Сочинение по картине К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт. Петров-Водкин «Утренний натюрморт» и «Селедка

На мой взгляд, чем больше натюрморт отражает реальную жизнь человека, тем больше шансов на успех она имеет. Известно, что слово «натюрморт» означает «мертвая природа». Однако на самом деле такие картины, по моему мнению, очень живые и яркие. Хочу отметить один из таких примеров.

На картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» мы видим весьма скромный завтрак в деревне. Художник показал простой деревянный стол без скатерти, на котором в стеклянном стакане стоит букетик полевых цветов. Голубые васильки и желтые одуванчики очень гармонично смотрятся на фоне коричневой мебели и выделяются ярким пятном на картине, привлекая к себе внимание. Скорее всего, сорваны они недавно.

Рядом с букетиком автор изобразил блюдце с серебряной ложкой и налитый чай в стакане. Чуть поодаль лежат два сваренных яйца, чайник, в котором отражается солнечный свет из окна и предметы, лежащие на столе. Чайник начищен до блеска, словно зеркало. Если внимательно приглядеться, можно даже увидеть рыжего кота, который на первый взгляд незаметен. Он также имеет свое отражение в чайнике.

На столе художник изобразил немного предметов, но каждый из них нарисован с особой точностью, он их четко прорисовал. Мы также видим темно-синий коробок спичек и фонарик. С левой стороны стола сидит породистый пес коричнево-рыжего окраса. У него очень умный взгляд, но глаза немного грустны и тоскливы. В целом, натюрморт получился весьма незатейливым, но очень приятным.

Несмотря на то, что автор не показал присутствие человека на картине, чувствуется, что он здесь неподалеку и домашние питомцы ждут его появления. Или он отдыхает после утренней прогулки в компании своих четвероногих друзей и собирается позавтракать. На меня картина произвела очень приятное впечатление. Она несет в себе спокойствие, умиротворенность и чистоту.

Анализ натюрморта К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

К жанру натюрморта Кузьма Сергеевич Петров-Водкин обратился не в раннем творчестве, а гораздо позднее, чем многие другие художники. Но от этого его картины не утратили художественного своеобразия. Интерес к передаче истинного свойства предмета вызывает в художнике желание передать специфику материала. Так, в « Утреннем натюрморте» художник сопоставляет различные предметы - металлический чайник, стеклянный граненый стакан и белые матовые яйца. Художника интересуют взаимоотношения и связь различных предметов; в металлической поверхности чайника отражаются яйца, в стакане - чайная ложка, причем отдельные грани стакана ломают отражение и оно становится зубчатым. И как бы в противовес мертвой природе художник в этой же картине дает живую морду собаки, выглядывающей из-под стола живыми, острыми глазами.

«Утренней натюрморт» - картина-исследование натуры, как, впрочем, и все работы Петрова-Водкина. Художник так определят свою задачу: «Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предметов, - в этом основное требование натюрморта и в этом - большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем» .

«Картина «Утренний натюрморт», словно дышащая свежестью омытого росой утра с прозрачностью его воздуха, чистотой цвета и ясной графичностью граней формы, написана в 1818 г. Она полна радости и оптимизма, хотя по обилию пищи уступает "Селедке" - из еды там два куриных яйца да неполный стакан чая. Зато не уступает по экспрессивности и внутреннему драматизму.

«Утренний натюрморт» (1918 г.) кажется наполненным летним солнцем. Зритель будто подходит к столу и видит сверху на его розоватой поверхности стоящий в банке из прозрачного стекла букет полевых цветов. Здесь нет сурового аскетизма, все легко и нарядно: полевые цветы в стеклянной банке, начищенный до блеска самовар, гладкая, нежная округлость матовых яиц и даже словно скользящий по поверхности стола стакан с недопитым чаем. Стол и все находящееся на нем предметы словно наклонены вниз вправо. В обычных вещах Петров-Водкин умеет видеть незаметные на первый взгляд стороны.

Скорее всего, дело происходит на террасе в светлое, но не слишком солнечное летнее утро. Деревянный стол, не покрытый скатертью, изображен в той же "неправильной" наклонной перспективе. На нем всего лишь несколько предметов, из которых большая часть наделена стеклянным, металлическим или глянцевым блеском, что дает художнику по-разному "играть" со световыми бликами на всех поверхностях - рыжей столешнице, начищенном чайнике, блюдце, стакане с чаем, банке, преломившейся чайной ложке. Судя по блеску, который разливается по столу, отражая стоящие на нем предметы, еще раннее утро. Стол блестит от росы. Предметы четко прорисованы художником, они отражаются друг в друге: в маленьком никелированном чайнике яйцо отражается как в зеркале и накладывается на другое отражение - рыжего кота, который возможно лежит на коленях хозяина. Из-за стола выглядывает смышленая морда собаки. Ее преданный взгляд направлен на того, кто сидит напротив. Пройдясь по утренней свежести, хозяин отдыхает, быть может, он любуется красотой окружающего пейзажа. А собака терпеливо ждет, когда хозяин обратит на нее внимание.

Только человека не видно, но его присутствие угадывается во всем. Это он собрал на утренней прогулке сине-желтый букет полевых цветов и поставил его в простую стеклянную вазу. Это на него поглядывает коричневая собака. Это его кот отражается в чайнике. Это ему принадлежит коробок спичек и ему предназначен нехитрый завтрак. Маленькая зарисовка дачной жизни того тяжелого времени. И опять, как и в "Селедке", мы видим в картине подкупающую честность, оптимизм, какой-то особенно умный, мудрый и добрый взгляд художника на жизнь.

В незатейливой простоте изображенных предметов столько серьезности и красоты, что возникает какое-то радостное чувство, ощущение утренней свежести, приятного покоя и наслаждения пищей после прогулки на свежем воздухе.

Картина полна яркого света покоя и чистоты утра. От чего ощущение радости становится еще сильнее.

Утренний натюрморт - Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1918. Холст, масло 66 x 88



Одна из главных идей творчества Кузьмы Петрова-Водкина заключалась в том, чтобы суметь изобразить через предметную живопись душу, дух, настроение окружающего мира. Если внимательно присмотреться к картинам живописца, то можно заметить, что все они полны внутренней динамики и энергии.

Утренний натюрморт очень настроенческая работа. Кажется, что можно почувствовать аромат чая, благоухание цветов и услышать тонкий металлический стук серебряной чайной ложечки о гранёные бока стеклянного стакана. Эту утреннюю картину каждый вспомнит без труда, и в этом цель данного полотна. Петров-Водкин доказывает зрителю – сколько вокруг нас прекрасных вещей, которые за своей цикличностью «спрятались» в скучный разряд обыденностей. Автор услужливо предлагает посмотреть на обычные вещи по-новому, без этой ретуши затёртой повседневности.

Утро. Ярко освещённый стол позволяет предположить, что за окном солнышко. Стол деревянный, аккуратно обструганный, светло-коричневого с «розовинкой» цвета. Каждый предмет на столе обособлен, при этом ничем не выделяясь в цветовом плане, но вместе всё выглядит сбалансировано и гармонично – зритель просто переходит взглядом от одного предмета к другому, внимательно изучая каждый элемент.

Такая композиционная гармония, целостность и сбалансированность достигается своеобразной «перекличкой» каждой составляющей этого приветливого утреннего стола. В гранях стального начищенного чайника отражаются яйца, блестящие бока которых также несут отсвет от чайника, затем в этом своеобразном зеркале можно заметить рыжего кота и отражение стола, из-за края которого выглядывает умная морда ирландского сеттера. Всё как будто переплетено между собой при полной независимости предметов.

Интересным является тот факт, что целых два предмета на столе имеют грани. Таким способом художник стремится расширить существующее пространство – троекратно размножена чайная ложечка сквозь грани стакана, а чайник, как выясняется, услужливо показывает героев, которых на картине нет (рыжий кот).

С целью расширения пространства, а также обогащения работы динамизмом, большинство предметов имеют гладкую отражающую поверхность. В прозрачной вазе отражаются чудесные летние цветы, одуванчики и колокольчики, чья жизнь вне природы слишком коротка, но так прекрасна, ярко блестит блюдце, отражая солнечный свет, источник которого автор также нам не показал, и, наконец, блестящий фонарик замыкает эту светящуюся композицию.

Человека в пространстве полотна нет, но его неизменно можно почувствовать: по свежесобранным цветам, налитому чаю, оставленным спичкам, и, кончено же, животным, что примчались к столу в ожидании чего-нибудь вкусненького. Картина нарисована так, что зритель, разглядывая работу, будто находится на месте этого человека, сидит вот за таким утренним столом. Непревзойдённый эффект присутствия – автор тонко и умело делает нас действующими персонажами своего натюрморта.

По простоте доступного нашему взору интерьера, можно утверждать, что это домик в деревне или дача. Место это для художника наполнено тишиной, покоем и радостью, именно поэтому так ярка и жизнерадостна его цветовая палитра. Живописец любуется всем этим простым вещам, позволяя и зрителю уловить эту чистую наивную красоту. Чувствуется его мудрый взгляд, спокойствие, размеренность, которые одухотворяют этот бесхитростный натюрморт, приукрашивая его многовариантностью трактовок и такой понятной и близкой каждому человеку душевностью.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин стоит как бы особняком среди тех художников, которые творили с ним в одно и то же время. Увлекаясь и символизмом, и модернизмом, интересуясь живописью раннего Возрождения, иконописью, он смог разработать особую сферическую перспективу.

Краткая биография

Он родился в семье сапожника. Но талант не спрячешь. Он трудно, безденежно учился некоторое время живописи в Самаре. Позже его наставником в Москве стал В.А. Серов. В начале XX века Петров-Водкин много путешествовал. Он бывал не только в Германии, Италии, Франции, Турции, Греции, но и в Африке, познакомившись с Н. Гумилевым. Обогащенный впечатлениями и раздумьями, он пришел к собственным концепциям, например, относительно того, что означает пространство картины. Он нашел собственную тематику и способ ее выражения. К 1912 году почти закончились поиски художником собственного стиля. Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, созданной в это время, будет дано ниже. Свои работы он выставлял на выставке «Мир искусства». Революцию художник принял и написал «Смерть комиссара», «Портрет Ленина». Он жил жизнью страны, которая должна была открыть путь к совершенству. К.С. Петров-Водкин много и успешно работал на поприще литературы.

Он пробовал себя в произведениях для детей, в автобиографическом жанре, что получило высокую оценку таких его современников, как К. Федин, О. Форш, М. Пришвин, Ю. Тынянов и другие.

Натюрморт

Художник всегда ставит перед собой задачу через предметный мир отобразить духовный мир человека. Поэтому вещи на картинах иногда получают души и тем самым языческое восприятие. Почти всегда существует желание художника в натюрморте выразить предметную красоту мира самыми минимальными средствами. Этот натюрморт Петрова-Водкина - камерное, если так можно выразиться, произведение. В нем важен каждый мазок кисти, поскольку он отражает видение мира художником. Это отчасти и есть описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, сделанное через общие концепции жанра.

Солнечное утро

Как и положено, в натюрморте взгляд художника упал на привычные предметы, которыми мы просто пользуемся и не замечаем их уникальности, их красоты или незамысловатой обыденности. Он предлагает взглянуть на них по-новому. Итак, описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина приводим для читателя.

На дощатом хорошо обструганном столе чудесного розовато-коричневого оттенка стоят, расположенные по кругу, обычные предметы. Центр стола пуст, он ничем не захламлен. Каждая вещь и существует сама по себе, и замкнута в круг контактирующих друг с другом предметов. Кузьма Петров-Водкин («Утренний натюрморт» - предмет нашего рассмотрения) ничего резко не выделяет, ни ярко начищенный чайник, ни разных оттенков яйца, одно из которых отражается в грани чайника. В ней же отражен рыжий кот, которого на картине не видно. Граненый чайник и на блюдце художник подобрал не случайно. Именно эти грани несут дополнительную нагрузку. Они расширяют пространство. В гранях стакана троекратно отражена серебряная ложечка. В стеклянной вазе стоит букет только что собранных голубых колокольчиков и желтых одуванчиков. В прозрачной свежей воде вазы отражается легкая желтизна цветов. Их жизнь коротка, но прекрасна. Совсем рядом с вазой лежит синий коробок со спичками. Его цвет перекликается с оттенками букета, а серебристый фонарик блестит так же ярко, как и чайник, создавая законченность композиции. К столу подошел не только кот, чье отражение зритель уже видел в чайнике, но и рыжий шкодливый с грустными глазами. Он посматривает, что бы можно было стащить со стола и съесть, но, похоже, ничего достойного не находит и смирно ждет, когда на завтрак придет хозяин. Что показал на своем полотне Петров-Водкин («Утренний натюрморт») Что изображено на нем? Это мир бытовых предметов и душа художника, смотрящего на них любящим взглядом.

Общее впечатление

Яркое солнечное утро сразу создает радостный настрой на весь день. Чистота и блеск предметов, таких сверкающих, будто их только что омыла свежая роса, придает им особое языческое одухотворение. Они как будто все подсвечены изнутри. Каждый предмет сияет по-своему особенно. Художник разглядел суть каждой вещи, соединил их высшей гармонией и перенес на полотно. На натуру художник смотрит одновременно и сверху, и сбоку. Это так называемая сферическая перспектива. Создавая композицию именно такой, художник, видимо, основывался на высказываниях В.И. Вернадского, считавшего, что человек не должен забывать, что он житель не просто государства, но планеты.

Читателю было дано описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, а составить собственное мнение о произведении каждый сможет, полюбовавшись им.

/ / Сочинение-описание по картине К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

Мне очень нравится изучать картины художников, в которых скрыт какой-то потайной смысл. На первый взгляд, они совершенно обычные и даже без идейные. Но, если проявить интерес, можно увидеть много деталей, из которых и состоит полотно. К таким работам относятся картины Кузьмы Петровича Петрова–Водкина.

В 1918 году он создал полотно «Утренний натюрморт», который имеет свои особенности. Картина невероятно реалистична и проста. Перед нами бедный завтрак обычного крестьянина, который живет в трудные годы России. Это всего на всего чай и два яйца. Но, обратите внимание, как интересно сервирован стол, какие яркие, горячие краски преобладают на картине. Такие оттенки вызывают приятнее, светлые, и даже радостные эмоции.

На деревянном столе, кроме завтрака, стоит прозрачный кувшин. В нем изображен букетик полевых цветов, который совсем недавно был собран хозяином дома. На нем видны голубенькие полевые цветочки, которые в один миг превращают обычный завтрак в праздничное застолье. И не важно, что еды на нем практически нет. Самое главное – это настроение и расположение духа.

Возле букета стоит небольшое блюдце с граненым стаканом. В нем налит чай. Обратите внимание, это не чашка и блюдце. А невзрачная тарелочка и стакан. Насколько все просто и бедно. Но, букетик свеже сорванных цветов отрицает наши домыслы. Этот завтрак отличатся от иных хорошим настроением и душевной гармонией его хозяина или хозяйки.

С другой стороны стола стоит металлический чайник, который просто сверкает от чистоты. В его отражении виднеется рыженький котик, который живет в этом доме. Из-под стола выглядывает рыжий пес, который смотрит преданным взглядом. Думаю, домашние любимцы ожидают завтрак. Но, что же может предложить им хозяин? Скорее всего, одно яйцо, которое приготовлено для завтрака, человек отдаст своим питомцам.

Эта картина наполнена любовью и добротой. Несмотря на жизненные трудности, люди человечны и заботливы. Они делятся последним со своими домашними любимцами. Ведь в этом и заключается смысл настоящей дружбы.