пришвину в дунино, московская область, одинцовский район. В гости с дроном к м.м. пришвину в дунино, московская область, одинцовский район Имение пришвина

Строительство собора Николая Чудотворца в Зарайске

Небросок, он считается самым древним церковным зданием на Зарайской земле. В 1225 году в город привезли из Херсонеса Таврического чудотворный образ святителя Николая Николая Мирликийского. Рязанский князь Юрий Игоревич, узнав о чудотворениях иконы, повелел создать храм во имя святителя Николая. Деревянный храм простоял три столетия.

В конце 1520-х годов в Зарайске наступила эпоха каменного строительства. Тогда вокруг города стали возводить каменные стены , и Никольский храм решили тоже перестроить в камне.

Простояв всего полтора века, Никольский храм изрядно обветшал. И тогда, согласно воле царя Федора Алексеевича, на его месте возвели пятиглавый Никольский собор, тот самый, что сохранился до нашего времени. Произошло это в 1681 году. Стены и своды Никольского храма покрывали росписи с изображением святых. Кованые двери тоже были украшены библейскими сюжетами.

Икона святителя Николая Зарайского

Главная святыня собора — чудотворная икона святителя Николая Зарайского. По велению царя Василия Шуйского в 1608 году для иконы изготовили оклад из чистого золота, коего ушло почти два с половиной килограмма, образ украсили 133 драгоценными камнями и множеством жемчужин (более полутора тысяч!).

В Зарайск на богомолье перед иконой приезжал Иван Грозный. Особо почитал этот образ Николая Угодника и молился перед ним сам «игумен земли Русской» — .

В XIX веке Никольский храм жил абсолютно безбедно — находившаяся в нем чудотворная икона святителя Николая привлекала в город огромное количество паломников со всей страны.

После революции

В 1920-х годах его — именно как храм — упразднили. Сам храм, к счастью, выстоял, хотя что только в нем не размещалось — и музей, и архив НКВД, и склад...

Лишь в начале 1960-х годов власти взялись за восстановление Никольского собора. По крайней мере, отреставрировали церковное здание снаружи и присвоили ему статус памятника архитектуры республиканского значения.


Саша Митрахович 17.11.2017 07:17


На фото: Чудотворный образ святителя Николы Зарайского в Иоанно-Предтеченском соборе Зарайского кремля.

Николай Угодник — безусловно, один из самых почитаемых на Руси святых. А Никола Зарайский, наряду, может быть, с Николой Можайским, — один из самых чтимых образов этого святого как минимум в Московском регионе. История чудесного обретения знаменитой иконы, ее утраты и возвращения поучительна и печальна, но это история со счастливым концом.

Главной святыней Никольского собора всегда была чудотворная икона святителя Николая Мирликийского . Ее принес в Рязанскую землю корсунский священник, которому святитель явился во сне. Любопытно, что несколько позже приснился и зарайскому князю Федору Юрьевичу, сообщив ему о прибытии чудотворного образа: «Княже, гряди во сретение чудотворного образа моего Корсунского... И умоляю Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия, — да дарует тебе, жене твоей и сыну твоем венцы Царствия Небесного». Удивился князь, ибо у него тогда не было ни жены, ни детей, но встречать икону отправился. А пророчество святителя сбылось. Вышел князь из города и издалека увидел святыню — от нее исходило невероятное сияние. Произошло это 29 июля (11 августа по новому стилю) 1225 года.

В советское время чудотворную икону переместили сначала в краеведческий музей, а затем увезли в Москву, в Музей древнерусской культуры и искусства имени . Когда же зарайский Никольский храм передали Церкви, верующие принялись ратовать за возвращение своей святыни. Процесс занял почти четверть века, лишь 11 августа 2013 года икона святителя Николая вернулась в Зарайск, но не в Никольский собор. Сейчас она находится в , в специальном киоте.


Саша Митрахович 17.11.2017 07:41


«Белый колодец» Никольского собора

Относительно недавно — чуть больше десяти лет назад — прихожане благоустроили святой источник, который в этих местах исстари почитался. Он называется «Белый колодец» — это то самое место, где князь Федор Юрьевич встретил корсунского священника с чудотворной иконой святителя Николая Мирликийского. Согласно преданию, как только князь взял чудотворный образ в руки, из-под земли забил родник. Теперь над источником построили Никольскую часовню с купальней, ведь давно замечено, что вода «Белого колодца» целебна — исцеляет не только от телесных, но и душевных болезней.

На Руси известно неисчислимое множество икон святителя Николая, архиепископа Мирликийского - первые его изображения, видимо, появились еще до Крещения Руси. Это были поясные изображения святителя с Евангелием (обычно закрытым) - типичные для Византии, Балкан и стран всего христианского мира. На Руси в домонгольское время эти иконы нередки; типичный пример - Новгородская икона свт. Николая конца XII в., хранящаяся в Третьяковской галерее.

К домонгольскому времени относится и появление поясных икон святителя с житийными клеймами; в качестве примера можно назвать икону святителя Николая с восемнадцатью клеймами второй половины XIV в. псковского письма, происходящую из Иоанно-Богословского храма города Коломны (также в Третьяковской галерее). Несколько позднее, с XIII в., на Руси широкое распространение получил другой иконографический тип свт. Николая - стоящего в рост, с распростертыми руками (правой - благословляющей, а левой - держащей Евангелие).

В Византии эта иконография была распространена меньше. На Руси этот иконографический тип получил наименование Николы Зарайского. Изображений святителя в этой иконографии было много, это и Новгород, и Центральная Русь, и окраины. Известны не только иконы, но и резные изображения (в собрании Сергиево-Посадского музея).

Происхождение одной из древнейших икон святителя, впервые получившей название Зарайской, описано в замечательном памятнике древнерусской литературы XIII в. - "Повести о перенесении иконы Николы Заразского из Корсуня".

Иконографический тип Николы Зарайского, известный по древнейшей Зарайской иконе, представляет собой святителя, изображенного в рост в фелони с омофором, держащего Евангелие в левой руке и благословляющего правой (именословным благословением). Житийные клейма воспроизводят эпизоды жития святителя Николая в изложении преподобного Симеона Метафраста - самого подробного жизнеописания святителя на то время. Вероятно, и древняя Зарайская икона, и множество списков восходят к несохранившемуся древнейшему образу, принесенному некогда из Корсуни.

Никола Зарайский - один из наиболее распространенных иконографических изводов с житийными клеймами; число клейм колеблется и достигает нескольких десятков. В собраниях центральных музеев, а также в провинциальных музейных собраниях можно найти десятки древних икон Николы Зарайского. Ряд из них был представлен на проходившей в Государственной картинной галерее в 1988 г. выставке, посвященной 1000-летию Крещения Руси.

В зависимости от числа клейма могут располагаться по хронологии событий рядами, но иногда порядок их иной: например, на иконе начала XIV в. из ГТГ (происходящей из Успенской церкви на Остоженке в Москве) клейма опоясывают средник по часовой стрелке.

Приведем один из самых полных наборов житийных клейм. Его можно видеть на вологодской иконе "Св. Николай Чудотворец в житии (Никола Зарайский)" конца XVI - начала XVII вв., происходящей из Рождественской церкви в Тотьме (ныне она в местном краеведческом музее). Клейма расположены рядами: два ряда по двенадцать клейм выше средника, затем по шесть рядов из шести клейм (по три справа и слева от средника) и два ряда по двенадцать клейм ниже средника. Вот их сюжеты:
1. Рождество Николы.
2. Крещение Николы.
3. Исцеление сухорукой жены.
4. Приведение во учение.
5. Поставление в диаконы.
6. Поставление в иереи.
7. Поставление в епископы.
8. Стодневное моление Николы в церкви.
9,10. Изведение Николой беса по пути в Рим.
11. Исцеление княжеского сына.
12. Чудо о трех девицах.
13. Возвращение Николы из Иерусалима.
14. Заточение Николы в темницу.
15. Разрушение храма Артемиды.
16. Первый Вселенский собор.
17. Явление Николы итальянскому купцу.
18. Заточение трех мужей в темницу.
19. Явление Николы царю Константину.
20. Явление Николы епарху Евлавию.
21. Три воеводы на корабле.
22. Приведение Агрикова сына Василия.
23, 24, 25. Чудо о трех мужах.
26, 27. Чудо о сербском царе Стефане.
28-32. Чудо о иконе, написанной иконописцем Аггеем.
33-36. Избавление Николой из плена воина Петра и пострижение его в монахи римским папой.
37, 38. Спасение Димитрия со дна моря.
39. Моление крестьянина перед иконой Николы.
40. Спасение Николой трех купцов от потопления.
41, 42. Изгнание беса из колодца.
43. Изгнание беса из юноши.
44-46. Чудо о киевском отрочати.
47-54. Чудо о половчанине в Киеве.
55, 56. Спасение Симеона от потопления.
57. Исцеление больной жены.
58. Изгнание беса из девы.
59. Посечение древа.
60. Избавление от казни попа Христофора.
61, 62. Чудо о царе Стефане (?).
63. Спасение утопающего мужа.
64-70. Чудо о спрятанных деньгах.
71,72. Спасение корабельников от бури.
73-76. Исцеление расслабленного юноши.
77, 78. Чудо о ковре.
79-81. Чудо о бедном монастыре.
82. Преставление Николы.
83. Перенесение мощей.
84. Погребение Николы.

Как видим, основа - житие, составленное Симеоном Метафрастом, - дополнена эпизодами чудесной помощи святителя, происходившими уже на Руси.

Но более типичными являются иконы с 12-16 клеймами.

Типичный состав сюжетов здесь обычно такой:
Рождество Николы. Чудо в купели (младенец Никола стоит в купели).
Обучение Николы грамоте.
Поставление во епископы.
Избавление трех мужей от меча.
Святитель Николай является царю Константину.
Чудо о трех девицах, на брак скверный нищеты ради уготованных.
Чудо о корабельщиках (утишение бури).
Изгнание беса из кладезя.
Избавление от сарацинского плена и возвращение Агрикова сына Василия родителям.
Спасение Димитрия со дна моря.
Чудо с ковром (святитель покупает у старца ковер и возвращает его жене старца).
Преставление святителя Николая.
Перенесение мощей святителя из Мир Ликийских в Бар-град.

Изредка встречаются в клеймах сюжеты "Младенец Никола не приемлет материнского молока по средам и пятницам", "Исцеление слепого и хромого", "Изгнание беса из дерева" ("Посечение древа"), "Явление Николы епарху Евлавию во сне", "Никола кормит братию". Такой хорошо известный по житию сюжет, как заушение Ария, в клеймах тоже достаточно редок. Обычно эпизоды жития, касающиеся Первого Вселенского Собора и связанные с возвращением св. Николаю епископского достоинства, выносятся в медальоны на среднике иконы.

На проходившей в Музее имени Андрея Рублева лет десять назад выставке "Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV - начала XX вв." была представлена икона Николы Зарайского начала XVI в., происходящая, вероятно, из Великого Устюга, с весьма редким набором клейм. В частности, там были представлены следующие сюжеты:
1. Разбойники выбрасывают в море трех купцов.
2. Спасение двух купцов на камне, плавающем в море.
3. Кит изрыгает проглоченного им третьего купца.

Из числа редко встречающихся сюжетов следует назвать такие, как "Научение Николы грамоте" - чаще это "Приведение Николы во учение", "Поставление в чернецы" (обычно это "Поставление во диаконы") и "Явление Богоматери Николе во сне".

11 августа 2013 г. чудотворная икона святителя Николая Зарайского вернулась на свое историческое место в Иоанно-Предтеченском храме Зарайского кремля. Многие годы икона находилась в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и была там, без сомнения, одним из шедевров иконописи Древней Руси, привлекавших внимание многих посетителей музея. Однако в собрании Рублёвского музея есть и еще ряд икон Николы Зарайского, превосходных по технике и весьма сохранных.

Вот несколько примеров: икона Николы Зарайского 1526 г. с 18 клеймами из Твери; вологодская икона XVI века с 16 клеймами; новгородская икона 1551-1552 гг. с 20 клеймами из Дмитрова.

Обратим внимание и на "Николу Зарайского с житием" XVI в. из Новгородского музея; "Николу Зарайского с 14 клеймами" - икону XVI в. из Нижегородского музея. В Ярославском художественном музее есть изящная икона Николы Зарайского, написанная Семеном Спиридоновым, а в собрании Государственного Русского музея - одна из древнейших икон этого извода, Никола Зарайский XIV в. с предстоящими Космой и Дамианом. Несколько икон святителя Николая Зарайского есть и в собрании ГТГ - они упоминались выше.


Важно учесть, что в народном почитании святителя Николая Зарайского художественные достоинства иконы не являлись определяющими: перед иконой молились, просили у святителя помощи, и по молитвенному предстательству Угодника Божия Господь подавал чудеса. Несомненно, одним из таких чудес стало и возращение на Зарайскую землю древнего намоленного образа Николы Зарайского.

Епископ Балашихинский Николай

Источники и литература:
1 Антонова В. И. Московская икона начала
2 XIV века из Киева и "Повесть о Николе Зарайском". ТОДРЛ. Т. 13. М.-Л., 1957.
3 Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
4 Древнерусское искусство Х - начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Том. 1. М., 1995.
5 Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI веков. М., 1970.
6 Комарович В.Л. К литературной истории повести о Николе Зарайском. Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Т. 5. М.-Л., 1947.
7 Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.
8 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
9 Розанова Н. В. Ростово-Суздальская живопись XII - XVI веков. М., 1970.
10 Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII веков. М. 1995.
11 Сарабьянов В.Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007.
12 Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1976.
13 "1000-летие Русской художественной культуры". Каталог выставки. М., 1988.

«Экономические примечания» конца XVIII в. сообщают, что сельцом Дунино из 8 дворов, где проживали 36 мужчин и 31 женщина, владели Дарья и Александра Григорьевны Спиридовы, которым принадлежало соседнее село Козино на противоположном берегу р. Москвы. Спустя полвека деревня значилась владением камер-юнкера Алексея Алексеевича Спиридова и на ее 10 дворов приходилось 20 душ мужского пола и 21 женского.

В начале XIX в., с развитием в Звенигородском уезде лесного промысла, местные жители, помимо традиционного сельского хозяйства, занялись распиловкой леса. В конце этого столетия Дунино становится местом отдыха. В 1904-1905 гг. здесь жил известный скульптор Сергей Тимофеевич Коненков, позднее - видная революционерка В. Н. Фигнер и биохимик академик А. Н. Бах.

Статистика 1890 г. отмечает в Дунино 76 жителей и усадьбу господина Салтыкова. Через три десятилетия, по переписи 1926 г., в деревне значилось 28 хозяйств, 139 жителей и металлоартель. Она появилась здесь в 1918 -1919 гг., получила название «Металлист» и первоначально объединила 14 кустарей. В 1921 г. она насчитывала уже 70, а в 1924 г. - 120 человек, изготовлявших металлическую посуду: кружки, чайники, кастрюли, ведра, котелки.

На правом берегу Москвы-реки, недалеко от дома отдыха «Поречье», который расположен под Звенигородом, находится Дунинский археологический комплекс и объединяет в себе памятники истории разных эпох – дьяковской культуры раннего железного века (1 тысячелетие до н.э. – 1 тысячелетие н.э.), периода Древней Руси (11 – 13 вв.), а также позднего средневековья (14 – 17 вв.).


Но самую яркую и долгую память о себе оставил в Дунине замечательный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин. Здесь он провел свои последние годы жизни с 1946 по 1953 г., живя в деревне с ранней весны до глубокой осени. «Много, много я на свете видел разных земель, и своих и чужих, но краше местности нашего Дунина я нигде не видел», - писал он в рассказе «Москва-река». Дунинские годы были одним из самых плодотворных периодов его творчества. В Дунине мастер слова написал роман «Осударева дорога», повесть «Корабельная чаща», книгу «Глаза земли», многие рассказы. Дом, в котором жил писатель, окружен старым садом, начинающимся у самых окон. Многие деревья были посажены его руками.








Среди них «елочка Васи Веселкина» (героя «Корабельной чащи»), посаженная писателем в память окончания повести в 1953 г. После смерти писателя в его доме был открыт музей, хозяйкой которого до самой кончины в 1979 г. являлась вдова Пришвина - Валерия Дмитриевна. Она сама встречала многочисленных гостей из разных уголков страны, до последних дней работала над изданием трудов мужа. Ею были написаны две книги по истории Дунина. Наряду с Михайловским, Тарханами, Болдиным, Дунино вошло в плеяду литературных уголков России. Так же, как и при Пришвине, разбросаны здесь средь высоких сосен и леса деревянные домики, так же плавно несет свои воды мимо высокого ступенчатого берега Москва-река.

История этой достопримечательности такова: в 1946 году, после некоторых поисков, писатель приобретает дачный участок в деревне Дунино под Звенигородом. Атмосфера этого места очаровывает Пришвина. Место, в самом деле, замечательное: участок расположен на склоне холма, недалеко под ним бежит речка, а из домика на пригорке открываются замечательный вид на луга и дальний лес, расположившиеся на противоположном берегу.

Весь участок занимает около гектара площади. Это, конечно, не Ясная Поляна, но все-таки – усадьба, где можно чувствовать себя достаточно вольготно! Здесь даже есть липовая и еловая аллеи, есть небольшой яблоневый сад, и даже есть луг – чем не усадьба? Столовая - самая большая и светлая комната в доме. За этим столом Пришвин обычно начинал день, делая записи в своем дневнике. Жилище – небольшой домик, построенный в конце XIX – начале XX века.


Первой его хозяйкой была супруга финляндского уроженца Мария Освальд, и финская традиция оставила свой след в необычной архитектуре постройки. Самая выдающаяся особенность дома – нависающая над склоном открытая веранда, напоминающая наблюдательный пункт на краю какой-нибудь скалы. Сам дом небольшой: крыльцо, прихожая, кухня, столовая, крошечная комнатка жены писателя, Валерии Дмитриевны, кабинет хозяина и веранда. Когда перечисляешь названия помещений, кажется – много, а на самом деле все очень компактное. Что называется, в тесноте, да не в обиде. Дом очень уютный. Наверное, благодаря этому, здесь часто собирались гости, среди которых были такие известные личности как академик Петр Капица, дирижер Евгений Мравинский, скульптор Сергей Коненков.

Самая большая комната в доме – столовая. Но и она по своим размерам едва ли тянет на зал. В центре ее – стол, накрытый скатертью, взятой из сундука с приданым Валерии Дмитриевны. За этим столом каждое утро начинал свой день Михал Михалыч, делая записи в дневнике. Вдоль одной из стен поставлено пианино – в этом доме любили музыку. Из прочего убранства – деревянный резной буфет (как и полагается для столовой), старинная громоздкая радиола на столике, кушетка, импровизированное кресло, сооруженное из автомобильного сиденья, фикус да бегония на подставке. По стенам развешаны картины и фотографии, авторство некоторых из них принадлежит Пришвину. Из двух других жилых помещений одно и комнатой-то назвать нельзя – это отгороженные от коридора низким шкафчиком «покои» жены писателя, Валерии Дмитриевны. Сам Пришвин, шутя, называл эту комнатушку «денщицкой». Все ее убранство – кровать да письменный стол. Зато какая на столе печатная машинка – самый настоящий Mercedes!

Печатная машинка М.М. Пришвина Mercedes

Отсюда попадаем в кабинет писателя. Он уже побольше. Здесь тоже письменный стол с непременной печатной машинкой. В углу – еще один столик, заваленный фотографическими принадлежностями (с фотографией Пришвин познакомился аж в 1906-м году и с тех пор оставался страстным поклонником и практиком этого искусства). Далее по кругу – книжный шкаф, кровать, а в углу у печки оборудована лежанка для собаки. Михал Михалыч был известным охотником, а как настоящему охотнику прожить без собаки? – никак, она всегда должна быть рядом! Ну и трофей в жилище охотника необходим – тут же, над дверями, лосиные рога.

В кабинете М.М. Пришвина в Дунине: слева - печка, под ней - лежанка для собаки; дверь из "денщицкой", над дверью - лосиные рога, охотничий трофей писателя. Большая часть предметов, находящихся в музее, оригинальные.


Это личные вещи писателя, жившего в Дунине каждое лето с 1946-ого по 1953 год. Времени, в общем-то, с тех пор прошло не так уж и много, век предметов длится гораздо дольше. Самое удивительное – это то, что в доме сохранили атмосферу; он и на музей-то не очень похож – здесь практически все можно трогать руками, на стульях можно посидеть, если умеете играть на пианино – вас попросят сыграть. Такое ощущение, что в доме до сих пор живут, и вы приезжаете сюда не в музей, а в гости к доброму старому писателю, знакомому с детства. Писателя не стало в январе 1954-ого года, а уже с лета того же года здесь стали принимать первых посетителей. По завещанию жены Пришвина Валерии Дмитриевны усадьба была передана государству, и в 1980-ом году она получила статус филиала Государственного Литературного музея.

Лилия Александровна Рязанова - заведующая отделом ГЛМ с 1980 года. Окончила Государственный институт культуры, культурно-просветительный факультет. Работала в Государственной библиотеке им. В. И. Ленина. С 1969 по 1979 год была литературным секретарем Валерии Дмитриевны Пришвиной (с 1972 года научный сотрудник ГЛМ). Текстолог и публикатор литературного наследия Пришвина, публикатор многотомного Собрания Пришвина «Дневники» (1905-1954). Заслуженный работник культуры.

Яна Зиновьевна Гришина - ведущий научный сотрудник отдела ГЛМ. Окончила Московский государственный педагогический институт, исторический факультет, кафедра преподавания на английском языке. Была научным сотрудником-хранителем во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря. Работает в ГЛМ с 1980 года. Литературный редактор книг В. Д. Пришвиной. Публикатор, автор комментариев и статей многотомного издания Пришвина «Дневники» (1905-1954). В музее занимается разработкой тематических авторских экскурсий, куратор выставок и организатор музыкально-литературных вечеров. Ведет работу по продвижению культурного наследия М. М. Пришвина в социальных сетях Facebook и Twitter, концепция: запись из полувекового дневника писателя (1905–1954) на каждый день.

Ирина Владимировна Камышникова - научный сотрудник, работает в отделе ГЛМ с 2014 года. Окончила Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории искусства, кафедра музеологии. Занимается экскурсионной работой, участвует в проекте разработки экскурсии «Тропою Пришвина». Ведет официальную страницу музея Пришвина в социальной сети Instagram: фото и видео. Instagram.com/prisvinmuseum. Принимает участие во всех общемузейных мероприятиях: организация концертов, выставок, интерактивных занятий.

Мария Игоревна Орлова - научный сотрудник ГЛМ с 1995 года. Закончила Литературный институт имени А.М. Горького, семинар детской литературы. Работала в Центральном городском Дворце пионеров на Ленинских горах заведующей костюмерной мастерской театрального сектора отдела художественного творчества. Работала преподавателем изобразительного искусства в школе, была внештатным корреспондентом и автором многочисленных публикаций в журнале «Искусство в школе». Составитель книги «Сила родственного внимания» по произведениям М. М. Пришвина. Занимается экскурсионной работой, ведет детские интерактивные занятия.

Александра Игоревна Орлова - научный сотрудник, работает в отделе с 2017 года. Окончила Московский государственный университет печати в 2003 г. Вела детскую художественную студию. Занимается экскурсионной работой, принимает участие во всех общемузейных мероприятиях: организации концертов, выставок, интерактивных занятий.

Музей расположен в 30 км от Москвы, под Звенигородом, на живописном берегу Москвы-реки, и представляет интерес как историко-культурный памятник и природный заповедник.
«Дом смешанный двухэтажный крыт железом, коего стены низ кирпичный три аршина, а верх бревенчатый. Внутренние стены капитальные, карнизы и наличники с резными украшениями окрашенные, стены снаружи загрунтованные, полы и потолки досчатые с черным накатом, двери и оконные рамы зимние и летние сосновые, окрашенные масляной краской с лаковыми приборами. Внизу две живые комнаты и подвалы, а вверху три комнаты, передняя и кухня. Примыкают: терраса восьмиугольная двухэтажная крытая железом, на каменных столбах с деревянными полами и потолками и итальянскими окнами. Сени деревянные крытые железом с наружным крыльцом».

Так был описан дом Марии Юльевны Освальд в страховом свидетельстве, выданном 29 апреля 1901 года Московским Страховым от огня обществом покупательнице Конкордии Васильевне Критской. Известно, что дом «финляндского уроженца» владельца московской аптеки Р.А. Освальда был построен быстро: начали работы 8 марта 1900 и завершили 28 июня 1901. «Дачный дом поставили на высоком берегу Москвы-реки, с террасы открывалась впечатляющая панорама на речную долину и окрестности. Тогда же была осуществлена планировка парковой зоны. Имение получило название Миловидово». Дом, который в 1946 г. приобрел Михаил Михайлович Пришвин, изменился не сильно: исчезла нижняя терраса, а верхняя уже была незастекленной, что Пришвину очень понравилось.
И называл он террасу верандой.

Дунино, музей Пришвина

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Ду́нино — музей-усадьба Михаила Пришвина.
Дом-музей Михаила Михайловича Пришвина расположен в деревне Дунино Одинцовского района Московской области, в 32 км от МКАД по Рублево-Успенскому шоссе и в 5 км от Звенигорода на берегу Москвы-реки. Образующие берег террасы обеспечивают живописное расположение дома-музея на склонах как в сторону деревни (со стороны фасада), так и в сторону реки (северной стороной). Западнее находится Дунинский археологический комплекс.
Эта местность была широко популярна как дачная ещё в конце XIX века, называясь «Подмосковной Швейцарией». Существующий дом был построен до 1900 года и упоминается в 1899 г. как владение вдовы финского уроженца Марии Освальд. В первой половине XX века дом — владение Лебедевых-Критских. Здесь в разное время бывали на отдыхе скульптор С. Т. Конёнков, академик А. Н. Бах, народоволка Вера Фигнер, художник П. П. Кончаловский и другие. В годы Великой Отечественной войны здесь проходила линия обороны Москвы, в доме находился госпиталь, а в результате артиллерийских обстрелов дом фактически превратился в руины. В 1946 году отдыхавший в соседнем санатории «Поречье» Михаил Михайлович Пришвин по предложению жены Валерии Дмитриевны посетил Дунино и приобрел развалины дома у его у хозяйки 13 июня 1946 года.
Началось восстановление дома, в котором Михаил Михайлович проводил в последние годы жизни каждое лето. Последний раз он уезжал отсюда в октябре 1953 года. С тех пор дом навсегда оказался связанным с именем Михаила Михайловича. После его смерти 16 января 1954 года на протяжении четверти века домом владела его вдова — Валерия Дмитриевна.
Формально существуя как частный дом, фактически он превратился в музей на общественных началах. Валерия Дмитриевна хранила дом, принимала гостей, работала над подготовкой к печати неизданных работ Михаила Михайловича, «Повести нашего времени», «Осударевой дороги», «Корабельной чащи», составила и откомментировала книги «Незабудки» и «Сказка о правде», мечтала о полной публикации основного труда Михаила Михайловича — его обширных Дневников. Валерия Дмитриевна завещала дом государству и год спустя после её смерти, в 1980-м году, здесь был организован Мемориальный дом-музей писателя — филиал Государственного литературного музея.


Директором его с тех пор и до сегодняшнего дня является Лилия Александровна Рязанова. Вместе с другими научными сотрудниками она продолжает дело Валерии Дмитриевны, сохраняет дом-музей, в том числе и от частных застройщиков, в результате которой оказалась под угрозой целостность Дунинского археологического комплекса, принимает экскурсии, участвует в мероприятиях, связанных с творчеством М. М. Пришвина.
Благодаря самоотверженной работе сотрудников музея в 1991 году началось издание полного текста Дневников Пришвина. К декабрю 2011 года вышло уже тринадцать томов, охватывающих 1905—1943 годы. Музей пользуется большой популярностью: значительная часть посетителей — это отдыхающие из соседних домов отдыха, открывающие для себя совершенно непривычный облик писателя. Здесь проводятся культурные мероприятия, организуются съемки телепередач. Например, её «посетили» герои передачи «Спокойной ночи, Малыши!». Здесь же снималась программа, посвященная Михаилу Михайловичу и Валерии Дмитриевне из цикла «Больше чем любовь» телеканала «Культура».

В начале XXI века в Дунине произошли новые перемены: был воздвигнут храм во имя Архангела Михаила, отрядом «Китежъ» по берегу Москвы-реки восстановлена линия укреплений советских войск, на роднике выше по реке, в сторону Звенигорода, была устроена часовня с крестильной купелью и мемориальным крестом.

Описание усадьбы
Территория усадьбы представляет собой единый ландшафтно-архитектурный комплекс. Как уже говорилось, усадебный дом расположен на склоне верхней террасы правого, высокого берега Москвы-реки, отступающей здесь от берега, так что склон обращен как в сторону нижней террасы, к деревне, так и к реке. Фасад дома обращен к деревенской улице. Дом был выстроен в конце 19 века финским уроженцем Освальдом и, вероятно, именно он принес в архитектуру дома типичные мотивы «северного модерна», характерные, например, для дач Карельского перешейка. Особое внимание обращает на себя открытая веранда, вынесенная на столбах над цокольным этажом. Территория усадьбы состоит из двух относительно автономных по своему облику частей, тем не менее составляющих единое целое.
Слева от оси вход — гостевой домик — большой дом находится благоустроенная садовая часть усадьбы, с липовой аллеей; справа от неё, в сторону реки — большая поляна, не затронутая приусадебным хозяйством. На поляне проводятся концерты и некоторые другие культурные мероприятия. Среди достопримечательностей этой части усадьбы — живописная еловая аллея и в самом углу участка — камень на могиле Джали — последней собаки Пришвина.
От входа, оформленного в виде двух белых столбов наподобие тех, которые существовали в родовом имении Пришвина — усадьбе Хрущево под Ельцом, дорожка проходит мимо малого дома, который при Пришвине был гостевым, а теперь он используется сотрудниками музея для работы. В особой пристройке к этому домику — гараж, в котором находится знаменитая машина Пришвина, входящая в состав экспозиции. По крутому склону дорожка поднимается к находящемуся практически позади дома крылечку и здесь дом из усадебного превращается в простой деревенский дом. Мемориальная часть дома состоит из прихожей, столовой, откуда есть выход на веранду, комнаты Валерии Дмитриевны, которую Михаил Михайлович в шутку называл «денщицкой», потому что из неё осуществляется вход в кабинет писателя, обращенный на луг в сторону реки. В доме сохранена типичная обстановка послевоенного деревенского дома, со всеми деталями быта, словно хозяева просто отлучились куда-то.

Окрестности усадьбы
В окрестностях дома, на высоком берегу, находится Дунинский историко-археологический комплекс с курганами вятичей, который оказался под угрозой уничтожения из-за наступления частной застройки. Вдоль берега Москвы-реки воссоздана линия укреплений советских войск времен Великой Отечественной войны. Выше по реке, на забившем здесь роднике устроена часовня с крестильной купелью и памятный крест.
Кроме того, ещё в конце XX века в самом начале улицы сохранялся дом, где жила писательница Люся Аргутинская, и немного ближе к Москве, на Дунинской дороге, металлическая артель, организованная ещё в 1920-х годах. Сейчас окрестности застроены частными домами, рядом находятся санаторий «Поречье», пансионаты «Поляны» и «Лесные дали», оздоровительный лагерь «Звенигородка» и организованный в 2011 году детский «Чудо-парк».

Пришвин в Дунино

ПРО МУЗЕЙ ПРИШВИНА
После войны в мае 1946 года Пришвин купил дом у Лебедевой-Критской и до последнего года своей жизни старался в апреле-мае приехать в Дунино и подольше не уезжать осенью.
«Стены, с которых уже стала исчезать обшивка, зияющий дырами фундамент, висевшая в воздухе веранда почти без пола и опорных столбов. Сожженные перегородки, частично двери, полы и потолки. Проемы окон уже без рам. Крыша во многих местах содрана кем-то. Победоносно и нерушимо возвышалась лишь печь, умно придуманная для быстрого обогрева всего дома». Так описывает, купленный за 50 т. дом Валерия Дмитриевна Пришвина, жена Михаила Михайловича. В 1941 г. в доме был военный госпиталь. А к концу войны пустующий дом был на грани исчезновения. Но Пришвин, оказавшись в Дунине, увидел усадьбу с липовой и еловой аллеями, остатками яблоневого сада, лес, начинающийся сразу за домом, поле за деревней, берег Москвы-реки совсем рядом. Увидел старый усадебный дом - и повеяло детством, усадьбой Хрущево под Ельцом, которую он вспоминал в своих снах. Вопреки очевидным трудностям Пришвин решился на покупку дачного дома. Удивительно, но архетип Дома в художественном мире Пришвина, охотника и путешественника, занимал очень важное место. Он понимал, что его поиски дома связаны с общими путями всей русской интеллигенции: с трагедией эмиграции, со страданиями на родине, с поиском своего места в послереволюционной жизни. Судьба русского человека в Дневнике писателя соотносится с евангельской притчей о блудном сыне, а возвращение домой - с идеей жизнетворчества. Пришвин уверен: Дом вписан в культурный контекст эпохи, метафизический смысл которой состоит в возвращении «блудного сына» домой.
“Впервые мне удалось сделать себе дом, как вещь: она мне самому доставляет удовлетворение
такое же, как в свое время поэма «Жень- шень».
В литературности моего дома большую роль играет и то, что вся его материя вышла из моих сочинений, и нет в нем даже ни одного гвоздя несочиненного.
— Дневник 18 Августа 1947 —

Дом как музей
Валерия Дмитриевна рассказывала, как приехала в первое лето после кончины Михаила Михайловича, как увидела в двери записку, как, прочитав ее, поняла, что она не одна: в Дунине уже побывали его читатели…

Потом в доме шла уборка: открывали и мыли окна, снимали чехлы с мебели, выносили проветривать вещи на веранду. А записка лежала на столе как предвестник будущей судьбы этого дома. Наутро Валерия Дмитриевна вклеила ее в последнюю дневниковую тетрадку Пришвина, которую Михаил Михайлович успел пронумеровать (Д № - 121) и попробовать, не расходятся ли чернила: «А что, если в эту тетрадку делать дневниковые записи, будут размываться или нет… по-моему, хорошо, не будут…» Тетрадка стала «книгой отзывов»: в Дунино шли и шли люди, Валерия Дмитриевна их принимала. Дом постепенно превращался в музей (как тогда говорили, «на общественных началах»), образовывался круг помощников, устанавливались памятные даты, складывался стиль общения с посетителями с разговорами вокруг самовара на дунинской усадьбе. Никто и не подозревал, что в то же самое время в доме идет расшифровка и перепечатка тайного дневника, который в течение 50-лет (1905-1954) вел Пришвин. В таком статусе дом писателя просуществовал 25 лет до кончины Валерии Дмитриевны в 1979 году. По ее завещанию дом перешел государству и по решению Министерства культуры РСФСР стал отделом Государственного литературного музея.

Первые экскурсии. Лето 1954
“Мои соседи по месту - это одни существа,
а мои соседи во времени - другие.
Время - это как свобода, место - как необходимость. Прошлое по месту - могила,
во времени - музей…
Мое будущее во времени - там, далеко.
— Дневник 23 Сентября 1939 —

Москва-река около Дунино

Дом-музей сейчас
В поисках дачи Пришвину и в голову не приходило Переделкино.
Он выбирал полумаргинальный образ жизни, чтобы свободно вести ежедневный разговор с самим собой и с будущим
читателем в дневниковой тетрадке.
В экспозиции дома-музея Пришвина представлена прижизненная обстановка летней дачи, библиотека писателя, личные вещи, охотничьи и фотографические принадлежности, машина. Многие годы экспозиция оставалась хранилищем культурной памяти, свидетельствующим о жизни и работе писателя, о написаных тут произведениях, творческих планах, стиле жизни, о друзьях дома. Однако в 1991 году мы приступили к публикации Дневника, и образ «певца природы» постепенно исчезал, а трагическая раздвоенность личности писателя стала характеристикой и его творчества, и эпохи в целом. Публикация Дневника не только углубила образ писателя, но изменила и сложившийся образ дунинского дома, который теперь осознается как культурный объект советской эпохи со всей ее парадоксальностью и сложностью. А Дневник, который здесь хранился, придает дому универсальное значение. Экспозиция усложняется, впечатление уюта и покоя оказывается обманчивым. Все становится двойственным, спорным и сложным: странный музей, в котором ничего не замерло в мемориальной неподвижности, в котором больше вопросов, чем ответов: почему Пришвин не пострадал в советские годы? почему он все время пишет о себе? почему он так много пишет о природе? где у него человек, где герои? Дом-музей отвечает на вызовы нового времени, свидетельствуя об уникальной попытке писателя сохранить внутреннюю свободу в несвободном мире. Музей пересматривается и вторгается в современную жизнь, будучи интерпретацией (remake) давно существующего музея Пришвина.

Брелоки для ключей.
“По-моему, все зависит от вкуса, от начальной заправки. Я живал в Париже - все было.
Но моя заправка, основное: люблю слушать ветер в трубе и оставаться тем, кто я есть.
Я беру устроенное: лес, поле, озера.
Лес, перо, собак.
— Дневник 1 Ноября 1924 —

Дунино
Пришвинское Дунино, военный рубеж 1941 года на берегу Москвы-реки вместе с археологическим комплексом образуют новое культурное пространство, востребованное посетителями музея. Каждый может пройти Пришвинской тропой и увидеть описанные им места.
Пришвин работал всегда и везде, никогда не расставаясь со своей записной книжкой, поэтому на усадьбе так много памятных мест, связанных с его писательством. Что уж говорить об окрестных лесах, которые он исходил с ружьем и собаками, изъездил на своем Москвиче, в которых знал все грибные и ягодные места, где его не раз замечали сидящим на пенечке и отмечающим что-то в записной книжке… Все это оживает в его дунинском дневнике и на его фотоснимках: берег Москвы-реки, заречные дали, восходы и закаты, его любимые тропинки, его любимые деревья. В последние годы меняется отношение Пришвина к природе. Дунинский хронотоп становится хронотопом жизни писателя: раньше - далекое, теперь - близкое; раньше - ощущение бега времени, «спешил, боясь опоздать», теперь - ощущение вечного во времени, «того, что постоянно бывает». Меняется положение человека в мире: «я стал, а мир вокруг меня пошел». Природа средней России оказалась очень близкой душе писателя и так же быстро стала реальностью его внутренней жизни, как дунинский дом. Ландшафт подмосковной природы и ландштафт души писателя создают уникальный культурный ландшафт, который прирастает новыми смыслами с каждым посетившим музей человеком. Это те неведомые читатели, к которым Пришвин обращался и которых становится все больше и больше.

“Не очень давно шевельнулось во мне особое чувство перехода от поэзии к жизни, как будто долго-долго я шел по берегу реки, и на моем берегу была поэзия, а на том - жизнь. Так я дошел до мостика, незаметно перебрался на ту сторону, и оказалось, что сущность жизни есть тоже поэзия.

Музей-усадьба Пришвина М.М. в Дунино. КабинетОкна кабинета выходят на лесную часть усадьбы с поляной и еловой аллеей. Здесь Пришвин работал над произведениями последних лет - романом "Осударева дорога", повестью "Корабельная чаща", дневниковой книгой "Глаза земли". В кабинете библиотека писателя. В ней хранятся первые издания его произведений на русском и иностранных языках. Здесь ранятся фотографические и охотничьи принадлежности Пришвина.

Столовая

Самая большая и светлая комната в доме с выходом на веранду - любимое место отдыха писателя. В столовой за большим обеденным столом отмечались семейные праздники, собирались друзья дома. В эти годы в Дунине бывали физик П.Л. Капица, дирижер Е.А. Мравинский, пианистка М.В. Юдина, писатели и поэты К.Федин, Вс. Иванов, А. Лахути, Ксения Некрасова, художники Р.Н. Зелинская, Г.М. Шегаль, В.М. Никольский, скульптор Лина По. На стенах многочисленные фотографии работы Пришвина.

Музей-усадьба Пришвина М.М. в Дунино. СтоловаяНа столе стоит самовар - Пришвин любил вставать рано утром (3-4 часа утра) и работать "на зорьке". Во время работы он любил пить чай из этого самовара. В центре комнаты стол, сколоченный из дерева. На столе мемориальная скатерть (вышита матерью В.Д. Пришвиной). В правом углу кресло, сделанное из сиденья автомобиля (Пришвин был большим любителем автомобилей). На кресле покрывало, вышитое матерью Пришвина.

Есть в столовой несколько дорогих реликвий, связанных с имением Хрущево под Ельцом, где Пришвин родился: этюд 1913 года "Вид с веранды хрущевского дома" работы двоюродной сестры Пришвина М.Игнатовой, вышитая матерью Марией Ивановной Пришвиной дорожка с надписью "Чем более гляжу, тем более в тебе приятства нахожу" и старинная кофемолка.

Музей-усадьба Пришвина М.М. в Дунино. Портрет В.Д. ПришвинойНа стене висит портрет 1947 года жены писателя В.Д. Пришвиной. Портрет написан двоюродной сестрой Пришвина М. Игнатовой.

Пришвин фотографирует
Комната В.Д. Пришвиной

Находится рядом с кабинетом. Пришвин в шутку назвал комнату "денщицкой". Здесь письменный стол с пишущей машинкой, полка с любимыми книгами по философии, поэзии, книги по садоводству, которые покупал Пришвин в годы ее страстного увлечения садом.

На кровати старинное покрывало. Сотрудники музея сказали нам, что судя по рисунку, покрывало было сделано до реформы 1861 года.

В гараже, во дворе дома-музея, стоит автомобиль Москвич - любимый автомобиль Пришвина.

ПРИШВИН В ДУНИНО
Почти десять лет подряд, с 1946 по 1954 годы, писатель Михаил Пришвин проводил лето в подмосковной деревне Дунино.Сюда стоит приехать ради того, чтобы известный по школьной программе «певец природы», автор повестей и рассказов «Кладовая солнца», «Золотой луг», «Журка», открылся как философ, путешественник, военный корреспондент, фотограф, а главное - летописец своего времени. Корреспондент Одинцовского информагентства побывала в доме Пришвина, где сейчас находится филиал Государственного литературного музея.

Дом над рекой
«Мой дом над рекой Москвой - это чудо! Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои или сны», - так писал Михаил Пришвин о своей даче в деревне Дунино.
Отдыхая в санатории «Поречье», он присмотрел этот дом, построенный в стиле финского модерна. Больше всего его внимание привлекала оригинальная семиугольная веранда с конусовидной крышей. Именно она стала любимым местом работы и отдыха Михаила Михайловича.
Кстати, экскурсовод расскажет, что в конце 18 века домом владела «жена финляндского уроженца» Мария Освальд. С 1901 года усадьба с домом принадлежала семье Лебедевых-Критских. В 20-30-е годы у них бывали народовольцы, в частности Вера Фигнер, приезжали скульпторы Коненков и Голубкина, художник Кончаловский и многие другие.
В истории дома есть и страница, связанная с Великой Отечественной войной. Через Дунино проходила линия обороны Москвы. В доме находился эвакуационный госпиталь. В результате артиллерийских обстрелов дом фактически превратился в руины, но веранда уцелела. Таким в 1946 году его и приобрел Пришвин.


Дневник - опасное дело
Самая большая и светлая комната в доме - это столовая. «Жизнь в Дунино была напряженной. Хозяин вставал в пять утра, ставил самовар и за стаканом чая начинал вести дневник», - говорит научный сотрудник музея Мария Орлова, показывая экспозицию.
Оказывается, Михаил Михайлович каждый день делал записи. Учитывая политическую обстановку в стране, делать это было крайне небезопасно. Сам он говорил: «За каждую строчку моего дневника — десять лет расстрела». Первые записи датированы 1905 годом, последние сделаны незадолго до его кончины 16 января 1954 года. Сам писатель никому, кроме своей второй жены Валерии Дмитриевны, не показывал свои дневники - а это 120 толстых тетрадей. Он хранил их в двух больших ящиках, которые стоят в столовой.

Знакомиться с их содержанием приезжают не только пришвиноведы. Они стали интересны и историкам, и режиссерам. Дневники - это единое литературное произведение, где каждый день отображен через исторические факты и впечатления художника. Сам Пришвин написал: «Мне выпало на долю счастье заниматься самым увлекательным и самым опасным делом - быть писателем».
В правом углу столовой - кресло, сделанное из сиденья автомобиля. Рядом - радиоприемник «Рига - 10». В расписном буфете - посуда. На стене - ключи с забавными брелоками в виде детских игрушек: два медведя - от подвалов, рыбка - от водяной скважины, зайчик - от лесной калитки. Такую систему хранения ключей придумала жена писателя.
Михаил Пришвин родился в имении Хрущево под Ельцом. Сохранилась лишь одна вещь, привезенная из родительского дома - кофемолка, стоящая на буфете.

Столовая Пришвиных была местом притяжения для друзей семьи. В доме часто бывали физик Петр Капица, дирижер Евгений Мравинский, пианистка Мария Юдина, писатели и поэты Константин Федин, Всеволод Иванов, Абулькасим Лахути, Ксения Некрасова, художники Раиса Зелинская, Григорий Шегаль, скульптор Лина По.

Среди фотографий и картин, развешенных на стенах столовой, невозможно не отметить портрет Валерии Дмитриевны Пришвиной - друга, соратника и жены писателя.


Две «звезды»
К Пришвину поздно пришла настоящая любовь. Хотя именно первый любовный роман с Варварой Измалковой, окончившийся неудачей, стал толчком к писательской деятельности.
«Он переживал разрыв, чувствовал, что скатывается к душевной болезни, была мысль о самоубийстве. Работа агронома была связана с частыми переездами. Как-то, сидя в поезде, «накатило» тяжелое ощущение, он взял бумагу и начал писать. Когда набросал, ему стало легче. Второй раз писал в станционном буфете…», - рассказывает экскурсовод, показывая фотографии Варвары Измалковой и молодого Михаила Пришвина.

После этой неудачи был мезальянс с помощницей по хозяйству Ефросиньей Павловной Смогалевой, которая родила ему сыновей. Но настоящее чувство он испытал только встретив Валерию Дмитриевну Лебедеву. Они встретились 16 января 1940 года. Секретарь, которую он нанял по рекомендации для приведения в порядок своих дневниковых записей, стала его истинной любовью.

«В моей жизни было две «звездных встречи» — «звезда утренняя» в 29 лет и «звезда вечерняя» в 67 лет. Между ними 36 лет ожидания», - пишет Пришвин.

В маленькой проходной комнате Валерии Дмитриевны - «денщицкой», как называл ее писатель, уместились лишь узкая кровать, письменный стол, на котором рядом с пишущей машинкой фирмы Mercedes стоят шкатулочки дореволюционного времени. На стене - книги по философии, сборники стихов и брошюры по уходу за садом.

В рамочке четыре крошечных фотографии дорогих для Валерии Дмитриевны людей. Этот маленький «альбом» она всегда носила в сумочке. На снимках - отец, офицер царской армии, расстрелянный в 1918 году; мать - бывшая дворянка; муж - Михаил Михайлович Пришвин. На четвертой фотографии первая любовь Валерии Дмитриевны - молодой человек, избравший путь служения Богу и расстрелянный за веру в 1930 году. Она сама была истинно верующим, православным человеком, за что была в свое время репрессирована. По важным случаям в доме Пришвина доставали икону Божией Матери, оставшуюся от прежних хозяев дома и найденную на чердаке. Сейчас она висит на стенке платяного шкафа.


Кабинет писателя, фотографа, путешественника
Святая святых музея - это, конечно, кабинет писателя. Здесь он работал над произведениями последних лет - романом «Осударева дорога», повестью «Корабельная чаща», дневниковой книгой «Глаза земли». На массивном столе портрет матери - Марии Ивановны Пришвиной.
Кстати, почерк у Пришвина очень неразборчив. Привлекает внимание лампа. Абажур для нее сделала подруга Валерии Дмитриевны. Между двумя слоями марли проложены листья клена. Здесь же можно прикоснуться к клавишам печатной машинки писателя.

В пришвинской библиотеке основное место занимает энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, на полках - Толстой, Достоевский, Шолохов, Маяковский. Тут же первые издания произведений Пришвина на русском и иностранных языках. На видном месте томик Майн Рида. «Всадник без головы» - любимая книга с детских лет, когда-то вдохновившая будущего писателя с гимназическими друзьями на побег в Азию. На протяжении всей своей жизни Пришвин много путешествовал. В кабинете можно увидеть и его походный саквояж.

В углу на самодельном столике все, что связано с другим увлечением Михаила Михайловича - фотографией. Его первые снимки украсили изданную после первого путешествия на север книгу «В краю непуганых птиц».
«Сохранилось порядка 4 тысяч негативов. Среди них есть пейзажные снимки, а есть и уникальные репортажи. Например, рискуя жизнью, в 1930 году он создает фотоцикл «Когда били колокола…» об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры. 200 негативов были спрятаны в железной банке из-под чая и сохранились до нашего времени», - рассказывает экскурсовод. Фотоаппараты (их несколько), фотоувеличитель, бачки для проявки пленки - все так, как было при хозяине кабинета.
Об охотничьих пристрастиях Пришвина свидетельствуют пара ружей, сапоги, ягдташ и собачья лежанка. Говорят, Пришвин проходил в день по 15-20 километров, иногда останавливался и делал записи в записную книжку.

Среди мебели, стоящей в кабинете, железная кровать, доставшаяся «в наследство» от военного госпиталя, непривычно маленькая по длине. Оказывается, в то время стандарты на эту мебель были на 20 сантиметров меньше сегодняшних. Посетителям показывают трость-стул, «ваньку-разувайку» и еще много других интересных вещей.

Дом окружает яблоневый сад. На территории усадьбы стоят вековые липы и ели. Сейчас все в снегу. Но как красиво здесь должно быть весной и летом! На лугу построена летняя веранда, где проходят концерты.

Жена писателя завещала дом государству. Она была моложе Пришвина на 27 лет и пережила мужа на 25 лет. После ее смерти, в 1980 году, был организован Мемориальный дом-музей писателя. С тех пор его неизменным директором является Лилия Александровна Рязанова. Еще при жизни Валерии Дмитриевны более десяти лет занималась обработкой архивных материалов, составляла описание библиотеки Пришвина.
«Мы в течение 20 лет являемся главными издателями закрытого архива Пришвина. В этом году надеемся завершить 18-й том дневников. Второй год на Facebook идет проект «Дневник Пришвина»: на текущую дату выкладывается запись, которую сделал писатель того же числа в какой-либо год своей жизни. В этом нам помогает дизайнер, друг нашего музея Андрей Франкфурт. Это привело в музей очень много молодых читателей. Так как по завещанию жены писателя я являюсь наследницей семьи Пришвиных, сюда часто приезжают представители издательств, чтобы получить у меня разрешение на издание произведений Михаила Пришвина», - рассказывает директор.

Сотрудники музея не только проводят экскурсии по дому, но и выступают с лекциями в разных других уголках России и за рубежом, открывая Пришвина для всего мира.

В музее, кроме Лилии Александровны, работают четыре научных сотрудника. Более 40 лет трудится здесь главный специалист по творчеству Пришвина - издатель, автор вступительных статей к собраниям дневников Яна Зиновьевна Гришина. Двадцать лет ведет экскурсии Мария Орлова. В музей не так давно пришли два новых сотрудника - Ирина Камышникова и Ольга Андреева. В 2014 году музей посетили более 6,5 тысяч человек.

«Наш музей готовится к реконструкции. Дом какое-то время будет закрыт, но экскурсии будут проводиться на территории усадьбы», - говорит Лилия Александровна. Сайт музея сейчас тоже в стадии переоформления, поэтому информацию о начале реконструкции можно будет увидеть на сайте Государственного литературного музея.

БИОГРАФИЯ ПРИШВИНА
Пришвин Михаил Михайлович (1873 — 1954), прозаик.

Родился 23 января (4 февраля н.с.) в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье, состояние которой было промотано отцом, оставившим семью без средств к существованию. Потребовалось много сил и труда матери будущего писателя, чтобы дать детям образование.

В 1883 поступает в Елецкую гимназию, из 4-го класса которой был изгнан «за дерзость учителю», заканчивал обучение в Тюменском реальном училище.

В 1893 поступает в Рижский политехнический институт, где увлекается идеями марксизма. За участие в марксистских кружках был арестован в 1897, провел год в Митавской тюрьме и был выслан в двухгодичную ссылку в Елец.

В 1900 — 02 учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, по окончании которого работал в Луге земским агрономом, опубликовал несколько статей и книг по специальности.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в журнале «Родник» в 1906. Оставив свою профессию, становится корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором приводит к решению путешествовать по северу (Олонец, Карелия, Норвегия), знакомится с бытом и речью северян, записывает сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков (книги «В краю непуганых птиц», 1907; «За волшебным колобком», 1908). Становится известным в литературных кругах, сближается с А. Ремизовым и Д. Мережковским, а также с М. Горьким и А.Толстым.

В 1908 результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Черный араб» были «натписаны после поездки по Крыму и Казахстану. Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912 —.

В годы первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца средней России. В эти же годы он писал автобиографический роман «Кащеева цепь», начатый им в 1923, над которым работал до последних дней.
В начале 1930-х побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1930). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написал в повести «Неодетая весна». В годы Отечественной войны писатель создает «Рассказы о ленинградских детях» (1943), «Повесть нашего времени» (1945), сказку-быль «Кладовая солнца». В последние годы жизни много сил и времени отдавал дневникам (книга «Глаза земли», 1957).
В возрасте 81 года М. Пришвин умер 16 января 1954 в Москве.

Где находится, как доехать:
Дом-музей Михаила Пришвина в Дунине
Отдел Государственного Литературного Музея
Московская область, Одинцовский район,
деревня Дунино, дом 2
+7-926-014-66-21
+7-903-711-05-61
[email protected]

Как добраться
Своим ходом:
Метро Молодежная, выход из первого вагона от центра, из стеклянных дверей направо, проходите сквозь торговый комплекс Трамплин и выходите на площадь с маршрутными такси, вам нужен маршрут №121 до конечной остановки «Лесные дали», далее 20 минут пешком до деревни Дунино по указателям, смотрите схему ниже. Время в пути от метро Молодежная 80-90 минут.
На машине:
Рублево-Успенское шоссе А-106 до конца, далее по схеме.
Проезд из Звенигорода, только через Николину гору.
Координаты GPS: Широта 55*43"20" / Долгота 36*56"15"
Пункт назначения для навигатора Дунино.

Недалеко от музея Пришвина есть пансионат, где можно остановиться. На самом деле, недалеко располагаются три таких заведения - пансионат "Поляны", пансионат "Лесные дали", пансионат с лечением "Назарьево". Все они принадлежат ФГБУ "Рублево-Звенигородский лечебно-оздоровительный комплекс" Управления делами Президента Российской Федерации. Наиболее близкий к музею пансионат "Поляны". Оформлять путевку и оплачивать нужно в административном корпусе "Лесные дали" (находится в 2 км. от музея). Мы останавливались в пансионате "Поляны". Пансионат с огромной территорией. Здесь можно взять на прокат велосипеды, роликовые коньки. В пансионате есть свой аквапарк, баня, пляж на Москве реке, теннисные корты, футбольное поле и т.д.

Часы работы
Музей работает с 11:00 до 18:00,
в четверг с 13:00 до 19:00.
Понедельник - выходной.
Последний день месяца - санитарный.

машина Пришвина в дороге

Окрестности музея
Пришвинская тропа вверх по течению Москвы-реки
Кроме мемориального дома и усадьбы Михаила Пришвина в Дунине можно увидеть недавно выстроенную часовню Архангела Михаила - часть мемориального комплекса, посвященного началу наступления Красной армии в декабре 1941 года под Москвой. В витринках артефакты Отечественой войны, которые на протяжении стольких лет хранила дунинская земля, на берегу восстановленный окоп и землянка. Можно пройти по Пришвинской тропе вверх по течению Москвы-реки вдоль археологического комплекса до источника Иоанна Предтечи и окунуться в ледяную целебную воду. Тропинка идет по живописному берегу реки - любимые, исхоженные писателем места, которые мы видим на его фотоснимках, о которых читаем в Дунинском дневнике.

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://goslitmuz.ru/museums/dom-muzey-m-m-prishvina/
http://www.prishvin.ru
http://www.museum.ru/
Пришвина В. Д. Наш дом. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 336 с. — 100 000 экз. (обл.)
Пришвина В. Д. Пришвин в Дунине. — М.: Московский рабочий, 1978. — 160 с. — 50 000 экз. (в пер.)
Пришвина В. Д. Наш дом / Худож. В. Павлюк. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Молодая гвардия, 1980. — 336, с. — 100 000 экз. (в пер.)
Музеи России: Путеводитель / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов; составитель Ю. М. Кириллова.. — М.: Профиздат, 1984. — 352 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз. (в пер.)
Сайт фотосайт.

Вложение Размер
361.66 КБ
603.98 КБ
83.69 КБ
248.85 КБ
333.57 КБ
685.46 КБ
451.31 КБ
32.46 КБ
507.87 КБ
259.08 КБ
212.26 КБ
173.16 КБ