Кто такие готы (племя) и что это за народ? Субкультуры, музыкальные стили, биографии. Символы и атрибутика современных готов

Усилившийся натиск германских племён на границы Римской империи со времени Маркоманской войны был неслучаен. Их самих вытесняло со старых территорий ог-ромное племя готов, пришедшее из Скандинавии. О своей родине готы вспоминали в легенде, сохранённой их историком Иорданом. Под предводительством конунга Берига готы высадились на трёх кораблях в устье нынешней Вислы. Один из кораблей был менее поворотлив, и от готского слова gepanta - ленивый происходит название отде-лившегося от готов племени гепидов. Потомки бравых мореходов, прибывших на бы-строходных кораблях, разделились позже на остготов и вестготов. По легенде, в прав-ление пятого конунга после Берига, когда численность племени значительно возросла, готы решили двинуться в южную Скифию. Дойдя до широкой реки, они построили мост, и половина пришельцев перешла на другой берег. После чего мост рухнул, а по-чинить его не смогли. Часть племени (вестготы) ушла на запад. Остальные (остготы) обосновались на восточном берегу.

Идея рухнувшего моста так понравилась историку Г. В. Вернадскому, что он конкре-тизировал: переправа готов через Днепр произошла возле будущего города Киева. Его немецкие коллеги склонны считать, что в легенде упоминается не Днепр, а Днестр или Прут. Вряд ли теперь удастся установить истину. Из более достове рных данных из-вестно, что вестготы разгромили в 251 г. на Дунае легионеров римского императора Деция. А остготский конунг Эрманарих, которого называют “готским Александром Македонским”, подчинил себе почти всю Восточную Европу: земли мордвы и мери, верховья Волги, степи до Крыма и сам Крым”.

В середине III века, достигнув разными маршрутами Черного моря, готы стали стро-ить корабли и совершать набеги на южных соседей. Они проходили проливами в Сре-диземное море, грабили Грецию и Малую Азию. В Эфесе они сожгли прекрасный храм Артемиды, одно из семи греческих “чудес света”. А причину того, что вестготы и ост-готы так и не объединились, Л. Н. Гумилев усматривает не в рухнувшем мосте, а в со-перничестве рода Амалов - “благородных” – предводителей остготов с Балтами “смелыми” – предводителями вестготов.

Восхваляя верховного германского бога Вотана (Одина), готы поначалу не мешали поверженным ими народам поклоняться собственным богам. Не обратили они внима-ния и на христианство, постепенно вытеснявшее другие религии в Римской империи. При Константине Великом, перенесшем свою столицу из Рима в Константинополь, христианство было объявлено государственной религией. А в 325 г. на Никейском со-боре римскому императору пришлось стать верховным судьёй в споре приверженцев двух христианских проповедников: Афанасия и Ария. Афанасий настаивал на равенст-ве Бога-отца и Бога-сына. Арий же утверждал, что рождённый от Бога Христос всё же чуть ниже в священной иерархии. Этот “процессуальный” вопрос несколько веков оп-ределял судьбу многих германских племён.

Арианские проповедники первыми оказались среди готов, подошедших к римским границам. Им активно помогали местные священники, особенно из среды греческих пленных, захваченных германцами. Среди них самым знаменитым стал Вульфила, отец которого был готом, а мать - греческой христианкой. Он получил готское имя (Wulfila – волчонок), с детства свободно владел тремя языками: готским, греческим, латинским и служил лектором (низшая должность священника) в одной из немногочисленных у го-тов христианских церквей. Он переводил Библию с греческого на готский, для чего пришлось заметно расширить язык старинных германских рун. Именно тогда появи-лись в немецком заимствованные из греческого Kirche, Biskoff, Pfaffe и немало других слов.

Отправленный с одним из вестготских посольств в Константинополь, Вульфила был замечен Евсевием, в ту пору духовным лидером ариан и одним из самых могуществен-ных людей империи. Он по достоинству оценил труд переводчика и, минуя промежу-точные должности, сразу произвел тридцатилетнего пресвитера в епископы. Вернув-шись в 341 г. в родное племя, Вульфила продолжал проповедовать христианство. Его Библия способствовала утверждению среди многих германцев арианской веры, что привело к длительной вражде германских “еретиков” с жителями империи, в которой вскоре победила римская церковь приверженцев Афанасия.

Вульфиле пришлось бороться за свою веру сразу на двух фронтах. Римская церковь стала преследовать “арианскую ересь”, а вестготские поклонники Вотана даже вынуди-ли епископа увести своих единоверцев на земли Римской империи. Император Кон-станций - сын Константина Великого выделил общине земли в провинции Мёзия, и там её застал через два века Иордан, писавший историю готов. Он назвал Вульфилу в своём труде “Моисеем готов”. До наших дней не дожила ни одна из книг этой первой герман-ской Библии. Самым древним считают экземпляр, переписанный в Равенне в 520 г., который хранится в университете города Упсала в Швеции. Часть букв там написана серебряной краской, и манускрипт поэтому называют “Серебряной Библией”.

Арианская “ересь” продолжала проникать в германские племена, и вскоре к дунай-ской границе ушла ещё немалая часть вестготов. Они просили римлян разрешить им жить в империи, которая к концу IV века разделилась на Западную и Восточную. Полу-чив разрешение, Фридигерн, вождь отделившихся вестготов-ариан, перешёл с 200 ты-сячами единоверцев на “римский” берег Дуная. Здесь римские чиновники стали оби-рать переселенцев и создали им столь невыносимые условия жизни, что вестготы взбунтовались. Их предводителей убили во время “мирных переговоров”. Спасшийся Фридигерн поклялся отомстить римлянам за коварство. Он начал опустошать Фракию, и на его усмирение отправился лично император Валент. При Адрианополе в 378 г. произошло сражение основных сил римлян с восставшими. Вестготы одержали победу, почти полностью уничтожив римское войско. Погиб и сам Валент.

А с востока планомерно надвигались огромные орды гуннов. Кочевники разрушили восточную “империю готов” - Gotenreich, и старый конунг Эрманарих в 375 г. покончил с собой. Этот год принято считать началом “Великого переселения народов” Европы.

Специалисты Германо-Славянской археологической экспедиции ХНУ им. В.Н. Каразина Кирилл Мызин и Марина Филатова.

История происхождения


Готы-племена. Готский историк Иордан описывает легенду их происхождения так: «С острова Скандзы (Южная Швеция, о. Готланд – NS), кузницы народов, или, вернее, как из утробы, порождающей племена, по преданию вышли некогда готы…» Выйдя «из утробы» в начале I века н.э., эти воинственные племена переселились на Большую землю, и в начале III века они уже были на территории современной Украины. После неизбежных столкновений с Римской империей, к границе которой они подошли, мир был подписан только в начале IV века. С этого периода и начинается «золотая эра» готов. Они расселяются по Восточной Европе. Однако в 375 году, как гласит предание, появившиеся в этих местах племена гуннов заставляют готов покинуть «родные» края. В V веке готы появляются в Испании, Южной Франции и Италии, а разгромив Западную Римскую империю, основывают королевства вестготов и остготов. После этого готы постепенно исчезают с исторической арены.


Готы-субкультура. Пугающие сердобольных старушек, одетые в черное мужчины и женщины – это последователи субкультуры, зародившейся в 1970-х годах в Великобритании. (Подробнее о готах и других субкультурах, а также о будущем неформальных движений в материале "Павел Горюнов: «Сегодня огромное количество неформальных групп существует только в киберреальности»" – NS). Конкретный основатель этого движения, по сути, неизвестен. Готы появились на основе панк-движения. После того как влияние панка в Англии начало ослабевать, появился принципиально новый музыкальный жанр, который получил название пост-панк, а позже – готик-рок. Со временем вокруг этого музыкального движения сформировалось и движение молодежное, которое не только слушало готик-рок, но и подражало музыкантам в одежде и стиле. Июль 1982 года считается предположительной датой возникновения субкультуры: именно в этот день был открыт музыкальный клуб Batcave.


Готы-субкультура. Провести параллель между молодежным движением готов и какими-либо религиозными и мифологическими течениями очень сложно, ведь представители этого движения могут принадлежать к совершенно разным конфессиям, увлекаться оккультизмом и магией или вовсе быть атеистами. Духовные взгляды готов проявляются по преимуществу в музыке.

Нравы и обычаи


Готы-племена. Об их нравах, как и о многом другом из повседневной жизни готов, тоже, увы, почти ничего не известно. Однако Тацит сообщает нам о «строгости нравов» и «крепости семейных уз». Известно также, что древние германцы были людьми гостеприимными, большими охотниками до выпивки и азартных игр.


Готы-субкультура. «Одной из психологических основ готического движения является «пассивный» эстетический протест против устоявшихся стереотипов, норм морали и культуры поведения, – пишут авторы статьи. – Для представителей субкультуры зачастую характерны замкнутость и немногословность». Тем не менее разные представители субкультуры имеют и разное мировоззрение. Большинство готово успешно интегрировано в социум. Они уважают другие неформальные движения и особенно трепетно относятся к представителям сексуальных меньшинств, хотя сами, чаще всего, являются гетеросексуалами. У них есть своеобразное понимание мужественности и женственности и взаимоотношений между полами.

Отношения с окружающими


Готы-племена. Мы уже говорили о воинственности этого народа. Главным врагом готов во все времена был могущественный Рим. В то же время с сарматами готы, вероятно, быстро нашли взаимопонимание и заключили равноправный союз, так же как и с другими родственными германскими племенами, вместе с которыми готы успешно грабили несчастных римлян. Не самыми лучшими были у готов отношения, видимо, и со славянами, которых они гнали в леса, забирая себе славянских женщин. Несмотря ни что, готов в древнем мире уважали. Вероятно, потому что, боялись.

Готы-субкультура. Устрашающий вид готов сделал свое дело: бабушки в метро их боятся, все остальные – относятся с недоверием. СМИ и кинематограф сформировали образ готов как агрессивных и склонных к суициду. Некоторые религиозные представители также обвиняют многострадальных готов в сатанизме. Все это, разумеется, совсем не является истиной. Неудивительно, что не окружающие чаще страдают от готов, а готы от окружающих.

04 февраля 2013

Хотите как можно скорее узнать внутренний мир человека? Взгляните на одежду. Она — его отражение. Всем известная пословица о том, что встречают по одежде, в различных жизненных ситуациях не раз это доказывала на практике. Если обратить внимание на людей, любимым цветом которых является черный, включая их длинные волосы, густо подведенные глаза, ногти и даже губы, не трудно догадаться, кто перед вами и что скрывается за этой «чернотой». Явно в душе таких индивидуумов нет признаков светлых побуждений, стремлений к гармонии и покою.

Помните, как в детстве? Мы любили пугать своих сверстников разными страшилками: «В чёрном, чёрном городе; в чёрном, чёрном доме; в чёрной, чёрной комнате жил чёрный, чёрный человек, который любил бродить черными, черными ночами...». Это как раз о готах.

Если раньше нам казалось, что все «понарошку», то сейчас это, что ни на есть самая настоящая реальность. И, к большому сожалению, представителей этого уже не нового молодежного течения становится все больше. По этому поводу есть даже анекдот: «Новый гот! Новый гот!» — кричали готы возле роддома». Было бы смешно, если бы не было так грустно.

Подробное исследование о них сегодня является, как никогда острой необходимостью. Ведь не каждый подросток знает об истоках этого неформального объединения, привычках «детей тьмы» (как иногда их называют), мотивах появления и дальнейших последствиях.

«Кто такие готы? Откуда появилась их культура? И что они забыли в нашем мире?» — об этом сегодня задумываются многие. Начиная от родителей, заканчивая молодежью, которая если и не принадлежит к данной группе, но все же пытается выделиться, стать не такой как все. К несчастью, выбирает, как мне кажется, не лучший способ. «МОЗГАМИ надо отличаться. Моз-га-ми!» — прозвучала однажды фраза в юмористической передаче «Городок».

Откуда растут «ноги»?

«Готы» (от англ. goths — готы, варвары) — это, как правило, представители готической субкультуры, которые вдохновлены эстетикой готического романа, смерти и готической музыки.

Представители данной субкультуры появились в 1979 году, когда направление панк-рока пошло на спад. Часть групп изменило свое звучание на более трагическое. Внешний вид стал приобретать более черные цвет. Именно так появилась готическая пост-панк волна, после которой возникли группы, игравшие готический рок. Так панковский эпатаж превратился в вампирскую эстетику, взгляд на мир их постепенно стал далек от света.

Какие они — современные готы?

Тогдашние готы были, так сказать, более воспитанными. Даже одеяние «прапраготов» выглядело более изыскано. Сегодня ирокез сменился на ровные пряди. Виски и затылок начали и вовсе выбривать.

От панковского стиля готы взяли металлические цепи и прочую фурнитуру, пирсинг и татуировки, а также преобладание чёрной ткани, в виде кожи, бархата, атласа, замши. Из металла предпочитают — серебро. Кулоны и подвески выглядят, как летучие мыши.

Кружева, воланы, шнуровка, корсеты приемлют представительницы прекрасной половины готов. В одежде и украшениях обычно используется символика различных культур. Рядом с кельтскими орнаментами могут располагаться египетский анкх (символ вечной жизни) или викторианские вензеля. Цвета различные: бордовый, фиолетовый... Редко, но бывают экстравагантные: белый, розовый, салатный. Однако черный доминирует.

Иногда платья изготавливают из латекса, винила. Для декора используют пряжки, кольца. Юбки носят и мужчины. Из верхней одежды предпочитают пальто, шинели, кожаные плащи, накидки. Непременный атрибут этой субкультуры — ботинки в армейском стиле.

Что в душе, то и снаружи

Быть готом не просто. У подобных неформалов особый взгляд на мир, людей, общество. «Не правда ли, ужасное утро», — именно с этой мыслью начинается день у готов. Здесь нет позёров. Если эмо, при желании, может стать каждый, облачившись в розово-черный цвет, то у готов не все так просто. Только тот, кто истинно (как описывают СМИ) проникся чарующей атмосферой готической культуры, или кем, овладело уныние, ропот, нежелание надеяться на Бога, может по-настоящему им стать.

У готов своя философия, свои принципы, свое отношение ко всем и всему. Индивидуальность превыше всего. Даже романтика у них своя собственная. «Темная». Если музыка, то это мистический рок с элементами готики, философские мотивы или «холодная» электроника. Если конкретное произведение, то ему должна быть присуща некая загадочность, неопознанность. Даже в смерти, по их мнению, присутствуют подобные проявления романтизма.

Их жизнь по принципам абсолютного индивидуализма и мрачной романтики поражает! Да, они всегда стремятся к большему (в жизни, музыке, арте), ищут красоту даже там, где ее нет. Пытаются изменить каждый серый, банальный день — внести в него новые эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа и других источников. Но вы задумайтесь, каким только образом это достигается!

«Die laughing!» (умирай улыбаясь) — вот каков девиз готов! Знают правду и печально насмехаются над ней. Им нравится пребывать в состоянии боли, отчаяния, равнодушия. Если для обычного человека «черные» мелодии «грузят», держат в напряжении, страхе, тревоге, то готы черпают из этого негатива жизненную энергию.

Им все время надо испытывать эмоции. Причем весь спектр, по большей части, грустный. Готы — между двух измерений: радости и грусти. Они — посередине. Их эмоции холодны. Обладатели этого «статуса» не слабеют от печальной прозы жизни, но и радость для них слишком проста, слишком скучна. Поэтому готы постоянно в поиске. Ищут то, что стимулирует чувства, дает возможность пребывать в своем уединенном мире.

«Нужно прожить свой день, как последний», — уверены готы и при этом до последнего живут по принципу веры в себя, настоящую любовь и дружбу. Любить — так до конца, выглядеть — так дерзко, говорить — так истину. В целом неформалы этого типа живут по идеалам Виктора Цоя (максимально показанных в фильме «Игла»), духовных идеалах романов Ремарка («Триумфальная арка», «Черный обелиск») и верят в истины, положенные в основу для фильма «Ворон».

Готами не рождаются

По мнению психологов, выбор черного цвета в одежде говорит о глубокой психологической травме несовершеннолетних «готов». Своим пирсингом, напульсниками, тяжелыми, шиповаными браслетами они как бы стараются защитить себя от всех, спастись от боли.

За ужасающими рисунками, шокирующим имиджем, фотографиями, надписями стоит простой застенчивый человек, беззащитный, с ранимой душой, о котором Бог таким вот образом имеет собственный промысел ко спасению. В душе этих молодых юношей и девушек лежат вечные вопросы: «Что такое любовь?», «Для чего я живу?», «Что есть жизнь, а что смерть?».

К таким подросткам нужно относиться с пониманием, пропуская их душевное заболевание через себя, не обижая и унижая, ибо тем самым еще больше будем их отталкивать. Душа таких ребят оголена, ранима, как ваза, уронишь — разобьется. Понадобятся потом долгие месяцы, а может, и годы, чтобы вернуть расположение, завоевать доверие. Только горячая любовь способна растопить их ледяное сердце.

Готы — опасны?

Цвет ночи ассоциируется чаще всего с темной, дьявольской силой. Любовь к сверхъестественному, оккультивному, которая присуща готам, двояка. Гот готу рознь. В некоторых случаях можно смело сказать, что они несут в себе социальную опасность: вандализм, объединения, связанные с исповеданием искаженных форм язычества, суициды...

Но, по большому счету, любители собраться на кладбищах делают это не для того, чтобы учинить там беспорядки. Если внутри пустота и хаос, значит, форму внешнюю, в которую он обличен, нужно заполнить. Вот так как, через атрибутику кладбища, одежды вампиров, мертвецов дети и желают самовыразиться. Так у них создается иллюзия духовного богатства, собственной значимости.

Профилактика

В основном, причиной самоубийства является неразрешённый внутренний конфликт личности и среды, а также дефицита общения между родителями и детьми. Поэтому профилактика суицида среди подростков должна начинаться не с запрещения пристрастия к тому или иному неформальному течению, а с восполнения дефицита общения между родителями и ребенком.

Частоту самоубийств у подростков можно существенно снизить путем улучшения взаимоотношений в семье. В противном случае, если родители не откликнутся искренне на заботы и трудности своих детей, а будут продолжать использовать свой формальный авторитет, такие эксцессы будут все чаще повторяться.

Взрослым необходимо жить жизнью ребенка, не «душить» своей любовью, но в то же время и не делать воспитание попустительским, а просто уделять больше времени внимательному выслушиванию своих детей и стараться понять, о чем они думают, что их беспокоит, волнует.

Не так давно прочитала уникальную информацию. По сути, готы — это брошенные люди, люди, оставшиеся без человеческого внимания, особенно родительского. Их одели, обули, накормили телесной пищей, а напитать пищей духовной забыли. Свое спасение и опору они ищут в различных неформальных движениях, где, как им кажется, находят душевных комфорт. Но он ложный. И они подсознательно чувствуют это и своеобразной одеждой, поведением пытаются вернуть утерянное некогда драгоценное для них внимание, просят нас о помощи. И мы должны им помочь.

Наталия Стрюкова

Инструкция

Готы – это не какая-то внешняя стилизация под смерть и под все, что с ней связано. Готы – это приверженцы субкультуры в ее исконном смысле. Их является индивидуальной. Их отношение к тем или иным явлениям объективной реальности – это сугубо личное мнение и не понятно обычному человеку. У готов даже своя собственная романтика. Однако не стоит путать истинных готов с так называемыми псевдоготами! Псевдоготы - те, кто просто носит черную , играет в смерть, но при этом вообще не имеет никакого отношения к настоящему готическому движению. Эти люди лишь повторяют основные черты готического образа. Кстати говоря, не правы и те, кто считает, что готы целиком и полностью связаны с мрачной и загробной музыкой. Это не так! Готику могут и обычные люди: это музыка по настроению.

Готическая начала широко распространяться и развиваться еще в конце прошлого века, а готами стали люди, для которых и сам мир, и его ценности чужды. Однако не стоит равнять всех готов под одно лишь понятие их субкультуры. Следует понимать, что за каждым из приверженцев этого течения (преимущественно молодежного), носящим темные одеяния и прочую специфическую атрибутику, стоит отдельная личность со своими определенными проблемами. Чтобы понять, кто же такие готы, необходимо научиться видеть в этих людях не их имидж, а образы, которые доминируют в готической среде. Однако смотреть нужно не на образы демонов, чудовищ и смерти, а на одиночество, которое невидимой нитью проходит через всю жизнь гота.

Психологи и социологи считают, что готы-подростки являются максималистами и романтиками. У таких и эти чувства проявляются в гораздо большей степени, нежели у их сверстников, не являющихся представителями данной субкультуры. Психологи утверждают, что многие юные готы имеют довольно высокий интеллект, позволяющий им задумываться о смысле жизни и о тех вещах, до которых их ровесникам еще пока нет никакого дела.

Современные готы смешали в себе элементы нескольких стилей. Например, от панковского были взяты пирсинг, металлические цепи. Оттуда же готы переняли и преобладание черной ткани в виде бархата, замши, атласа или кожи. Готические кулоны и подвески выглядят как черепа, летучие мыши, гробы и т.д. Современные готы предпочитают в качестве металла для своей атрибутики серебро. Прекрасная половина готов обзаводится шнуровками, корсетами, кружевами, воланами и т.д. К сожалению, многие современные готы – это приверженцы не готической субкультуры, а какого-то неформального стиля жизни, однако готы- тоже имеют особый взгляд на мир и на текущие события, правда отличающийся от общей готической направленности.

Главное отличие гота от обычного человека — это особенные «готические» жизненные принципы, которые для непосвященного могут показаться безобразными. Один из таких принципов, «carpe diem», гласит что сегодняшний день может быть последним в жизни, поэтому прожить его нужно соответственно. Но вместо того чтобы в полную силу наслаждаться позитивными эмоциями, готы берут вдохновение из депрессий, отчаянья и душевной боли.

Готическое искусство, будь то рисунки, музыка, книги или что-то еще, должно обладать одной единственной характеристикой — атмосферой, соответствующей стилю «темной романтики». Если конкретнее, произведению должна быть присуща некая загадочность, мистичность, неопознанность. Так как точных критериев атмосферности нет, каждый понимает явление готики по-своему. Из-за этого возникает множество споров (как в реальном мире, так и на просторах Интернета) насчет того, является ли та или иная музыкальная группа готикой. Чью сторону выбрать — зависит от вас, здесь приходится ориентироваться только на собственные предпочтения, так как в большинстве случаев обе стороны частично правы.

Готы — индивидуалисты. Если сказать проще — одиночки. Они отделились от общества, у них своя жизненная философия, своя музыка, литература, мировоззрение. Они по сути романтики, хотя понятие романтизма у них свое собственное.

К сожалению (а может и к счастью), после того как субкультура готов начала стремительно развиваться, появилась новая разновидность готов, так называемые Perky Goth (иногда пишут Perky Goff). Для них готика заключается, прежде всего, в имидже. Депрессивность и замкнутость не в их стиле.

Mopey Goths - полная противоположность Perky Goth — они представляют собой готичную субкультуру в первичном виде. Замкнутые, депрессивные (иногда даже слишком), увлеченные одиночеством. Для них готика — это вся жизнь.

Mopey Goths и Perky Goth являют собою две крайности, большинство современных готов занимают место где-то посередине, только немного склоняясь в какую-то сторону.
Отдельно от этих двух категорий существуют еще и «подвиды» готов, некоторые из которых возникли как последствие слияния двух субкультур. Например, панк-готы. Внешним видом они напоминают обычных панков в черной одежде: ирокезы, рваные джинсы, кожаные куртки, грубые металлические украшения.

Более традиционно выглядят антикварные готы (Antiquity Goth, смешное название, не правда ли?). В их имидже ключевым является стиль определенной исторической эпохи (викторианской, ренессанса, романтизма). Поведение бывает нарочито вежливым, словно у средневековых аристократов.

Кибер-готы (CyberGoth) выглядят вовсе удивительно. Они — самый необычный и самый новый вид готов, смесь кибер-панка и готической культуры. Внешность — очки «кислотных» цветов, контактные линзы, придающие глазу как можно менее естественный цвет. На голове странные хаотические прически. Волосы покрашены во все те же «кислотные» цвета.

Напоследок стоило бы упомянуть еще не менее интересных готов-вампиров (Vampyre Goth), фетиш-готов (FetishGoth), простых Jeans’n’T-shirt Goth, любителей вестернов Western Goth и устрашающих Tribal Goth, но не в этой статье. Ждите продолжения…