Музыкальная история. В память о Наталье Попович и Евгении Колобове. Кто поет, тот не судится

Огромная потеря для нашего искусства: ушла Наталья Попович. Не просто супруга и единомышленник великого дирижера Евгения Колобова, но его друг с первых шагов по театральной сцене, продолжатель его дела, наследница и хранительница его традиций. И безусловно великолепный, редкий, самобытный талант: благодаря ей хор театра "Новая опера", как прежде хор Свердловской академической оперы, были в числе самых выдающихся творческих коллективов страны.

Это была удивительная пара. Рассказывать о любом из них, не упоминая о другом, решительно невозможно: истинно творческая семья, одержимая общим делом. Оба ленинградцы по рождению, но свел вместе их Свердловск, куда они уехали учиться в Уральской консерватории имени Мусоргского, где преподавал легендарный дирижер Марк Паверман и не менее легендарная Галина Рогожникова, одна из крупнейших в стране знатоков и мастеров хорового искусства. "Если я приду к профессору Рогожниковой, не зная клавир наизусть, - мигом вылетала из класса, - вспоминала Наталья Попович в беседе с обозревателем "РГ". - И мы с Женей ночь напролет сидели, учили. А теперь ко мне приходят хормейстеры из Московской консерватории, я ставлю перед ними клавир - они о нем представления не имеют! Какое же ты имеешь право выходить к хору?! Нет, я не хотела бы учиться в Москве! Потому что меня всему научили в Уральской консерватории. И в первую очередь - любви к музыке. И тому, что человек не имеет права выходить к оркестру или хору, если у него нет своего видения, своей интерпретации, представления о том, что он хочет сказать этим сочинением".

Большой талант молодого хормейстера был всем очевиден. Уже с четвертого курса ее пригласили в Свердловский академический театр оперы и балета. "Я это ощутила как огромную честь и окунулась в этот театр с головой, - продолжала Наталья Попович. - Это семнадцать лет в Свердловске были самыми счастливыми годами нашей с Женей жизни. Женю пригласили дирижировать спектаклями Театра музыкальной комедии, а потом и в Свердловскую оперу, где был замечательный коллектив". Здесь Колобов и Попович проработали семь лет. Именно здесь они сотворили спектакль, ставший сенсацией в Москве и мгновенно сделавший их знаменитыми, - это была первая в СССР постановка оперы Верди "Сила судьбы" на языке оригинала. О ней много писали, отмечая не только смелую интерпретацию малоизвестной у нас тогда партитуры, но и волшебное звучание хора, безукоризненно передававшего тончайшие нюансы вердиевской музыкальной драмы.

После этого триумфа талантливую пару пригласил к себе в Мариинку сам Юрий Темирканов. Но в родном Ленинграде как-то не сложилось: Колобову, прирожденному оперному маэстро, было неинтересно дирижировать балетами, и, хотя именно с ними он объездил весь мир, супружеская пара предпочла уехать в Москву.

Обоим предлагали возглавить Мариинский театр, затем - Большой. Оба от чести отказались - им неинтересно было пытаться растормошить коллективы, как говорила Наталья Попович, "обросшие ракушками". Им нужен был театр более динамичный, готовый к экспериментам. Наталья абсолютно разделяла вечное стремление Колобова как бы воссоздавать музыку заново, прямо на глазах слушателей, и во всем его поддерживала. Началась история их отношений с Театром имени Станиславского и Немировича-Данченко - история более чем драматичная. Оркестр и хор сразу полюбили новых руководителей и готовы были пойти за ними куда угодно, но тамошние народные артисты ревниво оберегали свои права петь юную Татьяну и пылкого Ленского даже на склоне лет и любым попыткам влить в закостеневший театр свежую кровь объявили войну. Дошло до крайностей: был даже спектакль, когда оркестр, защищающий своего маэстро, демонстративно отказался играть, и оперу спели под рояль. Война шла нешуточная, и супружеская пара, долго не имевшая крова и вынужденная жить в гостинице "Будапешт", уже готова была принять приглашение итальянцев возглавить оперу в Генуе, где с квартирой не было бы проблем. Но в холле гостиницы ждали артисты оркестра - ни Колобов, ни Попович не могли бросить людей, которые в них поверили. К тому же оба были преданы русскому искусству, и русская почва была для них не просто местом временного пребывания. Это были корни, из которых произрастало все, что оба любили и досконально знали, все, что потом возникало в музыке мановением их удивительных, "поющих" рук.

И всю жизнь эту пару сопровождала преданная любовь тех, кто с ними работал. Когда Колобов и Попович спустя много лет прилетели в Свердловск на юбилей родной консерватории, у трапа самолета их встретил оркестр оперного театра - над летным полем зазвучал марш из поставленной ими там оперы "Петр Первый". Эмоциональный Колобов встал перед музыкантами на колени.

Рука об руку они строили и театр своей мечты - свой театр, спроектированный по их чертежам, - "Новую оперу". Сначала она ютилась в здании бывшего кинотеатра, где было мало места для хора, и голоса звучали со всех сторон - даже сверху, из вентиляционных решеток. Это был абсолютно волшебный эффект, изобретенный гением, искавшим выход из безвыходной ситуации. Его уже было невозможно повторить, когда у театра появилось свое здание с нормальным залом и просторной сценой.

В "Новой опере" оба сразу утвердили свой главный принцип: либо ставим новые для московской публики названия, либо заново открываем старые. Спектакли вызывали споры, иной раз шокировали консерваторов необычным звучанием, нестандартными ритмами, коррективами в оркестровке или даже драматургии. Событиями стали первые в России постановки опер "Гамлет" Тома, "Двое Фоскари" Верди, "Мария Стюарт" Доницетти, "Валли" Каталани, необычный "Борис Годунов" Мусоргского, прозвучавший в малознакомой публике первой авторской редакции. Именно благодаря дивно слаженному творческому тандему могли появиться на московской сцене спектакли-приношения великим музыкантам прошлого - "Мария Каллас", Viva Verdi!, Viva Puccini!, "Россини", "Винченцо Беллини.

После ухода Евгения Колобова Наталья Попович продолжила его традиции. Возглавила художественно-творческую коллегию Новой оперы, стала автором идеи и концепции таких музыкальных вечеров, как музыкально-театральная композиция Bravissimo. В репертуаре появились сложнейшие, требующие филигранного мастерства оперы: "Любовный напиток" Доницетти, "Золушка" Россини с ее виртуозными ансамблями, "Набукко" и "Трубадур" Верди с его мощными хорами. Ее авторитет позволил привлечь к сотрудничеству с театром Юрия Темирканова, Эри Класа, Феликса Коробова, Альберто Веронези, Антонелло Аллеманди, Андрейса Жагарса и многих других суперзвезд мировой оперной жизни. По ее инициативе в память об Евгении Колобове был основан ежегодный фестиваль "Крещенская неделя в Новой Опере", в котором тоже принимали участие ведущие мастера России и планеты, звучали малознакомые российской публике шедевры.

С завершилась огромная и глубоко индивидуальная музыкальная история в жизни нашего искусства - та, что годами и десятилетиями создавалась уникально одаренным творческим и семейным тандемом. Это была совершенно отдельная, существовавшая по своим законам и принципам, ни на что иное не похожая эпоха развития российского оперного театра - яростного, мятежного, неистового, как Евгений Колобов, трепетного, проникновенного, нежного и лиричного, как Наталья Попович.

Наталья Попович - супруга и соратник дирижера Евгения Колобова, продолжатель его традиций. Фото: novayopera.ru

Н аталья Попович (27.02.1945 — 30.03.2018),

главный хормейстер театра с 1991 по 2017 год. Народ-ная артист-ка России, лау-ре-ат Государ-ствен-ной пре-мии России (за созда-ние теат-ра Новая Опера).

В 1967 году еще сту-дент-кой Ураль-ской государ-ствен-ной кон-сер-ва-то-рии Наталья Попович, как наи-бо-лее ода-рен-ная уче-ни-ца кур-са, была при-гла-ше-на на долж-ность хор-мей-сте-ра в Сверд-лов-ский ака-де-ми-че-ский театр опе-ры и бале-та им. А.В.Луначар-ско-го, где впо-след-ствии ста-ла глав-ным хор-мей-сте-ром. В Сверд-лов-ском теат-ре опе-ры и бале-та, сов-мест-но с глав-ным дири-же-ром теат-ра Евгени-ем Колобо-вым, Натальей Попович были созда-ны опер-ные спек-так-ли, кото-рые высо-ко оце-ни-ва-лись зри-те-ля-ми и прес-сой: «Травиа-та» и «Сила судь-бы» Дж.Верди (пер-вая в России поста-нов-ка на ита-льян-ском язы-ке), «Кармен» Ж.Бизе, «Царская неве-ста» Н.А.Римско-го-Корса-ко-ва, «Петр I» А.П.Петро-ва и еще более 20 пре-мьер-ных спек-так-лей. Итогом тру-до-вой дея-тель-но-сти Н.Попович в Сверд-лов-ском теат-ре опе-ры и бале-та ста-ло при-суж-де-ние ей зва-ния Заслу-жен-но-го дея-те-ля искусств РФ.

С 1981 года Наталья Попович по при-гла-ше-нию Ю.Х.Темир-ка-но-ва рабо-та-ла хор-мей-сте-ром в Ленин-град-ском теат-ре опе-ры и бале-та им. С.М.Кирова (ныне Мариин-ский). За вре-мя рабо-ты в теат-ре Н.Г.Попович участ-во-ва-ла в поста-нов-ках спек-так-лей с таки-ми масте-ра-ми опер-ной сце-ны, как хор-мей-стер А.Мурин, дири-же-ры Ю.Темир-ка-нов, Е.Колобов, В.Герги-ев, режис-сер Б.Покров-ский. В каче-стве руко-во-ди-те-ля хора Наталья Попович при-ни-ма-ла уча-стие в ауди-о-за-пи-си опе-ры «Пират» В.Белли-ни (дири-жер Е.Колобов, соли-сты: Е.Целоваль-ник, К.Плужни-ков, С.Лейфер-кус), в теле-ви-зи-он-ной вер-сии спек-так-ля «Евгений Онегин» П.И.Чайков-ско-го (дири-жер Ю.Темир-ка-нов). За годы рабо-ты в теат-ре им. С.М.Кирова Наталья Попович была награж-де-на меда-лью «За тру-до-вое отличие».

В пери-од 1988-1991 Н.Г.Попович явля-ет-ся глав-ным хор-мей-сте-ром Музыкаль-но-го теат-ра им. К.С.Стани-слав-ско-го и Вл.И.Немиро-ви-ча-Данчен-ко. Здесь она руко-во-дит хором в уже суще-ству-ю-щих репер-ту-ар-ных спек-так-лях и участ-ву-ет в пре-мьер-ных поста-нов-ках опер под руко-вод-ством дири-же-ра Евгения Колобо-ва: «Пират» В.Белли-ни (пер-вая поста-нов-ка в России), «Борис Годунов» М.П.Мусорг-ско-го (в пер-вой автор-ской редак-ции), кото-рые ста-ли леген-дар-ны-ми. По спек-так-лю «Борис Годунов» (дири-жер Е.Колобов, режис-сер О.Ивано-ва, худож-ник С.Бархин, хор-мей-стер Н.Попович) был снят фильм-опе-ра, в кото-ром хор с боль-шой досто-вер-но-стью вопло-тил образ рус-ско-го народа.

В 1991 году Наталья Попович вме-сте с Евгени-ем Колобо-вым сто-я-ла у исто-ков созда-ния Москов-ско-го теат-ра Новая Опера. Со дня осно-ва-ния теат-ра вме-сте с худо-же-ствен-ным руко-во-ди-те-лем Е.Колобо-вым Наталья Попович участ-во-ва-ла в опре-де-ле-нии идей-но-твор-че-ско-го направ-ле-ния раз-ви-тия ново-го кол-лек-ти-ва, его репер-ту-ар-ной поли-ти-ки, в фор-ми-ро-ва-нии твор-че-ских и тех-ни-че-ских под-раз-де-ле-ний теат-ра, внед-ре-нии кон-тракт-ной системы.

Одной из заслуг глав-но-го хор-мей-сте-ра Новой Оперы Н.Г. Попович явля-ет-ся вос-пи-та-ние хоро-во-го кол-лек-ти-ва высо-ко-го музы-каль-но-го уров-ня, кото-рый не толь-ко мастер-ски вла-де-ет искус-ством хоро-во-го пения, но и игра-ет актив-ную роль в сце-ни-че-ском дей-ствии спек-так-лей, демон-стри-руя актер-скую рас-кре-по-щен-ность и пла-сти-ку. Хор Новой Оперы под руко-вод-ством Н.Г.Попович совер-шен-ству-ет свое вокаль-ное мастер-ство, испол-няя духов-ные музы-каль-ные про-из-ве-де-ния a capella и сочи-не-ния кан-тат-но-ора-то-ри-аль-но-го жан-ра: кан-та-ты «Москва» П.И.Чайков-ско-го, «Александр Невский» С.С.Проко-фье-ва, «Иоанн Дамас-кин» С.И.Танее-ва, «Весна» и «Три рус-ские пес-ни» С.В.Рахма-ни-но-ва, Рекви-ем Дж.Верди, Рекви-ем В.А. Моцар-та и др. Хор Новой Оперы по пра-ву при-знан зри-те-ля-ми и кри-ти-ка-ми одним из луч-ших хоро-вых кол-лек-ти-вов Москвы.

В каче-стве хор-мей-сте-ра Наталья Попович участ-во-ва-ла в запи-си CD и DVD Новой Оперы: «Хор теат-ра Новая Опера», «Новая Опера в Карне-ги-хол-ле», кан-та-та «Москва» П.И.Чайков-ско-го, кан-та-та «Александр Невский» С.С.Проко-фье-ва, «Симфо-ния №13» Д.Д.Шоста-ко-ви-ча, «Три рус-ские пес-ни» и кан-та-та «Весна» С.В.Рахма-ни-но-ва, «Иоанн Дамас-кин» С.И.Танее-ва, «Роман-сы П. Чайков-ско-го и С.Рахма-ни-но-ва», опе-ра «Валли» А.Катала-ни, дивер-тис-мент «Росси-ни», опе-ра «Евгений Онегин» П.И.Чайков-ско-го, Рекви-ем В.А. Моцар-та, Рекви-ем Дж.Верди, The World’s Favourite Opera Choruses (сов-мест-но с хором фин-ско-го Савон-линн-ско-го опер-но-го фести-ва-ля), «Шедев-ры опер-ной сце-ны», «Класси-ка через века» и др.

В 2003 году, после кон-чи-ны осно-ва-те-ля теат-ра Евгения Колобо-ва, по Распо-ря-же-нию Прави-тель-ства Москвы Наталья Попович ста-но-вит-ся Предсе-да-те-лем худо-же-ствен-но-твор-че-ской кол-ле-гии теат-ра Новая Опера (зани-ма-ла эту долж-ность до 2013 года).

Наталья Попович — автор идеи теат-ра-ли-зо-ван-ных пред-став-ле-ний, кото-рые ста-ли визит-ной кар-точ-кой Новой Оперы: «Bravissimo!» (к 10-летию теат-ра в 2001 г.) и «Все это — Опера!» (к 20-летию теат-ра в 2011 г.), гала-кон-цер-та «Viva Verdi!» к 200-летию со дня рож-де-ния ком-по-зи-то-ра, в кото-ром зву-чат фраг-мен-ты из всех опер Джузеп-пе Верди.

В 2003 году Н.Попович ста-но-вит-ся одним из соучре-ди-те-лей Фонда Евгения Колобо-ва, ини-ци-а-то-ром и идей-ным вдох-но-ви-те-лем еже-год-но-го Между-на-род-но-го фести-ва-ля «Крещен-ская неде-ля в Новой Опере», посвя-щен-но-го Евгению Колобо-ву, родив-ше-му-ся 19 янва-ря, в Креще-ние. Благо-да-ря энер-гии и энту-зи-аз-му Н.Попович фести-валь из локаль-но-го собы-тия теат-ра пре-вра-тил-ся в зна-чи-тель-ное куль-тур-ное собы-тие сто-ли-цы. Сотруд-ни-ки теат-ра Новая Опера, внес-шие осо-бый вклад в про-дол-же-ние тра-ди-ций Евгения Колобо-ва, удо-сто-е-ны почет-ной пре-мии Фонда Евгения Колобо-ва «За без-за-вет-ное слу-же-ние опер-но-му искусству».

Время бежит быстро. Театру «Новая Опера» в следующем году 25 лет. А совсем недавно серьезный юбилей отметила и одна из его создателей, Наталья Григорьевна Попович - жена и творческий единомышленник Евгения Владимировича Колобова . Сутками напролет вместе с ней обдумывал он, каким быть театру. Наташа сходу понимала идеи своего гениального мужа, под ее твердой хормейстерской рукой многоголосый хор отзывался, как скрипка Страдивари под пальцами виртуоза.

Свердловск 60 х. Весь город охвачен хоровым пением. «Дирижер - профессия не женская, и если ты на нее решилась, то должна забыть о всяких там бабских штучках», - внушала профессор Галина Петровна Рогожникова. И стеснительная Наташа научилась быть волевой, читать с листа клавиры любой сложности, петь любые партии - сопрановые, теноровые, басовые - и любым голосом. Но главное, она поняла: музыка - это мир, который мы постигаем через звуки, и звуки эти должны быть так же богаты, как богат мир. Потому, наверное, ее - одну из немногих - еще студенткой позвали занять должность хормейстера в Свердловском театре оперы и балета. И здесь судьба свела ее с Женей Колобовым, который тоже был приглашен в театр дирижером оркестра. Два столь талантливых человека не могли пройти мимо друг друга. Жизненные пути пересеклись - и уже навсегда. «Новую Оперу» они создавали вместе, идеи рождались у одного и другого. Но доподлинно известно, что Наталья Григорьевна вносила в оперные постановки порой такие находки, которые потом становились изюминкой - мимо них не проходил ни один критик.

К 10 летию театра она сочинила оригинальный спектакль «Брависсимо » - музыкальную историю сада «Эрмитаж» и рожденного в нем Театра. К 20 летию - спектакль-фейерверк оперной музыки «Все это - опера!» До сих пор они в репертуаре театра. К 200 летию Дж. Верди Наталья Григорьевна воплотила давнюю идею: спектакль-концерт «Viva Verdi!». Он получился настолько блестящим, что на премьере в 2013 году в дни фестиваля «Крещенская неделя» зрители пятнадцать минут аплодировали стоя.

Когда ушел из жизни Маэстро, казалось, и жизнь театра остановилась. И тогда коллектив обратился к Н. Г. Попович: не отдавайте нас в чужие руки, возьмите на себя художественное руководство. Но она сочла, что после Колобова занять это место не имеет права. И тогда персонально для Н. Г. Попович Департаментом по культуре г. Москвы была создана должность председателя художественной коллегии и соответственно сама художественная коллегия театра.

Работа оперного театра чрезвычайно многосложна. Сюда входит вся творческая составляющая от замысла до воплощения, от увертюры до оборки на костюме солистки. Организационные вопросы - репертуар, обновление труппы, поиск талантливых постановщиков и дирижеров. Выпуск спектакля. Финансы. Все это, порой даже сложности в расписании, стало повседневной работой Натальи Григорьевны. Плюс репетиции хора (она оставалась главным хормейстером). Фактически она отвечала за все, что возложено на художественного руководителя и даже больше. Ведь это был их с Колобовым театр. Под Колобова он был создан, Колобова назвали Гением прижизненно, о нем Юрий Темирканов сказал: «Он служил. Я тоже служу, но не так поразительно». Она творила живой театр, в котором сберегала живую душу выдающегося Маэстро и память о нем. Фестиваль «Крещенская неделя» им. Е. В. Колобова - праздник для всей музыкальной Москвы. Фонд Е. В. Колобова, учредивший премию имени Евгения Колобова. При нем театр жил по демократическим правилам. Она этот порядок сохранила - двери ее кабинета были открыты для сотрудников в любое время: молодой певец, дирижер, помреж, могли прийти к ней с интересной идеей и получить добро. Возможность развиваться предоставлялась каждому. А вот склок, закулисных интриг в театре не было никогда. Она всеми силами берегла коллектив-семью. Ведь это было одной из черт, присущих театру с момента основания.

Россия прекрасный и вдохновенный труд Натальи Григорьевны заметила и оценила. Она лауреат Государственной премии РФ за создание театра «Новая Опера», кавалерственная дама ордена С. П. Дягилева «За пользу русской культуре», народная артистка России.

Я иногда задумываюсь, откуда она черпала и черпает силы? Наверное, главную роль в этой способности не потерять себя сыграла счастливая уверенность в значимости своего дела, многолетняя общая нерасторжимость жизни тех, кто был предан общему дому, Московскому театру «Новая Опера» им. Е. В. Колобова. Никогда она им не солгала, не унизила, не оскорбила, не присвоила себе что то, обделив соратников. Она - настоящая, а у людей безошибочный нюх на это самое настоящее. Потому и живет «Новая Опера» многие годы как счастливый канон.

Советский и российский хормейстер, театральный деятель.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (2.01.1980).
Народная артистка России (27.12.2004).

В 1967 году, еще студенткой Уральской государственной консерватории, как наиболее одаренная ученица курса, была приглашена на должность хормейстера в Свердловский академический театр оперы и балета им. А.В. Луначарского, где впоследствии стала главным хормейстером.

В Свердловском театре оперы и балета, совместно с главным дирижером театра Евгением Колобовым, Натальей Попович были созданы оперные спектакли, которые высоко оценивались зрителями и прессой: «Травиата» и «Сила судьбы» Дж. Верди (первая в России постановка на итальянском языке), «Кармен» Ж. Бизе, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Петр I» А.П. Петрова и еще более 20 премьерных спектаклей.

С 1981 года, по приглашению Ю.Х. Темирканова, работала хормейстером в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский), участвовала в постановках спектаклей с такими мастерами оперной сцены, как хормейстер А. Мурин, дирижеры Ю. Темирканов, Е. Колобов, В. Гергиев, режиссер Б. Покровский. В качестве руководителя хора принимала участие в аудио­записи оперы «Пират» В. Беллини (дирижер Е. Колобов, солисты: Е. Целовальник, К. Плужников, С. Лейферкус), в телевизионной версии спектакля «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (дирижер Ю. Темирканов).

В период 1988–1991 годах была главным хормейстером Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где руководила хором в уже существую­щих репертуарных спектаклях и участвовала в премьерных постановках опер под руководством дирижера Евгения Колобова: «Пират» В. Беллини (первая постановка в России), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (в первой авторской редакции), которые стали легендарными. По спектаклю «Борис Годунов» (дирижер Е. Колобов, режиссер О. Иванова, художник С. Бархин, хормейстер Н. Попович) был снят фильм-опера, в котором хор с большой достоверностью воплотил образ русского народа.

В 1991 году, вместе с мужем Евгением Колобовым, стоя­ла у истоков создания Московского театра "Новая опера". Со дня основания театра участвовала в определении идейно-творческого направления развития нового коллектива, его репертуарной политики, в формировании творческих и технических подразделений театра, внедрении контрактной системы.
Хор "Новой оперы" совершенстввовал свое вокальное мастерство, исполняя духовные музыкальные произведения a capella и сочинения кантатно-ораториального жанра: кантаты «Москва» П.И. Чайковского, «Александр Невский» С.С. Прокофьева, «Иоанн Дамаскин» С.И. Танеева, «Весна» и «Три русские песни» С.В. Рахманинова, Реквием Дж. Верди, Реквием В.А. Моцарта и др. Хор "Новой оперы" по праву был признан зрителями и критиками одним из лучших хоровых коллективов Москвы.

В качестве хормейстераучаствовала в записи CD и DVD "Новой Оперы": «Хор театра Новая Опера», «Новая Опера в Карнеги-холле», кантата «Москва» П.И. Чайковского, кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева, «Симфония №13» Д.Д. Шостаковича, «Три русские песни» и кантата «Весна» С.В. Рахманинова, «Иоанн Дамаскин» С.И. Танеева, «Романсы П. Чайковского и С. Рахманинова», опера «Валли» А.Каталани, дивертисмент «Россини», опера «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, Реквием В.А. Моцарта, Реквием Дж. Верди, The World’s Favourite Opera Choruses (совместно с хором финского Савонлиннского оперного фестиваля), «Шедевры оперной сцены», «Классика через века» и др.

В 2003 году, после кончины основателя театра Евгения Колобова, по распоряжению Правительства Москвы Наталья Попович стала председателем художественно-творческой коллегии театра "Новая Опера" (занимала эту должность до 2013 года).

Автор идеи театрализованных представлений, которые стали визитной карточкой "Новой Оперы": «Bravissimo!» (к 10-летию театра в 2001 г.) и «Все это - Опера!» (к 20-летию театра в 2011 г.), гала-концерта «Viva Verdi!» к 200-летию со дня рождения композитора, в котором звучат фрагменты из всех опер Джузеппе Верди.

В 2003 году - одна из соучредителей Фонда Евгения Колобова, инициа­тор и идейный вдохновитель ежегодного Международного фестиваля «Крещенская неделя в Новой Опере», посвященного Евгению Колобову.




Почти каждая новая постановка Колобова становилась событием в культурной жизни России. О себе и о жизни Колобов сказал:
“У художника должно быть 2 главных качества: честное имя и талант. Если наличие таланта зависит от Бога, то за свое честное имя художник отвечает сам”.
Евгений Колобов окончил два отделения Свердловской консерватории: хоровое и симфонического дирижирования. У него были не только прекрасные вокальные данные, но и актерский талант; он писал стихи, прекрасно знал литературу.
Проработав в ведущих российских музыкальных театрах (Екатеринбургском академическом театре оперы и балета им. А. В. Луначарского, Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский), Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко) , он в 1991 году создал театр “Новая Опера”.
В этом театре Евгений Колобов сумел воспитать оркестр, хор и труппу солистов высокого профессионального уровня, способных воплощать его авторские идеи. Спектакли, созданные Колобовым в «Новой Опере», неповторимы, отличаются современным и оригинальным подходом к оперному жанру.
Наталья Григорьевна Попович - жена и творческий единомышленник Евгения Владимировича Колобова. Сутками напролет вместе с ней обдумывал он, каким быть театру. Наташа сходу понимала идеи своего гениального мужа, под ее твердой хормейстерской рукой многоголосый хор отзывался, как скрипка Страдивари под пальцами виртуоза.

Творческий принцип маэстро - исполнение незаслуженно забытых произведений и новая, современная интерпретация уже известных музыкальных сочинений. На сцене театра Евгений Колобов впервые в России поставил оперы «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Каталани, «Гамлет» А. Тома.
Оригинальны и интересны осуществленные им интерпретации «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки, «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, «Первой любви» А. Головина (дебют Евгения Колобова в качестве режиссера-постановщика спектакля), «Травиаты» и «Риголетто» Дж. Верди, «Сельской чести» П. Масканьи.
На основе оперы Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и Реквиема В. А. Моцарта Евгением Колобовым был создан особенно любимый зрителями спектакль «О Моцарт! Моцарт…» (режиссер и балетмейстер В. Васильев). Также в репертуаре дирижера имелся целый ряд симфонических и ораториальных программ.

Евгений Колобов родился 19 января 1946 года в Ленинграде в семье военного.
Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки при Ленинградской государственной академической капелле по классу Р. И. Совейко. Поступил на дирижёрско-хоровое отделение Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского в класс профессора М. И. Павермана, которое окончил в 1968 году. В 1974 году, пройдя службу в Советской армии, окончил в этой же консерватории отделение оперно-симфонического дирижирования.
В течение семи лет с 1974 года Евгений Колобов работал в Свердловском государственном академическом театре оперы и балета имени А. В. Луначарского, с 1977 года являлся главным дирижёром театра.
В 1979 году удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1981 году Юрий Темирканов пригласил Евгения Колобова в Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Здесь он дирижировал операми «Травиата», «Риголетто» и «Сила судьбы» Джузеппе Верди, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, балетами «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Жизель» и «Корсар» Адольфа Адана. В качестве музыкального руководителя и дирижёра участвовал в аудиозаписи оперы «Пират» Винченцо Беллини, в записи телевизионной версии балета «Лебединое озеро».
В 1983 году Евгению Колобову присвоено почётное звание «Народный артист РСФСР».
В 1987 году Евгений Колобов возглавил Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в котором впервые в России осуществил премьеры опер «Пират» Винченцо Беллини и (в 1989) «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (в оригинальной, так называемой «первой», редакции), а также премьеру балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (в постановке В.В. Васильева). По спектаклю «Борис Годунов» был снят фильм-опера, в котором музыканты театра под руководством Евгения Колобова продемонстрировали не только высокий музыкальный уровень исполнения, но и интересные драматургические решения.
С 1991 года до своей кончины в 2003 году Евгений Колобов являлся художественным руководителем основанного им Московского театра «Новая опера». Творческим принципом маэстро являлось исполнение незаслуженно забытых произведений и новая, современная интерпретация уже известных музыкальных сочинений.
15 июня 2003 года скоропостижно скончался от сердечного приступа. Похоронен 17 июня 2003 года на Ваганьковском кладбище города Москвы.
Среди осуществлённых аудио- и видеозаписей - произведения Винченцо Беллини, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского.