои силы в ненужном направлении. Благодаря отображенной в произведении жизни Печорина, мы можем видеть, во что превращало общество молодежь, которой ничего не оставалось, как учиться лгать, становиться скрытным, «хоронить все лучшие свои чувства в глубине сердца». А ведь, по сути, если судить по портрету и характеру, Печорин умный, волевой, умел быстро судить о людях. Он образован, неординарный, но тратит свои силы на ненужные, недостойные поступки, разрушая жизни других людей.

Так за свою жизнь он повлиял на судьбу княжны Мери Лиговской, разрушил судьбу Веры, Бэлы, убивает Грушницкого. При этом ему наплевать на чувства других и он говорит, что таким он стал, благодаря окружающим людям, которые видели с детства в нем дурные свойства, хотя таковых, по его мнению, не было. Но они появились, ведь другим этого хотелось. Когда он разговаривает с Мэри, он так и говорит, что стал скрытным, злопамятным, научился ненавидеть. Одним словом «стал нравственным калекой».

Действительно ли Печорин герой своего времени?

Действительно ли Печорин герой своего времени? Наверное, да. Наверное, в то время таким и нужно было быть, чтобы выжить в обществе, где не ценят лучшие качества людей. В произведении «герой нашего времени» образ Печорина – это обобщающий образ, в котором отразилась трагедия поколения талантливых людей, живших в девятнадцатом веке в тридцатые годы и которые не смогли найти себе достойного места в жизни и среди общества.

Как автор объясняет название романа

Центральным образом романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Александрович Печорин. По отзывам другого героя, Максима Максимыча, знавшего его лично, он «с большими был странностями». Так почему Печорин – «герой нашего времени»? Какие выдающиеся заслуги сподвигли автора наградить его столь высоким званием? Лермонтов объясняет своё решение в предисловии.

Оказывается, это название не стоит воспринимать буквально. Печорин – это не пример для подражания, не тот, на кого нужно равняться. Это портрет, но не одного человека. Он составлен из пороков «всего… поколения, в полном их развитии». И цель автора – просто нарисовать его, чтобы читатели, посмотрев на это явление со стороны и ужаснувшись, смогли предпринять что-либо для оздоровления общества, в котором стало возможно появление таких уродливых характеров.

Печорин – типичный представитель своего поколения

Общественная обстановка

Роман писался во времена так называемой «николаевской реакции». Царь Николай I, чьё восхождение на трон могло сорвать восстание декабристов, в последующем пресекал любые проявления свободомыслия и держал под строгим контролем все стороны общественной, культурной и частной жизни. Его эпоха характеризовалась застоем в экономике и просвещении. Проявить себя как личность в это время было невозможно, что мы и наблюдаем в романе на примере Печорина.

Невозможность реализовать себя

Он мечется, не находя своего места, своего призвания: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных».

Изучение наук принесло ему одно разочарование: он увидел, что только умение приспосабливаться приносит успех, а не знания и способности. Не нашёл он себя и в однообразной военной службе. Семейная жизнь его не привлекает. Ему остаётся одно – искать всё новых развлечений, часто очень опасных и для себя, и для других, чтобы не скучать.

Скука как характерное состояние представителей высшего общества

Скука – это привычное состояние Печорина. «…что поделывали?» – спрашивает его Максим Максимыч, когда им довелось свидеться вновь спустя много времени. «Скучал!» – отвечает Печорин. Но не он один пребывает в таком состоянии. И это одна из причин, почему Лермонтов назвал Печорина «героем нашего времени». «Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?» – недоумевает Максим Максимыч, обращаясь к своему попутчику (в его роли выступает автор). И тот подтверждает: «…много есть людей, говорящих то же самое… есть, вероятно, и такие, которые говорят правду… нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Можно ли считать Печорина героем своего времени?

Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»? Даже учитывая карикатурный смысл, который вложил в данное определение Лермонтов, сделать это нелегко. Неблаговидные поступки Печорина, то, как он поступил с Бэлой, княжной Мери, несчастной старухой и слепым мальчиком из главы «Тамань», вызывают вопрос: неужели во времена Лермонтова было много таких людей, и Печорин – лишь отражение общей тенденции? Возможно, что до такой степени изменение характера доходило далеко не у всех. Но в том-то и дело, что в Печорине этот процесс проявился наиболее ярко, он взял понемногу ото всех, и оттого это звание (но только с ироническим оттенком) вполне заслужил.

Михаил Лермонтов и сам из того поколения «лишних людей». Это ему принадлежат строки, отражающие душевное состояние его современников:

«И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят, всё лучшие годы»

А потому он хорошо знает, о чём говорит.

Тест по произведению