"Красавица" Кустодиева. Красавицы бориса кустодиева

Говоря о русском художнике Борисе Михайловиче Кустодиеве, тут же вспоминаются образы пышнотелых купчих, которых он писал довольно-таки много — в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях.

К художнику есть много вопросов — почему купчихи и почему практически все женские образы на полотнах художника обладают, по современным меркам, не самыми «идеальными» формами… Впрочем, рассуждать об идеальных формах самое последнее дело. Это все индивидуально. Важнее, первая часть вопроса — почему именно купчихи?

В поисках причинной связи, пролистал биографию художника. Борис Кустодиев жил в нелегкую эпоху — он пережил революцию, голодное время, гонения на ученых и людей искусства, которые были заподозрены в «буржуазности». Кустодиеву, изображавшего в большей степени купеческую и дореволюционную Россию, досталось по полной. Однако сам он не принадлежал к этому классу, часто недоедал, жил впроголодь.

В своих мечтах он уносился далеко — в сытную и мирную дореволюционную Россию, в детские годы и в небольшой флигель богатого купеческого дома, который арендовала семья Кустодиевых. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества.

  • «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, — писал впоследствии Б. М. Кустодиев, — был как на ладони…

«Купчихи» Кустодиева — это в первую очередь наблюдения детства, пронесенные художником через десятилетия. Во-вторых, образ купчихи передается художником с легкой иронией. Русские Венеры — молоды и красивы, у них приятные полные лица, не вызывающие негативных эмоций, но Кустодиев определенно иронизирует, как бы позволяет зрителю беззлобно улыбнуться, увидев полных и добрых купчих, их застолья, чаепития, яства…платья всех цветов радуги…

В третьих, художник восхищается пышущими здоровьем, полногрудыми статными русскими красавицами, в которых есть что-то необычайно пленительное.

В четвертых, холеные фигуры женщин имеют символическое значение. Художник передает реальную и достоверную информацию о естественной и здоровой жизни людей в патриархальной России.

Чего больше — иронии или восхищения? Вряд ли это имеет какое-то значение. Как говорил сам художник: «Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно сюжет, то есть сюжет, как его у нас понимают — чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?»

Русские красавицы Кустодиева

Красавица, 1915 год

Моделью послужила актриса МХТ Ф. В. Шевченко.

Купчиха за чаем, 1918 год


Купчиха с зеркалом, 1920 год


Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Русская Венера, 1925 год

Русская девушка у окна, 1923 год


Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Осень, 1924 год


Лето. Провинция, 1922 год


Купчиха и домовой, 1922

В старом Суздале


Москва. Государственная Третьяковская галерея

Купчихи. 1912


Киевский национальный музей русского искусства, Украина

В бане. 1920


В березовой роще

Варвара. 1920


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Встреча (Пасхальный день). 1917


Две купчихи. 1913


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Девушка на Волге. 1919


Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызтан

Купальщица. 1921


Купальщица. 1922


Тюменский областной музей изобразительных искусств

Купчиха. 1920


Томский областной художественный музей

Купчиха. 1919


Вологодская областная картинная галерея

Купчиха. 1915


Купчиха. 1915


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Купчиха на балконе. 1920


Купчиха на прогулке. 1920


Музей-квартира И.И.Бродского, С.-Петербург

Купчиха на прогулке (Провинция). 1920


Художественный музей им. Махарбека Туганова, Владикавказ

Купчиха с покупками. 1920


Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Купчиха, пьющая чай. 1923


Нижегородский государственный художественный музей

Молодая купчиха в клетчатом платочке. 1919


Осень в провинции. Чаепитие. 1926


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев . Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту – наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы.

Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами.

Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности – тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу. Но, благодаря этим его работам мы можем получить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.

Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».

Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою «Красавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».

В. Володарский писал о кустодиевской красавице: «Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония – вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины». Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.

"Красавица" Кустодиева.

"Красавицу" Кустодиев неоднократно повторял, причем в разных вариантах - это была одна из его любимых работ. Одну он подарил Горькому - тот обожал эту картину, другую написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская "Красавица" в мае 2003 на лондонском аукционе "Сотбис" ушла за фантастическую сумму - 845 600 фунтов.Безусловно, и сам Кустодиев был влюблен в свою натурщицу...
Позировала ему 21-летняя актриса МХАТ Фаина Шевченко - будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий.
Фаина Васильевна Шевченко родилась 17 (5) апреля 1893 г. в Воронеже в зажиточной крестьянской семье. Свой неповторимый голос она унаследовала от отца, певшего в хоре Митрофановского монастыря. Окончив Мариинскую гимназию, Фаина отправилась в Москву учиться на актрису. Блистала на сцене МХАТа до начала 60-х годов, переиграв великое множество ролей. Умерла 10 мая 1971 г.

В театральных энциклопедиях ошибочно указано, что Шевченко похоронена в Воронеже. На самом деле актриса покоится на Введенском кладбище в Москве.

В августе 1914 года Борис Кустодиев впервые увидел ее в Художественном театре. Фаина выскочила ему навстречу, чем-то взволнованная и озадаченная. Юная, румяная, пышнотелая. Такой родной и близкий образ из детства. Астраханские купчихи были очень похожи на эту полную девушку. Художнику представили молодую актрису, заметив, что она безумно талантлива. Фаина улыбнулась своей широкой улыбкой и сообщила, что репетирует в спектакле "Смерть Пазухина". После премьеры Кустодиев зашел к ней в гримерку. Робко попросил позировать, она согласилась. Но в мастерской, узнав, что должна снять с себя всю одежду, Шевченко возмутилась:- Ну что вы! - воскликнула она. - Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть?! А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой!

Борис Михайлович нежно ее уговаривал, держал за руку:
- Я ж не для себя прошу вас раздеться, а искусства ради.
Работалось ему легко. Хотя все чаще мучили боли в пояснице, свидетельствовавшие об опухоли позвоночника. Но были вдохновение и влюбленность, отодвигавшие физические страдания на второй план. Фаина видела, что Кустодиев к ней питает отнюдь не дружеские чувства, но не смущалась...
Вновь встретились они в Петрограде на выставке "Мир искусства", где была выставлена "Красавица".
- Очень толстая! - недовольно поморщилась Фаина.
- Какая есть, - улыбнулся он и поцеловал ее пухлую ручку.

Скандал.
Появление картины вызвало поначалу настоящий шок. В эпоху модерна идеалами женской красоты выступали хрупкие, анемичные девицы. А тут вдруг здоровая, дебелая тетка! Посетивший выставку церковный иерарх воскликнул:
- Видимо, дьявол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, ибо смутил он мой покой.
В театре тоже разгорелся скандал. Станиславский кричал на Шевченко так, что стены тряслись, почему она, ведущая актриса, ведет себя как дворовая девка, голышом по перинам скачет.
- Прочь с глаз моих, - вопил Константин Сергеевич, - распутница!!!


Над Фаиной нависла реальная угроза увольнения. Подружки намекали Фаине, что ей надо худеть. Известная актриса Софья Гиацинтова вспоминала: "Бывало, идем на занятия, а она уже высматривает нас из окна первого этажа. "Девки, - кричит, - идите какао пить с пирожками!" Мы отказываемся и ее уговариваем не распускаться. "На возвратном пути придете, не выпущу! - заливалась она грудным своим смехом. - Пить-есть надо!" И шагу пешком не делала. Все на извозчиках".

Брошенная.
Гнев Станиславского сменился на милость, Фаина получила новые роли. В эту пору ею увлекся мхатовец Николай Баталов, тот самый, что сыграл в первом советском звуковом фильме "Путевка в жизнь". А служебный роман с актером Григорием Хмарой закончился свадьбой. Та же Гиацинтова вспоминает, что они были завидной супружеской парой.

Григорий Хмара в фильме "Гедда Габлер". Германия, 1924 год.

Правда, Хмара погуливал на стороне. Причем любовницами его были противоположные по комплекции супруги женщины: стройные балерины и танцовщицы. В 1922 году он собрался на гастроли в Берлин. Фаина как чувствовала беду, не хотела его отпускать. Заграничная жизнь закрутила Григория. Посыпались предложения от именитых режиссеров, и он остался сниматься в фильме Роберта Вине "Раскольников". Вскоре познакомился со звездой немецкого кино Астой Нильсен. О том, что муж не вернется, Шевченко узнала из короткого письма. Асте было 40, Григорию 30, но это не помешало им пожениться. Правда, союз продлился всего семь лет. Хмара написал Фаине, умолял его простить и похлопотать, чтобы ему разрешили вернуться в Советскую Россию. Шевченко обивала пороги чиновников, но получила отказ. Они так больше никогда и не увиделись. Из Германии Григорий перебрался в Париж, где много снимался. Умер в феврале 1970 года.
Фаина пережила его всего на год. Что выпало на ее долю? Она много играла во МХАТе. Как вспоминал Виталий Вульф, сама Раневская взирала на нее с восторгом. Но последние годы жизни Шевченко провела в нищете, забытая всеми.

Родни на похоронах не было. Писатель Михаил Шевченко, родственник Фаины Васильевны, признался, что сама актриса была не очень-то приветлива с родными. Она жила сценой, там был ее дом.

Четыре "Красавицы"

Борис Кустодиев. Красавица. 1915 г.

"Красавицу" Кустодиев неоднократно повторял, причем в разных вариантах - это была одна из его любимых работ. Одну он подарил Горькому - тот обожал эту картину, другую написал по просьбе Шаляпина, с которым дружил. Именно шаляпинская "Красавица" в мае 2003 на лондонском аукционе "Сотбис" ушла за фантастическую сумму - 845 600 фунтов.
Безусловно, и сам Кустодиев был влюблен в свою натурщицу.

Борис Кустодиев Красавица. 1918 г.

"Красавица" вскоре была выставлена в Петрограде на выставке "Мир искусства". Фаине картина не понравилась, уж очень толстой показалась она себе самой. Впрочем, худеть она и не думала.

Борис Кустодиев. Красавица. 1919 г.

Актриса МХАТ Софья Гиацинтова вспоминала: "Бывало, идем на занятия, а она уже высматривает нас из окна первого этажа. "Девки, - кричит, - идите какао пить с пирожками!" Мы отказываемся и ее уговариваем не распускаться. "На возвратном пути придете, не выпущу! - заливалась она грудным своим смехом. - Пить-есть надо!" И шагу пешком не делала. Все на извозчиках".
И правильно делала! Ее любили и такой.

Борис Кустодиев. Красавица. 1921 г.


Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев . Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту – наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы. Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами.



Художественное направление, к которому Кустодиев тяготел в 1910-е гг., называют неоклассицизмом. Оно предполагало ориентацию на великие образцы классического искусства, на традиции академической живописи. Такие тенденции во многом шли вразрез с авангардными течениями модернистского искусства начала ХХ в. Эстетика модерна ориентировалась на другие стандарты красоты: изысканная чувственность, рафинированный излом, декаданс и усталость. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам.



Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности – тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу, а российские реалии 1917-1920 гг. заставляли бежать в мир фантазий от разрушающегося на глазах старого уклада патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Благодаря работам Кустодиева мы можем сложить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.





Кустодиев – автор целой галереи женских образов. Его часто обвиняли в том, что он изображает не народный, а простонародный идеал красоты, хотя его работы далеки от идеализации – многие видят в них иронию и гротеск. Некоторые критики утверждают, что его творческая манера – это «сон о небывалой России», где дородные женщины символизируют гармонию, покой и уют русского мира.





Часто моделями для купчих Кустодиева становились представительницы интеллигентной среды – для «Купчихи за чаем» ему позировала Г. Адеркас – студентка медицинского факультета, жившая по соседству. Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».





Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою «Красавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». Критики же видели в этой картине «и любование, и эротику, и иронию».

05.03.2018 18:00

Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему „русскому“ - это было всегда единственным „сюжетом“ моих картин

Кустодиев Б.

7 Марта исполняется 140 лет со дня рождения Бориса Кустодиева. Образы созданных им русских красавиц, наверное, самые известные. Им мы посвящаем сегодня выставку, приуроченную к 8 марта.

Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев. Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту - наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы.

Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами

Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности - тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу. Но, благодаря этим его работам мы можем получить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.

Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».

Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою „Красавицу“, ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».

В. Володарский писал о кустодиевской красавице: «Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония - вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины». Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.