Пьеса на дне чем занимался пепел. Герои пьесы "На дне" Горького: характеристика, образы и судьбы. Роль Луки в произведении

1 акта.]

В грязной комнате ночлежки Настя читает книжку «Роковая любовь». Барон хохочет над ней. Клещ в углу изготовляет ключи, не обращая внимания на стоны тяжело больной жены Анны. Актёр жалуется всем: «Мой организм отравлен алкоголем» – но произносит эту фразу не без гордости. Просыпается Сатин, избитый вчера за карточное шулерство. Услышав слово «организм», он декламирует непонятные термины – «органон , макробиотика, трансцендентальный»: раньше Сатин был телеграфистом и много читал.

Горький. На дне. Спектакль 1952 г.

Входит старик Костылёв, рассуждая, не поднять ли в ночлежке плату за жильё, чтобы на эти деньги «купить масла для лампадок». Но произнося эти ханжеские фразы, он с подозрением поглядывает на отделённую от общей комнаты перегородками каморку Васьки Пепла: не там ли его жена Василиса? Костылев осторожно стучится к Пеплу. Васька выходит и с недовольным видом спрашивает, принёс ли Костылев деньги за часы. Все в ночлежке знаю, что часы эти краденые: Костылев скупает у Пепла его воровскую добычу. Костылев спешит уйти, чтобы уклониться от неприятного разговора.

Щедрый Пепел даёт Сатину и Барону двугривенный на опохмелку. Сестра хозяйки, Наташа, приводит нового жильца – пожилого странника Луку, который ходит из города в город по храмам и монастырям. Пепел, которому нравится Наташа, пытается заговорить с нею, но девушка, избегая его, уходит. Покладистый, уживчивый Лука сразу объявляет: «Я и жуликов уважаю. Ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают». Поняв, что Анна очень больна он проявляет к ней большое сочувствие.

С улицы вбегает пьяный сапожник Алёшка с гармонью, крича: «Ничего я не хочу, ничего не желаю – вот и возьми меня за рупь, за двадцать!» За ним входит молодая, но суровая Василиса. Она первым делом спрашивает, не заходила ли Наташа к (уже ушедшему) Пеплу. Обругав всех, Василиса удаляется – и из комнаты хозяев начинают доноситься крики. Василиса бьёт там сестру.

«На дне», 2 акт – краткое содержание

Сатин и Барон жульнически обыгрывают в карты Татарина и Кривого Зоба. Лука утешает Актёра, который сетует, что пропил ум и талант. Лука уверяет: где-то открыли бесплатную лечебницу для пьяниц, «тебя вылечат там». Потом добрый странник успокаивает умирающую Анну. «А вдруг и на том свете – тоже мука?» – мучается она. – «А ты верь, что ничего там не будет, – внушает ей Лука. – Господь там приласкает тебя и пошлёт в рай!»

«Хорошо ты врёшь старик!» – ухмыляется Васька Пепел. Лука советует ему ехать в Сибирь: «Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!» – «А ты сам веришь в свои сказки?» – сомневается Васька. – «А тебе правда больно нужна? – спрашивает Лука. – Она, правда-то, может, обух для тебя!» – «А в Бога-то ты веришь? – любопытствует Пепел. – Есть он по-твоему?» – «Коли веришь, – есть, – отвечает Лука, – не веришь, – нет… Во что веришь, то и есть».

Входит Василиса и зовёт Пепла в его отдельную комнатушку. «Знаю, ты любишь не меня, а Наташу, – со вздохом говорит она ему там. – Так помоги мне избавиться от мужа, который все соки мои высосал. А я за это Наташу за тебя сосватаю и дам приданого 300 целковых». – «Так ты хочешь моими руками мужа убить, а меня потом в тюрьму?» – сразу догадывается Васька.

Входит Костылев, застаёт Василису вместе с Пеплом, визжит и кричит. Пепел хватает его за шиворот и трясёт, но Лука удерживает вспыльчивого Ваську от преступления. Костылев убегает. «Беги отсюда, беги от этой бабы», – советует Лука Пеплу.

Лука вдруг замечает: тихо лежащая на постели Анна умерла. Входит Наташа: «Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале, забитая», – горестно произносит она, глядя на покойницу. Собираются и другие обитатели ночлежки. Безденежный Клещ не столько жалеет о смерти жены, как заботится о том, на что её хоронить.

«На дне», 3 акт – краткое содержание

Жильцы ночлежки сидят на пустыре рядом с ней. Настя рассказывает Наташе выдуманную историю о том, как в неё был страстно влюблён студент Рауль. Барон хохочет. Лука порицает его: надо ласкать человека, а не издеваться над ним. (См. Притча Луки о двух ворах .)

Клещ вскакивает и треплет свои лохмотья: «Я хотел работать и жить по правде. Но работы нет, и правды нет!» Он убегает в сильном волнении. Лука рассказывает историю, как один человек верил в то, что есть «праведная земля» и он когда-нибудь попадёт туда. Узнав потом, что земли такой нет, он покончил с собой.

Васька Пепел подсаживается к Наташе и уговаривает, чтобы она вышла за него замуж и помогла ему начать честную жизнь. Наташа колеблется в грусти и нерешимости. В окне появляется Василиса. «Вот и сосватались! Совет да любовь!» – злобно кричит она.

Из дома выходит Костылев и начинает ругать «дармоедку» Наташу. Пепел заступается за неё, кричит на Костылева, приходит в ярость. Лука вновь сдерживает Ваську, и тот уходит.

Сатин рассказывает о своей молодости: «Я был рубаха-парень, плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей. Но потом сел в тюрьму почти на пять лет: убил из-за родной сестры одного подлеца в запальчивости. В тюрьме карточному шулерству и научился». Возвращается Клещ с опущенной головой. Сатин советует ему не унывать: «Ты не работай! Ничего не делай! Просто – обременяй землю!»

Из дома раздаются крики: Костылев и Василиса бьют там Наташу. Все бросаются их разнимать. Вскоре вся толпа выбегает на улицу, оттаскивая Василису от Наташи. Подбегает и Пепел. Костылев пытается звать полицию, но Пепел даёт ему такой ловкий удар, что сразу убивает. «Помер! – вопит Василиса. – Васька убил! Васька!» – «Ты сама это всё подстроила, – рвётся Пепел к ней. – Ты и раньше подговаривала меня его убить!»

Наташа, услышав это, начинает метаться в отчаянии и исступлении: «А! Ты, Василий, был заодно с моей сестрой! Люди добрые! Они – любовники. Муж им мешал… и я – мешала. Берите их, судите… Возьмите и меня в тюрьму, Христа ради!»

«На дне», 4 акт – краткое содержание

Сатин, Барон и Настя пьют водку в ночлежной комнате, обсуждая события. Лука куда-то исчез, когда на убийство Костылева сбежалась полиция. Василису и Пепла забрали в тюрьму, они там винят в убийстве друг друга, и неизвестно, кто из них кого посадит. Избитую Наташу поначалу забрали в больницу, а потом она исчезла из неё невесть куда.

Пьяная Настя впадает в отчаяние: «И чего я живу здесь с вами? Уйду куда-нибудь… на край света!» Она жалеет о пропаже Луки: «Он добрый был». – «Но правды не любил», – ворчит Клещ. – «Молчать! – прикрикивает на него Сатин. – Старик не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал. Он врал, но – из жалости к вам! Вы слабы, вам ложь нужна! И кто живет чужими соками – тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. А кто – сам себе хозяин, кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» (См. монолог Сатина «Что такое правда?..»)

Характеристика литературного героя

Обитатель ночлежки, потомственный вор. П. – любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.

Сочинение по литературе на тему: Васька Пепел (На дне Горький)

Другие сочинения:

  1. В 90 х годах М. Горький обращается к теме босячества, пишет реалистические рассказы, в которых выводит ряд образов босяков, людей, выброшенных из жизни самой жизнью. В тысяча девятьсот втором году Горький пишет пьесу “На дне”, явившуюся обличительным актом против капиталистического Read More ......
  2. Хозяева Характеристика литературного героя Это хозяин ночлежки Костылев и его жена Василиса. К. – лицемерный, трусливый, отвратительный старикашка, выжимающий прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв. В этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия. Стоящие в Read More ......
  3. На дне Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое – социально-бытовое и второе – философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний. Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Read More ......
  4. Актер Характеристика литературного героя Один из обитателей ночлежки, чье настоящее имя читателю неизвестно. В прошлом он был актером, играл на сцене под псевдонимом Сверчков-Заволжский. Сейчас он пьяница, опустившийся на самое дно жизни. Часто вспоминает свое прошлое, пытается цитировать классиков, но Read More ......
  5. Бубнов Характеристика литературного героя Картузник, один из обитателей ночлежки. Мы узнаем, что в прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на Read More ......
  6. Лука Характеристика литературного героя Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с Read More ......
  7. Правда – бог свободного человека. М. Горький, “На дне” Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени Read More ......
  8. Пепел Время действия романа – 1797-1812 гг., пятнадцатилетие после неудавшегося восстания Тадеуша Костюшко и третьего (1795) раздела Польши между Пруссией, Австрией и Россией. В центре повествования – юный Рафал Ольбромский, сын небогатого старого шляхтича. На масленицу в доме отца он Read More ......
Васька Пепел (На дне Горький)

Васька Пепел – сильный и страстный человек. Вся жизнь его – воровская удача.

“Право – не боюсь! Хоть сейчас – смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца… умру – не охну! Даже – с радостью, потому что – от чистой руки…”

Он – потомственный вор и мошенник. Он занимает в ночлежке привилегированное положение - отдельная комната, уважительное отношение хозяина, любовь его жены. Васька считает, что путь его был предопределен и не верит в возможность измениться.

“Мой путь – обозначен мне! Родитель

всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…”

И все же он мечтает вырваться и жить честной жизнью с возлюбленной Наташей. Поэтому предлагает ей сбежать с ним.

“Ты… пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь – мало радует… Как в трясине тону… за что ни схватишься… все – гнилое… все – не держит… Сестра твоя… я думал, она… не то… Ежели бы она… не жадная до денег была – я бы ее ради… на все пошел!.. Лишь бы она – вся моя была… Ну, ей другого надо… ей – денег надо… и воли надо… а воля ей

– чтобы развратничать. Она – помочь мне не может… А ты – как молодая елочка – и колешься, а сдержишь…”

Василиса уговаривает Пепла устроить убийство ее мужа, хозяина ночлежки. При этом она якобы отпустит его вместе со своей сестрой.

“Вася! Зачем – каторга? Ты – не сам… через товарищей! Да если и сам, кто узнает? Наталья – подумай! Деньги будут… уедешь куда-нибудь… меня навек освободишь… и что сестры около меня не будет – это хорошо для нее. Видеть мне ее – трудно… злоблюсь я на нее за тебя… и сдержаться не могу… мучаю девку, бью ее… так – бью… что сама плачу от жалости к ней… А – бью. И – буду бить!”

Но Пепел не верит коварной и жадной Василисе, отказывает ей. История Васьки заканчивается печально. Из мести Василиса обварила Наташу кипятком, а в драке убивают Костылева, и Василиса обвиняет в его убийстве Пепла. Самое страшное, что Наташа подумала о сговоре между Пеплом и сестрой.

“Люди добрые… сестра моя и Васька убили! Полиция – слушай… Вот эта, сестра моя, научила… уговорила… своего любовника… вот он, проклятый! – они убили! Берите их… судите…
Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..”

Итог становится понятен. Пепла ждет каторга в Сибири.


Другие работы по этой теме:

  1. Василиса – жена хозяина ночлежки Костылева, она представляет “хозяев жизни”. Она жестокая, властная и коварная. В жизни ее интересуют только деньги. Внешне она очень красива,...
  2. Очень часто сюжет драматургического произведения строится на любовной истории (“Русалка” А. С. Пушкина, “Гроза” и “Бесприданница” А. Н. Островского, “Иванов” А. П. Чехова и т....
  3. Пьеса Горького “На дне” – глубокое, социально-философское произведение. Сюжет драмы многослоен. В первую очередь здесь выявляется сюжет социально-психологический. В ночлежке, принадлежащей Костылевым, на самом “дне...
  4. Наташа – сестра жены хозяина ночлежки, девушка добрая и мягкосердечная. Ей выпала тяжелая судьба – нищета и постоянные издевательства со стороны сестры с мужем. И...
  5. Драматургия Горького очень сложна и интересна. Для того чтобы полностью раскрыть проблематику пьесы, автору необходимо найти соответствующую ситуацию, соответствующий конфликт. Автор не имеет права открыто...
  6. ­Василиса Василиса – персонаж пьесы Горького “На дне”; жена хозяина ночлежки Костылева и любовница Васьки Пепла. Василиса женщина жестокая и властная. Она младше своего мужа...
  7. Наташа Наташа – один из женских образов в пьесе Горького “На дне”, сестра Хозяйки ночлежки, добрая и мягкосердечная девушка. Ее образ заметно отличается от других...

В пьесе «На дне» Горького, участвуют разные персонажи, попавшие в ночлежку Костылева по различным причинам. Люди, когда-то имевшие определенный статус, относящиеся к разным социальным слоям, а теперь просто опустившиеся на дно жизни изгои. У всех них трагическая судьба, затянувшая их в болото, и все эти спившиеся, обнищавшие бродяги, не живут, а просто существуют. Всех их связывает одно общее: им ничего не надо, для них утрачены все цели и идеалы, осталось только прозябать и смиренно ожидать смерти.

На фоне этих опустившихся людей, выделяется образ Васьки Пепла. Его судьба была предначертана уже с рождения. Он родился в семье вора, с детства жил в воровском обществе, и это было само собой, что и он станет вором, как и произошло. В душе Василий совершенно другой человек, он любит жизнь, и стремится к лучшему. Внутри него постоянно происходит борьба, ему хочется вырваться на свободу из лап окружающего бездушного общества. Пепел понимает, что жить надо по-другому, и в другом мире. Но у него не хватает силы воли, чтобы разом покончить с прошлым, и вынырнуть из этого гнилого болота, которое засасывает все глубже и глубже. Большую роль в этом играет Васькина любовница, жена хозяина ночлежки. Вместе с мужем, она использует любовника в своих корыстных целях, и он идет на поводу, занимаясь воровством. Костылевы держат его в руках тем, что в любой момент могут сдать полиции, и Васька просто плывет по течению.

Долгое время наблюдая за Наташей, сестрой хозяйки, Пепел постепенно влюбляется в нее. Ему нравится эта чистая и непорочная девушка. Ради нее Васька готов на все. Полюбив Наташу, Пепел видит в ней свое избавление, он готов начать новую жизнь. Василиса же, его любовница, узнав о любви Васьки к сестре, старается утопить его. Она обещает Ваське отдать Наташу, если он убьет Костылева. Пепел хоть и вор, и опустившийся человек, но он ясно понимает, к чему клонит Василиса. Он честный и открытый человек, и понимает всю низость просьбы неверной жены хозяина. Прямо в глаза Васька говорит своей любовнице о вероломстве ее поступка, о подлости ее характера, и наотрез отказывается идти на преступление.

Он надеется стать нормальным человеком, начать новую жизнь с нуля, но его намерениям никогда не сбыться. В драке с Костылевым происходит непредвиденное: от толчка Васьки, хозяин ночлежки так ударился головой, что наступила смерть. Так Васька Пепел становится невольным убийцей человека, и теперь ему уже никогда не выбраться из поглотившего его болота. И даже Наташа, в чьей поддержке он нуждался больше всего, неправильно поняв ситуацию, отказывается от несчастного Васьки. Все надежды и мечты рухнули в один миг.

Сочинение Васька Пепел в пьесе Горького На дне

Васька Пепел – персонаж из пьесы М. Горького «На дне».

Имя Василий означает как «Царственный», но в данном случае может иметь смысл «кот Васька» (человек как кот, не разбирающийся в любовницах). Пепел можно понять как «перегорелое, бывшее».

Васька Пепел родился в Ярославле. В пьесе ему двадцать восемь лет. Отец его был вором и всю жизнь сидел в тюрьме. Из-за этого его априори стали считать вором и называть «Васька, сын вора».

Васька был против подлости, жадности. Но воровать он стал из-за жизни в ночлежке среди «падших» людей. Два раза сидел в тюрьме из-за этого (его предавал хозяин ночлежки Костылев, для которого он воровал). Но верил, что когда-нибудь будет вести честную жизнь без воровства.

Пепел по своей природе добрый и светлый человек, у которого есть совесть, про которую рассказывал в пьесе. Он встречался с женой хозяина ночлежки Василисой. У него могла бы быть с ней «роковая» любовь, но Ваське не понравилась, что она без души, жадная и ушел от нее. Он обратил внимание на сестру Василисы - Наташу, потому что та была добрая и ему стало жаль ее. Он обещал увезти ее в Сибирь и начать жить честным трудом (по мнению Луки, который тоже недолго был обитателем ночлежки, только там он мог жить, как тот хотел).

Василиса пыталась подговорить Ваську убить ее мужа. Она говорила, что хочет от него освободиться и взамен отдаст Наташу. Но Пепел, зная ее «коварность» и мстительность, отказался от этого.

Однажды между некоторыми обитателями ночлежки (в том числе и Васьки Пепла) и мужем Василисы Костылевым завязалась драка. Васька сильно ударил его, и тот упал замертво. Но по следующим репликам видно, что неизвестно из-за чего хозяин ночлежки умер, так как в драке его били все. Также можно подумать, что его могла добить и сама Василиса, потому что в пьесе автор обратил внимание, что у Костылева была видна только верхняя часть тела, а ее крик о смерти мужа прозвучал не сразу.

Однако виновным будет именно Васька Пепел, даже если он и не виноват. Наташа от него откажется, подумав, что он спланировал убийство с ее сестрой. Василису, как и Пепла тоже обвинят, как соучастницу. И имя Васьки Пепла, как назвал его Горький, будет полностью оправдано, так как он проведет большую (если не всю) часть жизни на каторге.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Как относятся к левше другие герои?

    Согласно сюжету, изначально Левша знакомится с Платов. При всей уверенности, что на Руси орудуют исключительно профессионалы своего дела, в том числе, кузнечного, по отношению к Левше

  • Сочинение Почему Дубровский стал разбойником 6 класс

    Владимир Дубровский, является главным героем одноименного романа Александра Сергеевича Пушкина. Именно его персонаж становится ключевым в событиях, разворачивающихся в произведении.

  • Сочинение Мой четвероногий друг 5 класс

    Мой любимец - это, конечно, кошка моя. Почему конечно? Просто я всегда очень любила кошек. Эту красавицу я принесла с улицы. Я так просила маму оставить этого котенка! Ведь я так давно мечтала...

  • Образ Николая Ивановича в рассказе Крыжовник Чехова сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Николай Иванович Чимша-Гималайский, представленный писателем в образе потомственного дворянина, служащего с ранних лет государственным чиновником.

  • Сочинение Как происходит становление характера человека?

    Трудность с развитием характера заключается в отсутствии точной гарантии в его формировании. Не существует какого-то точного рецепта для того чтобы окончательно сформировать характер или для того

Расфокусированная в сюжетно-композиционном отношении пьеса М. Горького «На дне» (1902) позволяет легко вводить персонажей, ранее не задействованных в спорах-полилогах сценического действа. В этом смысле выделенная, с отдельным входом-дверью коморка, находящая (согласно ремарке автора) на противоположной от

«грязной» кухни стороне, до-экспозиционно допускает кооптирование нового - альтернативного «низшим» (торговке Квашне, проститутке Насте и др.) - героя-типажа, близкого и знакомого по ранней прозе Горького. Васька Пепел обнаруживает сходство с романтическим образом Челкаша - «заядлым пьяницей и ловким, смелым вором», который «несмотря на свой вид жулика», пользуется «известностью и доверием» .

Индивидуалистические черты, составляющие характер романтизированного рассказового Челкаша, смягчены Горьким в образе сценического Пепла. Если Челкашу около сорока, он «старый травленый волк» с еще черными, но уже «с проседью» волосами, то Пепел молод, ему двадцать восемь. Более того, он юношески влюблен - и предпочитает не роковую страсть к красавице Василисе, а нежную заботу о мягкой и чистой Наташе. В пьесе «На дне» в связи с образом Пепла Сатин изрекает: «Нет на свете людей лучше воров!» .

Сигналом к сближению образов Пепла и Челкаша становится сон, который видит герой «На дне»:

«…будто ловлю я рыбу, и попал мне - огромаднейший лещ! Такой лещ, - только во сне эдакие и бывают... И вот я его вожу на удочке и боюсь, - леса оборвется! И приготовил сачок... вот, думаю, сейчас...» .

Именно как рыбную ловлю описывал Челкаш поплечнику Гавриле в раннем рассказе «Челкаш» особенность предстоящей работы: «- Какой [работы]? Челкаш ответил: - Рыбу ловить поедем. Грести будешь...» . Коннотации образа хищного и бесстрашного, красивого и отчаянного Челкаша наследуются Пеплом, a priori эксплицируя характерные черты образа горьковского «гордого человека», ставшего центральным типом как ранних рассказов, так и ранней драматургии Горького.

За самым поверхностным, собственно горьковским уровнем автоцитации прочитываются иные - сакральные - смыслы сна, виденного героем. Символика рыбы вбирает в себя множество разнообразных и порой полярно противоположных значений. Со времен глубокой древности рыба ассоциировалась с образом Учителя, мирового Спасителя, прародителя, и в более широком неперсонифицированном смысле - с мудростью. К символике рыбы, несомненно, имеют непосредственное отношение христианский Иисус. В раннем христианстве рыба воплощала символ Христа, знак рыбы был первой монограммой Сына Божьего. Именно рыбаки стали первыми учениками Иисуса, заверив его, что будут «ловцами человеков». В этом мифопоэтическом контексте сон Пепла обретает размах идеологемы-символа, знака-сигнала о грядущей «рыбной ловле», об уловлении души искомого Горьким Человека. Сон Пепла со всей открытостью и откровенностью обнажает установочную писательскую тенденцию, ориентированную на поиск «величественного образа Человека» (поэма

«Человек»).

Между тем философский смысл сна в пьесе «На дне» Горький уводит в подтекст, выдвигая на первый план толкование его непросвещенными ночлежниками как завоевание Пеплом любовницы («Это не лещ, а Василиса была…» ). Глубинный смысл притчи вуалируется, понимание философемы сводится к уровню обывательского прочтения. Любовный мотив «нивелирует» образ Пепла в сравнении с образом Челкаша, снижая его символический потенциал, но усиливая его реалистическую трактовку. Т.е. в тексте «На дне» образ Пепла звучит не так «гордо», как было манифестировано в образе босяка с хищно-ястребиной внешностью в раннем рассказе, его реплики о правде и лжи в пьесе слышны, но «мелки», преимущественно касаются любовной темы. Только однажды герой затрагивает принципиальный аспект философской горьковской альтернативы «правда - ложь», коснувшись вопроса о Боге, вслед за Лукой и одновременно с ним заговаривая об уважении к человеку:

«Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...» .

Поддерживает мысль о «несостоявшемся» в Пепле Челкаше и имя героя. Прозвище Пепел может означать испепеленность в нем «бывшего человека», но, может быть, и таящиеся, еще не угасшие в нем искры человечности. Ср. в поэме «Человек»: «Ведь искры - это матери пожаров! Я - в будущем - пожар во тьме вселенной!.. чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни…» . Однако в философском контексте платоновских идей, характерных для «базового уровня» смыслового контента пьесы «На дне», в имени Пепла могут быть символизированы и остатки, гарь, зола прошлого - как звучит в поэме

«Человек», «обломки старых истин», «пепел старых правд» .

Семантически значимым оказывается и имя героя - Василий, от греч. базилеус, т.е. «царь, царский». Неслучайно Сатин обращается к Пеплу: «Ты, Сарданапал!» - по имени героя древнегреческой мифологии, мифического царя Ассирии.

Пепел оказывается участником спора о правде. Бывшему «царю» дозволено бросить Бубнову: «Врешь ты!..» - в попытке отстоять искренность чувств к Наташе. Однако прозвище-фамилия Пепел разрушает царственную семантику имени собственного, актуализируя «бывшесть» и «прошлость» судьбы персонажа. Образ Васьки Пепла низведен Горьким с высоты положения царственной особы или романтизированного образа Челкаша, чтобы пошагово обозначить эволюцию человечности («вочеловечения») в пьесе, полнее и детальнее проиллюстрировать вариативность платоновских (недо)человеков и процессуальность философии и самого акта вызревания Человека (= Гордого Человека). Пепел, с детства однозначно и прямолинейно принявший начертанный ему путь («Мой путь - обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал... Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын...» ), по наблюдениям Бубнова, - «человек-щепка»: «Люди все живут... как щепки по реке плывут...» . И в этом мотиве (отчасти) эксплицируется правда угасших истин Пепла, героя-царя, низвергнутого с его царственно-романтичных высот.

Привычно думать, что хозяина ночлежки в драке случайно убил Пепел. Однако относительно убийства Костылева ремарки автора содержат некие тайные и нераскрытые детали. Так, в ходе драки, кроме Пепла, злодея Костылева бьют и Кривой Зоб («Эх и дал я ему разочек!»), и Сатин («Я тоже раза три ударил старика...»). После сильного удара прибежавшего на пустырь Пепла хозяин ночлежки падает. Но Горький с какой-то целью сообщает в ремарке: «Костылев падает так, что из-за угла видна только верхняя половина его тела» , делая его практически невидимым для участников событий на пустыре. Ремарка автора выглядит весьма загадочно.

Согласно сценической расстановке персонажей рядом с упавшим Костылевым остается только Василиса, которая, по словам Луки, не только желала, но была решима «сжить со свету» мужа. Причем василисин крик о смерти Костылева - «Убили…» - раздается не сразу. До него Горький вводит в сцену диалог между Пеплом, бросившимся на помощь к Наташе, Квашней и Татарином, где у каждого персонажа есть своя реплика. Т.е. Горький «тянет время», на какой-то момент оставляет Василису одну - тем самым порождая гипотетическую вероятность, что «дьяволица» Василиса сама «ловко» (= умно) расправилась с мужем. Неслучайно в ответ на обвинения Наташи, Василиса почти (по Фрейду) «проговаривается»: «Врешь! Врет она... я... Он, Васька, убил!» (выд. мною. - О. Б.).

Между тем на фоне предшествующего дерзкого и решительного поведения Луки рождается и иное предположение - Костылева мог убить беглый каторжник, скрывающийся от полиции, беспаспортный Лука (Сибирь, отсутствие документов, «таинственность» Луки сквозным мотивом проходили через всю пьесу).

«Стечение обстоятельств» - объявленный уход, невидимый никем упавший старик Костылев, ощущение безнаказанности убийства («Вовремя уйти всегда лучше...» ) - дают основание предполагать, что роль убийцы мог взять на себя и Лука.

Можно считать, что Горький сознательно сохраняет тайну смерти старика-кровопийцы, с одной стороны - сюжетно, таинственными и трагичными обстоятельствами объясняя стремительное исчезновение беспаспортного старика-странника, с другой - затекстово внося «оправдательные» аргументы в пользу невиновности Пепла и упрека в сторону современной «прогнившей» государственной системы, которая вряд ли справедливо рассудит героя и выявит его истинную роль в трагических событиях.

В течение более десяти лет - начиная с ранних романтических рассказов и вплоть до создания пьесы «На дне» - Горький неизменно возвращался к рефлексии на одну и ту же - онтологическую - тему о Человеке, неизменно питался принципами романтической парадигмы, стремясь внедриться в жизнь, но проповедуя идеалы беспредметно-абстрактного философского теоретизирования. В этом смысле героем, который бы идеологически мотивированно провозгласил горьковскую идеологию в последнем монологе пьесы «На дне», мог стать именно Пепел, родственный по жизненным установкам романтическому босяку Челкашу. Неслучайно, еще в момент появления пьесы (1903) критик С. А. Адрианов писал: «Пепел должен был быть истинным героем пьесы» . В этом смысле, подобно тому как линию Луки поддерживал и отчасти формировал образ Актера, так идейную мощь сатинских (горьковских) прославлений Человека мог бы поддержать Пепел.

Но обстоятельства сюжетного и идейного плана (арест Васьки и желание сохранить тайну интриги с таинственной смертью Костылева) помешали драматургу сделать Пепла глашатаем новой (по сути «старой» для самого Горького) философской абстракции. Между тем «оправдательный» приговор относительно Пепла, (вероятно, действительно) не виновного в смерти Костылева, позволяет говорить об «охранительных» тенденциях в отношении любимого писателем типа героя. Сам драматург понимал, что «речь Сатина о человеке- правде бледна», чувствовал, что она «чуждо звучит его языку», однако считал, что «кроме Сатина ее некому сказать» (письмо К. П. Пятницкому, 14 или 15/27 или 28 июля 1902 г.). Появление в финале пьесы некой (несостоявшейся в итоге) художественной версии образа Челкаша (или др. горьковского босяка) могло бы придать большую последовательность, мотивированность и логическую предсказуемость как пьесе, так и философии Гордого Человека.

Список литературы

1. Адрианов С. А. «На дне» Максима Горького // Максим Горький: pro et contra: антология / вст. ст., сост. и прим. Ю. В. Зобнина. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. С. 630–642.

2. Горький М. На дне // Горький М. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1986. С. 890–951.

3. Горький М. Челкаш // Горький М. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1986. С. 20–130.

4. Горький М. Человек // Максим Горький: pro et contra: антология / вст. ст., сост. и прим. Ю. В. Зобнина. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. С. 43–48.