Лувр мадонна леонардо да винчи. Мадонна в гроте Леонардо да Винчи. Madonna of the Rocks. Иоанн Креститель и Христос. Уриель

Знаете сколько картин великого Леонардо да Винчи сохранилось до наших дней? Всего пятнадцать! Каждая картина на вес золота, причем в буквальном смысле. В 2018 году картина Леонардо «Спаситель мира» была продана за 450 млн долларов и стала самой дорогой в истории. Не удивительно, что Национальная галерея гордится крупной и к тому же прекрасно сохранившейся картиной «Мадонна в скалах» авторства Леонардо. Вот только… писал ли ее Леонардо? Сегодня речь об одном из самых неоднозначных шедевров из собрания лондонского музея.

Художник и контракт

История создания «Мадонны в скалах» была весьма драматичной. Началось все с того, что в 1483 году францисканское братство Непорочного зачатия Девы Марии заказало Леонардо икону. Контракт был составлен очень тщательно. В нем были оговорены не только сроки работы, но и сюжет, действующие лица и даже манера письма. Заказчики непременно хотели, чтобы картина выглядела «богато»: лазурь, золото и ярко-синий ультрамариновый плащ Богородицы. Леонардо подписал этот контракт, но следовать ему не стал.

Во-первых, художник не смог предоставить картину в срок, но самое главное, он нарисовал совсем не то, что от него ждали братья-францисканцы. Вместо всем привычного полуфантастического образа Мадонны с младенцем в окружении ангелов художник написал вполне достоверный скалистый пейзаж и реалистические фигуры библейских героев. Причем своды скал, растения, цветы – все это было воспроизведено художником с поразительной точностью. Как будто это не икона, а учебник по ботанике. Вместо ярких красок Леонардо выбрал более естественные для пещеры приглушенные сумеречные цвета, которые создавали подобие дымки. Этот эффект называется «сфумато». Для Леонардо настоящая ценность заключалась не во внешнем блеске, а в реалистическом видении.

Леонардо да Винчи, «Мадонна в скалах». 1486. Лувр, Париж

Увидев картину Леонардо, заказчики пришли в ярость – что за грязь? Где обещанное сусальное золото и ультрамарин? Почему над головами святых нет нимбов? Возник конфликт: францисканцы отказались оплачивать покупку дорогих красок для картины, а Леонардо отказался отдавать им свою работу за копейки. Началась многолетняя тяжба между художником и заказчиками.

Две Мадонны

Почти двадцать лет продолжалось разбирательство – кому же должна принадлежать картина великого мастера. В конце концов было найдено компромисное решение: неугодную картину Леонардо оставил себе (она впоследствии оказалась в собрании парижского Лувра), а специально для францисканского братства была написана вторая картина, в которой были учтены все его пожелания. Именно эта вторая картина, написанная спустя двадцать лет после первого варианта, находится в Лондоне. Впрочем, вопрос, кто ее написал, по сей день остается открытым.

На первый взгляд обе «Мадонны» очень похожи друг на друга: общие очертания пейзажа, главные действующие лица. Но если присмотреться ко второй версии повнимательнее, то оказывается, что изменилось буквально все! Исчез таинственный указующий жест ангела, поменялись элементы пейзажа, появились совсем другие камни и растения, а цвета стали яркими и ирреальными.


Леонардо да Винчи, «Мадонна в скалах». 1508. Национальная галерея. Лондон

Долгое время считалось, что более позднюю версию картины писал не сам великий мастер, а его ученик Амброджо де Предис, а Леонардо лишь руководил процессом. И вот в 2010 году после реставрации картины лондонская Национальная галерея обнародовала сенсационную новость: хранящаяся в ней «Мадонна в скалах» написана самим художником! Неужели действительно Леонардо поступился своими принципами верности природе и пошел на поводу у заказчиков?

Ботаник

Впрочем, сомнений сенсационное открытие исследователей из Национальной галерея не развеяло. По сей день многие искусствоведы ставят под сомнение авторство Леонардо. Кстати, не только искусствоведы. Одну из самых любопытных теорий о «Мадоннах» придумали …геологи! Геолог и специалист по Ренессансу Энн Пиццоруссо проанализировала природный ландшафт на обеих версиях «Мадонны в скалах» и пришла к неожиданным выводам.

Первый вариант картины Леонардо написал в 1480-е годы в Милане. В то время художник много времени посвящал естественно-научным исследованиям, он целыми днями бродил в горах неподалеку с блокнотом и карандашом. Леонардо был не только выдающимся художником, но и настоящим ученым. Он сделал множество открытий и написал труды по анатомии, ботанике, геологии, астрономии, инженерии и математике. Сохранились его заметки и натурные зарисовки местности – описания местных цветов и трав, наблюдения за альпийской природой.

Леонардо был не только выдающимся художником, но и настоящим ученым. Он сделал множество открытий и написал труды по анатомии, ботанике, геологии, астрономии, инженерии и математике.

Подмеченные Леонардо черты миланской природы превратились в тщательно прописанный пейзажный фон «Мадонны в скалах». Художник устраивает зрителям настоящий тур в музей естественной истории – местные растения и даже структура камней переданы до мельчайших подробностей. Леонардо учел даже то, что в холодном и темном гроте могут расти лишь определенные виды трав, которые не требуют солнечного света и выживают среди камней. Такой подход вполне соответствовал представлениям художника о живописи, Леонардо был убежден, что хороший художник должен уметь воспроизвести любую форму, встреченную им в природе. «…ты не можешь быть хорошим живописцем, если ты не являешься универсальным мастером в подражании своим искусством всем качествам форм, производимых природой, и что ты не сумеешь их сделать, если ты их не видел и не зарисовал в душе, бродя по полям», – писал он.

Что случилось двадцать лет спустя?

В 1492-1502 годах, когда создавалась вторая версия картины, художник будто бы забыл о всех своих исследованиях и принялся рисовать выдуманные растения! На смену реальному пейзажу приходит выдуманный. В гроте появляются растения, которые не растут в таких условиях. Сложно себе представить, что Леонардо, с таким трепетом относившийся к окружающему миру и его природной красоте, просто-напросто проигнорировал его и быстренько намалевал невыразительный пейзаж, отдаленно напоминающий грот из первого варианта картины. Может быть, все дело в том, что вторую картину написал не Леонардо? Это вопрос, на который исследователи еще не нашли однозначного ответа.

«Мадонна в скалах» (La Vergine delle rocce ) — название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи,одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее.Иногда встречается название картины "Мадонна в гроте".

ПРЕДСТАВЛЯЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ОБЕ КАРТИНЫ.

Мадонна в скалах.1483-1494 годы. Музей Лувр.

Мадонна в гроте.1495-1508 годы. Национальная галерея,Лондон

ПОЧЕМУ ЛЕОНАРДО НАРИСОВАЛ ДВЕ ПОЧТИ ОДИНАКОВЫЕ КАРТИНЫ?

«Мадонну в скалах» заказали Леонардо в 1483 году монахи братства Святого Франциска для алтаря в часовне Непорочного Зачатия Девы. Братья Амброджо и Еванджелиста да Предис поступили в подмастерья к нему. Сюжет картины мы напрасно стали бы отыскивать в Евангелиях. Это не канонический, а легендарный сюжет.

ЛЕГЕНДА.

Иоанн Креститель, еще ребенком ушедший в пустыню для покаяния, встретил в пути Деву Марию с младенцем Христом — они возвращались из Египта, и Христос благословил его.


Посмотрев законченную в общих чертах «Мадонну в скалах», монахи-заказчики отказались принять и оплатить работу, придравшись к формальному нарушению договорных сроков. На самом же деле их, конечно, повергла в шок проявленная Леонардо свобода в трактовке сакрального сюжета. Не будем вдаваться в богословские тонкости.

Были заявлены две основные претензии:

Во-первых, почему ангел указывает рукой на Иоанна, тогда как «первый в святости» Иисус Христос?

Во-вторых, почему над головами персонажей отсутствуют нимбы (знак святости)?

Разругавшись с монахами, Леонардо забрал свою картину из часовни Непорочного Зачатия и начал, на свою голову, судебный процесс. Он утверждал, что монахи ничего не понимают в живописи, что «нельзя слепому судить о цветах». Однако и монахи были по-своему правы и умело отстаивали свою правоту. И длился этот диковинный процесс ни много ни мало — двадцать лет. По видимости дело кончилось компромиссом, а по сути, увы,— поражением Леонардо.



Он написал еще один вариант «Мадонны в скалах» (с нимбами и без указующей руки ангела). А первоначальный, намного лучший вариант долго оставался в его мастерской, затем попал к французскому королю Людовику XII и ныне хранится в Лувре.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ:

"Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою - Сына, как будто желая соединить обоих - человека и Бога - в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением.

Иоанн Креститель.


По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что он еще не умеет ходить - только ползает. Но в лице Его - уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота.

Сохранился эскиз к картине "Мадонна в скалах", где Леонардо да Винчи изобразил ангела:

Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты.


Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере - глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов.

Только лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Царица Небесная является людям впервые в сокровенном сумраке, в подземной пещере, быть может, убежище древнего Пана и нимф, у самого сердца природы, как тайна всех тайн, - Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли. "

(Дмитрий Мережковский (1865-1941) роман "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи".

«Мария, чей образ наделен большим человеческим обаянием, охраняет своего сына, над головой которого она простерла левую руку. Одновременно она придерживает правой рукой стоящего на коленях ребенка Иоанна, поклоняющегося Христу. Христос в ответ благословляет Иоанна, а ангел указывает на эту сцену, как бы вводя зрителя в картину...

Пожалуй, впервые в искусстве XV века фигуры располагаются не перед пейзажем, а в пейзаже. Несмотря на огромную точность в передаче деталей, пейзаж в целом воспринимается как нечто единое... Его острые кристаллы и синеватые пустынные просветы служат идеальным фоном и обрамлением для фигур: не отвлекая внимания от последних, они в то же время придают композиции картины замечательную цельность.

Хочется дополнить, что простертая рука Мадонны и голова ангела, с лебединой грацией повернутая в три четверти, написаны так, что, кажется, они разрывают замкнутое пространство картины, выпадают из плоскости холста, тем самым выводя сакральный, священный, относящийся к религиозному культу сюжет за рамки сакрального времени, приближая его к нам, погружая в наше земное время. И в этом эффекте сближения состояла эстетическая новизна и религиозная смелость картины Леонардо.


У ВАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СРАВНИТЬ ОБЕ РАБОТЫ И ВЫСКАЗАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ.


Версия картины.Лувр. Лондон.

Версия, которая хранится в Лувре, написана раньше, между 1483 и 1486 годами. Она на 8 см. выше лондонской версии.

Лондонская версия написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Мнения ученых относительно лондонской версии картины расходятся: одни считают, что в создании этой картины участвовали ученики Леонардо да Винчи, однако в последнее время большинство ученых склоняется к выводу, что обе картины - создание только Леонардо, без участия учеников.

Источники.

http://top-antropos.com/religion/hristianstvo/item/56-vergine-delle-rocce

http://smallbay.ru/artreness/da_vinci2.htm

http://smallbay.ru/artreness/da_vinci10.html

Леонардо да Винчи Мадонна в скалах . 1483-1486 La Vergine delle rocce Дерево, переведённое на холст, масло. 199 × 122 см Лувр , Париж Изображения на Викискладе

Варианты

Версия, хранящаяся в Лувре, была написана между 1483-86 гг. или даже раньше. Она на 8 см выше лондонской версии. Первое упоминание об этой картине относится к 1625 году , тогда она находилась во французской королевской коллекции .

«Мадонна в скалах», Лондонская Национальная галерея

Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года . Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Преди (de Predis). Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане . Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию . После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году . В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Предположительно там была изображена коленопреклонённая женщина, в одной руке держащая ребёнка и вытянувшая вторую руку. Некоторые исследователи считают, что изначально Леонардо планировал написать поклонение младенцу Иисусу . Рентгеновское и инфракрасное исследования выявили также много других авторских поправок к картине.

Композиция и стиль

На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария , покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя . Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Вся сцена исполнена нежности и покоя, что очень контрастирует с пейзажным фоном, состоящим из отвесных скал. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Композиция произведения построена в виде пирамиды. Леонардо передаёт глубину пространства не только с помощью геометрии, но и посредством разработанного им приёма сфумато , когда очертания предметов смягчаются для акцентирования их обволакивающей воздушной дымки .

В культуре

Картина упоминается в книге Дэна Брауна «Код да Винчи », где автор утверждает, что якобы на версии, вставленной в Лувре, не Иисус благословляет Иоанна Крестителя, а наоборот - ангел поддерживает Иоанна, а Мария обнимает Иисуса, поклоняющегося Иоанну Крестителю. Представители Лувра назвали эту версию «натянутой», а литературный эффект, вызванный книгой «Код да Винчи», - пародией на историю искусств .

Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет». Американские астронавты, впервые высадившись на Луну, обнаруживают следы ботинок, подбитых гвоздями. Следуя по ним, один из астронавтов попадает в кратер, наполненный туманом голубоватого оттенка. На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста. Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом - холодным, бледным, непередаваемо мягким…» и понимает, кто́ был на Луне до него.

Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] Алферова Марианна Владимировна

«Мадонна в скалах»

«Мадонна в скалах»

«Мадонна в скалах» – первая большая работа Леонардо, которую он довел до конца. Более того, он, так часто не заканчивавший работу над сюжетом, написал два варианта этой картины с разницей примерно в двадцать лет. Но скольких трудов ему это стоило!

Считается, что это первый большой заказ, который он получил в Милане. Картина предназначалась для алтаря часовни Иммаколата (непорочного зачатия). Обычно церковь диктовала художникам, как рисовать, что рисовать, сколько фигур должно быть на картине, где стоять и что изображать. Однако Леонардо был не из тех, кто может работать по указке. Неудивительно, что дело закончилось склокой. В украшении часовни были заняты и другие художники – братья Амброджо и Эванджелиста де Предис. Именно в их мастерской начал работать Леонардо, когда прибыл в Милан. Да Винчи поручалась роспись центральной части алтаря, Амброджо де Предис должен был расписать боковые створки, а его брат Эванджелиста – отретушировать и позолотить изображения. Согласно договору картина должна была быть написана в сжатые сроки – монахи рассчитывали получить готовую работу через семь месяцев, к празднику 8 декабря. Как они ошиблись! «Мадонна в скалах» украсила часовню лишь спустя двадцать лет – и это был второй вариант картины. До сих пор идет спор, какую часть этой второй картины написал Леонардо. Есть версия, что лондонский вариант принадлежит, в основном, кисти Амброджо де Предиса, а Леонардо написал только часть картины.

Дело в том, что, начав работу, Леонардо и братья Предис пришли к выводу, что монахи жмотничают и пообещали за столь сложный заказ до смешного мало денег. Художники обратились к братству с требованием увеличить гонорар более чем вдвое. Монахи были скуповаты и накинули от щедрот сотню лир (это немало, но все равно гораздо меньше справедливой по тем временам цены). Обращение к

Лодовико Сфорца как к арбитру в споре мало помогло, монахи по-прежнему крепко держались за кошельки. В итоге договорились, что работа будет оценена после выполнения заказа. При этом Леонардо пригрозил оставить картину у себя, если ему не заплатят те деньги, что он потребовал.

Леонардо да Винчи. Голова ангела. Эскиз для картины «Мадонна в скалах» выполнен серебряным карандашом на коричневой бумаге. Обратите внимание на направление штрихов – слева направо. Это характерный стиль Леонардо. Сравните этот рисунок, сделанный с натуры, с фрагментом картины на цветной вклейке. Перед вами – наглядный пример, как художник осмысливает натуру и превращает лицо конкретного человека в обобщенный образ

Так что первая картина в самом деле так и осталась у него, а монахи стали судиться с художниками, и тяжба эта длилась много лет. В итоге Леонардо написал второй вариант картины, вернее, скорее всего, сделал картон и написал некоторые детали, основную же работу выполнил Амброджо де Предис. Одно время даже считалось, что всю картину под руководством Мастера писал Амброджо. Но, как показывают последние исследования в рентгеновских лучах и в инфракрасном свете, картина все же частично принадлежит кисти Леонардо. При этом под верхним слоем краски можно рассмотреть другой вариант композиции – коленопреклоненную женщину в центре.

По какой причине была написана вторая картина – остается только гадать. Скорее всего, Леонардо не желал расставаться с первой (как он считал, лучшей) за предложенную весьма небольшую сумму и с помощью Амброджо де Предиса сделал копию, полагая этот вариант куда менее ценным, – недаром писалась она на доске, неудачно использованной для другой картины. Обе картины были написаны на досках, но в XIX веке первый вариант был перенесен на холст. Кеннет Кларк, автор капитального труда о Леонардо, считает, что Мастер привез эту картину из Флоренции уже готовой. Однако в то время художники не работали над такими полотнами «для себя», и вряд ли Леонардо стал бы писать большую картину, не имея на нее заказа (размер картины 199 х 122 см).

В конце концов обе картины покинули Италию. Одна (считается написанной первой) оказалась в Лувре, во Франции; другая – в Лондонской национальной галерее. В Лондоне же находятся изображения ангелов, написанные Амброджо де Предисом как боковые части триптиха.

Но оставим гадания о причинах появления двух вариантов и обратимся непосредственно к работам Мастера.

В канонических Евангелиях нет эпизода встречи Иисуса с Иоанном Крестителем в детстве. Но этот сюжет был распространен в эпоху Возрождения. Флорентийские художники любили изображать Мадонну с двумя детьми – Иоанном Крестителем и Христом. Иоанн считался покровителем Флоренции, так что неудивительна его популярность у флорентийских художников.

Теперь о работе Леонардо. У обеих картин одинаковая композиция. Четыре фигуры вписаны в пирамиду, вершина которой – лицо Девы Марии. Правда, в лондонском варианте фигуры кажутся больше и приближены к зрителю. Изменено и положение руки ангела (он больше не указывает на Иоанна Крестителя), взгляд ангела обращен не ко зрителю, а как бы погружен в себя.

Луврский вариант написан с использованием техники сфумато, фигуры и скалы погружены в дымку. В лондонском фигуры и пейзаж прописаны контрастнее и резче. Нельзя установить, появились ли нимбы и крест на картине во времена Леонардо или это «добавка» другого художника в более позднее время.

Различаются на картинах и растения. На первой они изображены с ботанической точностью, на второй картине растения – фантастическое изобретение художника, что совсем не в стиле Леонардо.

При сходной композиции у картин разный колорит. На второй он куда более холодный, одеяние Мадонны светлее, скалы написаны в более светлых тонах, одежда ангела синяя, а не красная, как на первой картине. На первой картине лица детей явно написаны с натуры, у них живые правдивые выражения, по ней наверняка можно было узнать, какой именно младенец стал Иоанном, а какой – маленьким Христом. Во втором варианте Иоанн обзавелся куда более «общим» лицом, которое больше подходит девушке, нежели крошечному мальчику. Христос вообще напоминает старичка, который изображает младенца. Ножка Христа на первой картине просто неуклюжая, на второй сделалась уродливой. Теплый свет первой картины сменился мертвенным светом во второй.

Но, при всех различиях, достоинствах и недостатках, обе эти картины остаются примерами высочайшего мастерства.

В книге на цветной вклейке приведены оба варианта картины. Вы сами можете «сыграть» в игру: найдите отличия на двух картинах. И конечно же, каждый читатель имеет право согласиться или не согласиться с автором в оценках – ведь в этом одна из отличительных особенностей искусства: каждый видит в великой картине и великой книге что-то свое.

Вот как русский писатель Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» описывает свое впечатление от картины:

«Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою – Сына, как будто желая соединить обоих – человека и Бога – в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что Он еще не умеет ходить – только ползает. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно-голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере – глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов. Только лицо Мадонны, полудетское-полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри».

А еще сохранился прекрасный рисунок женской головы, как эскиз для ангельского лица.

Так что настала пора рассказать в этой книге о рисунках Мастера.

Из книги Мои воспоминания (в пяти книгах, с илл.) [очень плохое качество] автора Бенуа Александр Николаевич

IV, 26. Мадонна Леонардо меня ожидал чудесный обед, весь состоявший из моих любимых блюд, и не успел я занять, свое место за столом, как уже ко мне на колени вскарабкалась сиявшая счастьем «маленькая Атя» - с огромной подаренной Тенишевой куклой на руках. Уж очень ей хотелось

Из книги «Летучий голландец» Третьего рейха. История рейдера «Атлантис». 1940-1941 автора Мор У

Глава 16 На скалах Отвратительный скрежет, треск, звук рвущегося металла. Дрожь, потрясшая весь корабль. Резкий рывок назад, выбивший «почву» из-под наших ног. И наконец, остановка.Наш корабль получил пробоину! Он сел на скалу в самом центре канала, обозначенного нами как

Из книги «Летучий голландец» Третьего рейха. История рейдера «Атлантис». 1940–1941 автора Мор У

Глава 16 НА СКАЛАХ Отвратительный скрежет, треск, звук рвущегося металла. Дрожь, потрясшая весь корабль. Резкий рывок назад, выбивший «почву» из-под наших ног. И наконец, остановка.Наш корабль получил пробоину! Он сел на скалу в самом центре канала, обозначенного нами как

Из книги Воспоминания автора Цветаева Анастасия Ивановна

ГЛАВА 2. «РУССКИЙ ПАНСИОН». ЕГО ХОЗЯИН. ПАПИН ОТЪЕЗД. ЖИЗНЬ НА СКАЛАХ. ВОВА КУРДЮМОВ Трехэтажное белое здание выходило на узкую уличку Каполунго. Позади него – апельсиново-лимонный сад, выходящий – лесенками – на скалы. В первом и втором этажах -комнаты пансионеров; в

Из книги Леонардо да Винчи автора Шово Софи

«Мадонна в скалах» Хотя стиль Леонардо все еще выдает его флорентийскую манеру, предложенная им интерпретация уже свободна от традиционных предписаний. Не может быть и речи о том, чтобы он ограничился изображением традиционной статичной группы Девы с Младенцем в

Из книги 50 знаменитых любовниц автора Зиолковская Алина Витальевна

Мадонна Настоящее имя - Луиза Вероника Чикконе (род. в 1958 г.)Американская поп-певица и актриса, автор книги «Секс» (1992 г.). «Я не чародейка, но я искусна в любви. Я буду твоим путеводным лучом в сумраке. Я изменю твою жизнь, я - отрава и цветок, Отдайся, повинуйся, отдайся и

Из книги Синий дым автора Софиев Юрий Борисович

I. «На скалах белых и крутых…» На скалах белых и крутых Цветут мимозы и шиповник. Пятнадцать башен боевых На стенах стерегут Дубровник. Отсюда даль лесных долин Видна мне. Сумрак и прохлада. Спускается с вечерним стадом К долине рослый славянин. А далматинские

Из книги Неизведанный Гиндукуш автора Эйзелин Макс

«ЗОЛОТО» В СКАЛАХ И ТРЕЩИНЫ НА ЛЕДНИКЕ Первые шаги всегда самые трудные. Только силой воли гоним себя вперед. В такие моменты у альпиниста как бы две души. Разыгрывается внутреннее единоборство: одна душа стремится к вершине, хочет что-то свершить, другая, безвольная тянет

Из книги Легкое бремя автора Киссин Самуил Викторович

«На серых скалах мох да вереск…» На серых скалах мох да вереск. Светлы безрадостные дали. Здесь сердце усмиренно верит Безгневной и простой печали. Кругом в воде серо-зеленой Такие ж сумрачные шхеры, И солнца диск неопаленный Склоняется за камень серый. И в ясности,

Из книги Наш влюбленный Пушкин автора Егорова Елена Николаевна

«Моя Мадонна» «Пушкин за свою жизнь был влюблён во многих женщин, воспевал их в стихах, писал мадригалы в альбомы. Он называл их ангелами, богинями, гениями, розами, чудотворками, прелестными, прекрасными… Поэт не скупился на нежные эпитеты возлюбленным, но лишь одну –

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Мадонна «Нет арахисовому маслу – слишком много калорий»Мадо?нна Луи?за Веро?ника Чикко?не (Мадонна) (1958) – американская певица, автор песен, продюсер, танцовщица, писательница, актриса, режиссер и сценарист.Еще в молодости она оставила все сомнения в своем родном

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

МАДОННА Настоящее имя – Луиза Вероника Чикконе(род. в 1958 г.) Поп-певица и актриса, автор книги «Секс» (1992 г.). «Я не чародейка, но я искусна в любви. Я буду твоим путеводным лучом в сумраке. Я изменю твою жизнь, я – отрава и цветок, Отдайся, повинуйся, отдайся и позволь мне

Из книги Женщины, изменившие мир автора Великовская Яна

Мадонна Мадо?нна Луи?за Веро?ника Чикко?не родилась шестнадцатого августа 1958 года в Бэй-Сити. Мадонна является мировым поп-идолом, американской певицей, актрисой, режиссером и писательницей, известна всему миру, благодаря своим скандальным видеоклипам, а также

Из книги Подвиг 1972 № 06 (Приложение к журналу «Сельская молодежь») автора Лиханов Альберт Анатольевич

М. Барышев. Листья на скалах Над горбатыми вершинами опрокинуто густо–синее небо. У горизонта застыли три облачка, похожие на перья, потерянные чайками. Сквозь них светит негреющее осеннее солнце, разливая мягкий свет.Хрупки листья полярных березок. Желтые и

Из книги Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] автора Алферова Марианна Владимировна

Глава 19. ЛИСТЬЯ НА СКАЛАХ Молоденькая военфельдшер охнула, когда Кононов и Самотоев принесли Орехова на перевязочный пункт.Тот лежал без сознания, вытянувшись на носилках. Лицо было в кровоподтеках, затянутых коростами. Глаза были закрыты, на веках проступала сеточка

Из книги автора

«Мадонна в скалах» «Мадонна в скалах» – первая большая работа Леонардо, которую он довел до конца. Более того, он, так часто не заканчивавший работу над сюжетом, написал два варианта этой картины с разницей примерно в двадцать лет. Но скольких трудов ему это

Мадонна в скалах (иногда встречается вариант "Мадонна в гроте") - название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее.

Версия, которая хранится в Лувре, написана раньше, между 1483 и 1486 годами. Она на 8 см. выше лондонской версии. Лондонская версия написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Мнения ученых относительно лондонской версии картины расходятся: одни считают, что в создании этой картины участвовали ученики Леонардо да Винчи, однако в последнее время большинство ученых склоняется к выводу, что обе картины - создание только Леонардо, без участия учеников.


Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи":

"Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою - Сына, как будто желая соединить обоих - человека и Бога - в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что он еще не умеет ходить - только ползает. Но в лице Его - уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере - глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов. Только лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Царица Небесная является людям впервые в сокровенном сумраке, в подземной пещере, быть может, убежище древнего Пана и нимф, у самого сердца природы, как тайна всех тайн, - Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли.
Это было создание великого художника и великого ученого вместе. Слияние тени и света, законы растительной жини, строение человеческого тела, строение земли, механика складок, механика женских кудрей, которые вьются, как струи водоворотов, так что угол падения равен углу отражения, - все, что ученый исследовал с "упрямою суровостью", пытал и мерил с бесстрастною точностью, Пресекал, как безжизненный труп, - художник вновь соединил в божественное целое, превратил в живую прелесть, в немую музыку, в таинственный гимн Пречистой Деве, матери Сущего. С равною любовью и знанием изобразил и тонкие жилки в лепестках ириса, и ямочку в пухлом лобике младенца, и тысячелетнюю морщину в доломитовом утесе, и трепет глубокой воды в подземном источнике, и свет глубокой печали в улыбке ангела. Он знал все и все любил, потому что великая любовь есть дочь великого познания".