Какими литературными направлениями течениями группировками. Литературные течения, школы. Психологический анализ в литературе

Литература, как никакой другой вид творческой деятельности человека, связана с общественной и исторической жизнью людей, являясь ярким и образным источником ее отражения. Художественная литература развивается вместе с обществом, в определенной исторической последовательности и можно сказать, что она является непосредственным примером художественного развития цивилизации. Каждая историческая эпоха характеризуется определенными настроениями, взглядами, мироощущением и мировоззрением, что неизбежно проявляется в художественных литературных произведениях.

Общность мировоззрения, подкрепленная едиными художественными принципами создания литературного произведения у отдельных групп писателей, формирует различные литературные направления. Стоит сказать, что классификация и выделение таких направлений в истории литературы весьма условно. Писатели, создавая свои произведения в разные исторические эпохи, даже и не подозревали о том, что литературоведы по прошествии лет причислят их к какому-либо литературному направлению. Тем не менее, для удобства исторического анализа в литературоведческой деятельности такая классификация необходима. Она помогает более четко и структурировано разобраться в сложных процессах развития литературы и искусства.

Основные литературные направления

Каждое из них характеризуется наличием ряда известных писателей, которых объединяет ясная идейно-эстетическая концепция, изложенная в теоретических трудах, и общий взгляд на принципы создания художественного произведения или художественный метод, который, в свою очередь, приобретает исторические и социальные черты, присущие определенному направлению.

В истории литературы принято выделять следующие основные литературные направления:

Классицизм. Он сформировался как художественный стиль и мировоззрение к XVII веку. В его основе лежит увлечение античным искусством, которое было взято за образец для подражания. Стремясь достигнуть простоты совершенства, подобной античным образцам, классицисты выработали строгие каноны искусства, такие, как единство времени, места и действия в драматургии, которым неукоснительно нужно было следовать. Литературное произведение было подчеркнуто искусственным, разумно и логически организованным, рационально выстроенным.

Все жанры подразделялись на высокие (трагедия, ода, эпопея), которые воспевали героические события и мифологические сюжеты, и низкие - изображающие обыденную жизнь людей низших сословий (комедия, сатира, басня). Классицисты предпочитали драматургию и много создавали произведений специально для театральных подмостков, используя для выражения идей не только слово, но и зрительные образы, определенным образом выстроенный сюжет, мимику и жесты, декорации и костюмы. Весь семнадцатый и начало восемнадцатого века прошли под сенью классицизма, которому на смену после разрушительной мощи французской пришло другое направление.

Романтизм - всеобъемлющее которое мощно проявило себя не только в литературе, но и в живописи, философии и музыке, причем в каждой европейской стране оно имело свои специфические особенности. Объединял писателей-романтиков субъективный взгляд на действительность и неудовлетворенность окружающей реальностью, что заставляло их конструировать иные картины мира, уводящие от действительности. Герои романтических произведений - могучие неординарные личности, бунтари, бросающие вызов несовершенству мира, вселенскому злу и гибнущие в борьбе за счастье и всеобщую гармонию. Необычные герои и необычные жизненные обстоятельства, фантастические миры и нереально сильные глубокие переживания писатели передавали с помощью определенных язык их произведений очень эмоциональный, возвышенный.

Реализм. Пафос и приподнятость романтизма сменило данное направление, основным принципом которого стало изображение жизни во всех ее земных проявлениях, весьма реальные типичные герои в реальных типичных обстоятельствах. Литература, по мнению писателей-реалистов, должна была стать учебником жизни, поэтому герои изображались во всех аспектах проявления личности - социальном, психологическом, историческом. Главным источником, воздействующим на человека, формирующим его характер и мировоззрение, становится окружающая среда, реальные жизненные обстоятельства, с которыми герои из-за глубинных противоречий постоянно вступают в конфликт. Жизнь и образы в даются в развитии, показывая определенную тенденцию.

Литературные направления отражают самые общие параметры и черты художественного творчества в определенный исторический период развития общества. В свою очередь, в рамках любого направления можно выделить несколько течений, которые представлены писателями с близкими идейно-художественными установками, морально-этическими взглядами и художественно-эстетическими приемами. Так, в рамках романтизма существовали такие течения, как гражданский романтизм. Писатели-реалисты также были приверженцами различных течений. В русском реализме принято выделять философское и социологическое течение.

Литературные направления и течения - классификация, созданная в рамках литературоведческих теорий. В ее основе - философские, политические и эстетические взгляды эпох и поколений людей на определенном историческом этапе развития общества. Однако литературные направления могут выходить за рамки одной исторической эпохи, поэтому часто их отождествляют с художественным методом, общим для группы писателей, живших в разные времена, но выражающих похожие духовно-этические принципы.

Как уже отмечалось ранее, среди литературоведов нет единого мнения относительно того, как разграничить понятия «художественная система», «литературное направление» и «литературное течение». Чаще всего ученые называют «системами» «международные литературные общности» (барокко, классицизм и т.п.), а термины «направление» и «течение» используют в более узком смысле.

Достаточно распространенной является точка зрения Г.Н. Поспелова, который считал, что литературное течение – это преломление в творчестве писателей и поэтов определенных общественных взглядов (миросозерцания, идеологий), а направления – это писательские группировки, возникающие на основе общности эстетических воззрений и определенных программ художественной деятельности (выраженных в трактатах, манифестах, лозунгах и т.п.). Течения и направления в этом значении слов – это факты отдельных национальных литератур (Теория литературы – М., 1978, с.134 – 140).

Иными словами, направление представляет собой литературоведческое понятие, обозначающее совокупность фундаментальных духовно-содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей, ряда группировок, а также обусловленные этими важнейшими принципами совпадения и соответствия программно-творческих установок, тематики, жаров и стиля.

По словам Поспелова, литературное направление появляется тогда, когда группа писателей той или иной страны и эпохи объединяется на основе какой-то определенной творческой программы и создает свой произведения, ориентируясь на ее положения. Это способствует большей творческой организованности и законченности их произведений. Но не программные принципы, которые провозглашает какая-то группа писателей, определяют особенности их творчества, а, наоборот, – идейно-художественная общность творчества объединяет писателей и вдохновляет их на осознание и провозглашение соответствующих программных принципов.

В европейских литературах направления возникают лишь в новое время , когда художественное творчество обретает относительную самостоятельность и качестве «искусства слова», обособляясь от других нехудожественных жанров. В литературу властно входит личностное начало, становится возможным выражение точки зрения автора, выбор той или иной жизненной и творческой позиции. Направлениями в истории европейской литературы принято считать ренессансный реализм, барокко, классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, романтизм, критический реализм, натурализм, символизм, социалистический реализм. Существование этих больших направлений в ряде национальных литератур более или менее общепризнано. Правомерность выделения других – рококо, предромантизм, неоклассицизм, неоромантизм и т.п. – вызывает споры.



Направления носят не замкнутый, а открытый характер; переход от одного к другому предполагает обычно промежуточные формы (предромантизм в европейской литературе XVIII столетия). Новое направление, приходя на смену старому, не устраняет его сразу, а какое-то время сосуществует с ним – между ними происходит творческая и теоретическая полемика.

Чередование и одинаковая последовательность направлений в европейской литературе позволяют рассматривать их как явление международное; однако то или иное направление в каждой литературе выступает с этой точки зрения в качестве национального варианта соответствующей общеевропейской модели. Национально-историческое своеобразие направлений в отдельных странах порой столь значительно, что отнесение их к единому типу оказывается проблематичным, а типологическая общность классицизма, романтизма и т.п. – весьма условной и относительной. Таким образом, при создании общей модели литературного направления приходится учитывать меру типологической общности его национальных форм – тот факт, что под флагом одного направления нередко выступают направления, качественно различные.

Возникновение в национальных литературах литературных направлений не значит, что все писатели обязательно принадлежали к тому или другому из них. Были и такие писатели, которые не возвышались до программирования своего творчества, не создавали литературных теорий, и их творчеству, значит, нельзя присваивать обозначений, вытекающих из каких-либо программных положений. Такие писатели не принадлежат ни к какому направлению. У них тоже есть, конечно, некоторая общность идеологического миросозерцания, создаваемая определенными обстоятельствами общественной жизни их страны и эпохи, которая обусловливала соответствующую общность идейного содержания их произведений, а отсюда и формы его выражения. Значит, творчество этих писателей тоже обладало какой-то общественно-исторической закономерностью. Подобная же группа писателей была, например, в русской литературе – в эпоху господства в ней классицистического направления. Ее образовали М. Чулков, А. Аблесимов, А. Измайлов и другие. Таким группам писателей, творчество которых связано только идейно-художественной, но не программной общностью, наука о литературе не дает каких-то «собственных имен» вроде «классицизма», «сентиментализма» и т. п.

По мнению Поспелова, творчество тех групп писателей, которые обладают только идейно-художественной общностью , следует называть литературным течением.

Это не значит, что различие между литературными направлениями и течениями состоит только в том, что представители первых, обладая идейно-художественной общностью творчества, создавали творческую программу, а представители вторых не могли ее создать. Литературный процесс – явление более сложное. Очень часто бывает так, что творчество группы писателей определение страны и эпохи, создавшей и провозгласившей единую творческую программу, обладает, однако, лишь относительной и односторонней творческой общностью, что писатели эти, по существу, принадлежат не к одному, а к двум (иногда и более) литературным течениям.

Поэтому, признавая одну творческую программу, они по-разному понимают ее положения и по-разному применяют их. Бывают, иначе говоря, литературные направления, объединяющие в себе творчество писателей разных течений . Иногда писатели разных, но чем-то идейно близких друг другу течений программно объединяются в процессе своей общей идейно-художественной полемики с писателями других течений, резко враждебных им.

Таким образом, направление фиксирует общность глубинных духовно-эстетических основ художественного содержания, обусловленную единством культурно-художественной традиции, однотипностью миропонимания писателей и стоящих перед ними жизненных проблем, а в конечном счете – сходство эпохальной социально- и культурно-исторической ситуации. Но само миропонимание, то есть отношение к поставленным проблемам, представление о путях и способах их разрешения, идеологические и художественные концепции, идеалы писателей, принадлежащих к одному направлению, могут быть различными.

Походя с таких позиций к понятиям литературного направления и течения, Поспелов ставит вопрос об их существовании в национальных литературах на различных стадиях их исторического развития. По словам исследователя, на всех стадиях развития художественной литературы (начиная с литературы Древней Греции) ее источником всегда являлось идеологическое миросозерцание писателей, представляющих своим творчеством различные общественные силы и отсюда часто создающих свои произведения по принципу антитезы. Поэтому, если в национальных литературах до XVII столетия не было отчетливо оформленных направлений, то различные течения в них были всегда.

Течения существовали, например, в древнегреческой литературе классической эпохи ее развития. Аттическая демократия создала в V веке до н.э. блестящую драматургию, антиаристократическую по идейной направленности, авторитарно-мифологическую по идеалам. Это было одно из основных течений античной литературы той эпохи. Но еще ранее, с VI века до н.э. в тех древнегреческих полисах, где господствовала рабовладельческая аристократия активно развивалась лирика – и гражданская по своему содержанию (произведения Феогнида из Мегар, одическая хоровая лирика Тиртея в Спарте, Пиндара в Фивах), и чисто личная, в частности любовная (Алкей и Сапфо на Лесбосе, Анакреонт). Это было другое основное течение или даже течения в античной литературе той эпохи. Обращение писателей воинствующей аттической демократии к драматургии, а аристократических поэтов других полисов к лирике вытекало из особенностей творчества тех и других.

Римской классической литературе, созданной в совсем иных условиях общественной жизни – в ранний период существования имперской власти, в «век Августа», – была свойственна некоторая двойственность ее тенденций. Поэты этого времени откликались на идейно-политические запросы новой власти и создавали литературу в какой-то мере официозную, обращаясь к жанру гражданской или философской поэмы («Энеида» Вергилия, «Метаморфозы», Овидия) В них всецело господствовали мифологически-авторитарные умонастроения. Но наряду с этим те же поэты, а также и другие тяготели в своем миросозерцании к идейному «уходу» от суеты и превратностей жизни императорского Рима. Тяжелой атмосфере столицы они противопоставляли воображаемые радости пастушеской жизни («Буколики» Вергилия), простоту деревенского труда (его же «Георгики»), уединенные наслаждения благами бытия («Сатиры» Горация), треволнения любовных переживаний («Любовные стихи» Овидия) или они идеализировали старые, добрые нравы («Оды» Горация, «Элегии» Тибулла). Здесь и проявлялись, при всей мифологической авторитарности миросозерцания, стихийные гуманистические стремления этих поэтов.

Различные течения можно выявить и на протяжении последующего развития литературы. Так, например, в английском романтизме исследователи выделяют три течения: революционные (Байрон, Шелли), консервативные (Вордсворт, Колридж. Саути) и лондонские (Китс, Ли Хант) романтики. Применительно к русскому романтизму говорят о «философском», «психологическом», «гражданском» течениях. В русском реализме некоторые исследователи различают «психологическое» и «социологическое» течение.

Таким образом, если литературные течения существовали в национальных литературах с самого начала их исторической жизни, то литературные направления складывались в них только на относительно поздних стадиях развития и всегда на основе идейно-художественного содержания литературы тех или иных течений. Поэтому не литературные направления дают жизнь литературным течениям и вмещают их в себя, как полагают некоторые исследователи, а наоборот – течения могут составлять на какой-то ступени своего развития единое направление, а до того или позднее существовать вне его пределов. Так, литературное течение русской дворянской революционности началось с творчества А.Н. Радищева, который не был романтиком. Позднее в нем возникли мотивы гражданской романтики (Пушкин, Рылеев и другие), и оно вошло в направление романтизма вместе с поэтами и другого, религиозно-романтического течения (Жуковский, Козлов и другие) (Поспелов Г.Н. Теория литературы – М., 1987, с. 140 – 160).

Наряду с терминами «направление» и «течение» для характеристики объединений писателей используется понятие «школа » и «группировка». Литературные группировки и школы предполагает непосредственную идейно-художественную близость и программно-эстетическое единство ее участников («озерная школа» в английском романтизме, группа «Парнас» во Франции, «натуральная школа» в России и т.п.).

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии Е. А. Баратынского, К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, А. А. Фета, Д. В. Давыдова, Н. М. Языкова. Творчеством Ф. И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
Наряду с поэзией начала развиваться проза.
А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека» , образцом которого является Евгений Онегин в романе А. С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека» , который показан Н. В. Гоголем в его повести «Шинель» , а также А. С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель» .
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер.
Тенденция изображения пороков и недостатков российского обществахарактерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.
С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В. Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?» , а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А. Н. Островского А. П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А. П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы. Вот как-то так что ли?

Урок литературы в 9 классе № 1 . Введение. Литературные направления, школы, движения.

Цели :

Познакомить учащихся с учебником, программой и задачами курса литературы в 9 классе;

обобщить знания, расширить представления об этапах развития отечественной литературы;

начать повторение литературных родов и жанров, обобщить и систематизировать изученное в 8 классе.

Тип урока : Лекция с элементами беседы.

Методы обучения : Фронтальный опрос, работа с учебником, тезисные записи.

Теоретико -литературные понятия: литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление.

Повторение: литературные роды и жанры.

Ход урока:

  1. Повторение пройденного:

Что такое литература?

Дайте определение понятия «литература» (искусство слова).

Что такое классическая литература? Приведите примеры классики 18 -19 вв.

К какому литературному роду и жанру относятся произведения А.С.Пушкина: «Зимнее утро», «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о царе Салтане», «Дубровский», «Станционный смотритель»?

  1. Работа с учебником (ч.1, с.3-5);записать тезисы.
  2. Слово учителя об особенностях УМК С.А.Зимина.

Что нового в содержании учебника?

По какому принципу расположен учебный материал? (хронология)

Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?

  1. Лекция. Запись тезисов и определений.

4.1.Историко-литературный процесс

***Историко-литературный процесс - совокупность общезначимых изменений в литературе. Л и тература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми худ о жественными открытиями.

Развитие литературного процесса определяется следующими х у дожественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.

Непрерывное изменение литературы - очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.).

*** Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературн о го процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.

***Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов . Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс - это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.

***Литературное направление - устойчивый и повторяющийся в том или ином периоде исторического развития литературы круг основных особенностей творчества, выражающийся в характере отбора явлений действительности и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей.

4.2. Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

Классицизм (от лат. classicus -- образцовый) -- художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVIII -- начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Д.И. Фонвизин и другие.

Основной конфликт классицистических произведений -- это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный -- в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира).

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» -- места, времени и действия. · чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких -- трагические и возвышенные);

· чистота языка (в высоких жанрах -- высокая лексика, в низких -- просторечная);

· строгое деление героев на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;

· соблюдение правила «трех единств»;

· утверждение положительных ценностей и государственного идеала.

Сентиментализм (от английского sentimental -- чувствительный, от французского sentiment -- чувство) -- литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а человека. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные -- расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители -- Радищев и Карамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нравственное превосходство первого.

Романтизм - - художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII -- первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе.

Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. Это и породило возникновение романтического двоемирия.

Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Он находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой - воплощение романтического бунта против действительности.

Реализм (от латинского realis -- вещественный, действительный) - литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.

Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма -- соотношение правдоподобия и художественной правды.

Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

Модернизм (от французского modern -- новейший, современный) философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX--XX веков.

Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм - - нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860--1870-е.

Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать реальность. Символисты утверждали, что цель искусства -- не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намеревались с помощью символа. Символ -- выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов

Акмеизм (от греч. akme -- высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) -- модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву.

Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова.

Футуризм -- одно из основных авангардистских направлений (авангардизм -- крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами -- контраст комического и трагического, фантастики и лирики.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, современного мира; «дух литературы» конца 20 в; литературу эпохи мировых войн, научно-технической революции и информационного «взрыва».

5.Итоги урока. В чем сила и потенциал литературы? Почему чтение книг стало сегодня редким явлением? Попробуйте дать оценку этой ситуации.

6.Домашнее задание :

1.с.6-9(выпсать тезисы. Специфика древнерусской литературы);


Урок литературы в 9 классе № 1 . Введение. Литературные направления, школы, движения.

Цели :

познакомить учащихся с учебником, программой и задачами курса литературы в 9 классе;

обобщить знания, расширить представления об этапах развития отечественной литературы;

начать повторение литературных родов и жанров, обобщить и систематизировать изученное в 8 классе.

Тип урока : Лекция с элементами беседы.

Методы обучения : Фронтальный опрос, работа с учебником, тезисные записи.

Теоретико -литературные понятия: литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление.

Повторение: литературные роды и жанры.

Ход урока:

    Повторение пройденного:

Что такое литература?

Дайте определение понятия «литература» (искусство слова).

Что такое классическая литература? Приведите примеры классики 18 -19 вв.

К какому литературному роду и жанру относятся произведения А.С.Пушкина: «Зимнее утро», «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о царе Салтане», «Дубровский», «Станционный смотритель»?

    Работа с учебником (ч.1, с.3-5);записать тезисы.

    Слово учителя об особенностях УМК С.А.Зимина.

Что нового в содержании учебника?

По какому принципу расположен учебный материал? (хронология)

Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?

    Лекция. Запись тезисов и определений.

4.1.Историко-литературный процесс

***Историко-литературный процесс - совокупность общезначимых изменений в литературе. Ли­тература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми худо­жественными открытиями.

Развитие литературного процесса определяется следующими ху­дожественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.

Непрерывное изменение литературы - очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.).

*** Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературно­го процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.

***Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов . Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс - это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.

***Литературное направление - устойчивый и повторяющийся в том или ином периоде исторического развития литературы круг основных особенностей творчества, выражающийся в характере отбора явлений действительности и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей.

4.2. Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

Классицизм (от лат. classicus -- образцовый) -- художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVIII -- начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Д.И. Фонвизин и другие.

Основной конфликт классицистических произведений -- это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный -- в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира).

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» -- места, времени и действия. · чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких -- трагические и возвышенные);

· чистота языка (в высоких жанрах -- высокая лексика, в низких -- просторечная);

· строгое деление героев на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;

· соблюдение правила «трех единств»;

· утверждение положительных ценностей и государственного идеала.

Сентиментализм (от английского sentimental -- чувствительный, от французского sentiment -- чувство) -- литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а человека. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные -- расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители -- Радищев и Карамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нравственное превосходство первого.

Романтизм - - художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII -- первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе.

Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. Это и породило возникновение романтического двоемирия.

Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Он находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой - воплощение романтического бунта против действительности.

Реализм (от латинского realis -- вещественный, действительный) - литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.

Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма -- соотношение правдоподобия и художественной правды.

Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

Модернизм (от французского modern -- новейший, современный) философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX--XX веков.

Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм - - нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860--1870-е.

Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать реальность. Символисты утверждали, что цель искусства -- не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намеревались с помощью символа. Символ -- выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов

Акмеизм (от греч. akme -- высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) -- модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву.

Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова.

Футуризм -- одно из основных авангардистских направлений (авангардизм -- крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами -- контраст комического и трагического, фантастики и лирики.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, современного мира; «дух литературы» конца 20 в; литературу эпохи мировых войн, научно-технической революции и информационного «взрыва».

5.Итоги урока. В чем сила и потенциал литературы? Почему чтение книг стало сегодня редким явлением? Попробуйте дать оценку этой ситуации.

6.Домашнее задание :

1.с.6-9(выпсать тезисы. Специфика древнерусской литературы);