Сочинение на тему: "Цветовая символика в любовной лирике А. Блока и С. Есенина". Цветная лирика С. Есенина

1 из 24

Презентация - Цветовая символика лирики С. Есенина

Текст этой презентации

Златокудрый витязь
русской поэзии
Цветовая символика лирики С. Есенина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
Литература. 11 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Н.В.

Цели и задачи:
Систематизировать данные о цветописи лирики Сергея Есенина Выделить доминирующие цвета. Провести параллель стихов Есенина с древнерусским искусством. Рассмотреть смысловую нагрузку лирики Есенина через цветовое восприятие. Научиться анализировать цветовую символику Есенина с дальнейшим выходом на творчество других поэтов.

1.Когда родился Сергей Есенин? 2.Где родился Сергей Есенин? 3.Кем были родители поэта? 4.Какое образование получил поэт? 5.Когда он начал писать стихи? 6.Встреча с каким поэтом определила творчество Есенина? 7.Как относился поэт к Октябрьской революции? 8.Назовите основные мотивы лирики Есенина? 9.С какими русскими поэтами дружил Есенин? 10.Какая знаменитая танцовщица была музой поэта? 11.Сколько детей было у Есенина от брака с З. Райх? 12.Как называется лироэпическая поэма С.Есенина? 13.Когда и где закончилась жизнь великого поэта? 14.Назвать исторических лиц, которым посвящал свои произведения поэт. 15.Сколько лет прожил великий поэт?
Проверка знаний путем тестирования:

Отговорила роща золотая...

Лирика С.Есенина сверкает всеми цветами радуги

Еще А.Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками.
Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Есенину близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи
«Под красным вязом крыльцо и двор» «На синих окнах накапал лик» «Луна под крышей, как злат бугор»

Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи. В его лирике синий цвет от перламутрового, голубого до темно-синего.
«В прозрачном холоде заголубели долы» «Летний вечер голубой» «Голубизна презримой гущи» «Синяя вьюга»
Синий цвет.

Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое. Ведь именно излюбленная синева Есенина напоминает древнерусскую фресковую живопись.

Зеленый цвет
Зеленая прическа, Девическая грудь. О, тонкая березка, Что загляделась в пруд?
Этот цвет - цвет молодости, цвет юности

Желтый цвет
Есенин – осень – есень – ясень – весень
«Зелень золотистая». «Осень – золотых дел мастер – «златит холмы». «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота»

Чаще всего один из основных цветов Есенина, красный или жёлтый, складывается из множества оттенков: «рыжие щенята», «ржаной закут», «золотыми звездами», «багряные кусты», «алый сок ягод», «розовый закат»

Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет: «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел». «Красной водой поливает восход», «На закат ты розовый похожа…»
Малиновый цвет

Белый и черный цвета характерны для древнерусской литературы, где «черный» олицетворял силы зла. «Черный человек»
Белый и черные цвета
Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки и лунный луч. «Белоснежное перо» «Белая чремуха» «Белая луна»

Размывание цвета
Есенин, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга.
«Жёлтые поводья» «Рыжие стога» «Чёрная глухарка» «Роща синим мраком»

Символическое значение цветов в лирике Есенина
«Красный конь» – символ революции «Черный конь» – всегда несущий смерть. «Розовый конь» – образ молодости
Вывод: Цветовая гамма поэта способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённости, придавала свежесть образам. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах

Сыплет черёмуха снегом…
Связь цвета в лирике поэта с его внутренним миром.
В ранней поэзии, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым “снегом черемухи”.

В перламутровую, ясеневую «свежесть» врывается горький жёлтый цвет, звучит мотив «погибшей души».
«Жёлтая дорога – дорога в никуда»
Весной и солнцем на лугу Обвита жёлтая дорога, И та, чьё имя берегу, Меня прогонит от порога.

«Бродил я в каменной пещере» «Из щелей выдолбленных глыб»
Знакомство с городом приносит в поэзию Есенина иные краски: серую и черную. Золотистый цвет становится тускло-желтым, врываются резкие, контрастные цвета

Отныне в его стихах будут преобладать красно-бордовые оттенки, цвета, политые золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом.

«Чугунный поезд» «Красногривый жеребенок» «Стальная конница»
Поэт безмерно любит свою “убогую” Русь. Он с грустью смотрит на безвозвратно уходящую старину, погибающую под напором прогресса.

В 1925 году как-то очень трагично и безысходно зазвучала поэзия Сергея Есенина. Поэт как бы видит свой конец, ничего не предпринимая, чтобы остановить неизбежное. Из творчества исчезают краски, стихи его звучат, как прощание, как грусть по уходящей жизни.

Вывод: Живая, празднично – яркая, сверкающая цветами всех переливов русская жизнь – всё это Есенин принёс с собой, как бы олицетворив то самое «стремление к разрыву с отвлечённым», которое Блок считал спасительным для русской поэзии.

С сайта www.есоsystеmа.ru

Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

Символика цвета в поэзии С.Есенина

Мария Панарина, ученица 10-го класса
лицей станицы Азовская Краснодарского края

руководитель – Наталья Георгиевна Прохорова, учитель литературы

План работы

Введение.

. Символика цвета

1.1. Психология и символика цвета в психологии

1.2. С.А.Есенин. Поэзия в цвете

. Практическая работа 2.1. Частотность употребления цвета в лирике С.А.Есенина

2.2. Идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве С.Есенина

Заключение

Введение

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка» красок, что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, различных религиозных и мистических учениях. Цветовые предпочтения человека во многом определяют его характер, настроение, отношение к действительности. По тому, на какой цвет мы обращаем внимание в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себя, можно многое рассказать о нас. Цветовые предпочтения зависят от многих причин. Среди них можно назвать возраст, пол, культурный уровень, образование, темперамент, особенности характера, настроение и др.

С.М. Соловьев различает два типа художников слова: 1) колористов (например, Г.Р.Державин, Н.В.Гоголь, Ф.И.Тютчев и др.), для которых «цвет был могучим орудием стиля» и которые «весьма щедро использовали цвет»; 2) «художники и писатели, крайне сдержанно использующие цвет». С.А. Есенина следует отнести к первому типу художников. Лирика поэта поражает насыщенностью красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью. Она не может оставить читателя равнодушным. Её оценит даже человек, мало восприимчивый к поэзии.

«Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». Эти слова А. Н. Толстогоо Сергее Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегосярусского поэта

XX века. И сам Есенин признавался, что хотел бы «всю душу выплеснуть в слова» [«Мой путь»]. «Половодье чувств», затопившее его поэзию, всвою очередь, не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания.

Мы хотим проследить изменения цвета в творчестве С.Есенина, соотнести их с восприятием революции поэтом, определить частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина; провести идейно-смысловой анализ цветописи. Актуальность нашего исследования определяется низкой степенью изученности цветовой гаммы поэзии С.Есенина именно в связи в определенными историческими событиями, в частности с революцией 1917 года.

Объект исследования –поэтический мир С.Есенина.

Предмет исследования –цветовая символика в поэзии С.Есенина.

Проблема: какова символика цвета в поэзии С.Есенина и как она меняется в разные периоды его творчества?

Цель исследования: проанализировать цветовую символику в разные периоды творчества С.А.Есенина.

Гипотеза состоит в предположении, что цветовая гамма поэзии С.Есенина связана с изменением его мироощущения различных исторических событий, происходящих в России. Мы предполагаем, что после изменения восприятия революции, в творчестве поэта изменилась и цветовая гамма.

Цель и гипотеза обусловили задачи исследования:

    1. собрать и систематизировать литературно-критический материал по теме исследования;
    2. провести текстовый анализ стихотворений С.А Есенина;
    3. описать особенности символики цвета в психологии и в поэзии С.Есенина;
    4. проанализировать изменения цветовой гаммы в творчестве поэта в зависимости от исторических событий;
    5. определить частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина;
    6. провести идейно-смысловой анализ цветописи и социологический опрос лицеистов разного возраста и взрослых.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ поэтических текстов, сопоставление цветовых ассоциации, частотный анализ, математическая обработка полученных данных.

Новизна исследования заключается в обращении к малоизученной стороне поэтического творчества поэта и в том, что в ходе исследования нами проведён сравнительный анализ символики цвета в психологии и в лирике С.Есенина, классифицированы цитаты из стихотворений поэта, распределённых в соответствии с цветом, проведены статистический идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве С.Есенина, поэтому данная работа может быть использована при изучении поэзии С.Есенина для лучшего понимания внутреннего мира поэта.

Работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

I . Символика цвета
    1. Психология и символика цвета в психологии

Говоря о значении цвета, важно учитывать тот факт, что в различных культурах существуют разные и общие точки зрения на символику цвета. Цвета в психологии имеют как позитивное, так и негативное значение.

Жёлтый и золотой, по мнению ряда психологов, естьсимвол духа, святости, с древности воспринимаются как застывший солнечный свет, означают богатство, мечту, смелость, добро, радость, юность. Это цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев. М.Люшер считал, что жёлтый является «символом активности». Чаще всего этот цвет производит тёплое и приятное впечатление. Нередко жёлтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий.

По мнению Э.Клессмана, этот цвет также олицетворяет «зависть и ревность, жадность и лживость». Негативная символика жёлтого и золотого – грех, предательство, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь, смерть, потусторонний мир. Общеизвестны такие выражения, как жёлтая пресса, жёлтые профсоюзы, жёлтый дом; «Йеллоу Джек» – флаг, который поднимали на кораблях в знак карантина. В средневековой Испании одевали в жёлтое еретиков, сжигаемых на кострах инквизиции. Иуду Искариота изображали в жёлтом плаще, как христопродавца. Во Франции жёлтый цвет был знаком обманутых мужей, рогоносцев. Ряд негативных значений жёлтого связан с цветом осенней умирающей листвы и грустным настроением по поводу конца лета. У славянских народов жёлтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «жёлтый глаз». Жёлтая карточка – недоверие, предупреждение; «жёлтая акация» в языке цветов означает «ушла любовь». «Жёлтый билет» – удостоверение личности продажных женщин. « В Англии ХIХ века – жёлтые шляпы несостоятельных должников, жёлтые кольца на плащах евреев из гетто».

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, верность, доброту и честность, мудрость и открытость. По Э.Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие». Г.Гегель считал, что «синий цвет соответствует кротости, уму и сентиментальности». «В средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви; «синий чулок» – прозвище женщины, занимающейся наукой (возникло в Венеции в ХV веке)». 2 В Англии, России ордена и награды подвешивали на синих лентах – «Орден Подвязки», награды на скачках, призы за скорость и т.д. (знаки доблести, превосходства). Знак высокого происхождения – «голубая кровь».

Кроме того, синий цвет близок к чёрному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте. Французы называют ужас «синим страхом». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают чёрных и синих бесов.

Голубой цвет – цвет женственности, прочности семейных уз, душевного отдыха, но иногда может вызывать тревогу. Он притягивает нас к себе, настраивает на созерцательность. По мнению ряда психологов, этот цвет даёт ощущение простора, он немного печальный, но мудрый. По И.В.Гете, «он углубляет действительность и создает воздушную перспективу, как бы одухотворяя зримое».

Белый – духовный хранитель. Основное качество белого цвета – равенство. В нём заключена вера, но вера не слепая. Это цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели. Э.Клессманн считал, что «белый символизирует чистоту, однако он может вызывать ассоциации с грустью, трауром». Он никого не отталкивает, нравится людям разных характеров. В христианстве белое обозначает родство с божеством. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие. «Белые воротнички» – знак интеллигентности, белые костюмы, автомобили, интерьеры – знак принадлежности к обеспеченному классу.

Однако белый цвет может получать и противоположное значение: обозначать смерть, болезнь, зло, страдание. По своей природе он как бы поглощает все остальные цвета и соотносится с пустотой, ледяным молчанием и в конечном итоге – со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племён Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае белый – цвет траура. В старину белый траур использовался и у славян.

«В русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращёнными в потусторонний мир».

Красный цвет –цвет мудрости и власти, всего мистического, таинственного, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнём. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. По мнению Э. Клессманна «красный олицетворяет страсть и вдохновение, но также может вызывать агрессию и ненависть». Красный символизирует могущество, огонь и порыв, часто вызывает волнение, беспокойство. Люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще всё красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный» . В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.

Красный – основной геральдический цвет. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу. С точки зрения Андрея Белого, «красный цвет был эмблемой Россию губившего хаоса». Интересно, что у многих племён Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови». Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки.

По большинству народных примет чёрный цвет ассоциировался с тёмной ночью, временем, когда властвуют силы зла. В Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении лицо и руки у жрецов были окрашены в чёрный цвет. Чёрные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В чёрное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. В русском народном языке слово «чёрный» обозначает нечто старое, грязное, лишённое блеска: чёрная старуха, чёрный ход, чёрный пол, черновик; а также мрачное и невеселое: чёрный юмор, «пить по-чёрному»…

Чёрное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и чёрные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву чёрных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в чёрное.

Зелёный цвет - цвет травы и листьев. У многих народов он символизировал юность и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. По Э.Клессману зелёный олицетворяет «надежду и, напротив, болезнь». Зелёный цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зелёной», а сам человек «зеленеет» от злости).

У иранцев зелёный цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зелёная нога», а о кладбище – «зелёный дом». В средневековой Европе шуты носили зелёную с жёлтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зелёные шапки.

С. Эйзенштейн пишет о символике зелёного: «цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие». Один из витражей Шартрского собора представляет искушение Христа; на нём сатана имеет зелёную кожу и громадные зелёные глаза…

Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит своё подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали И. Гете, швейцарский психолог М. Люшер и другие психологи. Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (жёлтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (чёрный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и жёлтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности.

В этой главе мы представили негативные и позитивные характеристики цвета, показали соответствие цвета и доминирующего эмоционального состояния человека. Последовательность изложения обусловлена частотностью употребления данных цветов в лирике С.А.Есенина.

.2. Поэзия в цвете.

Использование цвета в поэзии есть средство выражения чувств. По палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта. Однако ещё А.Блок писал в статье «Краски и слова» (1905), что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. А.Блок предсказал, что появится поэт, который привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Есенин, поэтическое сердце России, своим читателям оставил богатое наследие. Большой художник, Сергей Есенин привлекает яркоцветностью. Как справедливо заметил И.Сельвинский, «такого глаза наша поэтическая живопись ещё не знала». Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, иконописи, устной народной поэзии. Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и переливается всеми цветами. Образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Наиболее употребимые цвета, которыми поэт умело окрашивал своё поэтическое творчество, – жёлтый и золотой . В дореволюционных стихотворениях жёлтый и золотой – цвета осени: «жёлтая крапива» [«В то краю, где жёлтая крапива»], «жёлтые долы» [«За горами, за жёлтями долами»], «золотистые ветки» [«Буря»]. Когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив погибшей души, врывается жёлтый цвет: «Весной и солнце на лугу/ Обвита жёлтая дорога,/ И та, чьё имя берегу,/ Меня прогонит от порога» [«Устал я жить в родном краю»]. «Жёлтая дорога» – дорога в никуда. В послереволюционных стихах преобладает негативная символика жёлтого – грех, предательство, увядание, грусть, отчаяние, болезнь, смерть: «жёлтая грусть» [«Снова пьют здесь, дерутся и плачут»], «жёлтый тлен» [«Мне грустно на тебя смотреть»], «жёлтый скелет» [«Ты прохладой меня не мучай»].

До 1917 Есенин употреблял эти цвета соответственно 13–19 раз, после – 18–54. Количество значительно возросло. Возможно, это означает, что внутреннее состояние поэта изменилось, и он больше начинает задумываться о душе, святости, то есть видел в этом спасение от душевных переживаний, связанных с революцией. И тем самым добавлял в поэзию тот цвет, которого ему «не хватало» в реальности, ведь поэзия – это особый мир, в который уходит поэт и уводит за собой читателя: «златая Русь» [«О верю, верю, счастье есть»], «златая тучка» [«Нощь и поле, и крик петухов»], «золотые звёзды» [«Песнь о собаке»], «золотые далёкие дали» [«Мне осталась одна забава»], «роща золотая» [«Отговорила роща золотая»], «золотые иконы» [«Ус»], «златая земля» [«Иорданская голубица»], «золотые шапки гор» [«Инония»], «луч золотой» [«И.Д.Рудинскому»]… Пристрастие к жёлто-золотому психологи трактуют цвет как желание свободы, независимости от реальности, стремление к снятию напряжения.

«Любимые цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России» («только синь сосет глаза», «сини горы» [«Нивы сжаты, рощи голы»], «синие затоны» [«Инония»], «голубая Русь» [«Я покинул родимый дом»], «голубая ласковая страна» [«Золото холодное луны»], «голубой пруд» [«Отговорила роща золотая»], «голубая струя» [«День ушёл, убавилась черта»], «голубая пыль» [«Месяц рогом облако бодает»], «небеса уж голубые» [«Восход солнца»], «в прозрачном холоде заголубели долы» [«Голубень»] и т. п.), создают атмосферу светлой радости бытия («синий звон» [«Ус»], «синее счастье», «вечером лунным, вечером синим» [«Вечером синим, вечером лунным»], «синий плат небес» [«Топи да болота»], «предрассветное, синее, раннее»), выражают чувство нежности, любви («парень синеглазый», «синь во взорах» [«Голубень»] и т. п.). Впечатление голубизны Есенин создаёт настойчиво и последовательно. «Голубыми» у него становятся и руки, и рты, и даже огонь и душа ( «голубые рты» [«В том краю, где жёлтая крапива»], «голубой огонь» [«Никогда я не был на Босфоре»], «душа голубая» [«То не тучи бродят за овином»]).

«Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое». Синее – это цвет неба, чистоты. Поэт даже саму Россию связывал с этим цветом, говоря, что в имени «Русь» есть «синее что-то». Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. «Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью». 12

До революции 1917 года синий встречается в стихах поэта 20 раз, а после – 34, а голубой цвет 17 и 23 раза соответственно. Увеличение частотности использования цвета, на наш взгляд, символизирует как негативные тенденции, так как синий соседствует с чёрным и, согласно славянской мифологии, ассоциируется с бесовским миром, так и то, что поэт СВОЮ особую реальность «раскрашивает» в синий, чтобы сбалансировать негатив объективной реальности, то есть добавляет в неё больше божественности, романтичности.

Белый – более простой земной цвет. Главное его значение  – божество, благо, полнота бытия: «белый перезвон» [«Троицыно утро, утренний канон»], «белый храм» [«Мечта»], «белый ангел» [«Отвори мне, страж заоблачный»], «одежда празднично белая» [«Хорошо под осеннюю свежесть»]. Для палитры Есенина характерно «пристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину, чистоту, сосредоточенность». 12 Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина – как «белоснежное перо» («белое поле» [«Опять раскинулся узорно»], «дорога белая» [«О красном вечере задумалась дорога»], «белых яблонь дым» [«Не жалею, не зову, не плачу»], «белый путь» [«Заметает вьюга»], «роза белая» [«Мне осталась одна забава»], «метель белая» [«Клён ты мой опавший»], «белая хата» [«Гаснут красные крылья заката»]. Образ белой берёзы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. До революции белый мы встречаем в стихотворениях поэта 21 раз, а после – 24. Мы видим небольшое увеличение частотности употребления этого цвета в творчестве С. Есенина после 1917 года. «Всплеск» использования цвета приходится на 1918 год, возможно, это связано с восторженным отношением поэта к революции.

Как только пейзаж становится чересчур однообразным, Есенин вводит красный цвет – цвет богатства, царственности, красоты: «красный вечер» [«О красном вечере задумалась дорога»], «зорька красная» [«Восход солнца»], «красные крылья заката» [«Гаснут красные крылья заката»], «красный костёр» [«Чёрная, потом пропахшая выть!»], «красные врата» [«Преображение»], «зарево красных зарниц» [«Кантата»], «капли красные сжигают города» [«Польша»], «вечера красный подол» [«Снег, словно мёд ноздреватый...»]. До 1917 поэт использует этот цвет 17 раз, после – 22. Есенин после революции употребляет красный в своих стихах немного чаще. Мы считаем, что для поэта этот цвет имеет двойной смысл. До 1917 года красный воспринимается Есениным как цвет красоты, власти, а после – нечто агрессивное, кровавое, беспокойное.

Использование контраста белого и чёрного было очень характерно для древнерусской литературы, где «чёрный» олицетворял силы зла. Символика этого цвета негативна. В чёрном небе, в глубине пещер, ям, в глубокой тени скрывается нечто опасное. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме Есенина «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. До революции поэт употреблял этот цвет 13 раз, после – 16.В стихах 1910–1916 гг.чёрный, на наш взгляд, не имеет отрицательной трактовки, обозначает просто цвет: «кудри чёрные» [«Подражанье песне»], «чёрные косы» [«Зашумели над затоном тростники»], «чёрная глухарка» [«Дымом половодье»], «чёрное покрывало» [«Мечта»]. В стихотворениях 1917-1925 годов это цвет гибели, мрачного восприятия и даже отрицания жизни: «чёрная жуть» [«Хулиган»], «чёрная гибель» [«Мир таинственный, мир мой древний»], «чёрная судьба» [«Пушисты звон и руга»], «чёрный человек» [«Чёрный человек»].

Есенин обладал взглядом, очень «тонко воспринимающим цветовые характеристики природы». Поэт «одел» Русь в «зелёную шаль». Поэт употребляет зелёный цвет как цвет растительности, весны, пробуждения, надежды: «зелень озёр» [«В том краю, где жёлтая крапива»], «приволь зелёных лех» [«Гой ты, Русь, моя родная»], «в траве зелёная вода» [«Ещё не высох дождь вчерашний»], «зелёные пригорки» [«По селу тропинкой кривенькой»], «полог зелёный» [«За тёмной прядью перелесиц»], «трава зелёная» [«Каждый труд благослови, удача!»], «зелёные ели» [«Мечта»], «зелёная верхушка» [«Исповедь хулигана»], «зелёный лес» [«Село»], «горы зелёные» [«Я – пастух; мои палаты»].До революции в стихах Есенина мы встречаем этот цвет 18 раз, после – 9.

«Есенин доказал, что цветовой образ <…> может быть «тучным», то есть вобравшим в себя сложное определение мысли, не переставая при этом быть образом, не превращаясь в абстракцию. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения его души». 12 Действительно по палитре наиболее употребляемых цветов можно определить настроение С.А.Есенина в различные периоды жизни.

. Практическая работа

2.1. Частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина

Взяв за основу стихотворения С.Есенина, написанные с 1910 по 1925 годы, мы посчитали количество слов, обозначающих цвет. Мы можем сделать вывод о частотности употребления цвета в поэзии С.Есенина.

Таблица 1

 

Количество употреблений

 

до революции 1917 года

после революции 1917 года

Общее количество

Жёлтый+золотой

Синий+голубой

Условно (в связи с целью исследования) разделим творчество поэта на два периода: первый дореволюционный (1910 1916гг.),

второй послереволюционный период (1917–1925гг.) .

Однако, на наш взгляд, этот количественный анализ не может дать полной картины, так как нельзя «отрывать» цвет от содержания, от конкретных фактов и явлений.

2.2. Идейно-смысловой анализ цветописи

Сочетание количественного анализа цветописи с идейно-смысловым анализом тех же образов в литературном произведении может, видимо, дать новые характеристики особенностей стиля поэта.

В дореволюционный период наряду с белым, жёлтым и зелёным цветом главенствующую роль в творчестве Есенина играет красный . Этот цвет позитивный, привлекающий. Оптимистически-радостные красные и румяные тона – неотъемлемая часть пейзажных зарисовок.

К концу дореволюционного периода мы видим значительное нарастание использования синего и голубого цветов, символизирующих чистоту, непорочность, мудрость. Использование же красного цвета с годами уменьшается, он уже не несёт на себе столь высокой смысловой нагрузки, как изначально.

Наименее употребимым цветом в общей палитре оказывается чёрный .

В послереволюционных стихах объём использования цветов увеличивается. Главенствующим становится жёлтый цвет, усиливающий атмосферу нездоровья, расстройства и надрыва, болезненности, печали и подавленности. Но одновременно с этим возрастает и употребление синего и голубого , они подчеркивают грусть поэта по родным местам. Постепенно его употребление претерпевает эволюцию, и он уже редко выступает как цвет ясного неба и чистой воды, появляется «синяя мгла» [«Товарищ»], «вечер сине-хмурый» [«Тихий вечер»].

Заключение.

Проведя исследование использования цветовой гаммы в лирике С.А.Есенина, мы пришли к выводу, что использование цветов в поэзии – значимое средство выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций. По палитре используемых цветов можно воссоздать внутреннее самоощущение поэта.

Но дело не только в яркоцветности как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, придала свежесть образам. Синее, голубое, алое, жёлтое и золотое переливаются в есенинских стихах.

В работе мы сравнили символику цвета в психологии и в поэзии С.А.Есенина, проанализировали частотность употребления цвета в лирике поэта. Кроме того описали смысловые особенности наиболее употребляемых цветов в различные периоды творчества (до и после революции 1917 года). Нами составлена таблица, в которую внесены наиболее распространённые цвета в поэзии С.Есенина по мере убывания и цитаты из стихотворений поэта по годам написания.

Анализ цветовой гаммы в различные периоды жизни поэта показал, что наша гипотеза не нашла полного подтверждения, так как цвета, которые «должны были бы по логике» доминировать в творчестве С.Есенина после революции (чёрный, красный как символы смерти войны) преобладают лишь незначительно. Причины этого несоответствия мы и попытались объяснить в основной части нашей работы, цель которой была достигнута, несмотря на неполное подтверждение гипотезы. Таким образом, задача исследования выполнена в полной мере.

Перспективу нашей дальнейшей работы мы видим в том, чтобы соотнести цветовую гамму не только с историческими событиями, но и с личной жизнью поэта, с его внутренним состоянием.

На нашем сайте, помимо текущего раздела , есть также три других раздела, также посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это раздел Вебинары , посвященный вопросам организации исследовательской деятельности школьников в природе, а также разделы Исследовательские работы и Публикации . Последние два раздела отличаются от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы ", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ . Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.

Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы ,
  • экологические образовательные экспедиции ,
  • экологические лагеря ,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты) ,
  • экологические тропы ,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Цели:

  • познакомить учащихся со своеобразием поэтического таланта Сергея Есенина;
  • показать на примерах цветовую палитру поэта по периодам;
  • вызвать у детей эмоционально-образный отклик на произведения Есенина.

ХОД УРОКА

Урок начинается с просмотра фрагмента из к/ф «Сергей Есенин»по одноименному роману Виталия Безрукова.

1. Вступительное слово учителя (Приложение 1 . Слайд 1)

С. А. Есенин – это один из самых выдающихся представителей лирической поэзии XX века. Он вошел в русскую поэзию как певец родной земли, тонко чувствующий и вдохновенно воспевающий красоту и поэтичность русской природы. Поэзия наполнена чувством искренней сыновней любви к родному краю, чувством сопричастности к происходящему вокруг.
Уже ранние стихи Есенина отличались самобытностью и свежестью образов, были наполнены шорохом листьев и шумом дождей, многоцветьем красок, пьянящим ароматом. Ведь поэт с ранних лет тесно общался с природой. И особенность его поэтичного мышления заключалось в том, что через образы родного края он постигал сложность бытия, человеческих судеб, жизнь собственной души.
В поэтической образности С.Есенина важное место занимает цветопись; владение этим искусством досталось как драгоценное наследство от устной речевой стихии. Но главным учителем и кладезем цветовой гармонии для поэта была русская природа:

Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь.

Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы. Поэт оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, золотым, розовым, желтым, зеленым, коричневым, черным, белым. (Приложение 1 . Слайд 2)

Уловив «узловую связь природы с сущностью человека» Есенин изображает эволюцию своего лирического героя как частицы природы, проходящей годовой цикл жизни: (Приложение 1 . Слайд 3)

Рождение – весна
Расцвет – лето
Увядание – осень
Смерть – зима.

Причем эти периоды жизни лирического героя-поэта, являющиеся и этапами эволюции его художественного мира, Есенин окрасил в соответствующие временам года тона:

Голубой
Красно-розовый
Желтый
Черно-белый

2. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) о весеннем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1 . Слайд 4)

Весенний, дореволюционный период есенинского творчества окрашен в голубой цвет со всеми его оттенками. Если обратить внимание на пейзажи, то они тоже очень красочны, выразительны и, что особо важно, наполнены голубизной: «В прозрачном холоде заголубели долы…», «Летний вечер голубой…», «Синяя вьюга…» Голубизна в стихотворениях – то нежная, перламутровая, то глубокая до синевы. А вот, если обратим внимание на стихотворение «О, Русь – малиновое поле», то уже сочетание синего и малинового цветов придает пейзажу особую выразительность:

О, Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Поэзия Есенина словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Русь, родная земля – вот тот источник, из которого поэт черпает и силы, и вдохновения, что несет в себе и радость, и печаль. Цветовые тона усиливают ощущения необъятности просторов: «только синь сосет глаза…», «солнца струганные дранки загораживают синь…», «… вечером синим, вечером лунным…», «синь, упавшая в реку…». Этим выражается чувство любви и нежности. Есенин видел Русь в радости весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь заголубела, моя родимая земля», – пишет он. «Заголубели долы», вокруг «синяя ширь», от воды «синь во взорах».

Синее и голубое – это цвет земной атмосферы и воды, он преобладает в природе независимо от времени года, в нем меняются только оттенки. И поэт не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, а как я заметила, каждая краска имеет свой смысл и содержание. Синий – цвет покоя и тишины. А голубой очень близок по своему значению синему, но в нем есть радостное ощущение простора. Сочетание же голубого и синего цвета дают романтическое настроение: «Май мой синий! Июнь голубой!» – восклицает поэт, и я чувствую, что здесь не просто названы месяцы весны и лета, здесь думы о юности и молодости.

Голубой цвет не случайно определил сущность весеннего периода есенинского творчества: ведь он действительно доминирует в весенней природе Руси и, кроме того, считается «по традиции цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность»… (А.Марченко).

3. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) о летнем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1 . Слайд 5)

За долгой весной в поэзии Есенина наступает короткое красное лето – двухлетний период революционного энтузиазма:

И лето такое короткое,
Как майская теплая ночь

Поэт окрашивает художественный мир в огненные тона (красный, розовый, малиновый, алый).

В 1917, революционном, году количество красных, розовых, огненных, солнечных, золотых образов в лирике Есенина растет. Революция – «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». И родина теперь для Есенина не «голубая», а «златая Русь». Теперь для поэта вся «Земля …златая «, она объята революционным пожаром: в мужичьих яслях/ Родилось пламя/ К миру всего мира!».

«Зарево красных зарниц» осветило весь есенинский революционный мир.
Какое разнообразие оттенков! А красный может быть – багряным, алым, розовым, рдяным… Я думаю, что Есенин занимает, бесспорно, первое место по использованию цветов.

В осенние дни, когда так прозрачно холодное небо, когда шелестит опавшая листва под ногами, почти каждый способен увидеть в «стране березового ситца» осыпанную красной ягодой рябину сквозь призму есенинского четного, но неназойливого оксюморона. И Есенину наиболее заметно удалось передать это настроение.

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть…

Есенин ярко показывает красочность лета: «в кустах багряных», «с алым соком ягоды», «алый свет зари», «полей малиновая ширь…», «… зарево красных зарниц»… Красный он и алый, и розовый, и малиновый, и рдяной. А одно слово «розовый» создает незабываемую картину:

Я теперь скупее стал в желаниях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Розовый конь? Мне кажется, что цвет очень точен. Знакомясь с критическими статьями о Есенине, я столкнулась с размышлениями К. Ваншенкина. Вот, что он сказал по этому поводу:

«Розовый конь? Это показалось нелепым, неестественным. Я с удивлением перечитал эти строки и вдруг вздрогнул от неожиданно раскрывшейся передо мной картины. Ведь это была рань – конь, вероятно, был белый, но в лучах восходящего солнца стал розовый. И все вокруг было розоватое, в дымке. А в ушах долго не стихал стук копыт. Я никогда не встречал подобного у других поэтов».

4. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) об осеннем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1 . Слайд 6)

Но есенинское лето оказалось слишком коротким по сравнению с весной, а затем и с затянувшейся осенью. «Не сладились и не сбылись/ Эти помыслы розовых дней». И в поэтическом мире Есенина наступает осень – «скорбный срок»: «золотой октябрь осыпает перстни/ С коричневых рук берез…Срежет мудрый садовник осень/ Головы моей желтый лист», постепенно остывающие осенние краски увядания(желтые, «лимонные», медные, «ржавые», «оловянные», серые, пепельные,) с отдельными яркими вспышками, заливают есенинский поэтический мир. Есенин говорит о том, что «судьба…перекрасила» весь мир: и природу, и страну, и самого поэта, и его лирического героя. В облике России появилась «грусти ивовая ржавь». Лирический герой Есенина хочет быть «желтым парусом,/ В ту страну, куда мы плывем», но «Одержимый тяжелой падучей», он «душой стал, как желтый скелет».

Стихотворения Есенина отличаются обилием разнообразной краски. Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна. Мне кажется, что поэт тонко чувствует цвета. Он использует разнообразные оттенки. Вот, например, желтый цвет может быть ржаным и овсяным, золотистым и соломенным, песочным и солнечным…

Природа многокрасочна и многоцветна. Цветовая гамма способствует и передаче тончайших состояний человеческой души:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

«Золото увяданья…» Этот образ, проходящий через всю лирику Есенина и значивший для него много, говорит о том, в какие тона окрашены были есенинские «мысли о старости и тлене». Цвета «золотой осени» – желтизна, багрянец, медленный листопад – это символ убывающих жизненных сил и ясная «осенняя» мысль о прожитом, об утраченном, о неповторимом и острая, повышенная чувствительность к прелести мира.

5. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) о зимнем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1 . Слайд 7)

Со второй половины 1925 года в художественно-философском мире Есенина наступает зима:

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Поэзия Есенина пронизана щемящим ощущением постоянно витающей вокруг смерти. В ней есть огромная жалость об увядании и краткости жизненных сроков, страх перед вечной немотой и беспамятством…

Я могу сказать, что лирика Есенина отнюдь не светлая. Она говорит и о «роковом», о смерти, о несчастиях, о слабости и тлене, об отвергнутой любви и изменившей дружбе, о загубленной жизни. Об этом думает, об этом говорит Есенин. И эти слова являются последними в его творческой деятельности. Всё чаще начинают преобладать оттенки темного, черного, серого: «приоткинув черную чадру», « серая гладь», «в эту серую морозь и слизь», « черный Человек», «в белом плачут по лесам», «забивает крышу белыми гвоздями…», « черная гибель…».

Единство самых разнообразных впечатлений, органический сплав цветовых образов находим в стихотворениях Есенина.

Как тяжело и одиноко было порой Есенину. Он остро чувствовал « черные силы», все неотступней и ближе подступавшие к его душе. Это страшный облик «черного», «серого встает перед поэтом в конце его творческой деятельности.

Мир Есенина находится в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы.

Есенин был полон светлой поэтической силы. Стихи, полные обжигающей чистотой чувств, сердечной правдой, болью больших страстей, ударили по сердцам. Они прозрачны и чисты. В них и восторг, и любовь ко всему живому, и печаль большого сердца.

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

6. Заключение (Приложение 1 . Слайд 8)

Завершает жизненный путь лирического героя и самого поэта последнее стихотворение, написанное кровью за день до трагического конца: «До свиданья, друг мой, до свиданья…» погиб Есенин – человек, но «предназначенное расставанье/обещает встречу впереди».
Началось бессмертие Поэта…

Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котенка,
Руки милой – в лебедей,
Светлый месяц в жеребенка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта. (Николай Кутов)

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №113 городского округа Самара

Исследовательский проект по литературе

«Цветовая палитра лирики Сергея Есенина»

10 класс

Руководитель:

учитель русского языка и литературы Тлупова Э.Н.

2015

Оглавление


1.Введение.

2. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…»

2.1.Символика цвета.

2.2. Мастер русского пейзажа.

3.Заключение.

4.Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

Цель:

Исследовать цветовую палитру лирики Есенина

Задачи:

1. провести текстовый анализ стихотворений С.А. Есенина

2. понаблюдать над соотношением цветовых эпитетов в лирике поэта

3. определить, какую роль играют цветовые эпитеты в передаче настроений и чувств лирического героя.

Гипотеза: многоцветие для поэта - средство выражения его мироощущения

Введение

«...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой „печали полей,“ любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

М. Горький. Сергей Есенин, 1926

Сергей Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. И оставил нам богатое поэтическое наследство. Всего 30 лет. Но нам, своим читателям, он оставил богатое поэтическое наследство- свои стихи. Поэзия Есенина - это чудесный и неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Его поэзия наполнена любовью к человеку, к родной земле, проникнута душевностью и добротой. Она актуальна и в наши дни. всегда можем найти в его поэзии что-то близкое нашей душе.
Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр - вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные горячей любви к русской земле. Своих читателей Есенин пленяет тем, что ведет их по прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывать её запахи... Его стихи производят необыкновенное впечатление - так легки и естественны они. Да, есенинские пейзажи многоцветны и многокрасочны. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. И нам захотелось узнать какова палитра красок в лирике Есенина и каким цветам он отдавал предпочтение.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…»

Русская родная природа зазвенела в есенинских стихах голосами птиц, разговорилась журчаньем ручьев и шелестом листьев, разлилась синью и золотом и засияла радугой. В этих стихах особая мелодичность, неповторимая напевность, сочные и яркие краски его лирики. В поэзии Есенина предстает Русь с её полями, рощами, цветами во всей красе. Картины родной природы раскрываются в стихотворениях С. А. Есенина с поразительным мастерством и
необычайно богатой палитрой красок.

Символика цвета .

Цветопись – способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения. Это один из приемов в литературе, с помощью которого писатель не передаёт чувства напрямую, а заставляет внимательного читателя задуматься над глубиной произведения.

У каждого цвета есть своя символика и значение.

Красный цвет –цвет мудрости и власти, мистического и таинственного. Символизирует любовь и страсть, а также ассоциируется с войной, кровью и огнем.

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, верность, доброту и честность, мудрость и открытость.

Голубой цвет – цвет женственности, прочности семейных уз, душевного отдыха, но иногда может вызывать тревогу. Он притягивает нас к себе, настраивает на созерцательность. По мнению ряда психологов, этот цвет даёт ощущение простора, он немного печальный, но мудрый.

Желтый и золотой - цвет золота и застывшего солнечного света. Это цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев, символизируют богатство, мечту, смелость, доброту. У славянских народов желтый цвет считается также цветом ревности и измены.

Белый –цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели.

Черный цвет обычно символизирует несчастье, горе, траур, гибель, смерть, обморок, сон и тьму.

Зеленый -это цвет травы и листьев, природы и естества, весны и самой жизни. У многих народов он символизирует юность, надежду и веселье, но, в то же время может отражать незрелость и несовершенство.

Мастер русского пейзажа.

Использование цвета в поэзии является средством выражения чувств, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта. Ещё А. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами. Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи. В первую очередь, это синева и залитые голубизной рязанские пейзажи, которые стали превалировать в его поэтических творениях:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза

* * *

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

* * *

Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно:

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи.

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Сергей Есенин считает, что в самом имени «Россия» есть «синее что-то». Поэт саму Россию ассоциировал с синим цветом. Он так говорит: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!» Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое:

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

Одно из стихотворений 1925 года так начинается. То есть, синее – это что-то нежное, несказанное. Поэт использует синий цвет как символ Руси, ее безбрежности, юности поэта и как постоянный спутник матери родины: « в голубой степи», « в синем небе», « синим звоном», « в синюю высь», « охлопья синих рос», « синей вьюгой», « в небе темно – голубом», « синее небо», « синим мраком», « цветы лазоревы» , « в голубой пыли» , « июнь голубой» , « синие чащи» , « вечером синим» , « голубого поля» , « синие метели» , « синий оскал», « синим рогом», « голубого ливня», « голубая родина», « колокол синий», « голубого покоя», « голубая страна», « из синей мглы», « в голубой траве», « голубая прохлада», », « в синеве долин».

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

***

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

***

Там в полях, за синей гущей лога,

В зелени озер,

Пролегла песчаная дорога

До сибирских гор.

Зеленый и голубой - традиционные цвета России в поэтическом мире Есенина. Автор часто соединяет их, давая как оттенки один другого.

Зелёная причёска,

Девическая грудь.

О, тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

***

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

В ранней поэзии Есенина, еще очень спокойной и безмятежной, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым “снегом черемухи”.

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Для палитры Есенина характерно также пристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину и чистоту. Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина – как «белоснежное перо». Образ белой берёзы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску

***

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сел

Свадьба ворон облегла частокол.

Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще заменяет малиновые “ земли ” менее изысканными цветами:

На лазоревые ткани

Пролил пальцы багрянец

***

Выткался на озере алый свет зари

***

Красной водой поливает восход

С алым цветом у поэта сливается женский облик:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый похожа

И, как меч, лучиста и светла

На смену безмятежной юности пришли зрелость, опыт и первые горькие разочарования.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Повзрослевший поэт смотрит на окружающий мир мудрыми, все понимающими глазами. Его охватывает грусть от быстротечности времени, поэтому краски в его стихах резко поменяли свои цвета. Отныне бордовый, красный и золотой будут основными в его стихах. Эти тона символизировали для поэта зрелость, которую он сравнивал с осенью года.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.


В палитре поэта присутствуют также серебро и желтые оттенки.

В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой налет со дней.

Дрожат их головы над тихою водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.

***

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег…

***

В оттенках жёлтого выдержан и автопортрет поэта:

Я готов рассказать тебе, поле,

Эти волосы взял я у ржи

В лирике Есенина мы встречаем и черный цвет.

Вечер черные брови насопил.

Чьи-то кони стоят у двора.

***

Понакаркали черные вороны

Грозным бедам широкий простор.

Наиболее ярко он демонстрируется в поэме «Чёрный человек».

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать не дает мне всю ночь.

Заключение

Исследование показало, что мир поэзии, созданный Сергеем Есениным, - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски. Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна. Проведя анализ цветовых эпитетов, мы пришли к выводу, что любимыми цветами поэта были синий и голубой.

Есенин, как большой художник, с помощью красок сумел передать тончайшие эмоциональные состояния, которые возникали в его душе. Многообразие цветовых эпитетов помогают понять не только чувства, переживания и оттенки настроений, лирического героя, но и раскрывают мироощущение поэта.

Список использованной литературы:

1.С.А. Есенин. Стихотворения. Поэмы. М.: издательство «Олимп», 2001г

2.В мире Есенина: Сборник статей. - М.,1986.

3.Сборник стихов Сергея Есенина.-М.,1995.

4. Ю. Прокушев. Сергей Есенин. М.: издательство «Детская литература»,1971

Интернет- ресурсы:

1.https://ru.wikipedia.org/

2.http://www.besoch.com/

3.http://pishi-stihi.ru/

4.http://www.playcast.ru/

5.http://www.refu.ru/

Лирика С.А. Есенина явилась закономерной, логически необходимой вехой в развитии русской классической поэзии. Стихотворения Есенина воплотили в себе чистоту гармонию пушкинской музы, психологизм лирических раздумий Лермонтова и Тютчева...

Народнопоэтическая лексика в поэзии С. Есенина

Близость к народному творчеству не осталось незаметной, ведь только человек, который душой проникнут в народную жизнь, человек, который стремиться воссоздать народные традиции может описать свою Родину, не только по собственным ощущениям...

Предметный и цветовой мир в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и его символическое значение

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так...

Природа в творчестве Есенина

Природа в творчестве Есенина

Образы животных в литературе - это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности...

Своеобразие поэтики С. Есенина

Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, - тема Родины. Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею...

Семантика образов цветов и символика цвета в контексте литературного произведения (на примере произведений русской литературы XIX-XX вв.)

Я давно хочу с тобой Говорить пахучей рифмой. Каждый цвет уже намек… А.А. Фет "Язык цветов" В народе бытует множество самых разнообразных и выразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов и трав. Вспомним хотя бы мать-и-мачеху...

Семантика цвета в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города"

Феномен цвета - предмет изучения многих фундаментальных наук и составляющая многих искусств. Однако до сих пор цвет не имеет общей концепции как в пределах какой-либо одной науки или целого направления...

Историю классификации цвета можно разделить на два периода: 1. от доисторических времён по 16 век; 2. от 17 века до наших дней. Первобытные народы отождествляют цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными стихиям...

Семантическое поле цвета в поэтических текстах Марины Цветаевой

Слова со значением цвета образуют в русском языке, как и в других языках мира, лексико-семантическую группу, в которой набор элементов, их семантика и соотношения исторически изменчивы...

Слияние христианских и языческих мотивов в раннем творчестве С.А. Есенина

Есенин, особенно в ранней лирике, часто употребляет народные поверья и приметы, опираясь на обряды, бытующие в начале 20 века на его родине в селе Константинове. Показательным в этом смысле является стихотворение «За рекой горят огни»...

По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира. Мусатов В.В...

Функционирование лексемы "белый" в поэтических текстах С. Есенина

Мифологема женского начала оказывается устойчивой категорией в творчестве С.А. Есенина. Марченко А. Поэтический мир Сергея Есенина // Литература в школе, 1995. № 6. С. 40 Она дает возможность лирическому герою поэта устоять во времена кризисов...

Функционирование лексемы "белый" в поэтических текстах С. Есенина

Критик Валерий Лысенко, поднявший вопрос о цветовых «звучаниях» произведений классиков приводит следующее сравнение: Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской литературе первой половины ХХ века. Блок. Есенин. Маяковский. М., 1962. С...

Цветная лирика С. Есенина

Как все люди С. Есенин влюблялся и был любим. Очень много стихов он посветил женщинам, матери, любви. Эти стихи переливаются всеми цветами радуги. Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь...