Что учился пословица. Как пословицы и поговорки учат читать? Пословицы о дружбе

Пословицы и поговорки — это то, что передается из поколения в поколение семейными традициями и мудростью поколений. Несмотря на то, что у разных народов на разных языках есть свои пословицы и поговорки, во многом все они перекликаются и объединяются общим смыслом и значением.

Лично я даже и не заметила когда это началось, но я сама невероятно часто разговариваю с детьми, употребляя пословицы или поговорки. И что приятно, взрослея, дети также, незаметно для себя, применяют их в своей речи.

Поговорим сегодня о пословицах и поговорках для детей.

Что такое пословицы и поговорки

Поговорки и пословицы — это краткие изречения, несущие в себе народную мудрость. Считается, что эти изречения придуманы народом, а их поучительное содержание закреплено многовековым опытом. Издавна люди отражали в своих высказываниях обычаи и традиции, принятые в их жизни, а также высмеивали человеческие пороки: глупость, зависть, жадность и т.д. Смысл пословиц заключается в том, чтобы передавать опыт народа будущим поколениям, а суть пословиц – научить потомков «уму — разуму», сделать так, чтобы они учились на чужих ошибках, и имели возможность избежать своих собственных. Кроме того, народные изречения делают наш язык более красноречивым, живым, украшают речь.

Первые найденные книги с пословицами и поговорками датированы 2500 г. Их находили еще в Древнем Египте. Уже тогда люди тщательно вели поучительные записи для последующих поколений.

Много поговорок взяты из произведений великих русских поэтов и писателей. Например, в произведении Грибоедова А.С. «Горе от ума» насчитывается более двух десятков фраз и выражений, ставших «крылатыми».

Пословицы и поговорки в сказках

На основе пословиц сложено множество сказок и басен. Много народных изречений можно найти в детских сказках. Например, пословица к сказке «Лягушка-путешественница»: «Всякая сорока от своего языка погибает» . А вот – к сказке «Кот в сапогах» — «Дорого то, что делается вовремя». Большое количество крылатых выражений можно почерпнуть из Библии, особенно в ее ветхозаветной части.

Самый крупный сборник пословиц и поговорок в нашей стране – это сборник, созданный в 19 веке русским филологом Владимиром Далем, который изучал народные изречения около 20 лет. Книга содержит более 30 000 изречений, которые распределены в специальные тематические разделы.

Пословицы и поговорки отличаются друг от друга целью своего высказывания, хотя частенько их путают.

Чем отличаются пословицы от поговорок

Давайте разберемся в том, чем отличаются пословицы и поговорки.

Пословицы. Какие они?

Пословица — это краткое изречение, воплощающее в себе поучительную мудрость народа. Пословица — заключает в себе законченную мысль.

  • применяются к различным жизненным явлениям;
  • имеют две части, рифмующиеся между собой;
  • содержит нравоучение или предостережение;
  • является предложением.

Пример пословицы: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

А поговорки? Это что такое?

Поговорка – это просто фраза или словосочетание, полные красноречия, но не содержащие поучений. Они могут быть заменены любыми другими словами по смыслу. Поговорка, в большинстве своем, лишь часть суждения. Пример поговорки: «Положить зубы на полку».

И пословицы и поговорки — украшают человеческую речь и учат мудрости молодые поколения. Обычно, пословицы разделяются на несколько тем, чтобы проще было их находить и изучать. Приведем несколько примеров.

Пословицы о Родине

  • Своя земля и в горсти мила;
  • Нет в мире краше Родины нашей;
  • Родина – мать, чужбина – мачеха.
  • За морем теплее, а у нас светлее.
  • Человек без Родины — соловей без песни.
  • Глупа та птица, которой гнездо свое немило.
  • Родной край – сердцу рай.
  • Мала птица, а и та свое гнездо бережет.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.

Пословицы про дом

  • В гостях хорошо, а дома лучше;
  • Коли изба крива – хозяйка плоха;
  • На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
  • Мой дом –моя крепость.
  • В каждой избушке свои погремушки.
  • Добрая жена дом сбережет, а худая рукавом растрясет.
  • Дом вести, не лапти плести.
  • Дома и стены помогают.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • За горами хорошо петь песни, а жить дома лучше.
  • Дома — как хочешь, а в людях — как велят.

Пословицы о дружбе

  • Брат брата не выдаст;
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось;
  • Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.
  • Дружба – не гриб, в лесу не найдешь.
  • Верный друг лучше сотни слуг.
  • Дружба — дружбой, а служба службой.
  • Ищи друзей, а враги сами найдутся.
  • С кем поведешься, от того и наберешься.
  • Будете друг за дружку держаться — можете ничего не бояться.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Все за одного, один за всех.
  • Друзья познаются в беде.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Друг спорит, недруг поддакивает.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Один в поле не воин.
  • Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
  • Одна пчела много мёду не принесёт.
  • С тем не ужиться, кто любит браниться.

Пословицы про семью и детей

  • В дружной семье и в холод тепло;
  • За общим семейным столом еда вкуснее;
  • В своем доме и стены помогают.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Семья в куче — не страшна и туча.
  • Согласие да лад в семье клад.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • Дерево держится корнями, а человек семьей.
  • Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.
  • Материнская молитва со дна моря достает.
  • Отца с матерью почитать - горя не знать.
  • Семьей дорожить - счастливым быть.
  • Свои люди - сочтемся.
  • Сердце матери греет лучше солнца.
  • Хоть тесно, да лучше вместе.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • Где мир да лад, там и Божья благодать.
  • Где совет - там и свет, где согласье - там и Бог.
  • Доброе братство лучше богатства.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  • Изба детьми весела.
  • Птица рада весне, а дитя - матери.
  • Послушному сыну родительский наказ не тягостен.
  • Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.
  • Где любовь, тут и Бог.

Пословицы про животных

Во все времена люди учились на примере братьев наших меньших. Вот подборка поучительных пословиц, основанных на использовании образов животных.

  • Бодливой корове бог рог не дает;
  • Волка ноги кормят;
  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Знай, сверчок, свой шесток.
  • И волки сыты, и овцы целы.
  • Каждый кулик своё болото хвалит.
  • Маленькая собачка — до старости щенок.
  • На ловца и зверь бежит.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Не всё коту Масленица.
  • С волками жить — по-волчьи выть.
  • Соловья баснями не кормят.
  • Собака на сене — сама не ест и другим не даёт

Пословицы о труде

  • Делу время – потехе час;
  • Глаза боятся, а руки делают;
  • Кто рано встает, тому Бог подает.
  • Трудолюбив — как муравей.
  • Куй железо, пока горячо.
  • Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Кто рано встает, тому Бог дает.
  • Кончил дело — гуляй смело.
  • Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
  • Дело мастера боится.
  • Терпение и труд всё перетрут.
  • От трудов праведных не нажить палат каменных.
  • Труд кормит, а лень портит.

Пословицы для детей

  • В родной семье и каша гуще;
  • Большому куску и рот радуется;
  • Не зная броду – не лезь в воду.
  • Детство время золотое.
  • За общим столом еда вкуснее.
  • В здоровом теле — здоровый дух.
  • Мал да удал.
  • У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
  • Посеешь привычку — вырастишь характер.
  • Любить хорошо взаимно.
  • Всё хорошо, что хорошо кончается.
  • Яйца курицу не учат.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • От теплого слова и лед тает.
  • За много дел не берись, а в одном отличись.
  • Язык мой - враг мой.
  • Семеро одного не ждут.
  • Тише едешь - дальше будешь.
  • Поспешишь - людей насмешишь.
  • Как аукнется, так и откликнется.

Пословицы о книгах и учебе

  • С книгой жить – век не тужить.
  • Книга мала, а ума придала.
  • Хорошая книга – лучший друг.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Книги читать - скуки не знать.
  • Больше узнаешь - сильнее станешь.
  • Речь-серебро, молчание — золото.
  • Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
  • Ученье свет, а не ученье – тьма.
  • По одежде встречают, по уму провожают.
  • Век живи – век учись.
  • Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь.

Велико тематическое разнообразие пословиц и поговорок, пользу которых для маленького человечка трудно переоценить.

Какова польза пословиц для детей

В чем же заключается мудрость и польза поговорок и пословиц для детей. Вот лишь некоторая доля плюсов пословиц:

  • передают народную мудрость;
  • приобщают к красоте и богатству родного языка;
  • учат здравому смыслу;
  • прививают нравственно-эстетические взгляды;
  • формируют жизненный опыт;
  • побуждают к действию;
  • формируют у ребенка взгляды на жизнь;
  • учат четко и кратко формулировать мысль;
  • развивают творческое мышление;
  • помогают вырабатывать четкую дикцию;
  • помогают усваивать разнообразную интонацию высказываний: ласку, огорчение, удивление и т.д.;
  • усваивают произношение звуков, которые трудно сочетаются между собой;
  • развивают звуковую культуру речи;
  • развивают память;
  • вырабатывают чувство ритма, рифмы и пр.

Специалисты рекомендуют родителям знакомить детишек с пословицами и поговорками с самого раннего возраста. Правильное их применение в играх и развивающих занятиях помогает ребятам развиваться гармонично в соответствии с возрастом, развивает четкую и грамотную речь и прививает им любовь к родному русскому слову.

Игры, конкурсы и веселые задания с пословицами

Знание пословиц и мудрость поколений легче всего усваивается в игре. Изучая с ребенком пословицы и поговорки, периодически можно устраивать и забавы — игры и конкурсы с пословицами.

Закончи предложение

Самый простой способ запомнить пословицы и поговорки — поиграть с ребенком в эту игру. Взрослый называет часть пословицы, а ребенок должен продолжить:

Например: Кошки — вон,... (ребенок продолжает) — мышам раздолье.

Знаток пословиц

Игра-соревнование на знание пословиц. Нужно, по-очереди говорить пословицы, не повторяясь. Проигрывает тот, у кого кончились все варианты)))

Объясни пословицу, или а где мораль?

Предложите детям объяснить смысл пословиц. Такое задание способно вывести на серьезный разговор, и научит ребенка искать мораль и делать правильные выводы из поступков, научит анализировать свое поведение и побудит быть лучше.

Игра «Двойняшки»

Предложить детям ряд пословиц написанных на карточках. За определенное время дети должны собрать пары пословиц, подходящих друг другу по смыслу.

Например: «Не все то золото, что блестит» и «Встречают по одежке — провожают по уму»

«Куй железо, пока горячо» и «Час упустишь, годом не наверстаешь»

Посмотрите вместе с детками видео-урок про пословицы и поговорки:

Вот такая беседа о пословицах и поговорках у нас получилась. Применяете ли вы в своей речи мудрость народов? Можете ли добавить какие-нибудь игры на знание пословиц и поговорок? Пишите в комментариях!

С теплом,

Пословицы и поговорки для детей и взрослых. Пословицы и поговорки для школьников.

Пословицы и поговорки — бесценное наследие нашего народа. Они накапливались тысячелетиями задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора. Художественное совершенство пословиц: образность, глубина содержания, яркость, богатство языка обеспечило им вечную жизнь в нашей речи.

Не думайте, что в наше время они не создаются. Создаются, а бывает, и в нашем присутствии. Просто иногда мы не вслушиваемся в речь собеседника. Не пропускайте мимо ушей мудрые речи, записывайте поучительные высказывания и щедро делитесь ими с теми, кто их собирает. Пословица не даром молвится. Ее любят, ее ценят, ее помнят, охотно цитируют. По-иному и быть не может: она — украшение речи, учитель и утешитель.

Собранные на сайте пословицы и поговорки предназначены для школьников разных возрастов. Человек растет, раздвигаются его горизонты знаний и житейского опыта. И все больше народных речений становится понятным и близким. Иначе и быть не может. В них мудрость народа, жизненный опыт многих и многих поколений. Они учат, советуют, предостерегают; хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту; высмеивают зависть, жадность, трусость, лень; осуждают эгоизм, зло; поощряют прилежание, благородство, упорство.

Наши великие писатели и поэты — Г. Державин, А.Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, Н. Некрасов, Л. Толстой, А. Блок, С. Есенин, М. Горький, Ф. Достоевский, М. Шолохов и другие — учились на пословицах богатству, яркости и образности языка, использовали их в своих произведениях. Не случайно в их книгах немало пословиц и поговорок. В повести Пушкина «Капитанская дочка» Андрей Петрович Гринев, провожая своего сына, напутствует его: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь... и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Надо сказать, что и сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок. Вспомним изречения Крылова: «Сильнее кошки зверя нет», «А воз и ныне там», Пушкина —

«А счастье было так возможно», «Любви все возрасты покорны», Грибоедова — «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом».

Ценность народных речений неоспорима: «Пословица не на ветер молвится». Пословица пословицу зовет, пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, не объехать, ибо в ней выражены смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить — не поле перейти». Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери», «Кто матери не послушает, в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит», «Где труд, там и счастье», «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Ученье да труд к счастью ведут», «Век живи, век учись». Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай), «В беде руки не опускай — трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду», «Не руби сук, на котором сидишь» , «Не беда ошибиться, беда не исправиться» . Словом, коли дело не спорится, обратись за советом к пословице.

Не случайно в предисловии к своему сборнику «Пословицы русского народа» — «Напутное» — великий Даль писал о том, что пословицы — это свод народной опытной премудрости, это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда.

Мы собрали и включили на страницах сайта не только самые широко употребляемые пословицы и поговорки, но прежде всего такие, которые принесли бы школьникам наибольшую пользу в выборе правильного жизненного пути, заложили бы прочную основу человека-гражданина, патриота своей родины.

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Исследовательская работа

«Пословица недаром молвится»

Опалева Софья

4-а класс, 10 лет

Руководитель:

Велигура Елена Николаевна

учитель начальных классов

НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

п. Салым 2015

Пословица недаром молвится

Опалева Софья Владимировна, Тюменская область, Нефтеюганский район, с. п. Салым, НРМОБУ «Салымская СОШ № 1», 4-а класс, 2015г.

Руководитель: Велигура Е.Н.., учитель начальных классов НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

Аннотация

Проблема. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека.

Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.

Изучению малых фольклорных жанров в школе уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.

Гипотеза: возможно, изучив пословицы и поговорки мы обогатим свою речь, чувства, изменим отношение к окружающему миру.

Объект:

Предмет: работа над пословицами и поговорками, формирующими речь и систему ценностей в жизни каждого ребенка.

З адачи: изучить литературу по данной теме; изучить историю происхождения пословиц и поговорок и их отличие друг от друга4 систематизировать их по тематике; провести анкетирование обучающихся 4-х классов (знаете ли вы пословицы и поговорки).

Методы: Сбор и обработка информации по литературным источникам; метод сравнения; анкетирование; анализ результатов.

Вывод: Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, о том, что знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивают речь, формируют жизненные ценности и отношение к окружающему миру.

Содержание

Введение

Анализ пословиц и поговорок

Заключение

Литература

Приложение

Введение

"Какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!"

А.С. Пушкин

С самого раннего детства я слышала от своей мамы и бабушки коротенькие выражения, очень похожие на стишки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Позже я узнала, что это пословицы-самый распространенный жанр русского фольклора. На уроке русского языка мы создавали проект « Пословицы и поговорки». Меня очень заинтересовала эта тема, я решила продолжить изучения этого вопроса, выполнив исследовательскую работу «Пословица недаром молвится».

Актуальность исследования: современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.

Цель: доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи; они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.

Задачи:

    изучить литературу по данной теме;

    изучить историю происхождения пословиц и поговорок; их отличие друг от друга;

    систематизировать их по тематике;

    провести анкетирование обучающихся 4-х классов «Знаете ли вы пословицы и поговорки».

Гипотеза: возможно, изучив пословицы и поговорки, мы обогатим свою речь, чувства, изменим отношение к окружающему миру.

Объект: русские пословицы и поговорки

Предмет: работа над пословицами и поговорками, формирующими речь и систему ценностей в жизни каждого ребенка

Методы: сбор и обработка информации по литературным источникам; метод сравнения; анкетирование; анализ результатов.

Пословицы и поговорки как жанр фольклора

Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. В текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Пословицы и поговорки нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

Возникновение пословиц и поговорок

Возникновение пословиц и поговорок относится к глубокой древности, они сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.

Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.

Отличие пословиц от поговорок

Точного определения пословицы и поговорки не дает никто. Существует множество мнений по этому поводу. Но в одном эти мнения сходятся: пословицы и поговорки это вершина народной мудрости, которая отображает действительность, проверенную многовековым опытом поколений, историей каждого народа.

Пословица - это жанр фольклора, краткое изречение с поучительным смыслом. Пословицы советуют, рекомендуют, высказывают опасения, предостерегают, предупреждают, успокаивают, высмеивают. Пословица представляет собой предложение, несущее практическое указание.

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Землю красит солнце, а человека- труд». Часто эти части рифмуются.

Поговорка – образное выражение какого-либо явления в жизни.

Если пословица коротенькая притча, то поговорка ничего не обобщает, никого не поучает, только намекает и является частью суждения «В ступе воду толочь».

Чем же пословица отличается от поговорки?

Отличительная черта пословицы – законченное умозаключение.

Главное отличие поговорки – это отсутствие законченного суждения, это устоявшаяся фраза или словосочетание.

Различие нам подсказывает опять народ: «Поговорка – цветок, пословица – ягода».

Часто случается так, что одно слово может превратить поговорку в пословицу

Поговорка

Пословица

Чужими руками жар загребать

Чужими руками жар загребать легко

Воду в ступе толочь

Воду в ступе толочь - вода и будет

Анализ пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.

Пословицы и поговорки славят усердие, труд, мастерство, терпение, характеризуют ум и смекалку и высмеивают лень, хвастовство и глупость; прославляют любовь и дружбу. В пословицах и поговорках даже описывается красота. Много замечательных русских пословиц и поговорок подарил нам народ о Родине, о книге.

Пословицы и поговорки учат отличать добро от зла, правду от лжи, «Правда светлее солнца», «Добрый скорее дело делает, чем злой». Очень мудро народ в пословицах и поговорках подмечает приметы погоды, особенности времен года «Декабрь год кончает, зиму начинает». Пословицы и поговорки, говорят о мудрости народа, о его опыте. Такие пословицы до наших дней не потеряли своего значения: «Куй железо пока горячо», «Лес рубят – щепки летят».

Трудно назвать какое-нибудь жизненное явление, которое не было бы затронуто в пословицах. ( Приложение 1)

Работая с пословицами и поговорками, я заметила, что они богаты различными художественно-изобразительными средствами: эпитеты (“Жизнь дана на добрые дела”, “Всякое дело мастера боится”, сравнения ("чужая душа – что темный лес"), метафоры, олицетворения ("ставить палки в колеса"), антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок"), гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"), что способствует богатой образной речи.

Организация практической работы

Практическая работа проводилась мною в два этапа. На первом этапе я попыталась выяснить у учащихся 4 классов, знают ли они пословицы и поговорки. Для этого, мы составили анкету (Приложение 2).

Анализ результатов анкетирования показал, что только 64% детей знают русские пословицы и поговорки, они правильно привели примеры. Самые употребляемые пословицы среди учащихся:

«Делу время - потехе час», « Сделал дело- гуляй смело», «Друзья познаются в беде». Поговорки в анкеты записали лишь немногие. Почти все ребята отметили, что они хотят больше узнать о пословицах и поговорках и,что они нужны и важны в нашей речи.

Результаты анкетирования показаны в диаграмме

На 2 этапе практической работы мы с классным руководителем провели внеклассное мероприятие « Час народной мудрости», (Приложение3) после которого ребята оставили свои отзывы (Приложение 4), а так же я составила сборник пословиц и поговорок, который подарила своим одноклассникам

(Приложение5).

Заключение

Работа с пословицами многому меня научила. Я научилась собирать народные изречения, относить их к определенной теме, раскрывать их смысл, понимать их обобщающий характер. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки?

Знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивает речь, формирует отношение к окружающему миру, способствует воспитанию эстетического вкуса, развивает память.
Они учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к матери, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

Подводя итог нашего исследования, можно сказать, что, поставленная мною в начале исследования цель, достигнута.

В ходе работы над исследованием я пришла к выводу:
пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Литература

1.Волина В., Пословицы, поговорки, ребусы. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс,1997.–224с.

2.Даль В.И., Пословицы русского народа.

3.Зилин В.И., Спирин А.С., Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. Изд. 2-е, М.,2005. – 544с.

4.Круглов Ю.Г., Русские народные сказки. М.: Просвещение, 1983. – 320с.

5.Новикова Е.Н., Лебедева А.Э., 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.- 272с.

6.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка.

7.Пословицы народов мира.

8.Степанов В., Русские пословицы и поговорки от А до Я: словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 240с.

Приложение 1

Тема

Пословицы и поговорки

Умозаключение

Труд

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Ничего в жизни не дается просто так, не идёт само в руки. В любом деле требуется усилие и усердие.

Ум

Ума палата

О том, у кого большие умственные

способности

Храбрость

Волка бояться, так и в лес не ходить

Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело; чтобы добиться какого-либо успеха, необходимо рисковать, действовать смело

Дружба

Друзья познаются в беде

Настоящий друг – это человек, который не оставит тебя в беде, всегда поможет в трудную минуту

Красота

Не в сказке сказать, не пером описать

О неописуемой красоте

Родина

Человек без родины, что соловей без песни

Соловей не может без песни,так и человек не может без Родины

Книга

Книга в счастье украшает, а в ненастье утешает

Книга помогает осознать переполняющие чувства, и понять самого себя

Приложение 2

Дорогие друзья! Просим вас ответить на несколько вопросов.

1. Знаете ли вы пословицы? Подчеркните: ДА НЕТ

Если ДА, приведите пример:

2. Знаете ли вы поговорки? Подчеркните. ДА НЕТ

Если ДА, приведите пример:

3. Интересно ли вам узнать больше о пословицах и поговорках

ДА НЕТ

4. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей речи?

ДА НЕТ

Приложение 3

«Час народной мудрости»

Цели:

Обобщить знания учащихся о народных пословицах.

Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Разминка.

Продолжить пословицы и поговорки.

Что посеешь… (то и пожнёшь).

Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда).

Сделал дело … (гуляй смело).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).

С кем поведёшься … (от того и наберёшься).

Готовь сани летом … (а телегу зимой).

Как аукнется … (так и откликнется).

За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь).

Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).

Сколько волка не корми … (а он всё в лес смотрит).

Первый конкурс : вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

Второй конкурс: к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякине не проведёшь.

2. Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

Язык – мой враг.

4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

5. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

6. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

Третий конкурс: вставить в пословицы пропущенные слова

Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда... на горе свистнет. (Рак.)

рубят – щепки летят. (Лес.)

Не..., так и не мычи. (Корова.)

Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)

Большому... – большое плавание. (Кораблю.)

Четвёртый конкурс: собери части пословицы.

Умей взять, умей и дать.

Старый друг лучше новых двух.

Едешь на день, бери хлеба на неделю.

Красна птица пером, а человек умом.

Не рой другому яму, сам в неё упадёшь.

Друга ищи, а найдёшь – береги.

Были бы кошки, а мышки будут.

Десять раз примерь, один раз отрежь.

Пятый конкурс : Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице.

Первый клин комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами с ушами.

Крутится как булка в колесе.

Не делай из муки слова.

Голода не бойся, по пояс мойся.

Шестой конкурс : необходимо подобрать по пословицы к тексту.

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала:……………………………

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел

……….

Седьмой конкурс: вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семеро по лавкам.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ум хорошо, а два лучше.

Восьмой конкурс: «Отгадай пословицу"

Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

Коса – камень. Д. Нашла коса на камень.

Шило – мешок. Д. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело. Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер. Д. Дело мастера боится.

Труд – лень. Д. Труд человека кормит, а лень – портит.

Рефлексия:

Понравилось ли мероприятие?

Какое задание было самым интересным?

Пригодились вам знания о пословицах и поговорках?

Напишите отзывы о мероприятии?

Подведение итогов работы. Подсчет очков

Приложение 4

Мудрость народа хранится в Они делают нашу речь яркой и меткой, вносят характерные для нашего народа оттенки, украшают речь. Использование пословиц и поговорок в общении с ребенком развивает речь ребенка, замечать и понимать скрытый подтекст слов. Но, оказывается, использовать пословицы и поговорки можно не только для развития речи. помогают нам развивать очень важное для быстрого чтения свойство –

В нашей речи очень часто используются какие-то устойчивые фразы и обороты. И мы, встречая в тексте знакомую фразу, не дочитываем ее до конца, а просто пробегаем глазами. Зачем? Мы и так знаем, что будет дальше. Так получается благодаря уникальному свойству нашего мозга – антиципации. Что это такое?

Антиципация опирается на личный опыт человека. Если ребенок знает эти крылатые фразы, пословицы и поговорки , то встречая их при чтении, ему не надо будет вычитывать каждую букву и задумываться о смысле фразы. Все станет понятно с первых слов. Таким образом, с помощью антиципации ребенок прочтет фразу намного быстрее.

Кроме этого, упражнения на антиципацию фраз, требуют многократного прочтения текста, значит, ребенок лишний раз потренируется в чтении, незаметно для себя. Ведь у него нет установки «Читай», ему надо «найти», а это всегда интереснее, чем просто читать.

Как же можно играть с пословицами и поговорками, чтобы научить читать и повысить технику чтения?

Ремонт.

Мы берем любую знакомую ребенку пословицу и переставляем слова местами. Можно и не знакомую, но так, чтобы она была доступна для понимания ребенка. Ребенку надо отремонтировать предложение, переставить слова местами, чтобы получилась правильное предложение.

Например: Болото, всяк, своё, хвалит, кулик.

Нам, конечно, понятно, что это «Всяк кулик своё болото хвалит». А ребенку очень трудно составить предложение из разрозненных слов. Значит, надо научить, как это делается. Переставляем слова местами и читаем вслух до тех пор, пока не получится правильная фраза. Затем обязательно надо уточнить, как ребенок понимает эту фразу, и объяснить непонятные незнакомые слова.

Склей половинки.

Берем несколько пословиц и пишем их на отдельных листочках. А затем просто разрезаем пополам и перемешиваем половинки. Все игра готова. На один раз достаточно 4-6 пословиц. Ребенку объясняем, что кто-то перепутал половинки пословиц и надо их отремонтировать. Стоит обратить внимание, что начало пословиц написано с большой буквы. Значит, берем любую первую часть и подбираем к ней все «хвостики» по очереди. Ребенок прочитывает одно начало и все продолжения до тех пор, пока не получится правильная пословица. Получилась? Отложили ее в сторону. Теперь берем следующее начало пословицы (ориентируясь по большой букве) и подбираем продолжение к нему. Таким образом, мы восстанавливаем все предложения и выясняем смысл всех пословиц.

Можно просто напечатать или написать части в 2 столбика. Тогда ребенку надо соединить половинки линией.

Эти упражнения не требуют много времени, дети очень любят такие задания, ведь они интересны и часто получается очень весело, и в то же время, они очень полезны для развития

Все мы с детства знаем много пословиц. Некоторые из них часто удается вставить в речь, другие используются редко. Благодаря крылатым выражениям получается расширить свой словарный запас и придать речи интересную витиеватость. Чему учат пословицы и фразеологизмы? Давайте разберемся.

Чему учат детей

Пословицы играют важную роль в жизни любого человека. Благодаря им человек может быстро запомнить и понять житейские премудрости и простые истины. Чему учат пословицы детей? В первую очередь родители читают чадам пословицы и поговорки о дружбе и любви. Благодаря крылатым фразам малышам проще запоминать народную мудрость. Например, как быстро донести до юного создания, что врать плохо? Можно прочитать часовую лекцию, которая все равно не дойдет до сознания ребёнка.

А можно сказать: "Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят". Краткое изречение быстро помогает донести тот смысл, что если ребенок будет лгать, то ему не будут верить ни друзья, ни родители. А может случиться и такое, что близкие люди просто отвернутся.

Благодаря крылатым выражениям можно заложить в сознание ребенка и моральные нормы. Например, стоит объяснять детям, что, общаясь с людьми, нужно уметь подбирать слова. Нужно рассказать, что иногда можно сильно обидеть человека, сказав ему что-то не то. В этом случае отлично подходит пословица «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». Такие краткие изречения дети запоминают лучше, чем длинные непонятные тирады. И даже если смысл высказывания до вашего чада не дойдет сразу, не переживайте, время сделает свое дело.

Как научить ребенка читать с помощью пословиц

Многие родители переживают, что их чадо не интересуется книгами. Но оказывается, есть быстрый способ научить ребенка читать. Если родители занимаются со своим чадом, то к 5 годам девочки и мальчики уже будут знать много пословиц. И как же эти знания применять на практике? Нужно найти детское произведение, в котором есть крылатое выражение. Не нужно заставлять ребенка читать всю страницу. Необходимо поставить цель найти нужную фразу. Такая задача для ребенка выглядит более привлекательной. Ведь ему предстоит поиск, а не скучное чтение. Но любой грамотный родитель понимает: чтобы найти кусок текста, придется потрудиться и прочитать как минимум полстраницы. Ребенок будет рад одержанной победе, а родители счастливы, что нашли нетривиальный способ заставить свое чадо грызть гранит науки.

Чему учат взрослых

Люди развивают свой интеллект всю жизнь. Нельзя сказать, что учеба заканчивается, когда человеку дают диплом о высшем образовании. А учиться на скучных курсах и лекциях неинтересно не только детям. Намного проще прививать любовь к чему угодно посредством поговорок. Чему учат пословицы людей? Любви к своей родине, помощи другим, уважению и смирению. Многие могут сказать, что это то же самое, чему обучают детей. Но ведь не каждый ребенок воспринимает все, что ему говорят взрослые. Иногда приходится уже в зрелом возрасте наверстывать упущенное. Разберем на примере.

Чему учат пословицы о родине? Любви к своей отчизне, своему дому и краю. Разве может ребенок осознать всю глубину пословицы «Родной край - сердцу рай»? Конечно, нет. Нужно пожить за границей или в другом городе, чтобы понять, что нет ничего лучше, чем отчий дом.

Пословицы в литературе

Русские классики любили придавать своим произведениям яркость за счет образности языка. И в этом им помогали пословицы. Чему учат эти короткие народные высказывания? Чести, долгу, морали, любви и верности. Доносить любую мораль лучше в форме сжатого выражения. С этой задачей поговорки справлялись превосходно. Например, посмотрим, как вставил в свою повесть «Капитанская дочка» А. Пушкин такое выражение: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь... и помни пословицу: "береги платье снову, а честь смолоду"».

Некоторые писатели пошли дальше и сами начали создавать фразы, которые впоследствии стали крылатыми. Так, А. Грибоедов на страницах «Горе от ума» изрек: «Счастливые часов не наблюдают». Сегодня эту фразу можно слышать повсеместно, так же как и цитату из «Онегина»: «Любви все возрасты покорны».

Зачем пользоваться пословицами

Поговорки помогают людям лучше понимать чувства друг друга. Иногда бывает сложно описать свое состояние, и фраза «У меня кошки на душе скребутся» может в полной мере выразить тревогу и страх человека. Также многие люди на пословицах учатся. Чему? Верности, преданности, любви к родине и ближним. Нет надобности говорить, что благодаря крылатым выражениям наш лексикон становится богаче. Ведь русский по праву считается самым литературным языком в мире.

Можно ли обходиться без пословиц и поговорок

Раньше люди жили и без языка и как-то справлялись. Существовать можно и без пословиц, поговорок и фразеологизмов. Но насколько скучна будет речь. Истории, которые рассказаны сухим языком, слушать неинтересно. Люди любят преувеличивать, преуменьшать и домысливать. Это все отражается в народной мудрости, которая одновременно и поучает, и смешит. Убрать из языка пословицы - это значит лишить страну ее культурного наследия. Люди веками вкладывали мудрость в книги и киноленты. И квинтэссенцией всех этих знаний по праву считаются именно пословицы и поговорки. Чему учат эти выражения? Ну конечно, жизни.

Как правильно учить пословицы

Лучший способ что-либо запомнить - это создавать привязки к контексту. Если вы думаете, какие пословицы учить с детьми, то просто мысленно представьте ситуацию, в которой это выражение может пригодиться. Лучший способ - это рассказывать умную мысль ребенку к месту.

Например, ваше чадо совершило досадный промах. Не нужно ругаться, можно просто сказать: «На ошибках учатся». Таким образом, ребенок не только сделает вывод из сложившейся ситуации, но и обогатит свой словарный запас полезной пословицей. Этот способ подходит и для взрослых. Правда, не всегда с вами будет рядом опытный наставник, который поможет подобрать уместную фразу. Но у каждого современного человека в кармане лежит смартфон с доступом в Интернет. И всегда можно попросить "Гугл" найти что-нибудь подходящее. Таким образом будет легче отпустить неприятную ситуацию и пополнить копилку своих знаний.