Икона «Умиление Пресвятой Богородицы» в Мураново. Чудотворная икона божией матери Икона божией матери умиление в мураново

Со всех сторон дом открывается, как новая «личность». Маленький «стеклянный домик» на крыше слева — это световой фонарь, его придумали, чтобы не использовать свечи и керосиновые лампы в части дома, где жила прислуга.

С этой же южной стороны дома был организован зимний сад, но его быстро упразднили, слишком дорогое было удовольствие.

Сохранилась акварель Дмитрия Путяты «Часть дома с южной верандой» (1878 год), и можно пофантазировать на тему, как это было.

С этого же крылечка выходила к свои крепостным Салтычиха в сериале «Кровавая барыня», который снимался в том числе и в Мураново. Было это не так давно — в 2017 году. Очень злой и беспощадный получился сериал. В роли Салтычихи — Юлия Снигирь, наша с вами землячка.

Источник фото телеканал «Россия».

С той стороны даже стены плачут… Или мироточат? :)

Парадный вход внезапно оказался с другой стороны — совсем не тот, что смотрит на кассу музея, и не тот, с которого вершила судьбы киношная Салтычиха.

С северного фасада обнаружился кружевной балкон с ледяными бусами:)

В дом мы вошли, как и положено лицам недворянского сословия — с чёрного хода, отряхнувшись от снега, обув бахилы и смиря гордыню:)

На барскую сторону нас провели через полутёмный узкий коридор. Помните, световой фонарь? Вот так он выглядит изнутри:)

Первое, что узнали и чему удивились, что нынешний дом построен вовсе не при Тютчеве и не его роднёй, а Евгением Абрамовичем Баратынским , который тоже был известным поэтом, дружил с Денисом Давыдовым, соперничал с Пушкиным и, если бы не кудрявый гений и его реформа языка, мог бы быть поэтом России номер один.

В самой первой комнате нам показали «портретное древо хозяев усадьбы», в центре композиции, конечно же, Тютчев, а маленький портретик Баратынского справа и внизу от него.

Вернувшись домой, я заинтересовалась творчеством Баратынского. Что там у него про зиму, какие мысли про чародейку? Читаю:

Где сладкий шёпот моих лесов?
Потоков ропот, цветы лугов?
Деревья голы; ковёр зимы
Покрыл холмы, луга и долы.
Под ледяной своей корой
Ручей немеет; всё цепенеет,
Лишь ветер злой, бушуя, воет
И небо кроет седою мглой.

Или вот…

Зима идет, и тощая земля
В широких лысинах бессилья,
И радостно блиставшие поля
Златыми классами обилья:
Со смертью жизнь, богатство с нищетой,
Все образы годины бывшей,
Сравняются под снежной пеленой,
Однообразно их покрывшей.
Перед тобой таков отныне свет;
Познай, тебе грядущей жатвы нет.

Колкий и непримиримый Баратынский:) Не только поэт, но и сам себе архитектор. Свой дом-шедевр он построил в 1842 году на месте старого барского дома, который принадлежал его тёще Екатерине Петровне Энгельгардт . Она владела Мураново с 1816 года (её портрет на той же «стене славы» слева от Тютчева). Баратынский же удачно женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне и таким образом получил право хозяйничать в поместье.

Дом у Баратынского получился такой же непримиримый и нестройный, как сам поэт. Он проектировал его без помощи архитектора, по собственному рисунку, руководствуясь вдохновением. Одной из фишек была «башня уединения и вдохновения», как у Вальтера Скотта. Она получилась невысокой, всего в два этажа, но, в отличие от многих русских усадеб, не была бутафорской. Баратынский часто в ней уединялся и писал стихи. В остальном дом был типичным для XIX века: несколько гостиных, столовая, библиотека, кабинет на первом этаже и спальни на втором.

Было ещё одно заморское ноу-хау, которое Баратынский внедрил при постройке дома. Между внешним кирпичным слоем и внутренним — из вертикально поставленных бревен находился воздушный зазор, который сохранял тепло в лютый мороз и прохладу в жару. Этакий «Дом-термос»:) Вертикальные брёвна можно увидеть сразу при входе.

Вот как писал Баратынский о Мураново:

Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берез ветвистых,
Средь мирных вод его три острова цветут;
Светлея нивами меж рощ своих волнистых,
За ним встаёт гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкий,
А там счастливый дом… Туда душа летит,
Там не хладел бы я и в старости глубокой!

Имение было «страной поэта Баратынского» до 1844 года. Он умер от разрыва сердца, путешествуя по Италии. В 1850 году Мураново перешло к его ближайшему другу — литератору Николаю Васильевичу Путяте, который был женат на младшей дочери Энгельгардтов Софье Львовне.

И, наконец, в этой комнате нам раскрывают тайну, почему усадьба носит имя Тютчева, а не Баратынского, Энгельгардта или Путяты. И почему в дверном проёме виден силуэт кровати, привезённой из Царского Села, на которой умер великий поэт Фёдор Иванович Тютчев…

К слову, Фёдор Иванович Тютчев в Мураново никогда и не жил, и нет ни одного стиха его авторства, посвящённого здешним местам. Неожиданно? :)

Единственный архивный документ, который связывает его с Мураново — это письмо сыну, в котором он поздравляет его с приобретеньицем поместья и обещает как-нибудь навестить-погостить. Но нет ни одного документального подтверждения, что это намерение он выполняет.

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги, —
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Приобретеньице произошло в 1869 году, когда Иван Фёдорович Тютчев, младший сын поэта, женился на единственной дочери Путят Ольге Николаевне и сталхозяином Мураново.

Сын понимал, что отец — гений, а потому решил увековечить его имя и создать домашний музей в его честь. Так Мураново стало музеем-усадьбой имени Ф. И. Тютчева, а комнаты наполнились его вещами, портретами и книгами…

Сам Тютчев поэтом себя не считал и почти не публиковался. Он был дипломатом, тайным советником, членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук, знал 10 языков и больше 20 лет жил за границей. Широкое признание его поэзия получила только после его смерти.

Эти строки теперь знает каждый российский школьник:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

А вот про любимое кресло великого Тютчева мало кто знает. А оно стоит в Мураново и ждёт заслуженных восторгов! :)))

Перо, которым поэт написал последнее письмо, тоже там…

Иван Фёдорович Тютчев свозил в Мураново личные вещи отца и членов семьи из Петербурга, Москвы и Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии, обветшавшего к концу XIX века, начиная с 1874 года. А в 1918 году Тютчевы добровольно и благоразумно передали Мураново государству (спасли, можно сказать!). Как итог — охранная грамота от Наркомпроса и разрешение Ленина на открытие музея великого русского поэта Тютчева, стихи которого вождь постоянно перечитывал и цитировал. Кстати, любовь Ленина к поэзии Тютчева даже в современном кино эксплуатируют:)

В 1920 году Мураново становится одним из первых литературно-мемориальных музеев революционной России. И это на год раньше Ясной Поляны.

Представляю, что думал пролетариат и крестьяне, посещающие залы усадебного дома, полные антиквариата, смотря на французский фарфор, изящные лампы с изображением Наполеона и мраморный столик с римской мозаикой, который стоит столько же, сколько всё поместье целиком! :)

Дом-музей Тютчева волей судеб является домом-музеем всех четырех уважаемых семей. Здесь полно вещей, которые принадлежали лично Баратынскому, Путятам и даже Энгельгардтам. Каждая комната как сокровищница, и у всех предметов есть история.

Вот массивный французский диван «крапо» (1840-е гг.), домочадцы называли его «жабой» :)

Вот обеденный стол «сороконожка» — за ним помещалось ровно 20 человек, когда его раскладывали, отсюда и название. Шкаф в углу переделан из кровати — очередная забава Баратынского:) Хрустальная люстра — никакая не подделка (экскурсовод подчеркнула нам этот факт, намекая, что частенько в усадьбах представлена бутафория).

Фарфоровые чайные и кофейные пары с изображением гербов Тютчевых и Пфеффелей были подарены братом невесты к свадьбе Федора Тютчева и Эрнестины Пфеффель в 1839 году. Это был второй брак поэта.

Чугунная икона Спаса Нерукотворного. Честно говоря, я и не знала, что такие были. Если не ошибаюсь, каслинское литьё конца XIX века.

В этой «сумеречной» комнате с окнами на север работал Баратынский. В 1874 году к его самодельному бюро присоседили обстановку петербургского кабинета Фёдора Ивановича Тютчева. С тех пор комнату называют «кабинетом двух поэтов».

Книжная закладка «рука в фетровом манжете», принадлежавшая Баратынскому и царственно возлегающая на его «Сумерках».

Подставка для чернильниц, стаканчики для ружейной дроби, которой чистили гусиные перья, спичечница-совочек, колокольчик — на письменном столе Тютчева.

Но больше всего в барском доме часов! Кажется, что они тикают изо всех углов:) Точности, правда, никакой.

И любо мне, и сладко мне,
И мир в моей груди,
Дремотою обвеян я —
О, время, погоди!

Соврала. Портретов ещё больше, их сотни! Со стен смотрят незнакомые красавицы и красавцы, старики и дети. Экскурсовод без устали и монотонно перечисляла их имена, отчества, фамилии, истории и родственные связи, делая экскурсию невыносимо занудной и похожей на стук дятла. Так хотелось её остановить. И вспоминалась её фраза при входе в дом, обращённая к бабушкам-смотрительницам: «Какие полтора часа, я и за час управлюсь!»

Которая полностью, во всех деталях, отобразилась на стекле киота, находится в храме села Вельяминово (Домодедовский район Московской области). Отображение на стекле напоминает негативный черно-белый фотоснимок.

Об этой иконе был снят фильм «Вельяминовекое чудо», напечатано много статей в газетах и журналах.

Икона Божией Матери Млекопитательница

В этом храме почитается также икона Божией Матери, именуемая Млекопитательница . Это список с прославленной афонской иконы. После закрытия храма безбожной властью икона находилась в алтаре Знаменской церкви села Кузьминское, а 19 августа 1992 года вернулась на свое историческое место.

Гребневская (Гребенская) икона Божией Матери , прославившаяся чудотворениями и находившаяся в храме города Гребня (на реке Чири, впадающей в Дон), была поднесена жителями города великому князю Димитрию Донскому по возвращении его с Куликовской битвы в 1380 году.

В XV веке, после удачного похода на Новгород, великий князь Иоанн Васильевич по обету построил церковь Успения в Москве на Лубянке и в ней поставил Гребневский образ Божией Матери, который он брал с собой в поход. В 1687 году, когда церковь сгорела, икона чудесно сохранилась. По некоторым сведениям, явленный чудотворный Гребневский образ Божией Матери пребывает сейчас в церкви Гребневской иконы Пресвятой Богородицы (Московская область, Щелковский район, село Гребнево).

Чудотворная находится в музее-усадьбе «Мураново».
Эта икона, явленная графине Анне Васильевне Остерман, родственнице матери поэта Ф. И. Тютчева, была семейной святыней, и много раз Божия Матерь подавала Свою благодатную помощь по молитвам пред этим чудотворным образом.

В дальнейшем Корсунский образ Царицы небесной перешел в семью поэта, а затем был перенесен в подмосковную усадьбу «Мураново», принадлежавшую потомкам Федора Тютчева.

В годы советской власти «Мураново» было не только не сожжено, не уничтожено, не разрушено и не перестроено, как другие тысячи подмосковных помещичьих усадеб, но здесь был организован музей. Последний владелец имения, внук поэта, Николай Иванович Тютчев (1876- 1949), глубоко верующий человек, стал директором и хранителем музея.

Сейчас эта икона Божией Матери пребывает в усадебном доме, на втором этаже главного корпуса. Силами церковной общины храма Спаса Нерукотворного образа в усадьбе «Мураново» перед Корсунской иконой Божией Матери служатся молебны, многие берут освященное масло, получая от Божией Матери исцеления, помощь в немощах и скорбях.

Чтимая святыня храма усадьбы «Мураново». Это одна из первых копий с чудотворной иконы «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Вместе с чудотворной иконой этот образ хранился в Дивеевской обители до ее закрытия богоборческой властью. Во время гонений на церковь благочестивая инокиня Евдокия спасла этот образ от поругания и хранила его у себя на протяжении нескольких десятилетий.

В 1956 году после кончины инокини Евдокии этот образ переходит к ее племяннице - Пелагее, которая перевозит икону из Дивеева в подмосковный город Ивантеевку и хранит его более тридцати лет.

Летом 1998 года образ был передан в дар приходу, а 14 ноября того же года состоялся памятный крестный ход с этой чудной иконой из храма деревни Артемово в храм усадьбы «Мураново».

Не случайно попала в храм эта православная святыня. Как известно, семья Тютчевых очень почитала преподобного Серафима Саровского: совершались паломнические поездки в Саров и Дивеево, отправлялись денежные и другие пожертвования. В усадьбе хранится старинное изображение преподобного Серафима. Поэтому чтимая икона храма - образ Пресвятой Богородицы «Умиление» - является живой связью Мурановской усадьбы с Серафимо-Дивеевской обителью.

Чудотворная находится в Успенском храме села Стромынь. По преданию, эта древняя почитаемая икона, на которой Богоматерь окружают ангелы с пальмовыми ветвями в руках, а на полях изображены священномученик Антипа и мученица Фотиния, была дана в благословение его ученику Савве при основании монастыря.

Долгое время икона являлась местночтимой, но после случая чудесного исцеления в 1841 году была широко прославлена, а затем установлено ее общецерковное почитание. На праздник Стромынской иконы 22 июля в Успенский храм по традиции собирается множество паломников.

Вышитая бисером икона Пресвятой Богородицы Умиление

Икона «Умиление Пресвятой Богородицы» в Мураново – это возможно первая копия с той иконы, пред которой молился угодник Божий преподобный Серафим Саровский. Этот святой большую часть своей жизни посвящал молитве – Богообщению. Находясь в лесной пустыньке более полтора десятка лет, он молился там. Перед ним была икона Божией Матери именуемая «Умиление», которая в дальнейшем дала великие чудеса и исцеления. С этого чудесного Образа была сделана копия, которая была выставлена для поклонения богомольцев в Соборе Дивеевского монастыря. В Дивеевский монастырь приходили люди, молились перед этой иконой и получали благодатную помощь. Когда наступили времена гонений, одна монахиня Евдокия, видя, что в скором времени все иконы, все святыни обители будут поруганы, тайно вынесла этот образ из Дивеевского монастыря. И совсем через малое время Дивеевская обитель была закрыта и все монахини были разогнаны.

Монахиня Евдокия с другими сестрами жила под Арзамасом в частном домике и хранила различные дивеевские святыни и эту икону «Умиление» у себя. Также у нее находилась часть того камня, на котором тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский, а также досочка от его кельи. Эти святыни монахиня хотела передать в надежные руки. Перед своей смертью она подала весть своей племяннице в наш Пушкинский район, и по приезде последней, передала ей все свои сокровища.

Когда пришли времена открытия и восстановления Православных храмов и монастырей, эта женщина узнала о мурановском храме. У нее возникло желание, чтобы икона «Умиление Божией Матери» пришла именно сюда. С появлением этого чтимого Образа на приходе, Матерь Божия стала подавать помощь и исцеления. В первый же Крестных ход богомольцев сопровождал луч света, походивший на какой-то белый поток. Милостью Божией к этой иконе приходят люди из самых разных уголков России, и они получают утешение от Божией Матери, исцеление в болезнях, помощь в семейной жизни, ибо Матерь Божия недаром именуется Заступница Усердная рода христианского. В нашем храме всегда можно взять масло от этой иконы, и многие люди, помазуясь этим освященным елеем, получали благодатную помощь и исцеление. Прихожане, прикладываясь к этой иконе, молятся о различных жизненных ситуациях, и Матерь Божия разрешает все сложности и невзгоды. Видимо, Самому Богу угодно, чтобы этот Образ пребывал в Мурановском храме, потому что, когда хотели вернуть икону обратно в Дивеевскую обитель, то решили обратиться к церковному священноначалию. И было дано такое указание: икону «Умиление Пресвятой Богородицы» оставить в храме усадьбы Мураново. Это не случайно. По рассказам жителей Мураново всех крестьян, которые крестились в усадебном храме, барыня благословляла этим Образом и каждому давала небольшую икону «Умиление Пресвятой Богородицы». Делалось это потому, что семья Тютчевых очень почитала преподобного и богоносного отца нашего Серафима. И если мы прочтем записи Анны Тютчевой – дочери поэта, то увидим, как она рассказывает об исцелении женщины, страдавшей от тяжелой неизлечимой болезни после того, как на нее возложили мантию преподобного Серафима Саровского.

И по сей день в усадебном доме находится уникальный портрет, который, как говорят исследователи, возможно, даже является прижизненным портретом старца Серафима и даже, день рождения музея-усадьбы попадает именно на день памяти преподобного Серафима Саровского (1 августа). В этот день, по традиции, мы выносим из усадебного дома портрет старца Серафима, и служим молебен о благосостоянии этого места, музея, о благосостоянии храма, о благосостоянии живущих здесь и о благе и защите всей нашей Родины.

Умиление Пресвятой Богородицы

Икона «Умиление Пресвятой Богородицы» в Мураново

Икона «Умиление Пресвятой Богородицы» в Мураново – это возможно первая копия с той иконы, пред которой молился угодник Божий преподобный Серафим Саровский. Этот святой большую часть своей жизни посвящал молитве – Богообщению. Находясь в лесной пустыньке более полтора десятка лет, он молился там. Перед ним была икона Божией Матери именуемая «Умиление», которая в дальнейшем дала великие чудеса и исцеления. С этого чудесного Образа была сделана копия, которая была выставлена для поклонения богомольцев в Соборе Дивеевского монастыря. В Дивеевский монастырь приходили люди, молились перед этой иконой и получали благодатную помощь. Когда наступили времена гонений, одна монахиня Евдокия, видя, что в скором времени все иконы, все святыни обители будут поруганы, тайно вынесла этот образ из Дивеевского монастыря. И, действительно, совсем через малое время Дивеевская обитель была закрыта и все монахини были разогнаны. Монахиня Евдокия с другими сестрами жила под Арзамасом в частном домике и хранила различные дивеевские святыни и эту икону «Умиление» у себя. Также у нее находилась часть того камня, на котором 1000 дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский, а также досочка от его кельи. Эти святыни монахиня хотела передать в надежные руки. Перед своей смертью она подала весть своей племяннице в наш Пушкинский район, и по приезде последней, передала ей все свои сокровища. Когда пришли времена открытия и восстановления Православных храмов и монастырей, по милости Божией, эта женщина узнала о мурановском храме. У нее возникло желание, чтобы икона «Умиление Божией Матери» пришла именно сюда. Так оно и получилось. С появлением этого чтимого Образа на приходе, Матерь Божия стала подавать помощь и исцеления. В первый же Крестных ход богомольцев сопровождал луч света, походивший на какой-то белый поток.

Милостью Божией к этой иконе приходят люди из самых разных уголков России, и они получают утешение от Божией Матери, исцеление в болезнях, помощь в семейной жизни, ибо Матерь Божия недаром именуется Заступница Усердная рода христианского.

В нашем храме всегда можно взять масло от этой иконы, и многие люди, помазуясь этим освященным елеем, получали благодатную помощь и исцеление. Прихожане, прикладываясь к этой иконе, молятся о различных жизненных ситуациях, и Матерь Божия разрешает все сложности и невзгоды, помогая во всякой нужде и скорби. Видимо, Самому Богу угодно, чтобы этот Образ пребывал в Мурановском храме, потому что, когда хотели вернуть икону обратно в Дивеевскую обитель, то решили обратиться к церковному священноначалию. И было дано такое указание: икону «Умиление Пресвятой Богородицы» оставить в храме усадьбы Мураново. И это не случайно. По рассказам жителей Мураново всех крестьян, которые крестились в усадебном храме, барыня благословляла этим Образом и каждому давала небольшую икону «Умиление Пресвятой Богородицы». Это делалось потому, что семья Тютчевых очень почитала преподобного и богоносного отца нашего Серафима. И если мы прочтём записи Анны Тютчевой – дочери поэта, то увидим, как она рассказывает об исцелении женщины, страдавшей от тяжелой неизлечимой болезни после того, как на нее возложили мантию преподобного Серафима Саровского. Более того, и по сей день в усадебном доме находится уникальный портрет, который, как говорят исследователи, возможно, даже является прижизненным портретом старца Серафима и даже, день рождения музея-усадьбы попадает именно на день памяти преподобного Серафима Саровского (1 августа). В этот день, по традиции, мы выносим из усадебного дома портрет старца Серафима, и служим молебен о благосостоянии этого места, музея, о благосостоянии храма, о благосостоянии живущих здесь и о благе и защите всей нашей Родины. Каждую пятницу в 17:00 вечера совершается чтение акафиста образу в Спасском храме усадьбы «Мураново», а богомольцы помазуются елеем, освящённым от лампады, возжённой пред иконой.

Община наших храмов ведет широкую благотворительную деятельность, помогите своей посильной жертвой!

Церковь
Действует.
Престолы
Спаса Нерукотворного Образа
Год постройки
1878.
Архитектор
Н.А. Зборжевский
Адрес:
Московская область, Пушкинский район, Мураново, 4 км от пл. Ашукинская, усадьба «Мураново» (на территории усадьбы)
Рядом деревянная звонница.

Описание

Храм Спаса-Нерукотворного музея-усадьбы «Мураново»

Этот храм был построен в 1878 году стараниями И.Ф.Тютчева, сына великого русского поэта.
31 августа 1878 года С.Л. Путята, владелеца усадьбы написала прошение Московскому митрополиту Иннокентию (Вениаминову) о разрешении построить «на собственное иждивение особым зданием каменную домовую церковь» 18 октября было дано епархиальное распоряжение, а 17 декабря незадолго до Рождества Христово церковь была освящена.
Столь краткие сроки объясняются тем, что под церковь было приспособлено здание кладовой амбара XVIII века.. По проекту архитектора Зборжевского А.А было сооружено перекрытие, несущие высокий барабан, увенчанный традиционной луковичной главкой.
Церковь была приписной к храму Вознесения Господня села Рахманова. Она просуществовала до 30-х годов XX-ого столетия. В 1928 году храм был закрыт и упразднен, а стоящая неподалёку колокольня была разрушена. В этот период церковное здание использовалось под разные нужды: колхозная лавка, зернохранилище и фондохранилище. Восстановление церковной жизни началось с 1998 года. Первая литургия была отслужена в престольный праздник 29 августа 1998 года иеромонахом (ныне игуменом) Феофаном(Замесовым). С тех пор в храме регулярно совершаются богослужения.
По благословлению правящего архиерея Московской области — митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 1998 году Мурановская церковь стала приписной к Страстной церкви д.Артемово. Храм был освящен 5 декабря 2002 года епископом Видновским Тихоном (Недосекиным) викарием Московской Епархии. В храме много святынь. Основные из них: Крест-мощевик с частицами мощей русских и местночтимых святых; икона «Умиление» по преданию находившаяся в одном из храмов Дивеевской обители и чудесным образом сохраненная до наших дней; частица мощей Киприана и Иустинии пред которыми каждую субботу читается акафист и служится молебен об избавлении от бесовских сил.





Церковь во имя Спаса Нерукотворного в Мураново была построена Иваном Федоровичем Тютчевым, сыном поэта, в 1878 году. Храм предназначался для пользования семьей Путят-Тютчевых.

21 августа 1878 г. Софья Львовна Путята (урожд. Энгельгардт) подписывает прошение митрополиту Московскому о разрешении в с. Мураново Дмитровского уезда построить, «на собственное иждивение особым зданием каменную домовую церковь во имя Нерукотворного Спаса, принадлежности которой и вообще все содержание я принимаю на свой счет». Будучи вдовой действительного статского советника Н.В. Путяты, по указу от 5 октября 1723 г., она имела право на устройство домовой церкви. Причины устроения домового храма С.Л. Путята объясняла тем, что «имение… находится от приходской церкви в селе Рахманове в дольном расстоянии, а именно шести верстах. Дальность расстояния от села Рахманова, преклонность моих лет и слабость здоровья, а также малолетство моих внуков Тютчевых, делают для нас всех, и в особенности для меня, сообщение с приходской церковью крайне затруднительным, а осенью, зимой и весной и совершенно невозможным. Тяготясь таким положением, и желая доставить себе и близким моим родным великое утешение посещать церковное богослужение, вознамерилась я, с разрешения и благословения Вашего Святейшества построить в сельце Мураново каменную домовую церковь». Предполагалось соорудить в усадьбе каменную церковь (10 кв. аршин внутри) и близ неё деревянную колокольню. Епархиальное распоряжение о дозволении устроить церковь Спаса Нерукотворного датируется 18 октября 1878 г.

Церковь строилась по проекту А.А. Зборжевского. Основной объем церкви составляло здание каменной кладовой (амбара XVIII в.). Этот амбар фигурирует в описи имения 1827 г. Церковь была освящена 17 декабря 1878 года.

Особенно торжественно ежегодно отмечался престольный праздник Спаса Нерукотворного 16 августа (Перенесение из Одессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа), царские дни и дни именин обитателей Мураново — равноапостольной княгини Ольги, Иоанна Рыльского и др. В эти дни служили несколько священников, приезжали гости; для деревенских ребятишек устраивались чаепития, раздавались гостинцы; вечером — иллюминация и фейерверк, часто ставились домашние спектакли. Также ежегодно 15 июля совершалась заупокойная служба и панихида по Ф.И. Тютчеву. 1 августа, в День Всемилостивого Спаса (Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня) после Литургии совершался крестный ход на колодец и молебен.

Знаменательно, что, как минимум, дважды Мурановскую церковь посетила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, сестра последней императрицы, ныне преподобномученица. Она приезжала сюда в 1909 г. почтить память скончавшегося в этом же году строителя церкви И.Ф. Тютчева, а также на крестины его племянника Николая в 1916г.

После революции последнее богослужение в храме совершалось на Пасху в конце 1920-х годов. В 1930-е годы храм был разорен и передан колхозу, который использовал его под свои нужды.

В 1950-х годах здание церкви возвращено музею и служило фондохранилищем.

В 1998 г. директор музея-усадьбы «Мураново» В.В. Пацюков обратился к митрополиту Московской области с просьбой возобновить богослужения в храме. Распоряжением Владыки храм был сделан приписным к церкви в честь Страстной иконы Божией Матери в деревне Артёмово. С июня 1998 г. перед храмом стали совершаться молебны.

Первая Божественная Литургия была совершена в Мурановском храме на престольный Праздник Спаса Нерукотворного 29 августа 1998 г. Сразу же начались ремонтно-восстановительные работы. На сегодняшний день внутренний интерьер церкви почти полностью воссоздан. Проделаны значительные работы по налаживанию гидроизоляции и устройству дренажных систем.

К числу храмовых святынь относится чтимая икона «Умиление Пресвятой Богородицы», которая когда-то пребывала в Серафимо-Дивеевской обители — одна из первых копий с чудотворной иконы, перед которой молился старец Серафим. В храме также хранятся частицы мощей многих Святых Угодников. Некоторые иконы, когда-то находившиеся в храме, были возвращены. В частности, краеведческий музей города Пушкино передал образ Спаса Нерукотворного, который ранее пребывал в храме Мурановской усадьбы.

Осенью 1999 г. командующий Главным штабом ВВ РФ генерал-полковник Б.Н. Мансин передал в дар храму образ «Спаса Нерукотворного» — икону, которая на протяжении 10-ти лет не раз спасала его во время боевых действий в горячих точках нашей страны и за её пределами.

К 2000-летию Рождества Христова в Мурановской усадьбе рядом с храмом была полностью воссоздана утраченная в 1920-е годы колокольня. Осталось только три фотографии старой звонницы, однако стараниями опытных специалистов был создан проект, и колокольня обрела своё второе рождение. Сейчас её украшают девять колоколов, отлитых на Урале. В общине храма есть профессионально обученные дипломированные звонари.

Рядом с усадьбой расположен святой источник «барский колодец». Своё название он получил оттого, что все поколения обитателей усадьбы брали воду только из этого родника. Стараниями церковной общины это святое место было благоустроено — воздвигнуты храм-часовня и купальня. Трижды в году сюда шествуют Крестные ходы и совершается освящение воды: на Праздник Крещения Господня, в день чествования икон Божией Матери «Живоносный источник» и Казанской иконы Божией Матери, а также в Праздник Спаса Нерукотворного.

Совместно с сотрудниками музея-усадьбы «Мураново» общиной храма была издана книга, рассказывающая об истории усадебной церкви и о духовной жизни обитателей усадьбы.

Богослужения в храме Спаса Нерукотворного совершаются не только в субботние и воскресные дни, но, по возможности, и в будни. При храме действует Воскресная школа. Имеется благотворительная столовая. Рядом с храмом имеется небольшое хозяйственное подворье, где содержатся лошади, коровы, козы и прочая живность. Церковная библиотека насчитывает около 1500 книг духовного содержания. В усадебном храме регулярно проводятся встречи с потомками великих русских поэтов, с именами которых связан музей-усадьба «Мураново»: Евгения Абрамовича Баратынского и Фёдора Ивановича Тютчева.