Рассказ про швабрина из капитанской дочки. Характеристика личностных качеств. Черты характера Гринева и Швабрина – отношение к Отечеству


Судьба укажет на врага. Война приносит боль и потери. В страшных жизненных обстоятельствах становится ясно, кем на самом деле являются знакомые и близкие люди.

Образ и характеристика Швабрина в повести «Капитанская дочка» раскроют читателю жестокую правду о том, с какой легкостью человек предает окружающих, собственную родину. Жизнь наказывает изменников, так случится и с героем Александра Сергеевича Пушкина.


Внешность Алексея Ивановича Швабрина

Он был уже немолодой. По его фигуре и невысокому росту нельзя было сказать, что он обладает военной выправкой. Смуглое лицо вовсе не привлекало, а скорее отталкивало. Когда он уже стоял среди мятежников, то Петр заметил его изменения. «Обстрижен в кружок, в казацком кафтане» .

На службе у Пугачева он превратился в худого и бледного старца, волосы его поседели. Лишь горе и переживания могли так быстро изменить внешний вид человека. Но возврата назад уже нет.

Первое мнение оказывается обманчиво

Офицер Швабрин попал в Белогорскую крепость потому, что заколол шпагою знакомого поручика. Проживает здесь уже пятый год. Находясь с людьми рядом столько времени, он сможет легко их предать, оговорить, оскорбить. Лживость его проявляется во многом. Едва познакомившись с Гриневым, он сразу же начнет говорить ему неприятные вещи о дочери Ивана Кузьмича. «Описал Машу, совершенною дурочкою». До этого, новый знакомый произвел на Петра хорошее впечатление. «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был занимателен» .

Он сватался к Маше, и получил отказ. Барышня интеллигентно описала причину, почему не может стать его супругой. Она попросту не представляла жизни с тем, к кому не испытываешь чувств.

Задета честь возлюбленной. Дуэль

Когда Петр прочел Швабрину стихи, посвященные дочери коменданта Миронова, офицер посоветовал делать ей дорогие подарки, чтобы она приходила к нему по ночам. Это было жестокое, беспочвенное оскорбление, и влюбленный юноша вызвал обидчика на дуэль.

В поединке офицер проявил себя низко. Гринев вспоминает, что противник настиг его в момент, когда он отвлекся.

«Я оглянулся, и увидел Савельича, сбегающего по тропке. В это время меня сильно кольнуло в грудь, я упал и лишился чувств».

Это было нечестно, не по-мужски.

Лживость и двуличие

Швабрин не может смириться с тем, что Маша выбрала его соперника. Он понимает, что влюбленные планируют пожениться. Тогда лжец решает им помешать в очередной раз. Он докладывает родителям Петра обо всем, что произошло в крепости: дуэль, ранение Гринева, его предстоящая свадьба с дочерью обедневшего коменданта. Перед совершением этого поступка, прикидывался честным, искренним другом, сожалевшем о содеянном.

«Изъявил глубокое сожаление о том, что случилось, признался, что был виноват, и просил забыть о прошедшем»

.

Враг для собственного государства

Для Швабрина не существует понятия чести и долга перед родиной. Когда Пугачев захватил крепость, он перешел на сторону мятежников. Изменник без капли сожаления смотрит на все бесчинства, совершаемые пугачевской бандой.

Швабрин занимает место, которое принадлежало отцу Марии Мироновой. Машу он держит под замком на хлебе и воде, угрожает ей расправой. Когда предводитель крестьянской войны потребует отпустить девушку, то Швабрин расскажет чья она дочь, подвергнув огромному риску ту, кому недавно объяснялся в любви. Это доказывает, что ему чужды искренние чувства.

Даже спустя время, когда судьба разведет его и Гринева, предатель родины вспомнит о нем, чтобы вновь нанести удар в спину. Он обвинит Петра в пособничестве Пугачеву, когда его самого будут судить за все проступки.

Характеристика Швабрина из «Капитанской дочки» - сочетание качеств, которые чужды порядочному человеку. Этот герой в повествовании присутствует неслучайно, впрочем, как и другие образы пушкинской повести. Он противоположность Гриневу - герою, символизирующему честь и достоинство русского офицера.

Внешность

Характеристику Швабрина из «Капитанской дочки» следует искать в самом тексте произведения. Что автор говорит о своем персонаже? Характеристика Швабрина из «Капитанской дочки» начинается с описания внешности.

Впервые об этом человеке Петр Гринев слышит за обедом в доме Мироновых. Швабрин в крепости уже пятый год. Сюда он был направлен за смертоубийство, к которому привела дуэль. Об этом молодой офицер узнает от Василисы Егоровны, одной из героинь повести «Капитанская дочка». В характеристике Швабрина такая деталь из его биографии играет не последнюю роль.

Он невысок ростом, смугл, отменно некрасив. У Алексея Ивановича Швабрина живое лицо, он остроумен, умеет создать приятное впечатление. Он отнюдь не глуп, в чем убеждается главный герой уже в день знакомства с офицером. Швабрин с удовольствием рассказывает Гриневу об обитателях крепости, он описывает семейство коменданта, местные традиции. Более полная характеристика Швабрина в повести «Капитанская дочка» - в описании кульминационных событий, а именно при захвате крепости. Но прежде чем рассказать о том, как Швабрин воспринял нападение Пугачева, стоит упомянуть о Маше. А точнее, об отношении героя к капитанской дочке. Краткая характеристика Швабрина дается автором уже в третьей главе. Он клеветник, интриган, завистник.

Маша Миронова

С первого взгляда она не понравилась Петру. Он смотрел на нее с некоторым предубеждением. Чем же не понравилась Маша главному герою «Капитанской дочки»? Швабрин, в характеристике которого присутствует такая неприятная черта, так любовь к сплетням, при первой встрече рассказал Гриневу об обитателях крепости. Машу он представил совершенной дурочкой. Поскольку молодой офицер был рад знакомству со Швабриным (как мы помним, он оказался в захолустье против своей воли), первоначально верил каждому слову этого человека.

Позже Гринев познакомился с Машей и обнаружил, что эта девушка рассудительная, умная. Швабрин очернил Машу, потому как был влюблен в нее. Таким образом он хотел оградить ее от прочих ухажеров. Примечательно, что капитанская дочка, как позже узнал Гринев, когда-то отвергла Швабрина. Несмотря на юный возраст, она почувствовала гнилую душонку этого человека, который не имел права носить звание русского офицера.

Сплетник

Швабрин оговорил не только Машу. Он рассказывал Гриневу, человеку, незнакомому с семьей коменданта, небылицы, совсем не беспокоясь о том, что в них не было ни тени правдоподобия. Так, он поведал Петру, что гарнизонный поручик, Иван Игнатьич, якобы состоит в непозволительной связи с капитанской женой.

Гриневу приходилось общаться со Швабриным каждый день. Но со временем беседы с этим человеком становилась для него все более неприятными. Неприличные шутки в адрес семьи коменданта коробили Петра. Он уже успел с ними познакомиться, и ничего кроме симпатии чета Мироновых не вызывала. Особенно болезненно он воспринимал колкие замечания о Маше.

Склочник

Причина поединка, конечно же, не в жесткой критике поэтических способностей главного героя. Дело в том, что стихотворение было посвящено Маше. Швабрин, догадавшись, кому адресовано это произведение, продемонстрировал небывалую даже для себя желчность. Сперва он раскритиковал стихотворение. А затем девушку, которой оно было посвящено. Причем Алексей Иванович обвинил Машу в продажности. Этого уже Гринев не выдержал и назвал своего оппонента мерзавцем. Тот, будучи уверенным в неумении Гринева драться на шпагах, вызвал его на дуэль.

Подлый человек

Уроки легкомысленного француза-гувернера не прошли даром. Гринев умел хорошо фехтовать. Швабрин об этом не знал, иначе не вызвал бы Петра на дуэль. Поединок мог бы закончиться победой главного героя. Однако неожиданно появился Савельич и отвлек Петра. Швабрин, воспользовавшись ситуацией, нанес своему противнику удар, который мог бы оказаться смертельным.

После выздоровления Гринев простил Швабрина, оговорившего Машу. Однако тот затаил злость. Характерная черта Швабрина - подлость. Он часто действовал исподтишка. В то время как Гринев лежал в горячке, он написал его отцу анонимное письмо.

Предатель

Кульминация повествования - появления Пугачева. Об этом событии идет речь в шестой главе «Капитанской дочки». Пушкин характеристику Швабрина дал именно в этой части произведения. Он, а точнее, главный герой, выступающий в роли рассказчика, здесь мало размышляет о Швабрине. Происходят события куда более страшные, нежели предательство офицера.

В предыдущих главах Швабрин показан сплетником, просто неприятным человеком. Но склочник - это еще не предатель. Как только появляется Пугачев, Швабрин переходит на его сторону. Он совершает преступление против офицерского долга, чести, нравственности. Это уже не просто мелкий пакостник, распускающий сплетни. Швабрин - предатель, причем властолюбивый. Пользуясь своими привилегиями, он пытается принудить Маша выйти за него замуж.

Трус

Швабрина арестовывают. Возможно, другой преступник на его месте раскаялся бы. Но с бывшим офицером Алексеем Ивановичем ничего подобного не происходит. Он дает показания против Гринева, и в них, конечно, нет ни слова правды. Петра спасает Маша. Она, как и главный герой, следует простой, старой истине о том, что честь нужно беречь смолоду. Для Швабрина таких понятий, как долг, честь не существует.

О, этот Швабрин превеликий Schelm.

А. Пушкин. Капитанская дочка

В своей исторической повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин создает целую галерею образов, отличаю-щихся честностью, благородством, верностью гражданско-му и общественному долгу. Совсем другими качествами запомнился нам Алексей Швабрин — главный отрица-тельный герой повести, подлый и бесчестный человек, спо-собный на измену и предательство.

Впервые мы знакомимся со Швабриным в Белогорской крепости, куда он был переведен на службу за «смерто-убийство». Перед нами «молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Швабрин «очень не глуп», и его разговор всегда «остер и занимателен». Однако шутки и замечания его циничны, язвительны и часто беспочвенны, как замечает вскоре Петр Гринев — главный герой повести.

Когда-то Швабрин был влюблен в Машу Миронову — дочь коменданта крепости, но на свое предложение полу-чил отказ. Благосклонность, с которой Марья Ивановна встречает теперь первые несмелые знаки внимания со сто-роны Гринева, вызывает в Швабрине злобу и бешенство. Он всячески пытается очернить имя девушки и ее семьи, в результате чего молодой Гринев вызывает Швабрина на дуэль. И здесь Швабрин ведет себя недостойно офицера: бесчестным ударом он коварно ранит отвлекшегося на зов слуги противника.

Рана Гринева не принесла Швабрину облегчения, ведь во время ухаживания за больным крепнут и чувства к нему Маши.

Однако тихая и размеренная жизнь обитателей крепос-ти разрушена приходом отрядов мятежников под предво-дительством Пугачева. Больше всего на свете Швабрин боится за собственную жизнь, поэтому он без колебаний признает «самозванца» царем, переодевается в казацкую одежду, остригается. Ему неведомы чувство долга и соб-ственного достоинства, ради личной выгоды он готов на все, поэтому-то и унижается перед Пугачевым, стараясь уго-дить ему. «Проворен, нечего сказать!» — говорит о нем попадья. Пугачев, не успев узнать этого человека, уезжает из крепости, оставив его за старшего. Гринев тоже вынуж-ден уехать, и Швабрин провожает его «с выражением ис-кренней злобы и притворной насмешливости», ведь после своего предательства ему очень хотелось, чтобы Гринев был наказан Пугачевым за верность императрице и долгу дво-рянина.

Однако, оставшись в крепости, Швабрин не прекращает своих гнусных злодеяний. Маша Миронова, беззащитная девушка, осталась в его власти, и он посадил ее под замок на хлеб и воду, пытаясь принудить к замужеству. Грубые домогательства Швабрина отнюдь не говорят о его любви к дочери убитого коменданта. Напротив, своими действия-ми он таким образом старается досадить и отомстить сво-ему врагу — Петру Гриневу, который в это время изыски-вал способы освободить любимую девушку из жестокого плена. Когда Гринев под защитой Пугачева приехал в кре-пость, Швабрин от непереносимого страха за свою жизнь падает перед «царем» на колени, позабыв о гордости и чув-стве собственного достоинства. Омерзение вызывает у Гри-нева вид «дворянина, валяющегося в ногах беглого каза-ка». Когда Петр уезжал, увозя Марью Ивановну из крепо-сти, лицо Швабрина «изображало мрачную злобу». Даже сейчас, уничтоженный собственной подлостью и бессовест-ными поступками, Швабрин не теряет надежды отомстить Гриневу. Материал с сайта

После подавления восстания Швабрин попадает в руки императорского суда. Произошедшие за это время собы-тия очень изменили его внешность: «Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена». Его вид вызывает неприязнь, однако сил Швабрина хватает на со-вершение последней, самой неожиданной подлости. Он дает лживые показания, обвиняя Гринева в измене и шпионаже. Швабрину уже нечего терять, ведь он давно утратил остатки совести и человеческого достоинства.

Страшно встретиться в жизни с человеком, подобным Швабрину, — коварным, жестоким, беспринципным. Однако победа Гринева обернулась поражением Швабрина, который так боялся потерять свою бесценную жизнь, что не сумел понять, что на самом деле он изначально — мерт-вый человек.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характеристика швабрина цитатами
  • эпиграф про низость
  • подлость и коварство натуры швабрина
  • капитанская дочка образ швабрина краткое сочинение
  • характеристика швабрина с цитатами

ШВАБРИН Алексей Иванович - дворянин, антагонист главного героя повести Гринева. Задумав роман из эпохи пугачевского бунта, связанный жанровой традицией с «шотландскими романами» В. Скотта, где герой оказывается между двумя лагерями - «мятежников» и «покорителей», Пушкин в конце концов как бы «разделил» исторического героя надвое, распределил на две сюжетные роли. Одна из них досталась Гриневу, другая - Швабрину (в чьей фамилии явственно слышатся отзвуки имен Шванвича и Башарина; о прототипах см. ст.: «Гринев»).

Швабрин смугл, некрасив собою, оживлен; служит в Белогорской крепости пятый год; сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Сама по себе эта подробность биографии ни о чем не говорит; равно как ни о чем не говорит презрительность Швабрина (во время первой встречи с Гриневым он описывает белогорцев весьма насмешливо). Все это типичные черты романного образа молодого офицера; до поры до времени Швабрин не выпадает из традиционной схемы; непривычна для этого типа литературного героя лишь его «интеллектуальность» (Швабрин, несомненно, умнее Гринева; он был даже связан с В. К. Тредьяковским). Когда он едко отзывается о стишках влюбленного Гринева, это соответствует стереотипу и не заставляет читателя насторожиться. Лишь когда он с «адской усмешкой» предлагает Гриневу подарить его возлюбленной, дочери здешнего коменданта Марье Ивановне вместо любовной песенки серьги («знаю по опыту ее нрав и обычай»), это наводит на мысль о его душевном бесчестии. Вскоре становится известно, что Швабрин некогда сватался к Марье Ивановне и получил отказ (а значит, ею отзывы о ней как о совершенной дурочке - месть; дворянин, мстящий женщине, подлец).

Во время тайной дуэли, на которую вызывает его Гринев, оскорбленный отзывом о Маше, Швабрин наносит удар шпагой в тот миг, когда противник оглядывается на неожиданный зов слуги (т. е. неформально прекращает бой). Формально это удар в грудь, но по существу в спину соперника, который не собирается бежать, - т. е. подлый. Затем у читателя появляются самые серьезные основания заподозрить Швабрина в тайном доносе родителям Гринева о поединке (благодаря чему отец запрещает сыну и думать о браке с Марьей Ивановной). Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену Швабрина. Как только крепость достается Пугачеву, он переходит на сторону бунтовщиков, становится одним из их командиров и силой пытается склонить к союзу Машу, живущую под видом племянницы у здешней попадьи. Кульминационный пункт «швабринской» линии сюжета - сцена, когда в крепости появляется разгневанный Пугачев, узнавший от Гринева о том, что Швабрин удерживает девушку: дворянин валяется в ногах у беглого казака. Подлость оборачивается позором.

Кончает Швабрин тем, что, попав в руки правительственных войск, показывает на Гринева как на пугачевца-изменника; только простодушие мешает главному герою догадаться, что Швабрин умалчивает на допросе о Марье Ивановне лишь потому, что боится ее свидетельства в пользу Гринева, а не потому, что хочет уберечь ее от неприятностей. (Ничто не помешало Швабрину в минуту личной опасности открыть Пугачеву ее тайну и поставить под смертельный удар и саму дочь повешенного коменданта, и попадью, укрывшую дворянку.)

Изображать такого «неподвижного» героя (при всей важности его фигуры, оттеняющей и уравновешивающей образ Гринева) неинтересно. Поэтому Пушкин часто прибегает к приему косвенного повествования: сам Швабрин остается за рамками рассказа, а читатель узнает о нем из разговоров других персонажей.

Литература:

Альми И. Л. «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»: Единство и полярность художественных систем // Болдинские чтения. Горький, 1987.

Гершензон М. О. Сны Пушкина // Гершензон М. О. Статьи о Пушкине. М., 1926.

Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: Комментарий. М., 1977.

Дебрецени П. Капитанская дочка // Дебрецени П. Блудная дочь: Анализ художественной прозы Пушкина. СПб., 1996.

Лотман Ю. М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. (То же // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя: Статьи и заметки. 1960–1990. «Евгений Онегин». Комментарий. СПб., 1995.)

Нейман Б. В. В «Капитанская дочка» Пушкина и романы Вальтера Скотта // СбОРЯС. 1928. T. CI. № 3.

Оксман Ю. Г. Пушкии в работе над романом «Капитанская дочка» // Пушкин А. С. Капитанская дочка. М., 1964 / (Серия «Литературные памятники»).

Петрунина H. Н. Пушкин и Загоскин // Русская литература. 1972. № 4.

Турбин В. Н. Характеры самозванцев в творчестве А. С. Пушкина // Филологические науки. 1968. № 6.

Цветаева М. И. Пушкин и Пугачев // Цветаева М. И. Мой Пушкин. М., 1967.

Якубович Д. П. «Капитанская дочка» и романы Вальтера Скотта // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1939. Т. 4/5.

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Швабрин Алексей Иванович — дворянин, антагонист главного героя повести Гринева. Задумав роман (повесть) из эпохи пугачевского бунта, связанный жанровой традицией с «шотландскими романами» В. Скотта, где герой оказывается между двумя лагерями, «мятежников» и «покорителей», Пушкин поначалу колебался, кого поставить в центр повествования. То ли, как это было в «Дубровском», дворянина, перешедшего на сторону крестьян (тут прототипом мог стать дворянин-пугачевец Шванвич). То ли пугачевского пленника, сумевшего бежать. В конце концов Пушкин как бы «разделил» исторического героя надвое, распределил на две сюжетные роли. Одна из них досталась Гриневу, другая — Ш. (в чьей фамилии явственно слышатся отзвуки фамилий Шванвича и Башарина).

Ш. смугл, некрасив собою, оживлен; служит в Белогорской крепости пятый год; сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Сама по себе эта подробность биографии ни о чем не говорит; равно как ни о чем не говорит презрительность Ш. (во время первой встречи с Гриневым он описывает белогорцев весьма насмешливо). Все это типичные черты романного образа молодого офицера; до поры до времени Ш, не выпадает из традиционной схемы; непривычна для этого типа литературного героя лишь его «интеллектуальность» (Ш., несомненно, умнее Гринева; он был даже связан сВ. К. Тредияков-ским). Даже когда он едко отзывается о стишках влюбленного Гринева, это соответствует стереотипу и не заставляет читателя насторожиться. Лишь когда он с «адской усмешкой» предлагает Гриневу подарить его возлюбленной, дочери здешнего коменданта Марье Ивановне, вместо любовной песенки серьги («знаю по опыту ее нрав и обычай»), это наводит на мысль о его душевном бесчестии. Вскоре становится известно, что Ш. некогда сватался к Марье Ивановне и получил отказ (а значит, его отзывы о ней как о совершенной дурочке суть месть; дворянин, мстящий женщине, подлец).

И далее «готовый» образ Ш. не развивается, но последовательно раскрывается в заданном направлении.
Во время дуэли, на которую вызывает его Гринев, оскорбленный отзывом о Маше, Ш. наносит удар шпагой в тот миг, когда противник оглядывается на неожиданный зов слуги (то есть неформально прекращает бой). Формально это удар в грудь, но, по существу, в спину соперника, который не собирается бежать — то есть подлый удар. Затем у читателя появляются самые серьезные основания заподозрить Ш. в тайном доносе родителям Гринева о поединке (благодаря чему отец запрещает сыну и думать о браке с Марьей Ивановной). Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену Ш. Как только крепость достается Пугачеву, он переходит на сторону бунтовщиков, становится одним из их командиров и силой пытается склонить к союзу Машу, живущую под видом племянницы у здешней попадьи. Кульминационный пункт «швабринской» линии сюжета — сцена, когда в крепости появляется разгневанный Пугачев, узнавший от Гринева о том, что III. удерживает девушку: дворянин валяется в ногах у беглого казака. Подлость оборачивается позором.

Кончает Ш. тем, что, попав в руки правительственных войск, показывает на Гринева как на пугачевца-изменника; только простодушие главного героя мешает догадаться, что III. умалчивает на допросе о Марье Ивановне лишь потому, что боится ее свидетельства в пользу Гринева, а не потому, что хочет уберечь ее от неприятностей. (Ничто не помешало Ш. в минуту личной опасности открыть Пугачеву ее тайну и поставить под смертельный удар и саму дочь повешенного коменданта, и попадью, укрывшую дворянку.)

Изображать такого «неподвижного» героя (при всей важности его фигуры, оттеняющей и уравновешивающей образ Гринева) неинтересно. Поэтому Пушкин часто прибегает к приему косвенного повествования: сам Ш. остается за рамками рассказа, а читатель узнает о нем из разговоров других персонажей.