Родился даниил лукич мордовцев. Данило мордовец (д. л. мордовцев)
Биография
МОРДОВЦЕВ Даниил Лукич
Беллетрист, публицист, историк. Долго служил в провинции и Петербурге по министерствам внутренних дел и путей сообщения. Свое знакомство с официальными документами неоднократно использовал для статей в либеральной и радикальной прессе; это послужило причиной ряда «служебных неприятностей» для Мордовцева, дослужившегося впрочем до чина действительного статского советника. Свою лит-ую деятельность начал с поэмы на украинском языке. Сотрудничал в журн. «Русское слово», «Отечественные записки», «Дело», «Русский вестник» и др.
Мировоззрение М. в пору его расцвета как историка и публициста представляет собой весьма путанную смесь умеренного народничества, «славянских» симпатий и украинского национализма, идеализации русского прошлого в его «народном» творчестве («Калики перехожие», «Понизовая вольница», русский и особенно украинский фольклор).
Для М. характерна прежде всего тематика его исторических работ, описание жизни народной массы, ее волнений и протестов. На фоне традиционных для официальных историков описаний «подвигов» и «мудрых» начинаний царей, вельмож и полководцев исследования М. безусловно были фактом прогрессивным; сходная же с костомаровской полубеллетристическая манера М. обеспечивала ему успех у широкого читателя. Главное произведение М. - роман «Знамения времени» - пользовалось чрезвычайной известностью. Цензура 70-х и 80-х гг. сопричислила его к «опасным» в политическом отношении книгам и изъяла из библиотек. Социальный смысл романа, его классовые тенденции истолковывались критикой в диаметрально противоположных направлениях: одни (напр. А. Богданович) считали его реальным отображением народнических настроений 70-х гг., другие (напр. А. Мартынов) связывали направленность романа с идеями одной только наиболее аполитичной части народничества, именно с чайковцами, наконец третьи начисто отрицали какие бы то ни было связи М. с народничеством, утверждая, что роман опошлил молодежь этого «героического времени». Последнее мнение нам кажется наиболее близким к истине. Герои М. отрекаются от «однобоких» идеалов Чернышевского, они утверждают, что «Рахметовы устарели». «Мы, - говорит один из персонажей романа, - идем в народ не с прокламациями, как делали наши юные и неопытные предшественники в 60-х гг., мы идем не бунты затевать, не волновать народ и не учить, а учиться у него терпению, молотьбе и косьбе… мы уже не дети: мы не верим ни в благотворность французских и испанских революций, ни в благодетельность удобрения земли человеческой кровью. История научила нас не верить этим пустякам… Мы просто идем слиться с народом: мы бросаем себя в землю, как бросают зерно, чтобы зерно это взошло и уродило от сам-пять до сам-сто». Бросающийся в глаза аполитизм этой характеристики не имеет ничего общего с революционным народничеством. Мы не найдем в «Знамениях времени» и типичной для последнего идеализации общины. Герои М. полны раздражения против коммунизма и фурьеризма - «старых пошлых слов», против «бабьих, детских утопий». Ставка на культурничество, связанная с резким отрицанием М. революции как «крови», резко отделяет М. от просветителей 60-х годов, показывая его как представителя той части городской мелкой буржуазии 70-х гг., которая отходила от революционно-демократической интеллигенции, временным попутчиком к-рой она раньше являлась. Эта точка зрения проведена в «Знамениях времени» недостаточно рельефно; роману свойственна сюжетная рыхлость, малое правдоподобие характеров и т. п.
Необычайно плодовитый писатель, М. был чрезвычайно популярен как исторический беллетрист. Его перу принадлежат несколько десятков романов из русской, украинской и древней истории. Изображение действительности уступает здесь место длинным и нудным рассуждениям о ней. Интрига романов Мордовцева чаще всего трафаретна, построена на развитии любовных отношений. Идеология этих произведений меняется на протяжении долгой лит-ой деятельности автора. В «Идеалистах и реалистах» Мордовцев явно сочувствует борцам против петровской политики, жестокой, разоряющей и оскорбляющей народ. В романе же «Державный плотник» М. явно идеализирует Петра. В лучших и более ранних исторических романах М. отразились народнические симпатии к демократической борьбе масс против русского феодализма и буржуазии, связанной с царскими монополиями, крупным землевладением и опиравшейся на дворянство. В этом аспекте М. изобразил разинщину в романе «За чьи грехи» и раскол в «Великом расколе».
Под конец жизни М. писал уже совершенно посредственные романы, печатая их в суворинском «Историческом вестнике» и в еще более сомнительных органах печати, вплоть до «Ведомостей С.-Петербургского градоначальства». Все это не мешало М. пользоваться популярностью у тогдашнего массового читателя и издавать не раз собрания своих сочинений, впрочем далеко не полные.
Мордовцев Даниил Лукич (1830-1905 гг.) родился в семье управляющего слободой Даниловка. У Даниила была сестра и три брата, он - в семье младший ребенок. Отца не стало, когда мальчику не исполнилось и годика. Наставником пятилетнего Даниила был местный дьячок, который обучал мальчика старославянским книгам, которых было в достатке.
Свои первые стихи Даниил написал в семилетнем возрасте. Настольной книгой автора был «Потерянный рай» Мильтона, которую он случайно обнаружил и полюбил настолько, что выучил почти всю наизусть. Закончил в 1844 году Усть-Медвецкое окружное училище с отличием. Тогда же поступает в Саратовскую гимназию.
Спустя шесть лет поступает на физико-математический факультет, но опытные преподаватели, рано увидели в нем гуманитария, и посоветовали ему идти на историко-филологический. Мордовцев последовал совету.
В 1851 году решает перевестись в Петербургский университет, через три года получает степень кандидата, возвращается в Саратов. Женится на Пасхаловой Анне Никаноровне, это был второй ее брак. В это время приятельствует с сосланным в Саратов Николаем Костомаровым. Работая начальником губернского стола, собирает сведения по истории саратовского края. Позже, в 1859 совместно с Костомаровым напишет «Малороссийский литературный сборник», включивший в себя произведения, написанные на украинском языке. В 1864 году переезжает в Петербург, и спустя некоторое время снова возвращается в Саратов.
В 70-х годах Даниил Лукич зарекомендовал себя как исторический писатель. В 1872 году снова переезд в Петербург, по причине конфликта с губернатором Щербациким, но через три года приедет обратно. В 1885 году покончил с собой приемный сын, вскоре после него умерла жена Мордовцева. Он, оставив службу, едет в Ростов-на-Дону. Много путешествует в страны Европы, а также в Палестину, Египет.
24 апреля 1905 года отмечали пятидесятилетний юбилей творчества, но климат Петербурга обострил старую болезнь. Надеясь, что перемена климата поможет, едет в Кисловодск. Попытка оздоровиться у брата в Кисловодске провалилась. Прикованный к постели, Мордовцев умер 10 июля. Похоронен в фамильном склепе семьи, в Ростове-на-Дону.
писатель, историк
Дании́л Луки́ч Мордо́вцев (7 декабря , слобода Даниловка Усть-Медведицкого округа Ростовской губернии - 10 (23) июня , Кисловодск , похоронен в Ростове-на-Дону) - автор популярных в своё время исторических романов на темы из русской и украинской истории XVII-XVIII веков.
Биография
Родился в семье малоросского происхождения, его отец был управляющим слободы Даниловка, где и родился будущий писатель, доверенным лицом помещиков Ефремовых. Мать была дочерью даниловского священника Дионисиева. Даниил был самым младшим ребенком в семье. У него было три брата и сестра. Отец умер рано, когда Даниилу не исполнилось и года.
Первым учителем пятилетнего Даниила, стал слободской дьячок Федор Листов. Он обучал ребенка по старославянским книгам, которые в изобилии водились в доме Мордовцевых. По воспоминаниям старожилов, отец писателя, «был хохол старого закала, начетчик, любитель древней письменности и обладатель обширной старинной библиотеки» .
Учение легко давалось Даниилу, в семь лет он сочинил первые стихи. Сильное впечатление оказала на будущего писателя случайно найденная книга, «Потерянный рай » Мильтона , которую Даниил выучил наизусть почти полностью. В девять лет Мордовцева отправили в станицу Усть-Медведцкую , в местное окружное училище, которое он закончил в 14 лет с похвальным листом.
В августе 1844 года поступил во второй класс саратовской гимназии. Здесь он знакомится с Александром Николаевичем Пыпиным , а через него с двоюродным братом Пыпина Н. Г. Чернышевским . Гимназию Мордовцев закончил в 1850 году.
По окончании гимназии он поступает в казанский университет на физико-математический факультет. Но пораженные познаниями Мордовцева в гуманитарных науках преподаватели советуют ему поступить на историко-филологический. Даниил Лукич следует этому совету. Он обучается под руководством профессора Григоровича Виктора Ивановича , известного в то время слависта. Пыпин уговаривает своего друга перевестись в Санкт-Петербургский университет . Мордовцев переводит на украинский язык «Краледворскую рукопись » и отсылает перевод преподавателю петербургского университета Измаилу Ивановичу Срезневскому , которому понравился перевод и он подержал прошение о переводе. В 1851 Мордовцев переводится на второй курс петербургского университета, который он закончил в 1854 году со степенью кандидата и уезжает в Саратов .
В том же году Мордовцев женится на Анне Никаноровне Пасхаловой. Она была старше писателя на семь лет и у нее уже было двое детей. В Саратове, Даниил Лукич тесно сблизился с сосланным туда Н.Костомаровым . 16 августа 1856 года Мордовцев назначен на пост начальника губернского стола с обязанностями переводчика, а также стал редактором неофициальной части «Губернских ведомостей». Пользуясь возможностями предоставленными ему новой должностью Мордовцев собирает богатый материал по истории Саратовского края, который он публикует в «Губернских ведомостях». В 1859 году вместе с Костомаровым публикует «Малороссийский литературный сборник», куда попадают его произведения на украинском языке. В этом же году выходит его первый исторический рассказ «Медведицкий бурлак». Мордовцев заявляет о себе как историческом писателе. В 1864 году Мордовцев покидает Саратов из-за трений с новым губернатором князем В. А. Щербацким и уезжает с Петербург, где занимает должность младшего столоначальника в хозяйственном департаменте министерства внутренних дел. Но через три года вновь возвращается в Саратов и служит правителем дел в комиссии народного продовольствия, секретарем попечительного о тюрьмах комитета, младшим помощником правителя губернской канцелярии. В 1869 Мордовцева назначают правителем дел губернской канцелярии и секретарем статистического комитета. Издает в журнале «Дело » обличительные очерки под рубрикой «Накануне воли» о жизни крестьян и помещиков, чем вызывает неудовольствие начальства. Весной 1872 года губернатор М. Н. Галкин-Враской отправляет Мордовцева в отставку.
В 1872 году писатель перебирается в Петербург. Здесь в 1893 году он устраивается на службу в министерство путей сообщения.
В 1885 году кончает жизнь самоубийством приемный сын писателя Виктор Никандрович Пасхалов , вскоре умирает жена Мордовцева. Мордовцев оставляет службу и переезжает в Ростов-на-Дону . Он совершает ряд путешествий в Египет , Палестину , Францию , Италию и Испанию .
24 апреля 1905 года в Петербурге широко отмечалось пятидесятилетие литературного творчества писателя. Но петербургский климат плохо сказался на здоровье писателя в мае обострилась старая болезнь Мордовцева - воспаление легких. Он возвращается в Ростов, а оттуда на дачу брата в Кисловодске . Мордовцев полагал, что климат Кисловодска укрепит его здоровье. Но климат не помог писатель оставался прикованным к постели. 10 июля Даниил Лукич Мордовцев умер.
Его похоронили в Ростове-на-Дону, в фамильном склепе Мордовцевых, на Навоселовском кладбище.
Исторические взгляды
Д. Л. Мордовцев
В своих исторических работах Мордовцева интересовал прежде всего простой народ. Он считал, что идеал истории состоит в «обстоятельной, беспристрастно и умно-художественно нарисованной картине того, как пахал землю, вносил подати, отбывал рекрутчину, благоденствовал и страдал русский народ, как он коснел или развивался, как подчас он бунтовал и разбойничал целыми массами, воровал и бегал тоже массами, в то время, когда для счастия его работали генералы, полководцы и законодатели».
Он видел в основе любого строя две противоположные силы - центробежная и центростремительная. Мордовцев был сторонником центростремительных сил, им он посвящал свои исторические произведения. За недооценку роли центростремительных сил в историческом процессе был подвергаем многочисленной критике.
Литературное творчество
Литературную деятельность начал малорусскими стихами в изданном им же «Малорусском литературном сборнике» (Саратов, ) и рядом исторических монографий в «Русском слове», «Русском вестнике», «Вестнике Европы», «Всемирном труде», посвященных по преимуществу самозванцам и разбойничеству. Исторические работы его, изданные отдельно, «Гайдамачина» (СПб., и ), «Самозванцы и понизовая вольница» (СПб., и ), «Политические движения русского народа» (СПб., ). В начале 1870-х годов Мордовцев пользовался также большою популярностью, как автор романа из жизни прогрессивной интеллигенции «Знамения времени» и ряда публицистических статей в «Отечественных записках», написанных в полуюмористической форме от имени мистера Плумпудинга и за подписью Д. С… о-М…ць. В «Отечественных записках» напечатан им также ряд обзоров, составивших книгу «Десятилетие русского земства» (СПб., 1877). Кроме того, М. много писал в «Голосе», «Деле» , «Всемирн. труде», «Неделе» и др.
Романы
С конца 1870-х годов он посвятил себя почти исключительно историческому роману и проявил на этом поприще чрезвычайную плодовитость. Более известны «Великий раскол», «Идеалисты и реалисты», «Царь и Гетман», «Наносная беда», «Лжедимитрий», и «Похороны», «Соловецкое сидение», «Двенадцатый год», «Замурованная царица», «За чьи грехи», «Москва слезам не верит».
Описание путешествий и культурно-исторические очерки
Перу Мордовцева принадлежат описания его путешествий: «Поездка в Иерусалим», «Поездка к пирамидам», «По Италии», «По Испании», «На Арарат», «В гостях у Тамерлана» и др. Он написал также много популярных культурно-исторических очерков в полубеллетристической форме - «Ванька Каин», «Русские исторические женщины», «Русские женщины нового времени», «Истории Пропилеи» и другие. Малороссийские произведения Мордовцева собраны в книжке «Оповидання» (СПб., ). Ему же принадлежит малорусская полемическая брошюра против Пантелеймона Кулиша «За крашанку писанка».
Сочинения
- Собр. соч., т. 1-50, СПБ, 1901-02;
- Знамения времени. Предисл. Г. Аржаной, М., 1957;
- Твори, т. 1-2. Літ.-критич. нарис В. Г. Беляева, К., 1958.
- Русские женщины Нового времени. Биографические очерки из русской истории. Женщины первой половины XVIII века на сайте «Руниверс »
- Русские женщины Нового времени. Биографические очерки из русской истории. Женщины девятнадцатого века на сайте «Руниверс »
- Чухломское земство (Из кн.: Д. Л. Мордовцев. Десятилетие русского земства, 1864-1875. СПб., 1877.)
Журнальные публикации
- Вечевой колокол // Исторический вестник, 1886. – Т. 23. - № 1. – С. 7-14.
- «Поиманы есте богом и великим государем!…» Исторический фреск. 1509-1510 // Исторический вестник, 1888. – Т. 31. - № 1. – С. 113-146.
Библиография
- Салтыков-Щедрин М. Е., Новые русские люди, Полн. собр. соч., т. 8, М., 1937.
Источники
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
- Лебедев Ю. В. Даниил Лукич Мордовцев // Д. Л. Мордовцев. Сочинения в двух томах. - М .: Художественная литература, 1991. - Т. 1. - С. 5-41. - 510 с. - ISBN 5-280-01539-3
Примечания
Ссылки
Категории:
- Персоналии по алфавиту
- Писатели по алфавиту
- Родившиеся 19 декабря
- Родившиеся в 1830 году
- Родившиеся в Волгоградской области
- Умершие 23 июня
- Умершие в 1905 году
- Умершие в Кисловодске
- Выпускники Казанского университета
- Писатели России по алфавиту
- Родившиеся в Области войска Донского
- Украинофильство
- Писатели на украинском языке
- Похороненные в Ростове-на-Дону
- Авторы исторических романов
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Мордовцев, Даниил Лукич" в других словарях:
Мордовцев, Даниил Лукич портрет работы Б.Кустодиева Дата рождения: 7 (19) декабря 1830 Место рождения: Обл. Войска Донского Дата смерти: 10 (23) июня 1905 Место смерти: Кисловодск Гражданство … Википедия
- (1830 1905) русский и украинский писатель, историк. В 1850 70 е гг. сотрудничал в демократической печати. Романы (Великий раскол, Соловецкое сидение, оба 1880; За чьи грехи? , 1890), повести из истории России 17 19 вв., описания путешествий.… … Большой Энциклопедический словарь
Мордовцев, Даниил Лукич известный писатель (1830 1905). Окончил курс в Санкт Петербургском университете, по историко филологическому факультету. Поселившись в Саратове, он тесно сошелся с сосланным туда Костомаровым и был помощником его, как… … Биографический словарь
Русский и украинский писатель, историк. Его отец был запорожским казаком, затем управляющим имениями. М.… … Большая советская энциклопедия
Известный писатель. Род. в 1830 г. в Обл. Войска Донского, в семье украинского происхождения. Учился в саратовской гимназии и Казанском и СПб. унив., где в 1854 г. кончил курс по историко филологич. факультету. Поселившись в Саратове, он тесно… … Большая биографическая энциклопедия
Даниил Лукич Мордовцев | |
---|---|
Дата рождения | 7 (19) декабря |
Место рождения | Даниловка , Усть-Медведицкий округ , Область Войска Донского |
Дата смерти | 10 (23) июня (74 года) |
Место смерти | |
Гражданство (подданство) | |
Род деятельности | писатель, автор исторических романов |
Язык произведений | русский |
Произведения на сайте Lib.ru | |
Файлы на Викискладе |
Биография
Родился в семье украинского происхождения. Его отец был управляющим слободы Даниловка, где и родился будущий писатель, доверенным лицом помещиков из донских казаков Ефремовых . Мать была дочерью даниловского священника Дионисиева. Даниил был самым младшим ребёнком в семье. У него было трое братьев и сестра. Отец умер рано, когда Даниилу не исполнилось и года.
Первым учителем пятилетнего Даниила стал слободской дьячок Фёдор Листов. Он обучал ребёнка по старославянским книгам, которые в изобилии водились в доме Мордовцевых. По воспоминаниям старожилов, отец писателя, «был хохол старого закала, начётчик, любитель древней письменности и обладатель обширной старинной библиотеки» .
Учение легко давалось Даниилу, в семь лет он сочинил первые стихи. Сильное впечатление оказала на будущего писателя случайно найденная книга «Потерянный рай » Мильтона , которую Даниил выучил наизусть почти полностью. В девять лет Мордовцева отправили в станицу Усть-Медведцкую , в местное окружное училище, которое он закончил в 14 лет с похвальным листом.
В августе 1844 года поступил во 2-й класс саратовской гимназии . Здесь он знакомится с Александром Николаевичем Пыпиным , а через него с двоюродным братом Пыпина Н. Г. Чернышевским . По окончании гимназии в 1850 г. поступает в Казанский университет на физико-математический факультет. Но впечатленные познаниями Мордовцева в гуманитарных науках, преподаватели советуют ему перевестись на историко-филологический.
Последовав этому совету, Мордовцев учился у профессора Григоровича , известного в то время слависта. Пыпин уговаривает своего друга перевестись в Санкт-Петербургский университет . В то время Мордовцев переводит на украинский язык «Краледворскую рукопись » и отсылает перевод столичному профессору И. И. Срезневскому , который одобрил эту работу. При поддержке Срезневского в 1851 г. Мордовцев переводится на второй курс Петербургского университета, который он закончил в 1854 году со степенью кандидата, после чего уехал служить в Саратов .
В том же году Мордовцев женится на Анне Никаноровне Пасхаловой . Она была старше писателя на семь лет, и у неё уже было двое детей. В Саратове Даниил Лукич тесно сблизился с сосланным туда Н. Костомаровым . Он был назначен (16 августа 1856 г.) на пост начальника губернского стола с обязанностями переводчика, а также стал редактором неофициальной части «Губернских ведомостей». Пользуясь возможностями, предоставленными ему новой должностью, Мордовцев собирает богатый материал по истории Саратовского края, который он публикует в «Губернских ведомостях». В 1859 году вместе с Костомаровым публикует «Малороссийский литературный сборник», куда попадают его произведения на украинском языке. В этом же году выходит его первый исторический рассказ «Медведицкий бурлак» . Мордовцев заявляет о себе как историческом писателе. В 1864 году Мордовцев покидает Саратов из-за трений с новым губернатором и уезжает с Петербург, где занимает должность младшего столоначальника в хозяйственном департаменте министерства внутренних дел. Но через три года вновь возвращается в Саратов и служит правителем дел в комиссии народного продовольствия, секретарем попечительного о тюрьмах комитета, младшим помощником правителя губернской канцелярии. В 1869 Мордовцева назначают правителем дел губернской канцелярии и секретарем статистического комитета. Издает в журнале «Дело » обличительные очерки под рубрикой «Накануне воли» о жизни крестьян и помещиков, чем вызывает недовольство начальства. Весной 1872 года губернатор М. Н. Галкин-Враской отправляет Мордовцева в отставку.
В 1872 году писатель перебирается в Петербург. Здесь в 1873 году он устраивается на службу в министерство путей сообщения, где дослужился до чина действительного статского советника . Поборник земской реформы , Мордовцев поместил в «Отечественных записках » ряд обзоров, составивших книгу «Десятилетие русского земства » (СПб., 1877). В 1870-е гг. он часто публиковался в «Голосе», «Деле », «Всемирном труде», «Неделе» и других изданиях. Взгляды его (по оценке марксистской «Литературной энциклопедии ») представляли «весьма путанную смесь умеренного народничества , „славянских“ симпатий и украинского национализма» с идеализацией старорусского уклада .
В 1885 году покончил с собой приёмный сын писателя Виктор Пасхалов , вскоре за тем ушла из жизни жена Мордовцева . Мордовцев оставляет службу и переезжает в Ростов-на-Дону . Он совершает ряд путешествий в Египет , Палестину , Францию , Италию и Испанию . С 1898 года сотрудничает в Благотворительном обществе издания общеполезных и дешёвых книг .
24 апреля 1905 года в Петербурге широко отмечалось пятидесятилетие литературного творчества писателя. Но петербургский климат плохо сказался на здоровье писателя, в мае обострилась старая болезнь Мордовцева - воспаление лёгких. Он возвращается в Ростов, а оттуда на дачу брата в Кисловодске . Мордовцев полагал, что климат Кисловодска укрепит его здоровье, но писатель оставался прикованным к постели.
Мордовцев умер в том же году, в возрасте 74 лет. Его похоронили подле родителей на Новосёловском кладбище Ростова-на-Дону. Сегодня памятник с его могилы находится на Братском кладбище Ростова-на-Дону. Саму могилу переносить не стали, она была уничтожена вместе с Новопоселенческим кладбищем.
Творчество
В молодые годы Мордовцев находился под сильным влиянием Николая Костомарова . Литературную деятельность начал украинскими стихами в изданном Костомаровым «Малорусском литературном сборнике » (Саратов, 1859) и рядом исторических монографий в «Русском слове», «Русском вестнике», «Вестнике Европы», «Всемирном труде», посвящённых по преимуществу самозванцам и разбойничеству. Отдельными изданиями выходили такие его исторические труды, как «Гайдамачина» (СПб., 1870 и 1884), «Самозванцы и понизовая вольница» (СПб., 1867 и 1884), «Политические движения русского народа» (СПб., 1871).
Первую известность в литературном мире приобрёл как автор романа из жизни прогрессивной интеллигенции «Знамения времени » (1869). Пользовались успехом и его публицистические статьи, написанные в полуюмористической форме от имени мистера Плумпудинга; они появлялись в начале 1870-х гг. в «Отечественных записках» за подписью Д. С… о-М…ць.
С конца 1870-х годов Мордовцев посвятил себя почти исключительно историческому роману и проявил на этом поприще такую плодовитость, что стал соперником признанных «королей» исторической беллетристики - графа Салиаса и Г. Данилевского . Наиболее известны: повести «Наносная беда » (1879), «Сидение раскольников в Соловках » (1880), романы «Идеалисты и реалисты » (1876), «Царь и Гетман » (1880), «Великий раскол » (1881), повести «Социалист прошлого века » (1882), романы «Господин Великий Новгород » (1882), «Царь Пётр и правительница Софья » (1885), «Державный плотник » , «Лжедимитрий », «Похороны », «Двенадцатый год », «Замурованная царица » (1884) , «За чьи грехи », «Москва слезам не верит », а также на украинском языке - «Две судьбы », «Палий ».
В отличие от такого же украинофила Данилевского и аристократа Салиаса, Мордовцева интересовали в истории не цари и придворные, а народные массы. Он считал, что идеал исторического произведения состоит в «обстоятельной, беспристрастно и умно-художественно нарисованной картине того, как пахал землю, вносил подати, отбывал рекрутчину, благоденствовал и страдал русский народ, как он коснел или развивался, как подчас он бунтовал и разбойничал целыми массами, воровал и бегал тоже массами, в то время, когда для счастия его работали генералы, полководцы и законодатели »
Серия: "Государи Руси Великой" Имя Даниила Лукича Мордовцева (1830-1905), одного из самых читаемых исторических писателей прошлого века, пришло к современному читателю недавно. Романы "Лжедимитрий", вовлекающий нас в пучину Смутного времени - безвременья земли Русской, и "Державный плотник", повествующий о деяниях Петра Великого, поднявшего Россию до страны-исполина,- как нельзя полнее отражают особенности творчества Мордовцева, называемого певцом народной стихии. Звучание времени в его романах передается полифонизмом речи, мнений, преданий разноплеменных и разносословных героев. Издательство: "Современник" (1994) Формат: 84x108/32, 400 стр. |
|
Место рождения: |
Обл. Войска Донского |
---|---|
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
писатель, историк |
Дании́л Луки́ч Мордо́вцев ( , слобода Даниловка Усть-Медведицкого округа Ростовской губернии - , похоронен в Ростове-на-Дону) - русский и украинский писатель, историк.
Биография
Родился в семье украинского происхождения, его отец был из запорожских казаков, впоследствии управляющий имением. Учился в саратовской гимназии и Казанском и СПб. унив., где в 1854 г. кончил курс по историко-филологич. факультету. Поселившись в Саратове, он тесно сблизился с сосланным туда Костомаровым и был его помощником, как секретаря статистического комитета. Некоторое время он состоял редактором "Саратовских губ. ведомостей", позже был правителем канцелярии сарат. губернатора, довольно долго служил в Министерстве путей сообщения.
Творчество
Литературную деятельность начал малорусскими стихами в изданном им же "Малорусском литературном сборнике" (Саратов, 1859) и рядом исторических монографий в "Русск. слове", "Русск. вестнике", "Вестн. Европы", "Всем. труде", посвященных по преимуществу самозванцам и разбойничеству. Исторические работы его, изданные отдельно, "Гайдамачина" (СПб., 1870 и 1884), "Самозванцы и понизовая вольница" (СПб., 1867 и 1884), "Политические движения русского народа" (СПб., 1871). В начале 70-х гг. М. пользовался также большою популярностью, как автор романа из жизни прогрессивной интеллигенции "Знамения времени" и ряда публицистических статей в "Отечественных записках", написанных в полуюмористической форме от имени мистера Плумпудинга и за подписью Д. С... о-М...ць. В "Отечественных записках" напечатан им также ряд обзоров, составивших книгу "Десятилетие русского земства" (СПб., 1877). Кроме того, М. много писал в "Голосе", "Деле", "Всемирн. труде", "Неделе" и др.
Романы
С конца 1870-х гг. он посвятил себя почти исключительно историческому роману и проявил на этом поприще чрезвычайную плодовитость. Более известны "Великий раскол", "Идеалисты и реалисты", "Царь и Гетман", "Наносная беда", "Лжедимитрий", и "Похороны", "Соловецкое сидение", "Двенадцатый год", "Замурованная царица", "За чьи грехи".
Описание путешествий и культурно-исторические очерки
Перу М. принадлежат описания его путешествий: "Поездка в Иерусалим", "Поездка к пирамидам", "По Италии", "По Испании", "На Арарат", "В гостях у Тамерлана" и др. . М. написал также много популярных культурно-историч. очерков в полубеллетристической форме - "Ванька Каин", "Русские историч. женщины", "Русские женщины нового времени", "Истор. Пропилеи" и др. Малороссийские произведения М. собраны в книжке "Оповидання" (СПб., ). Ему же принадлежит малорусская полемическая брошюра против Кулиша "За крашанку писанка".
Сочинения
- Собр. соч., т. 1-50, СПБ, 1901-02;
- Знамения времени. Предисл. Г. Аржаной, М., 1957;
- Твори, т. 1-2. Літ.-критич. нарис В. Г. Беляева, К., 1958.
Библиография
- Салтыков-Щедрин М. Е., Новые русские люди, Полн. собр. соч., т. 8, М., 1937.
Ссылки
Источники
Другие книги схожей тематики:
Автор | Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|---|
1995 | 150 | бумажная книга | |||
Романы Н. Алексеева "Лжецаревич" и Б. Тумасова "Лихолетье" посвящены одному из поворотных этапов отечественной истории - Смутному времени. Центральной фигурой произведений является Лжедмитрий I… - Армада, (формат: 84x108/64, 556 стр.) Смутное время | 1995 | 100 | бумажная книга | ||
Романы Н. Алексеева "Лжецаревич" и Б. Тумасова "Лихолетье" посвящены одному из поворотных этапов отечественной истории - Смутному времени. Центральной фигурой произведений является Лжедмитрий I… - Армада, (формат: 84x108/64, 560 стр.) Смутное время | 2001 | 100 | бумажная книга | ||
Творческий коллектив радио «Маяк» | Лжедмитрий I, официально именовавший себя царевич (затем царь) Дмитрий Иванович, в сношениях с иностранными государствами – Император Димитрий. По устоявшемуся в историографии мнению – самозванец… - ВГТРК (Радио"МАЯК"), (формат: 84x108/32, 560 стр.) Русский мир. Истоки аудиокнига можно скачать | 2015 | 49 | аудиокнига | |
Борис Тумасов | Исторический роман Б. Тумасова продолжает рассказ о бурных событиях Смутного времени. В центре повествования - самозванец Лжедмитрий II, прозванный "Тушинским вором" - АСТ, Астрель, (формат: 84x108/32, 528 стр.) Золотая библиотека исторического романа. Смутное время | 2002 | 560 | бумажная книга | |
Даниил Мордовцев | Имя Даниила Лукича Мордовцева (1830-1905), одного из самых читаемых исторических писателей прошлого века, пришло к современному читателю недавно. Романы "Лжедимитрий", вовлекающий нас в пучину… - Современник, (формат: 84x108/32, 400 стр.) Государи Руси Великой | 1994 | 290 | бумажная книга | |
Василий Осипович Ключевский | «Второй слой правящего класса вступает в Смуту. Но боярство, как правительственный класс, в продолжение Смуты не действовало единодушно, раскололось на два слоя: отпервостепенной знати заметно… - Public Domain, (формат: 84x104/32, 430 стр.) Исторические портреты электронная книга | электронная книга | |||
Вячеслав Козляков | Этот человек имел несколько имен. В разное время его знали то как Юшку Отрепьева, то как чернеца Григория, то как царевича, а затем царя и великого князя Дмитрия Ивановича, сына и наследника Ивана… - Молодая гвардия, (формат: 84x108/32, 288 стр.) Жизнь замечательных людей | 2009 | 500 | бумажная книга | |
Василий Ключевский | «Второй слой правящего класса вступает в Смуту. Но боярство, как правительственный класс, в продолжение Смуты не действовало единодушно, раскололось на два слоя: отпервостепенной знати заметно… - Public Domain, (формат: 84x108/32, 288 стр.) Исторические портреты | 2008 | бумажная книга | ||
Н. Алексеев, Б. Тумасов | Лжецаревич. Лихолетье - Армада, (формат: 84x108/32, 560 стр.) Смутное время | 1995 | 340 | бумажная книга | |
Д. Л. Мордовцев | Лжедмитрий. Двенадцатый год | В романах "Лжедмитрий" и "Двенадцатый год" повествуется о роковых периодах в истории России - Логос, (формат: 84x108/32, 752 стр.) Библиотека П. П. Сойкина | 1995 | 390 | бумажная книга |
Эдуард Успенский | Лжедмитрий Второй настоящий | В этой книге Э. Н. Успенский предлагает свою версию убийства царевича Дмитрия в Угличе и последовавших за этим известных исторических событий - Росмэн, (формат: 84x104/32, 430 стр.) | 1999 | 510 | бумажная книга |
Ланцов Михаил Алексеевич | Лжедмитрий. Игра за престол | Наш современник проваливается в прошлое, за пару лет до начала Смутного времени. Внешнее сходство с покойным Иваном Грозным играет с ним злую шутку - все принимают его за царевича Дмитрия. Но "чудом… - Эксмо, (формат: 84x108/32, 560 стр.) | 2017 | 368 | бумажная книга |
Ланцов Михаил Алексеевич | Лжедмитрий. Новая заря | Наш современник, провалившийся в прошлое за несколько лет до Смутного времени, вынужден занять престол Русского царства - ведь после смерти Бориса Годунова место вакантно, а местные жители дружно… - Эксмо, (формат: 84x108/32, 560 стр.) Героическая фантастика. Только новинки! | 2018 | 368 | бумажная книга |
Ланцов Михаил Алексеевич | Иллюстрированный энциклопедический словарь
- (Тушинский вор) (? 1610), самозванец, выдававший себя за сына Ивана IV Грозного Дмитрия (Димитрия). В 1607 собрал войско и выступил на Брянск и Тулу. В 1608 основал под Москвой Тушинский лагерь (откуда безуспешно пытался захватить столицу);… … Современная энциклопедия I (? 1606) русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия. В 1604 с польско литовскими отрядами перешел русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков … - (Тушинский вор) (? 1610) самозванец неизвестного происхождения. С 1607 выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В 1608 09 создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой… … Большой Энциклопедический словарь I (? 1606), русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Речи Посполитой под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия. Обещал королю Сигиз муиду III отдать Речи Посполитой Ссвсрскую и Смоленскую земли, ввести … Русская история - (7 1610), самозванец неизвестного происхождения. С 1607 выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия. В 1608 с польскими отрядами подошёл к Москве, расположился лагерем в с. Тушино (отсюда прозвище Тушинский вор); создал правительство (князья… … Русская история II, прозванный Тушинским вором? самозванец, выступившийна сцену в 1607 г., прежде всего в Стародубе Северском; происхождениятемного; родом, вероятно, из Белоруссии; хорошо знал русскую грамоту ивесь церковный круг, говорил и по польски; по одним … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Иллюстрированный энциклопедический словарь |
Известный писатель.
Род. в 1830 г. в Обл. Войска Донского, в семье украинского происхождения.
Учился в саратовской гимназии и Казанском и СПб. унив., где в 1854 г. кончил курс по историко-филологич. факультету.
Поселившись в Саратове, он тесно сблизился с сосланным туда Костомаровым и был его помощником, как секретаря статистического комитета.
Некоторое время он состоял редактором "Саратовских губ. ведомостей", позже был правителем канцелярии сарат. губернатора, довольно долго служил в Министерстве путей сообщения.
Литературную деятельность начал малорусскими стихами в изданном им же "Малорусском литературном сборнике" (Саратов, 1859) и рядом исторических монографий в "Русском слове", "Русском вестнике", "Вестнике Европы", "Всемирном труде", посвященных по преимуществу самозванцам и разбойничеству.
Исторические работы его, изданные отдельно, "Гайдамачина" (СПб., 1870 и 1884), "Самозванцы и понизовая вольница" (СПб., 1867 и 1884), "Политические движения русского народа" (СПб., 1871). Написанные очень живо и интересно, хотя и чересчур размашисто и недостаточно критически монографии М. обратили на себя внимание; одно время шла даже речь о замещении им в СПб. унив. кафедры русской истории.
В начале 70-х гг. М. пользовался также большою популярностью, как автор романа из жизни прогрессивной интеллигенции "Знамения времени" и ряда публицистических статей в "Отечественных записках", написанных в полуюмористической форме от имени мистера Плумпудинга и за подписью Д. С... о-М...ць. В "Отечественных записках" напечатан им также ряд обзоров, составивших книгу "Десятилетие русского земства" (СПб., 1877). Кроме того, М. много писал в "Голосе", "Деле", "Всемирн. труде", "Неделе" и др. С конца 1870-х гг. он посвятил себя почти исключительно историческому роману и проявил на этом поприще чрезвычайную плодовитость.
Более известны "Великий раскол", "Идеалисты и реалисты", "Царь и Гетман", "Наносная беда", "Лжедимитрий", и "Похороны", "Соловецкое сидение", "Двенадцатый год", "Замурованная царица", "За чьи грехи". Художественные достоинства романов М. невелики, но средней публике они нравятся; многие выдержали по 2 издания.
К лучшим произведениям М. принадлежат описания его путешествий: "Поездка в Иepyсалим", "Поездка к пирамидам", "По Италии", "По Испании", "На Арарат", "В гостях у Тамерлана" и др. Обычный лиризм автора здесь более уместен и сообщает описаниям задушевный характера.
М. написал также много популярных культурно-историч. очерков в полубеллетристической форме - "Ванька Каин", "Русские историч. женщины", "Русские женщины нового времени", "Истор. Пропилеи" и др. Малороссийские произведения М. собраны в книжке "Оповидання" (СПб., 1885). Ему же принадлежит малорусская полемическая брошюра против Кулиша "За крашанку писанка". {Брокгауз} Мордовцев, Даниил Лукич (дополнение к статье) - известный писатель; умер в 1905 г. {Брокгауз} Мордовцев, Даниил Лукич - известный русский писатель (1830-1905), украинского происхождения.
Выступив впервые на защиту евреев в 1873 г. в журнале "Дело" (подпись Берне из Бердичева), М. откликнулся на погромы 1881 г. в "Письмах мистера Плумпуддинга", помещенных в "Рассвете" за 1882. На тему о погромах написан им рассказ "За что же?" (Сборник Петербургского Общества вспомоществования литераторам, СПб., 1884). Из исторических повестей М., касающихся еврейской жизни, известны: "Между молотом и наковальней" (Восход, 1891), "Разрушение Иерусалима" (имеется на жаргоне), "Последняя иудейская царица" (Восход, 1896). М. написал ряд критико-литературных очерков, посвященных евреям, и между прочим разбор произведений С. Фруга (Певец гонимого народа).
В своем незаконченном романе "Профессор Ратмиров" М. описал известное "саратовское дело" по обвинению евреев в преступлениях с ритуальной целью, выведя под Ратмировым историка Костомарова (см.). - Ср.: Систематический указатель литературы о евреях;
Восход, 1889, №№ 15 и 16; 1905, № 25 (статья Г. Эйзенбета). {Евр. энц.} Мордовцев, Даниил Лукич известн. беллетрист, историк и публицист, р. 7 дек. 1830 в Обл. войска Донского в с. Даниловке, в семье управл. слоб., † 10 июня 1905 в Кисловодске. {Венгеров} Мордовцев, Даниил Лукич - беллетрист, публицист, историк.
Долго служил в провинции и Петербурге по министерствам внутренних дел и путей сообщения.
Свое знакомство с официальными документами неоднократно использовал для статей в либеральной и радикальной прессе; это послужило причиной ряда "служебных неприятностей" для Мордовцева, дослужившегося впрочем до чина действительного статского советника.
Свою литературную деятельность начал с поэмы на украинском языке. Сотрудничал в журн. "Русское слово", "Отечественные записки", "Дело", "Русский вестник" и др. Мировоззрение М. в пору его расцвета как историка и публициста представляет собой весьма путанную смесь умеренного народничества, "славянских" симпатий и украинского национализма, идеализации русского прошлого в его "народном" творчестве ("Калики перехожие", "Понизовая вольница", русский и особенно украинский фольклор).
Для М. характерна прежде всего тематика его исторических работ, описание жизни народной массы, ее волнений и протестов.
На фоне традиционных для официальных историков описаний "подвигов" и "мудрых" начинаний царей, вельмож и полководцев исследования М. безусловно были фактом прогрессивным; сходная же с костомаровской полубеллетристическая манера М. обеспечивала ему успех у широкого читателя.
Главное произведение М. - роман "Знамения времени" - пользовалось чрезвычайной известностью.
Цензура 70-х и 80-х гг. сопричислила его к "опасным" в политическом отношении книгам и изъяла из библиотек.
Социальный смысл романа, его классовые тенденции истолковывались критикой в диаметрально противоположных направлениях: одни (напр. А. Богданович) считали его реальным отображением народнических настроений 70-х гг., другие (напр. А. Мартынов) связывали направленность романа с идеями одной только наиболее аполитичной части народничества, именно с чайковцами, наконец третьи начисто отрицали какие бы то ни было связи М. с народничеством, утверждая, что роман опошлил молодежь этого "героического времени". Последнее мнение нам кажется наиболее близким к истине.
Герои М. отрекаются от "однобоких" идеалов Чернышевского, они утверждают, что "Рахметовы устарели". "Мы, - говорит один из персонажей романа, - йдем в народ не с прокламациями, как делали наши юные и неопытные предшественники в 60-х гг., мы идем не бунты затевать, не волновать народ и не учить, а учиться у него терпению, молотьбе и косьбе... мы уже не дети: мы не верим ни в благотворность французских и испанских революций, ни в благодетельность удобрения земли человеческой кровью.
История научила нас не верить этим пустякам... Мы просто идем слиться с народом: мы бросаем себя в землю, как бросают зерно, чтобы зерно это взошло и уродило от сам-пять до сам-сто". Бросающийся в глаза аполитизм этой характеристики не имеет ничего общего с революционным народничеством.
Мы не найдем в "Знамениях времени" и типичной для последнего идеализации общины.
Герои М. полны раздражения против коммунизма и фурьеризма - "старых пошлых слов", против "бабьих, детских утопий". Ставка на культурничество, связанная с резким отрицанием М. революции как "крови", резко отделяет М. от просветителей 60-х годов, показывая его как представителя той части городской мелкой буржуазии 70-х гг., которая отходила от революционно-демократической интеллигенции, временным попутчиком которой она раньше являлась.
Эта точка зрения проведена в "Знамениях времени" недостаточно рельефно; роману свойственна сюжетная рыхлость, малое правдоподобие характеров и т. п. Необычайно плодовитый писатель, М. был чрезвычайно популярен как исторический? беллетрист.
Его перу принадлежат несколько десятков романов из русской, украинской и древней истории.
Изображение действительности уступает здесь место длинным и нудным рассуждениям о ней. Интрига романов Мордовцева чаще всего трафаретна, построена на развитии любовных отношений.
Идеология этих произведений меняется на протяжении долгой лит-ой деятельности автора.
В "Идеалистах и реалистах" Мордовцев явно сочувствует борцам против петровской политики, жестокой, разоряющей и оскорбляющей народ. В романе же "Державный плотник" М. явно идеализирует Петра. В лучших и более ранних исторических романах М. отразились народнические симпатии к демократической борьбе масс против русского феодализма и буржуазии, связанной с царскими монополиями, крупным землевладением и опиравшейся на дворянство.
В этом аспекте М. изобразил разинщину в романе "За чьи грехи" и раскол в "Великом расколе". Под конец жизни М. писал уже совершенно посредственные романы, печатая их в суворинском "Историческом вестнике" и в еще более сомнительных органах печати, вплоть до "Ведомостей С.-Петербургского градоначальства". Все это не мешало М. пользоваться популярностью у тогдашнего массового читателя и издавать не раз собрания своих сочинений, впрочем далеко не полные.
Библиография: I. Собр. сочин., изд. Н. Ф. Мертца, 24 тт., СПб, 1901 ("Биб-ка "Севера""); Полное собр. сочин., изд. И. П. Перевозчикова, 12 тт., П., 1915; Полное собр. сочин., изд. Сойкина, 25 тт., СПб, 1914 (приложение к журн. "Природа и люди"); Знамения времени, Гиз, М., 1923 (предисловие А. Мартынова). II. Михайловский Н. К., Полное собр. сочин., т. VT, СПб, 1909; Богданович А. И., Годы перелома, СПб, 1908 ("Знамения времени"); Глинский? Б., Литературная деятельность Мордовцева, "Исторический вестник", 1905, II (в статье ценные библиографические указания, раскрытие псевдонимов и пр.); Его же, Среди литераторов и ученых, СПб, 1914; Скабичевский А., История новейшей русской литературы (1848-1908), неск. изд. III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924. {Лит. энц.} Мордовцев, Даниил Лукич Род. 1830, ум. 1905. Украинский писатель, историк.
Специалист по истории народных движений, самозванства.
Произведения: "Великий раскол" (роман, 1880), "Соловецкое сидение" (роман, 1880), "За чьи грехи?" (роман, 1890), исторические повести и др.