Мысли на тему “Что такое богатство”. Что такое богатство? Что значит быть богатым

Богатство – совокупность предметов, служащих для удовлетворения человеческих потребностей и находящихся в обладании лица, группы или народа; в частности, имущество значительное по сравнению с потребностями индивида (, …).

Богатство – запасы денег или чистые накопления или запасы реальных или финансовых активов, имеющихся к данному моменту времени. Богатство может быть представлено банковскими счетами, акциями, имуществом, бизнесом и всем тем, что приносит его владельцу доход или может быть продано (Глоссарий.ру: словари по общественным наукам ).

Если спросить человека, как он понимает слово «богатство», то выяснится, что для абсолютного большинства значение этого слова совпадет с определением, данным в толковом словаре «Webster»: богатый – человек, в изобилии владеющий материальными благами. (Стэнли, Т. Дж., Данко, У.Д., 2005)

Итак, богатство понимается и как крупные запасы финансовых средств, и как значительное превышение возможностей над потребностями, и как изобилие материальных благ.

Однако, большинство людей, ведущих образ жизни с высоким уровнем потребления, на самом деле почти не владеют большими материальными средствами. Они не имеют отношения к частному бизнесу, нефтяным или газовым концессиям. И наоборот, те, кого мы определяем как состоятельных людей, предпочитают обладать приносящим доход имуществом и ценными бумами, а не демонстрировать шикарный образ жизни и высокий уровень потребления. (Стэнли Т., 2005)

Весьма проблематично определить четкую границу, после которой можно считать человека богатым, так как в определении богатства большую роль играют субъективные представления о богатстве человеком.

Одним из способов, который помогает нам определить, можно ли считать человека богатым, основывается на анализе величины финансового состояния – «не следует судить по одежде, необходимо смотреть вглубь».

В данной работе я использую способ определения богатства как Т. Стэнли и У. Данко, а именно, начиная с состояния в один миллион долларов и выше. Потому что такой капитал можно приобрести самостоятельно, без наследства. Достижение подобной цели вполне возможно для многих. (Стэнли Т., 2005).

Итак, под бедностью чаще всего понимают низкий уровень доходов и расходов, как отсутствие необходимых ресурсов, как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов. Под богатством же понимают наличие крупных запасов финансовых средств, значительное превышение возможностей над потребностями и изобилие материальных благ.

3. Деньги как символ богатства и бедности

Не всегда деньги являлись символом богатства/бедности. Часто богатство символизировалось, к примеру, с властью. Это можно увидеть при рассмотрении истории восточных стран, СССР, где именно власть является главным символом богатства. Однако, на сегодняшний день именно деньги являются одним из главных символов богатства/бедности. Деньги не мера, не показатель, а именно символ богатства или бедности, потому что нет численных определений богатства или бедности.

Кроме того, деньги обладают и другой символической нагрузкой: воплощают в себе любовь, безопасность, власть.

Символ - элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.)

Символ ,греч . 1) у древних греков первоначально под словом С. разумелся всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для определенной группы лиц, например, для поклонников Кибелы, Митры. С. назыв. знаки отличия корпораций государственных, общественных или религиозных. В первые века христианства, в эпоху возникновения многих ересей, тайных религиозных сообществ, С. назыв. знаки, по которым единомышленники узнавали друг друга (знак рыбы у первых христианских общин), а позже краткое изложение основ тайного учения.

2) Вещественный знак, предмет, словесный или пластический образ, заменяющий общее понятие: лев - С. силы, лисица - С. хитрости, роза - С. любви, фиалка - С. невинности, река - С. времени, движения, орел - С. государства, меч - С. военной власти, снег - С. чистоты, белый цвет - С. радости, черный - С. печали, зеленый - С. надежды, голубой - С. любви, красный - С. свободы и пр. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона )

Следовательно, деньги как символ богатства/бедности являются предметом символом или образом, заменяющий общее понятие «богатства/бедности».

Следовательно, богатство/бедность продуцируют сильные эмоции, а, с другой стороны, эти понятия имеют яркую эмоциональную окраску и соответствующее эмоционально насыщенное поведение.

БОГАТСТВО
(богачество), обилие имущества, животов, денег (В. Даль). В России сложилось иное, чем на Западе, отношение к деньгам и богатству. Для западного человека свобода олицетворяется в деньгах (в частности, известный афоризм Б. Франклина), для русского свобода - это независимость от денег. Западный мир чаще всего сводит понятие свободы к степени возможности покупать, стяжать все новые и новые товары и услуги, русский видит в этой «свободе» форму кабалы, опутывающей его душу и обедняющей жизнь.
«Беда деньгу родит», - настойчиво повторяет трудовой русский человек. «Деньги что каменья - тяжело на душу ложатся», «Деньги прах», «Деньгами души не выкупишь» или еще вариант этой пословицы - «Деньги - прах, ну их в тартарарах». Отсюда понятно, что дало право Ф.М. Достоевскому писать, что русский народ оказался, может быть, единственным великим европейским народом, который устоял перед натиском золотого тельца, властью денежного мешка.
Деньги для трудового человека не являются фетишем. «Лучше дать, нежели взять», «Дай Бог подать, не дай Бог просить».
К богатству и богачам, к накопительству русский человек относился недоброжелательно и с большим подозрением. Как трудовой человек он понимал, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных», «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь». Хотя было бы неправильным считать, что им руководило чувство зависти. Нет. Просто стяжание богатства выше своей потребности, накопительство всяких благ выше меры не вписывалось в его шкалу жизненных ценностей. «Не хвались серебром, хвались добром».
Многие в народе считали, что любое богатство связано с грехом (и, конечно, не без основания). «Богатство перед Богом - большой грех». «Богатому черти деньги куют». «Не отвернешь головы клячом (т. е. не ограбишь ближнего), не будешь богачом». «Пусти душу в ад - будешь богат». «Грехов много, да и денег вволю». «В аду не быть - богатства не нажить». «Деньги копил, да нелегкого купил». «Копил, копил, да черта купил!»
Отсюда выводы: «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом», «Неправедная корысть впрок нейдет», «Неправедная нажива - огонь», «Неправедно нажитое боком выпрет, неправедное стяжание - прах», «Не от скудости скупость вышла, от богатства».
К богачам трудовой человек относится с большим недоверием. «Богатство спеси сродни», - говорит он. «Богатый никого не помнит, только себя помнит». «Мужик богатый гребет деньги лопатой». «У него денег - куры не клюют». «Рак клешнею, а богатый мошною». «Мужик богатый, что бык рогатый». «Богатый совести не купит, а свою погубляет».
Вместе с тем крестьяне даже чем-то сочувствуют богатому, видя в его положении нравственное неудобство и даже ущербность. «Богатый и не тужит, да скучает». «Богатому не спится, богатый вора боится». А уж для нравственного воспитания ребенка богатство в народном сознании приносит прямой вред. «Богатство родителей - порча детям». «Отец богатый, да сын неудатый».
Порой неприязнь к богачам доходит и до проклятий: «Бога хвалим, Христа величаем, богатого богатину проклинаем!» - гласит одна из народных пословиц.
О. Платонов

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "БОГАТСТВО" в других словарях:

    Ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Богатство урожая. Богатство мыслей. | Обилие имущества, животов, денег, яросл., костр. богасьво, архан. богачество, ниж. богатество, ряз. богатель жен., зап. богатье ср. (см. также багатье),… … Толковый словарь Даля

    Это сбережения многих в руках одного. Юлиан Тувим Если вам говорят: «Мое богатство нажито тяжелым трудом», спросите: «Чьим?» Дон Маркие Многие мечтают о таких деньгах, при которых деньги уже не нужны. Владислав Гжещик Очень богатые люди не похожи … Сводная энциклопедия афоризмов

    См. имущество, роскошь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. богатство имущес … Словарь синонимов

    богатство - благосостояние Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита “Богатство народов”) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Справочник технического переводчика

    - (wealth) Стоимость (value) активов, принадлежащих индивиду или группе индивидов. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство наций) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Словарь бизнес-терминов

    Богатство - – все, что имеет рыночную оценку и может быть продано за деньги или обменено на иные блага. (Это, разумеется, далеко не единственное определение столь общего понятия, но принятое довольно широко в экономической литературе). Б. может… … Экономико-математический словарь

    БОГАТСТВО, богатства, ср. 1. Большое имущество, преим. денежное. || преим. мн. Совокупность материальных ценностей. Естественные богатства СССР неисчислимы. 2. перен. Множество, обилие. Язык Шекспира отличается богатством слов. 3. Великолепие,… … Толковый словарь Ушакова

    - (wealth) Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство народов) и того, как оно меняется в течение данного периода. Кейнсианская теория… … Финансовый словарь

    БОГАТСТВО, а, ср. 1. см. богатый. 2. Обилие материальных ценностей, денег. Народные богатства. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    богатство - пышное (Баранцевич); убогое (Бальмонт) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

Богатство – это что такое? Под этим словом обычно подразумевается материальное положение человека или государства, когда они обладают рядом ценностей, количество которых намного превышает насущные потребности. Эти ценности могут быть как материальными, так и духовными. А также можно говорить о природных богатствах человека, которые играют огромную роль в его жизни.

Слово в словарях

Согласно формулировкам, данным в словарях, богатство – это:

  1. Наименование материальных и других ценностей, сосредоточенных в чьих-либо руках. Пример: Этот человек обладает огромным духовным богатством.
  2. Обозначение состояния обеспеченного человека. Пример: Послушайте совет: не выставляйте свое богатство напоказ.
  3. Разнообразие или обилие чего-то – в переносном смысле. Пример: Богатство красок на картинах художников эпохи Возрождения поражает зрителей.

В качестве синонимов к этому слову можно привести такие, как роскошь, изобилие, а в качестве антонимов: нищета, скудость, бедность.

Происхождение слова

Что касается происхождения этого слова, то оно берет начало в праславянском языке, откуда перешло в русский и во множество славянских языков: украинский, сербохорватский, словенский, польский, чешский. В них слова «богатство» и «богатый» имеют следующие значения:

  • Счастье.
  • Изобилие.
  • Достояние.
  • Доля.
  • Хлеб в зерне.
  • Хранимый богами.
  • Наделяющий господин.
  • Господин, бог.
  • Скот, тягловые животные.

В английском языке богатство обозначается двумя словами, что зависит от соответствующего оттенка значения. Когда говорят об обладании ценностями материального и финансового характера, употребляют слово weath, являющееся синонимом благосостояния. Когда же имеется в виду крайнее превосходство над прочими членами общества произносится richness. Те страны, которые намного богаче остальных обычно называются развитыми.

Богатство с разных точек зрения


Рассмотрим понимание этого слова в различных областях.

  • В общепринятом понимании богатство – это наличие в обществе или у отдельных людей ценностей различного характера. К таким ценностям относятся: денежные средства, средства производства, дома, квартиры, корабли, самолеты. А также это антикварные вещи, произведения искусства, природные богатства. Кроме указанных составляющих, можно говорить и о доступе к различным благам, таким как образование, здравоохранение, культура.
  • В социологической науке под богатым понимается такой человек, который имеет в своей собственности значительное количество ценностей относительно остальных членов общества, к которому он принадлежит.
  • Ученые-экономисты определяют богатство как разницу между имеющимися в данный момент активами и пассивами.
  • В том смысле, какой этому понятию придает Библия, это духовное богатство и высокие моральные качества.

Развитие взглядов на богатство


  • Адам Смит. Представитель классической школы, создавший теорию, описывающую природу капитала и способы оптимального накопления богатства.
  • Давид Рикардо. Дал развитие взглядам Смита, дополнив их оригинальными теориями – международной торговли и земельной ренты.
  • Томас Мальтус. Первым показал зависимость богатства страны от роста населения, который в значительной мере уменьшает его.
  • Джон Милль. Занимался углублением теорий своих предшественников, обосновав необходимость функционирования свободного рынка, способствующего наибольшему экономическому росту и приумножению богатства общества и отдельных людей.
  • Роберт Кийосаки и Бодо Шефер. Независимо друг от друга разработали психологический облик человека, при приобретении которого появляется возможность накопить богатство.
  • Карл Маркс. Автор «Всеобщего закона капиталистического накопления». Вывел мысль о том, что накопление на одном полюсе богатства одновременно ведет к накоплению на противоположном – нищеты, рабства, невежества и моральной деградации.

Российская мысль XVII-XIX века

В XVII-XIX веках в России церковная и общественно-экономическая мысль предлагала другой взгляд на сущность богатства. Например, в Домострое, а позже и у Ивана Посошкова (первого русского экономиста-теоретика) в «Книге о скудости и богатстве» рассматривается не только его материальный, но также и нравственный, этический характер.

Здесь делается упор на библейское понимание изучаемой нами категории, согласно которому, богатство человека является препятствием его вхождению в Царство Божие. В XIX веке старообрядец и промышленник Тимофей Прохоров издал работу под названием «О богатении». В ней он дал обоснование мысли о том, что богатство является необходимым условием для развития общества, науки и промышленности.

Особая миссия


Но согласно Прохорову, есть у богатства и другая сторона – это особая миссия, которую Бог возложил на человека. Создатель дал благосостояние во временное пользование, а затем он потребует отчета о том, как оно было использовано. Накопление и приумножение материальных ценностей каждым следующем поколением является естественным процессом.

Но при этом Прохоров отмечает, что гарантия успешности использования накопленных капиталов – это жизнь нравственная. По его мнению, «чистое богатение» необходимо и банкирам, и коммерсантам. Богатство будет полезным, если человек, его наживающий, живет по-божьему.

Экономист XX века Василий Яроцкий под богатством понимал всю сумму жизненных человеческих интересов в полном объеме, а не только то, что переводится в денежную оценку предметов и отношений.

В следующей части статьи рассмотрим вопросы о природных богатствах и труде людей, находящихся в тесной взаимосвязи.

Самый ценный ресурс


Один из видов богатства – это те ресурсы, которые даны человеку нашей планетой. Наиболее ценными из них являются полезные ископаемые. Это главный ресурс, который используется человеком для того, чтобы производить различные блага. К полезным ископаемым относятся природные вещества, находящиеся в земной коре и в морских недрах. Это нефть, газ, уголь, металлические руды, минералы. Их относят к невозобновляемым ресурсам, которые в конечном итоге будут исчерпаны.

Прочие виды ресурсов


К другим видам природных ресурсов относятся следующие:

  1. Воздух. Необходим человеку не только для того, чтобы дышать, но и для того, чтобы осуществлять ряд технологических процессов – горение, окисление, охлаждение. При этом объем потребляемого воздуха относительно невелик, тогда как угрозой является его загрязнение автомобильными выхлопами и промышленными газами.
  2. Вода. Этот ресурс находится в таких водоемах, как ручьи, реки, озера, моря и океаны. Его используют во множестве разных отраслей, и служить он может очень долго, если не использовать его как место захоронения промышленных отходов.
  3. Солнце. Является природным источником тепла и света, очень выгодным при его оптимальном использовании.
  4. Растительный мир. Состоит из всей совокупности населяющих Землю растений. Для строительства используют древесину, фрукты и овощи – в питании, многие растения – в текстильной промышленности (хлопок, лен, конопля).
  5. Животный мир. К нему относятся и звери, и птицы, и рыбы, и рептилии, и насекомые. Помимо использования в качестве источника пищи, они являются сырьем для изготовления одежды, обуви, украшений, лекарств. Лошадей, быков, верблюдов, оленей, собак используют как рабочую силу.

Являясь основой богатства, природные ресурсы требуют приложения немалых человеческих усилий для того, чтобы оно было получено. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Движущая сила


Природные богатства и труд тесно взаимосвязаны. Труд является движущей силой в его приобретении. Без него нельзя:

  • Добывать природные богатства.
  • Работать над созданием капитала.
  • Производить товары и услуги.

Для экономики важным является труд людей различных профессий, умственный и физический. Оба этих направления неотделимы друг от друга. Это хорошо видно на примере строительной отрасли, ракетостроении, автомобильной промышленности, где необходим труд и простых рабочих, и талантливых ученых, архитекторов, инженеров.

Таким образом, богатство и труд по его созданию требуют получения высококачественного образования. В наш век, когда технологии достигни небывалого уровня развития, существование современной экономики немыслимо без образованных людей, без прогресса в области науки и техники.

Еще одной важнейшей составляющей трудового процесса является здоровье человека. Если люди постоянно болеют или ощущают плохое самочувствие, о качественном выполнении ими своих рабочих обязанностях не может быть и речи. Поэтому на первый план здесь выдвигается развитие медицины и пропаганда здорового образа жизни.

А.Г. Долженко
  • Н.В. Сомин
  • проф.
  • Библейский словарь Геце
  • Сокровищница духовной мудрости
  • А.Г. Долженко
  • Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев
  • святитель
  • Бога́тство – 1) духовные и материальные , даваемые человеку; 2) материальные блага вообще, достающиеся человеку вне зависимости от того, добывает ли он их в соответствии с Божьим или нет; 3) то, что дорого человеку в каком-либо отношении (пример: дети - наше богатство; мои года - моё богатство).

    Высшее богатство есть богатство духовное – это жизнь во , возможность соединения с Богом.

    Духовное богатство в точном смысле слова – Сам Бог, благодать Духа Святого, пребывающая в человеке, которая ценнее всего, что в мире. Это нетленное, непреходяще, неотъемлемое богатство. С ним человек переходит в вечную жизнь. Духовное богатство изображено в притчах Спасителя в виде бесценной жемчужины, найдя которую человек продает все что имеет, названо неоскудеваемым небесным сокровищем ().

    Земное, материальное богатство – совокупность вещественных благ, данных человеку в избытке на временное пользование. Земное богатство несравнимо с небесным, и потому называется малым (). Оно также называется неправедным (), ибо неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих.

    Земное богатство может быть понято как Божий дар только при определенном условии. А именно, если богатый человек будет раздавать его на пользу нуждающимся. Богатый человек изначально не имеет никакого преимущества над . «Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу » . Более того, богатый человек не является собственником в точном смысле этого слова. «По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (), или таланты, распределенные между людьми (), или имение, отданное во временное управление () » . Истинный Собственник всего есть Творец всего, Бог. А потому и правильное распоряжение собственностью возможно лишь через соблюдение Его заповедей.

    Божественная заповедь требует помощи нуждающимся. Христианская норма отношения к собственности должна основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга » (). Эта заповедь должна служить для христиан и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования всех типов межчеловеческих отношений, включая и отношения имущественные. «Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни – не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве » .

    Сам процесс одаривания нуждающегося, акт помощи ему является прямым долгом обеспеченного человека. Обладая избытком имущества, обеспеченный человек обладает не своим, а чужим. Он обладает данным ему Богом добром, которое ему дал Бог, чтобы удовлетворить нужды неимущего. В конечном счете, он обладает собственностью неимущего, которую он должен просто вернуть. И здесь возникает парадокс христианской этики служения бедному. «Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же », – учит святой . И раздающий богатство не является благотворителем в точном смысле этого слова, но даже виновным. «Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других », – говорит святой .
    учит, что, не оказывая помощь ближнему, богатый превращается в грабителя. Истолковывая учение Спасителя о неправедном богатстве (), блаженный подчеркивает, что неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих. Причем, такое поведение имеет серьезные социальные последствия, провоцирует общественную нестабильность, напряжение и конфликты. «Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми » .

    Таким образом, экономическое неравенство, выражающееся в разделении общества на богатых и бедных, не является некой статической реальностью оправданной свыше. Оно попускается человечеству как испытание, как данность, которую он должен не культивировать и сохранять, а изменять и преодолевать. Сохраненное как данность, экономическое неравенство равнозначно господству страсти . А преодолеваемое в единении любви оно свидетельствует об исполнении долга перед ближним.

    Апостол Иаков говорит: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (). Истинное, духовное богатство, доступно любому человеку, Господь безмерно дарует его всем желающим, не зависимо от их социального положения, врождённых способностей и деловых качеств.

    Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его; ибо умирая ничего не возьмёт он с собой, и не сойдёт с ним в землю слава его. ().

    Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” ()

    Не поможет богатство в день гнева ().

    Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” ().

    Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» ().

    Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу ().

    Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ().

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ().

    Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! ().

    Само по себе богатство – ничто. Но в каком-то смысле оно – талант… Талант, который, может быть или приумножен, или зарыт в землю. Или приобретен для вечности, чрез расточение в этой временной жизни, или, наоборот, утрачен в эгоистическом его сохранении…
    иеромонах Мефодий

    Меня однажды поразило (дело было еще до перестройки, в 80-е), когда мой духовный отец - протоиерей Владимир Рожков, увидев у входа в храм многодетную семью с пятью детьми, сказал: «Смотри - богатый человек, у него пятеро детей». С той поры мое отношение к этому слову потеплело. Настоящее богатство, конечно, не в том, какая у человека машина (тем более, что она в одну секунду может превратиться просто в ничто, в рухлядь), а в чем-то большем…
    протоиерей Андрей Лоргус

    Даже находясь еще вне Царства Божия, мы уже удивительно богаты. Бог столько нам дал: мы одарены умственно и эмоционально, наша жизнь так полна, что нам может показаться, будто большего уже не может и быть, что мы достигли полноты, цельности, предела нашего поиска. Но мы должны понять и должны помнить, что всегда есть что-то большее. Мы можем ликовать о том, что как мы ни бедны – мы так богаты, но одновременно устремляться к подлинному сокровищу Царства Божия, не давая себе увлечься тем, что уже имеем, чтобы не отвернуться от того, что еще впереди.
    Мы должны помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар. Первая заповедь блаженства говорит о нищенстве, и только если мы живем этой заповедью, мы сможем войти в Царство Божие. У этой заповеди двоякий смысл; с одной стороны очевидно, что, хотим мы того или нет, мы не обладаем ничем, что могли бы удержать; мы обнаруживаем, что мы – ничто и ничем не обладаем: всеконечная, зияющая, безнадежная нищета. Мы существуем, потому что Бог нас вызвал к бытию, привел нас в бытие; мы ничем в этом не участвовали, это не было действием нашей свободной воли. Мы не владеем жизнью так, чтобы кто-то в любой момент не мог бы ее у нас отнять, и в этом смысле всё, чем мы являемся, и всё, что у нас есть – недолговечно. У нас есть тело – но оно умрет; у нас есть ум – но достаточно крошечному сосуду разорваться в мозгу, чтобы самый великий ум угас; у нас есть чуткое, живое сердце, но приходит мгновение, когда мы хотели бы выразить всё свое сочувствие, всё свое понимание кому-то, кто в этом нуждается, – а у нас в груди только камень…
    Так что можно в каком-то смысле сказать, что мы не обладаем ничем, потому что мы не вольны ни в чем, что у нас есть. И это могло бы привести нас не к чувству, что мы принадлежим Царству Божию, и к радости об этом, но к отчаянию – если бы мы не помнили, что, хотя ничто не наше так, что нельзя было бы у нас отнять, – однако всё это у нас есть. Мы богаты, и всё, чем мы обладаем, есть дар и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё – непрерывный поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем не обладаем) любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой. А всё то, что мы загребаем в собственные руки, чтобы присвоить, бывает тем самым вырвано из области любви. Да, оно становится нашим – но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной духовной нищеты – и обладают любовью Божией, выраженной во всех Его дарах. Один из наших русских богословов, отец , сказал: «Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной». Я думаю, что это действительно так; и в то мгновение, когда мы стараемся разбогатеть, удержав что-то для сохранности в руках, мы оказываемся в проигрыше, потому что пока у нас в руках ничего нет, мы можем брать или не брать, или делать ими что угодно.
    Вот это и есть Царство Божие: мы чувствуем, что свободны от обладания; и эта свобода устанавливает нас в таких взаимоотношениях, где всё – любовь человеческая и Божия любовь.
    Так что если рассуждать в таких категориях, можно это перенести на то, о чем я уже говорил раньше. Да, мы богаты; но никогда не должны обольщаться этим достоянием и воображать, будто можно разрушить старые житницы, старые амбары и строить новые для того, чтобы сложить туда еще и еще больше добра (см.

    Как-то раз обсуждали с сотрудниками эту тему. Все началось с того, как одна девушка, тяжело вздохнув, сказала: “Как ему повезло- он такой богатый!”.
    Разгорелась дискуссия на тему «а что такое богатство , что значит быть богатым?»

    Варианты ответов были самые разные: богатство- это когда много денег, это когда едешь в Прагу на выходные и т.д…

    Так давайте разберемся, что такое богатство.
    Википедия сообщает:

    Богатство - изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество. К богатству можно также отнести доступ к здравоохранению, образованию и культуре. В социологии богатым считается тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества. В экономике богатство определяется как разница между активами и пассивами на данный момент времени.

    Обратимся также к школьному этимологическому словарю:

    БОГАТЫЙ. Общеслав. Суф. производное от богъ “богатство, имущество, доля” (ср. счастья-доли мне нет). Структурно точно соответствует лат. fortunatus “богатый” (от fortuna “богатство, счастье, судьба”).

    Мы очень часто можем встретить людей, которые будут рассуждать о богатстве целыми часами. Тем не менее, в случае, если мы попросим их дать описание богатству, то они встанут в тупик. На казалось бы легкий вопрос: «Что такое богатство?» ответить не так уж легко.

    Если посмотреть в толковый словарь, то можно прочитать разные толкования этого слова. Так, В.И.Даль объясняет , как

    множество, обилие, изобилие, избыток, излишество.

    В словаре С.И.Ожегова трактовка несколько иная:

    «Богатство – обилие материальных ценностей, денег».

    Мы привыкли считать, что богатство – это неограниченное число денег и материальных благ. Богатый человек имеет все возможности, чтобы тратить деньги в неограниченном количестве. Однако, можно ли назвать богатым человека, который тратит на свой бизнес 12-18 часов в день? И пусть он зарабатывает достаточное количество денег, однако, он не может оставить дела без ущерба для своего кошелька.

    А теперь давайте представим, что у человека нет ни денег, ни материальных сил. Однако, у него есть способность сочинять стихи подобно Лермонтову, рисовать картины сродни Репину или писать музыку подобно Бетховену. Можно ли считать знания и умения человека ценностями?

    Я думаю, что можно, потому что он может в любой день получить за свой талант, за свои познания порядочную сумму денег. Только в этом случае эти ценности являются нематериальными.
    Получается, что формулировка богатства должна звучать уже по-другому: «Богатство – это материальные и нематериальные ценности, а также деньги, на которые эти ценности можно выменять.»

    Есть такой парадокс под названием «золото Колумба». После колонизации Америки в Испанию завезли огромное количество золота. Согласно нашим понятиям богатства, Испания после этого должна была стать более богатой страной. А она после ввоза золота оказалась нищей окраиной Европы. Что-то здесь не вяжется.

    Скорее всего имеет место отсутствие пропорции между деньгами и товарами. Значит формулировку богатства опять нужно поменять. «Богатство» это материальные и нематериальные ценности, находящиеся в нужной пропорции к деньгам, на которые эти ценности можно выменять.»

    По мнению Роберта Кийосаки, это вовсе не деньги, а время! Это время, которое Вы можете прожить в свое удовольствие, не работая.

    Обратимся к морфологии: в слове БОГ АТСТВО главная корневая основа – БОГ .
    Древнеславянский корень БОГЪ означает “наделяющий богатством” , “дарующий благополучие” .
    Индоевропейское происхождение говорит о том же: bhaga - “благосостояние” , “счастье” , а также “наделяющий” , “дарующий” .

    Изучая этот вопрос, пришла к мнению, что “богатство” можно отождествить с понятием “счастье”.

    У каждого человека свое счастье. Для кого-то счастье- это здоровье, для кого-то- их дети, семья, для кого-то определенные возможности, кому-то для полного счастья не хватает материального благополучия…. И только тот человек, который счастлив (и пусть он счастлив по-своему)- безмерно богат.

    Это мои мысли и наблюдения. Очень интересны мнения читателей на этот счет. Буду рада Вашим комментариям.

    До встречи в следующих статьях.