Основные тенденции развития экономики китая. Общая характеристика экономики китая Китай экономическое развитие страны

Китай - крупнейшая в мире аграрно-индустриальная держава, поэтому главной стратегической целью КНР стал выход на первые позиции в мире по уровню промышленного производства. Для ликвидации отсталости, для повышения уровня ВВП, как совокупного, так и в расчете на душу населения, Китаю необходимо поддерживать достаточно высокие темпы своего развития. «Мотором» экономического роста страны служит внутренне потребление, внутренний спрос, быстрое увеличение колоссального роста страны. Основными источниками роста являются: трудовые ресурсы и природные ресурсы.

Формирование устойчивого накопительно-инвестиционного механизма в основе которого лежат высокие нормы накопления и инвестирования (в структуре ВВП страны инвестиции составляют около трети, что вдвое превышает аналогичный показатель США). На экономический рост оказывает существенное влияние политика открытости национальной экономики КНР. Китай в очень высокой степени интегрирован в мировую систему мирохозяйственных связей. Он занимает девятое место как ведущий экспортер товаров и 11 место как импортер товаров.

На долю Китая приходится почти 10% глобальных прямых зарубежных инвестиций, а также 40% всех прямых зарубежных инвестиций, сделанных в иностранные страны. Столь высокая доля Китая на мировом рынке инвестиций объясняется довольно своеобразно. Почти 80% всех иностранных инвесторов в экономику КНР - это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. Хуацяо контролируют больше половины всей экономической деятельности в странах Юго-Восточной Азии. В тоже время прямые зарубежные инвестиции в Китай никогда не превышали 10% совокупных американских зарубежных инвестиций и только 5% зарубежных инвестиций стран ЕС.

Сегодня Китай стал одной из экономических держав, обладающих самым крупным в мире потенциалом развития. Жизнь населения в целом достигла среднезажиточного уровня. Благодаря неустанным работам китайского правительства по усилению и совершенствованию макроконтроля, в последние годы национальная экономика страны сохраняет тенденцию уверенного и динамичного роста. В 2006 г. ВВП Китая составил 21,087 трлн юаней (около 2,7 трлн долл США), прирост достиг 10,7 процентов по сравнению с предыдущим годом.

О РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В ХХI ВЕКЕ

Рассматривая возможные сценарии развития российско-китайских отношений на рубеже XXI века и в более отдаленной перспективе, многие эксперты-международники видят не только вероятность укрепления стратегического партнерства России и Китая, но даже, в некоторых вариантах, неизбежность его перерастания в союзнические отношения. В то же время есть и другие политологи, которые говорят о "китайской угрозе" и очень высокой вероятности столкновения двух держав в грядущем столетии. Нельзя исключить развитие ни одного из двух упомянутых крайних вариантов.

Новые факторы и проблемы, определяющие перспективы российско-китайских отношений

Смена правительств в КНР и РФ в 1998 г., напряженная социально-политическая и экономическая обстановка в России, нестабильное положение на Северном Кавказе и в Таджикистане, перманентные забастовки и антиправительственные выступления шахтеров Кузбасса и Дальнего Востока, стихийные бедствия в ряде районов России - все это не может не отразиться на поступательном развитии российско-китайских отношений.

Есть основания предполагать что в связи с затянувшимся кризисом в России в политике КНР могут произойти определенные коррективы в сторону ее прохладного и даже жесткого отношения к нашей стране, во всяком случае перевода этих отношений на сдержанно-официальную и прагматическую основу.

Сегодня очевидно, что медовый месяц российско-китайских отношений закончился.

В этих условиях особую значимость приобретают такие факторы как твердое соблюдение достигнутых договоренностей на различных уровнях

Главной и первоочередной задачей для российской стороны в отношениях с Китаем является наполнение конкретным содержанием и практическими делами принятого правительствами обеих стран курса на равноправное доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Для этого необходимо проявлять не только желание, но и твердую волю, последовательно и настойчиво добиваться выполнения принимаемых решений.

В плане двусторонних отношений российская сторона придает первостепенное и исключительно важное значение установившейся системе регулярных ежегодных встреч Президента РФ и Председателя КНР, а также глав правительств двух стран. В ходе этих встреч принимаются основополагающие решения, определяющие основные направления развития двусторонних отношений. Необходимо укреплять и совершенствовать эту полезную для обеих стран систему регулярных встреч на высшем уровне, наполняя каждую из них конкретным содержанием и не допуская, чтобы они со временем обесценивались и приобретали формальный характер. В этом залог добрососедских и деловых отношений их дальнейшего укрепления и развития.

В деле согласования позиций сторон по конкретным политическим и международным проблемам весьма эффективной является существующая система консультаций по линии МИД двух стран. Для согласования неотложных срочных вопросов получена хорошая возможность использовать установленную "горячую линию" правительственной связи между Москвой и Пекином.

С учетом накопленного опыта и достигнутых успехов в урегулировании пограничных вопросов соответствующим пограничным комиссиям и группам двух стран следовало бы продолжить эту работу и на базе соглашений 1991 и 1994 гг. подготовить и подписать новый Договор о границе между РФ и КНР, решив тем самым окончательно пограничные проблемы. Нерешенность вопроса о принадлежности островов у Хабаровска и на реке Аргунь - мина замедленного действия и ее надо устранять. Лучше это делать в спокойной, мирной обстановке. Основой для действий сторон должна стать совместная Декларация Б.Ельцина и Цзян Цзэминя от 10 ноября 997 г. о завершении демаркации Восточного участка российско-китайской границы.

Экономические и торговые отношения двух стран на практике заметно отстают от достигнутой в верхах высокой степени политического согласия и взаимопонимания. Здесь сделаны лишь первые, хотя и очень важные шаги. Россия и Китай в основном завершили формирование каркаса договорно-правовой базы сотрудничества в различных областях. В декабре 1996 г. был создан механизм регулярных встреч глав правительств РФ и КНР. Работает российско-китайская комиссия по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В ноябре 1997 г. подписан Меморандум о взаимопонимании по основным направлениям экономического и научно-технического сотрудничества, в котором в общей форме отражены пожелания и намерения сторон.

По мнению сторон, на современном этапе важными, если не главными составляющими российско-китайского экономического сотрудничества, становятся электроэнергетика, газовая и нефтяная промышленность. Подписаны соглашения о реализации долгосрочных планов строительства газо- и нефтепроводов из Иркутской области и Западной Сибири в Китай, контракт на строительство Ляньюньганской АЭС. Разрабатываются планы строительства ЛЭП для переброски электроэнергии из Иркутской области в Китай, проекты освоения газовых месторождений на территории Китая, строительства угле-проводов в КНР на основе российской технологии, программа сотрудничества в области транспорта, гражданской авиации, создания совместных предприятий.

Подписано межправительственное торговое соглашение на 1997-2000 гг. Создан российско-китайский комитет по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству, достигнуто соглашение о создании на границе Читинской области зоны беспошлинной торговли; готовится соглашение о временной трудовой деятельности граждан двух стран, т.е. контролируемой трудовой миграции.

В рамках совместной Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств образуются межправительственные подкомиссии по торгово-экономическому, научно-техническому сотрудничеству в областях энергетики, ядерной энергетики, транспорта во главе с руководителями соответствующих министерств и ведомств. Обсуждаются вопросы о создании в России совместно с КНР зоны технико-экономического развития, о создании ассоциации машиностроительных предприятий, в том числе по сборке большегрузных автомобилей "Урал", производству в Китае российских комбайнов и т.п. Словом, проведена большая организационная работа по созданию системы взаимодействия и подготовке соглашений по.широкому спектру торгово-экономического сотрудничества.

Однако, к сожалению, на практике большинство из этих соглашений, планов и договоренностей выполняются с большим напряжением или не выполняются вовсе. Так, торжественные заверения сторон о намерении довести товарооборот между двумя государствами в 2000 году до 20 млрд. долларов оказались явно невыполнимыми. Более того, в 1997 г. двусторонняя торговля составила 6 млрд. долларов т.е. по сравнению с 1996 г. снизилась на 1 млрд. долларов, а в первом квартале 1998 г. она уменьшилась еще на 5% по сравнению с тем же периодом 1997 г. Китай из-за отрицательного сальдо в торговле с РФ ввел ограничение на ввоз черных металлов и удобрений из России, а РФ, в свою очередь сократила закупки товаров ширпотреба из Китая. Россия проиграла тендер на поставку энергооборудования для ГЭС “Санься”, а предполагаемые доходы от поставки оборудования для АЭС в Цзянсу в сумме 2 млрд. долларов в течение шести лет не компенсируют утраченных шансов. Из-за финансовых трудностей сократился объем взаимных инвестиций двух стран, без чего нельзя ожидать расширения торгово-экономического сотрудничества.

Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество переживает сложный переходный период своего развития. В то же время именно сейчас закладывается фундамент экономических отношений между двумя странами на следующее столетие, от прочности которого во многом будет зависеть и будущее российско-китайских отношений в целом. От обеих сторон зависит, сумеют ли они справиться с этой задачей.

В целом Россия пока еще не готова выступить в качестве равноправного, экономически сильного партнера Китая. Для выхода из этого положения российской стороне необходимо четко определить основные приоритеты в торгово-экономических и на научно-технических связях с Китаем и сосредоточить усилия и средства на развитии таких перспективных направлений как энергооборудование, машиностроение, авиационная, космическая, атомная промышленность, развитие конверсионных производств, наукоемких отраслей, представляющих интерес для Китая. Но для стартового момента было бы желательно получить крупные инвестиции извне.

Проблемы взаимной безопасности сейчас находятся под постоянным контролем руководства обеих стран, которое сознает необходимость и впредь укреплять взаимное доверие, развивать дружественные отношения между российской и китайской армиями, военное сотрудничество в обоюдных интересах. Поддерживать деловые корректные отношения тесного сотрудничества и взаимодействия между пограничными заставами, не допуская неправомерных нарушений границы и установленного порядка гражданами обеих стран, вести совместную борьбу с контрабандой и провозом наркотиков. Масштабы двух государств таковы, что их партнерство в этой области оказывает благоприятное, стабилизирующее воздействие на АТР в целом.

Проблемы экологии являются общими, особенно для таких больших стран-соседей как Россия и Китай. Таежные леса Дальнего Востока и Восточной Сибири - это легкие не только России, но и большой части Китая. Ежегодные массовые пожары в тайге - бедствие для обеих стран. Следовало бы ~ более серьезно изучить вопрос о сотрудничестве двух стран в тушении этих пожаров и их предупреждении (помощь людьми, техникой и т.п.).

С учетом геополитических факторов Россия и Китай могут осуществлять стратегическое партнерство в отношениях со странами Центральной Азии - бывшими республиками СССР. Яркой демонстрацией этого было подписание 5-ю странами в Шанхае в 1996 г. Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы и еще более масштабного Соглашения той же пятерки о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы в Москве в 1996 г. Эти соглашения также внесли существенный вклад в укрепление безопасности в АТР в целом.

Весьма перспективным может быть взаимодействие России и Китая как в политической области в плане поддержания стабильности и сдерживания агрессивного напора исламских экстремистов и террористов в Центральной Азии, так и в торгово-экономическом сотрудничестве (нефть, газ, хлопок, "шелковый путь", и т.п.). Разумеется, такое взаимодействие должно осуществляться с учетом интересов всех сторон.

рынок сырье российский китай

В конце XIX - начале XX вв. уровень экономического развития Китая был низким. Долгое время власти пытались выбрать наиболее выгодный путь модернизации. 50-70-е годы характеризовались политикой индустриализации на основе централизованного планирования. В 50-е годы индустриализация проводилась на основе государственной собственности и централизованного распределения производственных средств. Были национализированы предприятия, принадлежащие иностранному капиталу и компрадорской буржуазии, проведены аграрные реформы. В то время возникли новые отрасли промышленности, в создании которых оказал помощь Советский Союз.

В конце 50-х годов в руководстве компартии и государства возобладали взгляды о возможности в короткий срок догнать по объему производства ведущие западные страны - теории «большого скачка», народных коммун. Стимулировалось развитие кустарной промышленности, включая производства тяжелых отраслей. В сельском хозяйстве была проведена быстрая коллективизация с обобществлением сельхозугодий и организацией производства по фабричному принципу. Оно ограничило имущественное неравенство в сельской местности, создало предпосылки для накопления капитала, развития инфраструктуры, обеспечило существование огромного растущего сельского населения, но не привело к росту производительности труда и повышению жизненного уровня. Китайское хозяйство пережило скачки неравномерности - пик подъема в 1958 г. (21,3%) и пик падения в 1961 г. (27,3%).

В 80-х годах экономическое развитие КНР характеризуется переходом от централизованно планируемой экономики к рыночным отношениям. Выработанная в конце 1978 г. стратегия экономических реформ и политики открытости помогли Китаю занять лидирующие позиции на мировой арене. Накануне реформирования сельское население составляло 82%, сельское хозяйство занимало 28% в структуре экономики, при этом использовало 70% рабочей силы.

Историю реформ в Китае принято делить на три больших периода.

Первый охватывает 1978-1991 гг. и включает в себя 2 этапа:

  • 1. На начальном этапе (1978-1983 гг.) реформа проводилась только на слабых звеньях традиционной системы: с одной стороны, это сельская реформа, с другой стороны, открытие юго-восточного прибрежного района для внешней торговли и инвестиций.
  • 2. 1984-1991 гг. - эксперимент с реформированием госпредприятий, создание особых экономических зон.

Целью второго периода (1992-2002) является создание системы социалистической рыночной экономики. В центре реформы лозунг: «создать на месте госпредприятий систему современных (конкурентных) предприятий».

Третий период начался в 2003 г. характеризует поворот страны к ресурсосберегающему и экологически щадящему экономическому росту в интересах гармоничного развития регионов, повышения качества жизни людей. Реализация нового курса - основная задача 11-й пятилетки, главная идея которой гармонизация - выравнивание регионального развития, уменьшение неравенства между городом и деревней, между регионами, решение социальных проблем, энергосбережение и решение экологических проблем на базе научной концепции развития.

Одной из причин, приведших Китай к отсталости экономики - закрытость от внешнего мира и отказ от международных связей и сотрудничества. Основываясь на опыте восточноазиатского региона по развитию внешней торговли, правительство Китая приняло решение следовать курсу внешней открытости. Реформа началась с утверждения ЦК КПК в январе 1979 г. «особой политики и гибких мер» в отношении провинций Гуандун и Фуцзянь, выбранных для начала эксперимента «открытости». Затем, с 1980 г. начинается последовательное создание специальных экономических зон (СЭЗ), предназначенных для увеличения экспортного потенциала страны. Первой полностью открытой провинцией Китая стал Хайнань в 1988 году. Благодаря созданию СЭЗ сформировалась структура внешней экономики, где главным звеном была промышленность.

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

  • - самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования;
  • - опора на иностранные капиталовложения;
  • - главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до 1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в СЭЗ);
  • - экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья;
  • - включение обширных национальных регионов;
  • - активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.
  • - налоговая система дифференцирована по региональным особенностям СЭЗ.

Основные цели создания СЭЗ:

  • - привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
  • - увеличение экспортной валютной выручки;
  • - стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;
  • - эффективное использование природных ресурсов;
  • - стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
  • - создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);
  • - мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
  • - обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов.

На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.

К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более 30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.

Проведенная правительством модернизация способствовала подъему экономики Китая. За годы реформ ВВП Китая вырос в несколько десятков раз. При этом продолжался устойчивый рост производства практически всех видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

В 2011 году размер ВВП Китая составил 7298,1 долларов, уступив первое место только США. Однако по размеру ВВП на душу населения Китай заметно отстает от ведущих мировых держав и занимает лишь 94 место.

Если считать с 1978 года, то средний прирост ВВП составил примерно 9,8%. В 2011 году прирост ВВП составил 9,2%, что больше среднемирового прироста ВВП примерно на 5 процентных пунктов и больше среднего по АТР примерно на 2 процентных пункта. В дальнейшем, по данным МВФ, данная тенденция будет сохраняться, но в среднем прирост ВВП будет изменяться около значения 8,5%.

В структуре экономики Китая уже долгое время преобладает промышленность. Однако, роль сектора сферы услуг постепенно возрастает. В 2009 году на сельскохозяйственный сектор экономики приходилось 11%, на промышленность - 48,0%, а на сферу услуг - 41,0%. Исходя из этих данных, можно судить о том, что Китай приближается к тому, чтобы стать индустриальной страной.

Внешняя торговля - один из способов сотрудничества Китая с другими странами. По общему объему торговли, Китай находится на лидирующих позициях. В 1980 году объем внешней торговли составлял всего 381 млн. долларов США. По этому показателю Китай находился на 32 месте, а его доля в общемировой товарной торговле не достигала и 1%. По данным статистики главного таможенного управления Китая к 2011 году внешнеторговый оборот составил 36420,6 млн. долларов, при этом доля импорта составила 52,1%. В целом темпы прироста импорта и экспорта уменьшаются. Причину этого вице-министр Главного таможенного управления Лу Пейжун видит в том, что спрос во всем мире падает, а внутренние издержки возрастают.

Доли экспорта и импорта Китая в суммарных объемах мирового товарного экспорта и импорта выросли до 10,4% и 9,1% соответственно; на протяжении трех лет подряд Китай являлся самым крупным экспортером и вторым по объему импортером в мире.

В товарной структуре импорта с 1995 г. на протяжении десятилетия доли сырья, готовой продукции и машин отличались стабильностью. Доля сырья находится на уровне 20% (увеличившись до 23,6% в 2006 г.), готовой продукции - 80%, из них машин и оборудования - 45%. Доля продукции машиностроения в 2005-2009 гг. в среднем составила 73,1% в основном благодаря импорту новейшего оборудования из-за рубежа. Доля сырья в последние годы имеет тенденцию к увеличению, что необходимо Китаю для поддержания темпов производства и потребления на высоком уровне. Это в первую очередь касается импорта нефтегазовых ресурсов для развития химического производства и транспорта, высококачественного каменного угля для энергетической отрасли и железной руды для металлургии и автомобильной промышленности.

Большая часть экспорта Китая приходится на продукцию машино- и приборостроения, в среднем 70,6% за период с 2005 по 2009 гг. На втором месте продукция легкой промышленности, в среднем за тот же период 13,2%. Если анализировать экспорт по товарным позициям внутри каждой из отраслей, то в вывозе текстильных товаров преобладает одежда, в продукции металлургии основная доля приходится на чугун, сталь и продукцию из них (5,4%). В категории транспортных средств большое значение имеет экспорт автомобилей и запчастей к ним (2,3%). Для китайского машиностроения в целом характерна высокая динамика развития. Это касается производства как некоторых видов машин для тяжелой промышленности, так и бытовой техники и электроники.

После начала проведения политики реформ и открытости Китай стал всесторонне развивать торговлю с иностранными государствами и установил торговые отношения с подавляющим большинством стран и районов мира. Количество торговых партнеров Китая возросло за это время с нескольких десятков до 231 страны и района.

Другой формой экономического сотрудничества является привлечение иностранных инвестиций. По объему привлекаемых прямых иностранных инвестиций Китай является лидером среди развивающихся стран с 1993 г. В 2010 г. прямые иностранные инвестиции составили 106 млрд. долларов, это на 17,4% больше, чем в предыдущем году. Этого оказалось более чем достаточно для того, чтобы перекрыть падение в 2,3%, которое было зафиксировано в 2009 году в результате всемирного экономического кризиса. Более одной пятой всех вложенных средств поступило в частный сектор.

В связи с тем, что Китай перешел от экстенсивного к интенсивному типу развития, большую роль играет доля расходов на НИОКР, которая в Китае растет быстрыми темпами. Если в 2006 году расходы на НИОКР составляли примерно 1,3%, то в 2011 уже 1,7%. Ожидается, что в будущем десятилетии Китай догонит США по относительным показателям расходов на развитие науки и техники, однако по абсолютным показателям достичь этого в короткое время не представляется возможным.

В Китае большое внимание уделяется развитию новых отраслей промышленности, таких как: автомобилестроение, текстильная промышленность, производство оборудования, судостроение, электронная информация, цветная металлургия, легкая промышленность, нефтехимическая промышленность и логистика. Данные отрасли имеют следующие специфики: во-первых, в основном, они относятся к категории ведущих отраслей народного хозяйства и ведущих стимуляторов для увеличения объема ВВП. Во-вторых, они характеризуются высокой трудоемкостью и могут трудоустроить многих работников. В-третьих, по ним наносит большой удар мировой финансовый кризис, так как экспорт играет важную роль в данных отраслях. В-четвертых, в последние годы производительность в данных отраслях стремительно повышается, что приводит к избытку предложения.

Всего лишь четыре десятка лет назад такая страна, как Китай, имела довольно слабую, отстающую экономику. Произошедшие за эти годы экономические реформы, сделавшие экономику страны более либеральной, принято считать китайским экономическим чудом. Темпы роста экономики за последние 30 лет невероятны и поразительны: в среднем на 10% в год повышался ВВП страны, и на 9% рос ВВП на душу населения. Сегодня Китай занимает лидирующие позиции среди мировых экономик. Рассмотрим, как удалось этой стране достичь таких показателей, как происходило экономическое чудо, каковы его причины и какая обстановка предшествовала ему.

КНР в середине ХХ века

После окончания Второй мировой войны Китай стоял на распутье и не знал, что выбрать: либеральный капиталистический или, по примеру великой державы СССР, социалистический путь развития. Сотрясавшая страну до 1949 года гражданская война привела к отделению острова Тайвань и созданию Китайской Народной Республики во главе с Мао Цзедуном.

С приходом коммунистической партии начинается болезненная стройка социализма: национализация собственности и проведение аграрной реформы, осуществление пятилетних планов развития хозяйства... Принимая помощь от СССР и ориентируясь на политический и экономический строй своего социалистического соседа, Китай проводит индустриализацию экономики. Порой приходилось прибегать к жестким и бескомпромиссным методам.

«Большой скачок» в никуда

Однако после 1957 года отношения Китая и СССР остыли, и не разделявший взглядов тогдашнего советского руководства Мао Цзедун принимает решение о реализации новой программы, получившей название «Большого скачка». Целью амбициозной программы было резкое развитие экономики, но новое направление оказалось неудачным и имело трагические последствия как для народа, так и для экономики Китая в целом.

В 60-е страна переживает сильный голод, культурную революцию и массовые репрессии. Многие государственные инструменты перестали действовать, разваливалась коммунистическая партийная система. Но в начале 70-х правительство берет курс на восстановление партийных организаций и улучшение отношений с США. После кончины «Великого кормчего» Мао Цзедуна в 1976 году страна оказалась в тяжелом экономическом положении, возросла безработица, была введена карточная система.

С конца 1976 года во главе Китая становится Хуа Гофэн. Но фактические бразды правления берет на себя Дэн Сяопин - политический деятель, попавший в жернова культурной революции и восстановившийся в должности вице-премьера Китая в 1977 году.

Решающий пленум

Считая во многом ошибочной программу «Большого скачка», Дэн Сяопин, опираясь на поддержку коммунистической партии, начинает осуществление программы по модернизации экономики. В 1978 году на очередном пленуме компартии официально провозглашается курс на социалистическую рыночную экономику, в которой будут сочетаться две экономические системы: планово-распределительная и рыночная.

Новый правительственный путь называют курсом реформ и открытости. Либеральные реформы Сяопина основываются на постепенном переходе экономических структур на рыночные рельсы и сохранении коммунистического строя. заверил что все преобразования будут проходить под руководством компартии, а диктатура пролетариата будет укрепляться.

Основные моменты преобразований и реформ

Если говорить о новых реформах кратко, то экономика Китая должна быть ориентирована на экспортное производство и массовое привлечение инвестиций. С этого момента Поднебесная провозглашает себя страной, открытой для расширения связей с другими государствами, что привлекло иностранных инвесторов. А либерализация внешней торговли и создание территорий особых экономических зон для иностранных предпринимателей привели к невиданному росту экспортных показателей.

Первым делом Сяопин снижает государственный контроль над многими секторами экономики и расширяет управленческие функции руководителей предприятий. Всячески поощрялось развитие частного сектора, появляются фондовые рынки. Серьезные преобразования коснулись аграрного сектора и промышленности.

Четыре этапа

В ходе всего реформирования экономики Китая можно выделить четыре временных этапа, проводившихся под определенным лозунгом. Первый (с 1978 по 1984) этап, подразумевающий преобразования в сельской местности, создание специальных экономических зон, имел такой лозунг: «Основа - плановая экономика. Дополнение - рыночное регулирование».

Второй (с 1984 по 1991) этап - это перемещение внимания с аграрного сектора на городские предприятия, расширение их поля деятельности и самостоятельности. Вводится рыночное ценообразование, реформам подвергаются социальная сфера, наука, образование. Этот этап носит название «Плановая товарная экономика».

Третий (с 1992 по 2002) этап проходил под лозунгом «Социалистическая рыночная экономика». В это время формируется новая экономическая система, подразумевающая дальнейшее развитие рынка и определяющая инструменты макрорегулирования государственного контроля на новой основе.

Четвертый (с 2003 года и по сей день) обозначен как «Этап совершенствования социалистической рыночной экономики».

Преобразования в аграрной сфере

Китайское экономическое чудо началось с преобразования Сутью аграрной реформы было упразднение существовавших тогда народных коммун и переход к семейному подряду с единой коллективной собственностью. Это означало передачу земли китайским крестьянам в собственность на срок до пятидесяти лет, часть полученной продукции с этой земли отдавалась государству. Также было введено свободное ценообразование на крестьянскую продукцию, разрешалась рыночная торговля сельхозтоварами.

В результате таких преобразований сельское хозяйство получило толчок к развитию и вышло из застоя. Новая сложившаяся система коллективной собственности и семейного подряда качественно повысила уровень жизни крестьян и помогла решить продовольственную проблему.

Преобразования в промышленности

Хозяйственная система промышленных предприятий была почти освобождена от директивного планирования, их предполагалось превратить в самоокупаемые предприятия с возможностью самостоятельного сбыта продукции. Крупные предприятия стратегического назначения остаются под контролем государства, а средним и мелким дается право не только на управление хозяйствованием, но и на смену формы собственности. Все это способствовало тому, что государство сосредоточилось на улучшении положения дел в крупных госпредприятиях и не мешало развитию частного сектора.

Постепенно происходит уменьшение дисбаланса в производстве тяжелой промышленности и товаров народного потребления. Начинается поворот экономики в сторону роста производства товаров для внутреннего потребления, тем более что большая численность населения Китая этому способствует.

Особые экономические зоны, налоговая и банковская системы

К 1982 году в качестве эксперимента некоторые приморские регионы Китая объявили себя особыми экономическими зонами, а после пленума 1984 года в качестве специальных экономических зон утверждены 14 городов в общей сложности. Целью формирования этих зон стало привлечение иностранных инвестиций в промышленность Китая и освоение новых технологий, ускорение экономического развития этих регионов, выход экономики страны на международную арену.

Реформы коснулись и налоговой, банковской и валютной системы. Вводятся налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для организаций. В центральные бюджеты стала поступать большая часть доходов благодаря новой системе распределения между местными администрациями и центральным правительством.

Банковская система страны разделилась на государственные банки, проводящие экономическую политику правительства, и остальные кредитно-финансовые организации на коммерческой основе. Курсы иностранных валют теперь пустились в «свободное плавание», которое регулировалось лишь рынком.

Плоды реформ

Китайское экономическое чудо начинает проявляться уже в конце 80-х. Результаты преобразований качественно отразились на жизни обычных граждан. Снижаются показатели безработицы в 3 раза, удваивается розничный товарооборот. Объемы внешней торговли к 1987 году увеличились в 4 раза по сравнению с 1978 годом. Были привлечены миллиарды долларов иностранных инвестиций, и к 1989 году насчитывалось 19 000 совместных предприятий.

Если говорить Китая проявилось в уменьшение доли тяжелой промышленности и увеличении производства предметов народного потребления и легкой промышленности. Значительно расширяется сфера услуг.

Поражал небывалыми темпами роста: 12-14% в начале 90-х. Многие эксперты в эти годы говорили о феномене китайского экономического чуда и предрекали Китаю роль экономической сверхдержавы 21 века.

Отрицательные последствия реформ

Как и у всякой медали, у китайских реформ было две стороны - положительная и отрицательная. Одним из таких отрицательных моментов стала угроза инфляции, последовавшей как побочный эффект роста производительности труда после реформ в аграрном секторе. Также в результате ценовой реформы усугубилось положение в индустриальном секторе. Начались волнения, вылившиеся в студенческие демонстрации, в результате которых в отставку отправляется генсек Ху Яобан.

Только в начале 90-х предложенный Дэн Сяопином курс ускорения и оздоровления экономической среды помог преодолеть перегрев экономики, создать системы контроля за инфляцией и развитием страны.

Китайское экономическое чудо и его причины

Итак, теперь о причинах. Изучая феномен экономического чуда Китая, многие экспертами выдвигаются следующие причины экономического подъема:

  1. Эффективная роль государства в экономических преобразованиях. На всех этапах проведения реформ управленческий аппарат страны адекватно отвечал задачам экономической модернизации.
  2. Значительные трудовые ресурсы. Спрос на рынке труда Китая всегда больше предложения. Это позволяет сохранять низкие зарплаты при высокой производительности.
  3. Привлечение иностранных инвестиций в промышленность Китая, а также в высокотехнологичные отрасли.
  4. Экспортоориентированная модель развития, позволявшая за счет валютной выручки повысить наукоемкость экономики и освоение новейших технологий.

Однако главный экономический прогресс Китая состоял в отказе от «шоковой терапии» и в постепенном формировании рыночного механизма, который оздоровил экономику благодаря эффективному рыночному регулированию.

Китай сегодня

К чему привели четыре десятилетия мудрых реформ Китая? Рассмотрим основные показатели экономики далее. Сегодняшний Китай - это мощная ядерная и космическая держава, имеющая современную промышленность и развитую инфраструктуру.

Немного цифр

За три квартала 2017 ВВП Китая достиг около 60 триллионов юаней. Это составляет 6,9% в годовом выражении. Увеличение ВВП Китая в 2017 году составляет 0,2% к периоду прошлого года. Увеличивается доля в ВВП аграрного, промышленного секторов, сферы услуг в среднем на 5-7 %. В 2017 году сохраняется тенденция роста инновационных и высокотехнологичных секторов экономики.

В целом, несмотря на небольшое замедление темпов роста, экономика Китая (кратко рассказать об этом феномене довольно сложно) сегодня сохраняет потенциал длительного роста и продолжает структурные реформы.

Прогнозы развития китайской экономики

Создав рыночный механизм в экономике, правительство Китая планирует и дальше ее совершенствовать, показывая при этом преимущества социализма. Однако специалисты делают как оптимистичные, так и пессимистичные прогнозы развития китайской экономики. Одни уверены, что сложно будет противостоять нарастающим экономическим, политическим и социальным проблемам, сохраняя коммунистическую власть. Растущая эмиграция в развитые страны, пропасть между бедными и богатыми может снизить эффективность государственной власти и роль партии. Им в противовес другие эксперты утверждают, что все-таки гибрид социализма и капиталистического рынка возможен в силу самобытности китайской нации и менталитета, только ей свойственного. Остается только сказать, что время расставит все на свои места.

Этапы развития экономики Китая

Китайская Народная Республика является третьим по размеру территории государством в мире. Его площадь составляет более 9,6 млн. кв. м.

Постоянный и заметно растущий интерес мира к Китаю вызывают его экономические преобразования, которые длятся несколько десятилетий. Это не случайно, поскольку Китай за всю многовековую историю впервые достиг огромных успехов в реальном экономическом секторе. Все это говорит о том, что страна и дальше будет развиваться.

Культурная революция в стране, которая проводилась с 1967 года, негативно повлияла на китайскую экономику. Основой экономической модели являлся приоритет развития сельскохозяйственной отрасли и жесткая центральная власть. Сокращалось промышленное производство, назревали серьезные экономико-социальные проблемы. Уже после 1976 года Китай сменил направление своего экономического развития на создание богатого социалистического демократического государства с доходом на душу населения равному уровню среднеразвитых мировых стран.

С 1979 года Китай начал переходит от закрытого общества к открытому с целью наращивания иностранных инвестиций для развития и модернизации промышленного производства. Близость Гонконга являлась основным преимуществом для зарубежных компаний, начавших размещать в КНР трудоемкие производства, которые были ориентированы на экспорт.

Чтобы стимулировать инвестиции, правительство Китая занялось созданием четырех особых экономических зон: Шанхая, Чжухай, Хайкоу и Шаньтод, куда направлялся весь основной поток прямых иностранных инвестиций.

В 1984 году отстраивались прибрежные города и порты. Западным инвесторам открывались возможности для выхода на самые крупные внутренние китайские рынки.

В 1985 году также модернизировались города с избытком дешевых трудовых ресурсов, и на их территории располагались первичные и перерабатывающие производства. Целые заводы и современные производственные комплексы ТНК перемещались в данные регионы, модернизируя при этом местные предприятия.

1986 году правительство Китая выпустило список, состоящий из 22 пунктов, направленный на улучшение инвестиционных условий. Открывались обменные пункты, что давало возможности инвесторам покупать импортное сырье и твердую валюту. В 1985-1986 годах в городах было сосредоточено 23% промышленного производства Китая и 40% экспорта.

В 1990 году с введением новой корпоративной политики, начали действовать нормативные акты, защищающие авторские права. Это позволило активизировать инвестиции из США, Японии и стран Западной Европы.

С 1992 года в КНР проводились мероприятия по либерализации сферы услуг, страна была нацелена на вступление в ВТО. Для этого были открыты следующие закрытые ранее экономические сектора: транспорт, недвижимость, розничная торговля, телекоммуникации и т.д.

В 1995 годы был принят закон, который позволял иностранным фирмам создавать холдинги.

КНР и сегодня осуществляет мероприятия, направленные на привлечение иностранных инвестиций, например:

  • Налоговые каникулы;
  • Льготные тарифы на импорт;
  • Облегчение процедур приема и увольнения иностранных работников.

Таким образом, экономическое развитие Китая можно разделить на четыре этапа:

  1. Переход от натурального хозяйства к товарной плановой экономике;
  2. Превращение аграрного общества в индустриальное;
  3. Переход от закрытого к открытому обществу;
  4. Переход от общества с «моральными принципами» к правовому обществу.

Отрасли китайской экономики

Начиная с 1978 года, развитие Китая не останавливалось, а достигало все новых высот в различных экономических отраслях.

Сельскохозяйственная отрасль. Несмотря на то, что Китай переориентировался на промышленный сектор, он по-прежнему остается крупнейшим производителем и потребителем сельскохозяйственной продукции. В этой сфере занято более 300 млн. жителей страны.

По энергоресурсам Китай до недавнего времени являлся одним из лидеров, и обеспечивал ими не только себя, но и другие соседние страны. Однако, с 1993 года Китай стал «нетто-импортером».

Половину ВВП Китая составляют промышленность и строительство. На китайских предприятиях производится пятая часть от всего мирового объема товаров. В 2010 году Китай стал лидером в производстве промышленных товаров, обогнав США, в том же году – лидером по производству автомобилей, а через год – по производству персональных компьютеров. Помимо перечисленных отраслей, Китай находится в лидерах по производству стали, в стране так же активно развиваются авиация, электроника, космонавтика, производство текстиля и одежды.

Современное состояния экономики Китая

Экономическая система Китая имеет общемировую тенденцию к снижению доли сельскохозяйственных товаров в ВВП государства, причем в конце 20-го века это падение имело скачкообразный характер, а в последующие годы стало плавным.

В начале 2015 года экономика Китая показывала небольшой рост, общий объем внешней торговли достиг 4477 млрд. долл. в 2016 году Китай находился на втором месте в мире по объемам номинального ВВП. Структура экспорта Китая имеет следующие составляющие:

  • Товары машинотехнической обработки составляют 57%;
  • Технологические и высокотехнологические товары – 28%;
  • Товары других отраслей составляют 15%.

Экспортирует Китай в основном энергетическое оборудование, продукцию электроники, вычислительную технику и т.д.

Структура импорта КНР выглядит так:

  • На сырье и топливо приходится 45%;
  • На машины, станки и промышленное оборудование – 34%;
  • На продукцию других отраслей – 21%.

Замечание 1

Экономическая сфера Китая развивается очень быстрыми темпами и с каждым годом приближается к уровню экономики США. В 2015 году страна потребляла пятую часть всей энергии мира. Такого показателя не было больше ни у одной страны. Однако, на экономическое развитие негативное влияние оказывает рост зарплат, что исключает дешевую рабочую силу и замедляет общий рост ВВП.

Быстрое и успешное развитие экономики обусловлено большим объемом промышленного производства и правильным ведением экспортной политики страны.

Финансовая система

Основная валютная единица Китая — юань. Считается, что юань может стать конкурентом американскому доллару. Однако, в настоящее время юань находится в прямой зависимости от доллара, а изменение его курса строго контролируется государством. Так как Китай является лидером по экспортной торговле, повышение стоимости юаня негативно скажется на всех секторах экономики.

Сейчас Китай находится на первом месте в мире по объему внешней торговли. Наиболее востребованными считаются электроника, автомобили, игрушки и текстиль.

Китай не только успешно экспортирует продукцию, но и вкладывает инвестиции в экономику других государств. К примеру, объем инвестиций в государства, расположенные на территории африканского континента составляет более триллиона долларов. Помимо этого Пекин успешно реализует свои проекты в строительной, энергетической и транспортной сфере.

Развитие отраслей экономики

С конца 20 века экономика Китая стремительно развивается. Большую часть в структуре ВВП страны занимает промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг. Наиболее активно развиваются:

  • машиностроение;
  • автомобилестроение;
  • здравоохранение;
  • индустрия в сфере информационных технологий;
  • интернет-торговля.

Быстрые темпы в развитии особенно заметны в сельском хозяйстве и промышленности.

Сельское хозяйство

Все земли, пригодные для пахоты, активно используются. На большей части земель выращивается рис, который является основной сельскохозяйственной культурой. Кроме риса, в Китае выращивают сою, картофель, пшеницу и другие культуры. В животноводстве Китай занимает лидирующую позицию по разведению кур и свиней. Быстрыми темпами развивается овцеводство. Большое количество водоемов в стране способствует активному росту рыбного хозяйства. Темпы развития сельскохозяйственной отрасли напрямую зависят от природных факторов. Постоянные засухи и наводнения ставят под угрозу ее дальнейшее становление.

Промышленность

Строительство и промышленность составляет основу экономики Китая. Пятая часть объема общемировой промышленности принадлежит Китаю. Почти половина ВВП страны приходится на эти отрасли. Активными темпами развивается автомобилестроение, производство персональных компьютеров и стали. Особое внимание уделяется развитию энергетической отрасли. Большое количество ресурсов вкладывается в развитие атомной и альтернативной энергетики (строительство ветряных станций).

Влияние иностранных капиталов на экономику Китая

Главная особенность экономики Китая — государственный контроль за иностранными инвестициями в ряде отраслей. Так, например, запрещено вмешательство иностранных партнеров в такие отрасли, как:

  • горнодобывающая промышленность;
  • производство ядерного топлива и радиоактивных материалов;
  • авиасообщение.

В социальной деятельности существует строгий запрет на присутствие иностранных капиталов в следующих сферах:

  • производство ГМО;
  • издательская деятельность;
  • социальные исследования.

Государственные закупки доступны для иностранцев, но их количество регулируется законом Китая. В финансовой сфере «права» иностранных инвесторов тоже ограничены. В банках объем иностранных вложений не должен превышать 25%, на рынке ценных бумаг — не более 49%. В телекоммуникационной и строительной отрасли присутствие иностранных инвестиции не более 50%, а в строительной сфере участие иностранных капиталов ограничено строительством офисных зданий, отелей и гостиниц.

Экономическое развитие Китая по праву можно назвать феноменальным. Китай является лидером во многих отраслях экономики и оказывает значительное влияние на общемировую торговлю.