Сочинение на тему: идеал русской женщины. Идеал русской женщины

Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе «Евгений Онегин» донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта - Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: «Милый идеал». Конечно, Татьяна Ларина - это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно сказки няни, русская природа, старинные обычаи, которые соблюдались в семье, сделали Татьяну «русскою душой». Татьяна во многом похожа на других девушек: она верит снам, карточным гаданиям, преданьям старины. Но было что-то такое, что отличало её от всех остальных, что делало её в собственной семье чужой. К родителям она не ласкалась, с детьми почти не играла и рукоделием не занималась. Но была очень мечтательной, жила особой внутренней жизнью. В ней нет кокетства и притворства. Большую роль в жизни Татьяны играли книги. Именно они сформировали её душевные качества и внутренний мир. Пытливая от природы, она ищет ответы на интересующие её вопросы у матери, отца, няни. Но ответов не получает. Их она пытается найти в книгах. О жизни и любви Татьяна судит по прочитанным романам. В них она видит другую жизнь, отличающуюся от жизни её круга. Она думает, что всё это не придумано автором, а существует. И героиня уверена, что ей тоже предстоит встретить таких людей и пожить такой жизнью. Неудивительно, что, встретив Онегина, отличающегося от всех ей знакомых молодых людей, Татьяна принимает его за героя романа и влюбляется. Вообще, Татьяна - натура поэтическая, высокая, одухотворённая. Привлекает в Татьяне её открытость и прямота. Хотя во все времена не принято было девушке первой признаваться в любви, но осуждать за это Татьяну трудно. Ведь она это делает, потому что невинная и искренняя натура. Трудно не заметить постоянство характера Татьяны. Это качество присуще ей с детства. Но и став знатной дамой, героиня мало меняется. Все изменения только внешние. В душе она остаётся всё той же «милой Татьяной». И в столице со своим душевным благородством, простотой и глубиной чувств она остаётся внутренне одинокой. Но своим нравственным убеждениям героиня не изменяет. Это чётко видно в её ответе Онегину. Да, она с тоской вспоминает о прошлом и прямо признаётся в любви к Онегину. Но она уже не прежняя Татьяна и поэтому решительно отказывается от счастья: «Но я другому отдана, я буду век ему верна». Главные качества Татьяны - душевное благородство, искренность, чувство долга. Проходит время, всё меняется в мире: мода, увлечения, общественные законы - но в чести всегда будут такие качества, которые делают Татьяну Ларину милой и привлекательной. Образ Татьяны не теряет своей свежести и чистоты и в наше время. Современных девушек образ героини учит верности, нравственной чистоте, женственности, красоте помыслов и поступков.

Идеальная женщина сегодня – та, что готовит, стирает, убирает, детей рожает и воспитывает, карьеру делает, мужа любит, утверждают СМИ и интернет. Но не каждый из современных мужчин сейчас серенаду споет и на дуэль соперника вызовет ради любимой. Впрочем, подобное случалось так давно, что мы можем прочитать о подвигах ради прекрасной дамы только в книгах. Стоит заметить, что каждый писатель, в том числе и русский, был готов признаться в самых сокровенных мечтах и описать ту самую идеальную, ради которой и в огонь, и в воду, и в медные трубы. Так что потомкам осталось только несколько идеалов женственности и красоты.

Пушкин, Тургенев, Толстой, Булгаков, Блок – их объединяет не так много, лишь те женщины, оставшиеся в истории русской литературы и чьей судьбой отныне озабочены все школьники, особенно в период выпускных экзаменов. Итак, о ком же вздыхали писатели и чем эти героини такие идеальные?

Главная сила любого женского идеала – это любовь. Она обязательно должна любить искренне, нежно, глубоко, не отвлекаясь на недостатки избранника, как то излишняя полнота или разбрасывание носков по дому. К примеру, пушкинская Татьяна Ларина влюбилась один раз и на всю жизнь, при этом мало что изначально зная об Онегине кроме его привлекательной для противоположного пола внешности и статуса в обществе. Она влюбилась, так как пришла пора и потому что Онегин был первый, кто попался в этот момент на ее пути. Кто же ее избранник: какой у него характер, что он любит, что ненавидит, Татьяна разобралась гораздо позже – после того, как ее интеллигентно «отшили» и исчезли с глаз долой. Однако героиня уже полюбила и готова пронести эту свою любовь до могилы, ведь она сильная, страстная, романтичная, живая и думающая, верная своему слову и долгу. Впрочем, последний помешал ей сполна насладиться любовью Евгения и перестать наконец страдать по герою и от неразделенно-взаимной любви.

Любить способна и толстовская Наташа Ростова, которая в чем-то похожа на пушкинскую Татьяну: такая же открытая, связанная с природой, добрая, чувствующая, способная сострадать. Но она и более живая, более земная, способная на ошибку (поддалась сладким речам и променяла Болконского на Анатоля Курагина). В то же время Наташа настолько глубоко отдается каждому делу, что материнство делает из нее настоящую самку и не совсем понятно, способна ли эта женщина-инкубатор потом последовать за своим мужем-декабристом в Сибирь или все же нет.

На первого встречного бросаются и тургеневские девушки, хотя они всегда выбирают самый замороченный экземпляр (в идеале, чтобы он в ближайшее время отправлялся на баррикады). Тургеневские героини – всегда думающие и страстные натуры, готовые потом продолжить дело своего возлюбленного (как Елена в романе «Накануне»). Если их вовремя не оценить, то эти девушки-женщины исчезают из жизни героев, ведь автор переживает за своих героинь как заботливый дядюшка печется о своих племянницах. Писатель больше всего ненавидит в мужчинах трусость и наказывает их одиночеством без той самой идеальной избранницы из далекой молодости.

Идеальные литературные женщины всегда обладают смелостью – заступиться, бросить старую жизнь и начать новую, неизвестную. Ради любви и своего возлюбленного они готовы раздеться, сесть на метлу и отправиться на бал Сатаны. Они, как Маргарита в булгаковском романе, никогда не пасуют и хватаются за любую возможность, а при случае могут и отомстить. Маргарита готова бросить вызов обществу, она умеет сострадать, проявляя себя истинной королевой на балу Воланда, но остается безжалостной к тем, кто обидел ее избранника. Ее всепоглощающая и верная любовь – один из двух китов, на котором строится этот мир, считает писатель.

У каждого времени свои идеалы. Однако высокие дос-тоинства русской женщины признавали и русские писате-ли, и иностранцы во все времена. Взять хотя бы пример из XVIII века. О нем рассказывает С. Соловьев в «Истории России». Графиня Наталия Шереметьева была обручена с князем Иваном Долгоруким, который в правление Анны Иоанновны впал в немилость. Князя ждала ссылка в Си-бирь.

Несмотря на мольбы родителей и уговоры друзей и зна-комых, молодая графиня не только обвенчалась с князем, но и последовала за ним в Сибирь. Но вскоре из Сибири князь Долгорукий был переведен в Новгород и казнен. Мо-лодая княгиня Долгорукая постриглась в монахини в одном из киевских монастырей.

Спустя годы она описала свою прошлую жизнь в своих воспоминаниях. В них есть и такие мысли: «Войдите в рассуждение, какое это мне утешение и честна ли моя совесть, — когда он был велик, так я с радостью за него шла, а когда он стал несчастен, отказать ему? Я такому бессовестному совету согласиться не могла».

Спустя столетие после княгини Долгорукой тот же под-виг совершат жены декабристов, последующие за мужья-ми в Сибирь. Их духовный подвиг будет воспет Н. Некрасо-вым в поэме «Русские женщины».

К поколению жен декабристов принадлежит и Татьяна Ларина — героиня романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Она вся из русской земли, из русской природы. Она такая же загадочная и глубокая, как русская сказка.

Душа пушкинской героини проста, как сама душа рус-ского народа. Как замечает о ней Д. Мережковский, «Тать-яна из того сумеречного, древнего мира, где родились Жар-птица, Иван-царевич, Баба-яга, — там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит», «там русский дух, там Русью пахнет».

Поэт не просто боготворит «Татьяны милый идеал»:

Друзья мои! Я так люблю Татьяну милую мою…

Единственный друг Татьяны — старая няня, которая нашептывала ей волшебные русские сказки. Созерцание тихой природы воспитало в Татьяне великую покорность и простоту сердца. Чужая в родной семье, она «все в лес глядит, все в глушь уходит».

Татьяна совершенно далека от того блестящего лжи-вого мира, в котором живет Онегин. Но сердце девушки «горит и любит оттого, что не любить оно не может». Любовь — великое чувство, бесконечная тайна и не-обыкновенное чудо. И Татьяна — воплощение чистой невинности русского духа — отдается ей, как смерти или року.

Но Онегин проявляет непростительное малодушие. Сво-ими словами о скуке брачной жизни он обнаруживает пол-ную неспособность к великой сердечной любви. Спустя не-которое время Татьяна предстает; перед ним «неприступною богиней», но «в ней сохранился тот же тон, был так же тих ее поклон».

Онегин ищет встречи с ней, однако Татьяна истинная женщина:

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Мне кажется, что именно к образу пушкинской Татья-ны обратился Л. Толстой при создании образа Наташи Ро-стовой. При всей разности, в них очень много общего. Но главное в том, что, как и Татьяна, Наташа Ростова по складу своего характера, по образу мыслей, по чувствам, привычкам и поведению была глубоко русским человеком. Она «умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском чело-веке». Материал с сайта

Мы не знаем дальнейшего жизненного пути Татьяны Лариной. Но можно не сомневаться, что она, как и Ната-ша, впоследствии превратится в добропорядочную русскую женщину, заботливую мать для своих детей. Характери-зуя чувства Пьера к Наташе, Л. Толстой говорит, что от общения с Наташей Пьер «испытывал то редкое наслаж-дение, которое дают женщины, слушая мужчину, — не умные женщины, а… настоящие женщины, одаренные спо-собностью выбирания и всасывания в себя всего луч-шего, что только есть в проявлениях мужчины».

Да, у каждого времени свои идеалы. Но вряд ли сегод-ня найдется хотя бы один человек, который искренне, по-ложа руку на сердце, признался, что Татьяна Ларина и Наташа Ростова — их идеал. Да и невозможно сегодня быть такими. Слишком глубоко укоренилась в современ-ном обществе эмансипация. На фоне нынешних модниц и красавиц героини Пушкина и Толстого выглядели бы слиш-ком старомодными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эссе мой идеал
  • татьяна как идеал русской женщины
  • сочинение идеал русской женщины
  • идеал русского человека
  • идеалы русской женщины в сказках

Идеалом красоты на Руси многие века была полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. Русские мужики совсем не жаловали худышек. Худоба была символом либо нищеты, либо болезни. Русская девица могла быть худенькой в том случае, если ее не докармливали отец с матерью. Значит, семья совсем бедная, а это не очень хорошо для будущих родственников со стороны жениха.

С другой стороны, она могла быть худой из-за болезни. Это еще хуже. На Руси главной ролью женщины было материнство. Если девушка была больной, значит, могла не выносить ребенка или умереть при родах. Только крепкие телом, здоровые и выносливые женщины могли справиться с ролью матери и супруги.

Ни о какой контрацепции на Руси не слышали. Рожать женщинам приходилось часто, и детей в семьях было много. Их нужно было не только родить, но еще и выкормить, и воспитать. При этом женщины практически наравне с мужчинами работали в поле и вдобавок занимались домашним хозяйством. Все это требовало очень крепкого здоровья.

Завидная невеста

Выбирая невесту, сваха обращала внимание на такие показатели здоровья и будущего плодородия девушки, как высокая грудь, широкий таз, округлые бедра и стройные крепкие ноги. Хорошо, если девушка была высока и статна (но не долговяза).

У нее должна была быть ровная спина без единых признаков сутулости. Величественная и гордая осанка - стан, «как у павы» - считался особым достоинством. Такой супругой мужчина гордился, поскольку она напоминала княгиню, женщину высокого рода. Это считалось очень красивым.

У красивой невесты обязательно была длинная толстая коса. Длинные волосы – обязательный атрибут русской женщины. В нем были и красота, и женственность, и достоинство. Гулящим женам нередко отрезали косы, что считалось ужасным бесчестьем.

В то же время густые и здоровые локоны свидетельствовали о хорошей генетике женщины, что было залогом рождения крепкого, жизнеспособного потомства. Поскольку у большинства русичей были светло-русые волосы, именно этот цвет считался наиболее красивым.

Лицом бела и румяна

Идеалом красоты считалась девушка с гармонично сложенным лицом, чистой белой кожей и свежим румянцем на всю щеку. Пышные алые губы и большие ясные глаза довершали образ русской красавицы. «Кровь с молоком» - таким определением описывали достойную претендентку на роль невесты.

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт XIX века. Он создал огромное количество стихов, поэм, романов, но среди них своей необычной и великолепным содержанием отличается роман в стихах «Евгений Онегин». В нем два главных героя – Онегин и Татьяна – новых людей для своего времени. В романе Онегин является другом Пушкина, его «спутником», а Татьяна – «его временным идеалом».

Пушкин создал новый и небывалый образ романной героини.

Вот каким способом он от Ольги переходит к Татьяне:

…Все в Ольге,…но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Таким образом, поэт намекает, что во многих романах героини созданы на один манер, по одному прототипу, а ему удается найти другой образ: не похожий на прежние и необычный для того времени.

Татьяна – девушка дикая, печальная, молчаливая и задумчивая. Часто целыми днями сидела у окна, этим автор подчеркнул романтичность героини, ее отдаленность от других людей. Татьяна предпочитала одиночество шумному и веселому кругу подруг. И так в одиночестве она начала читать европейские романы, которые заменяли ей все. Авторов выбирала сама, но и еще по совету московской кузины Алины. Читая, воображала себя в роли героинь романов. В то время литература активно влияла на поведение и нравы людей, и поэтому, когда Татьяна влюбляется, она ведет себя, как в романе:

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, сои мечты,

Плоды сердечной полноты,

Вздыхает и, себе присвоя

Чужой восторг, чужую грусть,

В забвенье шепчет наизусть

Письмо для милого героя…

Татьяна, веря романам и внешним впечатлениям, полюбила того, кого совершенно не знала, и действовала, полагаясь на романы, написала любовное письмо Онегину. Такого самостоятельного и решительного поступка до Татьяны другие героини не совершали, и для нее это было впервые. Но так никогда не поступили бы девушки ее круга и времени. Татьяна представляет себе Онегина благородным героем, который ответит ей взаимностью на этот любовный порыв, она свою судьбу доверила человеку, которого еще не видела в его истинном лице. Такой не обдуманный поступок объясняет ее неопытность, доверчивость, мечтательность. За это автор жалеет Татьяну:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою

Погибнешь милая…

Онегин получил письмо Татьяны, и чувства в нем шевельнулись, он был тронут, но он не верил в её любовь и, чтобы побыстрее покончить с этим, решил поехать к ней и отдать себя на суд. В объяснении он открывает Татьяне свою истинную натуру:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас;

Начнёте плакать - ваши слёзы

Не тронут сердца моего,

А будут лишь бесить его.

Онегин укоряет её за то, что, толком его не зная, с такою простотой, с таким умом ему написала. Евгений к Татьяне был беспощаден. А она, естественно, была не готова к такому ответу на своё признание, и после этого разговора Татьяна увяла, загрустила, поникла духом…

Накануне именин Татьяны ей снится сон, который дан в ключе вещего сна и он открывает в Онегине героя тех романов, которых наяву она не читала. Пред ней Евгений предстаёт хозяином шайки домовых, страшным председателем кровавого застолья и убийцей своего друга. Этот сон Татьяну долгое время мучил, она не могла понять к чему он, что означает, но потом забывала его. А когда произошла дуэль, Татьяна очень сильно переживала, но плакать не могла. Её сердце разрывалось, она хотела возненавидеть Онегина за смерть Ленского, но любовь к Евгению не давала этого сделать. Думая об Онегине и скучая по нему, Татьяна решила пойти в дом, где он жил. И в результате посещения она стала задумываться над вопросом: что же за человек Онегин?...

Прошло несколько лет, за которые многое изменилось в наших героях. Татьяна, уступив старому быту, вышла замуж за человека, которого она не любила, но уважала и была верна ему. При появлении Онегина, Татьяна никаким образом не выдала своего удивления, и по ней нельзя было сказать, что когда-то она объяснилась ему в любви и страдала по этому поводу. И это изменение в ней Онегина поразило, он не мог поверить, что эта равнодушная и смелая женщина- та самая наивная и влюблённая Татьяна, которой он читал нравоученья. Вскоре Евгений понимает, что любит Татьяну, от этого чувства он не может никуда деться и пишет ей письмо, как когда-то писала она ему. Но, не дождавшись ответа, Онегин едет к любимой, припадает к её ногам, и мечтательная Татьяна вновь воскресает в строгой княжне. Татьяна на все признания Евгения несколько лет назад взлетела бы от счастья до небес, но теперь, когда она другому отдана, не может ответить Онегину взаимностью, как бы её сердце этого ни желало. Татьяна, подобно Онегину, дала ему «урок», в котором её несправедливые и жестокие подозрения Онегина в «соблазнительстве» и упрёки в тщеславии «мелкого чувства». Татьяна не верит в искренние чувства Евгения, считает, что он не может понять её и её душу, и не может измениться, так как стала верить только жизненным фактам, а не внешним впечатлениям. Но Татьяна оказывается выше Онегина, потому что для неё большое значение имеют честь, верность и слово, которое она дала человеку и не может его теперь нарушить. Таким образом, она отказывает Онегину и не оставляет ему никаких надежд на другой ответ.

В этом романе Татьяна является идеалом автора. Раньше в других произведениях не встречалось такого, чтобы женщина была идеалом. Поэтому это ещё одна отличительная черта романа «Евгений Онегин» но самая главная особенность в нем, по-моему, то, что он был свободным: он хранил в себе возможность нового поворота – возможность выхода за пределы своего финала.