Мысль семейная в произведении война и мир. Cочинение «"Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Князья Болконские, патриоты и защитники государства

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня у нас заключительный урок по творчеству Ф.М.Достоевского. Его тема:

«Их воскресила любовь…»

(Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе)

(Работаем, как обычно: в тетрадь записываем эпиграфы, важные цитаты, фиксируем интересные мысли. К концу урока готовимся сделать выводы из того, о чем мы с вами сегодня говорили и для работы над какими темами сочинений по роману мы используем этот материал)

Так совпало, что этот урок у нас проходит на Пасхальной неделе, и воскрешение человека в Раскольникове происходит на «второй неделе после Святой».

В эпилоге мы читаем: «Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные весенние дни(…) Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку (…)Вдруг подле него очутилась Соня. (…) Они были одни, их никто не видел.(…) Как это случилось. Он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватила его и как бы бросило к ее ногам. (…)…в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла и для нее уже не было сомнения. Что он любит, что он бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…(…) Они оба были бледны и худы; но в этих худых и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Впереди у них еще трудный путь, «новая жизнь не даром же ему достается. Что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…» Но главное для героев случилось. Раскольников достает из-под подушки Евангелие, то самое, Елизаветино, которое принесла ему Соня. Оно полтора года пролежало там, а Раскольников ни разу не открыл.

Цель урока – осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.

Урок сложный, проблемы философские. Урок-беседа, урок-размышление. Приглашаю всех присутствующих тоже принять живое участие в нашем уроке.

(Мы все по-разному можем относиться к понятию веры, религии, но мы сегодня на уроке говорим о Достоевском, самом ярком выразителе христианства в литературе, о глубоко верующем человеке. Мы знаем, насколько сложна была жизнь писателя, и от всех отчаянных поступков его спасала религия. Единственная книга, которую было разрешено читать на каторге, - это Евангелие. Христианство оставило глубокий след в русской культуре, литературе. С этим бессмысленно спорить. Оно дало не только письменность, но и словесность. Первые книги – псалтыри. По ним учились не только читать, они прививали нравственные ценности. Через всю русскую литературу осью проходит христианская тема.)

Итак, вернемся к роману.

Почему Федор Михайлович определяет именно такие временнее рамки для эпилога романа?

« Пасха новозаветная высочайший и вместе с тем древнейший христианский праздник – Воскресение Христово. В событиях крестной смерти и воскресения Господа из мертвых заключается основание и средоточие всего христианства. Во всех песнях святой Пасхи повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении чрез Него от греха… В течение семи дней праздника целодневный красный колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи» .

« Библейская энциклопедия » (554 – 555 с.).

От какого же греха избавляется Родион Раскольников?

Что же сделал с собою Раскольников, совершив этот грех? (« Что вы это над собой сделали?» - Соня Мармеладова)

Раскольников. Обратите внимание на семантику слова. Как вы думаете, с каким значением связано это слово?

Расколоть – 2. Расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-нибудь среду.

Колоть – 1. Касаться чем-нибудь острым, причиняя боль. 2) Ранить или убивать чем-нибудь острым.

(Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

Дьявол – гр. «раздвоение»;

Грех – гр. «повреждение души».

Из того, о чем мы уже говорили на уроке, и, опираясь на толкование этих слов, какой вывод можно сделать?

(Вспомните, как и чем убивает Раскольников, – обухом, острие направлено против себя.)

Эпиграф:

Путь к свету лежит через тьму. Величие Достоевского было в том, что он показал, как во тьме возгорается свет. Н.А.Бердяев

Подчеркните ключевые слова, объясните свой выбор. Как они связаны с темой нашего урока?

Какой свет возгорается в этом произведении? (Божий)

Об этом и пойдет речь сегодня на нашем уроке.

В каких эпизодах романа появляется свет? Процитируйте.

«Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедших за чтением вечной книги». (4-4)

«…и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг поступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего».

С каким образом романа связано это появление света?

Где же чудо, которое может спасти Раскольникова?

Найдите описание Сонечки (с.111, 2-7; 3-4;)

Какие эпитеты использует автор для создания образа Сонечки? Выпишите на доску. (скромная, глаза ясные, голубые, девочка,ребенок, худенькая, маленькая, прозрачная, кроткие голубые глаза, «юродивая»,болезненная, вечная).

Кроткий – незлобивый, незлобный, безгневный, ангелоподобный, покорный, всепрощающий, безобидный.

Словарь синонимов (с. 162).

Юродивый – 1. Чудаковатый. Помешанный (разг.)

2. Безумец обладающий даром прорицания.

(Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

«.. приниженное существо до того уж принижено».

«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»

«Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!..»

Как же такой слабый человек может спасти другого?

Где мы видим Сонечку сильной? (Чтение про воскрешение Лазаря) с. 199 (4-4) Зачитайте.

В чем же ее сила?

Почему Раскольников идет к Сонечке (он еще не понимает, в чем ее сила), ведь она, по его теории, «тварь дрожащая»? Найдите доказательства своего ответа в тексте.

(1) она « тоже переступила » (а Свидригайлов?);

Значит, они одинаковые?

Докажите примерами из текста.(4-4.5-4)

«Что ж бы я без Бога-то была?»

«Это человек-то вошь!»

«От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!»

«Убивать? Убивать-то право имеете?»

«Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».

«Страдание принять и искупить себя им».

«А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?»

Дуня: «К ней, к Соне, к первой пришел он со своею исповедью; в ней искал он человека, когда ему понадобился человек…»

Итак, человека спасает человек. А когда один человек становится спасением для другого?

« Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и другому . Причём встречи бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, но все они начинаются с того, что человек, у которого есть сознание евангельское или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует.

Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать. А значит, полюбить. Любить – значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования . Любить – значит увидеть другого человека и сказать: «Для меня он драгоценнее меня самого… К тому и должны вести все наши встречи…».

Антоний Сурожский. Из книги « О встрече»

Раскольников нашел, к кому можно пойти, кто его встретит, увидит, услышит, полюбит. (Многие герои произносили слова: «…когда пойти некуда» )

Какую вечную книгу, какой эпизод из нее читают герои? Почему воскресение Лазаря? (надежда на чудо собственного нравственного спасения) (4-4)

Эпиграфы:

Единственный суд – моя совесть, то есть сидящий во мне Бог. Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Ф.М.Достоевский

Обрести Христа – значит обрести собственную душу. Ф.М.Достоевский

Подчеркните ключевые слова.

Как вы понимаете эти эпиграфы? Свяжите их с произведением.

Обращаясь к Евангелию, Раскольников пытается избавиться от «ужаса», он уже заблудился, но пока не до «самого безнравственного». Вспомните Свидригайлова. В нем не было Бога, да и совести. Что-то, похожее на совесть, стало пробиваться в нем в конце жизни, но было уже поздно. Он заблудился до «самого безнравственного». У Раскольникова еще есть шанс. Почему мы считаем, что Раскольников может спастись?

Что же привело Раскольникова к греху? (Поставил себя над людьми, попытался отнести себя к «избранным»). Он понимает, что это великий грех? Раскольников считает, что его идея верна. И история это подтверждает. Мучается же он от того, что « не вынес своего шага », и поэтому « Я не имел права разрешить себе этот шаг».

Как к нему относятся каторжане? Зачитайте выдержки из текста.

«Его же самого не любили и избегали все», «Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь!»,

А как они относятся к Соне?

«…все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная. Болезная!»

Как вы понимаете слово « болезная »? (Взявшая чужую боль на себя).

В отличие от Раскольникова, который употребляет в основном одно местоимение Я, т.к. видит в себе центр и цель существования, Соня – они, она, ты …. («А с ними-то что будет…»,)

О какой же любви идет речь в романе? Какая это любовь?

Это та любовь, о которой сказано в Библии, в Новом завете:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Новый Завет. 1 Послание кор. 13.4 – 8,13.

И мы опять возвращаемся к теории Раскольникова. До последних страниц герой верен своим идеям, сложно Сонечке спасти его душу, медленно, очень медленно происходит воскресение Раскольникова.

Какой эпизод романа подтверждает бесчеловечность этой идей, подтачивает убеждения Раскольникова?(СОН) Выразительно прочитайте.

Кто такие или что такое трихины?

Какие мысли у вас возникли?

Послушайте стихотворение поэта 20 века.

О чем это стихотворение?

Какие цитаты из Достоевского в нем использованы?

1917г М. А Волошин

Трихины

«Появились новые трихины…»

Ф.Достоевский

Исполнилось пророчество: трихины

В тела и дух вселяются людей.

И каждый мнит, что нет его правей.

Ремесла, земледелия, машины

Оставлены. Народы, племена

Безумствуют, кричат, идут полками,

Но армии себя терзают сами,

Казнят и жгут: мор, голод и война.

Ваятель душ, воззвавший к жизни племя

Страстных глубин, провидел наше время:

Пророчественною тоской объят,

Ты говорил, томимый нашей жаждой,

Что мир спасется красотой, что каждый

За всех, во всем, пред всеми виноват.

У Гитлера в кабинете на столе стоял портрет Достоевского. Почему? Гитлер не увидел самого главного – к чему приводит такая теория. Чем закончил Гитлер, вы знаете. Гитлер опирался на теорию философа Ницше, разделившего человечество на людей высшей расы (истинные арийцы) и всех остальных. Ницше закончил свою жизнь в сумасшедшем доме, забыв даже свое имя.

Актуально ли то, о чем говорит Достоевский в наше время?

К сожалению, история, как видим, людей не учит. По-прежнему люди, «зараженные трихинами», ставят себя наравне с Богом, считая, что им, «избранным», позволено решать судьбы людей, решать, кому жить, а кому умирать.

Ч.Айтматов: «В сегодняшнем мире… тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечеству и гуманизму».

Любовь, самопожертвование Сонечки спасли Раскольникова, выжгли из его тела трихины. Человека спасает другой человек. Но много проблем в романе так и остаются нерешенными. Хватит ли на всех любви «вечной Сонечки»? Кто спасет погибающий от безумия мир? Всегда ли находит Бог человека и как быть, если человек не находит его? - эти философские вопросы Достоевский оставил решать нам.

Какие выводы мы сделаем из этого урока?

1. Человек неприкосновенен. Он носитель лика Божьего. И каким бы он ни был – это «божья тварь». Никому не дано право распоряжаться жизнью другого человека.

2. Человека спасает другой человек.

3. Это спасение происходит через любовь. Но эта любовь должна быть истинной, терпеливой, жертвенной («не вздохи на скамейке», «не любовь в горизонтальном положении»).

При работе над какими темами сочинений вы можете использовать материал этого урока?

(Темы сочинений предложены учащимся на первом уроке по изучению творчества Ф.М.Достоевского)

  1. «Их воскресила любовь»
  2. Христианские образы и мотивы в художественном мире романа
  3. Теория идеи Раскольникова и ее крах
  4. Образ Петербурга в романе
  5. Автор и герой в романе
  6. Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа
  7. Как развенчивается в романе теория Раскольникова
  8. Социальные и философские истоки теорий Раскольникова
  9. Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика
  10. О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»
  11. «Правда» Сони Мармеладовой
  12. О каком наказании идет речь в романе?
  13. Смысл названия романа «Преступление и наказание»

Использованная литература:

1. Н.В.Егорова. И.В.Золотарева. Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М., «ВАКО», 2007.

2. Лекция «Поэтика художественного текста». Доцент кафедры культуро-гуманитарного образования ПАПО Граблина Н.В., г. Москва

« Всякий человек друг другу есть ближний : разумный - невежде, молодой и здоровый – старому, здоровый - немощному, сильный - беззаступному, свободный -заключенному в темнице, имеющий дом - странному должен быть».

«Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (с. 480)

«… взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность, - так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего своего брата , так ему обрадоваться, как бы своему наилучшему другу , с которым несколько лет не видались и который вдруг неожиданно к нам приехал … День этот есть тот святой день, в который празднуется святое, небесное своё братство всё человечество до единого, не исключив из него ни одного человека». Н.В.Гоголь Из статьи «Светлое Воскресение»

« В истинно христианском браке любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется. В помощь человеческой немощи благодать Божия подаёт силы к постепенному достижению такого идеального союза».

Феофан Затворник


«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

В романе-эпопее “Война и мир” мысль семейная занимает очень важное место. Толстой видел в семье начало всех начал. Как известно, человек не рождается на свет хорошим или плохим, а таковым его делают семья и та атмосфера, которая господствует внутри нее. На примере своих героев Лев Николаевич ярко показал разнообразие семейных отношений, их положительные и отрицательные стороны.

Все семьи в романе так естественны, словно существовали в реальной жизни. Даже сейчас, два века спустя, мы можем встретить дружную семью Ростовых или эгоистичную «стаю» Курагиных. У членов одной семьи есть общая, объединяющая всех черта.

Так, главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из Болконских, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. Семья Болконских принадлежит к старинной русской аристократии. Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служивого дворянства, преданного тому, кому «присягал». Николай Андреевич Болконский более всего ценил в людях «две добродетели: деятельность и ум». Воспитывая своих детей, он развивал в них эти качества. И князь Андрей, и княжна Марья отличаются своим духовным воспитанием от других дворянских детей.

Во многом миропонимание этой семьи отражают слова старого князя, отправляющего сына на войну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет... а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!» (четкие нравственные критерии, понятие о чести семьи, рода). Вызывает уважение поведение княжны Марьи, испытывающей чувство глубокой ответственности за своих родных, бесконечно уважающей отца («Все сделанное ее отцом возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению»)

Различные по характерам, все члены семьи Болконских являются одним целым благодаря своей духовной связи. Их отношения не так теплы, как у Ростовых, но они крепки, как звенья цепи.

Другая семья, изображенная в романе, в некотором роде противопоставлена семье Болконских. Это семья Ростовых. Если Болконские стремятся следовать доводам разума, то Ростовы подчиняются голосу чувств, их семья наполнена любовью, нежностью, заботой. Все откровенны друг с другом, у них нет тайн и секретов. Может, эти люди и не отличаются особыми талантами или умом, но они светятся изнутри семейным счастьем. К сожалению, на долю Ростовых выпадут страшные беды и испытания. Может, так им придётся расплатиться за счастье, которое было в доме на протяжении многих лет?.. Но, потеряв всё, ростовская семья снова оживёт, только в другом поколении, сохраняя традицию любви и уюта.

Третьей семьёй является семья Курагиных. Толстой, показывая всех ее членов, будь то Элен или князь Василий, уделяет большое внимание портрету, внешнему виду. Внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки: лицемерие, жадность, порочность, глупость. В каждом человеке из этой семьи есть греховность. Их привязанность не является духовной или любовной. Она скорее животная, чем человеческая. Они схожи друг с другом, потому и держатся вместе. Толстой показывает нам, что семьи, вроде Курагиных, в итоге обречены. Никто из её членов не способен «возродиться» из грязи и порока. Семья Курагиных умирает, не оставляя потомков.

В эпилоге романа показаны еще две семьи. Это семья Безуховых (Пьер и Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых - Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых высокую духовность, а Николай продолжил чтить ценность семейного уюта и радушия.

Показывая в своем романе разные семьи, Толстой хотел сказать, что будущее за такими семьями, как Ростовы, Безуховы, Болконские. Такие семьи никогда не умрут.

Семья Ростовых в романе «Война и мир»

В „Войне и мире" очень много значат семейные объединения, принадлежность героя к „породе". Собственно, Болконские или Ростовы - это больше чем семьи, это целые жизненные уклады, семьи старого типа, с патриархальной основой, старые роды со своей особой для каждого рода традицией», - писал («Война и мир» . - В кн.: Три шедевра русской классики. М., 1971. с. 65).

Попробуем рассмотреть в данном аспекте семью Ростовых, особенности «ростовской породы». Основные понятия, характеризующие всех членов этой семьи, - это простота, широта души, жизнь чувством. Ростовы не интеллектуальны, не педантичны, не рациональны, однако для Толстого отсутствие этих черт - не недостаток, а лишь «одна из сторон жизни».

Ростовы эмоциональны, великодушны, отзывчивы, открыты, по-русски гостеприимны, приветливы. В их семье, кроме собственных детей, воспитывается Соня, племянница старого графа, с детства здесь живет Борис Друбецкой, сын Анны Михайловны, приходящейся им дальней родственницей. В большом доме на Поварской всем хватает места, тепла, любви, здесь царит та особенная атмосфера, которая привлекает окружающих.

И создают ее сами люди. Глава семьи - старый граф, Илья Андреевич. Это добродушный, чудаковатый барин, беспечный и простодушный, старшина английского клуба, страстный охотник, любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, у графа близкие, доверительные отношения с детьми: он не препятствует желанию Пети пойти в армию, беспокоится о судьбе и здоровье Наташи после ее разрыва с Болконским. Илья Андреевич буквально спасает Николая, попавшего в неприятную историю с Долоховым.

Вместе с тем хозяйство Ростовых пущено на самотек, их обманывает управляющий, семья постепенно разоряется. Но исправить создавшееся положение старый граф не в состоянии - Илья Андреевич слишком доверчив, слабоволен и расточителен. Однако, как замечает В. Ермилов, именно эти качества героя выступают в «совершенно ином, новом смысле и значении» в большую, героическую эпоху (Ермилов В. Толстой-художник и роман «Война и мир». М., 1961. с. 92).

В трудное военное время Илья Андреевич бросает свое имущество и отдает повозки для того, чтобы везти раненых. Здесь в романе звучит особый внутренний мотив, мотив «преображения мира»: освобождение от мира материальных вещей - это освобождение «от всех шифоньерок ветхого, злого, глупого, осточертевшего Толстому мира с его мертвенным и мертвящим эгоизмом, - то счастье освобождения, о котором мечтал для себя» и сам писатель. Поэтому Толстой симпатизирует этому персонажу, во многом оправдывая его. «...Прекраснейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь», - говорят знакомые после смерти старого графа.

Замечателен в романе и образ графини Ростовой, обладающей настоящим даром воспитателя. У нее тоже очень близкие, доверительные отношения с детьми: графиня - первая советчица своих дочерей. «Держи я ее строго, запрещай я ей... бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет», - говорит графиня о влюбленной в Бориса Наташе. Графиня великодушна, как и все Ростовы. Несмотря на тяжелое материальное положение своей семьи, она помогает своей давней подруге, княгине Анне Михайловне Друбецкой, достав деньги на обмундирование ее сына, Бориса.

Та же теплота, любовь, взаимопонимание царят и в отношениях между детьми. Долгие задушевные разговоры в диванной - неотъемлемая часть этих отношений. Наташа и Соня подолгу откровенничают, оставшись наедине. Духовно близки и нежно привязаны друг к другу Наташа и Николай. Радуясь приезду брата, Наташа, живая, порывистая девочка, не помнит себя от восторга: она от души веселится, целует Денисова, рассказывает Николаю свои секреты и обсуждает с ним чувства Сони.

Когда девочки подрастают, в доме устанавливается та особая неуловимая атмосфера, «как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки». «Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему-то (вероятно, своему счастию) улыбающиеся девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на все готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи... испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала сама молодежь дома Ростовых».

Стоящие у клавикорд Соня и Наташа, «хорошенькие и счастливые», Вера, играющая в шахматы с Шиншиным, старая графиня, раскладывающая пасьянс - вот та поэтическая атмосфера, которая царит в доме на Поварской.

Именно этот семейный мир так дорог Николаю Ростову, именно он доставляет ему одно из «лучших наслаждений жизни». Об этом герое Толстой замечает: «даровитый и ограниченный». Ростов бесхитростен, прост, благороден, честен и прям, отзывчив и великодушен. Помня о былой дружбе с Друбецкими, Николай, не задумываясь, прощает им старый долг. Как и Наташа, он восприимчив к музыке, к романтической ситуации, к добру. Вместе с тем герой лишен творческого начала в жизни, интересы Ростова ограничены миром его семьи и помещичьим хозяйством. Мысли Пьера о новом направлении для всего мира не только непонятны Николаю, но и кажутся ему крамольными.

Душой семьи Ростовых является Наташа. Образ этот служит в романе тем «сводом», «без которого произведение не могло бы существовать как целое. Наташа - живое воплощение самой сущности человеческого единения.

Одновременно Наташа воплощает собой эгоизм как естественное начало человеческой жизни, как свойство, необходимое для счастья, для реальной деятельности, для плодотворного человеческого общения. «Естественному эгоизму» Наташи в романе противопоставлены «холодный эгоизм» Веры и Элен, возвышенный альтруизм и самоотречение княжны Марьи, «корыстное самопожертвование» Сони. Ни одно из этих свойств, по мысли Толстого, не годится для живой, подлинной жизни.

Наташа интуитивно чувствует самую суть людей и событий, она проста и открыта, близка к природе и музыке. Как и другие Ростовы, она не слишком интеллектуальна, ей не свойственны глубокие раздумья о смысле жизни, трезвый самоанализ Болконских. По замечанию Пьера, она «не удостаивает быть умной». Главную роль для нее играют чувства, «жизнь сердцем», а не рассудком. В конце романа Наташа находит свое счастье в браке с Пьером.

Семья Ростовых необыкновенно артистична, музыкальна, все члены этой семьи (за исключением Веры) обожают пение и танцы. Во время званого обеда старый граф лихо отплясывает «Данилу Купору» с Марьей Дмитриевной Ахросимовой, пленяя зрителей «неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног». «Батюшка-то наш! Орел!» - восклицает няня, восхищенная этой чудной пляской. Необыкновенна и пляска Наташи у дядюшки в Михайловке, ее пение. У Наташи прекрасный необработанный голос, очаровывающий именно своей девственностью, нетронтостью, бархатностью. Николая глубоко трогает пение Наташи: «Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, - все это вздор... а вот оно настоящее... Боже мой! как хорошо!... как счастливо!... О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире».

Отличается от всех Ростовых лишь холодная, спокойная, «красивая» Вера, от правильных замечаний которой всем делается «неловко». Она лишена простоты и сердечности «ростовской породы», она может запросто обидеть Соню, читать детям бесконечные нравоучения.

Таким образом, в жизни семьи Ростовых чувства и эмоции преобладают над волей и рассудком. Герои не слишком практичны и деловиты, но их жизненные ценности - великодушие, благородство, преклонение перед красотой, эстетические чувства, патриотизм - достойны уважения.

Лев Николаевич Толстой является одним из немногих писателей русской литературы XIX века, который огромное внимание уделяет теме семьи. Именно эта тема является главной на страницах романа «Война и мир».

Семья, по Толстому, - это свободно-личностное, неиерархическое единение людей. Каждый член семьи свободно проявляет в ней свою личность. Свои взгляды на взаимоотношения близких людей, на семейное устройство писатель показывает на примере двух семей: Ростовых и Болконских.

Семья Ростовых привлекает к себе людей искренностью, добротой, душевной отзывчивостью, готовностью прийти на помощь. Именно в такой семье вырастают пламенные патриоты, безрассудно идущие на смерть, как Петя Ростов. Его старшего брата Николая Ростова отличает искренность, доброта, храбрость, честность, чувствительность. В семье отсутствует атмосфера ханжества и лицемерия, поэтому дети безгранично любят и доверяют родителям, а те, в свою очередь, уважают желания детей, их суждения по тому или иному вопросу. Именно в такой дружной и доброжелательной обстановке смог сложиться характер Наташи с ее даром любви к людям и человечностью. Да, она порой ошибается, это свойство юных, но признает свои ошибки. Наташа умеет любить искренне и преданно. В этом Л. Н. Толстой и видел главное назначение женщины, а истоки доброты и преданности, искренности и бескорыстия он видел в семейном воспитании.

Несколько иная семья Болконских. Для Николая Андреевича Болконского более всего ценны в людях «две добродетели: деятельность и ум». Именно эти качества он и воспитывал в своей дочери Марье. В семье Болконских слова не расходятся с делом, поэтому и Андрей, и княжна Марья - это лучшие представители великосветской среды. Им не чужды судьбы народа, они честные и порядочные люди, искренние патриоты. Эти люди стараются жить в ладу с совестью.

Не случайно Толстой показывает, что эти семьи роднятся, ибо духовное родство их объединяло изначально. Дома Ростовых и Болконских похожи патриархальным укладом жизни, общими семейными чувствами горя или радости, духовным родством, глубокой сердечностью, естественностью поведения, близостью к народу. Для толстовских героев неоценимо важны их фамильная общность и приобщенность к семейному преданию, традициям. В кризисных обстоятельствах герои романа готовы не только поступиться своим родовым имуществом (подводы Ростовых, предназначенные для вывоза вещей, отданы для раненых), но и подвергнуть опасности самих себя и близких людей.

Семья, по Толстому, - это не замкнутый в себе, не отъединенный от всего окружающего клан, а неповторимо-индивидуальные ячейки, обновляемые по мере смены поколений. Главное в семейных эпизодах «Войны и мира» – неподдельно-живое общение между людьми, которые дороги и близки друг другу.

Совершенно справедливы слова В. Зеньковского, который говорил: «Семейная жизнь имеет в себе три стороны: биологическую, социальную и духовную. Если устроена какая-либо одна сторона, а другие стороны либо прямо отсутствуют, либо находятся в запущенности, то кризис семьи неизбежен».


В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» «мысль семейная» выражается при помощи неявного сопоставления трех семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Ростовы – полные жизни, естественные и искренние. В их доме всегда кипит жизнь, полно гостей, и почти все члены семьи жизнерадостны, общительны. Граф Ростов – радушный хозяин, двери дома которого всегда открыты, он готов помочь нуждающимся в этом. Графиня Ростова – любящая жена, полностью поддерживающая мужа. Наташа - искренняя и открытая девушка, живущая чувствами и эмоциями. Николай – прямодушный, пусть и немного ограниченный, но честный перед собой и окружающими людьми. Петя Ростов – сначала озорной мальчишка, а потом молодой офицер, жаждущий славы и подвига. И только Вера – невозмутимая и равнодушная, выбивается из ряда этих полных жизненных сил людей. В семье Ростовых не задумываются о смысле жизни, духовные искания и долгие душевные переживания не свойственны членам этого семейства.

Здесь все подчинено чувствам, диктуется ими и ими определяется.

У Болконских все иначе. Эта семья тоже симпатична автору, хотя все члены этой семьи совершенно другие. Они живут уединенно в своем имении. Честь и благородство для них превыше всего. Им свойственны размышления о смысле жизни, поиск своего места в этом непростом мире. Князь Болконский, суровый и твердый человек, в душе горячо любит своих детей. К семье Болконских не принято выражать свои чувства, и старый князь, княжна Марья и Андрей искренне любят друг друга, их объединяет духовная близость. Но это люди другого склада, они склонны к самоанализу, к философским раздумьям и к духовным исканиям.

И еще с одной семьей мы знакомимся в романе – семьей Курагиных.

Эта семья контрастирует с двумя предыдущими. Ее представители – корыстные, думающие лишь о своих интересах и выгоде люди. Элен - холодная и равнодушная красавица, мысли которой заняты лишь одним делом – поиском богатого мужа. Анатоль – бездушный красавец, никогда и никого не любивший и прожигающий жизнь. Ипполит – безвольный и безынициативный тип, которым полностью руководит его отец. В этой семье нет любви, нет взаимопонимания, однако никто из ее членов не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Всех устраивает такое положение дел. Василий делает вид, что заботится о детях, пытаясь устроить их на теплые места и говоря, что выполняет свой родительский долг. Ни о каких чувствах в этой семье не может быть и речи.

Так, подробно изображая отношения в семьях, автор желал показать нам, что «мысль семейная»- одна из наиболее важных в романе. Начало всех начал писатель видел в семье. Подобно тому, как весь свет изображается положительным или отрицательным, выбор между этими двумя критериями определяется семьей и той атмосферой, которая царит в ней.

В соответствии с традициями реализма, Толстой хотел не только показать, но и сравнить различные семьи, являющиеся типичными для своей эпохи. При сравнении писатель довольно часто использует прием антитезы: некоторые семьи изображены в развитии, а отдельный ряд - застывшими.

В эпилоге Толстой демонстрирует становление двух семей: Пьера Безухова и Наташи Ростовой, а также Николая Ростова и княжны Марьи Болконской. Княжна Марья и Наташа отличаются высоким благородством. В их жизни было много страданий, но несмотря на это, они обретают в конце романа свое счастье – именно в семье. И в семье они проявят все свои способности, чтобы реализовать главную функцию, которую должна выполнять каждая жизни. В конце произведения мы понимаем, что “мысль семейная” становится для нас одной из главных линий романа. Автор изображает не только отдельных персонажей, но и их семьи, демонстрирует сложность взаимоотношений внутри определенной семьи и между семьями.