Отличие мюзикла от оперетты. Что такое мюзикл: определение

Чем опера отличается от мюзикла? July 24th, 2017

Я очень далек от всей этой "высокомузыкальной" темы, хотя любое исполнение живой музыки или живого голоса мне очень нравится и я с удовольствием слушаю. Но вот всякие подробности, тонкости и нюансы совершенно не знаю. Вот, казалось бы такой банальный вопрос как в теме поста ставит уже меня в тупик.

Лично у меня слово «мюзикл» ассоциируется со стилизованными бродвейскими представлениями, насыщенными энергичными песнями, которые чередуются с диалогами. Опера же многим кажется более мелодраматичной и утончённой.

Тем не менее, Anthony Tommasini, главный критик классической музыки The New York Times,утверждает, что эти виды искусства отличаются по-другому.

Например, мюзикл «Отверженные» — это мрачное, исключительно музыкальное шоу, заставляющее людей больше плакать, чем смеяться. В то же время, опера может включать танцы и/или разговоры.

По словам Tommasini, различительная черта между мюзиклом и оперой заключается в том, что «в опере главная ведущая сила - музыка, тогда как в мюзикле - слова». Когда вы слушаете оперу, то неважно, на каком она языке (если вам известен основной сюжет). Что касается мюзикла - вся тонкость заключается в поэзии.

Когда всё сводится к этому, слова Tommasini объясняют, почему звёзды оперы часто поют в другом стиле, чем артисты Бродвея, почему оперы и мюзиклы обычно имеют товарные знаки и почему музыкальное сопровождение и оркестровка у них различаются.

С другой стороны, мы живём в мире сумасшедших гибридов, где можно заказывать китайско-индийскую еду, покупать джинсы-леггинсы и да, смотреть бродвейский мюзикл, названный рок-оперой. В конце концов, отсутствие жёстких различий между оперным и музыкальным театрами может привести к тому, что композиторы из обоих лагерей будут заимствовать друг у друга идеи, тем самым ещё больше стирая грань между оперой и мюзиклом.

В классическом же понимании жанровые особенности оперы сложились к началу XVI столетия. Они унаследовали черты библейских мистерий и пасторалей - публичных представлений, сопровождавшихся музыкой и пением. В 1597 году Якопо Пери представил зрителям из высших слоев сценическую композицию, которую назвал просто opera - сочинение, творение. Это была переложенная на музыку древнегреческая легенда об Орфее и Эвридике.

«Эвридика» считается первым оперным произведением, с которого началось утверждение нового театрального жанра, объединившего поэзию, драматическое искусство и вокальную музыку. Несколько веков опера совершенствовалась и постепенно стала классикой театральной сцены.

В опере все драматические коллизии передаются посредством вокала: сценическое действие сочетается не с диалогами и монологами героев, а с дуэтами, ариями и речитативным исполнением небольших текстовых фрагментов.

Оперные произведения отличаются сложностью и требуют высокого исполнительского мастерства. Хоровое пение, балетная хореография, включение других дополнительных элементов сценического действия, как и декорации, костюмы, бутафория служат только фоном живого вокала. Он составляет художественное содержание оперы и ее эстетическую сущность.

Мюзикл возник в 30-е годы прошлого столетия как синтетический жанр, близкий к шоу варьете и водевилю. Вначале так называли легкое развлекательное представление, в котором переплетались остроумные диалоги, популярные вокальные номера, эстрадная музыка и танцы.

Первые мюзиклы появились на американской сцене. Со временем в них стали проявляться черты композиционного сходства с опереттой и музыкальной комедией. Но это сходство никогда не было тождеством. Мюзикл изначально обладал важной отличительной особенностью: в нем, наряду с эстрадным вокалом, первостепенное значение имели зрелищные эффекты и хореографические композиции.

Мюзиклы Бродвейского цикла, знаменитые постановки «Notre-Dame de Paris» Риккардо Коччанте и Люпа Пламондона, «Jesus Christ Superstar» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса признаны классикой современного музыкального искусства.

Но мюзикл не опера. В нем используются иные средства реализации творческой идеи: актерское и вокальное мастерство исполнителей составляет единое целое с хореографической постановкой, симфоническая музыка сочетается с эстрадной, фрагменты классических произведений - с популярными мелодиями и джазовыми темами.

Отличие мюзикла от оперы:

1. Опера - музыкально-драматическое произведение, в котором вокальное исполнение является главным жанровым признаком. Мюзикл - сценическая постановка, сочетающая вокал, диалоги, хореографию и зрелищные эффекты.

2. Оперная музыка звучит в исполнении симфонических оркестров. В мюзикле преобладают эстрадные жанры музыкальных произведений.

3. Оперное либретто создается преимущественно на основе литературной трагедии, драмы или комедии. Либретто для мюзикла - чаще всего самостоятельная авторская разработка, хотя может быть написано и по мотивам литературных произведений любого жанра.

4. Оперное действие всецело подчинено вокалу. В мюзикле, как правило, используется не оперный, а эстрадный вокал, который связан только с частью сценического действия.

5. В опере не используются сложные зрелищные эффекты. В мюзикле они составляют важную композиционную часть.

источники

В обыденной речи понятие оперетты и мюзикла нередко смешивается.

С одной стороны, это жанры, несомненно, родственные, однако, если подходить к вопросу со всей осторожностью, которая необходима при рассуждении о произведениях искусства, когда нюанс в содержании может опровергнуть всякое формальное сходство, то окажется, что отличий значительно больше, чем представляется на первый взгляд.

Попробуем выявить общие и различные черты этих двух музыкальных жанров с помощью анализа присущих им характерных особенностей, показанных в историческом развитии.

«Enciclopedia Britannica» вкратце характеризует оперетту как «музыкально-драматическое произведение, по структуре схожее с оперой, но, как правило, с романтически-сентиментальным сюжетом, включающее в себя песни, оркестровую музыку и довольно тщательно поставленные танцевальные сцены, а также диалоги» .

Среди «предков» оперетты называют комедию дель арте – и не без оснований, если учесть характерные закономерности развития сюжета и узнаваемость образов, создаваемых актерами. Немаловажным источником была итальянская опера-буфф, которая не содержала диалогов, а пользовалась речитативам. Нельзя забывать и о традициях испанского театра фарса и французского ярмарочного театр. Именно ярмарочные театры Парижа породили около 1715 года предшественницу оперетты – комическую оперу, в которой пение чередовалось с разговором, музыка была «легкой», а развлекательность соединялась с пародией и сатирой. Каких-нибудь десять лет спустя своя разновидность этого жанра появилась в Англии под названием балладной оперы. Германия в 50-ые годы создала зингшпиль («singspiel» - «игра с пением»), Испания – тонадилью (в переводе «песенка»). В 70-ые годы зарождается австрийский зингшпиль и русская комическая опера.

Во французской комической опере музыка долго не имела самостоятельного значения. Ее создатели, в числе которых были такие драматурги, как Лесаж и Фавар, писали стихи на популярные мелодии, уже известные зрителям. Однако во второй половине XVIII века и отчасти под влиянием итальянской оперы-буфф, французские композиторы П. Монсиньи, А. Гретри, Ф. Филидор начали усовершенствовать музыкальную составляющую комической оперы. Возникшее в тот период сентиментальное направление превратило комическую оперу в чувствительную музыкальную драму, а в годы Революции породило героическую «оперу спасения». Комическому элементу был обязан своим происхождением французский водевиль, а в первой половине XIX столетия композиторы Буальдье, Герольд, Адан и Обер положили начало существованию французской оперетты.

В английской балладной опере тон задавали драматурги Дж. Гей, Г. Филдинг. Вероятно, самое известное произведение этого жанра в тот период – «Опера нищего» Дж. Гея (1728), двести лет спустя превращенная в «Трехгрошовую оперу» Б. Брехта и К. Вейля. В конце XIX века традиции этого жанра возродились в английской оперетте, однако «балладность» как таковая прочно вошла и в традиции американского мюзикла, о котором речь впереди.

Немецкий зингшпиль возник как подражание балладной опере, но быстро приобрел собственные черты. Важнейшую роль в этой трансформации сыграла Вена, где этой формой воспользовался Моцарт, создавая оперы «Похищение из сераля» (1782) и «Волшебная флейта» (1791). Из немецкой комической оперы первой половины XIX века, среди авторов которой можно назвать А. Лорцинга и О. Николаи, выросла и венская оперетта.

Годом рождения так называемой парижской оперетты традиционно считается 1854-q, когда композиторы Ф. Эрве и (несколько позже) Ж.Оффенбах открыли театры музыкально-сценической пародии и миниатюр «Фоли-Нувель» и «Буфф-Паризьен»). Они создали десяток одноактных оперетт для двух-четырех исполнителей (первоначально они не имели права использовать большее количество актеров). В 1858 году Оффенбах, затмивший соперника, получил возможность ставить многоактные спектакли. При всем отсутствии назидательности и развлекательном настроении оперетта Оффенбаха стала настоящим «зеркалом эпохи», так как отражала проблемы общества если и не во всей полноте, то, по крайней мере, со всей остротой, которых можно было ожидать от представителей французской ментальности, для которых суть понятий политической и публицистической культуры успела стать чем-то привычным и естественным.

Музыкальным языком оперетты во многом стал язык уличных песенок и куплетов, ритмикой – популярные танцевальные ритмы. Таким образом, оперетта стала своеобразной квинтэссенцией городского фольклора, а мастерство актеров сочетало отточенное владение вокалом с виртуозной комедийной игрой и высокой техникой сценической импровизации.

В 70-ые годы оперетта обратилась к историко-бытовым и лирико-романтическим сюжетам. В это время творили Ш. Лекок, Р. Планкет и Э.Одран. Однако характерное для того времени увлечение стилизацией привело к тому, что оперетта утратила разнообразие форм, а постановочная роскошь, заимствованная у входящего в моду ревю, не могла скрыть сюжетного схематизма и некоторой слащавости, уже не сглаживаемой злободневностью пародии.

Традиционные формы балладной оперы (песни-баллады, мадригалы) использовались и в английской оперетте. Композитор А. Салливан и его соавтор драматург Ф. Гилберт обратились к экзотической, сказочной тематике. Однако под фантастическими покровами отчетливо проступали иронически прокомментированные проблемы морали, политики, искусства. Эмоциональный колорит этих произведений был более сдержан, чем у парижской оперетты, зато авторы уделяли большое внимание зрелищности и широко использовали балет. Наиболее широкое распространение сочинения Салливана получили в США. Кроме того, снова забегая вперед, отметим и характерную роль хореографического элемента, которому в мюзикле отведена весьма значительная роль.

В Австрии пионером жанра стал Ф. Зуппе. Пройдя определенный период подражания Оффенбаху, венская оперетта утратила вкус к пародиям и злободневности. В либретто Ф. Целля и Р. Жене интрига обычно основывается на веселой путанице с переодеваниями и неожиданностями. Логика и юмор в них часто небезупречны, однако лирический оттенок во многом скрадывает ощущение невнятицы. Своей художественной ценностью венские оперетты обязаны, в первую очередь, музыке. Основой музыкального языка стали многообразные формы венского вальса, наряду с маршем, полькой, галопом, мазуркой, чардашем. В начале ХХ века облик австрийской оперетты существенно изменился. Наиболее яркие фигуры этого периода – Ф. Легар и И. Кальман. «Пытаясь увести оперетту от бездумной развлекательности и костюмно-исторических стилизации, они обращаются к современной теме, но замыкают ее в рамках салонно-бытовых лирических сюжетов. Они стремятся к серьезной, психологической трактовке жанра, но лишь в пределах стандартного любовного конфликта, порожденного социальным неравенством героев и разрешающегося традиционной счастливой развязкой. Неовенская оперетта далека от общественных проблем и, за редким исключением, от сатиры, которую она заменила буффонадой.» [Михеева Л., Орелович А. В мире оперетты. – Ленинград, 1977. – 384 с. (с.18)]

Драматургическим принципом оперетты стал резкий переход настроения. Значительное место заняли шлягеры, написанные в стандартной куплетной форме с ярким рефреном и танцевальной концовкой. Некоторые из этих номеров были очень отдаленно связаны с действием, другие, напротив, становились своего рода лейтмотивами. Мелодические, гармонические, оркестровые средства усложнились, в обиход оперетты вошли популярные танцевальные ритмы американского происхождения: регтайм, фокстрот, шимми, танго.

На этой ноте обратимся, наконец, к США.

В конце XIX столетия, после триумфальных показов произведений А. Салливана в Нью-Йорке, к оперетте обратились Р. де Ковен («Робин Гуд», 1890), В. Херберт («Нильскитй волшебник», 1895), Дж. Ф. Суза («Капитан», 1896). В течение несколько десятилетий американская оперетта следовала европейским курсом, тем более, что многие авторы родились и учились в Европе. Однако на рубеже 20-30-ых годов американская оперетта сомкнулась с балладной оперой, «Минстрел-шоу», джазовым ревю и породила музыкальную комедию Бродвея – Broadway Musical Comedy – этот термин, в полном соответствии с типичным для языковой культуры США стремлением к сокращениям, вскоре был «урезан» до ключевого слова «Musical», кальки с которого вошли и в другие языки. Более того, использование этого слова позволило не только объединить музыкальную комедию и некомедийную музыкальную пьесу, но и расставить акценты, т.е. подчеркнуть роль музыки в произведении.

Характерной чертой мюзикла является «равноправие» композитора и либреттиста, поэтому не приходится удивляться тому, что в историю этого жанра имена авторов вписаны попарно – «композитор-драматург»: Р. Роджерс и О. Хаммерстайн, Д. Гершвин и Дж. Кауфман, Ф. Лоу и А. Д. Лернер, Л. Бернстайн и А. Лорентс.

Мюзикл, «впитывая» сюжеты мировой литературы, которые отнюдь не всегда соответствуют представлениям о легкой комедии, трактует их отнюдь не в фарсовом ключе. Так появляются не только мюзиклы «Целуй меня, Кэт! (по мотивам «Укрощения строптивой» У. Шекспира), «Человек из Ламанчи» (по роману Сервантеса), «Кандид» (по повести Вольтера), «Моя прекрасная леди» (по мотивам «Пигмалиона» Б. Шоу), но и «Скрипач на крыше», где в основу положена повесть Шолом-Алейхема «Тевье-Молочник», и «Вестсайдская история», по-новому представившая повесть, которой «нет печальнее на свете». В этой серьезности заключается один из важнейших уроков мюзикла «старшей сестре» - оперетте.

Так в чем же все-таки сходство и различие этих двух жанров?

«Общая для них форма, в широком смысле этого слова, - тот синтез слова, музыки, пения и танца, который когда-то был счастливо найден практикой народного театра, а в XIX веке был заново открыт Оффенбахом (...). Эти произведения объединяет и то, что они принадлежат музыкальному театру, что музыка в них выполняет важную драматургическую функцию. В ней, в музыке, воплощаются характеры и взаимоотношения персонажей, она служит развитию действия и утверждению идеи произведения.» [Михеева Л., Орелович А. В мире оперетты. – Ленинград, 1977. – 384 с. (с. 10)] В отличие от оперы, это искусство почти никогда не было элитарным – оно изначально было популярным. Однако сегодня оперетта как жанр если и пользуется популярностью, то разве что в виде экранизированной постановки, а любители мюзикла по-прежнему осаждают театры.

Оценка культурного явления, в силу специфики оцениваемого объекта, не должна быть категоричной, поэтому определить весь комплекс причин, которые привели к такому положению вещей, в рамках этой работы не представляется возможным. Однако некоторые факторы все же должно упомянуть – тем более, что в них отчетливо проявляется разница между жанрами.
Как пишет Т. Адорно, «детальное сравнение оперетты 1900 и 1930 года, с одной стороны, и мюзиклов - с другой, выявило бы, по всей видимости, различия, в которых сказалось бы изменение форм хозяйственной организации. Мюзикл по сравнению с опереттой и ревю - streamlined [прямолинеен], хотя содержание и средства заметно не изменились. По сравнению с доведенными до блеска и упакованными в целлофан show, оперетты со всем своим семейством выглядят неряхами; они уж слишком, если можно так сказать, локоть в локоть идут с публикой, тогда как мюзиклы в определенной степени переносят на музыкальный театр технически обязательную объективированную форму кинофильма. С этим, должно быть, и связан интернациональный триумф жанра мюзикл.» [Михеева Л., Орелович А. В мире оперетты. – Ленинград, 1977. – 384 с. (с. 10)] Можно соглашаться или не соглашаться с этим категорическим суждением, содержащим значительную долю иронии, однако «объективная реальность» в нем определенно просвечивает.

Оперетта во многом сохранила черты выдержанной музыкальной формы с ансамблями и финалами, с лейтмотивами и элементами симфонического развития. Так проявилось стремление классиков жанра приблизить ее к опере.

Мюзикл же, согласно определению, приведенному в «Enciclopedia Britannica», в большей степени представляет собой театральную форму, в которой музыка является одним из средств музыкально-сценического монтажа наряду с хореографией, пластикой, постановочными эффектами и. т. п. Структура мюзикла имеет много общего с балладной оперой, то есть пьесой с музыкальными интермедиями, при этом «спаянность» элементов была одним из тех требований, которые не позволяли образовываться тем нарушающим динамику паузам, которые подчас имели место в оперетте – из-за упоминавшихся «вставных номеров».

Это повышало и требования, предъявляемые к актерам, а так как мюзикл изначально формировался как «коммерческий вид искусства» - в условиях жесточайшей конкуренции, то все составляющие мюзикла – от музыки и либретто до сценографии и актерского состава продумывались и оттачивались до совершенства, что и позволяло, в конечном итоге, создать Зрелище, способное собрать полный зал несколько тысяч раз подряд – и конкурировать на условиях взаимовлияния с еще одной «страшной силой» - кинематографом и (позднее) телевидением.

Список литературы

1. Адорно Т. Социология музыки. (

Вопрос о том, чем отличается опера от оперетты, интересен тем, что позволяет понять особенности этих музыкальных произведений. Данная тема может быть познавательной для всех меломанов, которые интересуются классическим репертуаром. В статье, представленной ниже, будут указаны основные отличия одного жанра от другого, а также черты сходства между ними. Данная тема может быть актуальной для современного читателя, потому что музыкальные спектакли по-прежнему собирают большую аудиторию и имеют большое количество поклонников по всему миру, в том числе и в нашей стране.

Общие черты

Прежде чем ответить на вопрос о том, чем отличается опера от оперетты, необходимо дать краткую историческую справку о происхождении данных жанров. Прообразом оперы стали итальянские мистерии и пасторали. В 17 веке многие композиторы стали обращаться к созданию крупных музыкальных произведений со сложной структурой и композицией, что привело в следующем столетии к бурному развитию оперного искусства.

Тогда же в рамках указанного жанра выделилась комедийная опера-буффа, которая отличалась легким юмористическим сюжетом, наличием разговорной речи, а также обязательными танцевальными номерами в конце действия. Во второй половине 19 века такие спектакли стали называться опереттой, которая отныне стала самостоятельным видом искусства.

Сравнение композиций

При рассмотрении особенностей указанных видов музыкальных спектаклей в первую очередь необходимо обратить внимание на сюжет. Именно анализ композиций произведений позволяет определить, чем отличается опера от оперетты.

Первая имеет в своей основе сложную драматическую историю, действующими лицами которой являются герои со сложным и неоднозначным характером, что часто и определяет развитие интриги. Это требует от композитора большого мастерства при создании музыки, которая должна в полной мере раскрывать драму или даже трагедию персонажей. Оперетта - это комедийная история с легким и незамысловатым сюжетом, который призван в первую очередь развлечь зрителя. Ее герои не поражают слушателя глубиной психологии или личной драмой, но забавляют и веселят его.

Музыка

От указанных особенностей зависят и мелодии произведений, которые позволяют лучше понять, чем отличается опера от оперетты. В первой присутствуют сложные номера: арии, кавантины, баллады, дуэты, трио, квартеты и т. д. Большую роль играет оркестр, который имеет самостоятельное значение, полнее раскрывая основную тему спектакля. Небольшие паузы заполняются непростыми речитативами, которые проговариваются нараспев.

Важное место занимают симфонические номера: увертюры, прологи, эпилоги, которые служат дополнительной эмоциональной нагрузкой. В оперетте мелодии проще по звучанию: партии героев носят куплетно-песенный характер. Вместо музыкальных речитативов вводится простая разговорная речь, которая звучит в монологах, диалогах, а также репликах персонажей.

Танцы

На основании анализа танцевальных номеров можно определить, чем отличается опера от оперетты. Кратко разницу можно обозначить следующими словами: в первом спектакле могут присутствовать лишь некоторые фрагменты балета, как, например, в произведении «Руслан и Людмила» М. Глинки. Целый же танцевальный номер можно увидеть только в опереттах, как, например, в сочинении Ф. Легара «Веселая вдова». Здесь следует отметить, что танец имеет для этого спектакля принципиальное значение. Им принято заканчивать действие, в то время как в опере он служит лишь хореографическим фоном для всего действия, оттеняя главный сюжетный поворот.

Указанные особенности позволяют лучше понять, чем отличается опера от оперетты. "В чем разница между этими жанрами" - это вопрос, который, пожалуй, заинтересует любого меломана. Ведь внешне спектакли очень похожи друг на друга. Они перекликаются по очень многим параметрам.

Сравнение с мюзиклами

Данный вид представления возник в 1930-х годах на американской сцене. Он сочетает в себе элементы вокала, хореографии, танцев, диалогов и остроумных реплик. На первый взгляд жанр очень похож на водевиль и оперетту. Однако в нем пение является эстрадным и сочетается со зрелищностью и сложными танцевальными номерами. Тем не менее данный вид спектакля необязательно является развлекательным шоу, в нем часто затрагиваются сложные драматические вопросы, которые изображаются иными способами.

В мюзикле вокал, танцы составляют единое целое. Одно невозможно представить в отрыве от другого. Кроме того, эти представления являются своеобразным миксом: в них эстрадная музыка сочетается с классическими фрагментами, симфонические номера - с популярными попсовыми мелодиями. Указанные особенности позволяют понять, чем отличается опера от оперетты и мюзикла. Последний вид искусства в настоящее время очень популярен, особенно в США, где такие шоу являются неотъемлемой частью сценического искусства.

Это статья о двух «классических соседях» - об оперетте и мюзикле.
Жанр оперетты возник в середине 19 века во Франции. Сегодня судьба оперетты напоминает судьбу бедных падчериц, даже в Вене, где всегда шла оперетта, теперь ее можно услышать только под Новый год. И только в России оперетта остается жанром массовым, поэтому где, как не в России, задавать сакраментальный вопрос: почему оперетта отовсюду вытесняется заокеанским мюзиклом?
Давайте уточним, разные ли это жанры или разница их просто в названии? На самом деле, оперетту и мюзикл вполне можно объединить в один жанр, а различие названий произошло из-за того, что понятие «оперетта» появилось еще в Советском Союзе, а слово «мюзикл» - это слово 20 века, и оно просто «осовременило» данное понятие. Так что можно считать, что мюзикл – это перестроившаяся на современный лад оперетта.
История мюзикла тоже подтверждает такой подход. Американцы, исполнявшие традиционные классические оперетты Оффенбаха,
Легара, перестраивали их на свой лад. Собственно, таким образом, из оперетты родился мюзикл. В итоге, в настоящее время можно услышать и истинную оперетту, и ее перерождение – мюзикл.

На постсоветской территории России все еще существует театр оперетты. Возникшая еще в советское время, как писалось выше, здесь оперетта еще не заменена на мюзикл. Почему так? Некоторые композиторы объясняют это оптимистичностью данного жанра, который помогал пережить народу тяжелые времена в истории страны. «Долгожительство» оперетты в Советском Союзе продиктовано необходимостью наличия такого легкого жанра, который вселял в людей веру и надежду в лучшее будущее. Советской оперетте была свойственно отсутствие серьезных тем, социальных проблем, грустной музыки, она вся была комедийна и создана для веселья и поднятия настроения.
Требования для артистов для мюзикла и оперетты почти одинаковы: они должны уметь петь, должны уметь танцевать, красиво двигаться и, конечно, уметь играть на сцене. Но все-таки к артистам оперетты требования меньше, чем те, которые предъявляются артисту мюзикла. У артиста мюзикла должна еще быть артистичная красивая внешность, он должен уметь танцевать сложные каскадные номера и быть хорошим актером. Если артист в мюзикле будет плохо играть, мюзикл не пойдет в прокат.

А откуда появилась сама оперетта? Оперетта вышла из оперы, как можно догадаться и по названию. И часто серьезные оперные певцы тоже играют в опереттах. Среди опереточных арий есть сложные для исполнения, и оперные артисты вполне могут гордиться исполнением отдельных арий и номеров. Оперетты и мюзиклы сейчас ставятся и на оперных площадках, если брать примером город Санкт-Петербург, то такое происходит в Большом театре. Хотя иногда может возникнуть ощущение консерватизма, потому что Большой театр часто ругают за то, что там старые постановки идут годами. Правда, когда Большой театр обновляет репертуар и ставит премьеры на своих площадках, все равно критики пишут отрицательные отзывы, не смотря на то, что эксперименты в Большом театре – это большой шаг вперед для главного театра страны.

Мюзикл, опера и оперетта: в чем разница?

Особенность мюзикла как жанра заключается в симбиозе направлений театрального искусства, включая такие популярные жанры как оперетта, водевиль и бурлеск. На протяжении длительного периода мюзикл не выделяли в качестве самостоятельного направления искусства. Впрочем, он до сих пор признаете далеко не всеми.

Мюзикл

Такие музыкальные спектакли в Москве - это музыкально-сценическая постановка, которая предполагает логическое сплетение диалогов, хореографии, музыки и песен, при этом музыкальной составляющей в мюзиклах существенно меньше, чем в опереттах. Тем не менее, мюзикл отличает необычайная зрелищность и разнообразие в формах актерского выражения. Это и стало ключевой особенностью мюзиклов. В современном понимании мюзикл - это сложная художественная интерпретация, которая давно вышла из категории развлекательных постановок.

Среди наиболее популярных американских постановок - «Иисус Христос - суперзвезда», «Нотр-Дам де Пари», в которых органично сочетаются хореографическое и вокальное мастерство с популярными мелодиями и песнями. При этом, если в опере используется оперный вокал, первенство в мюзикле всецело отдано эстрадному исполнению песен, который напрямую связан с сюжетной линией спектакля. Расписание свежих театральных премьер и мюзиклов в Москве вы можете найти на сайте Московского театра мюзикла.

Опера

Опера - это преимущественно музыкально-драматическое произведение, ключевой особенностью которого является вокальное исполнение. В операх редко встречается такое изобилие хореографии и зрелищных эффектов, которые свойственны мюзиклам. Оперы и оперетты ассоциируются у современного зрителя с балетными сценам, которые нередко прерывают сюжетную линию. Мюзиклы связывают подобные сцены с развитием сюжета и основной интриги спектакля.

Среди самых нашумевших оперных постановок - «Леди Макбет» и «Поворот винта» и лидеры по количеству постановок «Волшебная флейта», «Травиата».

Оперетта

Оперетта - это небольшое театральное произведение, в котором перемежаются диалоги, вокальные и инструментальные номера. Главная особенность оперетта - комический сюжет. Наиболее ранние постановки передавали явно выраженный сатирический характер, чуть позже отмечается лирическая направленность.

Как и в операх, особые требования предъявляются именно к вокальным данным актеров, при этом музыкальные номера и хореография уходит на задний план.