Презентация по литературе "идеал женщины". Место женщины в семье и обществе в понимании л.Н. Толстого (по роману "Война и мир") Каков толстовский идеал женщины кратко

Наташа Ростова – толстовский идеал женщины. Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Это значит, что в ней воплощены те качества, которые писатель считал для женщины главными.

Тринадцатилетняя черноглазая девочка, с большим ртом, некрасивая, но живая - такой приходит Наташа Ростова в толстовскую эпопею. Естественная, искренняя, переполненная жизнью, она любимица семьи.

Наташа своевольна, она не придерживается чопорных светских правил. Это очень богатая натура: девочка умеет воображать, фантазировать, помнить сердцем. С нею не может быть скучно: живя полной жизнью, она вовлекает в эту жизнь всех вокруг. Писатель не может сдержать своего восхищения, рассказывая о ее пляске в гостях у дядюшки: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала… этот дух, откуда взяла она эти приемы?..» Наташа «умела понять все то, что было… во всяком русском человеке». Это понимание пришло от простой и доброй семьи, от близости к природе, к крестьянам. Наверное, отсюда и ее мечтательность, поэтичность, непосредственность, ее умное сердце.

Только раз, при соприкосновении с «большим светом», неопытная, доверчивая девушка совершит роковую ошибку, которая обернется для нее душевной катастрофой.

Любуясь своей героиней, рассказав о ее поэтической любви к Андрею Болконскому, писатель показывает, что проявления такой страстной, непосредственной натуры могут быть и опасными. Наташа не справилась со своим увлечением Анатолем Курагиным. Ее измена разрушает жизнь князя Андрея, причиняет горе близким девушки. Но как страдает сама Наташа, как казнит себя! Тяжелое нравственное потрясение приводит к тому, что она стала замкнутой, отчужденной, боялась вернуться к жизни. «Меня мучит только то зло, которое я ему сделала», - признается девушка Пьеру.

Из тяжелого нравственного кризиса Наташу выводит 1812 год. Не сразу поняла она весь трагизм происходящего, оставалась ко всему безразличной, почти не участвовала в подготовке Ростовых к отъезду из Москвы. Однако узнав, что раненые остаются в Москве, потому что нет подвод, а графиня не соглашается снять вещи и отдать телеги под раненых, Наташа, «как буря», ворвалась к родителям и потребовала освободить подводы для раненых и принялась сама руководить всем.

И как горькое вознаграждение ей была дарована встреча с тяжело раненным в Бородинском сражении князем Андреем. Об их свидании в Мытищах трудно читать и невозможно рассказывать, настолько трагична и прекрасна эта встреча, настолько правдиво раскрывает писатель их чувства, их любовь, которая, возродившись, стала еще «больше, лучше, чем прежде». «Ни одной мысли о себе… не было в душе Наташи». Теперь она любит Андрея со всей силой, на которую она способна, угадывает его желания, хочет понять, что он чувствует, «как у него болит» рана, живет его жизнью. Поэтому и ее жизнь кончилась, когда его не стало.

Новая встреча с Пьером постепенно возвращает Наташу к себе самой, к жизни. Очень трудные вопросы ставит перед читателем Толстой. Имеет ли право человек, храня память об умершем, все-гаки пережить свое горе и полюбить снова?

Наташа не проходит сложного пути духовных исканий, не задает себе «вечных» вопросов. «Она не удостаивает быть умной», - скажет о ней Пьер. Ее нравственная сила - в природных свойствах характера, в даре любви к жизни, к людям, к природе, в чувстве правды.

Не всем нравится она в эпилоге романа. В растрепанной, опустившейся женщине, отказавшейся от своих «очарований», думающей только о муже и детях, трудно узнать прежнюю «волшебницу». Но Толстой не осуждает свою героиню, а восхищается ею, любящей женой, преданной матерью, хранительницей домашнего очага. Она живет богатым духовным миром Пьера, отражая главное и лучшее в нем. Не понимая мужа умом, она чутьем безошибочно угадывала то, что было самым важным в его деятельности, разделяла его мысли, не колеблясь, только потому, что это были его мысли, а он для нее - самый умный, самый честный и справедливый человек на свете.

Именно эти качества выше всего ценит Толстой в женщине. Вот почему Наташа Ростова - его любимая героиня, его идеал.


Поиск идеала присутствует у всех русских писателей. В связи с этим в XIX веке особенно значимым становится отношение к женщине, не только как к продолжательнице рода, но и как к существу, способному мыслить и чувствовать гораздо тоньше и глубже, чем герои-мужчины. С женщиной связывается, как правило, идея спасения, возрождения, сфера чувств. В своих произведениях он создал потрясающие по героике и силе женские образы. Толстой не пытается создавать идеалы; он берет жизнь, как она есть, и в романе «Война и мир» выводит несколько типов характеров русской женщины начала XIX столетия, замечательных по глубине и верности психологического анализа и жизненной правде, которою они дышат. Мы видим, что это - живые женщины, что именно так они должны были чувствовать, мыслить, поступать, и всякое другое изображение их было бы ложно; мы не можем не ощущать свою духовную близость с ними.

Надо сказать, что на изображение женских образов в романе (Война и мир) повлияли личные факты биографии Л.Н. Толстого и многие моменты из семейных воспоминаний вошли в роман-эпопею (как священная реликвия хранилась у деда Л. Толстого, Николая Сергеевича. Писатель воспользуется семейным преданием в "Войне и мире", где княжна Марья упрашивает Андрея, уходящего на войну, надеть образок). Очень большое влияние на создание женских образов в романе оказала мать писателя Мария Николаевна, которая скончалась во время родов. Левушке не было тогда еще и двух лет, о матери остались у него смутные воспоминания, но духовный ее облик по рассказам близких людей Толстой бережно хранил всю жизнь.

В романе Толстого показана эволюция героинь. Автор не отказывает им в способности мыслить, их, по сути, волнуют глобальные проблемы - проблемы счастья, любви служения людям и др. Идея «простого женского счастья» у героинь Толстого оказывается выстраданной. «Лучшие», любимые героини Толстого, как и герои-мужчины, способны к развитию.

Наташа - любимая героиня Толстого. Автор раскрывает её характер в непрерывном внешнем и внутреннем движении. Поэтому впервые в романе она не просто появляется, а именно «вбегает» в залу, непосредственная, полная жизненных сил девочка. Наташа, выросшая в нравственной и чистой атмосфере семьи Ростовых, сразу очаровывает нас искренностью, бесконечной любовью к жизни, к окружающим её людям. Она живёт так, как подсказывает ей сердце, потому что имеет от рождения то, что так долго ищут в себе Андрей Болконский и Пьер Безухов - естественность души, которая столь свойственна неиспорченному духовному миру детей. Вот почему так часто Толстой сравнивает Наташу с ребёнком. Любовь составляет сущность жизни Наташи Ростовой. Юная Наташа любит всех: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а затем разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу. Переизбыток жизни и неопытность - источник ошибок, необдуманных поступков героини (история с Анатолем Курагиным).

В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов - так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”.

Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей. Жюли- такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии (неестественная).

Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

В написанной в тюрьме статье ”Душа русской литературы” Р. Люксембург дала такую поэтически-вдохновенную характеристику образу Катюши Масловой, гуманному искусству ее создателя, какой не найдешь, пожалуй, во всей огромной литературе о романе: «Русский художник видит в проститутке не “падшую”, а человека, душа которого, страдания и внутренняя борьба требуют от него, художника, глубочайшего сострадания. Он облагораживает проститутку, дает ей удовлетворение за совершенное над ней обществом насилие, в споре за сердце мужчины он делает ее соперницей героинь, являющих собой образ самой чистой и нежной женственности; он увенчивает ее розами и возносит, как Магадэв баядеру, из чистилища разврата и душевных страданий на высоты нравственной чистоты и женского героизма».

Неизменное восхищение большинства зарубежных читателей вызывал образ Катюши Масловой. Наиболее отзывчивые из них по достоинству оценили тонкость чувств, доброту и благородство героини, те бесценные качества, которые она сумела сохранить, несмотря на тяжелые жизненные испытания.

Вот несколько характерных отрывков из писем корреспондентов Толстого:

”Катюша - это восхитительное создание, она грешит вопреки собственной натуре и, несмотря ни на что, в самых постыдных обстоятельствах сохраняет потребность мыслить и благородство просто замечательное” (Ж. Дюпюи. 4 июня 1900 г.).

”Как прекрасно, как трогательно нарисовали Вы образ Катюши. Конец романа кажется мне трагическим. В нем слышится и тихо замирает отзвук большого чувства, которому уже не суждено возродиться” (Тюмен фон Эдуард. Март 1900 г.).

«... Ваше “Воскресение” потрясло меня и заставило плакать. Катюша Маслова... Этот образ, как живой, преследует меня. Ее любовь, страдания... Брат Вы мой, сколько раз Вы заставили меня плакать» (Хаокин. Акинерабола. Испания. 11 сентября 1908 г.).

Рисуя на страницах романа горькую судьбу девушки из народа, Толстой продолжал гуманистические традиции русской литературы в трактовке этой больной темы.

Как известно, в романе нарисован иной путь духовного воскресения Катюши: возрождение в ней веры в добро и справедливость под влиянием ”чудесных людей” - народных заступников, с которыми ее свела судьба.

…Уроженки Дании и Японии, Аргентины и Бразилии с жаром утверждали, что ”Анна Каренина” - это роман о них, а героиня Толстого - их ”родная сестра”.

Особенности литературного процесса 1880-90-х г.г. Основные тенденции и закономерности, обусловленные общественными явлениями. Изменения жанрового состава литературы. - Грекова Кристина

Во второй половине 19 века, литературный процесс в России пережил период кардинальных изменений.

Реализм, близкий народу.

В 80-х годах в русской литературе активно развивается реализм. Писатели использовали различные художественные приемы для раскрытия тем глубины и правды жизни: одни включали в свои произведения черты романтизма, другие – перенимали методы европейских предшественников.

Именно благодаря этому, литература конца 19 века была по-особенному близка народу – ведь в произведениях изображалась реальная жизнь, вместе со своими драмами и радостями, всем тем, что было близко любому человеку.

Качественно новой восстает перед нами и драматургия конца 19 века, здесь появляются новые герои – представители купечества. Именно драматургия смогла полноценно раскрыть все пороки и добродетели общества. Яркими примерами пьес, в которых фигурировало купечество стали произведения великого русского драматурга Н. Островского «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся», «Гроза».

В прозе изображались и представители нового поколения, мышление и жизненные позиции которых кардинально отличались от предшественников. Таким мы видим главного героя произведения Тургенева «Отцы и дети» - Базарова. Нашлось место в литературном процессе этого периода и для лишнего героя – Обломова, из одноименного романа И. Гончарова.

В отличие от прозы, лирика этого периода основывалась исключительно на романтизме. Для изображения внутреннего образа героя, его чувств и любовных переживаний поэты часто использовали метод сравнения психологической сущности человека с окружающей природой. Талантливейшими поэтами этого периода были Тютчев, Фет, Некрасов.

Многие прозаики конца 19 века находились под своеобразной защитой Л. Н. Толстого, который заслужил славу человека, давшего путевку в литературный мир многим писателям. Лев Николаевич обладал непревзойденным даром выделять людей, которые обладали истинным талантом.

Одним из таких литераторов стал Г. И. Успенский, произведения которого впервые увидели мир на страницах журнала Толстого «Ясная поляна». В 80-х годах 19 века Успенский довольно близко начал общаться с народниками, поэтому в своих очерках и рассказах особое место уделял проблемам крестьянства и городской бедноты. Прогрессирующая болезнь не давала возможности писателю полноценно заниматься творчеством, однако, несмотря на короткий литературный век, Успенский вошел в русскую литературу как настоящей борец за права и свободы человека.

Еще одним талантливым писателем, который уделял в своем творчестве большое внимание социальным проблемам, был В. Н. Гаршин. Уже первое произведение прозаика – «Четыре дня»- принесло ему ошеломляющий успех. В своих рассказах Гаршин осуждал войну и любые противостояния в обществе, так как считал, что нет ничего худшего, нежели бессмысленное человекоубийство.

Не обошла мимо тема жизнеописания пореформенной России и Д. Н. Мамина – Сибиряка. В своих рассказах и очерках он описывал жизнь простого русского народа, часто – выходцев из сибирских глубинок, которые стойко переносили все метаморфозы аграрной реформы и утеснения со стороны правительства. Несмотря на это, произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка насыщенны легкостью и нескрываемой надеждой на лучшее.

Особое место среди литераторов конца 19 века занимает Н. С. Лесков. Писателя заслуженно называют самым патриотичным автором того периода. Его произведения стали своеобразным кривым зеркалом, в котором отображались все недостатки монархического режима. В своих рассказах автор восхищался простым русским человеком, его силой и выдержкой, добротой и искренностью. Интересным является тот факт, что именно творчество Лескова вдохновило знаменитого советского писателя Максима Горького на писательскую деятельность, о чем неоднократно упоминал последний.

Антинигилистические романы Лескова. Феномен нигилизма в понимании и изображении автора. «Негилисты» и псевдонигилисты в романах Лескова. Сатирическая основа в создании образов псевдонигилистов.

Мудрое слово от Алины Бурьян:

Ну, если своими словами, то Лесков вообще был такой парень, он любил старые порядки, веры, традиции, русскую душу, какая бы она там несовершенная и идиотская ни была бы. Вот в тех же «Соборянах», если кто читал, там чуваки церковные ссорятся с нигилистами, которые прут скелет с кладбища и хотят его себе заиметь для научных целей. Плюс эти нигилисты задают вопросы сложные про Евангелие, которые доказывают, что Библия нелогична и ваще какая-то отстойная. А церковники, хоть и ответить не могут ниче дельного, этим недовольны. Они хотят душу, а не логику. Лесков еще писал «На ножах». Поговаривают, там про нигилистов очень много. но роман гигантский и даже на брифли его осилить невозможно, поверьте мне. Вот, так что там теоретически про это полно.

Википедия:

Нигилисты - это огромная сила, бурлящая. Они приносят новые идеи - отрицание старого, атеизм. Они увлечены ес­тественными науками - естествознание, химия, математика, физика.

«Соборяне»

Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев - протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, - повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени - нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа». Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями.

… наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах»… области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда»)…

«Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов. Было отмечено, что у большинства изображенных Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы (в образе главы коммуны Белоярцеве угадывался литератор В. А. Слепцов).

На эту тему Лесков пишет романы «Некуда» и «На ножах». Эти произведения вызвали страх, беспомощность, раздражение, злобу в демократической нигилистической среде. Лесков бежит в Париж. Пережив общественное презрение, обрушившееся на него после выхода этих романов, писатель вернется к этим темам в романе-хронике «Соборяне». «Некуда» (1864) - один из самых сильных антинигилистических романов, злой, но в некоторых частях беспомощный. Нигилизм в то время охватывает всю передовую Россию, что и засвидетельствовано художественной литературой - Тургенев, Достоевский, Писемский.

Нигилизм пронизывает сознание молодого поколения: «Я над всем, что существует, ставлю nihil!» Нигилисты отрицают все, что есть, в первую очередь быт, традиционный уклад - то, что мешает идти вперед, развиваться и видеть мир по-другому.

Лесков 60-х годов живет в пред- реформенную и пореформенную эпоху: с одной стороны, Крымское поражение, с другой - вдохновляющая эпоха реформ. Писатель не верил, что на место цепей придут другие цепи. «Куда идет Россия?» - этот вопрос не раз поднимался в литературе. Лесков понимает, что нигилисты ведут ее революционным путем. Но для него это не путь - это бездорожье. Народническое бездорожье. В романе показана Россия накануне катастрофы. Пророческие предсказания Лескова сбудутся.

Лесков - писатель не антинигилистического направления. Просто по честности, по боязни ужаса нигилизма он заговорил об этом. Террор, начавшийся с появления нигилизма, продолжается до наших дней - нет высшего судии, все дозволено. Нигилизм говорит: «Убий!» Христианство: «Не убий». Чтобы был порядок, надо убивать, нарушать закон Божий - на этом держится коллизия «На ножах». Как найти гармонию?

Она умела понять все то, что было
Во всяком русском человеке.
Л. Н. Толстой
Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова – идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены те качества, которые писатель считал для женщины главными.
Тринадцатилетняя черноглазая девочка, с большим ртом, некрасивая, но жи­вая – такой приходит Наташа Ростова в толстовскую эпопею. Естественная, ис­кренняя, переполненная жизнью, она любимица семьи.
Наташа своевольна, она не придерживается чопорных светских правил. Это очень богатая натура: девочка умеет воображать, фантазировать, помнить сердцем. С нею не может быть скучно: живя полной жизнью, она вовлекает в эту жизнь всех вок­руг. Писатель не может сдержать своего восхищения, рассказывая о ее пляске в гостях у дядюшки: “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, кото­рым она дышала… этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские”, которые стали возможны потому, что Наташа “умела понять все то, что было… во всяком русском челове­ке”. Это понимание пришло от простой и доброй семьи, от близости к природе, к крестьянам. Наверное, отсюда и ее мечтательность, поэтичность, непосредственность, ее умное сердце.
Только раз, при соприкосновении с “большим светом”, неопытная, доверчивая девушка совершит роковую ошибку, которая обернется для нее душевной катаст­рофой.
Любуясь своей героиней, рассказав о ее поэтической любви к Андрею Болконс­кому, писатель показывает, что проявления такой страстной, непосредственной натуры могут быть и опасными. Наташа не справилась со своим увлечением Анатолем Курагиным. Ее измена разрушает жизнь князя Андрея, причиняет горе близ­ким девушки. Но как страдает сама Наташа, как казнит себя! Тяжелое нравствен­ное потрясение приводит к тому, что она стала замкнутой, отчужденной, боялась вернуться к жизни. “Меня мучит только то зло, которое я ему сделала”, – призна­ется девушка Пьеру.
Из тяжелого нравственного кризиса Наташу выводит 1812 год. Не сразу поняла она весь трагизм происходящего, оставалась ко всему безразличной, почти не уча­ствовала в подготовке Ростовых к отъезду из Москвы. Однако узнав, что раненые остаются в Москве, потому что нет подвод, а графиня не соглашается снять вещи и отдать телеги под раненых, Наташа, “как буря”, ворвалась к родителям и потребо­вала освободить подводы для раненых и принялась сама руководить всем. И как горькое вознаграждение ей была дарована встреча с тяжело раненным в Бородинском сражении князем Андреем. Об их свидании в Мытищах трудно чи­тать и невозможно рассказывать, настолько трагична и прекрасна эта встреча, на­столько правдиво раскрывает писатель их чувства, их любовь, которая, возродив­шись, стала еще “больше, лучше, чем прежде”. “Ни одной мысли о себе… не было в душе Наташи”. Теперь она любит Андрея со всей силой, на которую она способ­на, угадывает его желания, хочет понять, что он чувствует, “как у него болит” рана, живет его жизнью. Поэтому и ее жизнь кончилась, когда его не стало.
Новая встреча с Пьером постепенно возвращает Наташу к себе самой, к жизни. Очень трудные вопросы ставит перед читателем Толстой. Имеет ли право человек, храня память об умершем, все-таки пережить свое горе и полюбить снова?
Для Толстого красота и величие жизни в ее многообразии, в переплетении горя и радости. Наверное, еще и потому он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и способна возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. И нельзя ее осуждать, иначе жизнь бы остановилась.
Наташа не проходит сложного пути духовных исканий, не задает себе “вечных” вопросов. “Она не удостаивает быть умной”, – скажет о ней Пьер. Ее нравствен­ная сила – в природных свойствах характера, в даре любви к жизни, к людям, к природе, в чувстве правды.
Не всем нравится она в эпилоге романа. В растрепанной, опустившейся женщи­не, отказавшейся от своих “очарований”, думающей только о муже и детях, труд­но узнать прежнюю “волшебницу”. Но Толстой не осуждает свою героиню, а вос­хищается ею, любящей женой, преданной матерью, хранительницей домашнего очага. Она живет богатым духовным миром Пьера, отражая главное и лучшее в нем. Не понимая мужа умом, она чутьем безошибочно угадывала то, что было са­мым важным в его деятельности, разделяла его мысли, не колеблясь, только пото­му, что это были его мысли, а он для нее – самый умный, самый честный и справедливый человек на свете.
Именно эти качества выше всего ценит Толстой в женщине. Вот почему Наташа Ростова – его любимая героиня, его идеал.

Сочинение по литературе на тему: Наташа Ростова – толстовский идеал женщины

Другие сочинения:

  1. Как А. С. Пушкин показал нам в своем романе “Евгений Онегин” свой любимый женский образ, так и Л. Н. Толстой нарисовал образ женщины, близкой и дорогой его сердцу. Если у Татьяны Лариной – главной героини романа Пушкина – долг преобладает Read More ......
  2. Княжна Марья Болконская во многом не похожа на Наташу Ростову. В то время как Наташа живет преимущественно сердцем, княжна Марья, привыкшая к одиночеству, любит размышлять. Насколько Наташа жизнерадостна и экспансивна, настолько княжна Марья робка и сдержанна. Наташа ищет личного счастья, Read More ......
  3. Одна из главных героинь романа, дочь графа и графини Ростовых. Она “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая…”. Отличительные черты Н. – эмоциональность и чуткость. Она не очень умна, но у нее есть поразительная способность угадывать людей. Она способна на Read More ......
  4. Наташа Ростова и Андрей Болконский, по сути, являются основными персонажами произведения “Война и Мир”, вокруг которых построена сюжетная линия, а именно жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Как в то время Наташа, для писателя, представляла образ с воплощенными истинными Read More ......
  5. В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” множество персонажей, но любимой героиней Толстого, без сомнения, является Наташа Ростова. Она занимает центральное место среди образов романа, потому что воплощает саму жизнь с ее крайностями и бесконечными изменениями. Наташа непосредственна и Read More ......
  6. Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: “Кто больше человек?”, живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские Read More ......
  7. Наследие Льва Толстого – явление, переросшее масш­табы одной страны, одной национальной культуры. Нео­бычайная сложность и разнообразие проблематики, описа­ние “движения народов”, философское осмысление хода человеческой истории, внушительное число действующих лиц (как вымышленных, так и исторических), географи­ческий простор романа “Война и мир” Read More ......
  8. В чем секрет освежающего и обновляющего влияния Наташи Ростовой на героев? Почему общение с ней и даже воспоминание о ней делают ненужными размышления о смысле жизни: она сама и есть этот смысл. Наташа более чем кто-либо из людей дворянского круга Read More ......
Наташа Ростова – толстовский идеал женщины

Она переполнена жаждой жизни - вот в чем секрет ее очарования.

Н. Долинина

Наташа Ростова - одна из любимых героинь русской литературы. О ней спорят, ей подражают и иногда завидуют. В романе ее любят все: родители, братья, подруга Соня, в нее влюбляются Андрей Болконский и Пьер Безухов, бравый гусар Денисов и легкомыс­ленный красавчик Курагин. Но больше всех ее любит сам Лев Николаевич Толстой. Он любуется своей героиней, восхищается ею, и авторское отношение передается читателю. В чем секрет очарования этой «черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой девочки»? Толстой много раз подчеркивает, что она не Элен; она бывает просто дурна, почти уродлива. Но бывает и прекрасна. И красота ее от внутреннего огня оживления, от душевной переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Я не могу согласиться с теми, кто утверждает, что в Наташе Ростовой Толстой воплотил свой идеал женщины, главное назначение которой - быть женой и матерью.

Во-первых, потому, что Наташу - замужнюю женщину мы видим только в эпилоге, и Толстой говорит об этом как бы между прочим, он не останавливается подробно на этом периоде ее жизни. Да и изображает он ее так, что многие не могут простить Толстому то, как он обошелся с нашей героиней.

Во-вторых, потому, что «идеал» - это нечто недостижимое, совершенное, возвы­шенное. Это то, к чему можно стремиться всю жизнь и только слегка приблизиться к цели.

Толстой действительно считал, что предназначение женщины - быть женой и матерью, растить детей и жить интересами семьи. Все душевные силы Наташи после замужества были «устремлены на то, чтобы служить мужу и семье».

Но и в литературе, и в жизни можно найти много примеров образцового материнства и преданности семье, причем без свойственного Наташе «запустения»: «Растрепанная, в халате», «пополневшая и пожирневшая» «плодовитая самка» как-то не очень вписы­вается в понятие идеала как «совершенного воплощения, лучшего образца чего-либо», в том числе и материнства.

Я считаю, что Наташа - это действительно идеал, но не столько в «женском», сколько в общечеловеческом смысле. Это идеал естественности человеческого бытия, напол­ненного внутренней красотой и светом, который отражается на наших близких, радует и волнует всех, кто рядом с нами. «Она переполнена жаждой жизни - вот в чем секрет ее очарования, - пишет Н. Долинина. - За один только день она успевает пережить и перечувствовать столько, что другой девочке хватило бы на полгода. С ней происходит так много событий, потому что она жадно их ищет».

В характере Наташи привлекает не только ее жизнелюбие и радостное восприятие жизни. В ней есть и сочувствие, и жалость, и чуткость, и злость. В ней нет того само­любования и равнодушия ко всем, кроме себя, которое есть в Элен. Нет в ней и той душевной лени, которая так часто встречается в наших современницах. «Свет», общество интересны Наташе только тогда, когда это может дать ей новые впечатления и новые чувства (как это было на первом балу); когда это давало ей возможность общения с теми

людьми, которых она любила, к которым «могла выйти большими шагами из детской с радостным лицом и показать пеленку с желтым вместо зеленого пятном».

После семи лет супружества Пьер «чувствовал радостное сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал это потому, что видел себя отраженным в своей жене». А в жене его отражалось то, «что было истинно хорошо, все не совсем хорошее было откинуто».

Не только в своем муже, но и во всей жизни Наташа умела «откинуть», не восприни­мать то, что было дурно, не нужно, то, что могло помешать ей быть самой собой, жить той жизнью, которой она хотела и которую любила.

Но жизнь сложна, многогранна, и нельзя прожить ее абсолютно безмятежно и правильно. Наташе тоже пришлось пройти через заблуждение и раскаяние. Но от этого она стала только ближе нам. Я думаю, что «милый идеал» Толстого - это, прежде всего, простота и естественность, непосредственность и искренность во всем, полнота внутренней жизни и ощущение гармонии с миром. И все это есть в Наташе Ростовой.

Она умела понять все то, что было
Во всяком русском человеке.
Л. Н. Толстой
Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова – идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены те качества, которые писатель считал для женщины главными.
Тринадцатилетняя черноглазая девочка, с большим ртом, некрасивая, но жи­вая – такой приходит Наташа Ростова в толстовскую эпопею. Естественная, ис­кренняя, переполненная жизнью, она любимица семьи.
Наташа своевольна, она не

Придерживается чопорных светских правил. Это очень богатая натура: девочка умеет воображать, фантазировать, помнить сердцем. С нею не может быть скучно: живя полной жизнью, она вовлекает в эту жизнь всех вок­руг. Писатель не может сдержать своего восхищения, рассказывая о ее пляске в гостях у дядюшки: “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, кото­рым она дышала. этот дух, откуда взяла она эти приемы?. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские”, которые стали возможны потому, что Наташа “умела понять все то, что было. во всяком русском челове­ке”. Это понимание пришло от простой и доброй семьи, от близости к природе, к крестьянам. Наверное, отсюда и ее мечтательность, поэтичность, непосредственность, ее умное сердце.
Только раз, при соприкосновении с “большим светом”, неопытная, доверчивая девушка совершит роковую ошибку, которая обернется для нее душевной катаст­рофой.
Любуясь своей героиней, рассказав о ее поэтической любви к Андрею Болконс­кому, писатель показывает, что проявления такой страстной, непосредственной натуры могут быть и опасными. Наташа не справилась со своим увлечением Анатолем Курагиным. Ее измена разрушает жизнь князя Андрея, причиняет горе близ­ким девушки. Но как страдает сама Наташа, как казнит себя! Тяжелое нравствен­ное потрясение приводит к тому, что она стала замкнутой, отчужденной, боялась вернуться к жизни. “Меня мучит только то зло, которое я ему сделала”, – призна­ется девушка Пьеру.
Из тяжелого нравственного кризиса Наташу выводит 1812 год. Не сразу поняла она весь трагизм происходящего, оставалась ко всему безразличной, почти не уча­ствовала в подготовке Ростовых к отъезду из Москвы. Однако узнав, что раненые остаются в Москве, потому что нет подвод, а графиня не соглашается снять вещи и отдать телеги под раненых, Наташа, “как буря”, ворвалась к родителям и потребо­вала освободить подводы для раненых и принялась сама руководить всем. И как горькое вознаграждение ей была дарована встреча с тяжело раненным в Бородинском сражении князем Андреем. Об их свидании в Мытищах трудно чи­тать и невозможно рассказывать, настолько трагична и прекрасна эта встреча, на­столько правдиво раскрывает писатель их чувства, их любовь, которая, возродив­шись, стала еще “больше, лучше, чем прежде”. “Ни одной мысли о себе. не было в душе Наташи”. Теперь она любит Андрея со всей силой, на которую она способ­на, угадывает его желания, хочет понять, что он чувствует, “как у него болит” рана, живет его жизнью. Поэтому и ее жизнь кончилась, когда его не стало.
Новая встреча с Пьером постепенно возвращает Наташу к себе самой, к жизни. Очень трудные вопросы ставит перед читателем Толстой. Имеет ли право человек, храня память об умершем, все-таки пережить свое горе и полюбить снова?
Для Толстого красота и величие жизни в ее многообразии, в переплетении горя и радости. Наверное, еще и потому он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и способна возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. И нельзя ее осуждать, иначе жизнь бы остановилась.
Наташа не проходит сложного пути духовных исканий, не задает себе “вечных” вопросов. “Она не удостаивает быть умной”, – скажет о ней Пьер. Ее нравствен­ная сила – в природных свойствах характера, в даре любви к жизни, к людям, к природе, в чувстве правды.
Не всем нравится она в эпилоге романа. В растрепанной, опустившейся женщи­не, отказавшейся от своих “очарований”, думающей только о муже и детях, труд­но узнать прежнюю “волшебницу”. Но Толстой не осуждает свою героиню, а вос­хищается ею, любящей женой, преданной матерью, хранительницей домашнего очага. Она живет богатым духовным миром Пьера, отражая главное и лучшее в нем. Не понимая мужа умом, она чутьем безошибочно угадывала то, что было са­мым важным в его деятельности, разделяла его мысли, не колеблясь, только пото­му, что это были его мысли, а он для нее – самый умный, самый честный и справедливый человек на свете.
Именно эти качества выше всего ценит Толстой в женщине. Вот почему Наташа Ростова – его любимая героиня, его идеал.

  1. Самый лучший человек тот, который Живет преимущественно своими Мыслями и чужими чувствами, самый Худший сорт человека, который живет Чужими мыслями и своими чувствами. Л. Н. Толстой Уход Л. Н. Толстого...
  2. Есть в близости людей заветная черта, Ее не перейти влюбленности и страсти. А. Ахматова Перечитывая “Евгения Онегина”, Лев Толстой подумал о том, что случилось бы с героиней, если бы она...
  3. Отношение Л. Н. Толстого к войне противоречиво и неоднозначно. С одной стороны, писатель, как гуманист, считает войну “самым гадким делом в жизни”, противоестественным, чудовищным по своей жестокости, “целью которого является...
  4. “Я так люблю Наташу милую мою”, – мог бы с полным правом перефразировать слова А. С. Пушкина Лев Толстой. Действительно, именно в этой героине воплощен женский идеал писателя. В чем...
  5. Роман-эпопея “Война и мир” – это действительно монументальное произведение. До сих пор критики и литературоведы удивляются гению Толстого, которому удалось в рамках одного романа показать широчайшую панораму жизни всей страны,...
  6. Марья Николаевна Болконская – дочь князя Николая Андреевича Болконского. Вся ее жизнь была расписана в беспрерывных занятиях, потому что отец ее хотел развить в дочери две главные добродетели – деятельность...
  7. Л. Н. Толстой услышал от своего брата один интересный случай, как Сергей Николаевич весело танцевал на балу мазурку с дочерью воинского начальника – Варварой, а на другое утро увидел, как...
  8. Старик Болконский невыносим. Он отравляет жизнь княжны Марьи нелепыми уроками математики. Он унижает дочь в присутствии посторонних – даже не просто посторонних, а человека, который приехал к ней свататься: “Ты...
  9. Большое место в романе-эпопее “Война и мир” занимают образы Кутузова и Наполеона. С помощью показа двух великих полководцев автор пытается разрешить проблему, кто же является главным в историческом процессе: личность...
  10. Роман Льва Николаевича Толстого Анна Каренина, задуманный автором как произведение, решающее вопросы семьи и брака, постепенно дополняется вопросами социальными, общественными, нравственными. Толстой показывает жизнь пореформенной России во всем ее многообразии....
  11. Я пытался писать историю народа. Л. Толстой Л. Н. Толстой считал, что передвижение стрелок на часах истории зависит от вращения множества сцеплен­ных друг с другом колесиков, а этими колесиками оказы­ваются...
  12. Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н. Толстого, передавая тончайшие детали,...
  13. То, что вынесено в формулировку темы, открывает первый том великой четырехтомной эпопеи Л. Н. Толстого. Я не считаю нужным сообщать в традиционном вступлении об истории написания романа, о нравственной проблематике,...
  14. В романе “Война и мир” автор показывает пятнадцатилетний пласт жизни многих людей в период великих потрясений и перемен в России. Наряду с изображением грандиозных исторических событий, с философскими размышлениями автора...
  15. Болконский Николай Андреевич – князь, генерал-аншеф, был отставлен от службы при Павле I и сослан в деревню. Он отец Андрея Болконского и княжны Марьи. Это очень педантичный, сухой, деятельный человек,...
  16. Первая картина войны, которую рисует Толстой, – не сражение, не наступление, не взятие крепости, не оборола даже; I первая военная картина – смотр, какой мог бы происходить в мирное время....
  17. К “Войне и миру” Толстой шел трудно – впрочем, легких путей в его жизни не было. Толстой блистательно вступил в литературу с первой же своей вещью – начальной частью автобиографической...
  18. Эпиграф: Салон Анны Шерер был лишь мертвым островком посреди океана живой жизни. Мертвое море омывает небольшой островок живой жизни, которую олицетворяет образ Анны. Вспомним слова литературоведа В. Г Одинокова, на...