Сообщение о рояле музыкальный инструмент. Рояли, фортепиано и самоигровые системы. Средний германский класс

Все о пианино:

Пиани́но (итал. pianino — маленькое фортепиано) — струнно-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места, чем рояль.

Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года; независимо от него пианино также сконструировал австриец М. Мюллер — чуть позже, в январе 1801. Но современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века (чугунная рама, перекрёстные струны, механика с нижним и верхним расположением демпферов).

Теперь пианино всё больше вытесняется MIDI-клавиатурами и синтезаторами, ввиду большей универсальности и лучшей эргономичности последних.

Наиболее распространённые кабине́тные пиани́но имеют ширину корпуса по клавиатуре 1450—1500 мм и высоту около 1250—1400 мм; диапазон составляет 7 октав. У пианино есть цо́кольный пол — это узел итовой конструкции, соединяющийся с корпусом пианино снизу и необходимый для крепления педального механизма. Вертикальная стойка корпуса, соединяющаяся с балкой и ножкой пианино, называется ко́нсоль.

Возможно вам также будет интересно узнать об истории создания фортепиано .

Размещение инструмента: не ставьте пианино или рояль там, где они подвержены изменениям температуры и влажности воздуха (батарея, окно), а также прямому солнечному свету! Резкое изменение температуры и влажности в помещении не только вредит деревянным деталям и корпусу, но и металлическим частям, работе механики и общей стабильности инструмента. Нормальной температурой для эксплуатации пианино считается +12…+25 градусов при относительной влажности 50-60%.

Инструмент ставьте на расстоянии 10 см от стены, все контактные плоскости (ножки) должны касаться пола. Картины на стенах и разные предметы, расположенные вокруг инструмента, могут создавать нежелательные побочные звуки, звук же самого пианино, установленного на мягком основании (ковре), является более тихим, чем на твердом основании (паркет, линолеум).

Настройка : настраивать инструмент желательно после включения/выключения отопления, периодичность настройки зависит от интенсивности его использования, но в любом случае не реже одного раза в год, а для нового инструмента — двух раз в год. Если не делать этого слишком долго, то впоследствии инструмент невозможно будет сразу настроить, это связано с ослаблением натяжения струн и постепенной деформацией рамы инструмента. Причем строй опустится неравномерно, и инструмент станет звучать фальшиво, настройщик будет вынужден либо настроить пианино ниже, чем полагается, либо ему придется через короткое время настраивать его повторно.

Когда Вы будете принимать качество выполненной работы, обращайте внимание на точность настройки, на ход педалей (нет ли скрипа, гула, все ли ноты играют при нажатии), не слышны ли посторонние звуки, все ли молоточки возвращаются на место.

Уход : пианино, особенно лакированное, как и любая мебель нуждается в постоянном уходе. Такой музыкальный инструмент при должном внимании и заботе может стать семейной реликвией, передаваться от поколения к поколению и жить несколько столетий. Уход за внешней поверхностью инструмента производить очень просто. Кусок чистой ткани, слегка смоченный водой, является самым безопасным для полированной поверхности, и сухой — для матированной. Так же можно использовать специальные средства по уходу за мебелью, применяя их в соответствии с инструкцией.

Некоторые части пианино и роялей привлекательны для моли, поэтому, попросите Вашего настройщика положить внутрь инструмента средство от насекомых. Не реже одного раза в год производите удаление пыли внутри корпуса с помощью щетки и пылесоса.

Конечно же самой важной частью пианино является его звучание. Систематически вызывайте настройщика (раз в 1-2 месяца, в зависимости от частоты использования инструмента), и непременно следуйте его рекомендациям.

Для придания внешнему вида пианино свежий вид используют полировальную жидкость и натуральную олифу высокого качества. При проведении процедуры пользуйтесь перчатками, лучше всего медицинскими, они лучше облегают руки и Вам будет удобнее.

Тампон для полирования делают из чистой шерстяной ткани. Её сворачивают так, чтобы удобно было держать, а затем на него надевают приготовленный заранее льняной чехол (или оборачивают льняной тканью).

На тампон наливают немного полировальной жидкости и, после того как она впиталась, наливают несколько капель олифы.

Полировочный состав наносят на пианино круговыми и прямыми движениями. При этом жидкость постепенно просачивается через ткань (эффект как у краски жидкой крем-краски для обуви). Спирт, содержащийся в полировальной жидкости, быстро улетучивается, оставляя на поверхности очень тонкую блестящую плёнку. Как только тампон начнёт прилипать к поверхности, добавьте несколько капель олифы. Нельзя лить много олифы, т.к. её избыток снижает блеск полировки. Время от времени тампон смачивают в полировальной жидкости (обязательно давайте её впитаться в тампон).

Необходимо постоянно двигать тампон, в противном случае образуются пятна, которые очень трудно удалить.

Не бойтесь обновлять облицовку пианино именно таким способом. Олифа оберегает поверхность от трещин, рассыхания и вредного воздействия. Полироль придаёт пианино и любой другой мебели блестящий вид.

Жёлтые пятна на клавишах пианино появляются от жира пальцев (немытых рук). Выводить такие жёлтые пятна нужно химически чистым спиртом или эфиром. Если клавиши Вашего пианино сделаны из слоновой кости, то их можно почистить смесью из 1 части скипидара и 3-х частей денатурированного спирта. После чистки, не смывая состав, клавиши должны быть на свету.

Во избежание попадания пыли на клавиши покрывайте их специальной тканью и только после этого закрывайте крышку.

Для сохранения инструментальных качеств в помещении, где находится пианино необходимо поддерживать определённую влажность воздуха. Если воздух слишком сухой, то по поверхности могут пойти трещины, особенно это касается лаковых покрытий. Если же воздух слишком влажный, то инструмент будет быстро выходить из строя.

Отличия пианино и рояля известны каждому, кто имеет хотя бы малейшее представление о музыке и музыкальных инструментах. Однако, большинству непонятно, чем же так существенно они различаются. И чтобы понять, насколько различны эти инструменты, следует разобраться, что из себя представляет каждый из них.

Что такое рояль

Рояль – это музыкальный инструмент, входящий в семейство клавишных и струнных. Своё название он приобрёл от французского слова «royal», которое на русский язык переводится как «королевский». Рояль выступает одной из разновидностей фортепиано, так же, как и пианино. Тем не менее, инструменты рознятся по некоторым существенным признакам.

Инструмент имеет большой корпус, длина которого варьируется от 160 до 310 см и зависит от типа рояля. Вес рояля так же может быть разным: от 250 до 500 кг.

Существует несколько видов рояля, разница которых сводится к габаритам и назначению. К примеру, есть мини-рояли, предназначенные преимущественно для детей и их комнат, кабинетные рояли, которые размещают в музыкальных учебных заведениях, а также концертные рояли, стоять которым положено в залах театра.

Все рояли, независимо от их размера, имеют одинаковую форму. Они состоят из корпуса, внутри которых содержатся все механизмы инструмента, а также клавиш, расположенных на передней части корпуса. Вся конструкция держится на трёх колёсных ножках, одна из которых поддерживает заднюю часть корпуса, а две остальные являются симметричной опорой для клавиш.

Второстепенными частями конструкции рояля выступают педали и крышка корпуса. Крышка корпуса держит рояль в неполном открытом состоянии. Все рояли выпускаются с тремя педалями, отвечающими за разные функции.

Струнные механизмы рояля расположены в горизонтальной ориентации, что позволяет усилить звук клавиш. Потому основное назначение роялей – это концертные выступления. Клавиатура рояля насчитывает 88 клавиш , из которых 52 имеют белый окрас, а 36 — чёрный. Чёрные клавиши меньше белых по размеру и расположены над ними.

Что такое пианино

Пианино, наряду с роялем, относится к разряду струнных клавишных инструментов, а также попадает под общее определение с роялем. Оба инструмента входят в категорию фортепиано, однако, всё же имеют различия. Пианино обладает корпусом среднего размера. Вес инструмента равен от 250 до 400 кг, а высота в см – от 120 до 150.


У пианино есть одно прямое назначение, потому и не существует большого количества разновидностей этого инструмента. Габариты пианино могут изменяться только в зависимости от того, какая фирма выступила его производителем. Пианино устанавливают в квартирах для домашнего музицирования, в кабинетах музыкальных учебных заведений, а также в небольших концертных залах.

Корпус пианино имеет форму прямоугольного параллелепипеда, а внутри него находятся ключевые механизмы инструмента. Клавиатура расположена посередине передней части корпуса и поддерживается на двух ножках. Ножки могут быть как на колёсах, так и без. Большая часть выпускаемых инструментов не имеет три педали, а ограничивается двумя. Количество клавиш на пианино составляет 88 штук.

Струны, расположенные внутри пианино, имеют вертикальную ориентацию, а крышка инструмента держится в закрытом положении. Это не позволяет пианино издавать громкие звонкие звуки, оттого оно и предназначено для игры в небольших помещениях.

Общие черты рояля и пианино

Наряду с различиями, инструменты имеют немного общего.

  1. Классификация . И рояль, и пианино, относятся к семейству струнных клавишных инструментов, также их можно объединить под общую категорию фортепиано (форте – громко, пиано – тихо).
  2. Количество клавиш . Рояли и пианино, несмотря на разницу в габаритах, имеют общее количество клавиш и октав. А именно, 88 клавиш, 2 неполных и 7 полных октав.

На этом существенные общие черты инструментов заканчиваются, потому как рояль и пианино действительно различны.

Отличия пианино и рояля

Подробно изучив строение и сущность инструментов, можно вывести их основные различия.

Внешний вид. По описанию рояля своей формой сверху он напоминает крыло, а пианино обладает обычной прямоугольной крышкой. Пианино имеет две колёсных или обычных ножки, которые поддерживают только клавиатуру. Ножки рояля всегда на колёсах, а также являются опорой для всего инструмента. Также инструменты отличаются габаритами: рояль всегда крупнее пианино, если только речь не идёт о его миниатюрной разновидности.

Ориентация струн . Струнные механизмы рояля и пианино рознятся по своему расположению. Это различие инструментов является ключевым, так как именно оно определяет их назначения. Так, горизонтальное расположение струн у рояля позволяет ему издавать более громкие, чёткие и чистые звуки, оттого его прямое назначение к игр в крупных концертных залах. Пианино же имеет вертикально расположенные струны и играет более тихо.

Количество педалей . Все рояли выпускаются с набором из трёх педалей, каждая из которых отвечает за определённую функцию:

  1. Удерживание звуков.
  2. Ослабление звуков.
  3. Удерживание лишь части звуков клавиатуры.

Пианино же не всегда оснащены тремя педалями, чаще всего они дают возможность лишь удерживать и ослаблять звуки.

Так, можно прийти к выводу, что рояль и пианино нельзя назвать одинаковыми инструментами. Хотя они и попадают под общую классификацию.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Уроки пианино (фортепиано) для начинающих. Лучшие уроки пианино. Piano

    ✪ 8} КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУКУ ПРИ ИГРЕ НА ПИАНИНО 🎹 урок фортепиано

    ✪ КАК СОЕДИНИТЬ РУКИ ПРИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО. Как играть двумя руками? КООРДИНАЦИЯ РУК.

    ✪ Что такое октавы на фортепиано | Музыкальная академия Глория

    Субтитры

История

Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее клавикорды . Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре легато , и постоянный уровень громкости (что относится только к клавесину), что исключало одно из важных выразительных средств музыки - динамику (изменение громкости).

Фортепиано - клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает его конструкция, с XVIII в. претерпевшая значительные изменения. Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон фортепиано - 7 ⅓ октав (88 клавиш).

Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори (1655-1731), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата - около г.). В 1711 г. механизм был подробно описан Сципионом Маффеи в венецианском журнале «Giornale dei letterati d’Italia». Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), - пианофорте - а впоследствии закрепилось название фортепиано . В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано - молоточек, шпиллер, шультеp, фенгер, демпфеp. Изобретение Кристофори положило начало развитию механики английской системы . Другие виды механики были разработаны Мариусом во Франции () и Шрётером в Германии ( -).

В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн. Над клавишным механизмом в разное время работали К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А. Штрейхер , И. К. Цумпе, А. Беккерс, С. Эрар, Ю. Блютнер, Дж. Бринсмид.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в г. (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта .

Датировка фортепиано

С начала изобретения фортепиано и по сегодняшний день во всём мире работали более 20 000 фортепианных мастеров и фирм, выпускавших рояли и пианино. Каждый инструмент маркируется собственным серийным номером, по которому можно определить год выпуска фортепиано.

Как правило, номера ставятся на чугунную раму вверху, в районе её крепления к вирбельбанку. У фортепиано производства ГДР номера ставились на молоточках в крайнем правом регистре.

У фортепиано XIX - начала XX веков номера часто ставились на внутренней боковой стенке или на резонансной деке.

Дополнительным фактором, позволяющим датировать год выпуска фортепиано, может быть номер механики.

Разновидности

Педали

В современных фортепиано присутствует две или три (реже ― четыре ) педали . В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами . Существует два способа использования педали: прямая педаль - нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped. ), а её снятие - звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda , её снятие - пометкой tre corde или tutte le corde . Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.

Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Остальные демпферы при этом продолжают вести себя как обычно, в том числе, в отношении основной правой педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино.

Из необычных педалей:

Игра на инструменте

Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (например, в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано - занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи.

Выдающиеся пианисты XX века - Сергей Рахманинов , Иосиф Гофман , Эмиль Гилельс , Святослав Рихтер , Владимир Горовиц , Артур Рубинштейн , Гленн Гульд и другие.

Техническое обслуживание, настройка и условия содержания

Фортепиано требует правильных условий содержания, а также регулярной настройки , так как с течением времени натяжение струн инструмента ослабляется. Периодичность настройки зависит от класса инструмента, качества его изготовления, его возраста, условий содержания и эксплуатации. Настройка, как правило, производится не самим исполнителем, а специалистом - мастером-настройщиком фортепиано.

Клавишные музыкальные инструменты (фортепиано) оснащены сложным механизмом и тщательно отделанным полированным корпусом. В связи с этим они нуждаются в бережном и умелом обращении при транспортировании, содержании их в определённых условиях и в постоянном уходе. Основными причинами, вызывающими различные дефекты и неисправности непроизводственного характера в инструменте являются:

  • толчки и сотрясения в ходе перевозки,
  • негативное влияние высоких температур,
  • чрезмерная влажность или сухость воздуха,
  • неумелое обращение с инструментом в процессе настройки, регулировки и/или ремонта.

Соблюдение правил содержания и ухода за фортепиано обеспечит сохранение акустических характеристик (звучания), его игровых качеств и внешней отделки инструмента на длительный срок. После доставки на квартиру потребителя новый или подержанный инструмент следует проверить, при необходимости отрегулировать его механизм и настроить. В связи с тем, что сила натяжения струн пианино или рояля достигает 20 тонн, возникают значительные напряжения в чугунной раме и деревянных деталях корпуса. По мере постепенного выравнивания этих напряжений инструмент по истечении значительного времени приходит в устойчивое состояние. Вдобавок ко всему, игра на новом инструменте ведёт к постепенному уплотнению сукна механизма и сопровождается вытягиванием струн. Именно поэтому новое пианино в течение первого года использования необходимо не менее двух раз повторно настроить и отрегулировать. Древесина и сукно, применяемые для изготовления пианино и роялей - гигроскопичны: они могут разбухать или усыхать в зависимости от перепадов влажности воздуха. В целях предохранения фортепиано от неисправностей рекомендуют хранить его в нормальных условиях, которыми являются температура воздуха от +12 С до +25 С и влажность воздуха 42 %. В зимнее время года пианино, попадая с улицы в жилое помещение, подвергается воздействию резкой перемены температуры и влажности. В этом случае не следует открывать клавиатурную и верхнюю крышки в течение суток, чтобы механизм и другие внутренние части фортепиано прогревались постепенно до комнатной температуры. Наружные поверхности инструмента могут при этом «отпотеть», то есть покрыться влагой. Влажные поверхности не следует вытирать, необходимо подождать пока они подсохнут. После просушки инструмента его необходимо тщательно протереть сухой мягкой шерстяной или фланелевой тряпкой, особенно все металлические части.

Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
  2. Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте!
  3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью.
  4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.
  5. После окончания игры обязательно закрывать клап (крышку) клавиатуры.

В настоящее время в Европе для обеспечения сохранности фортепиано повсеместно - в концертных залах, учебных заведениях и частных домах, - используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность внутри инструмента и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его эксплуатации в 2-3 раза. Утверждения некоторых фирм о «лицензированной установке» - исключительном праве на продажу - не подтверждаются европейской практикой.

Конвейерное производство клавишных в СССР

Транспортировка фортепиано

Вибрация судовых корпусов при работе судовых машин негативно сказывается на настройке фортепиано, так что фрахт на их перевозку безальтернативно получали парусные суда , вплоть до самого конца их существования.

Галерея

Фортепиано - один из самых распространенных музыкальных инструментов, имеет две разновидности - пианино и рояль. Это сложный клавишно-струнный механизм, состоящий из акустического аппарата, клавишного механизма и опорных конструкций. Он обладает широким диапазоном звуков от «тихо» до «громко». В пианино струны расположены вертикально, в рояле - горизонтально.

Предшественники фортепиано

История возникновения фортепиано уходит корнями в далекий XVI век. Изобретателем этого великолепного инструмента считается Бартоломео Кристофори - итальянский мастер, который придумывал молоточковые механизмы для клавесина. Инструмент имел очень простую конструкцию, на тот момент у фортепиано еще не было ни педалей, ни демпферов. Оно состояло из клавиш, молоточка и возвращателя. Предшественниками фортепиано были клавикорд и клавесин.

Бартоломео Кристофори

Клавикорд был первым клавишно-струнным инструментом. Его конструкция очень схожа с современным пианино, но размером он был намного меньше и не мог выдавать громких звуков. Это был музыкальный инструмент для домашнего пользования. В отличие от фортепиано, у которого на одну клавишу может приходиться до трех струн, в клавикорде одной клавише соответствовала только одна струна. Время изобретения инструмента точно неизвестно, свое широкое распространение он получил в .


Фортепиано Кристофори

Клавесин появился в XV веке. Его размеры превосходили клавикорд, а строение было более схожим с современным роялем. Звук производился при помощи пера или кусочка кожи, но также не был достаточно громким для публичных выступлений.

Значение инструмента в мировой истории

Конструкция фортепиано менялась еще несколько раз. Различные мастера Италии, Германии, Англии совершенствовали концепцию инструмента еще на протяжении целого столетия. Основной вклад в создание новых характеристик фортепиано, благодаря которым мы можем наслаждаться современным его звучанием, внесли мастера Зильбеpманн, Шрётер, Цумпе, Штайн.

Появление фортепиано вызвало настоящий переворот в мире музыки. Наконец-то появился новый инструмент для звучания в концертных залах, по широте диапазона позволяющий вести главные роли в музыкальных творениях. Популярность фортепиано возросла очень быстро. В эпохах классицизма и последующего романтизма стали появляться , писавшие произведения специально для этого инструмента, впоследствии ставшие шедеврами классической музыки. Но фортепиано не было только аккомпанементом для концертных выступлений, очень многие дворянские подданные предпочитали иметь дома этот великолепно звучащий инструмент.

В России фортепианное дело также было поставлено на высоком уровне. Известно несколько сотен имен мастеров мирового уровня, занимавшихся разработкой и поставкой инструмента. Изначально фортепиано в России появился, конечно же, в Петербурге.

Уже к концу XX столетия стали появляться новые разновидности музыкальных инструментов, в основе которых лежит фортепиано. Это электронные пианино и .

Футор — остов корпуса — прочная изогнутая по форме рояля деревянная рама с системой внутренних распорок — шпрейцев. Назначение футора — придать корпусу необходимую механическую прочность и жёсткость.

Вирбельбанк (колковая доска) — толстая доска из многих склеенных слоев твёрдых и вязких пород дерева (бук, клён), в которую вбиты стальные колки (вирбели), натягивающие струны до получения звуков необходимых высот (частот колебаний).

Резонансная дека — основная часть рояля, издающая звук. Дека — это щит-мембрана, склеенная из нескольких досок отборного прямослойного елового дерева. В роялях высоких классов используются ели возрастом более 100 лет, выросшие в холодном горном климате. Такая древесина обладает оптимальной плотностью и упругостью для максимального резонансного эффекта.
Назначение деки — усиливать звук струн рояля, которые сами по себе звучат очень тихо и слабо из-за малой массы и поверхности колебаний. Дека, воспринимая энергию колебания струн, распространяет их на свою площадь и передаёт их затем значительным массам воздуха, окружающим деку.
Звуковые свойства рояля в значительной степени зависят от размеров, объема и качества деки.
В нижней части деки установлены рипки — деревянные планки, назначение которых — выгибать деку вверх, придавая ей куполообразную форму. Струны же, в свою очередь, давят на деку вниз; таким образом, система «дека-струны» находится в напряжённом состоянии, чувствительном к малейшим звуковым нюансам.

Штег — деревянный мостик, посредством которого колебания струн передаются деке. В роялях высоких классов штег состоит из чередующихся слоев твердых пород дерева (бук, клен) для более утончённого резонанса и предотвращения трещин. Различают басовый и дискантовый штеги.
Чем меньше рояль, тем ближе к краям деки располагаются штеги и тем хуже резонанс и звуковая выразительность инструмента. Сильное ухудшение резонанса происходит при длине рояля меньше 160 см (миниатюрные).

Чугунная рама — цельная металлическая отливка сложного решётчатого строения с продольными и поперечными связями. Назначение рамы — удерживать всю совокупность сил натяжения струн, которая доходит у современных роялей до 20—21 тонны. Рама современной конструкции имеет «панцирь»: вирбели установлены в отверстиях через чугунную броню. Чугунная рама покрыта блестящим лаком бронзового цвета.

Аграфы — особые винты с просверленными головками, служащие для ограничения длины звучащих участков струн. Каподастр — ребро (порог) рамы, необходимое для отсечения звучащих участков струн в дискантовой части регистра.

Струны — в дискантовом и среднем регистрах состоят из гладкой стальной проволоки, а в басовом регистре — из стальной проволочной основы (керна), обвитой проволокой из мягкой красной меди, увеличивающей их массу и инерцию. В некоторых роялях старинных конструкций в качестве обмотки басовых струн применялась мягкая сталь (такие струны ошибочно иногда называют «серебряными»).

Механизм (механика) двойной репетиции рояля

— сложная конструкция, необходимая для передачи струнам энергии пальцев пианиста. Между клавишами и молоточками находится сложная система рычагов, передающая все нюансы звукоизвлечения. Современный стандарт — механизм с двойной репетицией — обеспечивает тонкую чувствительность клавиш и возможность виртуозного быстрого повтора срабатывания рычагов.

«Двойная репетиция» — старинный русский перевод французского выражения double escapement, что означает «двойная беглость [игры на фортепиано]». Этот термин применил французский фортепианный мастер-фабрикант Себастьян Эрар для описания изобретённой им новой конструкции механизма (английский патент 1821 года). В XIX веке рояли с такой механикой выпускались как исключение в особых «заказных» случаях; широкая публика из-за господствовавшей тогда «лёгкой» романтической манеры игры предпочитала рояли более дешёвых и упрощённых конструкций. Лишь примерно с 1900—1910-х гг., в период расцвета мирового фортепианного пианизма, «двойная репетиция» стала всеобщим стандартом.