Кельтский струнный. Старинные щипковые (арфа,цитра и лютня). Лира – старинный музыкальный инструмент

Рота музыкальный инструмент - или крота средневековый кельтский струнный инструмент, корпус которого напоминает колесо. Р. раннего периода имела большое число струн (до 17), которые задевали плектром. Р. произошла от лиры. Позднее число струн стало уменьшаться (до 3), а… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Лира (муз. инструмент) - Лира (греч. lýra), 1) древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет плоский корпус округлой формы, 7 11 струн. Настройка по пятиступенному звукоряду. Игрой на Л. сопровождали исполнение произведений эпической и лирической поэзии …

Органистр - Основная статья: Колёсная лира Органистр на барельефе собора св. Иакова, 1188 Органистр, органиструм (… Википедия

Органиструм - Основная статья: Колёсная лира Органистр, органиструм (лат. organistrum) средневековый струнный инструмент, сочетающий свойства фрикционного (смычкового) и клавишного, древнейший западноевропейский аналог колёсной лиры. Термин organistrum… … Википедия

ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ - Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера

ЛИРА - АЛЬБЕГАЛА, или ЛИРА (исп.). Северное созвездие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИРА (греч. lyra). 1) древнейший струнный музыкальный инструмент. 2) северное созвездие. 3) птица, у которой хвост… … Словарь иностранных слов русского языка

жига - (англ. jig), 1) старинный парный (у матросов сольный) танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Музыкальный размер 6/8, 9/8 или 12/8. В XVII в. вошёл в качестве заключительной части в инструментальную сюиту. 2) Западноевропейский … Энциклопедический словарь

Кельтская музыка - Направление: Народная музыка Поджанры: Ирландская музыка Шотландская музыка Музыка острова Мэн Корнуоллская музыка Бретонская музыка Уэльская музыка Музыка Галисии, Астурии и Кантабрии … Википедия

ЖИГА - (англ. jig) 1) старинный парный (у матросов сольный) танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Музыкальный размер 6/8, 9/8 или 12/8. В 17 в. вошел в качестве заключительной части в инструментальную сюиту.2) Западноевропейский… … Большой Энциклопедический словарь

Лира - I Лира (греч. lýra) 1) древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет плоский корпус округлой формы, 7 11 струн. Настройка по пятиступенному звукоряду. Игрой на Л. сопровождали исполнение произведений эпической и… … Большая советская энциклопедия

Итак, в интернете очень мало нормальной информации по лире, а потому буду выражаться сухим языком известной всем библиотеке - Википедии...

Лира - струнный музыкальный инструмент в виде изогнутой рамы с натянутыми изнутри струнами различной настройки, хорошо известный в классической античности и позднее. Древнейшие образцы были раскопаны экспедицией Л. Вулли в Уре. Является символом и атрибутом поэтов, эмблемой военных оркестров.

В Древней Греции декламация сопровождалась игрой на лире. На лире классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, подобно игре на гитаре или цитре, а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки приглушали струны, ненужные для данного аккорда.

На Украине и в Белоруссии лира является старинным струнным народным инструментом (XVII вв.) с крупным удлинённым корпусом, иначе называемым «рыле». В Европе этот инструмент известен как Харди-гарди . Над корпусом натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико трётся об струны и заставляет их звучать. Средняя струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны во время игры не изменяют своей высоты. Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.

Согласно греческому мифу, первую лиру изобрел младенец Гермес. Он взял пустой панцирь черепахи, приладил к нему по обе стороны коровьи рога и поперечную перекладину, и натянул три струны. Авантюрное продолжение этого мифа повествует о том, как Гермес умыкнул стадо, пасомое Аполлоном, и затем выменял это стадо на свое изобретение, лиру, к которой Аполлон добавил четвертую струну. Этот миф пересказывается даже в "Скрипичной школе" Леопольда Моцарта, изданной в 1756 году!
Позднее на лире было, как правило, семь струн, и выглядела она вот так (слева - реконструкция остатков инструмента, найденного при раскопках в Аттике; экспонат из Британского музея; справа - юный Аполлон с лирой; килик из Дельф):

На Крите лира была известна уже около 1400 года до н.э. (изображение на фреске в гробнице Св. Троицы), но сам инструмент, по-видимому, еще древнее.
Согласно преданиям, на лире играли легендарные греческие музыканты божественного или полубожественного происхождения: Орфей (которому, якобы, лиру вручил сам Аполлон) и Амфион, созидавший стены Фив под звуки лиры. Те же предания, отозвавшиеся в древних музыкальных трактатах, донесли до нас даже строй так называемой орфеевой лиры - в современных понятиях это ноты "ми, си, ля, ми", взятые от первой октавы вниз.
Впрочем, Орфей и Аполлон далеко не всегда изображались играющими именно на лире, но в этот раз мы обратим внимание только на нее.
Слева - смерть Орфея, который, видимо, пытается спасти от разъяренных вакханок свою лиру, подставляя под удар беззащитную грудь (ваза, Лувр). В центре - Орфей среди фракийцев.
Справа - Аполлон и, вероятно, Орфея, у последнего в руках лира (Аттика, 5 век до н.э.).

На лире играли, либо перебирая и защипывая струны пальцами, либо ударяя по ним или защипывая их костяной пластинкой - плектром (ныне у гитаристов называется медиатором). В последнем случае звук получался более звонким, резонанс - более долгим, а музыкант не рисковал намозолить или разбить в кровь подушечки пальцев. Орфей на центральном изображении играет именно так.
Изображенный на следующей картинке Эрот явно подходит к своему делу профессионально и пользуется именно плектром (лира обычно звучала на свадьбах и прочих веселых и радостных мероприятиях). Плектр, чтобы он не упал в неподходящий момент и не потерялся, прикреплен к лире кожаным ремешком.

Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном "домашним" инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих - как на обеих приводимых ниже картинках. На картинке справа на стене висит другой струнный инструмент - форминга.

На лире играли и женщины, поскольку она была не такой тяжелой, как кифара, и не требовала большой физической силы. Причем, в отличие от духового инструмента авлоса, или авла (о нем как-нибудь в другой раз), игра на лире не считалась занятием, непристойным для порядочной женщины, коль скоро с лирой изображались и некоторые Музы.

Рота, кельтский струнный инструмент

или крота - средневековый кельтский струнный инструмент, корпус которого напоминает колесо. Р. раннего периода имела большое число струн (до 17), которые задевали плектром. Р. произошла от лиры. Позднее число струн стало уменьшаться (до 3), а плектр был заменен смычком. В манускрипте аббатства св. Блеза, относящемся к VIII в., находится изображение Р. с одной струной. В эпоху владычества мавров в Испании и крестовых походов Р. слилась с арабским трехструнным инструментом ребабом, получив название "Fidula" (от лат. слова fides - струна). Это название впоследствии перешло в fidel, viel, viola; вот почему Р. и ребаб считаются родоначальниками виолы, из которой развилась скрипка - violino, т. е. малая скрипка. Играющий держал Р. как держат нашу скрипку.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Рота, кельтский струнный инструмент" в других словарях:

    Инструмент - получить на Академике рабочий купон на скидку Стройландия или выгодно инструмент купить с бесплатной доставкой на распродаже в Стройландия

    Или крота средневековый кельтский струнный инструмент, корпус которого напоминает колесо. Р. раннего периода имела большое число струн (до 17), которые задевали плектром. Р. произошла от лиры. Позднее число струн стало уменьшаться (до 3), а… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (ит. rota колесо). Высший папский суд, в котором судьи сидели кружком, а пол был выложен мозаикою кругами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РОТА (нем.). Часть батальона, имеющая около ста солдат.… …

    РОТА или КРОТА (Rotta, ratta, chrotta). Кельтский струнный музыкальный инструмент, происшедший от лиры; сначала имела большое число струн, а потом постепенно уменьшалась и дошла до трех, подобно арабскому ребабу. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

Происхождение щипковых инструментов отдалено от нас на тысячелетия, однако можно с уверенностью утверждать: первым инструментом этого рода был стрелковый лук. Прибавление второй, третьей и т.д. тетивы вызвало к жизни рождение античной лиры. Появление же резонатора – сначала простой тыквы, а затем и деревянного плоского корпуса – превратило лиру в цитру. А как только лира приобрела удлинённый гриф – она обернулась лютней. Основные образы так называемых старинных щипковых сложились к XVI-XVII векам. По счастью, эти инструменты и в наши дни звучат в ансамблях, исполняющих старинную музыку. Это прекрасно, ибо любовь к музыке, несомненно, подразумевает неподдельный интерес к её истокам.

Ирландская(кельтская) арфа

В наше время музыканты имеют дело главным образом лишь с реконструкциями этнической ирландской арфы. Среди них попадаются и довольно старинные реконструкции... Представленный в иллюстрации инструмент выполнен в 20-х годах XIX века. Он выглядит довольно современным, но происхождением своим обязан средневековой арфе, когда-то столь популярной среди европейских менестрелей. Как и современная оркестровая арфа, ирландская (кельтская) арфа состоит из треугольной рамы со струнами различной длины. Вместо педалей (для изменения высоты звучания) – специальные рычажки, расположенные на передней (изогнутой) стойке. Струны металлические, либо – жильные. Музицируя и аккомпанируя на арфе, струны защипывали кончиками ногтей; и это считалось тяжёлой мужской работой! В настоящее же время среди музыкантов, играющих на этнической арфе, довольно много арфисток. Диапазон инструмента составляет свыше четырёх октав. Высота – около 90 сантиметров, ширина деки (в самом широком месте) – около полу метра.

Цитра(Zither)

Большая группа разнообразных по форме, но сходных по способу звукоизвлечения инструментов, объединённых названием цитра, ведёт свой род от древнегреческой кифары. Парные, или сдвоенные (объединённые в хоры), струны цитры протянуты поверх плоского резонатора. Строго говоря, клавесин и фортепьяно также можно отнести к числу цитр.

Строй простой цитры неизменный. У концертной имеется гриф с пятью подстраиваемыми струнами для ведения мелодической линии (такая цитра пользовалась популярностью в XIX в. в Германии и Австрии).

Пик популярности цитры в Европе приходится на эпоху Возрождения и раннего барокко. На цитре, в отличие от лютни, играли плектром. В Италии были распространены главным образом инструменты со струнами длиной в 46 см; встречались также цитры большего (со струнами до 63 см) и меньшего размера. Наиболее популярная разновидность русской цитры – гусли.

Старинный псалтерий (название произошло от греческого – «бряцаю [по струнам]» или «перебираю [струны]») в XII веке был завезён в Европу с Ближнего Востока традиционным путём – через Испанию. Инструмент имел треугольный или трапециевидный корпус. В латинской традиции слово psalterium обозначало любой струнный инструмент, имеющий отношение к библейскому царю Давиду и псалмам. В средние века инструмент использовался весьма широко, однако к концу XV века он вышел из употребления, так как на нём не удавалось воспроизводить богатую хроматизмами ренессансную музыку.

Уд - предшественник лютни

Лютня – один из самых популярных европейских музыкальных инструментов со времен средневековья до первой половины XVIII века – происходит от уда, который был завезён в Испанию её завоевателями арабами в VIII веке. Само слово лютня – производное от арабского аль-уд.

В названии инструмента – Аль-Уд – содержится намёк на то, что построен он не из тыквы, не из панциря диковинного животного, а из дерева(в переводе с арабского аль-уд и означает «дерево»). Что подразумевает довольно высокий уровень мастерства и развитую технологию обработки древесины твёрдых пород. Уд упоминается в арабских источниках с IX-X вв., однако на Аравийском полуострове подобный инструмент был известен, по меньшей мере, двумя столетиями раньше. Уд – прямой предшественник европейской лютни; именно ему она обязана своим названием, а потому мы без труда определяем его как струнный щипковый инструмент.

В Арабских странах и кое-где на Ближнем Востоке по сей день считают, что уд изобрёл внук пророка.

Средневековые учёные, а вместе с ними великий Низами, связывали изобретение инструмента с именем древнегреческого философа Платона.

И это при сугубо отрицательном отношении Платона к инструментальной музыке!

Исторические названия струн инструмента: зир, масна, маслас, бем, – уподобляли четырём элементам природы: огню, воде, земле и воздуху.

По-видимому, введение пятой струны, названной «хад», и принудило наших далёких предшественников к ряду попыток переосмысления концепции мироздания.

На старинной иллюстрации, выполненной неизвестным испанским художником, и атрибутированной – «Менестрели с ребеком и лютней», изображена не лютня, а уд, что подтверждает характерная для последнего тройная розетка на деке.

В числе иных характерных признаков инструмента:

  • корпус, изготовленный из ореха, груши или сандала;
  • сосновая дека;
  • сравнительно короткая шейка с отогнутой назад головкой.

Толщина деталей корпуса и деки около 5 мм. Струны изначально – жильные, а ныне – с добавлением шёлка и нейлона. Число струн – от 2 до 7; современные исполнители обычно предпочитают инструменты с 5 двойными струнами и одной одинарной. Настройка струн осуществляется по квартам. При игре струны защипываются пальцами или плектром. Диапазон уда – в пределах двух октав.

Общая длина инструмента – 850 мм, ширина корпуса – 350 мм, длина – 480 мм, высота – 200 мм.

Самая ранняя музыка, созданная специально для лютни, датируется концом XV века. Репертуар лютни неуклонно разрастался: основу его составили аккомпанемент к песням и переложения вокальных пьес.

Лютня не без успеха «позировала» известным европейским художникам с XIII по XIX века. И это справедливо! Трудно представить себе более гармоничную композицию, чем
лютнистка (или лютнист) в обнимку с этим романтичным и прекрасным инструментом.

У лютни вытянутый в длину полусферический корпус из деревянных полосок, плоская дека с подставкой в нижней части и резонансным отверстием в виде изящной резной или богато инкрустированной розетки, шейка с навязными жильными ладами, колковая коробка, отогнутая назад почти под прямым углом к шейке, и несколько парных рядов (хоров) струн (верхняя мелодическая и дополнительные басовые струны могут быть одинарными). При игре лютню держат вертикально, часто на коленях.

Струны лютни тоньше, чем струны гитары, их тембр богаче высокими обертонами и имеет характерный носовой оттенок. Инструменты различаются по числу хоров, размеру и настройке. Число хоров редко бывает меньше четырёх. Диапазон лютни расширялся путем добавления новых хоров к нижнему регистру; многие лютни XVIII века имели до 13-14 хоров. При игре на инструментах с числом хоров свыше семи возникали сложности с леворучной аппликатурой на нижних струнах; соответственно струны ниже шестого хора настраивались по тонам нисходящего диатонического звукоряда, что делало возможным получение нужных звуков без участия левой руки (такие диатонические басовые струны именуются «диапазонами»).

Из многочисленных известных типов настройки лютни преобладают два. Первый известен как «ренессансная настройка»: G-c-f-a-d’-g’ или A-d-g-he’-a’. Эта последовательность интервалов применялась в течение всего XVII и начала XVIII века. Второй тип, так называемая «барочная настройка», возник в начале XVII века во Франции; его наиболее типичная разновидность: A-d-f-a-d’-f’.

В эпоху барокко лютня, которой вполне можно уже было подыскать замену, продолжала служить музыке в ансамблях и оркестрах; для неё писали Вивальди и Бах. Партия
лютни звучит и в «Страстях по Матфею». Бах, виртуозно владеющий приёмами имитации и стилизации, не смог отказаться от такого фактурного инструмента, наделённого к тому же столь загадочным, хотя и негромким архаичным тоном.

Композиторы эпохи классицизма, в том числе Гайдн, также не забывали лютню. Правда, к этому времени её главные позиции сместились в область домашнего музицирования. К сожалению, уже во второй половине XIX века и из этой сферы её уверенно вытеснило фортепьяно.

Интерес к старинной музыке в XX веке во многом начал развиваться как интерес к лютне и лютневой музыке. Возможно, это было связано с «гитарным бумом» 50-х и 60-х (а ведь гитара – лютневый инструмент), возрождением традиции английской баллады и французского шансона... У своих истоков эти жанры были немыслимы без участия лютни.

Теорба(Theorbo)

Теорбо, или теорба – басовая модификация лютни,- появилась в Италии в конце XVI века и получила широкое распространение. И сейчас можно наблюдать теорбу в качестве участницы исполнения цикла «Времена года» Антонио Вивальди и другой барочной музыки вполне современными составами.

Этот величественный инструмент (почти двухметрового роста) имеет набор мелодических струн, настроенных как у лютни, и набор более длинных, свободно вибрирующих басовых (бурдонных) струн, образующих диатонический звукоряд. Каждому набору струн соответствует своя головка с колковой коробкой. Общее число хоров – 13 или 14. В XVII и начале XVIII веков теорбо изредка использовался как сольный, чаще – как аккомпанирующий инструмент, особенно при реализации цифрованного баса. Не которые исследователи считают теорбо разновидностью китаррона, который не удастся обойти вниманием – настолько это впечатляющее сооружение!

Китаррон (Chitarrone)

Китаррон (иногда инструмент называют китарроне, а иногда – архилютней) не просто инструмент. Это зрелище! Один юный скрипач, впервые увидав китаррон, обомлел: «Господи, да разве ж его настроишь когда-нибудь?!» И действительно, одна колковая коробка двухметрового китаррона предназначается для 11 (иногда более) струн, идущих вдоль грифа, другая (на конце шейки) – для 8 свободно вибрирующих басовых струн.

Китаррон был распространен в конце XVI и первой половине XVII веков, преимущественно в Италии; использовался главным образом для сопровождения сольного пения.

Продолжение в следующем номере