Циклы любовной лирики некрасова. Любовная лирика Некрасова (Некрасов Н. А.)

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова


Введение


Данная работа посвящена своеобразию любовной лирики Н.А. Некрасова. Выбор темы не случаен. Основной причиной обращения к данной теме стал личный интерес к творчеству Н.А. Некрасова. Кроме того, тема любви является вечной темой в русской литературе, вызывающей интерес во все времена у людей разных поколений.

Тема любви решена в лирике Н.А. Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство «в прекрасных мгновениях», Некрасов не обошёл вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна» («Мы с тобой бестолковые люди…»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н. Скатова, он «не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу».

Целью работы стало проанализировать особенности раскрытия темы любви в лирике Некрасова.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

познакомиться с биографией Н.А. Некрасова;

определить адресатов любовной лирики Н.А. Некрасова;

изучить новаторство любовной лирики поэта.

Структура работы обусловлена ее целью. В первой главе рассказывается о жизни и основных этапах творческого пути Н.А. Некрасова. Вторая глава посвящена возлюбленным Н.А. Некрасова, которые стали адресатами его стихотворений. В третьей главе анализируется новаторство любовной лирики Н.А. Некрасова. В заключении представлены выводы на основании выводов из глав. Список используемых источников содержит 10 наименований.


1. Биография Н.А. Некрасова


Русский поэт и литературный деятель Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немиров Винницкой области.

Будущий поэт родился в семье офицера, происходившего из дворянского рода, мать, в девичестве Закревская, была дочерью богатого посессора Херсонской губернии. В 1824 году отец вышел в отставку и перебрался в свое поместье в Грешневе (Ярославская губерния), где стал вести обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных. О семье и жизни в Грешневе известно довольно мало, частью из-за противоречивости свидетельств, частью благодаря стараниям самого поэта, всю жизнь создававшего миф о своей биографии. В своих автобиографических записках Н.А. Некрасов все время говорит о жестокости и деспотизме полуграмотного отца, о покорности и забитости матери, придавая своей биографии трагический оттенок.

В 1832 году Н.А. Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где окончил 5 классов. По настоянию отца, желавшего для сына военной карьеры, отправился в 1838 году в Петербург поступать на военную службу, однако на службу не пошел, а вместо этого начал активную подготовку к сдаче вступительных экзаменов в университет. Экзамены Н.А. Некрасов провалил и записался вольнослушателем на филологический факультет. Отец, разгневанный поступком сына, оставил его без материальной поддержки. Н.А. Некрасов столкнулся с острой нуждой, зарабатывал репетиторством, переписывал письма для неграмотных отправителей, писал рецензии на спектакли и книги, стихотворные пародии, заметки, публиковавшиеся в «Литературном прибавлении к Русскому инвалиду» и в «Литературной газете», фельетоны и водевили, которые с успехом шли в Петербургском Александринском театре.

В 1840 году на заработанные литературной поденщиной деньги Н.А. Некрасов издал сборник своих стихов, написанных под ощутимым влиянием поэтов-романтиков. Перед публикацией Н.А. Некрасов принес рукопись Жуковскому, тот посоветовал начинающему поэту стихов не печатать, однако отменять выход сборника было уже поздно, и книга «Мечты и звуки» с подписью Н.Н. все-таки увидела свет.

Итак, выходит книга неизвестного поэта «Мечты и звуки» - с названием весьма громогласным и пафосным, но под скромными инициалами Н.Н. На сборник было написано семь рецензий, причем два рецензента - критик В.Г. Белинский и поэт В.С. Межевич - очень пренебрежительно отнеслись к творению некоего Н.Н.

В.С. Межевич делает вывод, что автор книги «Мечты и звуки» - это приверженец расхожих оборотов романтической поэзии; что Н.Н. крайне отвлечен, и что он вообще не знаком с теми чувствами, которые культивирует. Естественно, это объясняется тем, что в начале 1840-х годов «в литературной атмосфере забрезжили новые влияния», и рецензия В.С. Межевича, как и рецензия В.Г. Белинского, была вполне адекватной реакцией на ранние творения Н.А. Некрасова.

Более обезоруживающей оказалась рецензия В.Г. Белинского: мало кто не знает, что в очень короткой, меньше чем на лист, статье критик в пух и прах разгромил юного Н.А. Некрасова. Причем сам автор сборника упоминается только в последней фразе: «Посредственность в стихах нестерпима. Вот мысли, на которые навели нас «Мечты и звуки» г. Н.Н». Однако критик признает, что в стихах Н.Н. есть «гладкость и звучность».

Критика неоднозначно отреагировала на первую книгу Н.А. Некрасова. Но для нас важен тот факт, что, тяготясь к романтизму и подражательству, Некрасов наметил будущего себя: отголоски раннего творчества будут угадываться в его зрелых реалистичных произведениях. А в сборнике «Мечты и звуки» Н.А. Некрасов - вещь, но пока - вещь в себе.

В начале 1840-х гг. Н.А. Некрасов сотрудничал с «Литературной газетой» и «Отечественными записками», где его критические статьи и рецензии пользовались большой популярностью.

В 1842 году Н.А. Некрасов познакомился с Панаевыми. Из воспоминаний Авдотьи Панаевой: «Первый раз я увидела Н.А. Некрасова в 1842 году, зимой. В.Г. Белинский привел его к нам, чтобы он прочитал свои «Петербургские углы». В.Г. Белинского ждали играть в преферанс его партнеры; приехавший из Москвы В.П. Боткин тоже сидел у нас. После рекомендации Н.А. Некрасова мне и тем, кто его не знал, В.Г. Белинский заторопил его, чтоб он начал чтение. И.И. Панаев уже встречался с Н.А. Некрасовым где-то. Н.А. Некрасов, видимо, был сконфужен при начале чтения; голос у него был всегда слабый, и он читал очень тихо, но потом разошелся. Н.А. Некрасов имел вид болезненный и казался на вид гораздо старее своих лет; манеры у него были оригинальные: он сильно прижимал локти к бокам, горбился, а когда читал, то часто машинально приподнимал руку к едва пробивавшимся усам и, не дотрагиваясь до них, опять опускал. Этот машинальный жест так и остался у него, когда он читал свои стихи».

В 1854 году по приглашению Н.А. Некрасова постоянным сотрудником «Современника» стал Н.Г. Чернышевский, а затем - литературный критик Н.А. Добролюбов. Но в 1862 году после очередного цензурного ужесточения распоряжением правительства выпуск «Современника» был приостановлен на восемь месяцев, а спустя еще четыре года вышло распоряжение о его запрете. В 1862 году, после того, как лидеры революционной демократии были арестованы, Н.А. Некрасов побывал в родных местах.

Вначале 1875 году Н.А. Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта.


2. Адресаты любовной лирики Н.А. Некрасова


2.1 Авдотья Яковлевна Панаева

поэт некрасов любовный лирика

Авдотья Яковлевна Панаева родилась в Петербурге 31 июля 1820 года. Родители ее служили актерами на Императорской сцене: отец - А.Г. Брянский - выступал в трагических ролях, мать играла различные роли в драме, комедии и оперетте. В доме царила далеко не идеальная атмосфера, которую создавали деспотичная картежница мать и заядлый игрок на бильярде, жестокий, взбалмошный отец. «Меня никто не ласкал, - вспоминала Авдотья Яковлевна, - а потому я была очень чувствительна к ласкам». Но, судя по всему, характер все-таки унаследовала маменькин - властный и решительный.

Жизнь в родительском доме казалась девушке мукой, и потому, не достигнув и девятнадцати лет, она вышла замуж за литератора Ивана Панаева. Происходил он из богатой и славной культурными традициями дворянской семьи (по отцу он внучатый племянник Г.Р. Державина; его дядя был крупным государственным чиновником и известным поэтом-идилликом). Рано лишившись отца, тоже не чуждого литературному творчеству, И.И. Панаев рос в доме бабушки. Мать воспитанием сына практически не занималась, предпочитая жить в свое удовольствие - широко и не считая денег. Эта страсть к беззаботной, роскошной жизни передалась затем и ее сыну.

Служба тяготила Ивана Панаева, он любил свободу и умудрялся успешно совмещать светские развлечения и занятия литературой. Широкий круг знакомств во всех слоях петербургского общества, поразительный журналистский нюх и «вездесущее» обеспечили его повестям и рассказам неизменный успех, подчас с привкусом скандала. Имя его в 1840-50-х годах было у всех на устах. Притчей во языцех стала и романтическая история его женитьбы.

В 1893 году, в год кончины Авдотьи Яковлевны, двоюродный брат писателя В.А. Панаев свидетельствовал в «Русской старине»: «Мать Ивана Ивановича не хотела и слышать о женитьбе сына на дочери актера. Два с половиной года Иван Иванович разными путями и всевозможными способами добывал согласие матери, но безуспешно; наконец, он решился обвенчаться тихонько, без согласия матери, и, обвенчавшись, прямо из церкви, сел в экипаж, покатил с молодою женой в Казань… Мать, узнавши, разумеется, в тот же день о случившемся, послала Ивану Ивановичу в Казань письмо с проклятием».

«Родня, - пишет литературовед В. Туниманов, - злорадствовала по поводу мезальянса и высокомерно приняла плебейку. Однако мать И.И. Панаева злопамятностью не отличалась, вскоре смирилась, и невестке пришлось исполнять обязанности молодой хозяйки дома, напоминавшего, скорее, светско-аристократический салон (в доме Панаевых привыкли жить безалаберно, роскошно, по-барски). Для нее романтика очень скоро обернулась ошеломившей на первых порах, а потом ожесточившей прозой жизни. К тому же Иван Иванович весьма своеобразно понимал супружеский долг, совершенно не собираясь отказываться от давно ставших нормой светско-богемных привычек. Надо сказать, что он явно не оценил сильного, гордого характера Авдотьи Яковлевны, созданной царствовать, повелевать, а не исполнять роль робкой и изящной куклы в салоне светского литератора».

О знакомстве с Авдотьей Яковлевной вспоминает в своих мемуарах Афанасий Фет: «Явившись к пяти часам, я был представлен хозяйке дома А.Я. Панаевой. Это была небольшого роста, не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. Ее любезность была не без оттенка кокетства. Ее темное платье отделялось от головы дорогими кружевами или гипюрами; в ушах у нее были крупные бриллианты, а бархатистый голосок звучал капризом избалованного мальчика. Она говорила, что дамское общество ее утомляет, и что у нее в гостях одни мужчины».

Авдотья, как могла, сдерживала их пыл. Потому и 22-лений Николай Некрасов, введенный в их дом В.Г. Белинским, получил решительный отказ - сразу, как только, по примеру многих, жарко припал к ее руке.

Н.А. Некрасов появился в салоне Панаевых в начале 1840-х годов. Авдотья Яковлевна произвела большое впечатление на начинающего и еще никому не известного поэта (он был всего на год моложе очаровавшей его хозяйки). Юноша долго и упорно добивался ее любви, но она отвергала его, не решаясь оставить мужа. Но новоявленный поэт, едва-едва забрезживший на горизонте русской поэзии и закаленный трехлетним полуголодным прозябанием, оказался настойчивее прочих.

Н.А. Некрасову как раз начинало везти: он активно публиковался, его заметила критика, В.Г. Белинский - мастер отыскивать таланты - взял его под свое крыло и привел в сердце русской литературы, где и блистала эта невероятная женщина. Убежденный, что настойчивостью можно добиться всего, Николай Некрасов ринулся в бой.

Однако поединок затянулся. А.Я. Панаева красноречивому поклоннику не верила. Всячески отстраняла от себя, тем самым только разжигая его страсть. Однажды Н.А. Некрасов катал Авдотью Панаеву на лодке по Неве и вдруг, вдали от берега, возобновил дерзкие ухаживания, пригрозив, что в случае отказа прыгнет в воду. И, можете не сомневаться, пошел бы ко дну - ведь плавать не умел! Неприступная красавица хмыкнула, а он возьми… да прыгни!

А.Я. Панаева подняла крик на всю реку. Обезумевшего поэта выловили и кое-как привели в чувство. А он тут же запел свое: не согласитесь, дескать, обожаемая, ответить на мои чувства, пойду и опять прыгну. Да так, что, будьте покойны, вытащить не поспеют. И ледяная корочка, сжимавшая сердце Авдотьи Яковлевны, хрустнула…

В 1846 году супруги Панаевы в компании с Н.А. Некрасовым справили летние месяцы в своем имении в Казанской губернии. Здесь поэт детально обсудил с Панаевым план выкупа и совместного возрождения журнала «Современник». И здесь же окончательно сблизился с его женой.

Вернувшись в Петербург, богемная троица поселилась в одной квартире. И началась странная жизнь. Иван Панаев - муж без жены, редактор без журнала (всеми делами процветающего издания заправлял Н.А. Некрасов). И Авдотья - супруга перед Богом и людьми одного, по факту и велению сердца - другого. Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Н.А. Некрасова - в те времена получить разрешение на развод было почти невозможно. Толки и сплетни по поводу их «неприличных» отношений не прекращались еще очень долго.

Н.А. Некрасов, не всегда откровенный на словах, все половодье своих чувств излил на бумагу. Так родился поэтический «Панаевский цикл» - история неровной, бурной, мучительной любви. Редкий день обходился без скандала. Н.А. Некрасов был патологически ревнив. И столь же страстен, сколь непостоянен. Обвиняя, подозревая, распаляясь и незаслуженно оскорбляя, он остывал и мчался к Авдотье мириться только после ее ответных обвинений.

В 1849 году Авдотья и Н.А. Некрасов ждали ребенка и, окрыленные, все девять месяцев писали совместный роман «Три стороны света». Сын родился слабеньким и умер через несколько часов. В одной из церковных метрических книге Петербурга в отделе «Об умерших 27 марта 1855 г.» записано: «Отставного дворянина коллежского секретаря Ивана Ивановича Панаева сын Иоан, полтора месяца». Речь идет о маленьком Иване Панаеве, сыне Н.А. Некрасова. А.Я. Панаева окаменела от горя. Ей срочно нужно было привести нервы в порядок, и она отправилась на лечение за границу.

А Н.А. Некрасов сбегает в Рим, в Париж, в Вену. Видеть опостылевшую своей «покорной грустью» Авдотью не может. Но, не выдержав ее отсутствия, зовет к себе. И думает: «Нет, сердцу нельзя и не должно воевать против женщины, с которой столько изжито. Что мне делать из себя, куда, кому я нужен? Хорошо и то, что хоть для нее нужен». Но вновь бежит от своей мучительной привязанности. И исповедуется в письмах к другу В.П. Боткину: «Сказать тебе по секрету - но чур, по секрету! - я, кажется, сделал глупость, воротившись к ней. Нет, раз погасшая сигара - не вкусна, закуренная снова!.»

А.Я. Панаева вместе с поэтом написала большой - чтобы заполнить страницы изуродованного цензурой «Современника» - роман «Три страны света», под которым стояли две подписи: Николай Некрасов и Н. Станицкий (псевдоним А.Я. Панаевой). Произведений, написанных двумя авторами, в русской литературе тогда еще практически не было. Несмотря на самые противоречивые отзывы, роман тем не менее пользовался успехом и выдержал несколько изданий. Вместе с Н.А. Некрасовым в 1851 году А.Я. Панаева написала еще один роман - «Мертвое озеро», после которого поместила в «Современнике» немало злободневных произведений. Например, в романе «Семейство Тальниковых» описала свое нерадостное детство и попыталась выразить протест против тогдашней системы воспитания. Цензура до неузнаваемости исказила роман и в конце концов запретила его.

Приступы яростной ревности и сокрушительной страсти сменялись у Н.А. Некрасова холодным отчуждением. Одолеваемый черной хандрой, он мог страшно оскорбить, нередко - в присутствии посторонних. А.Я. Панаева страдала и терпела. Он поэт, у него сложная натура. Но он ее любит, любит, хотя порой видеть не может. И крутит такие постыдные интрижки, что всем друзьям за него совестно и обидно за нее.

Она устала. Ее красота, пылавшая 40 лет, начала увядать. Сошел румянец, поблекли глаза. В марте 1862 года от порока сердца умер И.И. Панаев у нее на руках, успев испросить прощения за те мучения, что доставлял. Казалось бы, настало время Н.А. Некрасову и Авдотье Яковлевне узаконить свои супружеские отношения, но было уже поздно: дело шло к окончательному разрыву, который и произошел в 1863 году.

Со временем нервы Николая Алексеевича совсем сдали, и он теперь частенько выходил из себя по малейшим пустякам. После одной из ссор в его записной книжке осталось признание А.Я. Панаевой: «Без клятв и без общественного принуждения я все сделала во имя любви, что только в силах сделать любящая женщина».

Вспоминая о размолвках с Авдотьей Яковлевной, Н.А. Некрасов позже напишет:


Мы с тобой бестолковые люди:

Неразумное, резкое слово…

Если проза в любви неизбежна,

Возвращенье любви и участья…


После 15 лет жизни с Н.А. Некрасовым она еще 15 прожила вне его существования, изредка прислушиваясь к грому некрасовской поэзии и отголоскам слухов о часто меняющихся в его сердце женщинах. И еще 15 лет - после его смерти, влача бедное существование и зарабатывая на пропитание литературными трудами.

А Н.А. Некрасов, после разрыва отданный другим страстям, конечно, жил неспокойно. И все-таки тужил по ней, Авдотье, до смерти не забытой:


Безумец! Для чего тревожишь

Ты сердце бедное свое?

Простить не можешь ты ее -

И не любить ее не можешь!.

Мы разошлись на полпути,

Мы разлучились до разлуки…


В 1863 году Авдотья Яковлевна, к тому времени давно вдова И.И. Панаева, вышла замуж за литератора Головачева. В браке родилась дочь, и все пошло так, как давно мечталось и хотелось. Увы, счастье им выпало недолгое, и вскоре Авдотья Яковлевна вновь носила траур по супругу.

Но если на долю А.Я. Панаевой выпало хотя бы короткое супружеское счастье, то Н.А. Некрасова еще долго бросало по волнам житейских бурь.

«Люди с темпераментом Некрасова редко бывают склонны к тихим радостям семейной жизни, - свидетельствовал историк и литературный критик А.М. Скабичевский. - Они пользуются большим успехом среди женского пола, бывают счастливыми любовниками или донжуанами, но из них не выходит примерных мужей и отцов. Понятно, что и Некрасов, принадлежа к этому типу, не оставил после себя потомства. Только под старость, когда страсти начали угасать в нем, он оказался способным к прочной привязанности к женщине, на которой и женился на смертном уже одре».

Умерла Авдотья Яковлевна 30 марта 1893 года, на семьдесят третьем году жизни, в бедности. Похоронили ее на Волковом кладбище в Петербурге. Она прожила дольше многих из тех, о ком писала, оставив в истории российской литературы свое пусть и не очень громкое, но не затерявшееся среди прочих имя.


.2 Зинаида Николаевна Некрасова


Она была молода, хороша собой, добра и жизнерадостна. Н.А. Некрасову в это время уже далеко за сорок. Он прославленный поэт и зрелый человек. За плечами тяжёлые годы невзгод и лишений, борьбы и страданий. И всё чаще на его лицо тенью ложится усталость, в прекрасных умных глазах мелькает затаённая боль. Этот союз был во многих отношениях неравный. Родственники не принимали увлечения Н.А. Некрасова всерьёз. Но Зинаида Николаевна прочно вошла с этих пор в жизнь поэта. Её настоящее имя было Фёкла Анисимовна Викторова. Н.А. Некрасов стал звать её по-своему - Зина, Зиночка. И даже отчество прибавил от своего имени - Николаевна. Знакомые и друзья поэта звали её уважительно - Зинаида Николаевна.

Сойдясь, они уже почти не расставались. Вместе бывали у друзей, вместе выезжали на дачу в Чудово, вместе ездили в Ялту, бывали за границей. Зина Николаевна всегда была рядом. И в ярославские края на отдых, в Карабиху, они также выезжали вместе. Впервые они приехали в Карабиху летом 1870 года, сразу же после знакомства. Очевидно, Н.А. Некрасову не терпелось представить Зиночку своим родственникам в Карабихе.

мая, накануне приезда, Н.А. Некрасов пишет брату Фёдору: «Я думаю приехать через неделю в Карабиху. Пожалуйста, распорядись, чтобы моё помещение было в порядке, ибо приеду не один».

Это лето в Карабихе было особенно счастливым и плодотворным. Он был окружён теплом и заботой, рядом с ним было любящее и преданное сердце Зины.

Всего лишь за 10 дней написал он в Карабихе поэму «Дедушка» и посвятил её Зинаиде Николаевне. Она была напечатана в том же году в журнале «Отечественные записки» с посвящением «З-Н-Ч-Е», т.е. Зиночке.

Вернувшись в Петербург, Н.А. Некрасов писал брату, что два месяца в Карабихе провёл «очень спокойно и приятно». И в последующие годы Н.А. Некрасов приезжал в Карабиху вместе с Зинаидой Николаевной. Правда, Карабихской родне Н.А. Некрасова она не пришлась по душе. Они вспоминают о ней скупо. Но сыну Фёдора Алексеевича - мальчику Саше Зинаида Николаевна запомнилась. Впоследствии Александр Фёдорович писал: «Я помню отлично Зинаиду Николаевну, ту голубоглазую блондинку с очаровательным цветом лица, красиво очерченным ртом и жемчужными зубами. Она была стройна, ловка, находчива, хорошо стреляла, ездила верхом, так что Н.А. Некрасов брал её иногда на охоту». Зинаида Николаевна действительно была хорошей наездницей и умела стрелять. Вместе с Н.А. Некрасовым они часто выезжали на охоту в Чудовскую под Петербургом, охотились и в других местах. В жизнь Н.А. Некрасова, человека не молодого, много пережившего «Зиночка», несомненно, вписала немало светлых и прекрасных минут. «Зина была его радостью, бодростью, второй его молодостью», - писал так справедливо, хорошо знавший её Н.М. Архангельский. Молодой и цветущей женщине выпала учесть разделить с Н.А. Некрасовым самое тяжёлое время и страдальческие предсмертные дни его жизни. Вот когда раскрылся преданный и бескорыстный характер Зинаиды Николаевны. Предчувствуя свою кончину, Н.А. Некрасов решил узаконить отношения с Зинаидой церковным обрядом. Она стала для него незаменимым человеком. Словно сестра милосердия, она была для Н.А. Некрасова сиделкой и почти не отходила от постели больного, терпеливо ухаживала за умирающим.


Двести уж дней,

Двести ночей

Муки мои продолжаются.

Ночью и днём в сердце твоём

Стоны мои отзываются.

Двести уж дней

Двести ночей

Тёмные зимние дни

Ясные зимние ночи!

Зина! Усни!

Зина! Закрой утомлённые очи!

В искренности этих строк сомневаться не приходится. Когда-то в простой и скромной девушке Н.А. Некрасов сумел разглядеть черты незаурядного человека. И Зинаида Николаевна оказалась достойной его имени. Она на много лет пережила Н.А. Некрасова, но осталась верна его памяти.

Бережно хранила Зинаида Николаевна до конца дней своих как бесценную реликвию томик стихотворений Некрасова с надписью: «Милому и единственному другу моему, Зине». В одном из стихотворений, обращённых к Зине, поэт писал:

Ты на жизнь имеешь право.

Быстро я иду к закату дней.

Я умру - моя померкнет слава.

Не дивись и не тужи о ней!

Слава Н.А. Некрасова не померкла. И в жемчужинах его лирической поэзии прекрасные строки посвящены жене и другу - Зинаиде Николаевне Некрасовой.

Зимой 1914 года здоровье Зинаиды Николаевны резко ухудшилось. Утром 27 января 1915 года читатели «Саратовского вестника» увидели некролог: «Зинаида Николаевна Некрасова, вдова поэта Н.А. Некрасова, скончалась в воскресение 25 января в 4 часа 30 минут утра. Вынос тела из квартиры (Малая Царицынская, дом №70, квартира Озолиной) сегодня 27 января в 9 часов утра на Воскресенское кладбище».

Отходив всю жизнь в черном, она завещала похоронить себя в белом.


3. Новаторство любовной лирики Н.А. Некрасова


3.1 «Проза любви» в лирике Н.А. Некрасова


Тема любви решена в лирике Н.А. Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство «в прекрасных мгновениях», Н.А. Некрасов не обошёл вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна» («Мы с тобой бестолковые люди…»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н. Скатова, он «не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу». В его стихах рядом с любящим героем появился образ независимой героини, подчас своенравной и независимой («Я не люблю иронии твоей…»). А потому и отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой («Да, наша жизнь текла мятежно…»). Такое непонимание вызвано иногда разным воспитанием, разными условиями жизни героев. В стихотворении «Застенчивость» робкий, неуверенный в себе разночинец сталкивается с надменной светской красавицей. В «Маше» супруги не могут понять друг друга, так как получили разное воспитание, имеют разное представление о главном и второстепенном в жизни. В «Гадающей невесте» - горькое предчувствие будущей драмы: наивной девушке нравится в избраннике внешнее изящество манер, модная одежда. А ведь за этим наружным блеском чаще всего скрывается пустота. Наконец, очень часто личные драмы героев являются продолжением социальных драм. Некрасов предвосхищает образ Сонечки Мармеладовой Достоевского в стихах «Еду ли ночью по улице темной…». И хотя в «Записках из подполья» Достоевский иронизирует над наивной верой в «прекрасное и высокое» лирического героя стихов Некрасова «Когда из мрака заблужденья…», эта ирония, даже полемика не отменяет сочувственного отношения писателя к благородным порывам человека, стремящегося «выпрямить» и спасти «падшую душу». «Спаситель» в стихах Некрасова хорошо знает психологию «падшей души», ее затаенные комплексы. Сам поднявшись над болезненным состоянием унижаемого человека, он старается избавить от него и героиню. Он знает, что ей нужно жить самой собой, а не чужим мнением о себе, приводящим героиню к тайным сомнениям, гнетущим мыслям, болезненно-пугливому состоянию души: «Зачем же тайному сомненью / Ты ежечасно предана? / Толпы бессмысленному мнению / Ужель и ты покорена?».

По сути, перед нами женский вариант драмы «маленького человека», униженной и обиженной, а потому и болезненно-гордой души, напоминающей будущую Настасью Филипповну из «Идиота» Достоевского, тоже пригревшую «змею на груди». А лирический герой Некрасова своим активным и пронзительным состраданием напоминает князя Мышкина.

Основное внимание хотелось бы уделить «панаевскому циклу». Авдотья Яковлевна Панаева - главный адресат интимной лирики Н.А. Некрасова. Отношения с А.Я. Панаевой стали темой многих стихотворений Н.А. Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических, так как, хотя цикл и имеет реальную биографическую основу, образы лирических героев нельзя отождествлять с их литературными прототипами. Сам Н.А. Некрасов видел в своих стихотворениях не просто обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти произведения в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. «Панаевский цикл» - пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нём мы почти не найдём социальных мотивов, присущих всей лирике Н.А. Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Ф.И. Тютчева, «поединок роковой».

Что можно сказать об этих двоих? Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о нём мало что известно. В центре «панаевского цикла» - она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Н.А. Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он, по словам Николая Скатова, «дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать».

Основные мотивы (мотив - устойчивый, повторяющийся элемент сюжета, характерный для нескольких произведений) «панаевского цикла»: мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной…», «Мы с тобой бестолковые люди…»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя…», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей…»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно…», «Давно - отвергнутый тобою…»); писем («Сожжённые письма») и др. «Панаевским» стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год - сломил меня недуг…» и «Тяжёлый крест достался мне на долю…», «Прости» и «Прощание»).

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; «нервность» интонации, передающая почти «достоевские» страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Итак, любовная лирика Н.А. Некрасова своеобразна прежде всего тем, что в ней проявляется «проза любви». В его лирическом цикле показана сложность отношений людей: споры, ссоры, встречи и расставания. Лирический герой видит достоинства и недостатки своей возлюбленной, ему с ней нелегко. Отношения героев неровные: от взаимных обид, укоров, недоверия - к былой страсти. Но разрыв неизбежен, герой предчувствует его:


Не торопи развязки неизбежной!

И без того она недалека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…


Каждое стихотворение цикла заканчивается многоточием, словно намекает на некую недосказанность, недоговоренность, а начала стихотворений - продолжение вновь и вновь начинаемого спора, диалога, даже ссоры.

В любовной лирике Н.А. Некрасова нет атрибутов романтической поэзии: соловьев, цветущих роз, но есть психологический анализ чувства и взаимоотношений, показан внутренний мир героев. Лирический герой словно оценивает свое чувство.

Новаторство любовной лирики Н.А. Некрасова состоит не только в новизне содержания («прозы жизни»), но и в том, что для изображения «непоэтических» явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение.

В стихотворениях «панаевского цикла» много вопросительных, побудительных предложений, много обращений к возлюбленной и к самому себе.


Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Это позволяет достичь глубины самоанализа и отразить противоречивость эмоций.


3.2 Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди…»


Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.


Говори же, когда ты сердита,

Все, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир - и скорее наскучит.


Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья…


Стихотворение Н.А. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди», впервые опубликованное в «Современнике» в 1851 году, обращено к А.Я. Панаевой и входит в так называемый «Панаевский цикл». Поэту было 22 года, когда он познакомился с А.Я. Панаевой. Ей было 24 года. Вчерашний пролетарий, литературный бродяга, конечно, он вначале не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Её муж женился на ней, когда Авдотье Яковлевне еще не было девятнадцати, «едва ли не за тем, чтобы щеголять красивой женой перед приятелями и гулять с нею на музыке в Павловске». Нелегко досталась Н.А. Некрасову эта женщина. Он с отчаянья чуть было не кинулся в Волгу, но не такой он был человек, чтобы отстать. Этот поединок продолжался с 1843 года по 1848 год, когда она, наконец, стала его женой. Но к этому времени А.Я. Панаева и Н.А. Некрасов были уже совсем разными людьми.

Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…» о любви, но любви не романтической, восторженной. Ключевые слова, которые говорят об отношениях А.Я. Панаевой и Н.А. Некрасова, - «минута», «вспышка», «душу волнует и мучит», «доля счастья», «возвращенье любви».

В стихотворении два героя: он и она, лирический герой и его возлюбленная. Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…» - обращение лирического героя к любимой. Н.А. Некрасов использует обращение («друг мой»), глаголы в повелительном наклонении («говори»).

Это лирическое произведение можно разделить на две части: 1) описание жизни, ссор; 2) обращение лирического героя к возлюбленной (просьба, предложение компромисса).

В этом стихотворении повторяются согласные звуки [ш], свистящие. Аллитерация помогает передать пыл ссоры, возмущение, негодование. Кроме того, шипящие и свистящие звуки влияют на звучание стихотворения, замедляя его, делая более протяжным. Несомненно, стихотворный размер - анапест, передающий длительность, - тоже выбран автором не случайно.

Н.А. Некрасов долго и болезненно любил писательницу А.Я. Панаеву. Он воспевает в своих стихах глубокую любовь, взаимное понимание и дружбу любящих. Однако жизнь сложна и трагична, и стихи Н.А. Некрасова нередко повествуют о драматических страницах своей любви. Об этом и пишет поэт в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди…». Между ними очень часто происходили тяжёлые ссоры, но побеждала любовь, и они снова мирились. Поэт здесь обращается к Панаевой, называя обоих бестолковыми из-за несерьёзных ссор, которые вспыхивают, как спичка.

Он просит её не собирать раздражение, злость, обиду в себе, не копить её, а дать им выход. Лучше выкричаться, высказать открыто, не таить, и тогда на душе станет легко, и не будет между ними секретов. Ведь «легче мир - и скорее наскучит». И если в любви существует и проза жизни, то можно и из неё извлечь счастье: после ссоры любовь разгорается ещё сильнее.


Заключение


Н.А. Некрасов и для современников, и для потомков, прежде всего, великий поэт-реалист, поэт-демократ, оказавший большое влияние на все развитие русской поэзии. Действительно, как сказал Р. Гамзатов: «Н.А. Некрасов-целое поэтическое государство, живущее по своим законам».

Все творчество Н.А. Некрасова проникнуто совершенно особым, полным благоговения и восхищения отношением к женщине. Женские образы в его любовной поэзии - сильные, решительные, более цельные и уравновешенные по сравнению с вечно колеблющимися, сомневающимися и страдающими от собственной слабости героями-мужчинами. Героиня лирики Н.А. Некрасова - удивительно мудрая женщина, способная переносить удары судьбы, прощать своего мятущегося, ревнивого возлюбленного и понимать «его грустный недуг». Он часто впадает в пессимистические настроения, предается унынию и озлоблению, она всегда выступает в роли утешительницы и друга, приходит на помощь в трудную минуту и учит мудрому смирению перед неизбежным.

Любовь рассеивает грустные мысли, вселяет в душу лирического героя надежду, помогает ему «без обычного страха» смотреть «в темное море» будущего.

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова в том, что в ней разрушается лирическая замкнутость, преодолевается лирический эгоцентризм: любовные стихи открыты для героини, которая входит в стихотворение со всем богатством и сложностью своего внутреннего мира. В лирическом цикле Н.А. Некрасов создает характер героини, характер новый, в разных проявлениях, самоотверженный и ревнивый. Почти все произведения интимной лирики Н.А. Некрасова заканчиваются многоточиями - значит, ситуация не разрешена, не исчерпана, продолжение следует.

Поэт, откликаясь всей душой на «ласку милой», не уходит и от проблем реальной жизни, рисуя любовное чувство на фоне любви к людям, к будущему, к родине. Лирика Н.А. Некрасова впечатляет своей общечеловеческой правдой чувства, глубиной заложенного в ней трагического конфликта, психологическим богатством переживаний.


Список использованных источников

поэт некрасов любовный лирика

1.Бухштаб Б. (в серии: Б-ка поэта), изд. «Советский писатель», Л., 1937; Мемуары: Мои воспоминания, 2 чч., М., 1890. - 369 с.

2.Евгеньев-Максимов В.Е., Жизнь и деятельность Н.А. Некрасова, т. 1-3, М. - Л., 1947-52. -286 с.

.Евгеньев-Максимов В.Е. и Пиксанов Н. Некрасовский сборник, М. - Л., т. 1-5, 1951-73.-412 с.

.Зинина Е.А, Дрофа, Наглядные пособия. Литература, Темы и мотивы в лирике, 2008.-21 с.

.Лебедев Ю.В., Литература.10 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 1/Ю.В.лебедев. - 13-е изд.-М.: Просвещение, 2011. - 356 с.

.Некрасов Н.А., Сб. статей. - М., изд. «Никитинские субботники», 1929. - 84 с.

.Покровский В., Некрасов, его жизнь и сочинения, Сб. историко-литературных статей. - М., изд. 2-е, Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1915. - 706 с.

.Скабичевский А.М, Аграф, «Литературная мастерская», 2012. - 504с

Главные некрасовские темы нередко заслоняют те немногие стихотворения, где рассказана история долгой и мучительной любви. Интересно, что многие современники Некрасова и не заметили этой темы в лирике Некрасова. Так, один из сотрудников «Современника», М.А. Антонович писал в своих воспоминаниях о Некрасове, что тема любви «почти вовсе не затронута поэзией Некрасова; он касается ее изредка, так сказать мимоходом и как будто только потому, что такой повсеместной, общераспространенной темы уж никак нельзя было избежать и обойти. Муза Некрасова не воспевала прелестей любви, ее упоений и восторгов, ее мук и страданий...». Это замечание несправедливо, разве только что можно согласиться с тем, что «прелести любви, ее упоения и восторги» действительно не стали темой поэзии Некрасова. Его лирика - о муках и страданиях любви.

Тема любви в лирике Некрасова , и прежде всего знаменитый «панаевский цикл», т.е. цикл, связанный с любовью Некрасова к А.Я. Панаевой, оказывается неразрывно связанной с другими мотивами лирики Некрасова - мотивами напрасно растраченной молодости, греховности собственной жизни, с драматическим разладом героя и общества. Отношения героев, мучительно противоречивые сами по себе, осложняются этими драматическими переживаниями. Определяя своеобразие звучания этой темы в лирике Некрасова, исследователи пишут: «...Почти каждое любовное стихотворение - это рассказ о большой человеческой беде. Бывает порою и так: беда еще не стряслась, герой говорит о разделенной любви, о радости свидания, но его не покидает предчувствие неизбежной и близкой разлуки. <...>Любовь несет с собой не только радость, но и горе, обиды, боль, слезы <...>. Некрасов изображает то, что до него никогда не входило в лирическую поэзию: ссоры, семью, быт <...>», - пишет Б.О. Корман.

Некрасов вносит в звучание этой темы те же мятежность и печаль, что составили столь характерный пафос некрасовской лирики. «Панаевский цикл» - это драматическая история любви двух людей, горячо любящих и столь же страстно отстаивающих свою правоту. Как пишут исследователи, поэзия здесь «преодолевает свои границы: «панаевский» цикл - своего рода лирический роман, для которого характерны драматизация, диалогизация».

Каким же предстает чувство любви в изображении Некрасова? Характерно, что постоянным словом, передающим и суть характеров двух героев, и смысл их переживаний, становится слово «мятежный»: «Если мучимый страстью мятежной», «Да, наша жизнь текла мятежно», «Пока еще кипят во мне мятежно / Ревнивые тревоги и мечты». Глагол, наиболее точно выражающий чувства героев, - «кипит», «кипим»: «Пока еще кипят во мне мятежно / Ревнивые тревоги и мечты»; «Кипим сильней, последней жажды полны»; герои ощущают «с каждым днем сильней кипевшую любовь». Этот глагол воплощает крайнюю интенсивность чувств и отношений героев друг другу: накал страстей и гнева, и привязывающих героев друг к другу, и неуклонно разрывающих эти мучительные отношения.

История любви отмечена драматическими коллизиями - «вспышки», «ссоры». Гнев и ревность, жгучие укоры и негодующие взоры, тревоги сожаленья и слезы раскаянья, сознание неизбежности расставания и сильная искренняя любовь составляют эти мучительные и все же полные счастья отношения двух людей. Но вспышки гнева и тревоги любви не воспринимаются поэтом как случайные эпизоды, омрачающие счастье двух людей. Это - неизбежная сторона любви, знак полноты и силы чувства, немыслимого без ревности и мучений:

Если, мучимый страстью мятежной,
Позабылся ревнивый твой друг
И в душе твоей, кроткой и нежной,
Злое чувство проснулося вдруг -

Все, что вызвано словом ревнивым,
Все, что подняло бурю в груди,
Переполнена гневом правдивым,
Беспощадно ему возврати.

Отвечай негодующим взором,
Оправданья и слезы осмей,
Порази его жгучим укором -
Всю до капли досаду излей!

Лирический герой не жаждет прощения, он ищет - понимания и веры, понимания его ревности, вызванной только сильной любовью, и веры, что ревность сильнее всего терзает того, в чье сердце она проникает.

Герои некрасовской поэзии не знают тихих и безмятежных минут любви, во всяком случае, безмятежное счастье не становится темой некрасовских стихотворений. Счастье в понимании некрасовского героя - воспоминания о былом страдании, сама любовь, со всеми ее муками («И то, что в нем казалось нам страданьем, -/ И то теперь я счастием зову...»). Позднее Некрасов даст свое понимание любви как чувства, неотделимого от бурных переживаний и страданий. «Мятежная», горькая любовь будет осознана им как характерная примета времени:

Но, любя, свое сердце готовь
Выносить непрестанные грозы,
В нашем мире, дитя, где любовь,
Там и слезы.

Лирический герой Некрасова, по справедливому наблюдению Г.А. Гуковского, «дан не как норма, не как этико-эстетический идеал или выражение нравственного образа любви в ее самом чистом, свободном и высоком явлении, а как конкретный и типичный пример живого человека, человека хорошего, но отравленного «дурной» эпохой, несущего в себе и в своей любви душевные болезни больного века».

Герои некрасовской лирике находятся не только в противостоянии друг с другом, но и в противостоянии с обществом. В любовной лирике драматизм рождается и через мотив борьбы с «кровными врагами», которую ведут и герой и героиня. Эта борьба и объединяет героев, и еще более усложняет их и без того нелегкие отношения. В стихотворении «Тяжелый год - сломил меня недуг» причиной расставания героев становится усталость героини, измученной, «истерзанной борьбой с своими кровными врагами».

Любовь несет муки и тревоги, обиды и ссоры, но только она дает жизни высокий смысл. Даже не близость любимой, а только ее письма способны внести в душу героя веру в жизнь:

Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне рассказываешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе,
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?

В стихотворении, обращенном к И.С. Тургеневу, Некрасов вновь повторит эту мысль: да, любовь одна составляет смысл человеческой жизни:

<...> Нет лучшей доли!
Живешь легко, глядишь светлей,
Не жалко времени и воли,
Не стыдно праздности своей,
Душа тоскливо вдаль не рвется
И вся блаженна перед той,
Чье сердце ласковое бьется
Одним биением с тобой...

«Женская любящая душа» - это «благословение» Бога человеку в его пути земном. В письме Л.Н. Толстому в 1857 г. Некрасов так определяет смысл любви, ее роль в человеческой жизни: «Хорошо ли, искренне ли, сердечно ли <...> убеждены Вы, что цель и смысл жизни - любовь? (в широком смысле). Без нее нет ключа ни к собственному существованию, ни к сущ(ествованию) других, и ею только объясняется, что самоубийства не сделались ежедневным явлением. По мере того как живешь - умнеешь, светлеешь и охлаждаешься, мысль о бесцельности жизни начинает томить - и они, вероятно (то есть люди в настоящем смысле), чувствуют то же - жаль становится их - и вот является любовь. Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению - страшного и обидного в этом много! На этом одном можно с ума сойти. Но вот Вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы - и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности <...>. Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора».

Важно отметить, что не только лирический герой Некрасова, но и другие персонажи его поэзии не знают счастливой любви. Согласие и гармония в отношениях любящих людей возможны только на короткое время, причем неизбежность трагической развязки предрешена: социальным неравенством («Огородник»), разностью характеров и судеб («Прекрасная партия», «В дороге»), тяготами и нищетой («Тройка», «Свадьба» и др.). Богатство и знатность также не избавляют от несчастливой развязки («Княгиня»). Одно из немногочисленных стихотворений, где воспевается светлая радость любви, - «Любушка» (другое название «Буря»).

«Мерещится мне всюду драма», - признался Некрасов в одном из своих стихотворений, и это стремление автора видеть и показывать прежде всего драматическую сторону событий во многом определяет звучание темы любви в его творчестве.

1. Любовная лирика Н. А. Некрасова
2. Образы лирических героев Некрасова.

4. Рассвет и закат любви и отношение к ним лирического героя.

Обиды, размолвки, раскаянье - вновь наслаждение,
-Все это глубокой любви порожденье.

«Тирукурал»

Принято считать, что главными темами творчества Некрасова являются проблемы общественного характера, такие, как нелегкая судьба русского народа и гражданское предназначение поэта. Но это не означает, что Некрасов совершенно не уделяет внимания вопросам человеческих взаимоотношений. Любовная лирика довольно часто замечается в произведениях Н. А. Некрасова.

Объект внимания поэта - Любовная лирика с ее размолвками, взаимным непониманием, ссорами и взаимными упреками. Обращаясь к этой теме, поэт остается верен правде жизни.

В стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди...» Некрасов стремится показать нам светлое начало даже в неприятных событиях. Ссора между близкими людьми не столь страшна, если за ней следует «возвращенье любви и участья».

В Любовная лирика Некрасова имеет два характера: характер лирического героя и характер лирической героини. Его лирическая героиня - это личность незаурядная, сильная, наделенная живым умом; это подруга и единомышленница, способная оказать поддержку в тяжелую минуту, отыскать выход из сложной ситуации («Ты всегда хороша несравненно...»). Образ лирического героя наиболее полно раскрывается в стихотворении «Застенчивость». В нем отражено одно из сложных душевных состояний, которое испытывает смущенный или угнетенный человек. Лирический герой Некрасова умен и наблюдателен, однако жизнь не оправдала его надежд, и он потерял веру в будущее.

Герой мучительно пытается осознать, каковы же причины его «бесталанной долюшки слезной», его «сознанья бессилья обидного», и находит такой ответ: «Придавила меня бедность грозная». Некрасов психологически верно показывает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней словно чувствующего на ногах «гири железные».

Окружающая действительность сурова не только по отношению к зарождающейся любви, но и к любви разделенной. В стихотворении «Тяжелый год - сломил меня недуг...» мир воспринимается через следующие категории: беда - счастье, борьба, «жизнь без счастья», враг - друг, любимая. Возлюбленная была самым надежным оплотом, но все-таки и она «не пощадила». Причина этого не столько в ней самой и ее характере, сколько в объективных обстоятельствах, в конкретных жизненных условиях: «Истерзана, озлоблена борьбой... / Страдалица! Стоишь передо мной...».

В любви, по мнению Некрасова, нет места неподвижности и однообразию. Например, его стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно...» захватывает силой чувства, переживаниями, связанными с различными этапами любви, самой формой выражения своих чувств. Самые первые строки свидетельствуют о напряженности, динамизме любовных отношений, их зависимости от влияния окружающей обстановки: «Да, наша жизнь текла мятежно, / Полна тревог, полна утрат». Влюбленные расстаются на некоторое время; их жизнь в разлуке представляется автору как долгое, но терпеливое ожидание новой встречи:

Но с той поры, как все кругом меня пустынно, Отдаться не могу с любовью ничему, И жизнь скучна, и время, длинно, И холоден я к делу своему.

Постепенно воспоминания героя рисуют ему начало любви. Для него становится очевидно, что развитие чувства неразрывно связано с усилением сомнений.

Огромное значение в союзе двух сердец принадлежит доверию, вере. Не случайно слово «вера» или производные от него так часто повторяются в тексте:

Как ты хотела вери ть мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!

Поэт открывает в преходящих, изменчивых формах земного бытия вечные, незыблемые ценности, и одна из них - любовь, созидающая, покоряющая вершины, способная каждый день сделать счастливым.

Некрасов рассматривает самые разные этапы любовного чувства, иногда объединяя их в одном произведении, как, например, в стихотворении «Давно отвергнутый тобой...». Сначала лирический герой выглядит отчаявшимся, находящимся на грани самоубийства; однако вскоре он снова обретает счастье взаимной любви, а с ней и возвращается и ощущение полноты и радости бытия. Но в конце концов любовь уходит, и все вокруг теряет свое очарование. Возвышенные чувства никак не защищены от грубого вторжения враждебного мира, и непредсказуемость судьбы порождает ощущение трагизма человеческой жизни.

В лирической миниатюре «Прости», своей формой напоминающей заклинание (из-за повтора слова «не помни»), мы можем проследить связь любви с конкретными жизненными событиями:

Прости! Не помни дней паденья.,
Тоски, унынья, озлобленья., -
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!

Герой с благодарностью вспоминает о былом счастье, ему горько расставаться с прошлым. Он хочет, чтобы дни взаимного счастья оставались светлыми и в памяти его возлюбленной. По мнению автора, чувство признательности к ушедшей любви помогает преодолеть болезненность разрыва. Тот, кто любил, должен оставаться внимательным и терпеливым; он не имеет права покидать те вершины, на которые его возвела любовь. Благородство сердца проявляется и в начале любовных отношений и на закате чувства. Поэтому последние строки стихотворения «Прости» звучат как напутствие:

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, -
Благослови и не забудь!

«Любви светило» воспринимается как живое существо: некогда оно «ласково всходило», согревало сердца героев, вселяя в них надежду на возможность преодоления все жизненных невзгод.

Прочитав даже немногие из стихотворений Некрасова, нельзя не согласиться с утверждением, что поэт обогатил русскую литературу новыми поэтическими открытиями, по-своему осмыслив вечную тему любви и взаимоотношений двух любящих людей.

О любовной лирике Некрасова долгое время не писали, находя её не специфичной для этого поэта. Когда же о ней находили возможным говорить, то представляли её либо созданной в пушкинских традициях, либо весьма однообразной, воспроизводящей сходные мотивы. Между тем любовная лирика Некрасова является столь же новаторской, как и всё его творчество, и при этом разнохарактерной в различные периоды творчества.

Стихи 30-х годов созданы в выспренно-романтическом духе и изображают, например, полет от «бедствий жизни бурной» беспорочной души «юной девы в край лазурный», где она должна встретиться с другой душой, ей родственной. Лирическая пьеса 1847 года «Ты всегда хороша несравненно... », посвященная женщине, с которой поэт был близок до встречи с А. Я. Панаевой, написана уже в реалистической манере и представляет собою портрет той, с которой лирический герой делит «настоящее горе». Но при этом стихотворение исполнено неподдельного восхищения героиней, оно всё пронизано светом, противопоставлением «темному морю» жизни, признательностью за поддержку, исходящую от подруги, любованием её жизнерадостной весёлостью, молодостью, умом, добротой и нежностью. И сам поэт платит ей своей ласковостью, называя её голову «головкой», а глаза — «глазками».

Особое место в любовной лирике Н. А. Некрасова занял панаевский цикл, связанный с именем умной, талантливой и красивой А. Я. Панаевой, ставшей в 1848 году женой поэта. Рядом с лирическим героем оказывается теперь образ своеобразной героини, отличающейся сильным характером, огненной горячностью, волей и независимостью. Стихи показывают, что взаимоотношения любящих сразу меняются, становятся напряженными и нелегкими. Впервые возникает тот «поединок роковой», который предварит в чем-то родственный денисьевский цикл Ф. И. Тютчева и окажет на него своё художественное воздействие. И у одного, и у другого поэта отраженный в их циклах любовный союз был недозволенным в глазах общественного мнения, преследуемым «толпой», что отзовётся в особом мотиве этих стихов и определит их драматическую напряженность. Перипетии запечатленных в стихах Некрасова чувств прихотливы, сложны, непредсказуемы, сами переживания мятежны и мучительны, они подстать характерам любящих. Бросается в глаза, что герой и героиня некрасовской лирики — новые люди, наделенные современными взглядами, причастные к творческому труду.

Стихотворение «Когда огонь в твоей крови... » (1848) интересно как своеобразный договор о тех новых отношениях, которые, по Некрасову, должны быть установлены между любящими, которые вступают в союз. Прежде всего, это любовь-страсть, горящая огнём и потому заслуживающая определения «действительной любви». Вместе с тем это союз единомышленников, обладающих передовыми убеждениями, в том числе и убеждением в равенстве мужчины и женщины. Без этих начал единение немыслимо. Третья строфа, говорящая об этом, пронизана решимостью и — в последних стихах — иронией. Разумеется, это не призыв к подруге стать покорной, а категорическое отрицание рабского состояния женщины. «Если страсть... слаба и убежденье не глубоко», то женщина попадает в положение рабыни (Некрасов усиливает это слово эпитетом «вечной»). Такой исход абсолютно неприемлем. Союз должен быть свободным, «по сердцу». Понятие «свобода» резко противостоит здесь рабству. «Насильственное бремя» прежних «постыдных» уз должно быть отринуто и забыто. Об этом говорится во второй строфе.

Но если эти условия приняты, женщина обретает равные права с мужчиной, глубоко осознанные ею, высокое человеческое достоинство, а значит — и подлинную свободу, и настоящую веру. И тогда никакая клевета, никакая молва толпы не могут быть страшными. Они становятся бессильными перед твердыней, созданной обоими. Эпитет «разумные» (права) в первом шестистишии содержит в себе зерно и прообраз той этики «разумного эгоизма», которую вскоре сформулирует Н. Г. Чернышевский.

В стихотворении «Я не люблю иронии твоей... » (1850) лирический герой с его напряженным чувством ощущает себя на своеобразном рубеже: с одной стороны, он сохраняет властную страсть к своей возлюбленной и хочет сберечь своё чувство нетленным, а оттого намерен освободить его от всего наносного, лишнего, в том числе и иронии своей подруги, в которой так явственно проявляется самобытный характер этой женщины, но которая задевает ранимое сердце героя.

Лирический герой признается, что ещё ревнивые тревоги кипят в нём «мятежно». Он хочет с надеждой глядеть в будущее. Но, с другой стороны, знаменательно, что на третий год супружества уже ощутим «остаток чувства» и на горизонте уже брезжит «развязка неизбежная». Поэт ощущает пограничность возникшей ситуации, кризис отношений. Он обостренно чувствует, что тревожная развязка недалека и осознает в её и своём сердце «тайный холод и тоску», которые не скрыть внешним «кипением» и видимой полнотой жажды. Увы! Она «последняя». Вот отчего так настойчиво звучит анафорическое «пока...пока», а в последнем пятистишии возникает яркое сравнение остывающей страсти с осенней бурливой рекой, которая катит ещё бушующие, но уже холодные волны.

Лирическое признание «Мы с тобой бестолковые люди... » (1851) красноречиво говорит о неповторимом новаторстве Некрасова в сфере любовной лирики. Верный правде жизни, поэт обнажает «прозу в любви», о которой сказано в заключительном четверостишии. Эта проза передаётся откровенным упоминанием ссор, размолвок, вспышек, резкостей, взаимных мучений. Но поразительно, что поэт намерен и эти горькие минуты обратить в свою противоположность, взять, как некую дань, и с прозы «долю счастья». Некрасов побуждает и нас видеть неприметный просвет во мгле и полосе мрака. Ведь за ссорой и «полно», и «нежно» наступает «возвращенье любви и участья». Стихотворение подтверждает, что союз любящих в лирическом романе Некрасова оказался истинно свободным, освобожденным от покорной рабской зависимости. Поэт зовёт подругу к полному и откровенному проявлению своих чувств, выражению своих мыслей и мнений: «Говори же, когда ты сердита, // Всё, что душу волнует и мучит!» В произведении этом раскрыта подлинная «диалектика чувств»: их столкновение, развитие, переход одного переживания в другое, ему противоставленное.

В «панаевский цикл» вошла и маленькая лирическая трилогия о письмах, составившая его внутренний подраздел. Наиболее примечательно по построению первое из этих стихотворений — «О письма женщины, нам милой! » (1852). Оно имеет двухчастную структуру и состоит из двух неравных строф. Первая часть (шестнадцатистрочная строфа) носит обобщающий характер и говорит о таком восприятии женских писем, которое может быть знакомо или интересно многим. Оттого поэт использует местоимения множественного числа «нам», «вы» и соответствующие им формы глаголов «послушайте», «скажите», «отдайте», «не читайте». Впрочем, и единственное число употребляется так, что оно касается разных лиц («начнешь»). Строфа эта является горьким выводом из накопленного опыта, она несколько наставительна и дидактична. Тем не менее, она ярко эмоциональна: она начата с междометия «о» и восклицания, которое поддержано восклицанием срединного, восьмого стиха, а закончено выразительным многоточием, заключающим смысловую недосказанность. Строфа эта и внутренне драматична: в ней сталкиваются такие контрастные понятия, как «восторг» и «зло», «страсть — благоразумье», «усмешка» и «злоба». Но все эти антонимичные слова и стоящие за ними переживания объединены одним доминирующим чувством грусти: эпитету «унылой» (в начале строфы) вторит словосочетание «мучительной тоской» (в её конце).

Вторая часть (десятистишие) носит иной, нежели первая, конкретный характер: она заключает в себе частный случай и касается интимных подробностей из жизни лирического героя и в известной мере — самого автора. Поэтому на смену местоимениям множественного числа приходят «ты» и «моём», «я» и «мне». Есть и другое отличие этой второй строфы от первой. Если стихотворение начато было восторгом и о восторгах, то заканчивается оно скорбными мотивами «могилы юности» и «поблекших цветов». Во второй строфе также заметны контрасты (от писем «проку мало», а они «мне милы»), противоречивость переживаний подчеркивается противительным «но» (гляжу на письма «строго», но бросить «не могу»; в них правды «мало», но они всё-таки «милы»). Но в целом стихи второй строфы объединены скорбным настроением. Это своеобразная эпитафия, прощающаяся не только с юностью, но и с поздней любовью; это предощущение угасания страсти и затухания прежнего чувства. На этот раз размолвка любящих проявляется в том, что вдруг осознаётся неискренность писем и их детский «лепет». И всё-таки поэт говорит о письмах любви, которая так тесно связывает прошлое, настоящее и будущее. Поэтому мысль о времени («мне время доказало») становится в этом стихотворении одной из определяющих.

Своеобразным продолжением этих строф станут незаконченные стихотворения «Письма » и «Горящие письма ». В них уже вихрем ворвутся темы рока и безумия.

Лирическая миниатюра «Прости » (1856) обращена к А. Я. Панаевой и вызвана намерением найти примирение с нею после размолвки, когда поэт окажется рядом с нею за границей. Самые разные чувства одушевляют это стихотворение. Здесь и просьба о прощении за прежние обиды (восклицанием «Прости!» начато послание), и заклинание о забвении (троекратно повторяется слово «не помни», которое в двух стихах становится анафорой), и исповедь (отсюда такая обнаженная правда отношений, переданная в перечислении однородных членов: не помни «тоски, унынья, озлобленья», «бурь», «слёз», «ревности угроз»), и возвышение переживаемой любви (сравнение её с ласковым светилом), и призыв к памяти о самом прекрасном, и благословение. И всё это умещено в лаконичные восемь строк четырехстопного ямба! Две строфы, казалось бы, симметричны: обе они говорят о прошедших днях, содержат по четыре стиха, заканчиваются восклицаниями. Но они и принципиально различны по содержанию и эстетической окрашенности: в первой строфе говорится о «паденье» и о низменном; во втором четверостишии — о восходе, бодром свершении пути и возвышенном.

Любовный роман с Панаевой будет завершен в 1863 году, когда произойдёт окончательный разрыв с нею. Но эхо «панаевского цикла» будет не раз ещё отдаваться в лирике Некрасова, в частности в драматических «Трех элегиях » (1874). Скорбные стихи, обращенные к Зине (Ф. А. Викторовой), с которой Некрасов обвенчается за несколько месяцев до своей смерти, проникнуты безмерной благодарностью за её самоотверженное служение больному другу.

В трёх лирических обращениях с одинаковым названием «Зине » нарисован не только измученный болями умирающий поэт, но и страдающая молодая женщина, наделенная добротой, чуткостью и отзывчивостью («В сердце твоём // Стоны мои отзываются»). Мы отчётливо видим то нежные, то плачущие украдкой, то любящие, то утомленные очи Зины, о труде, надломленности и судьбе которой думает прощающийся с нею великий человек.

При знакомстве с творчеством Николая Некрасова обычно не возникает ассоциаций с любовными произведениями. В основном его строки отражают повседневную жизнь. Это видно в первую очередь по таким его произведениям, как "Женщины в русских селеньях" и "Крестьянские дети". Однако при более внимательном изучении жизненного пути и стихов поэта становится понятно, что любовная лирика в творчестве Некрасова все же присутствовала.

Чувства и жизнь в произведениях Николая Алексеевича

Некрасов, как и многие другие творческие люди, был весьма любвеобильным человеком. Страстная натура требовала постоянного присутствия в его жизни музы, и, естественно, это нашло отражение в его произведениях. По свидетельству биографа поэта, любовная появилась во время первой влюбленности в одну гувернантку. Это была милая, но в то же время лукавая девушка. Николай Алексеевич то сходился с ней, то расходился в период своего нищенствования. Но влюбленность его носила, скорее, земной характер и, по мнению многих литературоведов, была в некотором роде "плебейской любовью". Однако впоследствии в жизни классика появилась страстная и безумная любовь к непревзойденной Авдотье Панаевой.

Яркое чувство

Именно Авдотье Николай Алексеевич посвятил один из циклов своих произведений. По праву можно сказать, что любовная лирика Некрасова в этот период поистине шедевральна. Его строки пронизаны глубокими чувствами к женщине. Некрасов о любви говорит пылко, страстно и исключительно искренне. Но не стоит думать, что эти отношения были безоблачными и легкими. Ведь по факту возлюбленная поэта была дамой замужней. Однако этот «маленький» нюанс ее жизни не стал преградой. И влюбленные впоследствии, несмотря ни на что, стали жить вместе. Каковы главные особенности любовной лирики Некрасова? Читая многие его произведения, мы видим, что всю бурю своих эмоций, все, что зарождалось в его душе, он переносил на бумагу. Именно поэтому любовная лирика Некрасова в строках, посвященных Панаевой, носит определенный автобиографичный характер. Видно, что создавая этот поэтический цикл, автор был преисполнен горечи. Николай Алексеевич был искренен до предела и от того крайне уязвим. Как утверждают литературоведы, данные произведения сравнимы по откровенности чувств лишь с "Денисьевским циклом" Тютчева.

Образы героев произведений

В лирическом произведении "Поражена потерей невозвратной" поэт повествует о том, как по воле судьбы гибнет любовь.

Ей все равно - холодный сумрак гроба,

Позор ли, слава, ненависть, любовь -

Погасла и спасительная злоба,

Что долго так разогревала кровь .

Как видно из приведенных строк, герой зависим от своих чувств. Потеря же любимой делает его безвольной и слабой личностью. Женщина, к которой герой испытывает чувства, уходит из жизни, и ему крайне сложно это понять и смириться с законами мироздания. Но вернуть чувства невозможно, так же, как и нереально повернуть время вспять. Герой остается один на один со своим горем, и помочь ему никто не может. Любовная лирика Некрасова, стихотворения, написанные им в порыве страсти и нежности, отличается благоговейным отношением к избраннице. В его произведениях образ женщины обладает крайней решительностью и сильной волей, в то время как герой обычно обделен такими качествами. Можно сказать, что герой любовных произведений Николая Алексеевича списан с него самого, он такой же анализирующий, неуверенный в себе и вечно сомневающийся персонаж, тем не менее не потерявший способности любить.

Отражение сердечных привязанностей в произведениях поэта

Кроме любовной связи с Панаевой, в жизни поэта были и другие влюбленности. Так, Николай Алексеевич состоял в отношениях с Селиной Лефрен, француженкой по происхождению. К тому времени Некрасов сумел значительно поправить свое материальное положение. Это, несомненно, радовало его новую возлюбленную. Конечно, он прекрасно осознавал, что руководит Селиной, но его чувства были слишком сильны. Любовная лирика Некрасова в то время была пропитана его сомнениями, страданиями и тяжелыми мыслями. Вскоре место француженки занимает не очень отличающаяся от нее Прасковья Мейшен. Эта дама уже к тому времени была вдовой и также изрядно успела воспользоваться состоянием поэта.

Последняя любовь Некрасова

Ближе к пятидесятилетнему рубежу в душе поэта вновь вспыхивают любовные чувства, но уже к двадцатилетней Фекле Анисимовне Викторовой. Возраст не мешает Николаю Алексеевичу с прежним жаром, восторгом и пылом отдаться своим чувствам. Тем более что девушка отвечает ему взаимностью и не мыслит своего существования без него. Через некоторое время, приложив немало стараний и восполнив пробелы в воспитании, возлюбленная поэта Фекла превращается в Зинаиду Николаевну. Естественно, что в то время произведения поэта стали несколько другими. В тот период им был написан целый цикл стихотворений. Чувства Николая Алексеевича к этой девушке были последними в его жизни. Видимо, именно это и подтолкнуло Некрасова к тому, чтобы скрепить их союз в церкви.

Заключение

Изучив жизнь поэта, можно сделать вывод, что разнообразие и многочисленность произведений о любви связаны со множеством сердечных привязанностей поэта. Такое количество лирических циклов, несомненно, существенно обогатило русскую литературу. Для поэта любовь - это всегда боль и страдания. С одной стороны, такие чувства делают человека богаче, а с другой - он внутренне слабеет и становится зависимым. Но в этом и заключается закон любви:

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья, -

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!