Как выглядел манилов в мертвых душах. Сочинение характеристика и образ манилова в поэме гоголя мертвые души

Внешность Манилова не является чем-то выдающимся, ярким, запоминающимся. Напротив, автор открыто заявляет, что описывать людей, подобных хозяину имения, крайне сложно и неприятно, так как они ничем особо не выделяются. Персонаж прост, а точнее пуст, но автор говорит об этом деликатно и сдержанно, позволяя читателю самому понять сущность героя. Портрет Манилова в поэме “Мёртвые души” – инструмент для раскрытия внутреннего мира героя, несмотря на лаконичность, он играет важную роль в образе нашего персонажа.

Портретная характеристика Манилова

В поэме уделяется несколько строк для описания природных данных помещика. Он имеет приятый внешний вид, “белокурые” волосы, голубые глаза. Автор замечает, что помещик – человек видный, то есть имеет хорошую фигуру и внушительный рост. Кроме того, его офицерское прошлое, несомненно, повлияло на осанку. Именно поэтому Чичиков, глядя на хозяина дома, отмечает его приятную наружность, заманчивую улыбку, доброе лицо. Чуть позже гость поймёт, что улыбка, манеры и речи Манилова сладки до невозможности.

Ещё в начале главы Гоголь предупреждает читателя о том, что маниловых много, они все похожи друг на друга, поэтому найти у такого человека что-то особенное, отличительное крайне сложно. Такова и внешность, и характер персонажа – “ни то, ни сё”. В нём нет жажды жизни, огня, характера. Ему по-настоящему неинтересно ничего, кроме курения трубки и пустых мечтаний. Зато персонаж – льстец, болтун и ленивец. Он до смешного аристократичен, чересчур вежлив, приторно заботлив и учтив. Манилов одет в “зелёный шалоновый сюртук”, помещик, впрочем, как и его супруга, одевается добротно, но без изюминки.

Манилов как муж и хозяин

Деловая беседа Чичикова с хозяином показывает его беспомощность в вопросах управления имением. Помещик ничего не знает о том, сколько душ он имеет, когда была последняя ревизия, сколько крестьян умерло с тех пор. По мнению многих исследователей творчества Н. В. Гоголя, автор намекает Александра I в последние годы его царствования. На схожесть этих образов указывает его доброта, душевность, сентиментальность, глобальные планы и полное бездействие. Манилов похож на всех и от этого безлик, автор не даёт ему даже имени, не раскрывает биографии – будто бы её и нет.

Время как будто не имеет отношения к нашему герою: он человек без возраста, проживающий каждый день одинаково, не способный ничего изменить в себе и вокруг себя. Вот почему в описании имения фигурирует пруд, заросший, превращающийся в болото. Именно оно – аллегория всей жизни Манилова. В ней нет течения, она бессмысленна, но болото способно затянуть, в нём можно погибнуть. Именно так и случилось с Маниловым: он погряз в этом, а его семья с радостью принимает такой образ жизни. Многие сцены очень живо характеризуют уклад семьи помещика. Читателю представляется картина, как Манилов воркует со своей женой, будто бы они переживают медовый месяц. Он манерно открывает рот, откусывает кусочек яблочка из рук супруги, угощается орешками. Сладость и слащавость переполняют образ героя, автор называет это “чёрт знает что” и предупреждает о желании сбежать от “смертельной скуки”.

Вид изнутри

Внутренним мир героя очень созвучен пейзажу, который открывается гостю на въезде в деревню: дом на юру, доступный всем ветрам, мало растительности, отдалённость от города. Погода тоже соответствует образу персонажа – не светло, не пасмурно, что-то “светло-серого цвета”. Такой же сосновый лесок виднеется недалеко от имения – “скучно-синеватого” цвета. Всё: долгая, запутанная дорога в поместье Манилова (и дорога обратно), состояние погоды, окружающие пейзажи, описание усадьбы и дома – направлено на подготовку ко встрече с новым персонажем: пустым, скучным, “сереньким”, “так себе”, “ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”.

Статья будет полезна при подготовке к урокам литературы, к написанию сочинений или других творческих работ по теме “Портрет Манилова”.

Тест по произведению

Поэма «Мертвые души» написанная Гоголем считается одной из лучших его работ. Читая данное произведение можно встретить такого героя, как помещик Манилов. Этот персонаж вызывает интерес у читателя. Манилов живет на полную ногу и в комфорте. Также он целый день тратит на свои мечты, они не покидают его голову. Данные мечты ничего хорошего собой представляют. Такая жизнь ведет к беспорядку в доме и на участке. Крепостные стали ленивые и не покорные. Но, Манилов не посвящает себя в бытовые дела, всем управляет приказчик.

Манилов довольно молчаливый человек, он только и думает целый день, как воплотить в жизнь свои мечты. У помещика есть жена, которую он не разлюбил за 8 лет брака. Женщина посвящает себе воспитанию детей. Кстати звать их довольно странно для России, Фемистоклюс и Алкид. Когда Манилов впервые с кем-то знакомится, люди просто поражены манере его общения. Он очень культурен и приятен, он нравится людям. Помещик старается не смотреть на негативные качества людей, он замечает только хорошие. Бывали случаи, что своими хорошими манерами общения и поведение он раздражал людей. Иногда он просто «перегибал палку».

Человек этот практически ничем полезным не занят. Манилов любил проводить время в своей комнате и мечтать. Или просто размышлять о чем-то. Кабинет его был совсем не для работы. Помещик читал одну и ту же книгу в течении двух лет, в которой лежала закладка на одной странице. С Людьми он специально, даже излишне приятен. Он может обсыпать людей комплиментами и любезностями, но, по сути, его речь пустая и не имеет никакого интереса.

Изначально складывается впечатление, что перед вами очень приятный человек. А далее он быстро гаснет и становится довольно скучным. Помещик не умеет высказывать свои мысли, да в принципе у него и нет своего мнения. Человек довольно прямолинейный и в каком-то смысле мертвый душой. Персонаж очень серый и не имеющий характера, он даже не имеет каких-то особенных умений и склонностей.

Данного героя окружают вещи, которые вообще не имеют никакого толку. Это говорит о том, что помещик относится к жизни безразлично. Дом всегда открыт на распашку, хочешь заходи, хочешь выходи.

Подытожим. Автор заостряет внимание читателя на внутреннем мире Манилова. Его душа пуста и ничтожна. А прикрыта она праздной жизнью и чрезмерными приятными манерами. Данный герой не имеет практически нечего плохого, но в нем нет ничего и хорошего. Гоголь не дает шанса этому герою произведения как-то поменяться или переродится. Этот человек по сути своей пустое место, поэтому и меняться в нем просто нечему. Данный персонаж передает поведение некоторых людей в реальной жизни, которые только и занимаются тем, что мечтают не пойми о чем.

Вариант 2

Манилов – первый помещик, с которым Н.В. Гоголь знакомит читателя. При этом его образ можно считать центральным, он лучше всего запоминается. Автор мастерски создает характеристику героя. Когда Чичиков только въезжает в Маниловку, создается впечатление уютного дома, приятных и радушных хозяев. Все так и веет гостеприимством и даже уютом. Но, пробыв в этом доме какое-то время, становится душно, противно, хочется оттуда сбежать вместе с главным героем.

Первоначально складывается приятный образ умного и интеллигентного человека, но потом собеседнику открывается его пустота, посредственность, пошлость. С барином становится неинтересно, приторно, тошно ведь Манилов никогда не имеет своего мнения, а лишь поддерживает светскую беседу выученными общими фразами. Изначально Манилов кажется собеседникам милым, приятным и добрым человеком, но общение с ним вызывает скуку смертную. В его речах нет задора, индивидуальности, живого слова. При этом беседы его заискивающие, он отчаянно ищет расположения собеседника. Герой испытывает к Чичикову восторженную симпатию.

У помещика достаточно приятная внешность. Он не стар, белокур, с голубыми глазами и заманчивой улыбкой. Одевается дорого, хоть и безвкусно. И на первый взгляд, это видный мужчина. Его глаза «сладкие как сахар» с милым прищуром, особенно, когда смеется. Такой же сладкой и манящей была улыбка героя. Вообще в описание героя очень много «сахара». В чертах лица, мимике, выражениях и беседах. «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». «Являл в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное».

Мужчина уже 8 лет женат. Любит свою супругу Лизу. И она мужем очень довольна. Они трогательно и нежно приносят друг другу кусочки фруктов, конфетки и прочие вкусности. Общаясь при этом совершенно приторными голосами, что вызывает у читателя отвращение или смех. Дети их названы совершенно странными и вычурными именами: Фемистоклюс и Алкид. А воспитанием их занимаются слуги.

Большинство знакомых считают Манилова скромным, воспитанным, деликатным, сердечным и образованным человеком. Отчасти, это действительно так. В сделке с Чичиковым он ведет себя бескорыстно в материальном плане. И даже юридические издержки берет на себя. Но его выгода в том, что ему приятно быть полезным Чичикову, это льстит помещику.

Характер героя определить трудно, он, что называется ни то, ни се. Но детали, прописанные автором, достаточно красноречивы. Манилов никогда не доводит дела до конца. А чаще их и вовсе не начинает. А только грезит о том, что хорошо бы сделать. Строит планы, которые никогда не осуществит. Одним из таких мечтаний становится мост, о котором каждый гость Маниловки слышит по нескольку раз. На столе у хозяина лежит пыльная книга, открытая много лет на одной и той же странице. Мебель обтянута дорогим иностранным сукном, на, правда, его на все предметы не хватило.

Маниловщина – это ложная идиллия, утопия своего рода. И она затягивает, если вовремя из нее не вырваться. Поэтому из поместья так хочется сбежать, поскорее уехать, пока еще есть силы бороться.

Сочинение про помещика Манилова

Манилов - один из пяти помещиков произведения Гоголя "Мертвые Души". Каждый помещик описан в книге по убывающей черте человечности, первый в которой Манилов, сумевший сохранить в себе некоторые аспекты привлекательности. Каждый помещик парадирует человеческие грехи: лень, корысть, мошенничество, лицемерие, нелепость и прочие. Манилову пришлось взять на себя роль мечтателя, мысли которого всегда возвышены над облаками, никогда не спускавшиеся на землю.

Манилов отставной офицер приятной наружности, который ведет праздничный образ жизни: он ленив и нелеп, безответственен и чрезмерно мечтателен. Ему комфортно в своей обстановке. Он постоянно курит длинную трубку, воспитывает двух сыновей и все ещё любит жену за восемь лет супружеской жизни. Первое впечатление о нем благоприятное. Благодаря воспитанию он видит в людях только приятное, отчего показывается крайне слащавым и легкомысленным.

Он приятен в общении, поскольку использует чрезмерно "сладкие" речи, чтобы угодить своему собеседнику. Манилов любит погружаться в свои мечтания с утра до вечера, из-за чего создается образ "маниловщины". Жизнь вокруг замирает настолько, что книга уже два года лежит открытой на одной и той же странице. Манилов мечтает создать высокую надстройку над поместьем таким образом, чтобы было видно всю Москву. Однако при этом же забывает о управлении хозяйством, из-за чего поручает его приказчику. В свою очередь, и он особо не волнуется о жизни крестьян. В конце концов, двести крестьянских изб выживают как-то сами по себе, отдавая себя на произвол судьбы.

Манилов бескорыстен. Кроме мечтаний, он часто молчит, или же курит свою любимую длинную трубку. Он не следит за своими крестьянами, вследствие чего даже не может ответить на вопрос о числе жертв Чичикову. Манилов решает отдать души крестьян бесплатно, так как удивляется намерениям гостя и тому, что тот желает взять за несуществующий товар настоящую цену.

Образ и характеристика Манилова

История Гоголя представляет собой масштабную аллегорию, которая изображает глубоко мистические и религиозные смыслы. Пласт описания помещиков представляет перед читателем изображение грехопадения, а также образы воплощенных грехов как таковые. Эти образы Гоголь располагает в особом порядке, для того чтобы составить и смысловую канву и интересные структурные рифмы.

Манилов является первым помещиком, к которому приезжает Чичиков и такое положение вполне обосновано. Ведь в смысловом контексте Манилов – образ детства, наименьшая степень мертвенности и в чем-то даже наименьшая степень греховности.

Этот герой действительно является по детски наивным, он ко всем относится благодушно: вице-губернатор - «милый», полицмейстер - «очень приятный». Он создает положительное и приятное впечатление, общается с использованием множества комплиментов к собеседнику. Таким образом, этот человек является безобидным и простым.

Тем не менее, фигура Манилова при ближайшем рассмотрении является даже отвратительной. Его абсолютная инфантильность преобразована в ужасные формы, которые во взрослом возрасте просто недопустимы. Гоголь подчеркивает этот факт характерными деталями, «книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года» и горки золы из трубки, которые тщательно складывались на окне.

Таким образом, Манилов является абсолютно никчемной личностью, в которой фантазии полностью вытесняют подлинное существование, он обитает в грезах и в этом начало его мертвенности. Также и отношения в семье его являются полностью фальшивыми и карикатурными.

С супругой он общается абсурдными сахарно-нежными фразами, которые не имеют ничего общего с подлинными чувствами, но, скорее, призваны только хранить комфорт и «радужное» детское настроение. Сама супруга тоже не отличается зрелым характером. Детям он дает странные имена и оба они обращаются с детьми наподобие кукол или чего-то такого, ту не идет речь о воспитании или передаче опыта.

Манилов – душа, пойманная в сети сказок и грез, не имеющая возможности сделать нечто стоящее в этом мире. Также он олицетворяет в целом детскую глупость и слабость несформированной личности, начало грехопадения.

Большое место в поэме Гоголь уделяет изображению поместного дворянства - помещиков-крепостников.


По наружности помещик Манилов - «человек видный». «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек». В следующую затем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает, что такое» и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». Душевная пустота Манилова выражена, прежде всего, в праздной мечтательности и слащавой сентиментальности. Манилов любит помечтать, но мечты его беспредметны, неосуществимы. Между его мечтой и действительностью - полный разлад. Он мечтает, например, о сооружении через пруд каменного моста с лавками «по обеим сторонам», об устройстве подземного хода, о постройке дома с таким высоким бельведером, чтобы оттуда можно было видеть Москву. Никакого практического смысла в этих мечтаниях нет.


Время Манилова ничем не заполнено. Он любит сидеть в своей «приятной комнатке», предаваться размышлениям и от нечего делать расставлять «красивыми рядками» горки выбитой из трубки золы. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года».
В обращении с людьми Манилов до приторности учтив и обходителен. Разговаривая с Чичиковым, он пересыпает свою речь «приятными» словами и комплиментами, но не в состоянии высказать ни одной живой и интересной мысли. «От него не дождешься никакого живого или хоть заносчивого слова, какое можешь услышать от всякого, если коснешься задирающего его предмета».


Ко всем людям он относится с одинаковым благодушием и в любом человеке склонен видеть только хорошее. Когда в разговоре с Чичиковым речь касается губернских чиновников, Манилов каждому из них дает самую лестную оценку: губернатор у него «препочтеннейший и прелюбезнейший», вице-губернатор - «милый», полицмейстер - «очень приятный» и т. д. Доброта, мягкость, доверчивое отношение к людям - эти сами по себе неплохие качества характера у Манилова являются отрицательными, так как они не связаны с критическим отношением к окружающему.


Он далек от практической деятельности и хозяйственных дел: его дом стоит на юру, открыт всем ветрам, пруд зарос зеленью, деревня бедна.
Хозяйство у этого помещика «шло как-то само собой», на поля он никогда не ездил, не знал даже, сколько у него мужиков и сколько из них умерло. Поручив хозяйство приказчику, он полностью устранился от решения каких бы то ни было хозяйственных вопросов. Его соображению никак не доступно, для чего потребовались Чичикову умершие
крестьяне, зато с большим удовольствием он мечтает пожить с Чичиковым «на берегу какой-нибудь реки».


Таким внешне приятным, но нравственно опустошенным изображен Манилов. Образ Манилова стал нарицательным. Пустая, не связанная с реальной жизнью мечтательность, одинаковое ко всем людям благодушие, независимо от их качеств, до сих пор носят название маниловщины.

Галерея помещиков в поэме «Мертвые души» открывается образом Манилова. Это первый персонаж, к кому Чичиков обращается с просьбой о мертвых душах. Чем же определяется «первенство» Манилова? Известно высказывание Гоголя, что герои у него следуют один пошлее другого. Получается, что Манилов в поэме представляет собой первую, самую меньшую, степень нравственной деградации. Однако современные исследователи истолковывают очередность появления помещиков в «Мертвых душах» в ином смысле, ставя в соответствие первый том поэмы Гоголя первой части «Божественной комедии» Данте («Ад»).

Кроме того, как замечает Ю. Манн, первенство Манилова определяется и личностными чертами героя. Мечтательность и романтичность Манилова уже в самом начале поэмы создают резкий контраст безнравственной авантюре Чичикова.

Есть здесь и еще одна причина. По мнению И. П. Золотусского, «всякий раз, когда Чичиков встречается с кем-нибудь из помещиков, он совершает осмотр своих идеалов. Манилов — это семейная жизнь, бабенка, детки...». Эта «часть» чичиковского идеала — как раз то лучшее, что есть в «грубо-материальной» мечте героя о довольстве и комфорте. Поэтому история похождений Чичикова начинается именно с Манилова.

Образ этот в поэме статичен — с героем не происходит никаких внутренних изменений на протяжении всего повествования. Основные качества Манилова — сентиментальность, мечтательность, чрезмерное благодушие, учтивость и обходительность. Это то, что видимо, что лежит на поверхности. Именно эти черты подчеркнуты в описании внешности героя. Манилов «был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

Однако далее Гоголь переходит к описанию внутреннего мира Манилова, и первое впечатление от «приятности» помещика у читателя снимается. «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: „Какой приятный и добрый человек!" В следующую затем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: „Черт знает, что такое!" — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную. От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета». С долей иронии автор перечисляет традиционные «интересы» помещиков: страсть к борзым собакам, музыка, гурманство, продвижение по службе. Манилова же ничего не интересует в жизни, он не имеет никакого «задора». Говорит он очень мало, он часто думает и размышляет, но о чем — «разве богу...известно». Так четко вычленяются еще несколько характерных свойств этого помещика — неопределенность, равнодушие ко всему, инертность и инфантилизм жизненного восприятия. «Есть род людей, — пишет Гоголь, — известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...» Именно к этому типу людей относится Манилов.

«Неоформленность, расплывчатость» внутреннего мира героя писатель подчеркивает характерным пейзажем. Так, погода в тот день, когда Чичиков приехал к Манилову, в высшей степени неопределенна: «День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат...»

В описании господской усадьбы нам открываются новые черты Манилова. Здесь уже мы видим человека, претендующего на «образованность», «культурность», «аристократизм», однако Гоголь не оставляет читателям никаких иллюзий на этот счет: все попытки героя казаться образованным и утонченным аристократом пошлы и нелепы. Так, дом Манилова стоит «одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам», зато гора, на которой стоит усадьба, «одета подстриженным дерном», на ней «разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций». Неподалеку виднеется беседка «с деревянными голубыми колоннами» и надписью «Храм уединенного размышления». А рядом с «храмом» заросший, покрытый зеленью пруд, по которому, «картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон», бредут две бабы, влача за собой изорванный бредень. В этих сценах угадывается гоголевская пародия на сентиментальные повести и романы.

Те же претензии на «образованность» угадываются и в древнегреческих именах, которыми Манилов наградил своих детей — Алкид и Фемистоклюс. Однако поверхностная образованность помещика здесь обернулась откровенной глупостью: даже Чичиков, услышав эти имена, испытал некоторое удивление, легко себе представить и реакцию поместных жителей.

Однако древнегреческие имена здесь — не только яркая характеристика Манилова. «Алкид» и «Фемистоклюс» задают в поэме тему истории, мотив богатырства, который присутствует на протяжении всего повествования. Так, имя «Феми-стоклюс» напоминает нам о Фемистокле, государственном деятеле и полководце из Афин, который одерживал блестящие победы в боях с персами. Жизнь полководца была очень бурной, насыщенной, полной значительных событий (на фоне этой героической темы еще заметней становится бездействие, пассивность Манилова).

«Незавершенность натуры» Манилова (природа как будто остановилась на «приятной» внешности героя, «не доложив» в него характера, темперамента, жизнелюбия) сказывается и в описании его домашней обстановки.

Во всем у Манилова — незаконченность, создающая дисгармонию. Ряд деталей интерьера свидетельствует о склонности героя к роскоши и изысканности, однако в самой склонности этой все та же незаконченность, невозможность довести дело до конца. В гостиной Манилова стоит «прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей», которая стоит «весьма недешево», но на два кресла ее недостает, и кресла стоят «обтянуты просто рогожею». Вечером на стол подается «щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями», а рядом с ним ставится «простой медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале...». Вот уже два года герой читает одну и ту же книгу, дойдя лишь до четырнадцатой страницы.

Все занятия помещика бессмысленны и нелепы, так же как и его мечты. Так, проводив Чичикова, он мечтает об огромнейшем доме «с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву». Но кульминацией образа Манилова являются «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками». Как и все «благородные господа», Манилов курит трубку. Поэтому в кабинете его — своеобразный «культ табака», который насыпан в картузы, и в табашницу, и «просто кучею на столе». Так, Гоголь подчеркивает, что «препровождение времени» Манилова совершенно никчемно, бессмысленно. Причем бессмысленность эта заметна даже при сопоставлении героя с остальными помещиками. Нам трудно представить за подобным занятием (размещение горок золы красивыми рядками) Собакевича или Коробочку.

Речь героя, «деликатная», витиеватая, полностью соответствует его внутреннему облику. Обсуждая с Чичиковым продажу мертвых душ, он интересуется, «не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». Однако Павлу Ивановичу, присовокупившему к беседе два-три книжных оборота, удается убедить его в совершенной законности этой сделки — Манилов дарит Чичикову умерших крестьян и даже оформление купчей берет на себя.

Таким образом, портрет героя, его речь, пейзаж, интерьер, окружающая обстановка, детали быта обнажают сущность характера Манилова. При ближайшем рассмотрении становится заметной призрачность его «положительных» качеств — чувствительности и сентиментальности. «Чувство его удивительно маленькое и ничтожное, и сколько бы он ни расточал его, от этого никому ни тепло ни холодно. Его любезность — к услугам всякого, как и его доброжелательство, но не потому, что он действительно обладает такой любящей душой, а потому что они ему ничего не стоят — это просто манера... Его чувства — не настоящие, а только их фикция», — писал дореволюционный исследователь Гоголя.

Таким образом, Манилов не оценивает людей с точки зрения критериев добра и зла. Окружающие просто попадают в общую атмосферу благодушия и мечтательности. В сущности, Манилов индифферентен к самой жизни.

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» была издана в 1842 году. Название поэмы можно понимать двояко. Во-первых, главный герой, Чичиков, скупает у помещиков умерших крестьян (мертвые души). Во-вторых, помещики поражают черствостью души, каждый герой наделяется отрицательными качествами. Если сравнивать умерших крестьян и живых помещиков, окажется, что именно помещики имеют «мертвые души». Так как на протяжении всего повествования проходит образ дороги, главный герой – путешествует. Складывается впечатление, что Чичиков просто посещает старых друзей. Глазами Чичикова мы видим помещиков, их деревни, дома и семьи, что играет важную роль в раскрытии образов. Вместе с главным героем читатель проходит путь от Манилова до Плюшкина. Каждый помещик расписан подробно и основательно. Рассмотрим образ Манилова.

Фамилия Манилов – говорящая, можно догадаться, что она образована от глагола манить (привлекать к себе). В этом человеке Гоголь обличает лень, бесплодную мечтательность, сентиментальность, неспособность идти вперед. Как говорится про него в поэме «человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Манилов вежлив и обходителен, первое впечатление от него даже приятное, но когда всматриваешься в детали и лучше узнаешь помещика, мнение о нем меняется. С ним становится скучно.

Манилов имеет большое поместье, но совершенно не занимается своей деревней, не знает, сколько у него крестьян. Ему безразличны жизнь и судьба простого народа, «хозяйство шло как-то само собою». Бесхозяйственность Манилова открывается нам еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко. Манилов непрактичен и глуп – он берет купчую на себя и не понимает выгоды продажи мертвых душ. Он позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство.

Манилов постоянно витает в облаках, не желая замечать происходящего вокруг: «как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост». Видно, что мечты остаются лишь мечтами, на смену одних приходят другие и так будет всегда. Манилов живет в мире фантазий и «прожектов», реальный мир для него чужд и непонятен, «все эти прожекты так и оканчивались только одними словами». Этот человек быстро надоедает, так как он не имеет своего мнения, а может только приторно улыбаться и говорить банальные фразы. Манилов считает себя воспитанным, образованным, благородным. Однако, в его кабинете два года лежит книжка с закладкой на 14-й странице, покрытая пылью, что говорит о том, что новая информация Манилова не интересует, он только создает вид образованного человека. Деликатность и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам Манилова, сплошь «препочтеннейшие» и «прелюбезнейшие» люди. Речь характеризует этого персонажа как человека, который всегда льстит, не понятно, действительно, ли он так думает или просто создает видимость, чтобы польстить другим, чтобы в нужное время рядом были полезные люди.

Манилов старается соответствовать моде. Он пытается придерживаться европейского образа жизни. Жена изучает французский в пансионе, играет на фортепиано, а дети имеют странные и сложные для произношения имена — Фемистоклюс и Алкид. Они получают домашнее образование, что свойственно для обеспеченных людей того времени. Но вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности: дом открыт всем ветрам, пруд полностью зарос ряской, беседка в саду носит название «Храм уединенного размышления». Печать серости, скудности, неопределенности лежит на всем, что окружает Манилова. Обстановка ярко характеризует самого героя. Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность Манилова. В нем нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Недаром путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда. В нем нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов, — «мертвая душа». Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление - «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию.