Михаил михайлович пришвин. Устный литературный журнал "Добрый писатель", посвященный творчеству М.М. Пришвина


В чём заключается сходство жизни природы и жизни человека? Многое ли нас объединяет? Что значит это сходство? Эти и другие вопросы возникли у меня после прочтения текста М.М.Пришвина.

Автор в своём тексте поднимает проблему сходства жизни природы и жизни человека. Он рассказывает нам историю старого охотника Мануйло, который услышал «будто лес на Красных Гривах этой зимой пошёл под топор». Вместе с Митрашей и Настей они пошли проверить. Оказалось, что Красные Гривы действительно срубили. А что стало с глухарями? Они решили посмотреть. То, что они увидели, их поразило.

Глухари сидели на голых пнях и пели. «Каждый охотник хорошо понимал сейчас птицу, представляя, что сгорел у него собственный обжитой и милый ему дом и он, прибыв на свадьбу, видит одни обгорелые брёвна». Так и у глухарей, раньше они пели, скрытые густой листвой, а теперь беззащитные и бездомные поют на голых пнях. Никто не посмел стрелять в глухарей. Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о сходстве жизни природы и жизни человека.

Я согласна с позицией автора. Между нами и природой много общего. Возьмём простой лист дерева. Весной почка набухает и он рождается. Растёт. Живёт. Осенью опадает и умирает. А между рождением и смертью - тёплые солнечные и тихие деньки, ненастье: град и дождь, ветер и засуха. Разве наша жизнь не то же самое? В художественных произведениях ты часто встречаем примеры сходства, единства человека и природы. Попробую это доказать.

Например, в рассказе Леонида Андреева «Кусака» сначала мы встречаем бездомную собаку, которую так часто предавали, били, что она никому не доверяет, ничего хорошего не ждёт. Но приехали дачники, Лёля. Девочке удалось приласкать собаку. Постепенно Кусака научилась доверять людям. Она расцвела на глазах. Но… наступила осень. Дачники уехали. А собака осталась опять одна во враждебном ей мире. Она горько завыла. Больше Кусака никогда никому не поверит. Одиночество, недоверие, утрата веры… Как часто человек испытывает эти же чувства?!

В рассказе В.П.Астафьева «Царь-рыба» мы также встречаем пример сходства жизни человека и жизни природы. Герой Утробин поймал царь-рыбу, большого осетра, который попадается раз в жизни. Но справиться с ней не смог. Сам оказался в воде, зацепился за крючки. Между рыбой и человеком сначала идёт борьба за жизнь. Но постепенно Утробин понимает, как много у них общего. По капле уходит его жизнь из обессилившего тела, и рыба засыпает, теряя силы. Он вспоминает прошлое, Таю. И глядя в холодные мутные глаза рыбы, он представляет, что и ей есть что вспомнить. Им хочется жить.

Таким образом, жизнь природы очень схожа с жизнью человека. Между нами гораздо больше общего, чем мы предполагаем. Стоит только внимательно присмотреться. Поэтому мы обязаны относиться к природе с уважением и состраданием.

Обновлено: 2018-01-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вашему вниманию предлагается открытый библиотечный урок для 1,2,3 классов коррекционной школы VIII вида, посвященный 140 – летнему юбилею М.М. Пришвина.

Тема урока. Творчество М.М. Пришвина.

«Пишу о природе, сам же только о людях и думаю»

М.М. Пришвин.

Тип урока : урок изучения нового материала с элементами творческой деятельности обучающихся.

Цель урока: знакомство с творчеством М.М.Пришвина, обучение навыкам самостоятельной работы с книгой.

Задачи урока:

образовательная - познакомить с творчеством М.Пришвина, развивать навык осознанного чтения и понимания прочитанного, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

коррекционно-развивающая - развивать у учащихся наглядно - образное мышление, зрительное и слуховое внимание на протяжении всего урока и при работе с текстом, карточками;

воспитательная - способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе, заботливому отношению к животным, стремлению оберегать природу и ее обитателей,

Оборудование :

Оформление класса: искусственные деревья, картины с изображением осени;

^ Оформление доски : портрет М.М. Пришвина, демонстрационный материал (цветные иллюстрации лесных зверей: медведя, лисы, ежика, мышки, белочки, зайчика, утки с утятами, волка), схема круговорота природы люди-растения-животные.

^ Раздаточный материал:

1) картинки с изображением зверей для разукрашивания с образцами, такие же на доске, фломастеры, цветные карандаши;

2) библиотечные листки с иллюстрациями к рассказам М.М. Пришвина, карточки с текстом, соответствующим этим иллюстрациям, клеевые карандаши;

3) макеты искусственных деревьев, зеленая гуашь, стаканчики для посадки деревьев, глина, губки, салфетки;

4) книги М.М. Пришвина на каждом столе для знакомство и чтения;

5) кусочки черного хлеба (для вкусовой иллюстрации к рассказу “Лисичкин хлеб”;

6) яблоки (для вкусовой иллюстрации к рассказу “ЕЖ;”

7) памятки со словами М.М. Пришвина.

^ Выставка книг М.М.Пришвина;

Медиапроектор, ПК, компьютерная презентация.

Ход урока.

Красным цветом выделен текст слайдов.

^ Организационный момент: Глубокий вдох, выдох. Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Настроились на интересный, познавательный урок.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята. Посмотрите вокруг, знаете ли вы, где сейчас находитесь? В библиотеке. А что такое библиотека – это дом, где живут книги, “книжкин” дом. Посмотрите, как много книг на специальных полках – стеллажах. Эти книги написали для вас разные писатели и поэты. Посмотрите на их портреты, и это далеко не все авторы, которые пишут книги для детей. В библиотеку приходят читатели, это люди, которые читают книги. Когда читателей мало, то книги, книжки и книжечки очень огорчаются, им некому рассказывать свои истории. Рассказывают, что по ночам, когда все люди спят, в библиотеках слышен шорох и шелест страниц. Это герои произведений рассказывают друг другу свои истории, о которых написано в книгах, потому что им больше некому их рассказывать, так как ученики после уроков торопятся домой и не спешат зайти в библиотеку. Но сегодня они радуются: Сколько ребят пришло к ним в гости!

^ Беседа с обучающимися.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, а для чего нужно читать?

ДЕТИ - Чтобы много знать;

ДЕТИ - Узнавать разные истории;

ДЕТИ - Учиться на примерах героев произведений, как себя вести в разных ситуациях;

ДЕТИ - Стать умнее, а значит лучше учиться.

Портрет писателя (Слайд 1)

Много лет его нет с нами, но книги его живут и продолжают нас радовать. Посмотрите вокруг, здесь есть подсказки. О чем писал этот писатель? ^ О ПРИРОДЕ.

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайлович Пришвина, сказал другой писатель Константин Паустовский. (Слайд 2)

УЧИТЕЛЬ: Жизнь Пришвина – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, «по велению своего сердца».

М.М.Пришвин родился 4 февраля 1873г. в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. Начало жизни шло по проторенной дороге – купеческая семья, крепкий быт. (Слайд 3)

Село Хрущево представляло собой небольшую деревеньку с соломенными крышами и земляными полами. Рядом с деревней, разделенная невысоким валом, была усадьба помещика, рядом с усадьбой - церковь, рядом с церковью - Поповка, где жили священник, дьякон и псаломщик». (Слайд 4)

УЧИТЕЛЬ: Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, берёзовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Из гостиной дверь вела на большую террасу, от которой шла липовая аллея со столетними деревьями. В родном краю открылась будущему писателю красота русских лесов и полей.

^ Мать М.М. Пришвина, Мария Ивановна (1842-1914) (Слайд 5)

УЧИТЕЛЬ: Научила она вставать его рано, до восхода солнца, когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Она сама много работала, чтобы всем своим пятерым детям дать хорошее образование, как тогда говорили, “вывести в люди”.

^ В 1883 мальчик поступил в Елецкую гимназию. (Слайд 6)

УЧИТЕЛЬ: С детства М.Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!». Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию. За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды, сентябрьским утром, они сели в лодку и отправились в... Азию искать счастья. Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь.

Затем Пришвин оканчивает гимназию, служит агрономом в Крыму. И вдруг – резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьём и записной книжкой. Он написал об этом своём путешествии книгу.

В годы Первой мировой войны Пришвин был военным корреспондентом. После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Работал учителем в сельской школе, библиотекарем, даже был директором школы. (Слайд 7)

УЧИТЕЛЬ: Но больше всего он любил путешествовать

Путешествовать Пришвин будет очень много, он объездит почти всю страну и напишет о Дальнем Востоке, Средней Азии, Кавказе, Крыме так, словно в этих краях много лет прожил, но сердце его навсегда будет отдано Русскому Северу. (Слайд 8)

Обо всем, что он увидел в своих путешествиях, он напишет много книг.

^ Изображения обложек книг, написанных писателем. (Слайд 9)

УЧИТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, на столе у вас тоже есть книги М.М. Пришвина, прочитайте их названия.

УЧИТЕЛЬ: Восхищением перед красотой природы и человека, её друга и хозяина, проникнуты все произведения писателя. Обращаясь к юному читателю, художник утверждает, что мир полон чудес. Для него нет растений вообще, а есть белые грибы, кровавая ягода костяника, голубая черника, красная брусника, кукушкины слёзки, валерьяна, петров крест, заячья капуста. Для него нет животных и птиц вообще, а есть трясогузка, журавль, ворона, цапля, овсянка, землеройка, гусь, пчела, шмель, лисица, гадюка. Они «шипят», «орут», «пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики, как дети, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, точно богатырь, выбивается из-под листвы гриб, шепчет лес. Вот почему, говоря о животном мире, писатель особо выделяет материнство. Не раз расскажет Пришвин, как рискует собой мать, защищая детенышей от собаки, от орла и от других неприятелей. С улыбкой поведает художник о том, как звери - родители заботятся о своем потомстве, учат его. Несвойственно героям Пришвина уничтожать беззащитных и безвредных животных, бить птенцов.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня на уроке мы побываем в гостях у природы.

^ Беседа с обучающимися.

Какая бывает природа?

(Природа бывает живая и неживая)

Что относится к живой природе?
(К живой природе относятся птицы, люди, звери, рыбы)

Что относится к неживой природе?
(Солнце, воздух, камни и т.д.- это все неживая природа.)

УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы с вами отправимся в лес. Но прежде чем отправиться на прогулку, вспомним, как себя ведут в гостях, правила поведения на природе.

(Не сорить, не рвать цветы, не ломать деревья, не обижать животных и насекомых.) (Слайд 10)

УЧИТЕЛЬ: Давайте закроем глазки и помечтаем, что мы оказались в лесу. А теперь встали и пошли в воображаемый лес.

Физминутка.

На горе стоит лесок

(круговые движения руками)

Он не низок, не высок

(сесть, встать)

(глаза и руки вверх)

По тропинке два туриста

Шли домой издалека

(ходьба)

Говорят: «Такого свиста мы не слышали пока».

(плечи поднять)

УЧИТЕЛЬ: Ребята, посмотрите на экран, кто это (Еж). (Слайд 11)

Давайте выучим скороговорку. (Речевая гимнастика)

^ Встретил в чаще ёж ежа

- Как погода, ёж?

- Свежа,

- И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съежась два ежа .

Посмотрите на парту. Есть у вас книжка с таким названием? Есть. Сейчас мы прочитаем рассказ, только сидеть надо тихо, тихо.

Загадка:

Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-били серый еж
И его … (ежиха)

Молодцы!

Ответы на вопросы. (Слайд 12, 13, 14, 15) Сначала в презентации задаем вопрос, если дети не могут ответить, показываем подсказку, если и с подсказкой не могут ответить, то красным цветом высвечиваем в презентации правильный ответ.


  • На берегу озера

  • На берегу ручья

  • Около дома

  • Около дороги
Куда поместил автор ежа после их первой встречи?

  • В шляпу

  • В шапку

  • В сумку

  • В корзинку
Как ласково автор называет ежа?

  • Мохнатый комок

  • Колючий клубок

  • Колючий комок

  • Серый комок
Что напоминала лампа ёжику в доме хозяина?

  • Солнце

  • Одинокую звезду.

  • Фонарик в ночном парке

  • Луну
Чем представлялись ежу ноги хозяина во время ночной прогулки?

- Стволами деревьев -Столбами -Ногами медведя -Ногами охотника

Зачем ёжику понадобилась газета?

Для гнезда Вместо игрушки Чтобы кушать Для чтения

- Хозяин подарил ёжика другу

- Ёжик остался у хозяина жить. - Ёжик убежал в лес

Работа по группам: (Слайд 16)

1 группа : раскрасить изображения животных по образцам

(раскрашивают рисунки, тем самым, оживляя животных)

2 группа : посадить дерево и “оживить” его

(разводят вместе с наставником глину, наполняют ею приготовленные стаканчика и сажают деревья, затем зеленой краской наносят губкой краску на бумажное дерево, тем самым, оживляя его.)

3 группа:

1) внимательно рассмотреть иллюстрации на читательских листках;

3)наклеить выбранную карточку в читательский листок.

(наклеивают карточки с текстом в читательский листок, получается книжная страница, затем учитель собирает листки, делает обложку, дыроколом прокалывает отверстия, и закрепляет книжку тесьмой)

^ Примерные карточки с текстом.

1.Когда стемнело, я зажег лампу, и - здравствуйте! - ежик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.

2.Многие думают, будто пойти только в лес, где много медведей, и так они вот и набросятся, и съедят тебя, и останутся от козлика ножки да рожки. Такая это неправда!

3.Увидели ребята утят и зашвыряли их шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.

УЧИТЕЛЬ:

Игра “ Доскажи словечко”. Играем с первым классом.

Отвечать можно хором.

На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка
Кто же это… (белка)

Уронила белка шишку,
Шишка стукнула(зайчишку)

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это - зверь лесной … (медведь)

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису) .

Физминутка

Молодцы, ребята, а на нашей полянке есть такие зверюшки?
(Да, на нашей полянке такие звери есть.) А покажите, какие они?

Как-то на полянке собрались зверюшки: медведь, утка, заяц, тигр.
(Дети изображают зверей) .

УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы прочитаем еще одно произведение “Лисичкин хлеб”. Читает рассказ.

Беседа с обучающимися.


  • Какие грибы и ягоды принёс он Зиночке?

  • Как деревья лечатся?

  • Какие вы запомнили названия трав?

  • Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного?
Учитель угощает детей “лисичкиным хлебом”.

Закрепление:

Далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям – таким, каким был М.М.Пришвин. (Слайд 17)

УЧИТЕЛЬ: Давайте поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны.

-О чем был наш урок?

- Что понравилось на уроке больше всего?

-В чем отличительная особенность рассказов М.Пришвина?


  • Они короткие, написаны доступным языком.

  • В них открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по - новому.
Чему учат нас рассказы М.Пришвина?

Доброте, любви к природе, заботе о братьях наших меньших.

1. Дети как бы вы поступили, если бы в лесу встретили мальчика, который разоряет гнездо птицы? Чтобы вы ему сказали? Правильно ли поступает мальчик и почему?

2. Мальчик Саша принёс в школу красивую бабочку и хвастается своей «добычей» перед ребятами. Как вы думаете, можно ли ловить насекомых и почему? Что бы вы сказали Саше?

Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. (Слайд 18)

^ Учитель читает стихотворение

«Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И том о лесе рассказать

Как этот человек…

М. Цуранов (Слайд 19)

УЧИТЕЛЬ:

Слайд 20 (можно дать как задание на дом)

Я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слов писателя, которые слышали и знают многие. Он написал их в своих воспоминаниях.

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

^ Итог урока:

УЧИТЕЛЬ:


  • Назовите «важные слова»
(Охранять природу – значит охранять Родину)

  • Какими являются эти слова для рассказа? (главными, главная мысль этого рассказа)

  • Какие пословицы или поговорки вы знаете, которые подошли бы по смыслу к произведению «Моя Родина».
(Береги землю родную, как мать любимую)

  • Что можете вы сделать, чтобы сберечь природу? (сажать деревья, убирать мусор, не загрязнять водоёмы, не рвать цветы)
На доске картинки: дерево, люди и животные с одноименными табличками. Учитель соединяет стрелочками круг, чтобы показать их неразрывную связь в природе. Таким образом, становится понятен эпиграф к уроку.

УЧИТЕЛЬ:

Учитель раздает памятки детям. Памятки с этими словами вы наклеите в дневник, чтобы они всегда были с вами.

Рефлексия.

Учитель дарит закладки детям и просит поднять их вверх, если они согласны со словами:

^ Природа богата, но её богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими как разумный и заботливый хозяин (Слайд 21)

УЧИТЕЛЬ: Ребята, посмотрите в окно. Уходит зима. Кругом еще лежат сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними. Идёт человек по лесу. Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, гордо подняв голову. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим. Это ходит с волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин.

Михаил Михайлович Пришвин

Зеленый шум

Михаил Михайлович Пришвин

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.

Михаил Михайлович - это было имя для города. А в тех местах, где Пришвин был «у себя дома» - в сторожках объездчиков, в затянутых туманом речных поймах, под тучами и звездами полевого русского неба - звали его просто «Михалычем». И, очевидно огорчались, когда этот удивительный, запоминавшийся с первого взгляда человек исчезал в городах, где только ласточки гнездясь под железными крышами напоминали ему о просторах его журавлиной родины.

Жизнь Пришвина - доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию: «По велению своего сердца». В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому что человек живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром - всегда созидатель, обогатитель и художник.

Неизвестно, что создал бы Пришвин, если бы остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Просто на это у него не хватило бы времени. Природа требует пристального глаза и напряженной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой.

Если мы внимательно прочтем все написанное Пришвиным то убедимся, что он не успел рассказать нам даже сотой доли того, что так превосходно видел и знал.

Для таких мастеров, как Пришвин, мало одной жизни, - для мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева листе. А этих листьев падает неисчислимое множество.

Пришвин происходил из старинного русского города Ельца. Из этих же мест вышел и Бунин, точно так же как и Пришвин, умевший воспринимать природу в органической связи с человеческими думами и настроениями.

Чем это объяснить? Очевидно тем, что природа восточной части Орловщины, природа вокруг Ельца - очень русская, очень простая и по существу небогатая. И вот в этой ее простоте и даже некоторой суровости лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. На простоте яснее выступают все прекрасные качества земли, острее делается человеческий взгляд.

Простота, конечно, ближе сердцу, чем пышный блеск красок, бенгальский огонь закатов, кипение звезд и лакированная растительность тропиков, напоминающая мощные водопады, целые Ниагары листьев и цветов.

Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторенной дороге - купеческая семья, крепкий быт, гимназия, служба агрономом в Клину и Луге, первая агрономическая книга «Картофель в полевой и огородной культуре».

Казалось бы, что все идет в житейском смысле гладко и закономерно, по так называемой «служебной стезе». И вдруг - резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьем и записной книжкой.

Жизнь поставлена на карту. Что будет с ним дальше, Пришвин не знает. Он повинуется только голосу сердца, непобедимому влечению быть среди народа и с народом, слушать удивительный его язык, записывать сказки, поверья, приметы.

По существу жизнь Пришвина так резко изменилась из-за его любви к русскому языку. Он вышел на поиски сокровищ этого языка, как герои его «Корабельной чащи» шли на поиски далекой, почти сказочной корабельной рощи.

После севера Пришвин написал первую свою книгу «В краю непуганых птиц». С тех пор он стал писателем.

Все дальнейшее творчество Пришвина как бы рождалось в скитаниях по родной стране. Пришвин исходил и изъездил всю Среднюю Россию, Север, Казахстан и Дальний Восток. После каждой поездки появлялись то новый рассказ, то повесть, то просто короткая запись в дневнике. Но все эти работы Пришвина были значительны и своеобразны, от драгоценной пылинки - записи в дневнике, до сверкающего алмазными гранями крупного камня - повести или рассказа.

Можно много писать о каждом писателе, стараясь в меру сил высказать все те мысли и ощущения, что возникают у нас при чтении его книг. Но о Пришвине писать трудно, почти невозможно. Его нужно выписывать для себя в заветные тетради, перечитывать время от времени, открывая все новые драгоценности в каждой строке его прозы-поэзии, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором родников, трепетом листьев, благоуханием трав, - погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.

Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы». Но он ошибался. Его проза гораздо больше наполнена чистейшим соком поэзии, чем иные стихи и поэмы.

Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость постоянных открытий».

Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это - настоящее колдовство!»

Из дальнейшего разговора выяснялось, что под этими словами люди понимали трудно объяснимое, но явное, присущее только Пришвину, очарование его прозы.

В чем его тайна? В чем секрет этих книг? Слова «колдовство», «волшебность» относятся обыкновенно к сказкам. Но ведь Пришвин не сказочник. Он человек земли, «матери сырой земли», участник и свидетель всего, что совершается вокруг него в мире.

Секрет пришвинского обаяния, секрет его колдовства - в его зоркости.

Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное и значительное, что под прискучившим иной раз покровом окружающих нас явлений видит глубокое содержание земной жизни. Самый ничтожный листок осины живет своей разумной жизнью.

Я беру книгу Пришвина, открываю ее наугад и читаю:

«Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли».

В этом поистине алмазном кусочке прозы все просто, точно и все полно неумирающей поэзии.

Присмотритесь к словам в этом отрывке, и вы согласитесь с Горьким, когда он говорил, что Пришвин обладал совершенным умением придавать путем гибкого сочетания простых слов почти физическую ощутимость всему, что он изображал.

Но этого мало Язык Пришвина - язык народный, точный и образный в одно и то же время, язык, который мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде, в великой простоте, мудрости и спокойствии народного характера.

Несколько слов: «Ночь прошла под большой чистой луной» - совершенно точно передают молчаливое и величавое течение ночи над спящей огромной страной. И «лег мороз» и «деревья обдались сильной росой» - все это народное, живое и никак не подслушанное или взятое из записной книжки. Это - собственное, свое. Потому что Пришвин был человеком народа, а не только наблюдателем народа, как это, к

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 7 г. Новополоцка»

Жизнь по велению сердца.

Михаил Пришвин

Исполнил:

Дьяков Иван Владимирович ,

учащийся 3 «Б» класса

Руководитель:

Галецкая Ирина Николаевна ,

педагог I ступени

общего среднего образования

Новополоцк, 2013

Введение .………………………………………………………………………………………………….……………….. 3

Основная часть

1. Самобытный писатель Михаил Пришвин ……………………… 4

2. Уроки природы ………………………………………………………………………… 5

3. Резкий поворот ………………………………………………………………………… 5

4. Настоящие чудеса в рассказах Пришвина …………..………… 6

5. Поэмы о природе. Секреты мастерства ………………………... 7

6. «Охранять природу – значит охранять Родину» ……….… 7

Заключение ..……………………………………………………………………………………………………………. 9

Список использованных источников .………………………………………………………….... 10

ВВЕДЕНИЕ

Михаил Пришвин не детский писатель, но у него есть произведения, написанные про детей, обращённые к детям, интересные и полезные именно детям.

Пришвин занимает среди писателей-учёных особое место. Его обширные познания в области этнографии, ботаники, зоологии, агрономии, истории, фольклора, географии, краеведения и других наук органически вошли в его книги.

«Пишу о природе, сам же только о людях и думаю», - утверждал Пришвин. Тема природы переходит в творчестве писателя в тему Родины, мотив добра и любви – в мотив патриотизма.

Своей работой я попробую доказать, что любить природу – значит, любить Родину, а охранять природу – значит охранять Родину.

Область исследования: русская литература.

Предмет исследования : литературное творчество М.М.Пришвина.

Цель проекта : исследовать, может ли любовь к природе означать любовь к Родине.

Гипотеза : Только любя, а не любуясь, можно уберечь и защитить этот удивительный мир – природу. Охранять природу – значит охранять Родину.

Задачи проекта :

    познакомиться с некоторыми сведениями из жизни М.М.Пришвина;

    учиться видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Самобытный писатель Михаил Пришвин

Начну свой рассказ такими словами:

«Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперёд

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растёт

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать

Как этот человек…

М.Цуранов

Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

Так говорил о Михаиле Михайловиче Пришвине Константин Паустовский.

В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина - писателя, который о каждом слетающем с дерева листе мог написать целую поэму.

Самобытный писатель был ещё и агрономом, и краеведом, и этнографом, и опытнейшим охотником, и егерем, и фенологом.

Агроном - специалист в области земледелия, сельского хозяйства.

Егерь - охотник-профессионал.

Краевед - специалист по изучению истории, географии отдельной местности.

Фенолог - специалист, изучающий закономерности в жизни животных, растений в связи со сменой времён года.

Этнограф - специалист, изучающий материальную, духовную культуру народов.

    Уроки природы

Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторённой дороге - купеческая семья, крепкий быт. Пришвин родился в Орловской губернии, провёл здесь своё детство. Среди громадного парка стоял старинный деревянный дом. В семье Пришвиных было пятеро детей. Отец очень рано умер. Жили небогато.

Крестьянин Гусёк научил будущего писателя понимать многие тайны природы. «Самое главное, чему я у него научился... пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются».

Учился в гимназии, в реальном училище, в Риге – в политехникуме, в Лейпциге – в университете.

Получил специальность агронома. Удивительно. Но первой книгой Пришвина стала агрономическая книга «Картофель в полевой и огородной культуре».

В это же время Михаил Михайлович пишет сборник рассказов для детей «Матрёшка в картошке».

    Резкий поворот

Казалось бы, всё идёт в житейском смысле гладко. И вдруг – резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в Карелию. С котомкой, охотничьим ружьём и записной книжкой. Об этом своём путешествии он пишет книгу.

Первая книга – о русском Севере, «В краю непуганых птиц».

Перу Пришвина также принадлежат:

«Адам и Ева»,

«Мирская чаша»,

«Светлое озеро»,

«Чёрный араб» ,

«Жень-шень»,

«Лесная капель»,

«Календарь природы»,

«Золотой луг»,

«Кладовая солнца»,

«Фацелия»,

«Глаза земли».

Михаил Михайлович был не только детский писатель – книги свои он писал для всех, но с одинаковым интересом их читают и дети. Писал он только о том, что сам видел и сам пережил в природе.

Например, чтобы описать, как происходит весенний разлив рек, Михаил Михайлович строит себе из обыкновенного грузовика домик на колёсах, берёт с собой резиновую складную лодку, ружьё и всё, что нужно для одинокой жизни в лесу, отправляется на места разлива реки Волги и там наблюдает, как спасаются от заливающей сушу воды самые крупные звери – лоси и самые маленькие – водяные крысы и землеройки.

Писатель Пришвин был старейшим шофёром Москвы. Он до восьмидесяти лет сам водил машину, сам её осматривал и обращался в этом деле за помощью только в самых крайних случаях. Михаил Михайлович относился к своей машине почти как к живому существу и называл её ласково «Маша». На ней писатель уезжал из города в поисках нетронутой природы.

    Настоящие чудеса в рассказах Пришвина

«Чудеса не как в сказках о живой воде и о мёртвой, а настоящие, как они совершаются везде и всюду, и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим», - так писал человек, который всё знал о природе, понимал её язык, - Михаил Пришвин.

Автор наделяет своих «героев» голосами и привычками. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики, как дети, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам; точно богатырь, выбивается из-под листвы гриб, шепчет лес.

В книгах Пришвина я нашёл такие яркие сравнения и эпитеты:

    пороша, как … (пудра)

    лучи солнца, как … (пожар на снегу)

    утро, как …(неоткрытая земля)

    роса, как …(мелкий бисер)

    луг у реки, как … (медовые соты)

    утро (солнечно-росистое, единственное, серебряное)

    листья (бледно-жёлтые, нежные, ароматно-блестящие, трепещущие)

    росы (холодные)

    поверхность листа (гладкая, бархатная)

    Поэмы о природе. Секреты мастерства

Пришвин называл свои пейзажные зарисовочки поэмами. Послушайте:

«Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это оказался первый цветок».

«Лес берегами как руками развёл – и вышла река.

В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на берегах; в полях реки текут голубые и цветы возле них разные».

На хуторе в Тульской губернии во время молотьбы Пришвин стал записывать примечательные слова, сначала на спичечной коробке, потом на куске бересты. Затем уже перешёл к систематической записи необычных оборотов речи в особой тетрадке. Так постепенно составлялась знаменитая «Словесная кладовая», которую ценил так, что во время пожара в Ельце с опасностью для жизни бросился за нею в огонь, когда всё имущество сгорело.

Однажды Алексей Толстой застал Пришвина за работой: подстелив под себя пальто, он лежал на полу в пустой комнате. Вокруг него были разложены записки, тонкие полоски, длинные ленты. Алексею Толстому такой метод работы показался забавным: «А ленты-то для чего?» Пришвин объяснил, как он ими пользуется: на тонких полосках бумаги, склеенных в одну длинную ленту, было записано множество слов, поговорок, поверий. Пришвин накатывал ленты на ролики. Перекатывая с одного ролика на другой, он легко мог найти нужное слово.

Прожил Михаил Пришвин 80 лет.

    «Охранять природу – значит охранять Родину»

«Родина, как я её понимаю, - записал Пришвин в дневнике, - не есть что-то этнографическое или ландшафтное, к чему я теперь прислоняюсь. Для меня Родина – всё, что я сейчас люблю и за что борюсь».

Человек – часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц – и сам не сможет прожить на мёртвой планете.

Поэтому и обращался Пришвин к нам, детям:

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода. Птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина и охранять природу – значит охранять Родину».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Писатель считал, что чем богаче духовный мир человека, тем больше видит он в природе, потому что приносит в неё свои переживания, ощущения. Это умение судить природу «по себе» Пришвин называл «родственным вниманием».

Пришвину претило поверхностное любование жизнью природы. Людей, просто любующихся природой, он называл «дачниками». Писатель призывает нас к тому, чтобы мы умели различить эти два чувства – любование и любовь. Жизнь Пришвина - доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, «по велению своего сердца».

На мемориальном памятнике писателя в Москве изображена сидящая на уступе Птица-Сирин, таинственная птица счастья. Расправив крылья, запрокинув голову. Она поёт, сливаясь в песне с травами, цветами, животными, птицами – всем тем, что так любил в своей жизни Михаил Михайлович Пришвин.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бастрыгина, Н.Н. Устный журнал «Добрый писатель». О жизни и творчестве М.М.Пришвина (Литература в школе, № 11, 2011. С.40-42)

Дубровская, А.И. детям о писателях: Пособие для учителей начальных классов общеобразоват.шк. 3-е изд. / А.И.дубровская. – Мн.: Тесей, 2004. – 176 с. (с.47 – 50).

К.Зурабова. - Сердечные мысли Михаила Пришвина/Журнал Дошкольное воспитание № 8, 2003(с.77-84)

Короткова, М.С. Четвероногие друзья «охотничьего писателя». По детским и охотничьим рассказам М.М.Пришвина (Литература в школе, № 3, 2011. С.41-44):

Липеровская, С.И. За волшебным словом. Жизнь Михаила Пришвина// Детская литература, Москва, 1964 г., 191 с.

Ломова Татьяна Михайловна «М.М.Пришвин. «Времена года». С.108-110 (Журнал Литература в школе.№ 3, 1996). С.

Соловей, Т.Г. – Открываем богатства Пришвина. (Журнал Уроки литературы. № 12, 2007. – С.14

Цели и задачи

  1. Расширить представление детей о творчестве М.М. Пришвина.
  2. Развитие речи, расширение читательского кругозора, воспитание любви к книге.
  3. Эстетическое воспитание, воспитание любви к природе, Родине.

1 страница

За волшебным колобком

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайлович Пришвина. Жизнь Пришвина – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, «по велению своего сердца».

В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл потому что человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель, обогатитель и художник. Для таких мастеров, как Пришвин, мало одной жизни, - для мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева листе. А этих листьев падает неисчислимое множество. Пришвин умел воспринимать природу в органической связи с человеческими думами и настроениями.

Чем это объяснить? Очевидно, тем, что природа восточной части Орловщины, природа вокруг Ельца, старинного русского города, откуда был родом Пришвин, очень русская, очень простая и по существу небогатая. И вот в этой её простоте и даже некоторой суровости и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. На простоте яснее выступают все прекрасные качества земли, острее делается человеческий взгляд.

На экране – изображения русской природы, рисунки, фотоработы учащихся.

Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторенной дороге – купеческая семья, крепкий быт. Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь своё детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, берёзовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо.

Учитель показывает это место на карте Орловской области, вывешивает фотографию дома, где родился писатель, фотографию 8-летнего Миши Пришвина.

Из гостиной дверь вела на большую террасу, от которой шла липовая аллея со столетними деревьями. В родном краю открылась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка.

Ученик читает рассказы: «Последние цветы», «Первый мороз».

Крестьянин Гусек научил будущего писателя понимать многие тайны природы. «Самое главное, чему я у него научился… пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди между собой отличаются».

Затем Пришвин оканчивает гимназию, служит агрономом в Крыму и пишет первую агрономическую книгу «Картофель в полевой и огородной культуре». В это же время, это был 1925 год, Михаил Михайлович пишет сборник рассказов для детей «Матрёшка в картошке».

Казалось бы, что все идёт в житейском смысле гладко и закономерно, по так называемой «служебной стезе». И вдруг – резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьём и записной книжкой и написал об этом своём путешествии книгу.

Был тогда наш север диким, людей было там мало, птицы и звери жили не пуганые человеком. Так и назвал он это произведение «В краю непуганых птиц». А когда много лет спустя Пришвин снова приехал на Север, знакомые озёра были соединены Беломорским каналом, и по нему уже не лебеди плавали, а ходили пароходы; много за долгую жизнь видел Пришвин на родине своей перемен. Так он стал писателем.

Жизнь поставлена на карту. Что будет с ним дальше, Пришвин не знает. Он повинуется только голосу сердца, непобедимому влечению быть среди народа и с народом, слушать удивительный его язык, записывать сказки, поверья, приметы. По существу жизнь Пришвина резко изменилась из-за его любви к русскому языку. Он вышел на поиски сокровищ этого языка, как герои его «Корабельной рощи» шли на поиски далёкой, почти сказочной корабельной рощи.

Есть одна старинная сказка, она начинается так: «Бабушка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, набрала муки пригоршни две и сделала весёлый колобок. Он полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца во двор и за ворота – дальше, дальше…». Писатель к этой сказке приделал свой конец, будто за этим колобком сам он, Пришвин, пошёл по белу свету, по лесным тропам и берегам рек, и моря, и океана – всё шёл и шёл за колобком. Так и новую книжку свою он назвал – «Колобок». Впоследствии тот же волшебный колобок привёл писателя на юг, в азиатские степи и на Дальний Восток. О степях есть у Пришвина повесть «Чёрный Араб», о Дальнем Востоке – повесть «Жень-Шень». Эта повесть переведена на все основные языки народов земного шара.

Из края в край обежал колобок нашу богатую родину и, когда все осмотрел, стал кружиться возле Москвы, по берегам маленьких речек – Вертушинка, Невестинка и Сестра, и каких-то безымянных озерков, названных Пришвиным «глазами земли». Тут-то, в этих близких нам местах, колобок открыл своему другу, пожалуй, ещё больше чудес. О среднерусской природе широко известны его книги: «Календарь природы», «Лесная капель», «Глаза земли».

Чтение рассказов: «Березы», «Деревья на службе», «Цветут берёзки», «Парашют».

Пришвин не только детский писатель – книги свои он писал для всех, но с одинаковым интересом читают их и дети. Писал он только о том, что сам видел и сам пережил в природе. Так, например, чтобы описать, как происходит весенний разлив рек, Михаил Михайлович строит себе из обыкновенного грузовика фанерный домик на колёсах, берёт с собой резиновую складную лодку, ружьё и всё, что нужно для одинокой жизни в лесу, отправляется на места разлива реки нашей – Волги и там наблюдает, как спасаются от заливающей сушу воды самые крупные звери – лоси и самые маленькие – водяные крысы и землеройки.

Писатель М.М. Пришвин был старейшим шофёром Москвы. Он до восьмидесяти с лишним лет сам водил машину, сам её осматривал и обращался в этом деле за помощью только в крайних случаях. Михаил Михайлович относился к своей машине почти как к живому существу и называл её ласково: «Маша». Машина ему нужна была исключительно для его писательской работы. Ведь с ростом городов нетронутая природа все отдалялась, а вышагивать помногу километров для свидания с ней, как в молодости, он – старый охотник и ходок – уже был не в силах. Вот почему Михаил Михайлович называл свой ключик от машины «ключом счастья и свободы».

На экране - дача Пришвина под Москвой в Дунино, его кабинет, портрет писателя.

Есть в нашей литературе великолепные ученые-поэты, учёные-писатели, такие, как Тимирязев, Арсеньев, Аксаков, Ключевский… Но Пришвин занимает среди них особое место. Его обширные познания в области этнографии, ботаники, зоологии, агрономии, истории, фольклора, географии, краеведения и других наук органически вошли в его книги.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Все его книги полны родственным вниманием к человеку и к той земле, где живёт и трудится этот человек. Поэтому и культуру Пришвин определяет как родственную связь между людьми (Приложение 1).

2 страница

Родственное внимание

Восхищением перед красотой природы и человека, её друга и хозяина, проникнуты все произведения писателя.

Обращаясь к юному читателю, художник утверждает, что мир полон чудес и «это… чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие… они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим». Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их перед читателем. Для него нет растений вообще, а есть белые грибы, кровавая ягода костяника, голубая черника, красная брусника, кукушкины слёзки, валерьяна, петров крест, заячья капуста. Для него нет животных и птиц вообще, а есть, трясогузка, журавль, ворона, цапля, овсянка, землеройка, гусь, пчела, шмель, лисица, гадюка. Автор не огранивается одним упоминанием, а наделяет своих «героев» голосами и привычками, которые надолго ложатся в память: «Скопа прилетела, рыбный хищник, - нос крючком, глаза зоркие, светло-жёлтые, - высматривала себе добычу сверху, останавливалась в воздухе для этого и пряла крыльями». Звери и птицы у Пришвина «кукуют», «гудят», «свистят», «шипят», «орут», «пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики, как дети, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, точно богатырь, выбивается из-под листвы гриб, шепчет лес.

Чтение рассказов: «Золотой луг», «Силач», «Шёпот в лесу».

Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию мира в описаниях, в сравнениях, даже просто в названиях рассказов.

Чтение рассказов: «Именины осинки», «Старый дед».

Писатель считает, что чем богаче духовный мир человека, тем больше видит он в природе, потому что приносит в неё свои переживания, ощущения. Это умение судить природу «по себе»

Пришвин называл «родственным вниманием». Так возникает пришвинское очеловечивание природы, описание тех её сторон и явлений, которые в чём-то сходны с человеческими. «Пишу о природе, сам же только о людях и думаю», - утверждал М.М.Пришвин.

Вот почему, говоря о животном мире, писатель особо выделяет материнство. Не раз расскажет Пришвин, как рискует собой мать, защищая детенышей от собаки, от орла и от других неприятелей. С улыбкой поведает художник о том, как звери-родители заботятся о своем потомстве, учат его.

Чтение рассказов: «Ребята и утята», «Первая стойка».

Художника радуют в животных такие прекрасные качества, как ум, сообразительность, способность «разговаривать», «мыслить».

Но в любом из этих случаев – и это очень важно – писатель умеет сохранить ту границу, которая отделяет животных от человека. Отмечая, что в его рассказах «природа и человек соединяются в единстве», М.М.Пришвин писал в дневнике 1 апреля 1942 года: «Но это единство не есть уступка природе, а сознание своего родства и высшего руководящего значения в мировом творчестве».

Первенствующая роль человека в природе составляет сюжеты произведений писателя. Главное в них состоит в том, что человек, не обладая многими из тех качеств, которыми наделены животные, в процессе их приручения научился присваивать эти качества. Внося культуру в мир природы, он становится творцом, Человеком. А это в свою очередь, требует от него человеческой морали, высшей целесообразности, которая заключается, в хозяйском отношении к живому. В честном бою можно убить медведя, но нельзя сделать это, если зверь пришёл к охотнику за защитой, безжалостно убьёт охотник разбойницу-куницу зимой, но не станет вершить бессмысленную охоту летом, когда шкурка этой куницы плоха. Тем более несвойственно героям Пришвина уничтожать беззащитных и безвредных (или полезных) животных, бить птенцов.

Чтение рассказов: «Белый ожерелок», «Журка».

«Наш идеал – это дедушка Мазай, - писал Пришвин, обращаясь к молодым друзьям. – Наша молодёжь должна идти в охоте по этому трудному пути образования себя самого от простого охотника до охотника – охранителя природы и защитника своей Родины». Так тема природы в творчестве писателя переходит в тему Родины, мотив добра и любви – в мотив патриотизма. «Родина, как я её понимаю, - записал М.М.Пришвин в своём дневнике, - не есть что-то этнографическое или ландшафтное, к чему я теперь прислоняюсь. Для меня Родина – все, что я сейчас люблю и за что борюсь» (Приложение 2).

Чтение рассказов сопровождается музыкой П.И. Чайковского «Времена года».

3 страница

Вася Весёлкин и другие

Пришвин никогда не делил своё творчество на «взрослое» и «детское». «Я всегда, всю свою жизнь работаю над одной и той же темой, в которой и детская, и общая литература сливаются в единое целое», - утверждает писатель. Именно поэтому рассказы для детей включались им в книги для взрослых или являлись фрагментами этих книг, соответственно отредактированными.

«Единственной темой, над которой я работаю, - говорил Пришвин, - является дитя, которое я храню в себе». Среди дневниковых записей есть и такие: «Детская вера в людей – это светлый героический путь»; «Новый человек – это ребёнок, а если о нём надо рассказать, то расскажите о взрослом, сумевшем сохранить в себе ребёнка».

Как видно из приведённых записей, главное, что ценил Пришвин в ребёнке, что считал нужным культивировать, были оптимизм, чувство неутраченного удивления миром, отзывчивость на боль и радость.

Восхищением перед красотой природы и человека, её друга и хозяина, проникнуты все произведения писателя. Первый пришвинский сборник рассказов для детей назывался «Матрёшка в картошке». Вышел он в 1925 году. Итоговой книгой стал «Золотой луг» (1948), объединивший почти все детские рассказы писателя.

Среди немногочисленных образов детей – героев произведений Пришвина – особо запоминается Вася Веселкин из одноименного рассказа. Повествователь учил свою собаку Жульку охоте, учил сначала по курам. Учил его стойке, потяжке, чтобы собака не трогала птиц. Деревня, где происходило действие, была расположена на берегу Москва-реки, поэтому жителям нельзя было держать водоплавающую птицу, чтобы не засорять воду. Но один житель всё-таки держал гусей.

Однажды птицы плавали по реке. Жулька кинулась в воду, стала гоняться за птицами. Кричали гуси, летел пух, как снег, над рекой. Жульку остановить было невозможно. Тут появился Витька с ружьём, сын хозяина. Вдруг чья-то рука толкнула Витьку, и дробь прошла мимо побоища. Так была спасена собака. Спасителя надо было отблагодарить. Но как найти его? Рассказчик пошёл в школу. Но там никто не сознавался в благородном поступке. Учитель посоветовал ему написать сочинение про этот случай, указав точное количество гусей. Их было восемь. На следующий день сочинение было прочитано, особенно всем понравилось место, где описано поведение гусей. Давайте посмотрим, чем же закончился этот рассказ (Приложение 3).

Сценка

Учитель . Скажи, дружок, а сколько же было всё-таки гусей?

Рассказчик . Восемь гусей, Иван Семёныч!

У. Нет, их было пятнадцать.

Р . Восемь, утверждаю: их было восемь.

У. И я утверждаю, их было именно пятнадцать, я могу доказать; хотите, пойдём сейчас к хозяину и сосчитаем: их было у него пятнадцать.

У . Утверждаю, гусей было пятнадцать!

Весёлкин. Неправда, гусей было восемь!

А . Так друг поднялся за правду, весь красный, вихрастый, взволнованный.

Это и был Вася Весёлкин, стыдливый, застенчивый в своих добрых делах и бесстрашный в отстаивании правды. Этот мальчик не только спас собаку, но и проявил скромность, скрывшись от благодарности. Вася Весёлкин перейдёт и в роман Пришвина «Корабельная чаща». Здесь он станет солдатом, защищающим свободу и красоту Родины.

Есть у Пришвина прекрасная сказка-быль «Кладовая солнца». Главные герои дети, Настя и Митраша. Они прошли нелёгкий путь к человечности. Это будет темой другого журнала.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Моим молодым друзьям

На экране портрет М.М.Пришвина. Звучит голос писателя на фоне музыки.

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Список литературы

  1. Нетопин, С.М. Незабудки Пришвина [Текст] /С. Нетопин// Журнал «Отечество» № 11. М.: Т и О, 2007. – 18 – 21 с.
  2. Пришвин, М.М. Кладовая солнца [Текст]: М.М. Пришвин. – М.: Детская литература, 2005. – 171с.
  3. Пришвин, М.М. Рассказы [Текст]: М.М. Пришвин. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981. –192 с.
  4. Пришвин, М.М. Избранное [Текст]: М.М. Пришвин. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1979. – 128 с.
  5. Зурабова, К. Н. Лес берегами, как руками, развёл – и вышла река…[Текст] /К.Н. Зурабова// Учительская газета № 7, 2008. – с.