Квинтовый круг мажорных и минорных тональностей. минорных тональностей. Альтерация в мажоре и миноре. Как пользоваться квинтовым кругом мажорных тональностей

минорных тональностей. Альтерация в мажоре и миноре.

Альтерация означает изменение.

Знаки альтерации - это знаки, изменяющие ноту.

Диез – знак повышения ноты на полтона.

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

Знаки бывают случайные, которые ставятся возле ноты и действуют один такт, и

ключевые знаки, которые выставляются при ключе и сохраняются на протяжении

всей мелодии.

Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Бемоли появляются в обратном порядке.

Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада

расположены по чистым квинтам.

Мажорные тональности располагаются от ноты До: вверх по ч5 - диезные тональности,

вниз по ч5 – бемольные тональности.

До мажор – Соль мажор – Ре мажор – Ля мажор – Ми мажор – Си мажор

До мажор – Фа мажор – Си Ь мажор – Ми Ь мажор – Ля Ь мажор – Ре Ь мажор

Чтобы определить ключевые знаки в минорной тональности, нужно перейти в

параллельную мажорную тональность и воспользоваться квинтовым кругом или

выстроить по такому же принципу квинтовый круг минорных тональностей от ноты ля.

Альтерация ступеней в мажоре: II # Ь, IY #, YI Ь

в миноре: II Ь, IY Ь #, YII #

БИЛЕТ № 7.

1. Главные трезвучия лада, их обращение и соединение.

Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.

На I ступени - тоническое трезвучие (Т 5/3)

На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)

Главные трезвучия в мажоре – мажорные, в натуральном миноре – минорные. Кроме того в гармоническом мажоре появляется минорная субдоминанта, а в гармоническом миноре - мажорная доминанта.

Главные трезвучия имеют обращения.

мажор минор разрешение

Т5/3 I б3 + м3 м3 +б3

Т6 III м3 + ч4 б3 + ч4

Т6|4 Y ч4 + б3 ч4 + м3

D5/3 Y Т, Т6/4

Соединением аккордов называется связь между аккордами посредством плавного голосоведения. Каждый голос в аккордах должен двигаться плавно, без скачков.

Соединение главных трезвучий в До мажоре:

Т5|3 S6|4 Т5|3 D6 Т5|3 Т6 S5|3 Т6 D6|4 Т6 Т6|4 S6 Т6|4 D5|3 Т6|4

Чередования различных аккордов в ладу образуют последовательности аккордов.

Этот урок скорее предназначен для тех, кто уже обучается в музыкальной школе или даже училище. Из многолетней практики могу сказать, что квинтовый круг тональностей – та тема, которая никак не усваивается учениками, из-за чего возникают проблемы с освоением материала и исполнением какого-либо произведения. Да-да, не зная, в какой тональности мы играем, крайне трудно сориентироваться, и играть его почему-то трудно. Поэтому прежде чем исполнить какую-то пьеску, надо определить, в какой тональности она написана. Поверьте – тогда и разберете вы ее куда более быстрее.

Итак, что такое тональность мы подробно говорили в , а сейчас я объясню вам систему, по которой они расположены. Если говорить простым языком – то в каждой тональности есть какие-то знаки, то есть играя гамму или пьесу, мы задействуем и черные клавиши. А вот какие – поможет стройная и логичная система – квинтовый круг тональностей.

В изучении теории музыки есть моменты, которые надо понять, а есть та информация, которую надо просто зазубрить как стишок. Вот ниже приведенное правило в картинке надо зазубрить.

Порядок присоединения ключевых знаков всегда только такой:


Знаки в любых тональностях присоединяются только в таком порядке

Если вы заметили, то это одна и та же последовательность, которая читается с двух сторон – в одну сторону – диезы, в обратную – бемоли. Вот ее надо зазубрить в обоих направлениях. На нотном стане оно выглядит так

Порядок ключевых знаков в тональностях

Теперь ответим на первый вопрос – почему квинтовый?

Вот следующее правило, которое надо уже просто понять.

С каждой построенной вверх квинтой прибавляется один диез.

На картинке это выглядит так:


Начинаем от До мажора (или ля минора, об этом чуть ниже) и идем по часовой стрелке.

Мы знаем, что в до мажоре и ля миноре нет знаков. Это аксиома, которую надо запомнить. Впрочем, все начинающие и так знают до мажор, потому как он играется только на белых клавишах, что весьма удобно. Итак, до мажор. Если мы построим квинту от “до” вверх, то получим ноту соль. Так вот, в соль мажоре будет уже один диез. Какой? Смотрим выше на порядок присоединения диезов – первый диез – фа. Значит, в соль мажоре – фа диез. И когда будем играть гамму соль мажор, ноту фа в ней повышаем и вместо белой клавиши будем играть черную.

Теперь строим квинту от соль вверх (мы же в тональности соль мажор остановились). Получается нота ре. Вот в Ре мажоре уже два диеза – каких? Смотрим на порядок диезов – первые два – это фа и до.

От ре строим еще одну квинту, получаем ноту ля. Вот в ля мажоре уже три диеза – фа, до, соль. Именно они первые три.

От ля – очередную квинту – получается нота ми. В ми мажоре уже первые четыре диеза – фа, до, соль, ре.

От ми – квинта вверх и получится нота си – в си мажоре 5 диезов – фа, до, соль, ре, ля.

Квинта от си – и новая тональность фа диез (почему не фа – почитайте здесь) – фа диез мажор – 6 диезов – фа, до, соль, ре, ля, ми.

И последняя квинта от фа диеза – до диез. Вот и получилось тональность до диез мажор – 7 диезов – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. О как. Справедливости ради хочу сказать, что тональности с 7 диезами в практике встречаются нечасто, но бывают.

То же самое произойдет если мы будем строить квинты в минорных тональностях, взяв за исходную точку ноту ля – именно там 0 знаков.

Строим квинту от ля – получается тональность ми минор. В ми миноре один диез. Какой? Смотрим на порядок – фа – первый диез.

От ми еще одна квинта и получим си минор, в которой будет уже два диеза – фа и до.

От си через 5 ступеней образуется нота фа диез (будьте внимательны – не фа, а именно фа диез). В фа диез миноре 3 диеза – фа, до, соль.

От фа# квинта – до# минор, в которой уже 4 диеза.

От до# 5 ступеней пропускаем – и получаем новую тональность с 5ю диезами – соль# минор.

От соль# квинта – ре# минор – 6 диезов.

От ре# квинта – ля#. И в ля диез# – 7 диезов.

Тональности с бемолями при ключе


В этой картинке идем против часовой стрелки.

С каждой построенной вниз квинтой прибавляется один бемоль.

От до вниз квинту – получаем ноту фа. В тональности фа мажор один бемоль. Какой? Смотрим порядок бемолей. Видим, что это си бемоль.

От фа строим вниз еще одну квинту и получаем ноту си бемоль. В тональности си b мажор уже два бемоля – си и ми.

От си b строим очередную квинту и попадаем на ноту ми b. И в ми b мажоре уже 3 бемоля – си, ми, ля. И так далее.

Если вы поймете этот принцип, то определить количество знаков в любой тональности не составит труда. Теперь понятно почему “квинтовый”? Потому что он строится по квинтам. А почему круг? Посмотрите внимательно на картинки выше – начинаем с тональностей до мажор, а заканчиваем до# мажор или доb мажор – не совсем, конечно круг, но все-таки. То же самое и с минорными тональностями – начинается от ля, а заканчивает ля# или ляb минором.

Для удобства восприятия я разделила тональности и отдельно показала диезные и бемольные. В учебниках теории квинтовый круг тональностей представлен в виде такой картинки.


Все тональности – и с диезами, и с бемолями

А напоследок предлагаю вам послушать вальс До# минор Фредерика Шопена. Очень известное произведение, красивое, полетное и в великолепном исполнении Александра Малкуса.

Как правило, представители музыкальной сферы всю данную систему называют просто - квинтовый круг, чтобы не усложнять произношение. Есть и иное наименование - диквинтовая система.

Принцип работы и устройство

На протяжении многих лет данную систему музыкальной сферы принято изображать в виде шара или круга, которая имеет внутри спираль. Самая верхняя точка символизирует ноты, а двигаясь по часовому направлению, уже размещают остальные ноты в соответствии с последовательностью. Рассматривая систему в обратном направлении, уже можно наблюдать фа, си-бемоль и так далее. Более того, данный установленный порядок считается общепринятым и стандартным, а все потому, что в "до"-мажоре просто быть не может ни одного знака при скрипичном ключе.

Кварты и квинты

Опять же, стоит обратиться к общепринятой конструкции данной системы. А именно, самая верхняя точка представляет собой отмеченную ноту, которую не всегда можно обозначать слогами, допустима маркировка одной буквой. Данная традиция именно круговой системы прижилась из-за того, что мажорная тональность лишена каких-либо символов, то есть, является простой.

Та нота, которую обозначают на круге, полностью символизирует мажорную тональность. Для большего удобства, как правило, к ней могут поставить другую ноту, которая уже будет символизировать противоположную тональность - минорную. Что касается расстояния между ними в рамках круга, то интервал будет равен или квинте, или кварте.

Немного теории

В действительности, вся система кругового кварто-квинтового устройства представляет собой спираль. Более того, она ни в одном месте не соединяется, а увеличивается до бесконечности. Но на практике данная тенденция считается неуместной, ведь вся тональность распределяется на восемь или девять шагов. Начало берет "до"-мажор, который потом уже не используется. Причем если взять тональность с меньшим показателем, то все равно гамма будет полностью совпадать.

До большего количества спираль развивать никто не станет, ведь тональность, например, с тринадцатью символами, даже трудно произносить. Появляются такие понятия, как "соль-дубль-диез" и так далее.

Основное назначение квинтового круга

Как правило, это система применяется для решения сразу нескольких задач. Основных выделяют три:

  • поиск идентичных тональностей;
  • распознавание количества знаков в имеющейся или заданной тональности;
  • определение максимальной схожести тональностей.

Рассматривая первую задачу и ее решение можно отметить, что выделяют несколько степеней родства или схожести тональностей. Простыми словами, схожими тональностями считаются те, что отличаются между собой на один знак. И что самое характерное, в данной системе различия видны, как говорится, невооруженным глазом, так как вся система выстроена максимально понятно.

Родственными тональностями считаются и те, которые от исходной точки расположены близко друг к другу. То есть, так называемые, соседи.

Второе решение задачи подразумевает под собой определение количества знаков относительно ключа. Как правило, их численность может быть от нуля до семи, но на практике редко используются тональности с большим количеством знаком.

Что же касается определения степени родства, то ее распознать очень просто: чем ближе они располагаются относительно друг друга, тем ближе и будет сама степень родства. Например, расстояние, равное одному шагу подразумевает первую степень и так далее. Но если шагов уже больше трех, то вообще ни о каком родстве и речи быть не может.

Немного истории

Стоит заметить, что музыканты на протяжении многих лет стремились к тому, чтобы найти специальную и универсальную систему. Именно ей в итоге стал этот круг, который представляет собой простую схему. Эта система позволяет в короткие сроки распознавать соотношение тональностей, аккордов и прочих необходимых моментов. Каждый музыкант, используя данный круг, может самостоятельно определять особенности заданной тональности, ведь непосредственно на музыкальном инструменте этого делать неудобно.

Возникновение диквинтовой системы

Впервые публикации о ней появились еще в 1678 году. Автором публикации стал русский композитор с украинскими корнями по имени Николай Дилецкий. Кстати, он также является автором многих других методик, касающихся музыкального направления.

Спустя почти целое столетие, данную систему признали и за рубежом. Что же касается реализации системы в творчестве музыкантов, то ее можно наблюдать во многих одиночных композициях. Изначально применяли систему в классическом исполнении, но наши современники смогли внедрить ее в джаз и даже рок.

Данная статья посвященна в основном начинающим гитаристам, но возможно, будет полезна и людям, осваивающим другой инструмент.

Мы решили коротко рассказать почему же в процессе игры одни сочетания нот звучат красиво, а другие, мягко говоря, вызывают боли в ушах, а так же откуда берутся злополучные диезы и бемоли в тональностях. На наш взгляд, это минимум который должен знать каждый уважающий себя музыкант.

Возможно, вы встречали данную картинку:

На ней изображен квинтовый круг. Не пугайтесь этого страшного словосочетания, ведь на самом деле ничего сложного в этом нет. Он всего лишь навсего показывает знаки при ключе в минорных и мажорных тональностях. В данном случае нет смысла объяснять, что такое мажорная и минорная тональность, а вот что такое знаки при ключе и откуда они берутся с удовольствием попробуем объяснить.

Обратимся к следующей картинке, на которой изображены кливаши пианино:

На каждой клавише подписанны ноты:

С=до, D=ре, E=ми, F=фа, G=соль, A=ля, B=си

Вы спросите почему не подписали черные клавиши? Все очень просто, они имеют те же названия что и ноты окружающие их. Простой пример: черная клавиша между нотой C и D . Мы можем назвать её либо C# (диез) , либо Db (бемоль) , что эквивалентно. Т.е. если называем её в честь ноты стоящей перед ней, добавляем диез, если после нее-бемоль. Идем далее. Две соседнии ноты отделяет полутон, и не стоит забывать про черные клавиши, это тоже ноты (на гитаре полутону соответствует 1 лад, а тону соответственно - 2 лада).

Настало время перейти непосредственно к тональностям.

У каждой мажорной тональности есть своя параллельная минорная тональность, и наоборот, а называются они так потому, что имеют одинаковый набор знаков альтерации (диезов или бемолей) в гаммах. Если говорить по простому, то гамма - звукоряд, те ноты которые в данных тональностях «приемлемы» (конечно это не всегда так, но в более тяжелые случаи мы углубляться не будем). Откуда они получаются? Все очень и очень просто. На картинке с пианино можно увидеть формулы для минора и мажора. Что они значат? Принято считать что нот семь, вот и у нас в гамме будет 7 нот. Как известно на примере все лучше понимается

Допустим мы хотим построить мажорную гамму от ноты C и узнать какие в данной тональности аккорды, и найти параллельную ей минорную тональность. Легко!

Берем формулу мажорной тональности М=т+т+пт+т+т+т+пт:

  1. С+т=D
  2. D+т=E
  3. E+пт=F
  4. F+т=G
  5. A+т=B
  6. B+пт=C

В итоге получили гамму до-мажора: C D E F G A B . Как оказалось в ней у нас знаков нету. Точно так же мы сделаем для минорной тональности только уже по формуле для минора m=т+пт+т+т+пт+т+т (проделайте для закрепления сами с любой тональностью), и, если составить минорные гаммы для разных нот, то получится что минорная гамма от ноты ля, так же не имеет знаков. Как вы уже наверное догадались, ля-минор и будет являться параллельной тональностью для до-мажора. Так же на данном примере можно заметить интересное свойство: что бы узнать параллельную минорную тональность для мажора, надо вычесть от тоники (главной ноты, в честь которой называется тональность, в нашем случае C) 1.5 тона, и наоборот, прибавить к тонике минорной тональности 1.5 тона.

Для закрепления рассмотрим быстрый пример

Построим мажорную гамму от ноты соль(G):

  1. G+т=A
  2. A+т=B
  3. B+пт=C
  4. С+т=D
  5. D+т=E
  6. E+т= !внимание! F# (надеемся вы поняли почему)

Получили гамму: G A B C D E F# . Отняли от ноты G 1.5 тона и получили параллельную минорную тональность em . Посмотрите теперь на квинтовый круг. Все сошлось?) Видите как все просто, и никакой магии.

По анологии делается и для всех других тональностей.

В завершении осталось рассказать как же понять аккорды от каких нот в гамме будут являться мажорными а какие минорными.

Каждая нота в гамме имеет свою ступень. С 1 по 7 . Так вот, если расписать их по ступеням (для примера вазьмем С-мажор, а-минор) получим:

ступени: 1 2 3 4 5 6 7 или для минора 1 2 3 4 5 6 7

ноты: C D E F A B C A B C D E F G

Нота на первой ступени всегда главная и называется тоникой. Далее по старшинству идут ноты на 4 и 5 ступенях - субдоминанта и доминанта соответственно. Аккорды, построенные от данных ступеней всегда будут такими же как и аккорд построенный от тоники, т.е. C-мажор, F-мажор, G-мажор, или: a-минор, d-минор, e-минор. Аккорды построенные от других ступеней будут всегда противоположными.

Ну и на последок, для тех кто не сдался и осилил все до конца, пример для тональности G-мажор.

ступени: 1 2 3 4 5 6 7

ноты: G A B C D E F#

  1. ступень - G-мажор
  2. ступень - a-минор
  3. ступень - b-минор
  4. ступень - C-мажор
  5. ступень - D-мажор
  6. ступень - e-минор
  7. ступень - F#-мажор

Вот и все! Успехов в обучении!

Квинтовый круг довольно известное понятие музыкальной теории, но, к сожалению не все знают для чего он нужен и как его можно использовать в своей музыкальной практике.

Обычно квинтовый круг описывают как — спираль тональностей расположенных по часовой стрелке по квинтам вверх от ноты C, а против часов по квинтам вниз либо по квартам вверх (отсюда еще одно название кварто-квинтовый круг тональностей).

Хоть и квинтовый круг действительно является кругом тональностей, его использование гораздо шире, чем просто нахождение количества знаков в той или иной тональности.

Поскольку моя цель давать вам максимально насыщенную информацию, которой нет в большинстве учебников, то и про квинтовый круг необходимо рассказать все, что я знаю или смог найти в дополнительных источниках.

Итак, первое, что стоит знать – квинтовый круг отражается взаимодействие всех 12 звуков хроматической гаммы.

Как известно, хроматическая гамма – это искусственно созданная ладовая структура, которая практически не встречается в чистом виде, так как не имеет тонального или модального центра.

Отображение нот в квинтовом круге ближе к музыкальной действительности.

Хроматика отображает минимальное возможное деление в нашей музыкальной системе координат (темперированный строй) и является математической структурой, а квинтовый круг отражает математическое соотношение 3:2 и основано на физических законах.

Посмотрите на круг, отображающий взаимодействие хроматики и квинтового круга

Квинта это самый совершенный интервал после октавы, который является 3 в обертоном ряду.

Как известно, квинтовое движение в басу и мелодии звучит наиболее завершено и является основой каденций, а движение от 5 ступени к первой (кварта – обращение квинты) является основой гимнической интонации.

Еще один интересный факт для тех, кто не знал. Фортепиано чаще всего настраивают именно по квинтам.

Можно сказать, что это самый главный интервал в музыке:). Ну еще и гитаристы любят играть квинтами, поскольку они идеально чисто звучат при игре через дисторшн.

И последний факт – в первые квинтовый круг описан нашим соотечественником Николаем Павловичем Дилецким, что не может не радовать. Русские изобрели квинтовый круг:)

Если двигаться от ноты ДО по квинтам, то мы неизбежно столкнемся с явлением энгармонизма тональностей. Когда тональности состоят из одинаковых звуков, но разных нот. Об этом я записал специальный видеоурок.

Немного о самых явных вещах для тех, кто впервые слышит о квинтовом круге.

Двигаясь по кругу, мы попадаем в новую тональность, в которой количество знаков всегда на один больше, чем в предыдущей. На самом круге написаны и названия тональностей и знаки. Но для того чтобы запомнить сами знаки, Вы можете также воспользоваться квинтовой схемой.

Диезы начинаются от F# и идут по квинтам вверх.

А бемоли начинаются от Bb и идут по квинтам вниз.

Например, Вы посчитали, что нота B это 5 шаг по квинтам от ноты С – значит, количество диезов тональности 5 и нужно построить 5 квинт от ноты F# — F#-C#-G#-D#-A# это и будут нужные нам диезы.

Теперь поговорим о более интересных особенностях круга.

Давайте взглянем на сам круг и посмотрим, какие ноты окружают ноту C:

Вправо это G

Влево это F

А это S и D тональности.

То есть круг можно использовать как подсказку для нахождения основных функций в любой тональности!

Это его первое скрытое свойство.

Тональность и модуляции

Другим важным свойством квинтового круга является то, что он наглядно показывает гармоническое тяготение аккордов. Мы можем его увидеть, если будем двигаться по кругу против часовой стрелки. Вы можете заметить, что аккорд IV или F для до мажора расположен после тоники, то есть, направлен за тональность к аккорду Bb мажор.

По этой причине большинство классических оборотов основаны на движении от II ступени к V, а не от IV. IV ступень, как правило, вводится в начале построений, например, так I-IV-viio-III-VI-II-V. Многие теоретики даже предлагают рассматривать IV ступени, как II без тоники.

Поскольку такая интерпретация логичнее с точки зрения физики и музыкального восприятия.

С помощью квинтового круга Вы можете выстраивать модуляции в прогрессиях, так как ближайшие 7 тональностей и есть наиболее употребляемые для модуляций (включая минорные).

Движение по квинтовому кругу с заменой на аккорды соответствующие тональности позволяет получить известные гармонические качели.

Например, Em-Am-D7-G-C-F#7b5-B7

прогрессия из песни Shadows in your smile и сотни других. Движение характерно для джаза. Обратное движение также возможно.

Также более сложные виды кварто-квинтового движения можно использовать для создания последовательностей современной , но об этом я напишу в отдельной статье.

Также если двигаться от любой ноты 5 раз по часовой стрелке, то получим все ноты пентатоники.

Как видите, кварто-квинтовый круг это отличная шпаргалка для , теории, модуляции и запоминания тональностей.