Урок искусства какие знания дает искусство. Какие знания дает искусство. Какие знания даёт искусство

Конспект урока «Искусство» в 9 классе «Какие знания даёт искусство?»

(урок открытия новых знаний, с методами исследования и поиском решения поставленных задач, созданием проблемных ситуаций)

1 Организационный момент. Мотивация.

Звучит «песня волшебный мир искусства».

Учитель

Здравствуйте, уважаемые учащиеся, уважаемые учителя, гости сегодняшнего урока.

Я приглашаю вас в волшебный мир искусства. Приглашаю вас в путешествие к познанию мира через искусство.

Я надеюсь, что этот урок будет продуктивным и у нас всё получится. Дело тогда имеет результат, если каждый в это дело вложит частичку своего труда. Значит, от каждого из вас зависит итог нашего общения. Когда то Конфуций сказал: «Если я каждый день буду приносить горсть земли, то я в конце создам гору.»

2. Актуализация знаний.

На начальном этапе нашего урока я попрошу вас вспомнить

Какие виды искусства вы знаете!

(ответы детей)-музыка, живопись, литература, скультура, театр, кино, декоративно- прикладное искусство и т. д.

1 слайд

Наш урок я хотела бы начать словами из нашего параграфа.

Искусство помогает людям обратить на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с иной стороны.

Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно, ненавязчиво.

3. Создание проблемной ситуации.

Учитель:

Итак два слова.

Искусство. Знания.(прикрепляем слова на доске)

Учитель: предлагаю соединить два этих слова в одно предложение. Оно очень короткое!!!(подсказка лежит на поверхности)

Ваши варианты.

2 слайд

Итак предлагаю записать тему урока: «Какие знания даёт искусство?»

Предлагаю выявить проблему, которую мы должны решить за урок

Вам даны слова для справок

3 слайд знания, прошлое, искусство, наука,воплощение, будущее, реальность, (1 мин)

Обсуждение предположений (1 мин)

4 слайд Знания, полученные в прошлом в разных видах искусства, нашли своё научное подтверждение в будущем.

4. Целеполагание

Итак нам предстоит соединить уже три слова – наука знания искусство

И сформулировать цель урока (работа детей предположение)

5 слайд

«Выявить и исследовать научные знания в искусстве!»

5. Этап первичных усвоений знаний.

область изучения живопись (табличка на доске)

6 слайд Перед вами картина Ж.. Э. Лиотара «Шоколадница». Внимательно рассмотрите весь фон этой картины, что вы можете сказать?

Ответы детей (Разложение света на 7 цветов спектра)

7 слайд

Учитель: Да, ребята! Художник Лиотар разложил свет по законам, в то время еще не известным физике.

Учитель: Внимание на экран!

Демонстрация ролика о разложении света.(первичное закрепление знаний)

8 слайд Художник В. Кандинский разработал теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии.

9 слайд

Учитель Давайте проверим свои ощущения. Влияет ли цвет на нас. (первичная проверка знаний)

10 слайд Красный

11 слайд Синий

12 слайд Зелёный

13 слайд Жёлтый

14 слайд Белый

15 слайд Чёрный

16 слайд Работа у доски(первичное закрепление знаний)- соответствие

Вопросы: Почему потолок именно белый?

Какие цвета у вас преобладают в зале и в спальной комнате?

17 слайд Техника письма художника ВАН ГОГА

Задача: исследовать технику и выдвинуть предположения!

Один ученик приглашается к доске и ставит точку на полотне продлевая её, выводом служит, что линия получается полукруглая,(первичная проверка знаний) а это значит…..

Учитель: Читаем в учебнике….. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока. Теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных становится именно турбулентность.

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника В. Ван Гога, утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Внимание на экран!

Демонстрация ролика – первичное закрепление знаний.

Область изучения –ЛИТЕРАТУРА

18 слайд

Учитель:

Нам предстоит познакомиться с 2 литературными произведениями.

Отрывок из них- произведения А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» у вас находится на столе. Я попрошу вас ознакомиться с текстом и предположить, что же изобрёл Гарин?(2 мин)

Учитель: Кто же такой Жюль Верн? И что он изобрёл, кто знает?

Ответы детей (подсказка в слайде.)

Слайд 20

Учитель:

  • В своих произведениях Ж. Верн предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе акваланги, телевидение и космические полёты. А также:
  • Электрический стул
  • Самолёт.
  • Вертолёт.
  • Полёты в космос, в том числе на Луну.
  • Видеосвязь и телевидение.
  • и многое другое

Слайд 21 Область изучения Вселенная

А. Эйнштейн, создатель теории относительности, сказал, что Вселенная – слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Докажите, что это высказывание верно!

Ответы детей –первичная проверка знаний

Область изучения – музыка

Слайд 22

Учитель: Выдающийся музыкант, основоположник классицизма в музыке. Он является основателем строгих законов музыки.- это И. С. Бах.

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. - фуга - жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.(первичное усвоение знаний)

Проблемная ситуация. Охарактеризуйте друзей в классе по яркости их личности.

Послушайте фугу. Какие ассоциации вызывает у вас музыка?(закрепление знаний) Слшание муз фрагмента.

Слайд 23

Доказательством предположения Энштейна и Баха будет служить наш опыт. Работает 3 группы в рядах и одна с учителем

Песочная композиция(закрепление знаний)

Слайд 24 Кто это? (проблемная ситуация)

научные открытия Леонардо и живопись неразделимы, поэтому мы приблизим науку к живописи.

Учитель: На столах у вас лежат тексты с открытиями Леонардо да Винчи.

Попрошу повернуться друг к другу по 4 человека и обсудить открытия в трёх группах.

1 читает, все слушают (1 мин) делаем выводы.

Беседа о прочитанном

Проблемная ситуация.

Многие открытия Леонардо да Винчи не нашли своё отражение в жизни. Как вы думаете в чём кроется причина?

4. Обобщение результатов. Рефлексия.

Учитель:

Наши научные исследования в искусстве завершены, но в рамках только одного урока.

Подведём некоторые итоги

ВОПРОС: Что же помогает этим людям предугадывать события?

Ответы детей

Учитель: Это качество может быть только у людей с хорошо развитым образным мышлением. Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей - людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются.

Слайд 27

Вернёмся к проблеме

Знания, полученные в разных видах искусства, нашли своё научное подтверждение в будущем.

Доказали ли мы это? Справились ли мы с поставленной целью?

А теперь проверка знаний- я предлагаю их проверить тестированием

Слайд 28- 29

Слайд 30

  1. Поменяйтесь тестами и проверьте

Работы друг- друга.

  1. Инсталляция из бабочек.
  2. Притча о полном стакане.

Слайд 31

5 Домашнее задание

Художественно- творческое задание

Стр. 125 Приведите другие примеры научных знаний в произведениях искусства.

Спасибо за урок!!!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Какие знания дает искусство

А) нет Б) да

2. Что предсказал русский писатель А.Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина»?________________

Какие знания дает искусство

1.Верно ли выражение «любое художественное произведение устремлено в будущее»?

А) нет Б) да

2. Какое научное знание отразил в картине «Шоколадница» Жан Этьен Лиотар?

3. Какую теорию разработал в своих картинах русский художник В.Кандинский? А) влияние цвета на эмоции человека Б) теорию построения подводной лодки

В) теорию влияния индивидуальности ученого на его исследования

4. Каким даром обладал французский художник В.Ван Гог? А) турбулентностью Б) видел воздушные потоки В) делал научные открытия

Какие знания дает искусство

1.Верно ли выражение «любое художественное произведение устремлено в будущее»?

А) нет Б) да

2. Какое научное знание отразил в картине «Шоколадница» Жан Этьен Лиотар?

______________________________________________

2. Что предсказал русский писатель А.Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина»?_______________

3. Какую теорию разработал в своих картинах русский художник В.Кандинский? А) влияние цвета на эмоции человека Б) теорию построения подводной лодки

В) теорию влияния индивидуальности ученого на его исследования

4. Каким даром обладал французский художник В.Ван Гог? А) турбулентностью Б) видел воздушные потоки В) делал научные открытия

Какие знания дает искусство

1.Верно ли выражение «любое художественное произведение устремлено в будущее»?

А) нет Б) да

2. Какое научное знание отразил в картине «Шоколадница» Жан Этьен Лиотар?

______________________________________________

2. Что предсказал русский писатель А.Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина»?_________________

3. Какую теорию разработал в своих картинах русский художник В.Кандинский? А) влияние цвета на эмоции человека Б) теорию построения подводной лодки

В) теорию влияния индивидуальности ученого на его исследования

4. Каким даром обладал французский художник В.Ван Гог? А) турбулентностью Б) видел воздушные потоки В) делал научные открытия

Какие знания дает искусство

1.Верно ли выражение «любое художественное произведение устремлено в будущее»?

А) нет Б) да

2. Какое научное знание отразил в картине «Шоколадница» Жан Этьен Лиотар?

_______________________________________

2. Что предсказал русский писатель А.Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина»? _______________

3. Какую теорию разработал в своих картинах русский художник В.Кандинский? А) влияние цвета на эмоции человека Б) теорию построения подводной лодки

В) теорию влияния индивидуальности ученого на его исследования

4. Каким даром обладал французский художник В.Ван Гог? А) турбулентностью Б) видел воздушные потоки В) делал научные открытия

Какие знания дает искусство

1.Верно ли выражение «любое художественное произведение устремлено в будущее»?

А) нет Б) да

2. Какое научное знание отразил в картине «Шоколадница» Жан Этьен Лиотар?

______________________________________________

2. Что предсказал русский писатель А.Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина»?_____________

3. Какую теорию разработал в своих картинах русский художник В.Кандинский? А) влияние цвета на эмоции человека Б) теорию построения подводной лодки

В) теорию влияния индивидуальности ученого на его исследования

4. Каким даром обладал французский художник В.Ван Гог? А) турбулентностью Б) видел воздушные потоки В) делал научные открытия

11. Какие знания дает искусство

1.Верно ли выражение « любое художественное произведение устремлено в будущее»?

А) нет Б) да

2.Какое научное знание отразил в картине «Шоколадница» Жан Этьен Лиотар?

____________________________________________

3. Что предсказал русский писатель А.Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина»?

____________________________________________

4. Какую теорию разработал в своих картинах русский художник В.Кандинский?

А) влияние цвета на эмоции человека

Б) теорию построения подводной лодки

В) теорию влияния индивидуальности ученого на его исследования

5. Каким даром обладал французский художник В.Ван Гог?

А) турбулентностью

Б) видел воздушные потоки

В) делал научные открытия

6. . И. С. Бах написал многоголосное произведение, которое называется_________


Искусство предвосхищает будущее

Дар предвосхищения

В древнегреческой мифологии рассказывается о дочери троянского царя - Кассандре, которую Аполлон сначала наградил даром пророчества, а потом, когда девушка отвергла его любовь, сделал так, что люди перестали ей верить. Поэтому, когда Кассандра, предсказывая гибель Трои, пыталась предупредить троянцев об опасности, которая таится в деревянном коне, ей никто не верил. И Троя, как известно, действительно погибла. Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным.

Так же порой происходит и с произведениями искусства и литературы. Некоторые их создатели обладают удивительным даром предсказывать будущее, но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются.

Что же помогает этим людям предугадывать события? Может быть, интуиция? Умение сделать предположение, решить проблему, не имея всех необходимых данных, которые в этом случае домысливаются? Это качество может быть только у людей с хорошо развитым образным мышлением.

Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей - людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются.

Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса и др. Энергия искусства пробуждает чувства и сознание и авторов произведений, и людей, их воспринимающих.

Не менее важны произведения искусства, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее.

Вспомните сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

Объясните понятия: иносказание, метафора, аллегория, олицетворение - на примере известных вам произведений разных видов искусства.

Какие знания даёт искусство?

Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны. Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно ненавязчиво.

В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.

Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки, а русский писатель XX в. А. Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» - появление лазера.

Художник В. Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

Многие произведения литературы, кино, театра, рассказывающие о научных открытиях (например, фильм «Девять дней одного года» режиссера М. Ромма, по роману Д. Гранина «Иду на грозу» и др.), не научат ставить эксперименты или делать опыты. Но из них узнают, какие разные по своему характеру люди занимаются наукой, как от индивидуальности ученого зависит путь исследования и как опасно, когда в науку проникают далекие от ее интересов личности.

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника В. ван Гога, утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. - фуга - жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная - слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

Предсказания в искусстве

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).

Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, исторические события, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты. Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.).

Слайд 2

Дар предвосхищения предполагает способность человека воспринимать будущие чувства и отношения, мысли и идеи, события и открытия, свидетельствуя другим людям о том. Что уже доступно обладателю этого дара.

Слайд 3

Миф о Кассандре

Дочь троянскогоцаря – Кассандра была награждена Аполлоном даром пророчества, а потом, когда девушка отвергла его любовь, сделал так, что люди перестали ей верить. Поэтому, когда Кассандра, предсказывая гибель Трои, пыталась предупредить троянцев об опасности, которая таится в деревянном коне, ей никто не верил. И Троя, как известно, действительно погибла. Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным.

Слайд 4

Иносказание - высказывание, выражение, содержащее скрытый смысл, намек. Фразеологизм «пророчество Кассандры» означает: -пророчество, которому не верят -слова, которые дают возможность предотвратить неприятность в будущем «Кассандрами» зовут всех тех, кто берет на себя роль прорицателя будущего, предсказателя зловещих событий, которые кажутся маловероятными. Эвелин де Морган. Кассандра

Слайд 5

Так же порой происходит и с произведениями искусства и литературы. Некоторые их создатели обладают удивительным даром предсказывать будущее, но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются. - Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей - людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются. Альбрехт Дюрер1471 - 1528

Слайд 6

Гравюра «Четыре всадника»

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.

Слайд 7

Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса.

Жюль Габриэль Верн (1828 – 1905) – французский писатель и географ, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики. Предвосхитил появление видеосвязи и телевидения, самолета и вертолета, изобретение акваланга, полеты в космос, подводной лодки. Все предвидения писателя являются результатом блестящего самообразования.

Слайд 8

Домашнее задание

Вспомните сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего. Объясните понятия: иносказание, метафора, аллегория, олицетворение - на примере известных вам произведений разных видов искусства.

Слайд 9

Какие знания дает искусство?

Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны.

Слайд 10

В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.

Слайд 11

Жан Этье́н Лиота́р; род. 22 декабря 1702, Женева - 1789, Женева) - швейцарский художник 18 века.

Слайд 12

Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944) - выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

Слайд 13

Слайд 14

Винсент Ван Гог

(1853 – 1890) Всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.

Слайд 15

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения Винсента Ван Гога утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.

Слайд 16

Вороны над пшеничным полем

  • Слайд 17

    Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. - фуга - жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха (немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог).

    Слайд 18

    Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная - слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной. Альберт Эйнштейн 14 марта 1879 - 18 апреля 1955

    Слайд 19

    Многие произведения литературы, кино, театра, рассказывающие о научных открытиях (например, фильм «Девять дней одного года» режиссера М. Ромма, по роману Д. Гранина «Иду на грозу» и др.), не научат ставить эксперименты или делать опыты. Но из них узнают, какие разные по своему характеру люди занимаются наукой, как от индивидуальности ученого зависит путь исследования и как опасно, когда в науку проникают далекие от ее интересов личности.

    Слайд 20

    Жюль Габриэль Верн (1828 – 1905)

    Одним из первых поднял вопрос о нравственной стороне научных открытий, вопрос, который в 20 веке был во главе угла: быть или не быть человечеству в связи с созданием атомной и водородной бомбы.

    Слайд 21

    В ряде романов «Властелин мира» 1904г., «Пятьсот лет Бегумы»1879г. Появляется тип ученого, стремящегося с помощью своих изобретений подчинить весь мир.

    Слайд 22

    В таких произведениях, как «Равнение на знамя» 1896г. и «Необыкновенное приключение экспедиции Барсака»1914 г. писатель показал другую трагедию: -ученый становится орудием тиранов. 20 век оставил немало примеров того, как ученый в условиях застенка, вынужден был работать над изобретением истребляющих веществ и орудий.

    Слайд 23

    Домашнее задание

    Приведите другие примеры научного значения художественного знания. Послушайте фугу И.-С.Баха. Какие ассоциации у вас вызывает эта музыка?

    Слайд 24

    Интернет – ресурсы

    http://top-antropos.com/mythology/greek/item/75-kassandra http://piarbook.ru/zhyul-vern.html http://www.liveinternet.ru/tags/jean-etienne+liotard/ http://smallbay.ru/kandinsky.html http://www.impressionism.ru/images/Gogh/starrynight.jpg http://www.calend.ru/person/1632/ http://fantlab.ru/edition3174 http://www.livelib.ru/series/16116/~2

    Посмотреть все слайды

    Какие знания дает искусство? Очень интересный вопрос. Если никогда об этом не задумываешься, то с ходу и не ответишь. Особенно, если вопрос поставлен именно так: "какие знания дает искусство", а не "какие знания дает занятие искусством". Ну что ж, давайте по рассуждаем.

    Если подходить к вопросу, как говорится "в лоб", то искусство как таковое никакого знания не дает вообще. Оно скорее сродни какой-либо абстрактной философской категории. Искусство вроде бы есть, но оно способно удовлетворить только другие абстрактные философские категории, такие как эстетика, этика и тому подобное. Короче говоря, искусство удовлетворяет высокие порывы души, но материального ничего не несет. Однако, такие вопросы мы затрагивать не будем. Нам нужна лишь утилитарная, практическая сторона вопроса, какие знания дает искусство. Для начала придется сузить рамки поиска, поскольку искусство танца - это тоже искусство. Давайте условно сузим рамки до тематики сайта, а это одно только изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Вот и давайте разберемся, какие знания может дать искусство в виде одних только картинок.

    Значит, первое, что здесь бросается в глаза - это цвет. Значит изобразительное и декоративно-прикладное искусство дает понятие о цвете, а при ближайшем рассмотрении окажется, что по картинам можно изучать и законы восприятия цвета. Уже умолчим о законах цветоналожения, законах взаимодействия цветов между собой и тому подобное.

    Фрукты выглядят такими яркими и сочными только лишь потому, что их окружает соответствующий фон: оранжевые фрукты в теплых тонах окружает холодный фиолетоватый цвет, а фиолетовый цвет является контрастным к оранжевому. Здесь мы видим хороший пример контрастов темного к светлому, холодного к теплому.

    Далее и основное - это композиция. Здесь вашему вниманию открываются знания об удивительных закономерностях пропорций, гармонии, в том числе природных пропорций. Также вам становятся доступны знания о принципах расположения предметов на плоскости так, чтобы это было приятно глазу наблюдателя. Вы сможете узнать все о "божественных пропорциях", а также поймете то, почему многие вещи выглядят именно так, а не иначе. Ведь фома и размеры, к примеру, античных амфор выбраны не из-за одного только функционального назначения.

    Пропорции амфор, как оказалось, предмет отдельного изучения ученых

    По картинам многих древних и старых мастеров можно легко изучать геометрию и перспективу. Например, мастера Возрождения очень много внимания уделяли перспективе и пропорциям, стремились к абсолютной гармоничной красоте настолько, насколько могли. Здесь и искусство архитектуры говорит само за себя. По романским и готическим храмам, как утверждают некоторые исследователи, вообще можно изучать устройство Вселенной.

    Если по европейской архитектуре только можно изучать устройство Вселенной, то большинство памятников восточной архитектуры полностью повторяют ее устройство, отражают мировоззрение жителей Востока. Вот, например, мандала Калачакры, являющаяся проекцией дворца на плоскость , - классический образец древнеиндийских многоэтажных построек и буддийских ступ и храмов. Но только при виде сверху. Так что искусство искусством, но в нем далеко не все просто так.

    Без подписи

    Еще какие знания дает искусство?

    Кроме философии, мифологии и религиоведения, которые мы не будем затрагивать, есть еще история, о которой мы сейчас скажем в двух словах. Ну историю по одним только картинкам выучить трудно, потому что художники картины все же идеализируют, а вот по портретам разных исторических лиц можно изучить много чего. Начнем с того, что на картинах изображены реальные, некогда жившие люди. Немного приукрашенные, но других их изображений, извините, нет. Далее, на картинах вы можете увидеть всю историю костюма, причесок, наград, оружия, техники. А также часто попадается ботаника, зоология, анатомия.

    Вы же не считаете, что фотография существовала всегда? Поэтому до ее появления наука всегда была сопряжена с искусством. Любое научное открытие всегда сопровождалось какими-то зарисовками. А вы еще спрашиваете, какие знания дает искусство.

    Слева направо: ботанические зарисовки, анатомические рисунки

    К сожалению в одной маленькой статье всего, что дает искусство, не объять. Пр всем при том, что искусство наукой никогда не было. Это - ремесло, и тут все зависит не от способностей ума, а от долгой и изнурительной работы над собой. Потому что в истории еще не было случаев, чтобы кто-то просто взял и начал творить, да так, что все ахнули. Любому творчеству предшествует работа над собой. Искусство - это ремесло, и оно зависит от мастерства, а мастерство оттачивается годами, поколение за поколением.

    Надеемся, мы ответили на вопрос, какие знания дает искусство?

    Дар предвосхищения. Какие знания даёт искусство?

    Урок искусства в 9 классе

    Цели урока: дать представление о знаниях, которые получают учёные с помощью живописи, музыки, литературы и других видов и жанров искусства; познакомить учащихся с объектами искусства, повлиявшими на науку и открытия, научить определять их в произведениях искусства, указывать роль данных примеров для научного знания; расширять кругозор учащихся, способствовать развитию творческого мышления

    Эвелин де Морган. Кассандра

    Организационный момент

    Вступление учителя

    Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным. Известно ли вам, чем была известна эта прорицательница? Послушаем рассказ о Кассандре. (Сообщение подготовленного учащегося).

    Так же порой происходит и с произведениями искусства и литературы . Некоторые их создатели обладают удивительным даром предсказывать будущее , но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются.

    3 Дар предвосхищения.

    Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей — людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются.
    Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса и др .

    Можете ли вы привести примеры, когда искусство предвосхищает будущее?(Учащиеся говорят о сказках, фантастике). Значит, энергия искусства пробуждает чувства и сознание, и авторов произведений, и людей, их воспринимающих.

    Не менее важны произведения искусства, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее.

    Задание 1 Рассмотрите иллюстрации.
    . Вспомните сказки события будущего.

    Объясните понятия: иносказание, метафора , аллегория, олицетворение — на примере известных вам произведений разных видов искусства.

    (Волшебные предметы, помогающие героям сказок, предсказали появление машин, самолёта, мультиварки, телевизора и других бытовых предметов)


    4. Какие знания даёт искусство? Попробуем ответить на этот вопрос, используя следующие знания.
    В истории человечества искусство не раз открывало знания , имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.

    Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки, а русский писатель XX в. А. Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» — появление лазера. Художник В. Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).


    Ван Гог «Вороны над пшеничным полем»

    Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника В. ван Гога, утверждают, что своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в.

    Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. — фуга — жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная — слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

    5 Заключение.

    Задание 2

    Как вы теперь ответите на вопрос: Какие знания даёт искусство?

    Ответ запишите в тетради.

    6 Домашнее задание:

    Вспомните сказки , народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

    Приведите примеры научного значения художественного знания.