Роль финальной сцены отцы и дети. Тема урока: художественная сила последних сцен романа и. с. тургенева «отцы и дети

Смертью , этой наиболее сильной в художественном отношении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать своеобразный эпилог - 28-ю главу?

Во-первых, внимательно приглядимся к ее композиции. Главу обрамляют два пейзажа. Открывает дивный, чисто русский, зимний: «Стояла белая с жестокою тишиной...» Звучит, как музыка, как бы предвещая мелодичность и ритмический строй стихотворений в прозе. Второй пейзаж, завершающий главу и роман в целом, насквозь пронизан лиризмом и элегической печалью о быстротекущем времени, мыслью о всепримиряющей вечности, о бессмертной силе любви и о «жизни бесконечной».

Итак, треть текста эпилога занимают картины природы, которые, как обычно у Тургенева, гармонируют с чувствами и переживаниями героев или оттеняют их. Природа как бы становится главным действующим лицом в той нравственно-психологической коллизии, к которой приходят герои в эпилоге.

Через весь роман, то затихая, то нарастая, если иметь в виду тональность повествования, как бы споря между собой, звучат два мотива - иронический и лирический. На заключительных страницах романа лирические мотивы нарастают и достигают кульминации.

Перед тем как нарисовать небольшое сельское кладбище и одинокую могилу Базарова, Тургенев, то усиливая, то ослабляя иронию, рассказывает о дальнейшей судьбе героев: Одинцовой, которая доживет со своим мужем, «пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви»; в том же ключе сообщается и о княжне X...ой, забытой «всамый день ее смерти», и о Петре, совсем окоченевшем «от глупости и важности». «Немножко грустно и, в сущности, очень хорошо» описаны семейная идиллия Кирсановых - отца и сына - и счастливое материнство Фенечки и Катерины Сергеевны.

В рассказ о жизни Павла Петровича за границей врываются наряду с иронией грустные ноты, и внимательный читатель заметит не только серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя, но и его трагическое одиночество: «жить ему тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает... Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься...»

Мягкий юмор, с которым повествует Тургенев о своих героях, сменяется резкой иронией и даже сарказмом, когда он пишет о дальнейшей судьбе «последователей Базарова» - Ситникове и Кукшиной. Здесь и в авторской речи сатирически звучит слово «ирония»: «Говорят его (Ситникова) Кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его - трус. Он называет это иронией...»

И вдруг интонация резко меняется. Торжественно, грустно и величественно рисует Тургенев могилу Базарова. Финал напоминает мощную, страстную музыку Бетховена. Автор словно с кем-то горячо спорит, страстно и напряженно размышляет о мяте леном человеке, на могилу которого он привел читателя, о его неутешных родителях: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?..»

Повторы, восклицания, вопросы - все это передает драматизм раздумий автора, глубину и искренность его чувств. Так можно писать лишь о дорогом и очень близком человеке. Можно по-разному трактовать заключительные строки романа, но одно несомненно - Тургенев, прощаясь со своими героями, еще раз отчетливо выразил свое к ним отношение и подчеркнул основную идею романа, которую, на наш взгляд, наиболее точно уловил критик Н. Н. Страхов: «Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость... Иначе в самой победе не было бы силы и значения».

Когда читаешь произведения, часто задумываешься о смысле той или другой концовки и вот сегодня нужно ответить на вопрос, а какой же смысл финала романа Отцы и дети.

Как известно из прочтенного материала, герой романа Отцы и дети умирает от тифа, которым заразился, практикуясь на трупе тифозного больного. Казалось бы привычное явление, смерть по неосторожности. Но в случае с романом Тургенева, все обстоит иначе. Смысл финала Отцы и дети кроется в другом и это начинаешь понимать, когда глубже проникаешься работой писателя и вдумчиво вчитываешься в произведение.

Отцы и дети: смысл финала

Ни один век читатели, в том числе и современники автора романа, задаются вопросом о смысле финала Отцов и детей. Каждому хотелось узнать, почему же именно такой конец выбрал для своего произведения . О писали многие, но почему-то именно персонаж романа Отцы и дети умирает. А ответ не заставляет себя долго ждать, ведь писатель взглянул на проблему лишних людей со стороны нигилизма. Базаров как раз и был нигилистом, который отвергал все ценности, существующие в мире. Он циник, поклонник науки, новый человек, что отвергает старое. Герой берет большую ответственность на себя, считая что может все, и отводит огромную роль материальным ценностям. Он поставил себя выше природы, считая любовь и искусство ничем в этом мире.

Как оказалось, такие люди были лишними, да и это понимает, утверждая, что он не нужен стране. К тому же автор вложил в смерть смысл того, что только приближение конца открывает глаза на многие вещи. Только предсмертные дни позволяют людям раскрыться и показать, какие они есть на самом деле. И здесь мы понимаем, Базаров не только нигилист, но еще и человек. Он может думать, тонко чувствовать, ему не чужды человеческие чувства. Может поэтому в последние свои дни главный герой романа становится добрее, ему хочется встретиться с любимой женщиной, он становится мягче по отношению к родителям.

Как видим, Базаров посвятил себя науке, посвятил себя стремлению стать полезным, но его смерть стала символичной и могла означать лишь одно. Такие люди не нужны стране и это осознание ненужности как раз и приходит в последний момент к герою, став эпилогом взглядов Базарова.

Тема урока:
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА ПОСЛЕДНИХ СЦЕН РОМАНА
И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» (с применением сингапурских структур).

Тип урока: актуализация знаний, умений и навыков

Материал: портрет И.С.Тургенева,текст романа «Отцы и дети», карточки с заданиями, аудиоматериал (Эпилог)

Цели : показать эмоциональное воздействие последних глав романа; помочь учащимся представить безысходное положение, в котором оказался Базаров, случайна ли болезнь героя и его смерть, каково отношение Тургенева к своему герою; раскрыть положительные качества Базарова, с особой силой проявившиеся в последние часы жизни (мужество, сила воли, верность своим убеждениям, любовь к жизни, женщине, родителям, таинственной Родине) работать над формированием умений и навыков анализировать художественное произведение, высказывать свое мнение о прочитанном, воспитывать любовь к литературе и чтению.

Ход урока

    Проверка домашнего задания. Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» или беседа по вопроса м:(7 мин.)

1. Родители Е. Базарова. Кто они? Обсуждение в группах. Выступление 1 из учащихся. (Старики Базаровы – люди простые, доживающие свой век в небольшом домике под соломенной крышей. Они боготворят своего сына и гордятся им. Василий Иванович Базаров – высокий «худощавый человек с взъерошенными волосами». Он разночинец (выходец из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом), сын дьячка, ставший врачом. За борьбу с эпидемией чумы награжден орденом. Пытается идти в ногу со временем, сблизиться с молодым поколением. Арина Власьевна – «кругленькая старушка» с «пухлыми ручками». Она чувствительна и набожна, верит в приметы. Автор рисует ее образ: «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести». Приезд дорогого «Енюши» взволновал, переполнил все ее существо любовью и заботами.)

2. Какую роль сыграли родители в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность? (Они помогали Евгению чем могли, чувствовали его необыкновенность.)

3. Как Базаров относится к родителям? (Базаров понимает, что «переделать» родителей невозможно. Он любит их такими, какие они есть (хотя разница во взглядах очевидна). Базаров противопоставляет родителей высокому свету: «…Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать», – говорит он Одинцовой. Но тем не менее в общении с матерью и отцом сын «угловат и беспомощен»: ни приласкать, ни успокоить. Он часто молчит и делает все возможное, чтобы спрятать подальше, подавить в себе чувство сыновней любви. Ведь любовь и сыновняя, и родительская, по понятиям Базарова, чувство «напускное»(деланное, притворное)

II. Работа в группах.(Раунд робин) Комментирование проблемы «отцов и детей» (Проблема «отцов и детей» похожа на…, потому что…) (7 мин) На столах лежат листочки. Сложите бумаги вдвое и еще раз вдвое. В центре нарисуйте квадратик. Запишите и зарисуйте по одному предмету в каждый квадрат. Составьте предложения, используя рисунки и ключевые слова, данные в квадратиках.

Что у вас получилось? Прокомментируйте. (Каждый из участников защищает свою точку зрения)

Как вы думаете, есть ли положительные качества у Базарова?

II. Выразительное чтение отрывка о смерти Базарова (с небольшими сокращениями). (3 мин.) Читает заранее подготовленный ученик.

III. Беседа с учащимися по вопросам :(5 мин.)

    Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти? (Восхищение силой характера, душевной стойкостью, мужеством, умением держаться до конца.)

    Установите причину болезни и гибели героя. (Кажется, что заражение при вскрытии трупа – случайность, на самом деле это не так. На работе, в стремлении к познанию еще не познанного Базарова настигает смерть.)

3.Несмотря на все положительные качества в характере, Базаров одинок, даже не «ладит» с самим собой. Почему? (Он нигилист)

IY.Работа в группах. (Модель фрейер) Понятие «нигилист».(7 мин) На столах лежат листочки, разделенные на четыре части, с подзаголовками: «Определение», «Характеристика», «Примеры», «Антипримеры», «Понятие». Дать определение понятию «нигилист», составить характеристику, написать примеры и противоположные примеры.

Из каждой группы 1 участник знакомит с результатом совместной работы.

Y.Сообщения учащихся об отношении Тургенева к своему герою. (4 мин.)

А как относился к образу Евгения Базарова сам автор? Об этом нам расскажут наши «эксперты».

И. С. Тургенев: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

И. С. Тургенев: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит… я виноват и не достиг своей цели». В этих словах, на мой взгляд, любовь писателя к своему герою.

YI.Обобщающая беседа.(5 мин.)

Да, действительно, чувствуется,что Тургенев с огромной любовью создал своего главного героя. Расскажите, как в столкновении. с окружающими людьми постепенно растет одиночество Базарова? (Тургенев, рисуя превосходство Базарова над окружающими, психологически очень тонко и убедительно показывает его одиночество. Разрыв с Кирсановыми произошел по идеологическим разногласиям, с Анной Сергеевной – на почве неразделенной любви, Кукшину и Ситникова герой презирает, Аркадий по своему характеру не способен на большие дела, старики Базаровы и их сын – люди разных поколений.

Какие качества Базарова с особой силой проявились в последние часы его жизни? С какой целью он попросил родителей послать за Одинцовой? (Наверное, можно сказать, что Базаров умирает от одиночества. Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, он допускает небрежность при вскрытии трупа и не предпринимает вовремя ничего , чтобы уменьшить возможность заражения. Мужество, с которым тургеневский герой встречает свою смерть, свидетельствует об истинной незаурядности его натуры. Все наносное, внешнее исчезает в Базарове, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Одинцовой Базаров восхищался, он уже считал,мне кажется, что с чувством любви не нужно бороться).

(В образе Базарова Тургенев типизирует такие прекрасные качества новых людей, как воля, мужество, глубина чувств, готовность к действию, жажда жизни, нежность.)

-Подумайте, к какому выводу подводит нас великий классик?

YII.Прослушивание аудиозаписи (эпилог).(3 мин.) Слово учителя.(3 мин.) В эпилоге И. С. Тургенев пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Взволнованный голос автора! Тургенев говорит о вечных законах бытия, которые не зависят от человека. Писатель убеждает нас, что идти против этих законов – безумство. В романе побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи… А непокорного, жесткого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и любят стареющие родители.

YIII .Домашнее задание.(1 мин.)

Письменный ответ (индивидуальное задание): Чем интересен роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю?

Почему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отношении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать своеобразный эпилог - 28-ю главу?

Во-первых, внимательно приглядимся к ее композиции. Главу обрамляют два пейзажа. Открывает дивный, чисто русский, зимний: "Стояла белая зима с жестокою тишиной...". Звучит как музыка, как бы предвещая мелодичность и ритмический строй стихотворений в прозе. Второй пейзаж, завершающий главу и роман в целом, насквозь пронизан лиризмом и элегической печалью о быстротекущем времени, мыслью о всепримиряющей вечности, о бессмертной силе любви и о "жизни бесконечной".

Итак, треть текста эпилога занимают картины природы, которые, как обычно у Тургенева, гармонируют с чувствами и переживаниями героев или оттеняют их. Природа как бы становится главным действующим лицом в той нравственно-психологической коллизии, к которой приходят герои в эпилоге.

Через весь роман, то затихая, то нарастая, как бы споря между собой, звучат два мотива - иронический и лирический. На заключительных страницах романа лирические мотивы нарастают и достигают кульминации.

Перед тем как нарисовать небольшое сельское кладбище и одинокую могилу Базарова, Тургенев, то усиливая, то ослабляя иронию, рассказывает о дальнейшей судьбе героев: Одинцовой, которая доживет со своим мужем, "пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви"; в том же ключе сообщается и о княжне Х...ой, забытой "в самый день ее смерти", и о Петре, совсем окоченевшем "от глупости и важности". "Немножко грустно и, в сущности, очень хорошо" описаны семейная идиллия Кирсановых - отца и сына - и счастливое материнство Фенечки и Катерины Сергеевны.

В рассказ о жизни Павла Петровича за границей врываются наряду с иронией грустные ноты, и внимательный читатель заметит не только серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя, но и его трагическое одиночество: "жить ему тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает... Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислоняясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься..."

Мягкий юмор, с которым повествует Тургенев о своих героях, сменяется резкой иронией и даже сарказмом, когда он пишет о дальнейшей судьбе "последователей Базарова" - Ситникове и Кукшиной. Здесь и в авторской речи сатирически звучит слово "ирония": "Говорят, его (Ситникова) кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его - трус. Он называет это иронией..."

И вдруг интонация резко меняется. Торжественно, грустно и величественно рисует Тургенев могилу Базарова. Финал напоминает мощную, страстную музыку Бетховена. Автор словно с кем-то горячо спорит, страстно и напряженно размышляет о мятежном человеке, на могилу которого он привел читателя, о его неутешных родителях: "Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?.."

Повторы, восклицания, вопросы - все это передает драматизм раздумий автора, глубину и искренность его чувств. Так можно писать лишь о дорогом и очень близком человеке. Можно по-разному трактовать заключительные строки романа, но одно несомненно - Тургенев, прощаясь со своими героями, еще раз отчетливо выразил свое к ним отношение и подчеркнул основную идею романа, которую, на мой взгляд, наиболее точно уловил критик Н. Н. Страхов: "Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость... Иначе в самой победе не было бы силы и значения".