Снегурочка анализ произведения. Анализ сказки пьесы снегурочка произведения островского. Предлагаемая система уроков по изучению

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение - «Снегурочка», написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса - своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить». И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего - взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки - это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись». Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет - погибнем вместе». Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной», потом «чудесной». Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса – своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой. Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга. Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить». И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца. Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами. Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают. Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь. Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего – взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки – это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись». Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет – погибнем вместе». Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях. Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы.

Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме - леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди - свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, признается сама Весна. Родилась у них дочка - Снегурочка. Весна боится ссориться с Морозом ради дочери и вынуждена терпеть все. Рассержено и само «ревнивое» Солнце. Поэтому и зовет Весна всех птиц согреться пляской, как поступают и сами люди в холода. Но только начинается веселье - хоры птиц и их пляски, - как поднимается вьюга. Весна прячет птиц в кусты до нового утра и обещает их согреть. Тем временем из лесу выходит Мороз и напоминает Весне, что у них есть общее дитя. Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать ее в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди веселых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи.

Мирная встреча переходит в cпop. Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку. Как только в ее сердце зажжется огонь любви, он растопит ее. Весна не верит. После ссоры Мороз предлагает отдать их дочь на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать внимание на их Снегурочку. Весна соглашается.

Мороз вызывает из лесу Снегурочку и спрашивает, не хочет ли она жить с людьми. Снегурочка признается, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, что нравятся ей песни молоденького пастуха Леля. Это особенно пугает отца, и он наказывает Снегурочке больше всего на свете остерегаться Леля, в котором живут «палящие лучи» Солнца. Расставаясь с дочкой, Мороз поручает заботу о ней своим «лешуткам» лесным. И, наконец, уступает место Весне. Начинаются народные гулянья - проводы Масленицы. Берендеи песнями встречают приход Весны.

Пошел Бобыль в лес за дровами и видит Снегурочку, одетую, как боярышня. Захотела она остаться жить у Бобыля с Бобылихой приемной дочкой.
Непросто живется Снегурочке у Бобыля с Бобылихой: названные родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удается разбогатеть с помощью выгодного брака приемной дочки.

К Бобылям приходит на постой Лель, потому что они одни за деньги, собранные другими семьями, готовы его пустить в дом. Остальные боятся, что их жены и дочери не устоят перед обаянием Леля. Снегурочка не понимает просьб Леля о поцелуе за песню, о подарке-цветке. Она с удивлением срывает цветок и дарит его Лелю, но тот, спев песню и увидев других девушек, зовущих его, бросает уже увядший цветок Снегурочки и убегает к новым забавам. Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки. К Снегурочке ласкова только Купава, дочь богатого слобожанина Мураша. Она сообщает ей о своем счастье: к ней посватался богатый торговый гость из царского посада Мизгирь. Тут появляется и сам Мизгирь с двумя мешками подарков - выкупом за невесту для девушек и парней. Купава вместе с Мизгирем подходит к Снегурочке, которая прядет перед домом, и зовет ее в последний раз поводить девичьи хороводы. Но увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбился в нее и отверг Купаву. Он приказывает нести свою казну в дом Бобыля. Снегурочка сопротивляется этим переменам, не желая зла Купаве, но подкупленные Бобыль с Бобылихой заставляют Снегурочку даже прогнать Леля, чего требует Мизгирь. Потрясенная Купава спрашивает Мизгиря о причинах его измены и слышит в ответ, что Снегурочка завоевала его сердце своей скромностью и стыдливостью, а смелость Купавы кажется ему теперь предвестием будущей измены. Оскорбленная Купава просит защиты у берендеев и шлет проклятия Мизгирю. Она хочет утопиться, но Лель останавливает ее, и она без чувств падает ему на руки.

В покоях царя Берендея происходит разговор между ним и его приближенным Бермятой о неблагополучии в царстве: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег. Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать, брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки, объявившейся в слободе, все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно. Тут вбегает брошенная Мизгирем Купава и выплакивает царю все свое горе. Царь приказывает найти Мизгиря и созвать бе-рендеев на суд. Приводят Мизгиря, и Берендей спрашивает Бермяту, как покарать его за измену невесте. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на Купаве. Но Мизгирь смело возражает, что его невеста - Снегурочка. Купава тоже не хочет выходить замуж за изменника. У берендеев нет смертной казни, и Мизгиря приговаривают к изгнанию.

Мизгирь лишь просит царя самого взглянуть на Снегурочку. Увидев пришедшую с Бобылем и Бобылихой Снегурочку, царь поражен ее красотой и нежностью, хочет найти для нее достойного мужа: такая «жертва» наверняка задобрит Ярилу. Снегурочка признается, что сердце ее не знает любви. Царь обращается за советом к своей супруге. Елена Прекрасная говорит, что единственный, кто сможет растопить сердце Снегурочки, - Лель. Лель зовет Снегурочку до утреннего солнца свивать венки и обещает, что к утру в ее сердце проснется любовь. Но и Мизгирь не хочет уступать Снегурочку сопернику и просит позволения вступить в борьбу за сердце Снегурочки. Берендей позволяет и уверен, что на заре берендеи с радостью встретят Солнце, которое примет их искупительную «жертву». Народ прославляет мудрость своего царя Берендея.

На вечерней заре девушки и парни начинают водить хороводы, в центре - Снегурочка с Лелем, Мизгирь же то появляется, то исчезает в лесу. Восхищенный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка хочет, чтоб Лель выбрал ее, но Лель выбирает Купаву. Другие девушки мирятся со своими милыми, прощая им былые измены. Лель ищет Купаву, ушедшую домой с отцом, и встречает плачущую Снегурочку, но ему не жаль ее за эти «ревнивые слезы», вызванные не любовью, а завистью к Купаве. Он говорит ей о тайных любовных ласках, которые ценнее публичного поцелуя, и только за настоящую любовь готов повести ее утром встречать Солнце. Лель напоминает, как он плакал, когда Снегурочка прежде не ответила на его любовь, и уходит к парням, оставив Снегурочку ждать. И все же в сердце Снегурочки пока живет не любовь, а только гордость за то, что именно ее поведет Лель встречать Ярилу.

Но тут Мизгирь находит Снегурочку, он изливает ей свою душу, полную жгучей, настоящей мужской страсти. Он, никогда не моливший у девушек любви, падает перед ней на колени. Но Снегурочке страшна его страсть, страшны и угрозы отомстить за унижение. Она отвергает и бесценный жемчуг, которым Мизгирь пытается купить ее любовь, и говорит, что обменяет свою любовь на любовь Леля. Тогда Мизгирь хочет силой получить Снегурочку. Она зовет Леля, но на помощь ей приходят «лешутки», которым отец Мороз поручил беречь дочку. Они уводят Мизгиря в лес, маня его призраком Снегурочки, в лесу он и плутает всю ночь, надеясь настичь Снегурочку-призрак.

Тем временем даже сердце жены царя растопили песни Леля. Но пастух ловко увертывается и от Елены Прекрасной, оставляя ее на попечение Бермяты, и от Снегурочки, от которой он убегает, завидя Купаву. Именно такой безоглядной и горячей любви ждало его сердце, и он советует Снегурочке «подслушивать» горячие Купавины речи, чтоб научиться любить. Снегурочка в последней надежде бежит к матери Весне и просит ее научить настоящему чувству. В последний день, когда Весна может исполнить просьбу дочери, поскольку назавтра вступает в права Ярило и Лето, Весна, поднимаясь из воды озера, напоминает Снегурочке о предостережении отца.

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение – «Снегурочка» , написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса – своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить» . И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего – взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки – это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись» . Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет – погибнем вместе» . Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной» , потом «чудесной» . Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

А. Н. Островский. « Снегурочка» (8-й класс.

3 урока в системе)

Предлагаемая система уроков по изучению

пьесы А.Н.Островского «Снегурочка»

Анкета, активизирующая восприятие текста

1) Почему издательства отказывались печатать пьесу «Снегурочка»?

2) Кто, по Вашему мнению, сыграл более важную роль в судьбе Снегурочки: отец-Мороз или мать-Весна?

3) Сколько лет главной героине и как об этом узнаёт читатель?

4) Назовите основные конфликты в пьесе «Снегурочка».

5) К какому времени года относится действие пьесы?

6) Царь Берендей и берендеи: что хотел выразить А.Н.Островский, описывая традиции и образ жизни этих героев?

7) Ваше отношение к финалу сказки. Что бы вы хотели изменить в пьесе? Возможно ли иное решение судьбы Снегурочки и Мизгиря? Почему?

Система уроков

1. Почему при грустном финале сказка названа «весенней»? (анализ пролога и действия 1).

2. Развитие конфликта в пьесе (анализ действия 2 и 3).

3. Мудрость царя берендеев: «На свете всё живое должно любить»(анализ действия 4).

4. Диспут: «Отчего погибли Снегурочка и Мизгирь, и как берендеево царство отнеслось к их гибели?»

Цели. После уроков школьники смогут объяснить суть конфликта в пьесе и его причины; охарактеризовать героев пьесы; объяснить авторское отношение к персонажам; ответить на вопрос «Отчего погибли Снегурочка и Мизгирь»; объяснить, почему в пьесе так много элементов устного народного творчества; обосновать своё отношение к Снегурочке и другим героям пьесы; инсценировать понравившиеся сцены пьесы; выразительно прочитать монологи героев; нарисовать декорации к спектаклю.

Начнём работу над уроком №1. Для этого проанализируем пролог и действие 1. Ответы учеников на вопросы анкеты должны подвести их к решению учебной задачи, поставленной на 1 уроке: ПВ – Почему при грустном финале сказка названа «весенней»?

I. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо остановиться на следующих этапах:

1. История создания пьесы. Пьеса в оценке современников.

2. Фольклорные источники «Снегурочки».

3. Феноменальная оригинальность «Весенней сказки».

Как Пушкин и Жуковский, Островский своей «Снегурочкой « возвёл сказку в ранг истинно высокой поэзии. Однако в отличие от Пушкина и Жуковского Островский создал поэтически-сказочное произведение иного жанра: не сказку-поэму, а сказку-драму. И уже в этом плане выступил великим новатором. В отличие от своих почтенных предшественников великий драматург не пользовался каким -то до него бытовавшим сказочным сюжетом. Из отдельных, разных старинных преданий он создал цельное и совершенно оригинальное произведение поэтического искусства. В сказочную форму Островский положил общественно значимое, глубоко народное содержание. Его сказка-драма приобретает совершенно новое поэтически-жанровое качество. В результате и сама поэтическая идея новая, оригинальная.

Феноменальная оригинальность «Весенней сказки» в том, что она соединяет в себе два очень разных начала: общественное реалистическое начало, реалистический народный идеал и фантастическую форму.

Работая над пьесой, Островский внимательно изучал многочисленные фольклорные, исторические и этнографические источники.

Среди фольклорных источников «Снегурочки» следует отметить народные сказки, обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни. Так, например, хор птиц в прологе заимствован из известной народной песни «Каково птицам жить на море». «Клич бирючей» царя Берендея взят из приговоров свадебных дружек. Сравним фольклорный текст и текст Островского:

Красные девицы,

Криночные баловницы,

Горшечные пагубницы,

Ваше дело лоб лощить,

Дом врозь тащить,

Лепёшки печь, под забор хоронить,

Да ребят кормить.

Старые старушки,

Совьи брови,

Медвежьи взгляды,

Ваше дело: намутить, наплесть,

Сына со снохой развесть.

Молодые молодицы,

Дочери отцовские,

Жёны молодецкие! (А.Н.Островский)

Красные девицы,

Пирожные мастерицы,

Блинные пагубницы,

Сметанные лакомницы!

Ваше дело лепёшки печи,

Под забор хоронить,

Ребят кормить.

Старые старухи!

Ваше дело снох смущать,

Чтоб они чаще бранились.

Молодые молодицы, дочери

отецки, жёны молодецки. (Свадебный приговор, записанный в 19 веке во

Владимирской губернии)

Сравнение данных текстов позволяет прийти к выводу о том, что автор отходит от фольклорного источника и не просто воспроизводит его, а скорее подражает ему.

Пьеса «Снегурочка» - социальная утопия. В ней сказочны и сюжетика, и герои, и обстановка. В этой восхитительной сказке, сотканной из мотивов и образов устной поэзии, Островский воплотил свою мечту о мирной, радостной, свободной жизни народа. Назвал её «весенней», так как это произведение – гимн трудовому народу, крестьянству, его духовному величию, моральной красоте и трудолюбию, а также – восторженная хвала природе.

Опираясь на сказочные традиции, писатель прибегает к символике. Весна – символ душевного тепла и всеобщей любви.

Давайте же вместе посмотрим, как удаётся Островскому в прологе и в действии 1 раскрыть печальную историю жизни главной героини пьесы-Снегурочки.

II. Анализ пролога и действия 1 пьесы «Снегурочка»

1. В какое время года происходят события в сказке?

2. Что связывает Весну с морозом?

3. Почему Весна боится поссориться с морозом?

4. Какую роль играют в прологе птицы?

5. Какую тайну раскрывают читатели, узнав историю жизни Снегурочки?

6. Почему старик-Мороз всё-таки оставляет любимую дочь?

7. Что привлекает Снегурочку у берендеев?

8) Кому доверяет охранять жизнь Снегурочки Мороз?

9) Почему именно к Бобылю и Бобылихе решил поселить Мороз Снегурочку?

10) Как новые попечители относятся к приёмной дочери? Видят ли окружающие личные интересы этих людей?

11) Расскажите об образе жизни Бобыля и Бобылихи.

12. Кто такой Лель и кто в пьесе первым произносит это имя? Почему?

13. Берендеи отказывают Лелю в ночлеге. С чем это связываете вы?

14. Расскажите об отношении Леля к любви. За что на него обиделась Снегурочка?

15. За что девушки так невзлюбили Снегурочку?

16. Что мы узнаём в действии 1 о Купаве? Объясните, в чём её трагедия?

17. Что поразило Мизгиря в Снегурочке?

3. Душевное состояние героини, её внутренние переживания ярче всего передаются автором в явлении 4 . Попробуйте при помощи выразительного чтения передать чувства, рожденные в Снегурочке предательством Леля.

Тяжёлою обидой, словно камнем,

На сердце пал цветок, измятый Лелем

И брошенный. И я как будто тоже

Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!

Покинута и брошена, завяла

От слов его насмешливых. К другим

Бежит пастух; они ему милее;

Звучнее смех у них, теплее речи,

Податливей они на поцелуй;

Кладут ему на плечи руки, прямо

В глаза глядят и смело, при народе,

В объятиях у Леля замирают.

Веселье там и радость.

Чу! Смеются.

А я стою и чуть не плачу с горя,

Досадую, что Лель меня оставил.

А я винить его? Где веселее,

Туда его и тянет сердце. Прав

Пригожий Лель. Беги туда, где любят,

Ищи любви, её ты стоишь. Сердце

Снегурочки, холодное для всех,

И для тебя любовью не забьётся.

Но отчего ж обидно мне, досада

Сжимает грудь, томительно-тоскливо

Глядеть на вас, глядеть на вашу радость,

Счастливые подружки пастуха?

Отец-Мороз, обидел ты Снегурку.

Но дело я поправлю: меж безделок,

Красивых бус, дешёвых перстеньков

У матери-Весны возьму немного,

Немножечко сердечного тепла,

Чтоб только лишь чуть теплилось сердечко.

4. Какими декорациями вы украсили бы действие 1?

(Устное рисование, описание места действия)

5. Первое действие пьесы заканчивается предостережением Мизгиря о праведно карающих богах. Как будет развиваться конфликт между Купавой и Мизгирем, а также между другими героями сказки,мы узнаем на следующем уроке.

6. Домашнее задание.

Перечитайте ремарки, данные в прологе и действии 1. Какую роль они играют в пьесе? Письменный ответ на вопрос: Почему сказка названа «весенней»?

Проекты следующих уроков создаются по тем же принципам:

от анализа текста, от выделения структурных элементов – к вопросам и заданиям, которые помогут ученикам увидеть эти элементы и осознать их роль, понять суть конфликтов героев пьесы, причины конфликтов и пути их разрешения.

Урок № 2 включает в себя сравнение текста пьесы действия 2 и эпизода из оперы Римского- Корсакова «Снегурочка». Это сцены во дворце царя Берендея.

В пьесе Островского два главных, самостоятельных, но объединённых в единое целое конфликта. Первый – столкновение противоположных явлений – Холода и Тепла, Мороза и Ярилы. Источник всех бед жителей царства Берендея – холод, Мороз, который признаётся:

Живётся мне не худо. Берендеи

О нынешней зиме не позабудут,

Весёлая была; плясало Солнце

От холоду на утренней заре…

Однако Мороз царствует не только зимой, он и летом не даёт берендеям покоя: то посылает густые облака, чтобы оградить солнце от земли, то сеет холодные дожди и туманы, это приводит к неурожаю, голодным годам.

Лето – время Ярилы, но ему не всегда удаётся победить своего основного врага. Он пытается покорить Мороза, подсылая к нему Весну, которая красотой и любовью может растопить холод, но и этот замысел обернулся злом для берендеев. Дочь Мороза и Весны, Снегурочка, холодна, как и отец. Пятнадцать лет живёт Снегурочка у Берендеев, пятнадцать лет в их царстве несчастье.

Не менее значителен и другой конфликт пьесы. Несчастье берендеев не только в единоборстве Ярилы и Мороза, но и в их собственномустройстве

жизни. В их стране одни богаты, другие бедны. (Бобыль и Бобылиха-

Мураш, Купава – Лель)

На третьем уроке основное внимание будет уделено анализу

действия 4. Тема урока: Царство берендеев и царь Берендей в пьесе.

1. Особое внимание уделено в «Снегурочке» изображению царства берендеев, причём изображению утопическому. Островский относит действие пьесы к «доисторическому времени», и это «не простая условность, а характеристика самых существенных признаков образа жизни и мировосприятия берендеев. Здесь, в царстве берендеев, всякое посягательство на неизменность образа жизни, пренебрежение к традициям и к законам общества воспринимаются как тягчайшее преступление и жестоко наказываются, потому что ведут к нарушению равновесия между человеком и природой и в конечном счёте – к гибели народа.

Проследим как реагирует Берендей на жалобу Купавы.

2. Сравнение эскизов росписи Владимирского собора в Киеве

В.М.Васнецова с живописью царя Берендея.

(«..художник создаёт графические композиции растительного и геометрического орнамента в цветах народной, жизнеутверждающей палитры…»)

3. Инсценирование действия 4, явление 3: « Встреча Снегурочки и Мизгиря»

Каждый исполнитель рассказывает, в каком настроении, душевном состоянии находится его герой, разбираются движения и жесты персонажей.

Выбираются лучшие предложения одноклассников.

4. Итоговый тест по пьесе Островского «Снегурочка»

Пролог

1. Действие пролога происходит:

а) в начале зимы

б) в начале весны

в) поздней весной

2. Кто из героев не действует в прологе:

а) Снегурочка

в) Купава

д) Весна-Красна

е) Бобыль

3. Снегурочка – это дочь:

а) Весны и Мороза

б) Весны и Ярилы

в) Бобыля и яяяяябобылихи

4. Лель – сын:

а) Мороза

в) Весны-Красны

5. Кто служит Снегурочке в доме её отца:

а) лешутки, лесовые

б) медведи овсяники и волки матёрые

в) лукавая лисица-сиводушка, зайчата, куница, белки, горностайки

6. От кого услышал Мороз о намерении Ярилы сгубить Снегурочку:

а) от Бобыля

б) от Лешего

в) от птицы бабы

7. Что же «манит Снегурочку покинуть терем родительский»:

б) людские песни

в) любопытство

8. Кто говорит о Леле:

«…Песни Леля

И речь его – обман, личина, правды

И чувства нет под ними; то лишь в звуки

Одетые палящие лучи»:

в) Снегурочка

9) Какое языческое божество появляется в конце пролога:

а) Кострома

б) Масленица

10) Бобыль – это:

а) бедный крестьянин

б) бездетный человек

в) безземельный, бессемейный крестьянин.

1 – е действие

11. Бирюч оглашает царский наказ:

а) на ранней зорьке выйти на полевые работы

б) венки завивать, круги водить, играть- тешиться

12. За что Бобыль с Бобылихой ругают Снегурочку:

а) за то, что анна ленива и сидит целый день в избе без дела

б) что не принесла им в дом богатства

в) что Снегурочка отвадила всех женихов «суровым, неласковым обычаем своим»

13. Вставьте слова Снегурочки: « Моя беда, что (…) нет во мне. Толкуют все, что (…) нет во мне. Толкуют все, что есть (…) на свете, что девушке (…) не миновать; а я (…) не знаю; что за слово: (…) друг и что такое (…) - не ведаю».

14. Как поступает Лель с цветком, который дароит ему Снегурочка:

а) бережно хранит его

б) бросает его на землю

в) дарит его Купаве

15. Мизгирь говорит:

« Видишь солнце

На западе, в лучах зари вечерней,

В пурпуровом тумане утопает!

а) погасшей любовью

б) невозвратимой юностью

в) прошедшей жизнью

16. Кому принадлежат слова:

« Смотри, вон села птичка

На деревце! Немножко попоёт

И прочь летит, удержишь ли её?»

б) Весне- Красне