Соведущая толстой. Татьяна Никитична Толстая. Биографическая справка. Жизнь за границей

родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого с богатыми литературными традициями. Татьяна росла в многодетной семье, где у неё было семь братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии - Лозинский Михаил Леонидович, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии является внучкой писателя Алексея Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской.

После окончания школы, Толстая поступила в Ленинградский университет, на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году. В этом же году выходит замуж и, вслед за мужем, переезжает в Москву, где устраивается работать корректором в «Главной редакции восточной литературы» при издательстве «Наука». Проработав в издательстве до 1983 года, Татьяна Толстая в этом же году публикует свои первые литературные произведения и дебютирует, как литературный критик со статьёй «Клеем и ножницами…» («Вопросы Литературы», 1983, № 9).

По собственным признаниям, начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. «Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов», - рассказывала Толстая.

В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора» в том же году. Рассказ был отмечен как публикой, так и критикой и признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Художественно произведение представляло собой «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами». Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах. Последовательно выходят «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988). В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу - «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли, как известные ранее произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР.

Советская критика восприняла литературные произведения Толстой настороженно. Её упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь». Другие критики восприняли прозу писательницы с восторгом, но отмечали, что все её произведения написаны по одному, выстроенному шаблону. В интеллектуальных кругах Толстая получает репутацию оригинального, независимого автора. В то время основными героями произведений писательницы были «городские сумасшедшие» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде». С 1989 года является постоянным членом Российского ПЕН-центра.

В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность. Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор, расположенном в городе Саратога-Спрингс и Принстоне, сотрудничала с New York review of books, The New Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах. Впоследствии, все 1990-е годы писательница по несколько месяцев в году проводила в Америке. По её словам, проживание заграницей поначалу оказало на неё сильное влияние в языковом аспекте. Она жаловалась на то, как меняется эмигрантский русский язык под влиянием окружающей среды. В своём коротком эссе того времени «Надежда и опора», Толстая приводила примеры обычного разговора в русском магазине на Брайтон-Бич: «там в разговор постоянно вклиниваются такие слова, как „свисслоуфетный творог“, „послайсить“, „полпаунда чизу“ и „малосольный салмон“». После четырёх месяцев пребывания в Америке, Татьяна Никитична отмечала, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках».

В 1991 году начинает журналистскую деятельность. Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости», сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии. Эссе, очерки и статьи Толстой появляются также в журнале «Русский телеграф». Параллельно с журналистской деятельностью, она продолжает издавать книги. В 1990-х были опубликованы такие произведения, как «Любишь - не любишь» (1997), «Сёстры» (в соавторстве с сестрой Наталией Толстой) (1998), «Река Оккервиль» (1999). Появляются переводы её рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира. В 1998 году стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт». В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.

В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России», под руководством Ольги Хмелевой, был осуществлен проект литературного сериала. В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое». Отмечая коммерческий успех писательницы, Андрей Ашкеров в журнале «Русская жизнь» писал, что общий тираж книг составил около 200 тысяч экземпляров и произведения Татьяны Никитичны стали доступны широкой публике. Толстая получает приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза». В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор».

В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия», вышедшей в эфире телеканала Культура. Передача получает признание телекритики и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории «Лучшее ток-шоу».

В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная, как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы - книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Толстая рассказывала: «Замысел книги родился 30 лет назад. Не без помощи моей старшей сестры… Ей всегда было жалко, что Буратино так быстро продал свою Азбуку, и что об ее содержании ничего не было известно. Что за яркие картинки там были? О чем она вообще? Шли годы, я перешла на рассказы, за это время подросла племянница, родила двоих детей. И вот, наконец, на книгу нашлось время. Полузабытый проект был подхвачен моей племянницей, Ольгой Прохоровой». В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, книга заняла второе место в разделе «Детская литература».

В 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России», составленный радиостанцией «Эхо Москвы», информационными агентствами РИА Новости, «Интерфакс» и журналом «Огонёк». Толстую относят к «новой волне» в литературе, называют одним из ярких имен «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я».

О себе говорит : «Мне интересны люди „с отшиба“, то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил».

Татьяна Толстая жила и работала в Принстоне (США), преподавала русскую литературу в университетах.

Сейчас живёт в Москве.

Татьяна Никитична Толстая - российская писательница, телеведущая и публицистка, она родилась третьего мая 1951 года в Ленинграде. Произведения этой женщины известны по всему миру. Они были переведены на английский, французский, шведский и другие языки.

Многодетная семья

Будущая писательница родилась в семье литераторов. Её дедом был Алексей Толстой, также Татьяна находится в родстве с Михаилом Лозинским и Наталией Крандиевской. Отец девочки, Никита Алексеевич, был профессором физики. О деятельности матери, Натальи Михайловны, ничего не известно.

У Тани было шестеро братьев и сестёр. Многодетная семья проживала в доме Ленсовета у реки Карповки. Толстая с детства любила читать, её увлекали языки и литература. Именно поэтому после окончания школы девушка подала документы в Ленинградский университет на отделение классической филологии. Там Таня изучала латинскую и греческую литературу, диплом она получила в 1974 году. Сразу же после окончания учебного заведения Толстая вышла замуж за филолога Андрея Лебедева. Вместе они переехали в Москву. Позже у супругов родилось двое сыновей - Артемий и Алексей.

Первые статьи

После переезда девушка устроилась в Главную редакцию издательства «Наука». Её приняли на должность корректора. В течение десяти лет Таня трудилась там, и только в 1983 году она опубликовала своё первое сочинение. Дебютом стала критическая статья под названием «Клеем и ножницами».

Позднее писательница признавалась, что писать начала после проведённой операции на глазах. Ей пришлось лежать с повязкой в течение месяца, в это время и начали появляться в голове идеи для рассказов. За это время девушка придумала сюжеты для таких произведений, как «Соня», «Свидание с птицей» и «На золотом крыльце сидели…». Последнее из них было опубликовано также в 1983 году на страницах журнала «Аврора». Именно этот рассказ был признан лучшим литературным дебютом года.

Критики и читатели высоко оценили талант Татьяны. После успешного дебюта она регулярно публиковала свои сочинения в журналах «Новый мир», «Октябрь» и «Знамя». За четыре года было издано несколько десятков рассказов. В 1987 г. Толстая выпускает первый сборник, названный в честь дебютного рассказа «На золотом крыльце сидели…». Спустя некоторое время женщину принимают в союз писателей СССР.

Непонимание и переезд в Америку

Не всем представителям советской власти пришлись по душе рассказы писательницы. Её упрекали в отсутствии оригинальности, шаблонной схеме развития сюжета, излишне «густом» письме. Некоторые критики не могли за один раз осилить произведения Толстой, другие же испытывали скуку во время прочтения. Кроме того, ажиотаж вызывали и главные герои рассказов. В их числе были старорежимные старушки, инвалиды, «городские сумасшедшие» и даже бомжи. Женщина высмеивала потребительскую психологию общества, она критично относилась к мещанству.

В 1989 году Татьяна Никитична стала постоянным членом Российского ПЕН-центра. В следующем году она переезжает в США. Там писательница занялась педагогической деятельностью. Она преподавала студентам колледжа Скидмор русскую литературу и художественное письмо. Параллельно с этим Толстая печаталась в американских журналах, иногда её приглашали прочесть лекции в других университетах.

Почти десять лет писательница провела в регулярных командировках в США. За это время она заметила изменения в своём словарном запасе, появление «недослов», представляющих собой гибриды нескольких языков. Это явление Толстая отлично отобразила в своём рассказе «Надежда и опора».

С 1991 г. женщина пробует себя в качестве журналистки. Она ведёт авторскую колонку «Своя колокольня» в печатном издании «Московские новости». Также Татьяна входит в состав редакционной коллегии журнала «Столица». Её очерки, статьи и эссе публиковались и в издании «Русский телеграф».

Одновременно с этим женщина продолжает писать художественные произведения. В 1998 году на книжных полках появляется книга «Сёстры», написанная в соавторстве с Натальей Толстой. В это же время книги Татьяны начинают переводить на иностранные языки. Также в этом году писательницу принимают в редколлегию американского журнала «Контрапункт».

Возвращение на родину

В 1999 г. Толстая окончательно вернулась в Россию. В следующем году выходит её первая объёмная работа - роман, названный «Кысь». Критики неоднозначно отреагировали на новое сочинение писательницы, но у книги было немало поклонников среди обычных читателей. За своё творчество женщина получила премию «Триумф», вскоре роман получил звание бестселлера.

В 2001 г. опубликовано ещё три книги писательницы - «Двое», «День» и «Ночь». В этом же году Татьяна Никитична получает приз Московской международной книжной ярмарки. В 2002 г. она становится главой редакционного совета издания «Консерватор».

Через несколько месяцев Толстая впервые появляется на телевизионных экранах. Она ведёт передачу «Основной инстинкт», а также становится соведущей Авдотьи Смирновой в проекте «Школа злословия». Последнее шоу принесло женщине премию «ТЭФИ». В 2014 г. проект закрыли. Позже Толстая стала ведущей ещё одной телепередачи под названием «Минуты славы».

В 2010 г. выпускается книга для детей «Та самая азбука Буратино». Это произведение напрямую связано с рассказом дедушки Толстой «Золотой ключик». Такой проект Татьяна готовила уже давно, но не находила для него времени. В разработке «Азбуки» принимала участие племянница писательницы Ольга Прохорова.

Сейчас Татьяна продолжает писать, изредка появляется на телевизионных экранах. Она получила несколько государственных и международных премий за свои достижения. Женщина предпочитает не распространяться о своей личной жизни. Известно, что у неё есть два взрослых сына от первого и единственного супруга. Вместе с семьёй Толстая проживает в Москве.

Татья́на Ники́тична Толста́я (род. 3 мая , Ленинград , РСФСР , СССР) - российская писательница , телеведущая , публицист и литературный критик . Лауреат литературной премии «Триумф » (2001) и телевизионной премии «ТЭФИ » (2003).

Произведения Татьяны Толстой, в том числе сборники рассказов «Любишь - не любишь», «Река Оккервиль», «День», «Ночь», «Изюм», «Круг», «Белые стены», переведены на многие языки мира . В 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России», составленный радиостанцией «Эхо Москвы », информационными агентствами РИА Новости , «Интерфакс » и журналом «Огонёк » .

Биография

1951-1983: детство, юность и работа корректором

Первый жилой дом Ленсовета

Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде , в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого . Росла в доме Ленсовета на Набережной реки Карповки в многодетной семье, где у неё было шесть братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии - лауреат Сталинской премии Михаил Леонидович Лозинский , литературный переводчик, поэт. По отцовской линии Татьяна Толстая - внучка писателя, лауреата Сталинских премий Алексея Николаевича Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской .

После окончания школы Татьяна Толстая поступила в Ленинградский университет на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году.

В этом же году вышла замуж за филолога -классика А. В. Лебедева и вслед за мужем переехала в Москву , где поступила на работу в Главную редакцию восточной литературы издательства «Наука » . Проработав в издательстве до 1983 года, Татьяна Толстая в этом же году публикует свои первые литературные произведения и дебютирует как литературный критик со статьёй «Клеем и ножницами…» («Вопросы литературы », 1983, № 9) . По собственному признанию, начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. «Это тепе́рь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов» .

1983-1989: литературный успех

В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора » в том же году . Рассказ был тепло встречен как читателями, так и критикой, при этом признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Художественно произведение представляло собой «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами» . Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире » и других крупных журналах. Последовательно выходят «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988) . В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу - «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли как известные ранее произведения, так и не опубликованные [ ] : «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг» (1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР .

Не все советские критики однозначно высоко оценили первые литературные произведения Толстой. В частности, её упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтёшь». Другие критики восприняли прозу писательницы с восторгом, но отмечали, что её произведения написаны по одному, выстроенному, шаблону. В интеллектуальных кругах Толстая получает репутацию оригинального, независимого автора. В то время основными героями произведений писательницы были «городские сумасшедшие» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде» . С 1989 года является постоянным членом Российского ПЕН-центра .

1990-1999: переезд в США и журналистская деятельность

В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность . Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор (англ.) русск. , расположенном в городе Саратога-Спрингс и Принстоне , сотрудничала с New York Review of Books , The New Yorker , TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах . Впоследствии, все 1990-е годы, писательница несколько месяцев в году проводила в Америке. По её словам, проживание за границей поначалу оказало на неё сильное влияние в языковом аспекте. Она жаловалась на то, как меняется эмигрантский русский язык под влиянием окружающей среды. В своём коротком эссе того времени «Надежда и опора» Толстая приводила примеры обычного разговора в русском магазине на Брайтон-Бич : «Там в разговор постоянно вклиниваются такие слова, как „свисслоуфетный творог“, „послайсить“, „полпаунда чизу“ и „малосольный салмон“». После четырёх месяцев пребывания в Америке Татьяна Никитична отмечала, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках» .

В 1991 году начинает журналистскую деятельность. Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости », сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии . Эссе, очерки и статьи Толстой появляются также в газете «Русский телеграф » . Параллельно с журналистской деятельностью она продолжает издавать книги. В 1998 году выходит книга «Сёстры», где под одной обложкой публикуются рассказы Татьяны Толстой и её сестры Наталии Толстой . Появляются переводы её рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира . В 1998 году стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт» . В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.

2000-2012: роман «Кысь » и телепередача «Школа злословия »

Татьяна Толстая, 2008

В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной . По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России », под руководством Ольги Хмелёвой, был осуществлён проект литературного сериала . В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое» (в сборнике «Двое» также были собраны под одной обложкой рассказы Татьяны и её сестры Наталии). Отмечая коммерческий успех писательницы, Андрей Ашкеров в журнале «Русская жизнь» писал, что общий тираж книг составил около 200 тысяч экземпляров и произведения Татьяны Никитичны стали доступны широкой публике . Толстая получает приз XIV Московской Международной книжной ярмарки в номинации «Проза», а также литературную премию «Триумф » . В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор» .

В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт ». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия», вышедшей в эфире телеканала Культура . Передача получает признание телекритики, и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ» , в категории «Лучшее ток-шоу» .

С 2004 по 2014 гг. передача выходила на телеканале НТВ.

В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы - книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино ». Толстая рассказывала: «Замысел книги родился 30 лет назад. Не без помощи моей старшей сестры… Ей всегда было жалко, что Буратино так быстро продал свою Азбуку, и что о её содержании ничего не было известно. Что за яркие картинки там были? О чём она вообще? Шли годы, я перешла на рассказы, за это время подросла племянница, родила двоих детей. И вот, наконец, на книгу нашлось время. Полузабытый проект был подхвачен моей племянницей, Ольгой Прохоровой» . В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, книга заняла второе место в разделе «Детская литература» .

Творчество Татьяны Толстой

Татьяна Толстая часто рассказывает о том, как начала писать рассказы. В 1982 году у неё были проблемы со зрением, и она решила сделать операцию на глазах, которую в то время проводили с помощью надрезов скальпелем (операция кератотомия). После операции на втором глазу она долгое время не могла находиться при дневном свете.

Так продолжалось долго. Я повесила двойные занавески, выходила на улицу только с наступлением темноты. Ничего не могла делать по дому, ухаживать за детьми не могла. Читать тоже не могла. Через три месяца это всё проходит, и начинаешь видеть так неожиданно чётко… То есть весь импрессионизм уходит, и начинается полный реализм. И вот накануне этого я почувствовала, что могу сесть и написать хороший рассказ - от начала и до конца. Так я начинала писать .

Татьяна Толстая

Писательница говорила, что в число её любимой литературы входит русская классика. В 2008 году её персональный читательский рейтинг составляли Лев Николаевич Толстой , Антон Павлович Чехов и Николай Васильевич Гоголь . На формирование Толстой как писателя и человека сильно повлиял Корней Иванович Чуковский , его статьи, мемуары, воспоминания, книги о языке и переводы. Писательница особенно выделяла такие работы Чуковского, как «Высокое искусство» и «Живой как жизнь», и говорила: «Кто не читал - очень советую, потому что это интереснее, чем детективы, и написано потрясающе. И вообще он был одним из самых гениальных русских критиков» .

Толстую относят к «новой волне» в литературе. В частности, Виталий Вульф писал в своей книге «Серебряный шар» (2003): «В моде писатели „новой волны“: Б. Акунин , Татьяна Толстая, Виктор Пелевин . Талантливые люди, пишущие без снисхождения, без жалости…» . Её называют [кто? ] одним из ярких имён «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова , Олеши , принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я» . Андрей Немзер так высказался об её ранних рассказах: «„Эстетизм“ Толстой был важнее её „морализма“» .

Татьяну Толстую также часто относят к жанру «женской» прозы, наряду с такими писательницами, как Виктория Токарева , Людмила Петрушевская и Валерия Нарбикова . Ия Гурамовна Зумбулидзе в своём исследовании «„Женская проза“ в контексте современной литературы» писала, что «творчество Татьяны Толстой находится в одном ряду с выразителями той тенденции современной русской литературы, которая заключается в синтезе определённых черт реализма , модернизма и постмодернизма » .

Творчество писательницы является объектом большого количества научных исследований. В разные годы её произведениям были посвящены работы Елены Невзглядовой (1986), Петра Вайля и Александра Гениса (1990), Прохоровой Т. Г. (1998), Беловой Е.(1999), Липовецкого М. (2001), Песоцкой С. (2001). В 2001 году была издана монография «Взрывоопасный мир Татьяны Толстой» авторства Гощило Е. , в которой было проведено исследование творчества Татьяны Толстой в культурно-историческом контексте.

Татьяна Толстая активно ведёт личные аккаунты на «Фейсбуке» и в Живом Журнале .

В феврале 2019 года вместе с публицистом Сергеем Николаевичем презентовала новый сборник «33 отеля, или Здравствуй, красивая жизнь!». Помимо рассказов главных героев вечера, в него вошли истории отельных приключений Дениса Драгунского, Людмилы Петрушевской, Алексея Сальникова, Максима Аверина, Виктории Токаревой и даже Филиппа Киркорова.

Период рассказов

Для раннего периода творчества Толстой характерно преобладание таких тем, как общечеловеческие вопросы бытия, «вечных» тем добра и зла, жизни и смерти, выбора пути, взаимоотношения с окружающим миром и своего предназначения . Славина В. А. отмечала, что в творчестве писательницы ощущается тоска по утерянным гуманистическим ценностям в искусстве . Исследователи отмечали, что практически все персонажи Толстой являются мечтателями, которые «застряли» между реальностью и своим вымышленным миром. В рассказах преобладает парадоксальная точка зрения на мир, с помощью сатиры демонстрируется абсурдность некоторых явлений жизни . А. Н. Неминущий в своей работе «Мотив смерти в художественном мире рассказов Т. Толстой» отмечал художественные приёмы воплощения идеи смерти в рассказах писательницы, которые близки к эстетике модерна и постмодерна .

В учебнике «Современная русская литература» отмечалась особенная авторская позиция Толстой, которая выражается в особой литературно-сказочной метафоричности стиля, поэтике неомифологизма, в выборе героев-рассказчиков . Неомифологизм в её произведениях проявлялся и в том, что Толстая использовала фольклорные образы. В рассказе «Свидание с птицей» она использовала известный русский фольклорный образ - птицу Сирин . Александр Генис в «Новой газете » отмечал, что Толстая лучше всех в современной литературе справляется с употреблением метафоры . Автор писал, что в её метафорах есть влияние Олеши, но они более органично встроены в сюжет .

В некоторых других рассказах используется приём противопоставления, контрастов. Рассказы «Милая Шура» и «Круг» построены на противопоставлении света и тьмы (как жизни и смерти), что после находит отражение в более позднем рассказе «Ночь». Смысл антиномии «свет - тьма» в рассказах Татьяны Толстой занимает центральное место и включает: «противопоставление духовного и материального, возвышенного и низменного, живого и мёртвого, бытового и бытийного, мечты и действительности (воображаемого и реального), вечного и сиюминутного, доброго и злого, сострадательного и равнодушного» .

В свет вышло двадцать четыре рассказа писательницы: «На золотом крыльце сидели» (1983), «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Милая Шура» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Факир» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Любишь - не любишь» (1984), «Ночь» (1987), «Круг» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988), «Лимпопо» (1990), «Сюжет» (1991), «Йорик» (2000), «Окошко» (2007). Тринадцать из них составили вышедший в 1987 г. сборник рассказов «На золотом крыльце сидели…» («Факир», «Круг», «Петерс», «Милая Шура», «Река Оккервиль» и др.). В 1988 году - «Сомнамбула в тумане».

Семья

  • Прадед по материнской линии - Борис Михайлович Шапиров , военный врач, деятель Красного креста, лейб-медик Николая II, действительный тайный советник .
  • Дед по материнской линии - Михаил Леонидович Лозинский , литературный переводчик, поэт.
  • Дед по отцовской линии - Алексей Николаевич Толстой , писатель.
  • Бабушка по отцовской линии - Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая , поэтесса.
  • Отец - Никита Алексеевич Толстой , физик, общественный и политический деятель.
  • Мать - Наталья Михайловна Лозинская (Толстая).
  • Сестра - Наталия Никитична Толстая , писательница, преподаватель шведского языка при кафедре скандинавской филологии факультета филологии и искусств СПбГУ.
  • Брат - Иван Никитич Толстой , филолог, историк эмиграции, специализируется на периоде холодной войны. Обозреватель Радио «Свобода» .
  • Брат - Михаил Никитич Толстой , физик, политический и общественный деятель.
  • Дяди - физикохимик Фёдор Фёдорович Волькенштейн и композитор Дмитрий Алексеевич Толстой .
  • Муж - Андрей Валентинович Лебедев , филолог-классик, кандидат филологических наук.
  • Старший сын - Артемий Андреевич Лебедев , дизайнер, художественный руководитель студии Артемия Лебедева , ведёт блог в Живом журнале .
  • Младший сын - Алексей Андреевич Лебедев, фотограф, архитектор компьютерных программ, живёт в США. Женат .

Телевидение

  • С октября 2002 года по 2014 год вместе с Авдотьей Смирновой вела телепередачу «Школа злословия ».
  • Совместно с Александром Масляковым являлась постоянным членом жюри телепроекта «Минута славы » на Первом канале с 2007 года (1-3 сезоны).

Библиография

Библиография Татьяны Толстой представлена следующими сборниками и романами :

  • «На золотом крыльце сидели…»: Рассказы. - М.: Молодая гвардия, 1987. - 198 с.
  • Любишь - не любишь: Рассказы. - М.: Оникс; ОЛМА-пресс, 1997. - 381 с.
  • Сёстры: Эссе, очерки, статьи, рассказы. - М.: Изд. дом «Подкова», 1998. - 392 с. (В соавторстве с Н. Толстой)
  • Река Оккервиль: Рассказы. - М.: Подкова; Эксмо, 2005. - 462 с.
  • Двое. - М.: Подкова, 2001. - 476 с. (В соавторстве с Н. Толстой)
  • Кысь: Роман. - М.: Подкова, 2001. - 318 с.
  • Изюм. - М.: Подкова; Эксмо, 2002. - 381 с.
  • Не кысь: Рассказы, статьи, эссе и интервью Татьяны Толстой. - М.: Эксмо, 2004. - 608 с.
  • Белые стены: Рассказы. - М.: Эксмо, 2004. - 586 с.
  • Кухня «Школы злословия». - М.: Кухня, 2004. - 360 с. (В соавторстве с А. Смирновой)
  • Женский день. - М.: Эксмо; Олимп, 2006. - 380 с.
  • День. Личное. - М.: Эксмо, 2007. - 461 с.
  • Ночь: Рассказы. - М.: Эксмо, 2007. - 413 с.
  • Река: Рассказы и новеллы. - М.: Эксмо, 2007. - 384 с.
  • Кысь. Зверотур. Рассказы. - М.: Эксмо, 2009. - 640 с.
  • Та самая Азбука Буратино. - М.: Розовый жираф, 2011. - 72 с. (В соавторстве с О. Прохоровой)
  • Лёгкие миры: Повести, рассказы, эссе. - М.: Редакция Елены Шубиной, 2014. - 480 с.
  • Девушка в цвету. - М. : АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2015. - 352 с. - 12 000 экз. - ISBN 978-5-17-086711-0 .
  • Невидимая дева. - М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2015. - 471 с.
  • Войлочный век. - М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2015. - 352 с. - 14 000 экз.

В переводе

  • On the Golden Porch, and other stories Alfred A. Knopf, New York, 1989, then Penguin, 1990, ISBN 0-14-012275-3 .
  • The Slynx ISBN 1-59017-196-9
  • White Walls New York Review of Books Classics, 2007, ISBN 1-59017-197-7

Награды

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #119142791 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  2. Internet Speculative Fiction Database - 1995.
  3. Расторгуева Т.М. Татьяна Толстая рассказала библиотекарям Кунгура о творчестве и о себе (неопр.) . iskra-kungur.ru (10 марта 2011). Дата обращения 10 февраля 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.
  4. Сто самых влиятельных женщин России (неопр.) . РИА Новости . Дата обращения 26 января 2012. Архивировано 1 февраля 2012 года.
  5. Татьяна Толстая (неопр.) . vashdosug.ru. Дата обращения 10 февраля 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
  6. Татьяна Никитична Толстая. Биографическая справка (неопр.) . РИА Новости (3 мая 2011). Дата обращения 10 февраля 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
  7. Анна Бражкина. Толстая, Татьяна Никитична (неопр.) . Кругосвет . Дата обращения 10 февраля 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
  8. Татьяна Никитична Толстая (неопр.) . Журнальный зал . Дата обращения 12 февраля 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
  9. Толстая Т. (биография 2) (неопр.) . litra.ru. Дата обращения 10 февраля 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.
  10. Юлия Юзефович. Британский языковой винегрет ("Англия", Великобритания) (неопр.) . rus.ruvr.ru (13 декабря 2011). Дата обращения 10 февраля 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.

03/05/2011

Писатель, публицист, телеведущая Татьяна Никитична Толстая родилась 3 мая 1951 г. в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) в литературной семье. Является внучкой по одной линии – писателя Алексея Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской, по другой - известного литературного переводчика Михаила Лозинского.

После окончания школы Татьяна Толстая поступила в Ленинградский университет на отделение классической филологии (латинский и греческий), который окончила в 1974 г.

Вышла замуж и вслед за мужем, москвичом, переехала в Москву, где устроилась на работу корректором в "Главную редакцию восточной литературы" при издательстве "Наука".

В 1983 г. она написала свой первый рассказ, опубликованный в том же году в журнале "Аврора". Позднее она печаталась в "Новом мире" и других крупных журналах. В последующие годы ею были написаны рассказы "Свидание с птицей" (1983), "Соня" (1984), "Чистый лист" (1984), "Река Оккервиль" (1985), "Охота на мамонта" (1985), "Петерс" (1986), "Спи спокойно, сынок" (1986), "Огонь и пыль" (1986), "Самая любимая" (1986), "Поэт и муза" (1986), "Серафим" (1986), "Вышел месяц из тумана" (1987), "Любишь - не любишь" (1984), "Ночь" (1987), "Пламень небесный" (1987), "Сомнамбула в тумане" (1988), "Лимпопо" (1990), "Сюжет" (1991), "Йорик" (2000), "Окошко" (2007).

В 1987 г. в Москве вышел сборник ее рассказов "На золотом крыльце сидели...", в который вошли тринадцать рассказов Толстой, среди которых: "Милая Шура" (1985), "Факир" (1986), "Круг"(1987) и др. После издания сборника Татьяну Толстую приняли в члены Союза писателей СССР.

Затем у нее вышли сборники рассказов "Любишь - не любишь" (1997), "Сёстры" (в соавторстве с сестрой Наталией Толстой) (1998), "Река Оккервиль" (1999), "День. Личное" (2001), "Ночь" (2001), "Двое" (в соавторстве с Наталией Толстой) (2001), "Изюм" (2002), "Круг" (2003),"Белые стены" (2004), "Женский день" (2006), "Не Кысь" (2007), "Река" (2007), "Кысь. Зверотур. Рассказы" (2009).

В 2000 г. был опубликован первый роман Толстой "Кысь", вызвавший много откликов и ставший очень популярным. По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 г. в эфире государственной радиостанции "Радио России" был осуществлен проект литературного сериала.

Татьяна Толстая известна не только как писатель, но и как журналист. Ее эссе, очерки, статьи, печатавшиеся в 1990-1998 гг. в газетах "Московские новости" и "Русский Телеграф", в 1998 г. были изданы в сборнике "Сестры".

Татьяна Никитична долгое время жила в США, где преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор (город Саратога Спрингз) и Принстоне, сотрудничала с New York review of books, The New-Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах. Вернувшись в конце 1990-х гг. на родину, она занялась литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.

В 2002 г. Толстая принимала участие в телепередаче "Основной инстинкт". С этого же года стала неизменной ведущей (совместно с Дуней Смирновой) телевизионного ток-шоу "Школа злословия" на канале "НТВ". В соавторстве со Смирновой написала книгу "Кухня "Школы злословия".

Татьяна Никитична была постоянным членом жюри шоу "Минута славы" (1-3 сезоны) на Первом канале.

Татьяна Толстая - лауреат премии "Триумф" за 2001 г.

В 2003 г. она была удостоена награды в области телевидения "ТЭФИ".

В 2010 г. стала обладателем приза в номинации "Новая культура новой Европы", который ей был вручен на ХХ Международном экономическом форуме в польском городе Крыница-Здруй (Малопольское воеводство).

У Татьяны Толстой два сына: Артемий Лебедев, дизайнер, художественный руководитель Студии Артемия Лебедева, и Алексей Лебедев, фотограф, архитектор компьютерных программ. Живет в США.

Одна из ста самых влиятельных женщин России, писательница, ставшая ярким событием в современной русской литературе. Будучи наследницей известной фамилии, она достойно продолжает дело своих знаменитых предков, прославившихся на литературном поприще.

В своих произведениях она затрагивает самые волнующие темы и делает читателя своим собеседником, предельно уважительно относясь к нему. Писательница, истинный мастер слова, литературный критик, журналист, замечательная жена и мать, которой семейная жизнь не только мешает, но и помогает развиваться дальше и уверенно держаться в топе лучших, – Татьяна Никитична Толстая. Биография этой женщины будет рассмотрена в настоящей статье.

Будущий филолог, Телец по знаку зодиака, Таня родилась 3 мая 1951 года в северной столице. Ее родители были уважаемыми людьми: отец – доктор физических наук, мать – поэтесса. Кроме Татьяны в семье подрастало шестеро братьев и сестер. Оба деда Татьяны были писателями, а среди прадедов были врач и тайный советник. Знаменитый Лев Толстой – ее семиюродный дедушка.

В детстве девочка очень любила читать. Целые дни она проводила с книжками и учебниками по литературе. И после окончания школы без сомнений решила выбрать филологический факультет СПбГУ. Учеба давалась Тане достаточно легко, несмотря на то, что выбрала она отделение классической филологии, где уклон был на латынь и греческий язык. Но девушка успешно со всем справлялась.

Получив диплом о высшем образовании, будущая писательница сразу вышла замуж и вместе с супругом переехала в Москву, где устроилась работать в редакцию восточной литературы. На этой должности Татьяна Никитична проработала достаточно долго, почти 10 лет.

Случилось это при весьма необычных обстоятельствах. В 1983 году ей сделали серьезную операцию на глазах, после которой молодой женщине пришлось месяц лежать с повязкой. Именно тогда в голове Толстой начали рождаться идеи и образы будущих рассказов. Она их представляла достаточно ярко. Когда ей разрешили читать и брать в руки карандаш, Татьяна Никитична перенесла все свои мысли на бумагу и поняла, что это нечто стоящее.

К вершине успеха

1983-й стал годом начала ее литературной карьеры. На страницах журнала «Аврора» был опубликован рассказ «На золотом крыльце сидели…», который был признан самым успешным литературным дебютом года. Литературные критики и читатели тепло приняли прозу писательницы, по всей России начали обсуждать новое имя в литературе.

Вскоре успех ожидал и другие ее рассказы:

  • «Соня».
  • «Любишь – не любишь».
  • «Чистый лист» и другие.

Однако были те, кто отзывался о сборнике не очень положительно. Писательницу обвиняли в «густоте» сюжетов рассказов, чрезмерной шаблонности и слишком глубоком анализе и синтезе, характерных для ее произведений. Несмотря на это, Толстая была принята в Союз писателей Советского Союза.

Произведения Татьяны Никитичны неоднократно отмечались премиями и наградами. Круг ее читателей с каждым годом расширялся, а имя нового человека в литературе стали обсуждать чаще.

В конце 80-х годов Татьяна Толстая решает уехать за границу, куда ее пригласили читать лекции по русской литературе. Работая в колледже в Соединенных Штатах, писательница начала раскрывать в себе все больше возможностей, глубже узнавать людей и получать больше практического опыта.

До конца XX века Татьяна работала в зарубежных университетах, где в то время возрос интерес к изучению языка и литературы. Именно тогда Толстая начала слышать и анализировать «гибридность» русских слов, оценивать возможность их перевода на иностранный язык.

Но Толстая не забывала и о России. Проживая за рубежом, она периодически отправляла свои работы (статьи, очерки, обзоры) в Москву, где печаталась в газете «Московские новости». У нее даже была своя авторская колонка. Параллельно писательница занималась переводом собственных рассказов, благодаря чему начала приобретать мировую славу.

В начале 2000-х годов Татьяна Никитична вернулась в Москву и начала работать журналистом и преподавателем в университете. С этого же времени начинают с успехом выходить ее книги. Всего на данный момент опубликовано 14 книг. Среди них:

  • «День. Личное» (2007 год).
  • «Сестры» (1998 год).
  • «Кысь» (2001 год).
  • «Легкие миры» (2014 год).
  • «Войлочный век» (2015 год) и другие.

В своем творчестве писательница всегда выбирала общечеловеческие темы зла и добра, смерти и жизни, отношений между поколениями. Со временем герои ее произведений становились более разнообразными и глубокими. Так, у нее можно встретить и сумасшедших бабушек, и слабоумных инвалидов, и людей, оказавшихся в трудных, нечеловеческих условиях.

Телеуспех

В начале XXI века Татьяна Никитична все чаще стала появляться на телеэкранах. Всенародную славу и успех ей принесла передача «Школа злословия», которую Толстая вела вместе с Авдотьей Смирновой. За свою программу ведущим была вручена высшая награда в области журналистики – «ТЭФИ».

Кроме того, известную писательницу часто приглашают в качестве эксперта в жюри различных телешоу. Например, с ее участием на одном из центральных каналов выходило шоу талантов «Минута славы».

Помимо художественных произведений и критических статей Татьяна Никитична выпустила книгу о кулинарии, в которой поделилась секретами «личной кухни», собственными фотографиями и цитатами.

Семейное счастье

Личная жизнь Татьяны Никитичны никогда не была бурной, все в ней шло размеренно. Со своим первым и единственным мужем Толстая познакомилась, будучи студенткой, и сразу после окончания университета вышла за него замуж. Ее избранником стал Андрей Лебедев, в браке с которым у нее родились двое мальчишек: Артемий и Алексей. Старший впоследствии стал известным дизайнером, младший – компьютерным (системным) архитектором.

Сегодня Татьяна Никитична по-прежнему идет своим путем в литературе. Правда, ей не чужды и современные технологии: писательница освоила блогинг. Сегодня в Сети можно прочитать ее тексты, подписаться на ее страницы и периодически получать новости и материалы из личных блогов писательницы.

Кроме того, Толстая уделяет большое внимание творческим встречам со своими читателями. Она считает, что живое общение приносит больше полезных эмоций и помогает людям приобщиться к литературе и более глубоко ее постичь. Автор: Анастасия Кайкова