Театр "святая крепость". Святая крепость

Встреча ценителей театрального искусства увенчалась постановкой пьесы А.П. Чехова "Три сестры".

В пятницу, 21 сентября, в стенах драмтеатра "Святая Крепость" состоялся вечер, посвященный 70-летию режиссера Юрия Лабецкого и открытию нового театрального сезона. Были приглашены гости из числа театралов, искусствоведов, литераторов, киноведов, критиков и артистов эстрады и кино Выборга. Журналистам сайт выпала возможность поговорить с директором и художественным руководителем театра Юрием Лабецким с глазу на глаз. Режиссер поделился грядущими планами относительно репертуара, театра, гастролей и актеров. Также рассказал о том, с чего все начиналось - театр, постановки, слава.

Все произошло достаточно случайно, как в принципе это обычно и бывает. Просто группа молодых выпускников "Ленинградского театрального института театра, музыки и кинематографии", которая по окончании уехала в город Курган, отработала там 6 лет, а затем поняла, что хочет вернуться обратно. В Ленинграде в то время работу найти было невозможно, это было 37 лет тому назад. Одна из наших актрис, будучи уроженкой Выборга, высказала идею перебраться сюда. И как-то быстро нашлись люди, которые эту идею поддержали, приняли, в том числе Министерство культуры. Буквально за год в 1982 году, вопреки всем негативным ожиданиям, "Святая крепость" была открыта. Для нас это стало огромным удивлением.

Юрий Лабецкий,

С именем Юрия Лабецкого связана абсолютно вся история театра "Святая Крепость". Он не только основатель театра, но и директор, и художественный руководитель, и даже режиссер. История театра невозможна без его легендарных постановок "Три Сестры" (А.П. Чехов) , "Ромео и Джульетта" (У.Шекспир) , "Правда - хорошо, а счастье лучше" (А.Н. Островский) , "Жизнь и страсти дома Бессеменова" (по М.Горькому "Мещане").



Чтобы отыскать сценарий, который непременно понравится аудитории, читаем множество пьес, то что нравится - ставим. В основном репертуар состоит из разумного сочетание классических произведений и современных, драмы и комедии.

Юрий Лабецкий, заслуженный деятель искусств России (1993), главный режиссер и художественный руководитель театра "Святая Крепость"

При театре также есть детская студия, в которой занимаются 60 детей. Преподают в ней - актеры театра, они же обучают ребят актерскому мастерству, сценической речи и движениям.


Завершением театрального вечера явилась постановка пьесы в четырех действиях "Три Сестры" Антона Павловича Чехова. Сам спектакль - давняя задумка его постановщика - режиссера Юрия Лабецкого, которую, по мнению артистов и критиков, он воплотил бесподобно. В этом спектакле предана любовь многогранная и бесконечная, любовь, в которой находят предел мечтаний, любовь, которая становится единственным шансом на спасение, любовь, которая губит. Потолстевший Андрей сбегает от жены в игорный дом, трагически погибает Тузенбах, уезжает Вершинин, даже Кулыгин теряет веру в свое счастливое будущее с Машей - вот, что делает любовь с главными героями в финале пьесы.




Театр ведет активную гастрольную и фестивальную деятельность как в России, так и за рубежом. Труппа театра с большим успехом представляла свои постановки в Австрии, Дании, Норвегии, Польше, Финляндии и не только. Артисты при необходимости, готовы на время оставить родные стены - играть на другой площадке и радовать премьерами.

Мы не смогли удержаться и расспросили Юрия Лабецкого о предстоящих планах относительно самого театра, новых постановок, а также гастрольной деятельности артистов.

У нас есть, скажем так, большие и малые планы на будущее. К большим планам относится построение нового здания театра в Выборге, разумеется это произойдет не скоро, в ближайшие лет, эдак 10, надеюсь, доживем. А в самых ранних планах - гастроли в Сочи, Туапсе, Новороссийске, Адлере. Также есть планы ежедневные - постановки пьес "Три Сестры" (с молодежной труппой театра), восстановление легендарного спектакля "Идиот", различные детские спектакли, работа над романом Д.Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Я стараюсь ставить большие планы, и, если хоть что-то из этого получается осуществить - это уже здорово.

Юрий Лабецкий, заслуженный деятель искусств России (1993), главный режиссер и художественный руководитель театра "Святая Крепость"

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Открытие театра – это всегда событие, а рождение первого профессионального театра в Выборге – это значительный факт в истории города, его культурной жизни.

Всё началось в далеких 70-х, когда несколько выпускников Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ныне СпбГАТИ), закончившие «кафедру театра кукол» мастера С.К. Жукова (который долгое время оставался духовным наставником молодого коллектива), решили создать свой собственный кукольный театр.

Как говорилось выше, коллектив будущего театра сложился еще в институте, во время обучения, где его представителям стало понятно, что они друг другу близки по духу и преследуют одни творческие идеи.

Итак, Юрий Лабецкий (ныне бессменный художественный руководитель выборгского театра драмы и кукол «Святая Крепость», з.д. и РФ), Николай Устинов (ныне з.а. РФ, актёр театра «Святая Крепость»), Тамара Белова (ныне з.а. РФ, актриса театра «Святая Крепость»), Евгений Никитин (ныне з.а. РФ, актёр театра «Святая Крепость») – и есть те, еще молодые и окрылённые вдохновением студенты театрального института, по сей день являющиеся «золотым» составом выборгского театра драмы и кукол «Святая Крепость».

Сейчас Юрий Лабецкий, вспоминая этот факт, говорит, что это всё одна большая случайность.

Всё произошло довольно-таки спонтанно. Просто Тамара Белова родом из Выборга, и она предложила своим коллегам попытаться открыть профессиональный кукольный театр в её родном городе (в Выборге до этого момента существовал единственный Народный театр).

Попытки создания театра в Выборге были, но заканчивались, как правило, неудачей. Трудно теперь сказать, с чем это было связано. Тем не менее, молодым актёрам подписали документы на разрешения создания нового профессионального театра, и они смело, и вдохновенно взялись за работу.

Творческая команда нисколько не колебалась в выборе лидера, им стал Юрий Лабецкий.

Название театра придумалось не сразу. Юрию Лабецкому хотелось, чтобы он носил имя «Малый кукольный театр». В то время в Ленинграде существовало три кукольных театра: Большой кукольный театр (БТК), Театр кукол на Невском (ныне театр марионеток им. Деммени) и кукольный театр «Сказки». Но просьба была отклонена, а вскоре возникла другая идея – назвать театр «Святая Крепость», что в переводе с норвежского языка и означает «Выборг».

У нового театра довольно долгое время не было своего здания, но, несмотря на это, работа над постановками будущих спектаклей шла полным ходом.

Изначально кукольный театр «Святая Крепость» создавался только для детей. И до 1999 года в репертуаре театра были только детские кукольные спектакли. А вот после 1999 года театр приобретет статус «драматического» и получит свою первую премию «Золотой Софит» за спектакль «Восемь любящих женщин» по пьесе Робера Тома (режиссер Юрий Лабецкий), в номинации «Лучший режиссерский дебют». После того, как театр стал называться драматическим и кукольным, он заметно изменил свой творческий курс.

Премьера первого детского спектакля «Злюка из Кошице» (И.Пэра и Л. Спачила) прошла в знаменательный день – в День Театра 27 марта 1982 года. Всё делалось руками самих артистов: куклы, декорации, костюмы. Евгений Никитин чудесно рисовал, Николай Устинов-Лещинский прекрасно музицировал, а Юрий Лабецкий собственноручно клеил, строгал и шил.

Выборгские артисты доказали, что их театр имеет право на существование.

C каждым годом в «Святой Крепости» ставилось всё больше кукольных спектаклей для детей. И эта заслуга во многом принадлежит тому, что, наконец-то, театр обрел свой долгожданный дом. Творческий процесс стал набирать более масштабные обороты.

Можно смело сказать, что первые десять лет своей жизни театр посвятил гастрольной деятельности. Как только на сцене появлялся новый спектакль – это означало, что завтра нужно будет уезжать…

С 1987 года начнутся серьезные гастроли театра за границу, где театру будут присуждаться престижные награды за спектакли, свидетельствующие о признании «Святой Крепости» не только в России, но и за рубежом. Театр примет участие в театральных фестивалях в Австрии, Италии, Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии, Польше, Ливане, благодаря чему расширятся как профессиональные возможности, так и осознание собственного места в общем театральном движении.

На протяжении нескольких лет театр «Святая Крепость» уже сам будет принимать активное участие в организации масштабных фестивалей совместно со Всемирной организацией кукольников УНИМА. Международные фестивали будут проходить в родном городе «Святой Крепости» в Выборге. При этом театр будет продолжать ставить новые спектакли и много гастролировать по нашей стране и за рубеж.

Однако, 1997 году суждено было стать знаковым для театра «Святая Крепость». В этом году выходит совершенно необычная и удивительная премьера спектакля для взрослого зрителя – «Болеро» (режиссер Юрий Лабецкий). Это музыкально – пластическое действо о сотворении мира, великолепное красочное зрелище, в котором царят музыка (Равель), ритм и фантастические куклы. «Болеро» был награжден театральной премией «Золотой Софит» (1997), а также стал лауреатом двух международных и двух российских фестивалей, в том числе всероссийского театрального фестиваля «Золотая Маска».

В 1999 году театр «Святая Крепость» получил статус драматического. Теперь его полное название звучало именно так: областной государственный театр драмы и кукол «Святая Крепость».

Театр по-прежнему работал для детей, выпускал новые кукольные спектакли и также получал все различные награды: за исполнение роли Зайца в постановке «Урок для Красной Шапочки» актёр Максим Гладков был удостоен диплома «Золотой Софит».

Став драматическим, театр заметно расширил свою зрительскую аудиторию, но самое главное преимущество этого статуса – он дал возможность раскрыть артистам и режиссёру театра совершенно новые грани своего таланта.

После спектакля «Восемь любящих женщин» на сцене «Святой Крепости» новая премьера – «Три сестры» (режиссер Юрий Лабецкий). Об этой постановке много писали в прессе, она не сходила с уст зрителей долгое время. В «Трёх сестрах» Ю.Е. Лабецкий провел своих героев через весь XX век.

Свой 20-й юбилейный театральный сезон «Святая Крепость» открыла снова премьерой драматического спектакля «Се Ля Ви» (режиссер Юрий Лабецкий), который был выдвинут на соискание премии «Золотой Софит» сразу в двух номинациях – «лучшая мужская роль»: роль Ярослава Гаспарова (з.а. РФ Николай Устинов-Лещинский) и «лучшая роль второго плана»: роль Анжелики (актриса Галина Кикибуш). Также «Се Ля Ви» был включен в культурную программу Х-го кинофестиваля «Окно в Европу».

Со временем история «Святой Крепости» не стала скучной или менее интересной, ведь в театр приходят новые молодые артисты, привлекаются талантливые режиссёры, а значит, сердце театра бьётся…

В 2007 году театр драмы и кукол «Святая Крепость» отметил своё 25-летие. Это не много, но и не мало для города Выборга, ведь за это время театр сумел воспитать не одно поколение зрителей, которые остались до сих пор верны театральному творчеству.

В конце декабря 2007 года з.д.и РФ Юрий Лабецкий был приглашен в Москву для вручения награды им. Ролана Быкова «за вклад в развитие детского творчества». А в международный день театра 27 марта 2008 года указом президента был подписан новый документ о вручении двух орденов Дружбы з.д.и РФ Юрию Лабецкому и з.а. РФ Николаю Устинову-Лещинскому.

В театр приходят новые молодые артисты, приглашаются талантливые режиссеры: Владимир Воробьев (спектакль «Идиот»), Егор Чернышов (спектакль «Емеля-дурак»), Роман Ильин (спектакли «Жак и его господин» и «Вы дура, Плюш!»), Вячеслав Сорокин («Двое на качелях»). Осуществляет в театре свои постановки в качестве режиссера заслуженная артистка России Татьяна Тушина. Ее спектакли для детей «Охота за принцессой», «Каменный цветок», «100 поцелуев за горшок» и «Как мужик за бабой ходил» наверняка долгие годы будут радовать своих зрителей.

Театр продолжает развиваться, творить. Решением Союза театральных деятелей ему присвоена премия «За создание театра – центра духовной жизни города Выборга». В чем бы ни выражалась деятельность театра «Святая крепость»: в проведении спектаклей, конференций, участии в фестивалях и встречах со зрителями, направлена она на одно – на нравственно-эстетическое воспитание человека.

И если, проходя мимо, Вам кажется, что двери театра «Святая Крепость» закрыты, не верьте – душа театра открыта для Вас навсегда!

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Прежние названия

Ленинградский областной театр кукол

Основан
Руководство
Главный режиссёр

Ю.Е. Лабецкий

Ссылки
К:Театры, основанные в 1982 году Координаты : 60°41′51″ с. ш. 28°45′48″ в. д.  /  60.69750° с. ш. 28.76333° в. д.  / 60.69750; 28.76333 (G) (Я)

Государственный театр драмы и кукол «Святая крепость» - профессиональный театр в Выборге .

История

Довоенный период

Здание театра неоднократно реконструировалось: в 1851 году по проекту архитектора К. Лесцига (Carl Lesszig), в 1881 году - по проекту архитекторов И. Аминоффа и Ю. Я. Аренберга , в 1922 году - по проекту архитектора У. В. Ульберга . Однако профессиональной труппы в городе долгое время не было, в здании театра выступали с гастролями заезжие коллективы. Позднее появились выборгские актёры, и к 1930-м годам в одном здании работали три труппы: драматическая, балетная и опереточная . Под руководством Каарло Эронена, выпускника Петербургского хореографического училища, ставились балеты на музыку П. И. Чайковского и И. Ф. Стравинского . Из оперетт постоянной популярностью пользовалась постановка «Весёлой вдовы» Ф. Легара .

Выборгский городской театр был сформирован в 1933 году путём объединения двух финноязычных тетральных коллективов (Suomalainen Maaseututeatteri, основан в 1887 году , и Viipurin Näyttämö). В летнее время для представлений использовался также Летний театр .

Послевоенный период

После поражения Финляндии в Советско-финской войне (1939-1940) в здании театра был организован Выборгский театр русской драмы, но с началом Советско-финской войны (1941-1944) труппа была эвакуирована на Урал . Здание театра сильно пострадало в ходе боёв за город, и впоследствии было разобрано.

Организованный финскими военными властями театр размещался в 1941-1944 годах в здании бывшего ресторана общества трезвенников на площади Красного Колодца .

Вновь Виипурский (Выборгский) республиканский театр русской драмы был воссоздан в 1944 году по постановлению Совета Народных Комиссаров Карело-Финской ССР . Но расположен он был (временно) в Кеми , затем в Сортавале , и упразднён в связи с передачей Выборга в состав Ленинградской области . Решением Леноблсовета в 1945 году в Выборге был открыт областной театр. Подготовкой труппой актёров занимались супруги В.В. Меркурьев и И.А. Мейерхольд . Однако, государственный областной театр в г.Выборге в связи с отсутствием приспособленного здания был ликвидирован в 1947 году , в его помещениях разместился Выборгский районный Дом культуры .
В 1982 году в Выборге был основан Ленинградский областной театр кукол. Это был первый профессиональный театр региона, расположенный в районном центре. А в 1999 году театр получил статус драматического и современное название. Труппа театра ведёт активную гастрольную деятельность, участвует в международных театральных фестивалях.

Репертуар

  • Спектакли для взрослых

Ромео и Джульетта (У.Шекспир)
Правда-хорошо, а счастье лучше (А.Н.Островский)
Жизнь и страсти дома Бессеменовых (М.Горький)
Восемь любящих женщин (Р.Тома)
Три сестры (А.П.Чехов)
И на войне была любовь (Ю.Лабецкий)
Болеро (Ю.Лабецкий)
Жак и его господин (М.Кундера)
Вы дура, Плюш! (А.де Мюссе)
Двое на качелях (У.Гибсон)
Примадонны (К.Людвиг)
В тени виноградника (И.Зингер)
Тестостерон (А.Сарамонович)
Оркестр (Ж.Ануй)

Бесконечный апрель (Я.Пулинович)

Карл и Анна ()

Два веронца (У.Шекспир)

Киты из августа ()

Мой бедный Марат (А.Арбузов)

  • Спектакли для детей

Что случилось в старом парке (по мотивам пьесы Г.Крчуловой и Л.Лопейски "Аистёнок и пугало")
Как мужик за бабой ходил (М.Аринина)
Урок для Красной Шапочки (Е.Шварц)
Охота за принцессой (по мотивам сказок Г.Х. Андерсена)
100 поцелуев за горшок (по мотивам сказок Г.Х. Андерсена)
Каменный цветок (по мотивам сказов П.П.Бажова)
Цветик - семицветик (В.Катаев)
Домашний театр нянюшки Арины (Ю.Лабецкий)
Приятного аппетита, Тигр! (Д.Биссет)
Машенька и медведь (В.Швембергер)
Домашний ёж (В.Шинкарев)
Последняя ночь Шахразады (Н.Гернет)
Абрикосовое дерево (Н.Осипова)

Награды

Театральные работы неоднократно становились лауреатами престижных конкурсов, таких, как «Золотой софит » и «Золотая маска ».

Напишите отзыв о статье "Выборгский театр драмы и кукол «Святая крепость»"

Примечания

Отрывок, характеризующий Выборгский театр драмы и кукол «Святая крепость»

– Всё равно одна, без моих друзей… И хочет, чтобы я не боялась.
Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выраженье. Она замолчала, как будто находя неприличным говорить при Пьере про свою беременность, тогда как в этом и состояла сущность дела.
– Всё таки я не понял, de quoi vous avez peur, [Чего ты боишься,] – медлительно проговорил князь Андрей, не спуская глаз с жены.
Княгиня покраснела и отчаянно взмахнула руками.
– Non, Andre, je dis que vous avez tellement, tellement change… [Нет, Андрей, я говорю: ты так, так переменился…]
– Твой доктор велит тебе раньше ложиться, – сказал князь Андрей. – Ты бы шла спать.
Княгиня ничего не сказала, и вдруг короткая с усиками губка задрожала; князь Андрей, встав и пожав плечами, прошел по комнате.
Пьер удивленно и наивно смотрел через очки то на него, то на княгиню и зашевелился, как будто он тоже хотел встать, но опять раздумывал.
– Что мне за дело, что тут мсье Пьер, – вдруг сказала маленькая княгиня, и хорошенькое лицо ее вдруг распустилось в слезливую гримасу. – Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты ко мне так переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь. За что?
– Lise! – только сказал князь Андрей; но в этом слове были и просьба, и угроза, и, главное, уверение в том, что она сама раскается в своих словах; но она торопливо продолжала:
– Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я всё вижу. Разве ты такой был полгода назад?
– Lise, я прошу вас перестать, – сказал князь Андрей еще выразительнее.
Пьер, всё более и более приходивший в волнение во время этого разговора, встал и подошел к княгине. Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать.
– Успокойтесь, княгиня. Вам это так кажется, потому что я вас уверяю, я сам испытал… отчего… потому что… Нет, извините, чужой тут лишний… Нет, успокойтесь… Прощайте…
Князь Андрей остановил его за руку.
– Нет, постой, Пьер. Княгиня так добра, что не захочет лишить меня удовольствия провести с тобою вечер.
– Нет, он только о себе думает, – проговорила княгиня, не удерживая сердитых слез.
– Lise, – сказал сухо князь Андрей, поднимая тон на ту степень, которая показывает, что терпение истощено.
Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице ее показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом.
– Mon Dieu, mon Dieu! [Боже мой, Боже мой!] – проговорила княгиня и, подобрав одною рукой складку платья, подошла к мужу и поцеловала его в лоб.
– Bonsoir, Lise, [Доброй ночи, Лиза,] – сказал князь Андрей, вставая и учтиво, как у посторонней, целуя руку.

Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою рукой.
– Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери.
Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить:
– Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным… А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Да что!…
Он энергически махнул рукой.
Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга.
– Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя.
Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения.
– Ты не понимаешь, отчего я это говорю, – продолжал он. – Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, – сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. – Ты говоришь Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis tres aimable et tres caustique, [Я очень мил и очень едок,] – продолжал князь Андрей, – и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины… Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguees [все эти женщины хорошего общества] и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда показываются все так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей.

Объект культурного наследия Федерального значения «Аннинская крепость» — табличку с такой надписью увидит каждый, кто хотя бы раз соберется посетить удивительную крепость под Ростовом-на-Дону, которую создали еще в 1730 году. Что в ней удивительного? — спросите вы. Посмотрите для начала на снимки земляной крепости, сделанные с высоты, в том числе спутниковые, иди видео, снятое на квадрокоптер. Вы будете впечатлены. Во-первых, она неплохо сохранилась. Во-вторых, вас поразит, то, как именно она выглядит: невероятно четкий многоугольник с шестью выступами, больше похожий на какой-то иероглиф или знак древних цивилизаций, нежели на оборонительное сооружение. А ведь крепость создали почти 300 лет назад.

Где она находится?

Под станицей Старочеркасской. Это в Ростовской области на правом берегу реки Дон. В 1700 –х годах эти места называли Васильевскими буграми, потому что с востока от холмов течет река Васильевка.

В чем ее уникальность?

Аннинская крепость – это единственная земляная крепость в России, которая дожила до наших дней! Кроме того, это единственный на Юге стра­ны па­мятник военного зодчества XVIII века таких размеров.

Крепость Святой Анны

Почему крепость называется Аннинской?

Строительство крепости началось по приказу российской императрицы из династии Романовых Анны Иоанновны. Тогда действующий Сенат обязал генерала — графу фон Миниха, являвшегося президентом Военной коллегии найти искусного инженера. Граф Миних отправил в Черкасск для ведения изыскательских работ сразу двоих: генерал-инженера Петра де Бриньи и возводившего укрепления для Кронштадта полковника де Кулонга.


Портрет императрицы Анны Иоанновны (1693-1740)

Именно в честь императрицы и ее покровительницы святой Анны новый форпост и получил это название. Анна Иоанновна была племянницей Петра I. Ее выдали замуж за герцога Курляндии (это герцогство, которое когда-то находилось в западной части современной Латвии). После четырех месяцев замужества она овдовела. Позже после смерти Петра II, в том же 1730 году она была приглашена Верховным тайным советом возглавить российский престол, но только как монарх с ограниченными полномочиями. Однако царица совет сократила, а власть подчинила себе.

Почему возникла необходимость в создании крепости?

Второй причиной являлись . Казачью армию государство боялось, они могли начать смуту. Казаки, будучи народом своевольным, поступали как им того хотелось. Например, после того как Аннинская крепость была завершена, они решили возвести свою, недалеко от города Черкесска, не предупредив и не спросив разрешения властей. В итоге ту часть, что выходила на турецкую границу им разрешили достроить. Остальное запретили.

Комендантом крепости был человек, представлявший царскую власть. Он же руководил казаками, и заодно приглядывал за народом донской вольницы.

Устройство крепости

Крепость строили солдаты Воронежского гарнизона. При строительстве возникал ряд проблем, которые решали по ходу возведения сооружения. Его возводили на песчаном грунте, периодически подтопляемым весной. Из-за этого ее сдали на восемь месяцев позже запланированной даты.

Крепость была возведена из земли, которую срыли с тех самых Васильевских курганов. Потом ее укрепили кирпичными редутами. После того, как она была закончена, там стали селиться люди. Ее площадь занимает 50,2 гектара. Сегодняшние земляные валы, которые протянулись почти на пять километров — это как раз и есть ее остатки.

Крепость представляет собой многоугольник (стороны шестиугольника длиной 360 метров каждая) с шестью выдвинутыми бастионами, а перед ними глубокий, порядка четырех метров ров. После ям шли редуты – так называемые небольшие укрепления, сделанные также из земли. Протяженность валов была почти два километра. В крепости были ворота: с северной, юго-восточной и юго-западной стороны. Они тоже были дополнительно укреплены. Общая длина крепостных валов превышала 2 километра.

В крепости находилось одновременно сразу несколько полков. Гарнизон размещался внутри, в землянках. Комендант жил в кирпичном доме. На территории были служебные помещения, казармы, пороховой погреб и деревянная Покровская церковь. После того как она сгорела, казаки разместили там пороховой склад.

Южным русским форпостом на юге страны Аннинская крепость оставалась в течение 30 лет.

Почему ее упразднили?

И стратегически и с точки зрения географической – крепость находилась не совсем в удобном месте. Во-первых, и без того болотистую местность, то и дело подтапливало паводками, во-вторых она находилась далековато от устья Дона и Азовского моря. Это со временем нивелировало её военное значение.

В 1739 году Россия заключила мир с Турцией, и вскоре империя начала строительство нового укрепления, ближе к Дону.

Спустя двадцать лет из-за трудностей с содержанием ее было решено упразднить. Однако здесь остались жить торговые люди и через какое-то время они организовали лесную биржу, а около крепости открыли первую черкасскую ярмарку. Еще через несколько десятилетий здесь построили лепрозории для лечения больных проказой казаков. Позже, уже во второй половине 19 века, не стало и этих строений.

Можно ли туда попасть?

Крепость является частью историко-архитектурного музея, и находится она всего в 35 километров от Ростова-на-Дону. От города Старочеркесска – в пяти километрах. Для автомобилистов будет ориентиром развилка Староверческая – Красноводск. Необходимо будет повернуть налево, в сторону Красноводска. Проехав мимо ферм по желтой грунтовой дороге около 2,5 километров, можно оказаться прямо около земляных валов. На машине добираться будет быстрее и легче всего.