Родился даниил лукич мордовцев. Данило мордовец (д. л. мордовцев)

Биография

МОРДОВЦЕВ Даниил Лукич

Беллетрист, публицист, историк. Долго служил в провинции и Петербурге по министерствам внутренних дел и путей сообщения. Свое знакомство с официальными документами неоднократно использовал для статей в либеральной и радикальной прессе; это послужило причиной ряда «служебных неприятностей» для Мордовцева, дослужившегося впрочем до чина действительного статского советника. Свою лит-ую деятельность начал с поэмы на украинском языке. Сотрудничал в журн. «Русское слово», «Отечественные записки», «Дело», «Русский вестник» и др.

Мировоззрение М. в пору его расцвета как историка и публициста представляет собой весьма путанную смесь умеренного народничества, «славянских» симпатий и украинского национализма, идеализации русского прошлого в его «народном» творчестве («Калики перехожие», «Понизовая вольница», русский и особенно украинский фольклор).

Для М. характерна прежде всего тематика его исторических работ, описание жизни народной массы, ее волнений и протестов. На фоне традиционных для официальных историков описаний «подвигов» и «мудрых» начинаний царей, вельмож и полководцев исследования М. безусловно были фактом прогрессивным; сходная же с костомаровской полубеллетристическая манера М. обеспечивала ему успех у широкого читателя. Главное произведение М. - роман «Знамения времени» - пользовалось чрезвычайной известностью. Цензура 70-х и 80-х гг. сопричислила его к «опасным» в политическом отношении книгам и изъяла из библиотек. Социальный смысл романа, его классовые тенденции истолковывались критикой в диаметрально противоположных направлениях: одни (напр. А. Богданович) считали его реальным отображением народнических настроений 70-х гг., другие (напр. А. Мартынов) связывали направленность романа с идеями одной только наиболее аполитичной части народничества, именно с чайковцами, наконец третьи начисто отрицали какие бы то ни было связи М. с народничеством, утверждая, что роман опошлил молодежь этого «героического времени». Последнее мнение нам кажется наиболее близким к истине. Герои М. отрекаются от «однобоких» идеалов Чернышевского, они утверждают, что «Рахметовы устарели». «Мы, - говорит один из персонажей романа, - идем в народ не с прокламациями, как делали наши юные и неопытные предшественники в 60-х гг., мы идем не бунты затевать, не волновать народ и не учить, а учиться у него терпению, молотьбе и косьбе… мы уже не дети: мы не верим ни в благотворность французских и испанских революций, ни в благодетельность удобрения земли человеческой кровью. История научила нас не верить этим пустякам… Мы просто идем слиться с народом: мы бросаем себя в землю, как бросают зерно, чтобы зерно это взошло и уродило от сам-пять до сам-сто». Бросающийся в глаза аполитизм этой характеристики не имеет ничего общего с революционным народничеством. Мы не найдем в «Знамениях времени» и типичной для последнего идеализации общины. Герои М. полны раздражения против коммунизма и фурьеризма - «старых пошлых слов», против «бабьих, детских утопий». Ставка на культурничество, связанная с резким отрицанием М. революции как «крови», резко отделяет М. от просветителей 60-х годов, показывая его как представителя той части городской мелкой буржуазии 70-х гг., которая отходила от революционно-демократической интеллигенции, временным попутчиком к-рой она раньше являлась. Эта точка зрения проведена в «Знамениях времени» недостаточно рельефно; роману свойственна сюжетная рыхлость, малое правдоподобие характеров и т. п.

Необычайно плодовитый писатель, М. был чрезвычайно популярен как исторический беллетрист. Его перу принадлежат несколько десятков романов из русской, украинской и древней истории. Изображение действительности уступает здесь место длинным и нудным рассуждениям о ней. Интрига романов Мордовцева чаще всего трафаретна, построена на развитии любовных отношений. Идеология этих произведений меняется на протяжении долгой лит-ой деятельности автора. В «Идеалистах и реалистах» Мордовцев явно сочувствует борцам против петровской политики, жестокой, разоряющей и оскорбляющей народ. В романе же «Державный плотник» М. явно идеализирует Петра. В лучших и более ранних исторических романах М. отразились народнические симпатии к демократической борьбе масс против русского феодализма и буржуазии, связанной с царскими монополиями, крупным землевладением и опиравшейся на дворянство. В этом аспекте М. изобразил разинщину в романе «За чьи грехи» и раскол в «Великом расколе».

Под конец жизни М. писал уже совершенно посредственные романы, печатая их в суворинском «Историческом вестнике» и в еще более сомнительных органах печати, вплоть до «Ведомостей С.-Петербургского градоначальства». Все это не мешало М. пользоваться популярностью у тогдашнего массового читателя и издавать не раз собрания своих сочинений, впрочем далеко не полные.

Мордовцев Даниил Лукич (1830-1905 гг.) родился в семье управляющего слободой Даниловка. У Даниила была сестра и три брата, он - в семье младший ребенок. Отца не стало, когда мальчику не исполнилось и годика. Наставником пятилетнего Даниила был местный дьячок, который обучал мальчика старославянским книгам, которых было в достатке.

Свои первые стихи Даниил написал в семилетнем возрасте. Настольной книгой автора был «Потерянный рай» Мильтона, которую он случайно обнаружил и полюбил настолько, что выучил почти всю наизусть. Закончил в 1844 году Усть-Медвецкое окружное училище с отличием. Тогда же поступает в Саратовскую гимназию.

Спустя шесть лет поступает на физико-математический факультет, но опытные преподаватели, рано увидели в нем гуманитария, и посоветовали ему идти на историко-филологический. Мордовцев последовал совету.

В 1851 году решает перевестись в Петербургский университет, через три года получает степень кандидата, возвращается в Саратов. Женится на Пасхаловой Анне Никаноровне, это был второй ее брак. В это время приятельствует с сосланным в Саратов Николаем Костомаровым. Работая начальником губернского стола, собирает сведения по истории саратовского края. Позже, в 1859 совместно с Костомаровым напишет «Малороссийский литературный сборник», включивший в себя произведения, написанные на украинском языке. В 1864 году переезжает в Петербург, и спустя некоторое время снова возвращается в Саратов.

В 70-х годах Даниил Лукич зарекомендовал себя как исторический писатель. В 1872 году снова переезд в Петербург, по причине конфликта с губернатором Щербациким, но через три года приедет обратно. В 1885 году покончил с собой приемный сын, вскоре после него умерла жена Мордовцева. Он, оставив службу, едет в Ростов-на-Дону. Много путешествует в страны Европы, а также в Палестину, Египет.

24 апреля 1905 года отмечали пятидесятилетний юбилей творчества, но климат Петербурга обострил старую болезнь. Надеясь, что перемена климата поможет, едет в Кисловодск. Попытка оздоровиться у брата в Кисловодске провалилась. Прикованный к постели, Мордовцев умер 10 июля. Похоронен в фамильном склепе семьи, в Ростове-на-Дону.

Гражданство: Род деятельности:

писатель, историк

Дании́л Луки́ч Мордо́вцев (7 декабря , слобода Даниловка Усть-Медведицкого округа Ростовской губернии - 10 (23) июня , Кисловодск , похоронен в Ростове-на-Дону) - автор популярных в своё время исторических романов на темы из русской и украинской истории XVII-XVIII веков.

Биография

Родился в семье малоросского происхождения, его отец был управляющим слободы Даниловка, где и родился будущий писатель, доверенным лицом помещиков Ефремовых. Мать была дочерью даниловского священника Дионисиева. Даниил был самым младшим ребенком в семье. У него было три брата и сестра. Отец умер рано, когда Даниилу не исполнилось и года.

Первым учителем пятилетнего Даниила, стал слободской дьячок Федор Листов. Он обучал ребенка по старославянским книгам, которые в изобилии водились в доме Мордовцевых. По воспоминаниям старожилов, отец писателя, «был хохол старого закала, начетчик, любитель древней письменности и обладатель обширной старинной библиотеки» .

Учение легко давалось Даниилу, в семь лет он сочинил первые стихи. Сильное впечатление оказала на будущего писателя случайно найденная книга, «Потерянный рай » Мильтона , которую Даниил выучил наизусть почти полностью. В девять лет Мордовцева отправили в станицу Усть-Медведцкую , в местное окружное училище, которое он закончил в 14 лет с похвальным листом.

В августе 1844 года поступил во второй класс саратовской гимназии. Здесь он знакомится с Александром Николаевичем Пыпиным , а через него с двоюродным братом Пыпина Н. Г. Чернышевским . Гимназию Мордовцев закончил в 1850 году.

По окончании гимназии он поступает в казанский университет на физико-математический факультет. Но пораженные познаниями Мордовцева в гуманитарных науках преподаватели советуют ему поступить на историко-филологический. Даниил Лукич следует этому совету. Он обучается под руководством профессора Григоровича Виктора Ивановича , известного в то время слависта. Пыпин уговаривает своего друга перевестись в Санкт-Петербургский университет . Мордовцев переводит на украинский язык «Краледворскую рукопись » и отсылает перевод преподавателю петербургского университета Измаилу Ивановичу Срезневскому , которому понравился перевод и он подержал прошение о переводе. В 1851 Мордовцев переводится на второй курс петербургского университета, который он закончил в 1854 году со степенью кандидата и уезжает в Саратов .

В том же году Мордовцев женится на Анне Никаноровне Пасхаловой. Она была старше писателя на семь лет и у нее уже было двое детей. В Саратове, Даниил Лукич тесно сблизился с сосланным туда Н.Костомаровым . 16 августа 1856 года Мордовцев назначен на пост начальника губернского стола с обязанностями переводчика, а также стал редактором неофициальной части «Губернских ведомостей». Пользуясь возможностями предоставленными ему новой должностью Мордовцев собирает богатый материал по истории Саратовского края, который он публикует в «Губернских ведомостях». В 1859 году вместе с Костомаровым публикует «Малороссийский литературный сборник», куда попадают его произведения на украинском языке. В этом же году выходит его первый исторический рассказ «Медведицкий бурлак». Мордовцев заявляет о себе как историческом писателе. В 1864 году Мордовцев покидает Саратов из-за трений с новым губернатором князем В. А. Щербацким и уезжает с Петербург, где занимает должность младшего столоначальника в хозяйственном департаменте министерства внутренних дел. Но через три года вновь возвращается в Саратов и служит правителем дел в комиссии народного продовольствия, секретарем попечительного о тюрьмах комитета, младшим помощником правителя губернской канцелярии. В 1869 Мордовцева назначают правителем дел губернской канцелярии и секретарем статистического комитета. Издает в журнале «Дело » обличительные очерки под рубрикой «Накануне воли» о жизни крестьян и помещиков, чем вызывает неудовольствие начальства. Весной 1872 года губернатор М. Н. Галкин-Враской отправляет Мордовцева в отставку.

В 1872 году писатель перебирается в Петербург. Здесь в 1893 году он устраивается на службу в министерство путей сообщения.

В 1885 году кончает жизнь самоубийством приемный сын писателя Виктор Никандрович Пасхалов , вскоре умирает жена Мордовцева. Мордовцев оставляет службу и переезжает в Ростов-на-Дону . Он совершает ряд путешествий в Египет , Палестину , Францию , Италию и Испанию .

24 апреля 1905 года в Петербурге широко отмечалось пятидесятилетие литературного творчества писателя. Но петербургский климат плохо сказался на здоровье писателя в мае обострилась старая болезнь Мордовцева - воспаление легких. Он возвращается в Ростов, а оттуда на дачу брата в Кисловодске . Мордовцев полагал, что климат Кисловодска укрепит его здоровье. Но климат не помог писатель оставался прикованным к постели. 10 июля Даниил Лукич Мордовцев умер.

Его похоронили в Ростове-на-Дону, в фамильном склепе Мордовцевых, на Навоселовском кладбище.

Исторические взгляды

Д. Л. Мордовцев

В своих исторических работах Мордовцева интересовал прежде всего простой народ. Он считал, что идеал истории состоит в «обстоятельной, беспристрастно и умно-художественно нарисованной картине того, как пахал землю, вносил подати, отбывал рекрутчину, благоденствовал и страдал русский народ, как он коснел или развивался, как подчас он бунтовал и разбойничал целыми массами, воровал и бегал тоже массами, в то время, когда для счастия его работали генералы, полководцы и законодатели».

Он видел в основе любого строя две противоположные силы - центробежная и центростремительная. Мордовцев был сторонником центростремительных сил, им он посвящал свои исторические произведения. За недооценку роли центростремительных сил в историческом процессе был подвергаем многочисленной критике.

Литературное творчество

Литературную деятельность начал малорусскими стихами в изданном им же «Малорусском литературном сборнике» (Саратов, ) и рядом исторических монографий в «Русском слове», «Русском вестнике», «Вестнике Европы», «Всемирном труде», посвященных по преимуществу самозванцам и разбойничеству. Исторические работы его, изданные отдельно, «Гайдамачина» (СПб., и ), «Самозванцы и понизовая вольница» (СПб., и ), «Политические движения русского народа» (СПб., ). В начале 1870-х годов Мордовцев пользовался также большою популярностью, как автор романа из жизни прогрессивной интеллигенции «Знамения времени» и ряда публицистических статей в «Отечественных записках», написанных в полуюмористической форме от имени мистера Плумпудинга и за подписью Д. С… о-М…ць. В «Отечественных записках» напечатан им также ряд обзоров, составивших книгу «Десятилетие русского земства» (СПб., 1877). Кроме того, М. много писал в «Голосе», «Деле» , «Всемирн. труде», «Неделе» и др.

Романы

С конца 1870-х годов он посвятил себя почти исключительно историческому роману и проявил на этом поприще чрезвычайную плодовитость. Более известны «Великий раскол», «Идеалисты и реалисты», «Царь и Гетман», «Наносная беда», «Лжедимитрий», и «Похороны», «Соловецкое сидение», «Двенадцатый год», «Замурованная царица», «За чьи грехи», «Москва слезам не верит».

Описание путешествий и культурно-исторические очерки

Перу Мордовцева принадлежат описания его путешествий: «Поездка в Иерусалим», «Поездка к пирамидам», «По Италии», «По Испании», «На Арарат», «В гостях у Тамерлана» и др. Он написал также много популярных культурно-исторических очерков в полубеллетристической форме - «Ванька Каин», «Русские исторические женщины», «Русские женщины нового времени», «Истории Пропилеи» и другие. Малороссийские произведения Мордовцева собраны в книжке «Оповидання» (СПб., ). Ему же принадлежит малорусская полемическая брошюра против Пантелеймона Кулиша «За крашанку писанка».

Сочинения

  • Собр. соч., т. 1-50, СПБ, 1901-02;
  • Знамения времени. Предисл. Г. Аржаной, М., 1957;
  • Твори, т. 1-2. Літ.-критич. нарис В. Г. Беляева, К., 1958.
  • Русские женщины Нового времени. Биографические очерки из русской истории. Женщины первой половины XVIII века на сайте «Руниверс »
  • Русские женщины Нового времени. Биографические очерки из русской истории. Женщины девятнадцатого века на сайте «Руниверс »
  • Чухломское земство (Из кн.: Д. Л. Мордовцев. Десятилетие русского земства, 1864-1875. СПб., 1877.)

Журнальные публикации

  • Вечевой колокол // Исторический вестник, 1886. – Т. 23. - № 1. – С. 7-14.
  • «Поиманы есте богом и великим государем!…» Исторический фреск. 1509-1510 // Исторический вестник, 1888. – Т. 31. - № 1. – С. 113-146.

Библиография

  • Салтыков-Щедрин М. Е., Новые русские люди, Полн. собр. соч., т. 8, М., 1937.

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Лебедев Ю. В. Даниил Лукич Мордовцев // Д. Л. Мордовцев. Сочинения в двух томах. - М .: Художественная литература, 1991. - Т. 1. - С. 5-41. - 510 с. - ISBN 5-280-01539-3

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 19 декабря
  • Родившиеся в 1830 году
  • Родившиеся в Волгоградской области
  • Умершие 23 июня
  • Умершие в 1905 году
  • Умершие в Кисловодске
  • Выпускники Казанского университета
  • Писатели России по алфавиту
  • Родившиеся в Области войска Донского
  • Украинофильство
  • Писатели на украинском языке
  • Похороненные в Ростове-на-Дону
  • Авторы исторических романов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мордовцев, Даниил Лукич" в других словарях:

    Мордовцев, Даниил Лукич портрет работы Б.Кустодиева Дата рождения: 7 (19) декабря 1830 Место рождения: Обл. Войска Донского Дата смерти: 10 (23) июня 1905 Место смерти: Кисловодск Гражданство … Википедия

    - (1830 1905) русский и украинский писатель, историк. В 1850 70 е гг. сотрудничал в демократической печати. Романы (Великий раскол, Соловецкое сидение, оба 1880; За чьи грехи? , 1890), повести из истории России 17 19 вв., описания путешествий.… … Большой Энциклопедический словарь

    Мордовцев, Даниил Лукич известный писатель (1830 1905). Окончил курс в Санкт Петербургском университете, по историко филологическому факультету. Поселившись в Саратове, он тесно сошелся с сосланным туда Костомаровым и был помощником его, как… … Биографический словарь

    Русский и украинский писатель, историк. Его отец был запорожским казаком, затем управляющим имениями. М.… … Большая советская энциклопедия

    Известный писатель. Род. в 1830 г. в Обл. Войска Донского, в семье украинского происхождения. Учился в саратовской гимназии и Казанском и СПб. унив., где в 1854 г. кончил курс по историко филологич. факультету. Поселившись в Саратове, он тесно… … Большая биографическая энциклопедия

Даниил Лукич Мордовцев
Дата рождения 7 (19) декабря
Место рождения Даниловка , Усть-Медведицкий округ , Область Войска Донского
Дата смерти 10 (23) июня (74 года)
Место смерти
Гражданство (подданство)
Род деятельности писатель, автор исторических романов
Язык произведений русский
Произведения на сайте Lib.ru
Файлы на Викискладе

Биография

Родился в семье украинского происхождения. Его отец был управляющим слободы Даниловка, где и родился будущий писатель, доверенным лицом помещиков из донских казаков Ефремовых . Мать была дочерью даниловского священника Дионисиева. Даниил был самым младшим ребёнком в семье. У него было трое братьев и сестра. Отец умер рано, когда Даниилу не исполнилось и года.

Первым учителем пятилетнего Даниила стал слободской дьячок Фёдор Листов. Он обучал ребёнка по старославянским книгам, которые в изобилии водились в доме Мордовцевых. По воспоминаниям старожилов, отец писателя, «был хохол старого закала, начётчик, любитель древней письменности и обладатель обширной старинной библиотеки» .

Учение легко давалось Даниилу, в семь лет он сочинил первые стихи. Сильное впечатление оказала на будущего писателя случайно найденная книга «Потерянный рай » Мильтона , которую Даниил выучил наизусть почти полностью. В девять лет Мордовцева отправили в станицу Усть-Медведцкую , в местное окружное училище, которое он закончил в 14 лет с похвальным листом.

В августе 1844 года поступил во 2-й класс саратовской гимназии . Здесь он знакомится с Александром Николаевичем Пыпиным , а через него с двоюродным братом Пыпина Н. Г. Чернышевским . По окончании гимназии в 1850 г. поступает в Казанский университет на физико-математический факультет. Но впечатленные познаниями Мордовцева в гуманитарных науках, преподаватели советуют ему перевестись на историко-филологический.

Последовав этому совету, Мордовцев учился у профессора Григоровича , известного в то время слависта. Пыпин уговаривает своего друга перевестись в Санкт-Петербургский университет . В то время Мордовцев переводит на украинский язык «Краледворскую рукопись » и отсылает перевод столичному профессору И. И. Срезневскому , который одобрил эту работу. При поддержке Срезневского в 1851 г. Мордовцев переводится на второй курс Петербургского университета, который он закончил в 1854 году со степенью кандидата, после чего уехал служить в Саратов .

В том же году Мордовцев женится на Анне Никаноровне Пасхаловой . Она была старше писателя на семь лет, и у неё уже было двое детей. В Саратове Даниил Лукич тесно сблизился с сосланным туда Н. Костомаровым . Он был назначен (16 августа 1856 г.) на пост начальника губернского стола с обязанностями переводчика, а также стал редактором неофициальной части «Губернских ведомостей». Пользуясь возможностями, предоставленными ему новой должностью, Мордовцев собирает богатый материал по истории Саратовского края, который он публикует в «Губернских ведомостях». В 1859 году вместе с Костомаровым публикует «Малороссийский литературный сборник», куда попадают его произведения на украинском языке. В этом же году выходит его первый исторический рассказ «Медведицкий бурлак» . Мордовцев заявляет о себе как историческом писателе. В 1864 году Мордовцев покидает Саратов из-за трений с новым губернатором и уезжает с Петербург, где занимает должность младшего столоначальника в хозяйственном департаменте министерства внутренних дел. Но через три года вновь возвращается в Саратов и служит правителем дел в комиссии народного продовольствия, секретарем попечительного о тюрьмах комитета, младшим помощником правителя губернской канцелярии. В 1869 Мордовцева назначают правителем дел губернской канцелярии и секретарем статистического комитета. Издает в журнале «Дело » обличительные очерки под рубрикой «Накануне воли» о жизни крестьян и помещиков, чем вызывает недовольство начальства. Весной 1872 года губернатор М. Н. Галкин-Враской отправляет Мордовцева в отставку.

В 1872 году писатель перебирается в Петербург. Здесь в 1873 году он устраивается на службу в министерство путей сообщения, где дослужился до чина действительного статского советника . Поборник земской реформы , Мордовцев поместил в «Отечественных записках » ряд обзоров, составивших книгу «Десятилетие русского земства » (СПб., 1877). В 1870-е гг. он часто публиковался в «Голосе», «Деле », «Всемирном труде», «Неделе» и других изданиях. Взгляды его (по оценке марксистской «Литературной энциклопедии ») представляли «весьма путанную смесь умеренного народничества , „славянских“ симпатий и украинского национализма» с идеализацией старорусского уклада .

В 1885 году покончил с собой приёмный сын писателя Виктор Пасхалов , вскоре за тем ушла из жизни жена Мордовцева . Мордовцев оставляет службу и переезжает в Ростов-на-Дону . Он совершает ряд путешествий в Египет , Палестину , Францию , Италию и Испанию . С 1898 года сотрудничает в Благотворительном обществе издания общеполезных и дешёвых книг .

24 апреля 1905 года в Петербурге широко отмечалось пятидесятилетие литературного творчества писателя. Но петербургский климат плохо сказался на здоровье писателя, в мае обострилась старая болезнь Мордовцева - воспаление лёгких. Он возвращается в Ростов, а оттуда на дачу брата в Кисловодске . Мордовцев полагал, что климат Кисловодска укрепит его здоровье, но писатель оставался прикованным к постели.

Мордовцев умер в том же году, в возрасте 74 лет. Его похоронили подле родителей на Новосёловском кладбище Ростова-на-Дону. Сегодня памятник с его могилы находится на Братском кладбище Ростова-на-Дону. Саму могилу переносить не стали, она была уничтожена вместе с Новопоселенческим кладбищем.

Творчество

В молодые годы Мордовцев находился под сильным влиянием Николая Костомарова . Литературную деятельность начал украинскими стихами в изданном Костомаровым «Малорусском литературном сборнике » (Саратов, 1859) и рядом исторических монографий в «Русском слове», «Русском вестнике», «Вестнике Европы», «Всемирном труде», посвящённых по преимуществу самозванцам и разбойничеству. Отдельными изданиями выходили такие его исторические труды, как «Гайдамачина» (СПб., 1870 и 1884), «Самозванцы и понизовая вольница» (СПб., 1867 и 1884), «Политические движения русского народа» (СПб., 1871).

Первую известность в литературном мире приобрёл как автор романа из жизни прогрессивной интеллигенции «Знамения времени » (1869). Пользовались успехом и его публицистические статьи, написанные в полуюмористической форме от имени мистера Плумпудинга; они появлялись в начале 1870-х гг. в «Отечественных записках» за подписью Д. С… о-М…ць.

С конца 1870-х годов Мордовцев посвятил себя почти исключительно историческому роману и проявил на этом поприще такую плодовитость, что стал соперником признанных «королей» исторической беллетристики - графа Салиаса и Г. Данилевского . Наиболее известны: повести «Наносная беда » (1879), «Сидение раскольников в Соловках » (1880), романы «Идеалисты и реалисты » (1876), «Царь и Гетман » (1880), «Великий раскол » (1881), повести «Социалист прошлого века » (1882), романы «Господин Великий Новгород » (1882), «Царь Пётр и правительница Софья » (1885), «Державный плотник » , «Лжедимитрий », «Похороны », «Двенадцатый год », «Замурованная царица » (1884) , «За чьи грехи », «Москва слезам не верит », а также на украинском языке - «Две судьбы », «Палий ».

В отличие от такого же украинофила Данилевского и аристократа Салиаса, Мордовцева интересовали в истории не цари и придворные, а народные массы. Он считал, что идеал исторического произведения состоит в «обстоятельной, беспристрастно и умно-художественно нарисованной картине того, как пахал землю, вносил подати, отбывал рекрутчину, благоденствовал и страдал русский народ, как он коснел или развивался, как подчас он бунтовал и разбойничал целыми массами, воровал и бегал тоже массами, в то время, когда для счастия его работали генералы, полководцы и законодатели »

Серия: "Государи Руси Великой"

Имя Даниила Лукича Мордовцева (1830-1905), одного из самых читаемых исторических писателей прошлого века, пришло к современному читателю недавно. Романы "Лжедимитрий", вовлекающий нас в пучину Смутного времени - безвременья земли Русской, и "Державный плотник", повествующий о деяниях Петра Великого, поднявшего Россию до страны-исполина,- как нельзя полнее отражают особенности творчества Мордовцева, называемого певцом народной стихии. Звучание времени в его романах передается полифонизмом речи, мнений, преданий разноплеменных и разносословных героев.

Издательство: "Современник" (1994)

Формат: 84x108/32, 400 стр.

Место рождения:

Обл. Войска Донского

Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:
Род деятельности:

писатель, историк

Дании́л Луки́ч Мордо́вцев ( , слобода Даниловка Усть-Медведицкого округа Ростовской губернии - , похоронен в Ростове-на-Дону) - русский и украинский писатель, историк.

Биография

Родился в семье украинского происхождения, его отец был из запорожских казаков, впоследствии управляющий имением. Учился в саратовской гимназии и Казанском и СПб. унив., где в 1854 г. кончил курс по историко-филологич. факультету. Поселившись в Саратове, он тесно сблизился с сосланным туда Костомаровым и был его помощником, как секретаря статистического комитета. Некоторое время он состоял редактором "Саратовских губ. ведомостей", позже был правителем канцелярии сарат. губернатора, довольно долго служил в Министерстве путей сообщения.

Творчество

Литературную деятельность начал малорусскими стихами в изданном им же "Малорусском литературном сборнике" (Саратов, 1859) и рядом исторических монографий в "Русск. слове", "Русск. вестнике", "Вестн. Европы", "Всем. труде", посвященных по преимуществу самозванцам и разбойничеству. Исторические работы его, изданные отдельно, "Гайдамачина" (СПб., 1870 и 1884), "Самозванцы и понизовая вольница" (СПб., 1867 и 1884), "Политические движения русского народа" (СПб., 1871). В начале 70-х гг. М. пользовался также большою популярностью, как автор романа из жизни прогрессивной интеллигенции "Знамения времени" и ряда публицистических статей в "Отечественных записках", написанных в полуюмористической форме от имени мистера Плумпудинга и за подписью Д. С... о-М...ць. В "Отечественных записках" напечатан им также ряд обзоров, составивших книгу "Десятилетие русского земства" (СПб., 1877). Кроме того, М. много писал в "Голосе", "Деле", "Всемирн. труде", "Неделе" и др.

Романы

С конца 1870-х гг. он посвятил себя почти исключительно историческому роману и проявил на этом поприще чрезвычайную плодовитость. Более известны "Великий раскол", "Идеалисты и реалисты", "Царь и Гетман", "Наносная беда", "Лжедимитрий", и "Похороны", "Соловецкое сидение", "Двенадцатый год", "Замурованная царица", "За чьи грехи".

Описание путешествий и культурно-исторические очерки

Перу М. принадлежат описания его путешествий: "Поездка в Иерусалим", "Поездка к пирамидам", "По Италии", "По Испании", "На Арарат", "В гостях у Тамерлана" и др. . М. написал также много популярных культурно-историч. очерков в полубеллетристической форме - "Ванька Каин", "Русские историч. женщины", "Русские женщины нового времени", "Истор. Пропилеи" и др. Малороссийские произведения М. собраны в книжке "Оповидання" (СПб., ). Ему же принадлежит малорусская полемическая брошюра против Кулиша "За крашанку писанка".

Сочинения

  • Собр. соч., т. 1-50, СПБ, 1901-02;
  • Знамения времени. Предисл. Г. Аржаной, М., 1957;
  • Твори, т. 1-2. Літ.-критич. нарис В. Г. Беляева, К., 1958.

Библиография

  • Салтыков-Щедрин М. Е., Новые русские люди, Полн. собр. соч., т. 8, М., 1937.

Ссылки

Источники

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    1995
    150 бумажная книга
    Романы Н. Алексеева "Лжецаревич" и Б. Тумасова "Лихолетье" посвящены одному из поворотных этапов отечественной истории - Смутному времени. Центральной фигурой произведений является Лжедмитрий I… - Армада, (формат: 84x108/64, 556 стр.) Смутное время 1995
    100 бумажная книга
    Романы Н. Алексеева "Лжецаревич" и Б. Тумасова "Лихолетье" посвящены одному из поворотных этапов отечественной истории - Смутному времени. Центральной фигурой произведений является Лжедмитрий I… - Армада, (формат: 84x108/64, 560 стр.) Смутное время 2001
    100 бумажная книга
    Творческий коллектив радио «Маяк» Лжедмитрий I, официально именовавший себя царевич (затем царь) Дмитрий Иванович, в сношениях с иностранными государствами – Император Димитрий. По устоявшемуся в историографии мнению – самозванец… - ВГТРК (Радио"МАЯК"), (формат: 84x108/32, 560 стр.) Русский мир. Истоки аудиокнига можно скачать 2015
    49 аудиокнига
    Борис Тумасов Исторический роман Б. Тумасова продолжает рассказ о бурных событиях Смутного времени. В центре повествования - самозванец Лжедмитрий II, прозванный "Тушинским вором" - АСТ, Астрель, (формат: 84x108/32, 528 стр.) Золотая библиотека исторического романа. Смутное время 2002
    560 бумажная книга
    Даниил Мордовцев Имя Даниила Лукича Мордовцева (1830-1905), одного из самых читаемых исторических писателей прошлого века, пришло к современному читателю недавно. Романы "Лжедимитрий", вовлекающий нас в пучину… - Современник, (формат: 84x108/32, 400 стр.) Государи Руси Великой 1994
    290 бумажная книга
    Василий Осипович Ключевский «Второй слой правящего класса вступает в Смуту. Но боярство, как правительственный класс, в продолжение Смуты не действовало единодушно, раскололось на два слоя: отпервостепенной знати заметно… - Public Domain, (формат: 84x104/32, 430 стр.) Исторические портреты электронная книга
    электронная книга
    Вячеслав Козляков Этот человек имел несколько имен. В разное время его знали то как Юшку Отрепьева, то как чернеца Григория, то как царевича, а затем царя и великого князя Дмитрия Ивановича, сына и наследника Ивана… - Молодая гвардия, (формат: 84x108/32, 288 стр.) Жизнь замечательных людей 2009
    500 бумажная книга
    Василий Ключевский «Второй слой правящего класса вступает в Смуту. Но боярство, как правительственный класс, в продолжение Смуты не действовало единодушно, раскололось на два слоя: отпервостепенной знати заметно… - Public Domain, (формат: 84x108/32, 288 стр.) Исторические портреты 2008
    бумажная книга
    Н. Алексеев, Б. Тумасов Лжецаревич. Лихолетье - Армада, (формат: 84x108/32, 560 стр.) Смутное время 1995
    340 бумажная книга
    Д. Л. Мордовцев Лжедмитрий. Двенадцатый год В романах "Лжедмитрий" и "Двенадцатый год" повествуется о роковых периодах в истории России - Логос, (формат: 84x108/32, 752 стр.) Библиотека П. П. Сойкина 1995
    390 бумажная книга
    Эдуард Успенский Лжедмитрий Второй настоящий В этой книге Э. Н. Успенский предлагает свою версию убийства царевича Дмитрия в Угличе и последовавших за этим известных исторических событий - Росмэн, (формат: 84x104/32, 430 стр.) 1999
    510 бумажная книга
    Ланцов Михаил Алексеевич Лжедмитрий. Игра за престол Наш современник проваливается в прошлое, за пару лет до начала Смутного времени. Внешнее сходство с покойным Иваном Грозным играет с ним злую шутку - все принимают его за царевича Дмитрия. Но "чудом… - Эксмо, (формат: 84x108/32, 560 стр.) 2017
    368 бумажная книга
    Ланцов Михаил Алексеевич Лжедмитрий. Новая заря Наш современник, провалившийся в прошлое за несколько лет до Смутного времени, вынужден занять престол Русского царства - ведь после смерти Бориса Годунова место вакантно, а местные жители дружно… - Эксмо, (формат: 84x108/32, 560 стр.) Героическая фантастика. Только новинки! 2018
    368 бумажная книга
    Ланцов Михаил Алексеевич Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Тушинский вор) (? 1610), самозванец, выдававший себя за сына Ивана IV Грозного Дмитрия (Димитрия). В 1607 собрал войско и выступил на Брянск и Тулу. В 1608 основал под Москвой Тушинский лагерь (откуда безуспешно пытался захватить столицу);… … Современная энциклопедия

    I (? 1606) русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия. В 1604 с польско литовскими отрядами перешел русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков …

    - (Тушинский вор) (? 1610) самозванец неизвестного происхождения. С 1607 выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В 1608 09 создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой… … Большой Энциклопедический словарь

    I (? 1606), русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Речи Посполитой под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия. Обещал королю Сигиз муиду III отдать Речи Посполитой Ссвсрскую и Смоленскую земли, ввести … Русская история

    - (7 1610), самозванец неизвестного происхождения. С 1607 выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия. В 1608 с польскими отрядами подошёл к Москве, расположился лагерем в с. Тушино (отсюда прозвище Тушинский вор); создал правительство (князья… … Русская история

    II, прозванный Тушинским вором? самозванец, выступившийна сцену в 1607 г., прежде всего в Стародубе Северском; происхождениятемного; родом, вероятно, из Белоруссии; хорошо знал русскую грамоту ивесь церковный круг, говорил и по польски; по одним … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Известный писатель.

    Род. в 1830 г. в Обл. Войска Донского, в семье украинского происхождения.

    Учился в саратовской гимназии и Казанском и СПб. унив., где в 1854 г. кончил курс по историко-филологич. факультету.

    Поселившись в Саратове, он тесно сблизился с сосланным туда Костомаровым и был его помощником, как секретаря статистического комитета.

    Некоторое время он состоял редактором "Саратовских губ. ведомостей", позже был правителем канцелярии сарат. губернатора, довольно долго служил в Министерстве путей сообщения.

    Литературную деятельность начал малорусскими стихами в изданном им же "Малорусском литературном сборнике" (Саратов, 1859) и рядом исторических монографий в "Русском слове", "Русском вестнике", "Вестнике Европы", "Всемирном труде", посвященных по преимуществу самозванцам и разбойничеству.

    Исторические работы его, изданные отдельно, "Гайдамачина" (СПб., 1870 и 1884), "Самозванцы и понизовая вольница" (СПб., 1867 и 1884), "Политические движения русского народа" (СПб., 1871). Написанные очень живо и интересно, хотя и чересчур размашисто и недостаточно критически монографии М. обратили на себя внимание; одно время шла даже речь о замещении им в СПб. унив. кафедры русской истории.

    В начале 70-х гг. М. пользовался также большою популярностью, как автор романа из жизни прогрессивной интеллигенции "Знамения времени" и ряда публицистических статей в "Отечественных записках", написанных в полуюмористической форме от имени мистера Плумпудинга и за подписью Д. С... о-М...ць. В "Отечественных записках" напечатан им также ряд обзоров, составивших книгу "Десятилетие русского земства" (СПб., 1877). Кроме того, М. много писал в "Голосе", "Деле", "Всемирн. труде", "Неделе" и др. С конца 1870-х гг. он посвятил себя почти исключительно историческому роману и проявил на этом поприще чрезвычайную плодовитость.

    Более известны "Великий раскол", "Идеалисты и реалисты", "Царь и Гетман", "Наносная беда", "Лжедимитрий", и "Похороны", "Соловецкое сидение", "Двенадцатый год", "Замурованная царица", "За чьи грехи". Художественные достоинства романов М. невелики, но средней публике они нравятся; многие выдержали по 2 издания.

    К лучшим произведениям М. принадлежат описания его путешествий: "Поездка в Иepyсалим", "Поездка к пирамидам", "По Италии", "По Испании", "На Арарат", "В гостях у Тамерлана" и др. Обычный лиризм автора здесь более уместен и сообщает описаниям задушевный характера.

    М. написал также много популярных культурно-историч. очерков в полубеллетристической форме - "Ванька Каин", "Русские историч. женщины", "Русские женщины нового времени", "Истор. Пропилеи" и др. Малороссийские произведения М. собраны в книжке "Оповидання" (СПб., 1885). Ему же принадлежит малорусская полемическая брошюра против Кулиша "За крашанку писанка". {Брокгауз} Мордовцев, Даниил Лукич (дополнение к статье) - известный писатель; умер в 1905 г. {Брокгауз} Мордовцев, Даниил Лукич - известный русский писатель (1830-1905), украинского происхождения.

    Выступив впервые на защиту евреев в 1873 г. в журнале "Дело" (подпись Берне из Бердичева), М. откликнулся на погромы 1881 г. в "Письмах мистера Плумпуддинга", помещенных в "Рассвете" за 1882. На тему о погромах написан им рассказ "За что же?" (Сборник Петербургского Общества вспомоществования литераторам, СПб., 1884). Из исторических повестей М., касающихся еврейской жизни, известны: "Между молотом и наковальней" (Восход, 1891), "Разрушение Иерусалима" (имеется на жаргоне), "Последняя иудейская царица" (Восход, 1896). М. написал ряд критико-литературных очерков, посвященных евреям, и между прочим разбор произведений С. Фруга (Певец гонимого народа).

    В своем незаконченном романе "Профессор Ратмиров" М. описал известное "саратовское дело" по обвинению евреев в преступлениях с ритуальной целью, выведя под Ратмировым историка Костомарова (см.). - Ср.: Систематический указатель литературы о евреях;

    Восход, 1889, №№ 15 и 16; 1905, № 25 (статья Г. Эйзенбета). {Евр. энц.} Мордовцев, Даниил Лукич известн. беллетрист, историк и публицист, р. 7 дек. 1830 в Обл. войска Донского в с. Даниловке, в семье управл. слоб., † 10 июня 1905 в Кисловодске. {Венгеров} Мордовцев, Даниил Лукич - беллетрист, публицист, историк.

    Долго служил в провинции и Петербурге по министерствам внутренних дел и путей сообщения.

    Свое знакомство с официальными документами неоднократно использовал для статей в либеральной и радикальной прессе; это послужило причиной ряда "служебных неприятностей" для Мордовцева, дослужившегося впрочем до чина действительного статского советника.

    Свою литературную деятельность начал с поэмы на украинском языке. Сотрудничал в журн. "Русское слово", "Отечественные записки", "Дело", "Русский вестник" и др. Мировоззрение М. в пору его расцвета как историка и публициста представляет собой весьма путанную смесь умеренного народничества, "славянских" симпатий и украинского национализма, идеализации русского прошлого в его "народном" творчестве ("Калики перехожие", "Понизовая вольница", русский и особенно украинский фольклор).

    Для М. характерна прежде всего тематика его исторических работ, описание жизни народной массы, ее волнений и протестов.

    На фоне традиционных для официальных историков описаний "подвигов" и "мудрых" начинаний царей, вельмож и полководцев исследования М. безусловно были фактом прогрессивным; сходная же с костомаровской полубеллетристическая манера М. обеспечивала ему успех у широкого читателя.

    Главное произведение М. - роман "Знамения времени" - пользовалось чрезвычайной известностью.

    Цензура 70-х и 80-х гг. сопричислила его к "опасным" в политическом отношении книгам и изъяла из библиотек.

    Социальный смысл романа, его классовые тенденции истолковывались критикой в диаметрально противоположных направлениях: одни (напр. А. Богданович) считали его реальным отображением народнических настроений 70-х гг., другие (напр. А. Мартынов) связывали направленность романа с идеями одной только наиболее аполитичной части народничества, именно с чайковцами, наконец третьи начисто отрицали какие бы то ни было связи М. с народничеством, утверждая, что роман опошлил молодежь этого "героического времени". Последнее мнение нам кажется наиболее близким к истине.

    Герои М. отрекаются от "однобоких" идеалов Чернышевского, они утверждают, что "Рахметовы устарели". "Мы, - говорит один из персонажей романа, - йдем в народ не с прокламациями, как делали наши юные и неопытные предшественники в 60-х гг., мы идем не бунты затевать, не волновать народ и не учить, а учиться у него терпению, молотьбе и косьбе... мы уже не дети: мы не верим ни в благотворность французских и испанских революций, ни в благодетельность удобрения земли человеческой кровью.

    История научила нас не верить этим пустякам... Мы просто идем слиться с народом: мы бросаем себя в землю, как бросают зерно, чтобы зерно это взошло и уродило от сам-пять до сам-сто". Бросающийся в глаза аполитизм этой характеристики не имеет ничего общего с революционным народничеством.

    Мы не найдем в "Знамениях времени" и типичной для последнего идеализации общины.

    Герои М. полны раздражения против коммунизма и фурьеризма - "старых пошлых слов", против "бабьих, детских утопий". Ставка на культурничество, связанная с резким отрицанием М. революции как "крови", резко отделяет М. от просветителей 60-х годов, показывая его как представителя той части городской мелкой буржуазии 70-х гг., которая отходила от революционно-демократической интеллигенции, временным попутчиком которой она раньше являлась.

    Эта точка зрения проведена в "Знамениях времени" недостаточно рельефно; роману свойственна сюжетная рыхлость, малое правдоподобие характеров и т. п. Необычайно плодовитый писатель, М. был чрезвычайно популярен как исторический? беллетрист.

    Его перу принадлежат несколько десятков романов из русской, украинской и древней истории.

    Изображение действительности уступает здесь место длинным и нудным рассуждениям о ней. Интрига романов Мордовцева чаще всего трафаретна, построена на развитии любовных отношений.

    Идеология этих произведений меняется на протяжении долгой лит-ой деятельности автора.

    В "Идеалистах и реалистах" Мордовцев явно сочувствует борцам против петровской политики, жестокой, разоряющей и оскорбляющей народ. В романе же "Державный плотник" М. явно идеализирует Петра. В лучших и более ранних исторических романах М. отразились народнические симпатии к демократической борьбе масс против русского феодализма и буржуазии, связанной с царскими монополиями, крупным землевладением и опиравшейся на дворянство.

    В этом аспекте М. изобразил разинщину в романе "За чьи грехи" и раскол в "Великом расколе". Под конец жизни М. писал уже совершенно посредственные романы, печатая их в суворинском "Историческом вестнике" и в еще более сомнительных органах печати, вплоть до "Ведомостей С.-Петербургского градоначальства". Все это не мешало М. пользоваться популярностью у тогдашнего массового читателя и издавать не раз собрания своих сочинений, впрочем далеко не полные.

    Библиография: I. Собр. сочин., изд. Н. Ф. Мертца, 24 тт., СПб, 1901 ("Биб-ка "Севера""); Полное собр. сочин., изд. И. П. Перевозчикова, 12 тт., П., 1915; Полное собр. сочин., изд. Сойкина, 25 тт., СПб, 1914 (приложение к журн. "Природа и люди"); Знамения времени, Гиз, М., 1923 (предисловие А. Мартынова). II. Михайловский Н. К., Полное собр. сочин., т. VT, СПб, 1909; Богданович А. И., Годы перелома, СПб, 1908 ("Знамения времени"); Глинский? Б., Литературная деятельность Мордовцева, "Исторический вестник", 1905, II (в статье ценные библиографические указания, раскрытие псевдонимов и пр.); Его же, Среди литераторов и ученых, СПб, 1914; Скабичевский А., История новейшей русской литературы (1848-1908), неск. изд. III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924. {Лит. энц.} Мордовцев, Даниил Лукич Род. 1830, ум. 1905. Украинский писатель, историк.

    Специалист по истории народных движений, самозванства.

    Произведения: "Великий раскол" (роман, 1880), "Соловецкое сидение" (роман, 1880), "За чьи грехи?" (роман, 1890), исторические повести и др.