Позитивное мышление в проблемной ситуации. Как конструктивно воспринимать критику. Что такое позитивное мышление

Метки: Позитивное мышление

Сегодня я начинаю серию статей, посвященных теме позитивного мышления. Лично мне эта тема очень интересна, поскольку я вижу, какое колоссальное влияние оказывают мысли на нашу жизнь, и каких удивительных результатов можно достичь, если менять образ своего мышления в правильном направлении. Поэтому я планирую осветить эту тему достаточно глубоко. Впереди Вас ждет много интересного и полезного. Будут рекомендации, практические упражнения, - в общем, все, что необходимо для того, чтобы самостоятельно начать формировать у себя позитивное мышление.

Но начать я хочу не с практических упражнений. Начать я хочу с обсуждения того, что же собой представляет позитивное мышление. Это словосочетание вроде бы всем знакомо, и смысл его ясен. Тем не менее, на самом деле не все так просто. Часто понятие «позитивное мышление» очень сильно упрощают, порой делая это настолько сильно, что теряется вся изначальная суть.

В этой статье я хочу дать характеристику основным признакам, которые, на мой взгляд, присущи позитивному мышлению. Если Вы стремитесь научиться мыслить позитивно, надеюсь, это Вам поможет более четко увидеть цель, к которой стоит стремиться.

Итак, переходим к признакам позитивного мышления.

1. Позитивное мышление является источником положительных эмоций и заряда энергии.

С одной стороны, это очень простой и понятный принцип, но мало кто из нас задумывается, какое огромное влияние он оказывает на нашу жизнь. Предлагаю провести небольшой эксперимент. Подумайте о лимоне. Представьте себе, как Вы его режете, и капельки сока стекают по ножу. У Вас пошла слюна? Только вообразите, какое влияние оказывают наши мысли на наше внутреннее состояние! Вы только подумали о лимоне - и у Вас уже выделилась слюна!
Мысли способны влиять не только на слюноотделение. Колоссальное воздействие они оказывают на эмоции.

Приведу пример ситуации, которая наверняка многим знакома. Предположим, Вам на работе предстоит какой-то неприятный разговор, и эта перспектива вызывает у Вас массу переживаний. Вы находитесь дома, в спокойной и душевной обстановке, сейчас вечер пятницы, впереди все выходные. Вы наслаждаетесь общением с близкими, или заняты какими-то приятными хлопотами. На душе у Вас легко и радостно. Как вдруг… что-то напомнило Вам о работе. И мысль о предстоящем разговоре больно Вас пронзает, а внутри поселяется неприятное тягостное чувство. Всего одна мысль - и вот, пожалуйста, эмоциональное состояние меняется мгновенно.

Это была только небольшая наглядная иллюстрация того, как наши мысли влияют на эмоции. А теперь задумайтесь: каждую минуту в нашей голове рождается огромное количество мыслей, большую часть из которых мы даже не успеваем осознать. Что-то произошло, в ответ пришла мысль, оставила еле заметный след в душе и исчезла. И так происходит постоянно.

Например, так.
Вы идете по улице, мельком бросаете взгляд на куст, с которого облетели почти все листья, и с грустью думаете о том, что уже осень, и впереди три унылых месяца зимы. Мимо проплывают лица прохожих, а Ваши мысли уносятся в неприятную ситуацию, которая произошла несколько часов назад. Вы прокручиваете ее вновь и вновь, по кругу проживая неприятные мгновения. У Вас появляются мысли о том, что не будь Вы таким растяпой и неудачником по жизни, ситуация бы сложилась совсем по-другому. От этого Вам становится еще грустнее, и Вы никак не можете отключится от размышлений о своих неприятностях.

Или так.
Вы идете по улице, мельком бросаете взгляд на куст, с которого облетели почти все листья, а затем Ваше внимание привлекает симпатичная вывеска кафе-кондитерской, и Вы с удовольствием думаете о том, что, когда в следующий раз будете в этом районе города, стоит заглянуть туда, потому что в кафе с такой вывеской скорее всего очень уютная атмосфера. Мимо проплывают лица прохожих, и Вы вдруг вспоминаете неприятную ситуацию, которая произошла несколько часов назад.

Вы допускаете, что в этой ситуации можно было бы повести себя по-другому, и все сложилось бы иначе. Но Вы знаете, что ошибки допускает каждый, поэтому прощаете себе возможные оплошности. Вы также думаете о том, что чуть позже стоит еще раз проанализировать ситуацию, для того чтобы в будущем при подобном стечении обстоятельств выбрать наилучшую линию поведения. Ведь Вы уверены, что у Вас достаточно способностей и качеств для того, чтобы правильно реагировать в подобных ситуациях. Поразмыслив об этом, Вы легко переключаетесь на планирование выходных, с удовольствием продумывая варианты интересного отдыха.

Итак, каждая мимолетная мысль, возникшая в нашей голове, рождает мимолетную эмоцию. Но из таких ничего не значащих мыслей состоит наш мысленный поток, а из мимолетных эмоций рождается наше настроение. Поток позитивных мыслей рождает позитивные эмоции и дарит заряд энергии.

2. Позитивное мышление рождается изнутри, человек себя не понуждает мыслить позитивно.

Часто случается такая история. Человек чувствует, что его мысли отрицательно влияют на его эмоции, настроение, поведение, отношения с другими людьми и т.д. Тогда он решает, что с этим надо что-то делать и пора учиться мыслить позитивно. Он начинает замещать свои «плохие» мысли на «хорошие», стремится во всем видеть светлую сторону. И что же получается в итоге? Очень часто это превращается в постоянную борьбу, когда человек сражается со своими собственными негативными мыслями, пытаясь вырвать их с корнем и насадить вместо них что-то, на его взгляд, более позитивное.

Проблема заключается в том, что происхождение негативных мыслей обычно имеет свою продолжительную историю, и их корни, соответственно, очень часто оказываются длинными, пронизывают глубокие слои психики, и просто так взять и выдрать их по факту оказывается не просто невозможно, но даже и вредно. Поэтому описанные попытки взрастить у себя позитивное мышление, как правило, ни к чему не приводят.

О том, как же все-таки формировать позитивное мышление, мы поговорим в следующих статьях. Здесь же мне хочется подчеркнуть, что позитивное мышление никогда не исходит из попыток заставить себя мыслить определенным образом. Сила воли здесь не поможет никак. Если бы все было так просто, подавляющее большинство людей уже давно бы научилось мыслить позитивно.

3. Позитивное мышление реалистично.

В человеческой жизни происходят самые разные, и далеко не всегда радостные, события. В ней бывают ссоры и конфликты, неудачи и падения, болезни, потери. Так вот позитивное мышление - это ни в коем случае не мышление человека, глядящего на мир через розовые очки.

Человек, по-настоящему умеющий позитивно мыслить, способен посмотреть прямо не только на хорошее. Видеть хорошее, по сути, умеют многие люди. Но совсем немногие умеют смотреть прямо в глаза неприглядной стороне жизни, оставаться наедине с собственной болью и не пытаться от нее убежать, при этом сохраняя веру в себя, продолжая доверять миру и искать позитивные пути для движения вперед.

Позитивное мышление - это способность увидеть ситуацию такой, какая она есть, и найти в ней ресурсы, какой бы эта ситуация ни была.

4. Позитивное мышление вдохновляет к действиям.

Это утверждение является продолжением идеи о тесной связи позитивного мышления с реальностью. Если мысли человека никак не связаны с его действиями и поведением, то они не имеют никакого смысла, какими бы позитивными на первый взгляд они ни казались. Наш ум - это инструмент, который позволяет нам ориентироваться в реальности и строить свое поведение наилучшим для нас образом. Если большее число мыслей так и остается мыслями, происходит отрыв от реальности, и человек уходит в мир фантазий. Поэтому, работая над формированием позитивного мышления, почаще стоит задавать себе вопрос: «Каким образом мои позитивные мысли влияют на то, как я действую?»

5. Позитивное мышление творит реальность.

Еще одно утверждение о связи позитивного мышления с реальностью. Через внутренний настрой и действия наше мышление создает нашу реальность. В эзотерике есть такой принцип: реальность - это зеркало того, что происходит в нашем сознании. В обиходе мы нередко используем выражение: «Наши мысли материальны». Поэтому если в Вашей реальности Вас что-то не устраивает, стоит обратиться к себе и попытаться понять: что внутри Вас формирует именно такую реальность?
Интересен вот какой вопрос: а почему наши мысли оказывают такое огромное влияние на реальность? И на этот вопрос есть как минимум два ответа.

Ответ №1. Он попроще и понагляднее. Мы ведь говорили, что наше мышление связано с нашим внутренним состоянием и нашими действиями. Человек действует исходя из своих представлений о мире, своей веры в возможность тех или иных событий, своих надежд или своих страхов. Как правило, сам того не осознавая, он формирует свою жизненную ситуацию в полном соответствии со своими убеждениями. В классической психологии есть даже такой термин: «самоисполняющееся пророчество». Он как раз об этом.

В повседневной жизни можно найти немало иллюстраций к этой закономерности.

«Все мужики - сволочи!» - думает женщина, проявляя подозрительность и скрытую агрессию к каждому встретившемуся на ее пути представителю противоположного пола и, по сути, отталкивая своим поведением любого мужчину, готового к нормальным здоровым отношениям.

«Я не обладаю достаточным количеством талантов и способностей для того, чтобы достичь эту цель», - думает некто и действительно, встретившись с трудностями на своем пути, он видит в этом подтверждение своих убеждений и отказывается от дальнейшего движения вперед, ни разу не задумавшись о том, что препятствия практически всегда и у всех встречаются при достижении сколько-нибудь значимой цели.

Самое сложное в таком пророчестве то, что для человека ситуация выглядит таким образом. У него есть некое убеждение, затем его убеждение подтверждается в реальности, и он укрепляется во мнении, что это убеждение верное. Получается замкнутый круг. Убеждение формирует реальность, а получившаяся реальность, в свою очередь, подтверждает верность убеждения.

Ответ №2. Этот ответ не настолько нагляден, как первый, но лично я не раз убеждалась и в собственной жизни, и на примерах других людей, что закономерность, о которой я сейчас расскажу, работает. Эта закономерность описывается эзотерическими знаниями, и смысл ее в следующем.

В нашу жизнь притягиваются те события, обстоятельства, люди, которые являются отражением того, что происходит в нашем сознании. Это довольно сложно полностью объяснить с точки зрения современной науки. Поэтому проще в это либо верить, либо не верить. Мой опыт говорит мне о том, что эта закономерность работает и действительно существует. Неважно, как ее можно объяснить. Гораздо важнее то, что знания о ней можно продуктивно использовать.

Если меня что-то не устраивает в моей жизни, я всегда задаю себе вопрос: что внутри меня может создавать то, что мне не нравится? Стоит сказать, что ответ на этот вопрос далеко не всегда очевиден, и порой на его поиски может уходить довольно много времени. Тем не менее, найденный ответ - это первый шаг к позитивным изменениям, которые, как Вы уже, наверное, поняли, касаются внутренней реальности (сознания). А через изменения во внутренней реальности неминуемо меняется и реальность внешняя.

6. Позитивное мышление - это образ жизни.

Обычно работа над позитивным мышлением начинается так. Человек осознает, что образ его мыслей негативно влияет на какую-то одну или несколько сфер его жизни. Желая изменить такое положение вещей, человек принимается за работу над собой. Если все происходит правильно, то постепенно образ мыслей действительно меняется, а в тех жизненных сферах, где были проблемы, появляются положительные перемены. Но такие перемены - это не конец внутренней работы, а только начало.

Дело в том, что, работая над собой, человеку необходимо чаще и внимательнее прислушиваться к самому себе, заглядывать вглубь себя. И в процессе такого прислушивания к себе обязательно открываются все новые и новые горизонты. Все больше начинают осознаваться те негативные мысли, которые до этого не осознавались вообще, или которым не придавалось никакого значения. Появляется все больше понимания того, как эти мысли влияют на внутреннее состояние, поведение и жизненные обстоятельства. И конечно же появляется желание сделать свое внутреннее пространство чище, избавившись от негативных мыслей.

Негативная мысль стоит за любым необоснованным раздражением, за любой обидой, чувством вины и многими другими эмоциональными реакциями. Трансформируя свое мышление, обучаясь искусству мыслить позитивно, человек обязательно учится позитивно принимать себя, других людей, окружающий мир и жизненные обстоятельства. Он учится относится с любовью к себе и окружающим. Он учится доверять себе и миру. Он учится быть мудрым. Согласитесь, что такие трансформации - это уже не изменения в какой-то одной жизненной сфере. Это уже что-то намного более глубокое, затрагивающее глубинные человеческие ценности и влияющее на весь образ жизни.

Таковы, на мой взгляд, признаки позитивного мышления. Надеюсь, что знакомство с ними поможет Вам в работе над собой. А в следующей статье мы рассмотрим, какие ловушки подстерегают человека, который начинает учиться мыслить позитивно. Рекомендую ознакомиться. Ведь если предупрежден - значит вооружен!

Зачастую, понятие позитивного мышления воспринимается нами неверно. На самом деле, это не означает, что вы изо дня в день должны быть счастливы и, при этом, все время улыбаться. Скорее, это - выбор, образ жизни, философия, помогающие искать положительное в любой жизненной ситуации. Конечно, легко радоваться каждому дню, когда жизнь течет гладко и просто.

Однако только когда она начинает подбрасывать проблемы, трудности и даже трагедии, ваше позитивное мышление подвергается настоящему испытанию, считает .

Позитивное мышление влечет за собой позитивную жизнь. Это предполагает, в свою очередь, умение совершенствоваться. Мы называем это навыком, так как эта способность может быть приобретена таким же образом, как изучение языка или игра на музыкальных инструментах. Тем, кто по натуре является оптимистом, безусловно, сделать это легче, однако каждый человек может стать более позитивными, стоит только захотеть.

Что является противоположностью позитива? Правильно, негатив. В нашем обществе данное явление встречается в изобилии, особенно в нынешней атмосфере страха, неуверенности в завтрашнем дне и неопределенности. В последнее время зачастую можно наблюдать, как молодые пары ставят перед собой, в первую очередь, цель – приобрести хорошую квартиру, дом, другие материальные блага, сделать определенный денежный запас. Как определить признаки заболевания почек Существует теория о том, что именно из-за нестабильности в мире вокруг нас, молодые люди стали более настойчивыми в их желании иметь все сразу, без долго ожидания. Пожилые члены нашего общества, как правило, придерживаются противоположной точки зрения, являясь более консервативными в этом вопросе. Они готовы к ограничениям и не боятся трудностей.

Ни одна из двух позиций не является верной. Неразумно быть слишком осторожным в своих поступках, но и забывать обо всем на свете на пути к цели, также нельзя. Ни первое, ни второе мнение не соответствует действительности, кода речь идет о позитивном мышлении.

Средства массовой информации играют большую роль в формировании социальных установок каждого из нас. Но, к сожалению, многое из того, что мы слышим и видим по телевидению, радио, в газетах, журналах, интернете, приносит нам отрицательные эмоции. Безусловно, очень сложно сохранить позитивный настрой в свете такого мощного натиска негатива. Многие люди по этой причине предпочитают исключить из своей жизни любое воздействие средств массовой информации, однако позитивное мышление не предполагает избегания проблем. Речь идет о том, чтобы смело идти по жизни и всегда иметь собственную точку зрения, особенно, когда приходиться сталкиваться с негативной стороной жизни.

Так что же такое истинное позитивное мышление?

Вся правда о позитивном мышлении

На самом деле, позитивное мышление – это нечто большее, чем просто оптимизм. Люди, которым оно свойственно, способны легко бросить вызов всем проблемам и трудностям. Всем известное выражение о том, что стакан может быть наполовину пуст или наполовину полон, отлично характеризует сторонников позитивного мышления. Два человека могут смотреть на один и тот же стакан и видеть при этом две совершенно разных ситуации, в зависимости от своей точки зрения. У нас есть замечательная история, которая показывает, как это происходит.

Отец привел двух своих маленьких сыновей к врачу, потому что один мальчик был полным пессимистом, а другой - абсолютным оптимистом, что очень беспокоило отца. Врач попросил этого человека оставить своих детей с ним на весь день. Мужчина согласился, и доктор повел мальчиков по коридору. Он открыл одну дверь, ведущую в комнату, наполненную всеми мыслимыми игрушками, чучелами животных, сладостями и прочим. Врач предложил остаться там пессимисту на некоторое время, сказав, что в комнате может быть весело. Затем он привел оптимиста во вторую комнату, в которой не было ничего, кроме огромной кучи навоза, находившейся прямо в центре. Доктор оставил мальчика там. В конце дня, врач вошел в комнату, где должен был играть первый мальчик. Комната выглядела ужасно, игрушки были сломаны, разбросаны по всему полу, везде царил беспорядок. Мальчик-пессимист плакал и говорил врачу, что у него не осталось больше игрушек! Затем, доктор перешел в соседнюю комнату, где он нашел мальчика-оптимиста сидящим в куче навоза. На вопрос, зачем он туда залез, мальчик ответил, что, по его мнению, если есть такая большая куча навоза, значит, где-то рядом должна быть и лошадка!

Эта история очень наглядно характеризует как пессимизм, так и оптимизм. Мальчик-пессимист был несчастен, несмотря на все блага, которые ему дали, а оптимист искал хорошее в самых ужасных вещах.

Приведем ещё один пример. Двое мужчин, один из которых был оптимистом, а второй – пессимистом, совершали авиа перелет. Пессимист рассказывал другу обо всех потенциальных опасностях такого путешествия - преступность, безопасность в аэропортах, риск терроризма и так далее. Так как оптимист никак не реагировал на эту информацию, пессимист, наконец, вспомнил о том, что самолет может взорваться! Недолго думая, оптимист ответил, что ничего страшного! Если это произойдет, они уже будут гораздо ближе к небесам. Таким образом, типичный подход человека, который стремится к позитивному мышлению и жизни – видеть хорошие стороны в даже самых страшных событиях.

Понятие негатива

Прежде чем мы сможем рассмотреть вопрос об изменении негативного мышления на позитивное, мы должны понять природу первого. Причина, по которой большинство людей, предпочитает иметь негативный стиль мышления, состоит в том, что это гораздо более удобно и безопасно. Негатив связан со страхом и необходимостью контроля над окружающим миром. Позитиву свойственно доверие и убежденность в том, что жизнь хороша. Но доверие - это риск. Многие боятся того, что жизнь преподнесет им нежелательные сюрпризы.

Негативное эго

В природе все противоположности сбалансированы. Иногда мы соблюдаем принцип, упомянутый выше первым, время от времени – последним. Однако в целом, мы двигаемся волнообразно между ними двумя, охватывая обе стороны нашей природы. Большинство из нас воспитаны так, чтобы стремиться показать только свои положительные стороны, в результате чего мы не раскрываемся полностью. В основе человеческой психики лежит как положительное, так и отрицательное. Последнее представлено как негативное эго. Это, в буквальном смысле, наша темная сторона, чья работа заключается в том, чтобы заставлять нас беспокоиться, сомневаться, испытывать гнев, обиду, жалость к самому себе и ненависть к окружающим - весь спектр, так называемых, отрицательных эмоций. Мы говорим так называемых, потому что все эмоции на самом деле являются здоровыми и должны быть выражены без осуждения или ограничения. При этом настоящее значение имеет то, как мы реагируем на них. К тому же, существуют , с помощью которых вы можете .

Когда в нас говорит негативное эго, мы все равно должны к нему прислушиваться, так как обладаем достаточной мудростью и силой для того, чтобы не совершать плохих поступков. При этом мы просто становимся более стойкими и сильными. Этот голос большинством из нас подавляется, что приводит к возникновению множества потенциальных проблем. В очень тяжелых случаях, темная сторона нашего сознания, наконец, перерастает в склонность к насилию, преступности, наркомании и разрушительному поведению.

С другой стороны, награда за принятие себя полностью, как положительной, так и отрицательной сторон, является достижением, помогающим освободить свое сознание. Предоставьте себе возможность быть самим собой. При этом не обойтись без борьбы, неуверенности в себе. Это не означает, что вам нужно прислушиваться только к положительной стороне сознания, исключив проявление негатива. Однако, если вы позволите отрицательному эго контролировать вас, это может привести к таким проблемам, как наркомания, депрессии и ненависть к самому себе.

Как все это поможет вам стать более позитивным? Дело в том, что быть в мире с самим собой – принцип позитивного мышления. Как мы уже писали в начале, оптимизм в нашей жизни не позволяет проблемам целиком завладеть нашим разумом.

Негативное мышление представляет собой совершенно иное понятие, появление которого в нашей жизни вовсе не желательно. Когда ему удается все-таки взять верх над вашей позитивной стороной сознания, сделайте усилие, чтобы остановиться и сразу же изменить мысли на положительные. Если вы не можете сделать этого, попытайтесь нейтрализовать влияние негативного мышления. Например, кода вы считаете, что смогли бы сделать что-либо, оптимист подумает, что он сможет это сделать, а пессимист - что он не думает, что не сделает. Таким образом, если по своей натуре вам свойственно негативное мышление, начинайте мысль с фразы - я не собираюсь думать, что… Постепенно вы сможете избавиться от влияния негативного мышления. http://www.juris24.lt Представительство в суде.

Проактивная жизнь

Быть позитивным – это отлично, однако вы можете взойти на следующую ступень. От позитивного мышления - к мышлению процветания, которое предполагает планирование своей жизни на один шаг вперед, создавая свою судьбу самостоятельно, всегда ожидал лучшего, а не опасаясь худшего. Этого требует не только философия оптимизма, но максимальное доверие к самому себе и жизни. Это означает, жить активно, а не пассивно. Планируйте свои цели и мечтайте о них, ждите результата и верьте в то, что все получится.

Как и любая теория, позитивное мышление требует много сил и решимости. Тем более что вы всегда будете окружены людьми, готовыми рассказать вам о том, какой вы мечтатель и о том, что жизнь сейчас очень жестока, а вы попросту носите розовые очки. Скажите, что вы создаете собственную реальность и жизненный сценарий, в соответствии со своими мыслями. Гораздо легче жаловаться и быть пессимистом, чем настаивать на том, что все будет хорошо, независимо от обстоятельств. Вы никогда не должны поддаваться чувству страха - никогда и ни за что. Экономика, изменение климата, терроризм - все проблемы, связанные с этими факторами имеют свои решения, и вы должны быть уверены в том, что найдете их.

Утверждение и привлечение

Эти два понятия сопровождают активную жизнь и создание позитивного существования. Аффирмации буквально означают наши позитивные высказывания о жизни. Несмотря на то, что они произносятся вслух и воспринимается нами механически, аффирмации обладают силой, помогающей изменить мышление с течением времени. Попробуйте выбрать конкретную область, в которой хотите работать и, если возможно, напишите ваши собственные аффирмации. Делайте это максимально просто, формулируя их в настоящем времени и проговаривайте аффирмации постоянно, как мантру. В свете нынешнего финансового кризиса, вы можете, например, говорить, что вы материально обеспечены. Реальность действительно будет меняться вслед за вашим утверждением, если вы верите в то, что говорите и приняли твердое решение об использовании этого способа.

Привлекательность является выражением энергии, которую вы затратите на изменение своих мыслей и выражение того, что хотите видеть в материальной форме вокруг вас. Чувство благодарности за то, что у вас уже есть, является частью этой энергии. Тревога является полной противоположностью положительной энергии и фактически отдаляет достижение результата. Прекрасно, когда вы ставить перед собой цели и хотите добиться многого в будущем, однако также жизненно важно остаться в настоящем. Цели, поставленные вами на слишком далекую перспективу - это верный рецепт развития негативного мышления и укрепления чувства страха. Наслаждайтесь жизнью в настоящий момент, но не безрассудно. Получайте удовольствие от небольших, простых подарков, которые составляют вашу повседневную жизнь, таких как солнечный свет, пища, которую мы имеем, любовь, наша семья и друзья, наш дом и так далее.

К сожалению, как позитив, так и негатив очень неустойчивы и растут прямо пропорционально той энергии, которая их вызывает. Поэтому очень важно сделать сознательный выбор и оставаться позитивным каждый день, при любых обстоятельствах. Если это не естественно для вас, то на начальном этапе могут возникнуть трудности. Однако помните, что ключом к обучению является практика.

Иногда, неуверенность приводит в действие защитные механизмы человека. Случается, что влияние внешних факторов, над которыми вы не имеете прямого контроля, вступает в конфликт с необходимостью добиться успеха в достижении цели. Помните, что только вы в ответе за собственную судьбу, до того момента, как вы сами этого захотите.

Вот десять советов, которые помогут вам приобрести навыки истинно позитивного мышления:

  • Откажитесь от негатива - сознательно выбирайте преобладание позитивных мыслей над отрицательными во всех жизненных ситуациях.
  • Избегайте чувства тревоги, в какой бы тяжелой ситуации вы ни оказались, - расслабьтесь, смейтесь и наслаждайтесь тем, что вы просто живете.
  • Оставайтесь в настоящем, которым всегда легко управлять.
  • Смотрите в глаза вашим страхам по поводу возникших трудностей, с которыми вы в настоящее время столкнулись. Сохраняйте мужество и считаете, что ваши проблемы всегда можно решить.
  • Выберите позитив, как образ жизни и практикуйте это каждый день.
  • Используйте утверждения для привлечения всего хорошего, что вы хотели бы принести в вашу жизнь.
  • Будьте благодарны за то, что вы уже имеете.
  • Определите, а затем избавьтесь от прежних принципов, которые больше не служат позитивной цели в вашей жизни.
  • Примите себя таким, каким вы есть и будьте в мире со всем, что вас окружает.
  • Поддерживайте атмосферу позитива вокруг себя. Общайтесь с оптимистичными людьми. Если в вашем окружении есть кто-то с негативным мышлением, продемонстрируйте ему свои убеждения, и пусть пессимист учится на вашем примере, освобождая свой страх на пути к позитивному мышлению.

Зачастую, понятие позитивного мышления воспринимается нами неверно. На самом деле, это не означает, что вы изо дня в день должны быть счастливы и, при этом, все время улыбаться. Скорее, это - выбор, образ жизни, философия, помогающие искать положительное в любой жизненной ситуации. Конечно, легко радоваться каждому дню, когда жизнь течет гладко и просто.

Однако только когда она начинает подбрасывать проблемы, трудности и даже трагедии, ваше позитивное мышление подвергается настоящему испытанию, считаетA2news.ru.

Позитивное мышление влечет за собой позитивную жизнь. Это предполагает, в свою очередь, умение совершенствоваться. Мы называем это навыком, так как эта способность может быть приобретена таким же образом, как изучение языка или игра на музыкальных инструментах. Тем, кто по натуре является оптимистом, безусловно, сделать это легче, однако каждый человек может стать более позитивными, стоит только захотеть.

Что является противоположностью позитива? Правильно, негатив. В нашем обществе данное явление встречается в изобилии, особенно в нынешней атмосфере страха, неуверенности в завтрашнем дне и неопределенности. В последнее время зачастую можно наблюдать, как молодые пары ставят перед собой, в первую очередь, цель - приобрести хорошую квартиру, дом, другие материальные блага, сделать определенный денежный запас. Как определить признаки заболевания почек Существует теория о том, что именно из-за нестабильности в мире вокруг нас, молодые люди стали более настойчивыми в их желании иметь все сразу, без долго ожидания. Пожилые члены нашего общества, как правило, придерживаются противоположной точки зрения, являясь более консервативными в этом вопросе. Они готовы к ограничениям и не боятся трудностей.

Ни одна из двух позиций не является верной. Неразумно быть слишком осторожным в своих поступках, но и забывать обо всем на свете на пути к цели, также нельзя. Ни первое, ни второе мнение не соответствует действительности, кода речь идет о позитивном мышлении.

Средства массовой информации играют большую роль в формировании социальных установок каждого из нас. Но, к сожалению, многое из того, что мы слышим и видим по телевидению, радио, в газетах, журналах, интернете, приносит нам отрицательные эмоции. Безусловно, очень сложно сохранить позитивный настрой в свете такого мощного натиска негатива. Многие люди по этой причине предпочитают исключить из своей жизни любое воздействие средств массовой информации, однако позитивное мышление не предполагает избегания проблем. Речь идет о том, чтобы смело идти по жизни и всегда иметь собственную точку зрения, особенно, когда приходиться сталкиваться с негативной стороной жизни.

Так что же такое истинное позитивное мышление?

Вся правда о позитивном мышлении.

На самом деле, позитивное мышление - это нечто большее, чем просто оптимизм. Люди, которым оно свойственно, способны легко бросить вызов всем проблемам и трудностям. Всем известное выражение о том, что стакан может быть наполовину пуст или наполовину полон, отлично характеризует сторонников позитивного мышления. Два человека могут смотреть на один и тот же стакан и видеть при этом две совершенно разных ситуации, в зависимости от своей точки зрения. У нас есть замечательная история, которая показывает, как это происходит.

Отец привел двух своих маленьких сыновей к врачу, потому что один мальчик был полным пессимистом, а другой - абсолютным оптимистом, что очень беспокоило отца. Врач попросил этого человека оставить своих детей с ним на весь день. Мужчина согласился, и доктор повел мальчиков по коридору. Он открыл одну дверь, ведущую в комнату, наполненную всеми мыслимыми игрушками, чучелами животных, сладостями и прочим. Врач предложил остаться там пессимисту на некоторое время, сказав, что в комнате может быть весело. Затем он привел оптимиста во вторую комнату, в которой не было ничего, кроме огромной кучи навоза, находившейся прямо в центре. Доктор оставил мальчика там. В конце дня, врач вошел в комнату, где должен был играть первый мальчик. Комната выглядела ужасно, игрушки были сломаны, разбросаны по всему полу, везде царил беспорядок. Мальчик-пессимист плакал и говорил врачу, что у него не осталось больше игрушек! Затем, доктор перешел в соседнюю комнату, где он нашел мальчика-оптимиста сидящим в куче навоза. На вопрос, зачем он туда залез, мальчик ответил, что, по его мнению, если есть такая большая куча навоза, значит, где-то рядом должна быть и лошадка!

Эта история очень наглядно характеризует как пессимизм, так и оптимизм. Мальчик-пессимист был несчастен, несмотря на все блага, которые ему дали, а оптимист искал хорошее в самых ужасных вещах.

Приведем ещё один пример. Двое мужчин, один из которых был оптимистом, а второй - пессимистом, совершали авиа перелет. Пессимист рассказывал другу обо всех потенциальных опасностях такого путешествия - преступность, безопасность в аэропортах, риск терроризма и так далее. Так как оптимист никак не реагировал на эту информацию, пессимист, наконец, вспомнил о том, что самолет может взорваться! Недолго думая, оптимист ответил, что ничего страшного! Если это произойдет, они уже будут гораздо ближе к небесам. Таким образом, типичный подход человека, который стремится к позитивному мышлению и жизни - видеть хорошие стороны в даже самых страшных событиях.

Понятие негатива.

Прежде чем мы сможем рассмотреть вопрос об изменении негативного мышления на позитивное, мы должны понять природу первого. Причина, по которой большинство людей, предпочитает иметь негативный стиль мышления, состоит в том, что это гораздо более удобно и безопасно. Негатив связан со страхом и необходимостью контроля над окружающим миром. Позитиву свойственно доверие и убежденность в том, что жизнь хороша. Но доверие - это риск. Многие боятся того, что жизнь преподнесет им нежелательные сюрпризы.

Негативное эго.

В природе все противоположности сбалансированы. Иногда мы соблюдаем принцип, упомянутый выше первым, время от времени - последним. Однако в целом, мы двигаемся волнообразно между ними двумя, охватывая обе стороны нашей природы. Большинство из нас воспитаны так, чтобы стремиться показать только свои положительные стороны, в результате чего мы не раскрываемся полностью. В основе человеческой психики лежит как положительное, так и отрицательное. Последнее представлено как негативное эго. Это, в буквальном смысле, наша темная сторона, чья работа заключается в том, чтобы заставлять нас беспокоиться, сомневаться, испытывать гнев, обиду, жалость к самому себе и ненависть к окружающим - весь спектр, так называемых, отрицательных эмоций. Мы говорим так называемых, потому что все эмоции на самом деле являются здоровыми и должны быть выражены без осуждения или ограничения. При этом настоящее значение имеет то, как мы реагируем на них. К тому же, существуют определенные средства, с помощью которых вы можетедобавить себе оптимизма.

Когда в нас говорит негативное эго, мы все равно должны к нему прислушиваться, так как обладаем достаточной мудростью и силой для того, чтобы не совершать плохих поступков. При этом мы просто становимся более стойкими и сильными. Этот голос большинством из нас подавляется, что приводит к возникновению множества потенциальных проблем. В очень тяжелых случаях, темная сторона нашего сознания, наконец, перерастает в склонность к насилию, преступности, наркомании и разрушительному поведению.

С другой стороны, награда за принятие себя полностью, как положительной, так и отрицательной сторон, является достижением, помогающим освободить свое сознание. Предоставьте себе возможность быть самим собой. При этом не обойтись без борьбы, неуверенности в себе. Это не означает, что вам нужно прислушиваться только к положительной стороне сознания, исключив проявление негатива. Однако, если вы позволите отрицательному эго контролировать вас, это может привести к таким проблемам, как наркомания, депрессии и ненависть к самому себе.

Как все это поможет вам стать более позитивным? Дело в том, что быть в мире с самим собой - принцип позитивного мышления. Как мы уже писали в начале, оптимизм в нашей жизни не позволяет проблемам целиком завладеть нашим разумом.

Негативное мышление представляет собой совершенно иное понятие, появление которого в нашей жизни вовсе не желательно. Когда ему удается все-таки взять верх над вашей позитивной стороной сознания, сделайте усилие, чтобы остановиться и сразу же изменить мысли на положительные. Если вы не можете сделать этого, попытайтесь нейтрализовать влияние негативного мышления. Например, кода вы считаете, что смогли бы сделать что-либо, оптимист подумает, что он сможет это сделать, а пессимист - что он не думает, что не сделает. Таким образом, если по своей натуре вам свойственно негативное мышление, начинайте мысль с фразы - я не собираюсь думать, что… Постепенно вы сможете избавиться от влияния негативного мышления.

Проактивная жизнь.

Быть позитивным - это отлично, однако вы можете взойти на следующую ступень. От позитивного мышления - к мышлению процветания, которое предполагает планирование своей жизни на один шаг вперед, создавая свою судьбу самостоятельно, всегда ожидал лучшего, а не опасаясь худшего. Этого требует не только философия оптимизма, но максимальное доверие к самому себе и жизни. Это означает, жить активно, а не пассивно. Планируйте свои цели и мечтайте о них, ждите результата и верьте в то, что все получится.

Как и любая теория, позитивное мышление требует много сил и решимости. Тем более что вы всегда будете окружены людьми, готовыми рассказать вам о том, какой вы мечтатель и о том, что жизнь сейчас очень жестока, а вы попросту носите розовые очки. Скажите, что вы создаете собственную реальность и жизненный сценарий, в соответствии со своими мыслями. Гораздо легче жаловаться и быть пессимистом, чем настаивать на том, что все будет хорошо, независимо от обстоятельств. Вы никогда не должны поддаваться чувству страха - никогда и ни за что. Экономика, изменение климата, терроризм - все проблемы, связанные с этими факторами имеют свои решения, и вы должны быть уверены в том, что найдете их.

Утверждение и привлечение.

Эти два понятия сопровождают активную жизнь и создание позитивного существования. Аффирмации буквально означают наши позитивные высказывания о жизни. Несмотря на то, что они произносятся вслух и воспринимается нами механически, аффирмации обладают силой, помогающей изменить мышление с течением времени. Попробуйте выбрать конкретную область, в которой хотите работать и, если возможно, напишите ваши собственные аффирмации. Делайте это максимально просто, формулируя их в настоящем времени и проговаривайте аффирмации постоянно, как мантру. В свете нынешнего финансового кризиса, вы можете, например, говорить, что вы материально обеспечены. Реальность действительно будет меняться вслед за вашим утверждением, если вы верите в то, что говорите и приняли твердое решение об использовании этого способа.

Привлекательность является выражением энергии, которую вы затратите на изменение своих мыслей и выражение того, что хотите видеть в материальной форме вокруг вас. Чувство благодарности за то, что у вас уже есть, является частью этой энергии. Тревога является полной противоположностью положительной энергии и фактически отдаляет достижение результата. Прекрасно, когда вы ставить перед собой цели и хотите добиться многого в будущем, однако также жизненно важно остаться в настоящем. Цели, поставленные вами на слишком далекую перспективу - это верный рецепт развития негативного мышления и укрепления чувства страха. Наслаждайтесь жизнью в настоящий момент, но не безрассудно. Получайте удовольствие от небольших, простых подарков, которые составляют вашу повседневную жизнь, таких как солнечный свет, пища, которую мы имеем, любовь, наша семья и друзья, наш дом и так далее.

К сожалению, как позитив, так и негатив очень неустойчивы и растут прямо пропорционально той энергии, которая их вызывает. Поэтому очень важно сделать сознательный выбор и оставаться позитивным каждый день, при любых обстоятельствах. Если это не естественно для вас, то на начальном этапе могут возникнуть трудности. Однако помните, что ключом к обучению является практика.

Иногда, неуверенность приводит в действие защитные механизмы человека. Случается, что влияние внешних факторов, над которыми вы не имеете прямого контроля, вступает в конфликт с необходимостью добиться успеха в достижении цели. Помните, что только вы в ответе за собственную судьбу, до того момента, как вы сами этого захотите.

Вот десять советов, которые помогут вам приобрести навыки истинно позитивного мышления:

  • · Откажитесь от негатива - сознательно выбирайте преобладание позитивных мыслей над отрицательными во всех жизненных ситуациях.
  • · Избегайте чувства тревоги, в какой бы тяжелой ситуации вы ни оказались, - расслабьтесь, смейтесь и наслаждайтесь тем, что вы просто живете.
  • · Оставайтесь в настоящем, которым всегда легко управлять.
  • · Смотрите в глаза вашим страхам по поводу возникших трудностей, с которыми вы в настоящее время столкнулись. Сохраняйте мужество и считаете, что ваши проблемы всегда можно решить.
  • · Выберите позитив, как образ жизни и практикуйте это каждый день.
  • · Используйте утверждения для привлечения всего хорошего, что вы хотели бы принести в вашу жизнь.
  • · Будьте благодарны за то, что вы уже имеете.
  • · Определите, а затем избавьтесь от прежних принципов, которые больше не служат позитивной цели в вашей жизни.
  • · Примите себя таким, каким вы есть и будьте в мире со всем, что вас окружает.
  • · Поддерживайте атмосферу позитива вокруг себя. Общайтесь с оптимистичными людьми. Если в вашем окружении есть кто-то с негативным мышлением, продемонстрируйте ему свои убеждения, и пусть пессимист учится на вашем примере, освобождая свой страх на пути к позитивному мышлению.

План реферата:

1. Введение.

2. Понятие психологической культуры.

3. Понятие психического здоровья.

4. Позитивное мышление (направленное на решение проблемы, улучшение качества жизни) как компонент психического здоровья.

5. Соотношение психологической культуры и психолгического здоровья.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.


“Личность есть такая единственность и неповторимость,

которая является не только носителем сознания, мышления,

чувствования и т.д., но вообще субъектом, который

сам же себя соотносит со своим окружением”

(А.Ф. Лосев, 1989).

1.Введение.

Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление психического здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе.

Психологическое здравье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности в течении всей жизни.

Состояние психического здоровья детей – это важнейшая составная часть их общего здоровья, оно определяет будущее нашей страны.

2. Понятие психологической культуры.

В настоящее время становится все более очевидным тот факт, что психология, обслуживая систему образования, не может оставаться в стороне от решения насущных социальных проблем, связанных с качеством воспроизводства нации, с состоянием общей и психологической культуры общества. Многие проблемы современной общественной жизни в своей основе имеют отсутствие культуры и, прежде всего, психологической культуры граждан. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» - риска не стать человеком. Уровень психологической культуры общества можно рассматривать как «зону ближайшего личностного развития» молодого поколения страны. В связи с этим одна из важных задач практических психологов - поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении возрождения психологической культуры. И начинать, очевидно, надо с детства, в котором «сокрыта универсальная генетическая программа развития как совершенствования» (Р. Быков).

Тему психологической культуры нельзя рассматривать отдельно от психологической грамотности. Психологическая грамотность как совокупность элементарных психологических знаний и умений представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т. д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций. Под грамотностью мы понимаем вслед за Е. А. Климовым, Б. С. Гершунским, Б. С. Ерасовым необходимую минимальную ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом.

Общая психологическая грамотность - это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку.

Но одних знаний для развития психологической культуры недостаточно. Культура личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. Можно сказать, что основу психологической культуры личности составляют психологические знания, оплодотворённые общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно являются сутью психологической (внутренней) культуры личности. Януш Корчак, великолепно зная и понимая психологию ребёнка, писал: «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, что добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». ]

Психологическая культура сама собой не рождается, её развитие предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Таким образом, в науке 20 века некоторые ученые обратили внимание на существование особого детского мира, обладающего собственной культурной системой представлений о мире и о людях, социальных норм и правил, наследуемых от поколения в поколение детей традиционных форм фольклорных текстов.

Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как вести себя в обществе по-человечески, как разбираться в том, что происходит в этом обществе и пр. Психологическое образование представляется необходимым и естественным для нормального развития современного подрастающего человека. Психологическая культура не только проявляется во взаимодействии людей, но служит регулятором этого взаимодействия, предполагает и реализует живое общение, обусловленное взаимным уважением собеседников. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей. Овладение культурой начинается с момента рождения человека. И эта судьба в значительной степени определяется той культурной средой, которая с момента рождения окружает ребёнка. Каждый учится быть человеком, и это научение происходит в контексте культуры и образования.

3. Понятие психического здоровья.

В последнее время отечественные психологи стали все больше и больше понимать, что целью практической психологической работы с детьми могут быть психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие - условием, средством достижения этого здоровья.

Такое понимание основано, во-первых, на анализе отечественной и зарубежной литературы по вопросам психического здоровья; во-вторых, на критическом анализе и обобщении нашей собственной теоретической и опытно-экспериментальной работы в этом направлении; в-третьих, на результатах изучения основных проблем, трудностей, удач и неудач, сомнений, достижений, разочарований практических психологов, работающих в детских учебно-воспитательных учреждениях.

Осмысливая содержательную суть психологической службы, психологи почувствовали необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина - “психологическое здоровье”. Если термин “психическое здоровье” имеет отношение, прежде всего к отдельным психическим процессами механизмам, то термин “психологическое здоровье” относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья и других аспектов.

Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаем ей рамки, нормы, ориентиры, не мы ее оцениваем привычным образом: эта личность - развитая, эта - не очень, эта - на среднем уровне. Мы вооружаем (вернее, должны вооружать) ребенка в соответствии с его возрастом - средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

Таким образом, психологи высказывают предположение, что именно психологическое здоровье детей и школьников можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности психологической службы государственного образования.

Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин “психическое здоровье” неоднозначен, он прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики - медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль - психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт.

Термин “психическое здоровье” был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ “Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей” (1979) сказано, нарушения психического здоровья связаны с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

В кратком психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Петровского и М.Г. Ярошевского термин “психическое здоровье” трактуется как интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида.

Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. В то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.

Все эти и другие вопросы требуют серьезного рассмотрения и изучения. Ясно лишь одно: психологическое здоровье неразрывно связано со здоровьем психическим, состояние и развитие которого еще не занимает подобающего ему места в педагогических и психологических программах работы с ребенком.

4. Позитивное мышление (направленное на решение проблем, улучшение качества жизни) как компонент психического здоровья.

Каждый человек в своей жизни испытывал хотя бы раз такие чувства как обида, стыд, разочарование, тоска и т.п. точно так же каждый человек абсолютно по – разному воспринимает эти ситуации: одни впадают в депрессию, другие наоборот – находят новые силы, цели, жизненные ориентиры. От чего это зависит? В современной психологии затронутый круг вопросов является частью проблемы саногенного, позитивного мышления. Термин «саногенное мышление» отражает решение внутренних проблем, характеризует направленность мышления, основной ролью которого является создание условий для достижения целей самосовершенствования: гармония черт, согласие с собой и окружением, устранение плохих привычек, управление своими эмоциями, контроль своих потребностей. О. М. Орлов предлагает называть его «мышление, порождающим здоровье», а патогенное мышление – мышление, порождающее болезни.

Патогенное мышление вполне нормальное, но содержит такие яркие черты, которые способствуют напряжению психики, формированию реакции и стереотипов поведения, вовлекающих человека в конфликт. А как следствие происходит ухудшение психического и соматического здоровья.

Черты патогенного мышления:

1. Полная свобода воображения, мечтательность, отрыв от реальности, такая непроизвольность воображения легко актуализирует отрицательные образы, которые сопровождаются отрицательными эмоциями.

2. Неумение прекратить процесс мышления. Структура патогенного мышления может быть представлена в следующем виде: размышление – переживание – закрепление образа – приобретение большой энергии чувств – накопление отрицательного опыта.

3. Отсутствие рефлексии, т.е. неумения посмотреть на себя со стороны.

4. Тенденция лелеять себя, сохранять обиду, ревность, стыд, страх.

5. Неосознанность тех умственных операций, которые порождают эмоций, считая эмоции неподвластной частью характера, что приводит к стрессам, неврозам, страданиям.

6. Тенденция жить воспоминаниями.

7. Ожидание негативных событий, несчастий в будущем.

8. Тенденция прятать свое истинное лицо за масками, играют очень часто роли.

9. Избегание взаимной близости и отображение честных и откровенных отношений с окружающими людьми.

10. Неумение использовать свои интеллектуальные способности.

Обобщив наиболее яркие черты патогенного мышления, Ю. М. Орллов выделил следующие формы его проявления:

Патогенная психологическая защита (агрессия, страх, бегство в нереальный мир фантазий и т.п.)

Патогенный характер эмоций (обида, вина, стыд)

Парадигма насильственного управления (ролевые ожидания, мщение, угрозы и т.п.)

Саногенное мышление способствует оздоровлению психики, снятия внутренней напряженности, устранению старых обид. Саногеннон мышление осознанно, произвольно.

Черты саногенного мышления:

1. Высокий уровень сосредоточения и концентрации внимания на размышлениях.

2. Знание природы конкретных психических состояний, нуждающихся в контроле.

3. Способность к рефлексии как умение рассматривать со стороны свои поступки, воспоминания.

4. Умение создавать для рефлексии благоприятный фон глубокого внутреннего покоя.

5. Достаточно высокий уровень общего кругозора и внутренней культуры человека. Прежде всего, необходимо понимание истоков происхождения стереотипов, программ культурного поведения, истории культуры, что является важнейшими предпосылками саногенного мышления.

6. Умения вовремя остановить процесс мышления.

7. Отсутствие привычки ожидать неприятностей или несчастий в будущем.

Из всех перечисленных черт центральным является тезис о значении общего кругозора и внутренней культуры человека. Каждый человек должен быть уверен в том, что его поведение определяется прежде всего им самим, а не культурными стереотипами.

Еще один вид мышления, близкий к саногенному, направленный на формирование психологического здоровья – позитивное мышление , характеризующееся позитивной, конструктивной направленностью, стремлением разрешить возникающие проблемы и не впадать в уныние и панику, искать положительные стороны жизни.

Некоторые люди позволяют препятствиям управлять свои разумом до такой степени, что становятся доминирующим фактором в их мышлении. Научившись выбрасывать их из своего разума, отказавшись ментально содействовать им, люди смогут подняться над препятствиями, которые обычно заставляют их отступать. Таким образом, педагогу важно самому вырабатывать саногенное мышление и демонстрировать его образцы детям в ежедневном общении.

5. Соотношение психологической культуры и психологического здоровья.

Психологами часто используется понятие «психологического здоровья».

И. В. Дубровина видят отличие психического здоровья от психологического в том, что понятие «психическое здоровье» относится прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, а понятие «психологическое здоровье» - к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психолгический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.

Термин «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость того и другого для полноценного функционирования. Психологическое здоровье предполагает психическое здоровье. Здоровый человек – это прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с собой, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но не нападающий первым и прочее. А. Маслоу выделил 2 составлящих психического здоровья: стремление людей быть всем, чем они могут – развивать весь свой потенциал через самоактуализацию; стремление к гуманистическим ценностям.

Психологическое здоровье детей имеет свои специфические особенности – полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, которое отличается от здоровья взрослого совокупностью новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого.

Л. С. Колмогорова считает, что психическое и психологическое здоровье нельзя рассматривать как часть или целое, а как фундамент. Психическое здоровье является «фундаментом» для психологического здоровья. Нельзя быть психологически здоровым человеком, не будучи здоровым психически. Психически нездоровый человек часто не осознает своего нездоровья и сам не может стать субъектом собственного психологического здоровья, сознательно создавать его. Психическое здоровье соотносится с понятием «психика», а психологическое – с психологией, т.е. наукой, знанием о здоровье и его применением. Поэтому то, что привнесено знанием, присвоенным культурным опытом в наше здоровье и будет создавать психологическое здоровье. Психологическое здоровье как феномен культуры всегда осознанно, произвольно и целенаправленно «выращивается», создается самим человеком. Он для этого прилагает усилия, приобщается к накопленному человеческому опыту, к культуре с помощью книг, других людей и т.д. Психологическое здоровье – результат целенаправленных усилий людей по повышению своего душевного благополучия. В этом плане, как считает Л. С. Колмогорова, понятие «психологическое здоровье» тесно взаимосвязано с понятие «психологическая культура». Именно поэтому психологическое здоровье всегда культурно опосредованно, зависит от «культурной рамки», в которой находится ребенок. При этом делается акцент на передачу взрослыми существующих в культуре способов поведения, на роль взаимодействия взрослых и детей в процессе детского развития и становления их психического здоровья. Психологическая культура личности, являющаяся результатом ее воспитанности и обученности, является решающим фактором, определяющим ее психологическое здоровье.

Л. С. Колмогорова определяет общую психолгическую культуру так: это составная часть базовой культуры как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию и успешной социальной адаптации. Она включает грамотность, компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно – смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни.

6. Заключение.

Задача взрослых в семье, школе, обществе - помочь ребёнку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребёнок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» - риска не стать человеком.

7.Список используемой литературы.

1. под редакцией Л. С. Колмогоровой «Педагогу о психическом здоровье дошкольника»

2. Егорова М.С. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире: - СПб.: Алтейя, 2001

3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

4. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999.

5. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997


Приложения

Тест «Психологическая грамотность»

Итог: 37 правильных ответов

Антон Ясыр

Как часто вам приходится жаловаться на вашу жизнь? Два, пять, а быть может десять раз за день? Какой бы ответ вы ни выбрали, само наличие жалоб на жизнь и желания эти жалобы выразить является сигналом к тому, что вы склонны мыслить негативно. Человек может даже не выказывать никому своего недовольства, чем создавать у других впечатление уверенного и оптимистично настроенного человека, однако переживания и негатив в его душе настолько сильны, что он чудом сдерживает себя.

Вы можете возразить: “Но у нас такая жизнь – экономический кризис, безработица, катаклизмы, дефицит товаров! Как тут не стать пессимистом”. Позвольте вас заверить, что это скорее отговорка, нежели объективная причина. Человек проявляет себя как пессимист не потому, что у него много проблем, и не потому, что так в стране сложились обстоятельства, а потому что он таков сам по себе. Многие люди живут и не понимают, что оптимизм – это как раз та “палочка-выручалочка”, которая дает человеку силы справиться с любыми, даже самыми тяжелыми проблемами.

Для доказательства вышесказанного достаточно провести простой эксперимент. Если двух людей, оптимиста и пессимиста, поставить в одинаковые, непривычные для них условия существования, когда их жизнь сдвинется с намеченного ими графика, то их реакция на происходящее будет кардинально противоположной. Представим, что оптимисту и пессимисту сообщили, что их увольняют с работы и сегодняшний рабочий день станет для них последним в данной компании.

Пессимист: “О нет! Что же делать? Я же отдал этой компании 10 лет жизни, а они так со мной! Куда же я теперь пойду, кому я теперь нужен? Мне же не за что будет кормить свою семью, мы умрем с голода! Я знаю – это правительство во всем виновато, они не создали рабочие места! Еще и цены на товары постоянно растут. Все, моя жизнь не имеет смысла…”

Оптимист: “Да уж, сейчас становится актуальным поиск новой работы. Ну, ничего, за 10 лет работы в данной компании я накопил значительный опыт и знания, которые помогут мне найти работу с достойной оплатой труда. Специалисты моего уровня нужны всегда, жизнь на этом не заканчивается. Более того, перемены всегда к лучшему, да и засиделся я на одном месте – пора уже повышать свою квалификацию. Посмотрим, что сегодня за работу предлагают другие компании”.

Удивит ли вас тот факт, что оптимист найдет себе новое место работы в течении недели, тогда как пессимист спустя месяц будет сидеть и оплакивать свое прежнее место работы, обвиняя в своих неудачах всех, кого не лень.

Согласно социологическому опросу интернет-пользователей со всего мира, проведенному одним из ведущих социологических сайтов, 21.57 % жителей Европы считают себя оптимистами, 18.95 % - умеренными оптимистами, и еще 16.99 % интернет пользователей в большей степени причисляют себя к оптимистам, нежели к пессимистам. Итого выходит, что практически 58 % жителей Европы считают себя оптимистами! Даже если это и соответствует действительности, то большая часть из них явно приходится не на страны бывшего СССР. Так уж сложилось, что у нашего человека выработана пагубная привычка – быть постоянно чем-то недовольным. Причем настоящий “талант” заключается в способности в период очередной жалобы утверждать, что человека оптимист… Те же, кто поскромнее в своей самооценке, называют себя умеренными оптимистами. Что это может быть? Наверное, что-то вроде самовнушения.

На самом деле для того, чтобы не считать себя оптимистом, а являться им в реальной жизни, человек должен начать с изменения своего мировосприятия, изменения собственной реакции на происходящие в его жизни события, выработать в себе позитивное мышление. В примере мы рассматривали эксперимент с оптимистом и пессимистом. Так вот, основное отличие в реакции этих людей на неприятные изменения в собственной жизни заключаются в форме реакции, выраженной в виде вопроса.

Вопрос пессимиста: “За что мне это? В чем я виноват?”.

Вопрос оптимиста: “Что я могу предпринять для того, чтобы изменить ситуацию”.

Обратите внимание – вопрос оптимиста предполагает нахождение ответа на конкретный вопрос, в результате которого в дальнейшем человеком проводятся определенные действия. Человек действует, а не сидит сложа руки и не ждет, пока ситуация разрешится сама собой – так можно и вечность целую прождать. В отличие от оптимиста, пессимист всегда и во всем ищет виновных, пытаясь защитить себя в своих собственных глазах и не попасть под упреки окружающих. Иногда подобное поведение вызывает смех, так как зрелая состоявшаяся личность со стороны начинает походить на ребенка, у которого была похищена игрушка, и теперь он жалуется маме, что это сделал Вова (Вася, Петя).

Безусловно, как вы понимаете, пессимизм не имеет ничего общего с успехом и позитивным мышлением. Итак, в первую очередь необходимо определиться с тем, что же такое позитивное мышление. Позитивное мышление – главная составляющая успеха и личностного роста, способность человеческого ума концентрироваться на положительных мыслях в любой сложившейся ситуации. Для человека, обладающего позитивным мышлением, не составляет труда увидеть в людях их наилучшие качества, найти что-то хорошее даже в самой негативной ситуации. Позитивное мышление – это не способ мировосприятия, это настоящее искусство, владеют которым немногие.

Посредством позитивного мышления человек проявляет доброе отношение к людям и окружающему миру, человек думает о хорошем и верит, что жизнь – прекрасная сказка, причем вера эта исходит из сердца, а не навязывается человеческому сознанию. Если человека вести в глубокий гипноз и заставить “мыслить позитивно” через неоднократное повторение фразы: “Моя жизнь прекрасна и удивительна”, то это не будет позитивным мышлением. Позитивное мышление – осознанный выбор человека, оно не может быть навязано ни обществом, ни правительством. Человек с позитивным мышлением верит в успех любого дела, за которое он принимается, в противном случае он его просто не начинает. Такой человек излучает улыбку, окружающим людям приятно находиться в его компании, так как они знают, что на позитивного человека всегда можно положиться, что его слово – закон, и просто так обещаниями он не разбрасывается.

В последнее время участились заявления относительно того, что позитивное мышление – блеф, самообман человека, что человек своими же руками надевает себе “розовые очки” для того, чтобы не замечать всю серьезность проблемы, уйти от нее. Однако данные заявления в большинстве своем являются попыткой негативно мыслящих людей навязать другим свое мнение. Зачастую такие люди не до конца понимают истинную сущность понятия “позитивное мышление”, наделяя его чертами пофигизма. Но человек, обладающий позитивным мышлением, стремится не игнорировать существующую проблему, а взглянуть на под другим углом, основываясь на вере в собственные силы. Этим он в корне отличается от негативно настроенного человека, не верящего в самого себя и не предпринимающего решительных действий.

Если вы – человек, раз и навсегда решивший быть сторонником позитивного мышления, вдруг столкнетесь с заявлениями относительно вредного воздействия позитивного мышления на человека, то просто взгляните на тех людей, кто агитирует быть противником позитивного взгляда на жизнь. Вы видите их успешными людьми, добившимися высоких профессиональных чинов, создавших крепкие семьи и обеспечивших старость себе и будущее своим детям? Нет и еще раз нет! Чаще всего эти люди живут “от зарплаты до зарплаты”, вечно недовольны жизнью, своей работой, своей семьей, и при этом пытаются кого-то чему-либо научить. Бегите от таких учителей. Обращайте свой взор на по-настоящему успешные личности, среди которых вы вряд ли встретите людей с негативным мышлением, потому как такие люди не достигают успеха, ломаются при первых проблемах.

Следует помнить о том, что мысли материальны, и если вы, надеясь на улучшение текущей ситуации, смело идете вперед, вы получите что? Верно – улучшение текущей ситуации! Вот вам и секрет позитивного мышления – позитивные люди получают позитив. Эта же сила притяжения действует и при общении с людьми. Если вам навстречу идет человек и смотрит в вашу сторону, а вы, глядя на него, подумаете: “Чего ты смотришь? Что тебе нужно?”, то ваш вопрос невольно отразится в вашем выражении лица, вашей мимике и взгляде, и человек отвернется от вас, почувствовав негативную энергетику, исходящую от вас мощным потоком. Однако, стоит вам ответить собеседнику дружелюбным приветливым взглядом, как вы тут же получите этот взгляд в ответ. Улыбнитесь встречному – и он улыбнется вам в ответ.

Посредством позитивного мышления человек повышает собственную самооценку, говоря себе: “Да, я могу! Я самый лучший”. Человек таким образом проявляет любовь к самому себе, а без этого невозможна любовь и принятие вас другими людьми.

Преимущества позитивного мышления. Итак, вы стоите на пути выбора модели собственного мышления. Ваш выбор крайне прост – либо позитивное (успешное) мышление, либо негативное (неуспешное) мышление. Попробуем облегчить ваш выбор приведя основные преимущества позитивного мышления:

1. Уверенность в собственных силах. Когда человек мыслит позитивно, он начинает верить в то, что всего способен достичь. Позитивное мышление способствует реализации великого потенциала, заложенного в каждом человеке, но не нашедшего своего проявления.

2. Притягивает в жизнь человека хорошие вещи. Когда человек думает о хорошем, он и получает хорошее. Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. Если человек выработает в себе позитивный настрой, он будет привлекать внимание других людей. Запомните, никто не хочет проводить время с неуверенными в себе людьми, постоянно жалующимися на обстоятельства.

3. Эффективная борьба со стрессом. Когда приходят проблемы, пессимист начинает нервничать и переживать, тратя на это последние силы. Человек с позитивным мышлением, прежде чем убиваться в горе, способен трезво взглянуть на ситуацию и найти правильное решение. Когда возникают стрессовые ситуации, позитивное мышление человека позволяет заменить негативные мысли на позитивные, представить, будто ситуация уже благополучно разрешилась, что сохранит нервную систему в целостности.