Общественный ткач. Иранские ковры – один из символов Востока Где купить персидский ковер

Персия славилась своими коврами еще более двух тысячелетий назад, поэтому популярность персидских ковров так высока и в настоящее время. Согласно историческим документам первые ковры в Персии начали ткать еще в 3 веке до нашей эры. Веками выработанная технология ручного производства ковров передавалась по наследству из поколения в поколение, ведь, как правило, ковроткачество являлось семейным ремеслом. Если отец или мать достигли высокого мастерства в плетении ковров, они передавали свое искусство детям. Слава о высоком мастерстве персидских ткачей не ослабевала во все времена. Поэтому купить персидский ковер, сегодня означает приобрести уникальную вещь , способную принести в ваш дом благополучие, мир, красоту и домашний уют.

Чем хорош персидский ковер?

Персия в представлении каждого человека ассоциируется с удивительной сказочной страной с красивой природой и диковинными животными. Весь этот сказочный мир находит свое отражение и в орнаменте персидских ковров, которые ткут из нежной тонкой шерсти. Качество и красота ковра напрямую зависят от плотности плетения узелков. Чем больше узелков, тем плотнее ворс ковра, а значит и выше его качество. В настоящее время персидские ковры ручной работы делают по традиции с центральным медальоном и красивым витиеватым растительным орнаментом. На ранних персидских коврах часто изображались животные и диковинные птицы, окруженные пышно цветущей растительностью. Однако в более поздние времена по запрету исламской религии живые существа изображать на коврах было нельзя. Поэтому современные персидские ковры имеют чаще геометрический или растительный орнамент. Современное производство ковров постепенно переходит к машинному, что позволяет значительно снизить цены на эту уникальную продукцию. Самые лучшие персидские ковры в настоящее время производят в таких провинциях, как Моуд, Кешан, Сагур, Биджар. К эксклюзивным коврам сегодня относятся ковры ручной работы, которые в основном делают на заказ. Лучшие мастера-ткачи в плетение персидских ковров используют два типа узла – турецкий и персидский, которые позволяют ткать уникальные узоры арабески и махи.

Как выбирать персидский ковер?

Современные персидские ковры славятся не только изысканной красотой орнамента и натуральными экологически чистыми материалами, но и искусной работой мастеров. Поэтому, если вы приобретаете ковер ручной работы, вы можете не сомневаться в высоком и даже безупречном качестве ковра. Однако, прежде чем его купить, следует обратить внимание на изнаночную сторону изделия. Основа персидского ковра, как правило, изготавливается из хлопка и шерсти, что обеспечивает плотность основы. Такой ковер не деформируется, сохраняет идеальную форму. С лицевой стороны проверьте плотность ворса, для чего достаточно провести рукой по поверхности ковра. Натуральная шерсть, из которой изготавливают персидские ковры на ощупь нежная и очень мягкая, плотно прилегающая. Типичный восточный орнамент имеют все персидские ковры. Цены на ковры ручной работы достаточно высокие. По низким ценам можно приобрести сегодня только ковры промышленного производства, изготовленные с помощью машинной вязки.

Где купить персидский ковер?

Современные персидские ковры, как промышленного производства, так и ручной работы, импортируются в Россию и другие страны СНГ. Поэтому приобрести настоящий персидский ковер можно в любом специализированном магазине, а также на сайте интернет магазина ковров и ковровых изделий. На сайте магазина можно легко выбрать нужный вам ковер, посмотреть цветные иллюстрации к описаниям ковровых изделий. После оплаты товара, он будет доставлен по указанному адресу.

Если вы бывали в Южной Африки, Намибии или же Ботсване, то наверняка обратили внимание на странные сооружения, закрепленные на телеграфных столбах и одиноких деревьях. Можно подумать, что таким странным образом местные жители сушат сено. Но, как оказывается, человек к этому сооружению никакого отношения не имеет. Это не стог сена, а гнездо птиц, именуемых общественными ткачами. Так уж получилось, что для строительства своих гнезд, эти пернатые облюбовали линии электропередач. Вы спросите почему? Да все просто. Живут они в условиях пустыни, где практически нет деревьев. Вот и вынуждены птицы использовать столбы линии электропередач, которые для их жилья служат надежной опорой.

Свое название,«общественные», птицы получили благодаря общим гнездам. Сооружение весьма солидное. Его длина может достигать восьми метров, при высоте в два метра. В этом доме обитает до 300 пернатых. Его архитектура уникальна. Внутри всегда комфортная температура. Даже в холодное время года она постоянна. При палящем зное внутри всегда прохладно. И это притом, что построен дом из веток и сухой травы. Не беда, что он находится на открытом месте и виден со всех сторон. Птиц очень много. Такая дружная семья любому хищнику способна дать достойный отпор. При первой же опасности они поднимают гомон, и враг тут же ретируется.

Для обустройства отдельной камеры ткач использует несколько сотен свежих травинок. Они искусно переплетаются и крепятся к столбу или дереву. Свисающие концы травинок соединяются между собой, образовывая каркас. В дальнейшем все это переплетается отдельными травинками, до образования гнезда.

Несмотря на огромное количество птиц, живущих в общем доме, там царит дисциплина и порядок. Нарушитель строго наказывается, вплоть до изгнания из гнезда. Хотя, как и в любом коллективе, здесь есть лентяи, которые пытаются жить за счет других. Например, они стараются воровать материал для строительства гнезда у своих сородичей, а то и вовсе пытаются занять чужую камеру. Как правило, такое поведение вызывает недовольство других птиц, и они выгоняют нарушителя из общей семьи. Иногда воришка раскаивается и возвращается назад. Принимают его только в том случае, если он исправно трудится наравне со всеми.

Внутри гнездо представляет сложную конструкцию, состоящую из отдельных камер, в которых селится пара птиц. Там же находится и их потомство. Камера оборудуется отдельным входом, который перекрыт ветками, предотвращающими проникновение хищников, таких, как змеи. Часто эти камеры занимают другие птицы. К их числу стоит отнести красноголовую амадину и пепельную синицу.

Внешне общественный ткач очень похож на обыкновенного воробья. Впрочем, и относится он к отряду воробьинообразных. Тело птицы покрыто бледно коричневыми перьями. На крыльях имеются белые полоски. Различить самок и самцов практически невозможно.

Коммунальщикам эти птицы доставляют массу хлопот. Их сооружения имеют приличный вес. Порой, телеграфный столб просто не выдерживает нагрузки и падает. Приходится все восстанавливать. Птицы же, далеко не улетают, и пытаются восстанавливать дом в прежнем месте. Помешать им практически невозможно.

Когда взглянем на стриженый ковер, старый и вытоптанный, местами неровно тканый, какое удивление будит он у нас! Нежное переливание красок, благородство линий, богатство узоров, все это приковывает наши глаза и приносит им все новые неожиданности. Когда глядишь на такой разнообразный рисунок, становится удивительно, что это все возможно составлял какой-то смуглый и возможно на первый взгляд неученый турецкий или персидский ткач, которого обычный «культурный» европеец считал бы немножко дикарем. Но это только на первый взгляд, а на второй (и третий, четвертый) взгляды, этот смуглый турецкий или персидский ткач может наоборот самым удивительным образом оказаться очень ученым, мудрым (и даже просветленным) мастером, посвященным в глубочайшие тайны вселенной.

На настоящем восточном ковре, а именно ковре, выполненном не для европейского вкуса по новейшим фабричным образцам, а выполненном именно на древнем восточном узоре, поражает нас, прежде всего широкий диапазон красок, переливающихся одна в другую. Нет ярких контрастов, каждое произведение — это игра разных оттенков, золотисто-желтых или вишнево-красных. Когда и встречаются две далекие от себя краски, тогда хотя бы одна из них является приглушенной. И вовсе нет в восточном ковре красок, которых нет в природе. Ткач-художник, когда любовался цветущей левадой, пожелал воссоздать в ковре такую же цветущую леваду. Увидел голубое небо, и изобразил в молитвенных коврах роскошную лазурь южного неба.

Немного истории: о происхождении восточных ковров нет точных сведений. Технику ткачества жители Малой Азии переняли, пожалуй, еще от древних египтян. В арабских летописях упоминания о вязаных коврах датированы 7 веком, но остатки старейших ковров, которые сохранились до наших дней, происходят только с 13-го века. Однако самый настоящий расцвет восточного ковроделия наступал значительно позже, только в 15-м, 16-м веке, когда вместе с растущей мощью мусульманского мира растет и культурный уровень, и искусство, в частности искусство ковров. Живые торговые отношения с венецианскими купцами распространяют эти образцы восточного искусства во все столицы Европы, и поэтому часто встречаем их даже на картинах средневековых европейских художников.

Религия Магомета строго запрещает изображать человеческие или звериные фигуры в искусстве. Все восхищения к красоте вылилось в узоре, в орнаментике. Поэтому восточное искусство, в частности ковры, пребогатые самым разнообразными узорами, причудливыми орнаментами, которые порой влекут за собой не просто эстетическое любование, а и настоящую волшебную силу, энергию их необычного творца-суфия. Бывает, стоишь у такого волшебного ковра и сам не понимаешь, почему тебе так хорошо, спокойно, уютно, кажется, сам узор этого восточного произведения искусства как-то незаметно воздействует прямо на подсознание, успокаивает, умиротворяет. Или наоборот, вроде хороший ковер, яркий, цветной, а смотришь на него и в душе, будто злой червь рождается тревога, беспокойство, какой-то непонятный страх. О да, разные ковры несут разную энергетику, в зависимости от цели, которую преследует их создатель. Скажем, нужно вежливо выпроводить незваного гостя, повесил соответствующий ковер (тот что вызывает тревогу) и дело с концом, за несколько мгновений гость сам захочет куда-то пойти, срочно у него найдутся какие-то «неотложные дела».

Еще с древних времен великое искусство ткачества ковров в основном практиковалось суфиями, представителями мистического течения ислама, главной целью которого является духовное совершенствование человека и в конце слияния его со своим извечным Творцом в священном экстазе. Что же привлекало суфиев в этом искусстве? Просто для таких людей сам процесс ткачества ковров был не только обычным ремеслом, или даже художественным процессом, похожим на то, как художник рисует картину, для суфия ковроткачество — это еще и медитативная практика, которая помогает сосредоточиться, научиться концентрировать внимание, воспитывает усидчивость и терпение, без которых на непростом пути суфийских (да и вообще любых духовных) практик делать нечего. Лирическое отступление: Впрочем, все эти необходимые качества – терпение, усидчивость, внимание, можно развить и иными полезными занятиями, а не только тканьем ковров (хотя для восточных людей прошлого это ремесло было, пожалуй, самым подходящим). Ну а в наше время, можно, вместо ковров, изготовлять, скажем, автомобильные литые диски , тут без внимания, терпения и усидчивости тоже не обойтись.

Известный российский мистик начала 20-го века Георгий Иванович Гурджиев как-то хорошо описал свое обучение у суфиев, одним из его учителей был именно такой суфий и по-совместительству ткач ковров, под его руководством господин Гурджиев постигал это интересное дело. Сперва Гурджиев думал, что ковроткачество для его суфийского наставника — просто способ заработка на жизнь, некий прекрасный бизнес и все ждал, когда тот начнет, наконец-то давать ему какие-то действительно духовные практики, но никаких духовных практик не было. Целыми днями Гурджиев был занят ткачеством ковров, помощью своему учителю, ведь его ковры славились высоким качеством на всю округу, и поэтому от клиентов просто не было отбоя. Возможно, где-не-где и закрадывался в Гурджиевскую голову червь сомнения: «Хитрый турок меня просто использует, фактически как бесплатную рабочую силу, вот целыми днями здесь работаю, делаю ковры, никаких духовных практик не дает, может он никакой и не суфий, а обыкновенный мошенник? ». Но нет, в конце концов, Гурджиев понял, что сам процесс ткачества ковров и был самой главной и важной духовной практикой, закалял его душу, лепил терпение, создавал стержень, фундамент, столь необходимый для дальнейшего самосовершенствования.

Позже умение ткать ковры еще не раз пригодилось Гурджиеву, во время кровавой октябрьской революции, вместе с остатками белой армии и еще недобитыми русскими дворянами и помещиками, убегая из большевистской России, Гурджиев продал несколько своих ковров, а на полученные немалые деньги купил себе и всем членам своей эзотерической группы билеты на корабль в Стамбул. (А то оставаться с совсем «духовно не продвинутыми» новоиспеченными коммунистами-ленинцами, согласитесь, было как-то невесело).

Но вернемся к коврам, конечно современные ковры, массово сделаны на каком-то советском заводе в Узбекистане, которыми в свое время массово же украшало стены собственных жилищ жители недавнего совка (была такая мода) не имеют ничего общего с теми волшебными, настоящими, самобытными восточными коврами ручной работы, сделанными «каким-то» просветленным персидским или турецким ткачом-суфием, возможно посвященным в глубочайшие тайны вселенной … По крайней мере где-то в европейских антикварных магазинах стоимость таких старинных восточных ковров достигает астрономических сумм и они действительно того стоят.


практикой.

Ковры ручной работы – это божественная роскошь, которая была таковой во все времена. Ни один дворец на Востоке не обходился без знаменитых персидских ковров. Шелковые и шерстяные персидские ковры ручной работы всегда были и остаются настоящими произведениями искусства. В далекие времена их даже преподносили в дар европейским владыкам. Быть мастером-ткачом коврового искусства было не только выгодно, но и очень почетно, а также престижно. Искусство изготовления ковров в Иране насчитывает столетия, а секреты мастерства передаются в семьях мастеров из поколения в поколение.

Изделия иранских ткачей ковров как в древние времена так и на сегодняшний день считаются самым качественным и дорогим товаром. Ковры, изготовленные вручную, приводят в восторг неповторимостью рисунка и оригинальностью цветовой гаммы. Но не только внешние данные ковров приводят людей в восторг. Не оставляет равнодушными и качество ковров - плотность плетения и точное выполнение сложного орнамента. Использование только натуральных красителей в производстве нитей для плетения ковров делает рисунок стойким и практически вечным.

И все-таки персидские ковры не сразу стали произведениями искусства. В древние времена ковры, конечно, были по-своему красивы. Однако больше несли практическое, нежели эстетическое значение. Первые ковры представляли собой тяжелые полотна из шерсти и служили полом в домах, а также использовались в качестве межкомнатных перегородок. На коврах спали, коврами укрывались. Каждое племя имело особые отличительные знаки, вплетенные в ковры. Эти знаки назывались «гюли». Когда одно племя завоевывалось другим, в ковре победителя вплетался «гюль» побежденного племени. Очень часто на древнем ковре можно было по знакам причитать о славном военном наследии мужчин этого племени.

В наши дни сохранилось очень мало древних персидских ковров. На Алтае в 50-х годах прошлого столетия был найден, по мнению ученых, самый древний ковер. Его обнаружили в вечной мерзлоте, раскопав гробницу, возраст которой более двух тысяч лет. Гробница была частично разрушена. В нее попала вода и ковер был полностью вскрыт коркой льда. Каково же было изумление ученых, когда обнаружилось, что ковер после разморозки и сушки практически не пострадал. Сейчас этот ковер является одной из жемчужин Эрмитажа. Но только подумайте: более двадцати веков ковер пролежал в вечной мерзлоте и с ним практически ничего не случилось! Да, качество работы персидских мастеров ковровых дел говорит само за себя.

В странах Востока искусство ткать ковры было основным ремеслом. Мастера Турции и Китая, Индии и Пакистана, Средней Азии, Кавказа и Северной Африки соревновались в искусстве изготовления ковров. Но им так и не удалось превзойти мастерство персидских ткачей. До сегодняшних дней иранский ковер – самый лучший в мире, и настоящая гордость его владельца!

Сейчас тоже реально стать обладателем иранского ковра. Вот только нужно будет серьезно потратиться. Персидские ковры - не только самые лучшие в мире, но и самые дорогие. Причем шелковые ковры гораздо дороже шерстяных ковров. Но они того стоят. Во-первых, ручная работа всегда в цене. Во-вторых, в изготовлении таких ковров применяются только натуральные материалы и красители, что служит гарантией высокого качества изделий и долгого срока службы. И, конечно, неповторимость - практически невозможно найти два одинаковых ковра (если только не было заказа на изготовление двух таких). На создание одного ковра уходит от шести месяцев до нескольких лет. Время работы над одним изделием зависит от его размера, сложности орнамента, количества цветов и оттенков. Ковры изготавливаются в форме круга, овала, прямоугольника. Иногда поступают заказы на ковровые дорожки разной ширины и длины.

Цветовая палитра изготовления ковров огромна, но есть и цвета, которые предпочтительнее других. Это цвет топленого молока и цвет слоновой кости, бежевый во всех его проявлениях, красный, бордо, коричневый, индиго и изумрудно зеленый.

В Иране ткачество ковров - традиционное и распространенное ремесло во всех областях страны. И каждый регион имеет свои неповторимые узоры, по которым безошибочно можно узнать «родину» ковра.

Время идет, но ковры в жизни иранцев продолжают занимать почетное место. И в двадцать первом веке невозможно представить дом иранца без ковра на полу или на стене. Новый или потертый старенький ковер всегда найдет свое место в доме.

Производство ковров имеет и государственное значение. Каждый год в бюджет государства вливаются солидные средства от продажи персидских ковров. Поскольку иранские ковры самые дорогие в мире, за качество ковров в Иране отвечают на государственном уровне. Здесь осуществляется четкий контроль качества и натуральности сырья, чему есть немало доказательств. Например, когда был изобретен анилиновый краситель, персидский шах специальным указом запретил использование «химии» в производстве ковров. В наказание за непослушание отрубали правую руку! Но сейчас, к счастью, к таким суровым мерам не прибегают. Производители ковров относятся со всей ответственностью к своему ремеслу. Ведь персидский ковер несет не только коммерческую ценность, это еще и визитная карточка сегодняшней Персии.

Сейчас персидский ковер, благодаря своему качеству и неповторимой красоте, может стать не только долгосрочной инвестицией, но и семейной реликвией, передаваемой по наследству. У каждого ковра есть свой паспорт и сертификат качества. Данные в этих документах указываются на двух языках - арабском и английском. В документах называется государство-изготовитель, состав и качество изделия, дата и место изготовления, «имя» ковра и имя мастера, который его выполнил. Эти документы на ковер нужно обязательно сохранять до самой «смерти» изделия.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта