Реджио эмилия. Реджо-Эмилия — старинный город искусств

Город Реджио-Эмилия в Италии расположен в северной области Эмилия-Романья, между Пармой и Моденой. В этом уютном и небольшом городке (его население составляет чуть более 160 тыс. человек) поразительным образом сочетаются история и современность. Над средневековыми базиликами и дворцами возвышаются футуристические конструкции мостов Калатравы, которые, несмотря на свой юный возраст (их возвели в 2007 г.), являются «визитной карточкой» Реджио-Эмилии.

Визитная карточка

История и современность

Поселение Реджио-Эмилия было основано в 187 г. до н.э. на Эмилиевой дороге, входившей в транспортную систему Древнего Рима. Его история - это история войн и революций. После распада Римской империи поселение неоднократно подвергалось набегам со стороны варварских племен - лангобардов, мадьяров и др. В XI в. началась эпоха противоборств между влиятельными графскими фамилиями. И лишь в XV в. власть над городом перешла к династии д’Эсте, правившей здесь вплоть до вторжения наполеоновских войск. Этот период отмечен бурным расцветом культуры и искусств.

При Наполеоне город вошел в состав Циспаданской республики, а в 1860 г. присоединился к Объединенной Италии. В ХХ в. Реджио-Эмилия в Италии выступал в роли одного из главных центров коммунистического движения.

Все эти потрясения не могли не отразиться на развитии города: он стал оплотом свободомыслия и борьбы за справедливость. В Реджио-Эмилии был впервые поднят национальный флаг современной Италии; здесь же был сочинен революционный «Марш Домбровского». И даже центральная площадь города, Пьяцца Прамполини, названа не в честь святого, как это принято в католических странах, а по имени социалиста Камилло Прамполини, уроженца Реджио-Эмилии.

Что посмотреть, где побывать

Вышеупомянутая площадь Прамполини - это сердце города, и его осмотр стоит начать именно отсюда. Она воплощает в себе классику итальянской городской архитектуры - небольшая, но в то же время строгая и изящная. Ее окружают самые важные постройки города: главный Кафедральный собор, Муниципальный дворец, Баптистерий и центральная колокольня. Здесь же - башня Борделло, у основания которой когда-то размещался публичный дом.

На соседней площади находится дворец Palazzo del Capitano del Popolo, построенный для Капитана народа - такая должность для управляющего городом была введена в XII в. В 30-х гг. прошлого столетия он пережил глобальную реставрацию, и сегодня в его стенах функционирует отель.

Еще одна достопримечательность Реджио-Эмилии - базилика Св. Просперо, небесного покровителя города. Она была заложена еще в X в. на одноименной площади, где сегодня располагается городской рынок (он работает по вторникам и пятницам).

Реджо-Эмилия - город в северо-восточной Италии, в области Эмилия-Романья. Именно здесь в 1797 г. был впервые вывешен флаг, впоследствии ставший государственным флагом страны, поэтому иногда Реджо называют «Городом триколора». В XI в. здесь находилось сердце владений маркграфини Матильды Каносской.

Что посмотреть

Кафедральный собор Реджо-Эмилии

Кафедральный собор Реджо-Эмилии / Shutterstock.com

Изначально собор в Реджо строили по лекалам романской архитектуры в 875 г. Со временем здание не раз переделывали; в конце XV в. стилистику храма адаптировали к архитектурным вкусам эпохи Ренессанса. Больше других в работе над декоративным аппаратом собора отметился скульптор Просперо Согари по прозванию Климент; правда, работу свою ему завершить не удалось. Его резцу принадлежат статуи Адама и Евы над главным порталом собора, а также статуи святых Хрисанфа, Дарьи, Венерия и Юкунды в нишах между мраморными пилястрами по сторонам от него - их доделывали ученики мастера между 1572 и 1580 гг. Также заслуживает внимания склеп Орацио Малагуцци справа от входа в собор работы всё того же Согари.

Площадь Сан-Просперо

Площадь Сан-Просперо / municipio.re.it

На изумительной площади Сан-Просперо чувствуешь себя путешественником во времени. Каменная площадь окружена по периметру крытыми аркадами, где можно укрыться от дождя, а с восточной стороны её закрывает замечательный фасад базилики Сан-Просперо и колокольня церкви. Утром по вторникам и пятницам здесь традиционно проходит рынок - тоже вполне себе достопримечательность. Церковь - типичный пример барочной архитектуры области Эмилия, хотя первоначальное здание и было построено около 997 г. (до наших дней от него мало что сохранилось). Наружная часть фасада, перед которой размещены шесть львов из красного мрамора (предположительно, работы Гаспаре Биджи), датируется XVIII в. Интерьер базилики поделен на три нефа и поперечный трансепт, расположенные на манер латинского креста; над средокрестием помещён массивный купол. Свод апсиды украшен фресковым циклом «Страшный суд» болонского художника Камилло Прокаччини.

Базилика-делла-Гьяра

Базилика-делла-Гьяра © Nino Evola

Эту базилику ещё называют храмом Блаженной Девы делла-Гьяра; она - одна из главных церквей города. Храм стоит на корсо-Гарибальди - важнейшей улице города после виа-Эмилия. Когда-то и саму эту первую артерию называли корсо-делла-Гьяра; при этом топоним «гьяра» восходит к слову «гьяйя», что по-итальянски значит «галька». Это не случайно: здесь некогда находилось русло реки Кростоло. Если войти в здание базилики слева от главного портала, вы заметите мраморный памятник глухонемому юноше по прозванию Маркино. Он жил во второй половине XVI в.; по легенде, как-то раз Маркино молился перед изображением Мадонны кисти художника Бертоне, и чудесным образом обрёл дар речи и слух. Это произошло 29 апреля 1596 г.; в честь этого чуда и было решено построить нынешнюю базилику. Внутри её украшают произведения искусства в стиле Ренессанса и барокко: фрески, алтарные образы, среди которых шедевр Гверчино «Распятие», а также много других важных работ Лудовико Карраччи, Алессандро Тиарини, Карло Бонони, Лионелло Спады, Луки Феррари и других художников XVII в.

Театры

Театро-Муничипале / alessandracelentano.it

Театр - важный компонент культурной истории Реджо. В XVI в. герцог Франческо д’Эсте активно интересовался развитием этого рода искусства, а столетием позже в Реджо была основана школа театральной сценографии. Сегодня две главные сцены города - это муниципальный театр на пьяцца-Кавур и соседний театр имени Ариосто (пьяцца-делла-Витториа). Здесь ставятся спектакли и играются концерты классической музыки, проходят оперные и танцевальные постановки. Ещё один важный театр - Каваллерицца. Все они расположены вокруг так группы площадей, которая так и называется - Пьяцце-деи-Театри.

Общественные сады

Общественные сады Реджо-Эмилии / Wikimedia Commons

За муниципальным театром расположены сады, оформленные в духе неоклассицизма. На месте парка когда-то стоял герцогский дворец. Северная сторона парка проходит вдоль периметра старинных стен города, где сейчас проложен бульвар виале-Антонио-Аллегри.

Среди многочисленных городских особняков Реджо стоит отметить палаццо-дель-Капитано-дель-Пополо (XIII в.), палаццо-Кассоли (XVI в.), палаццо-Кассоли-Тирелли (1915 г.), палаццо-Скаруффи (XVI в.) и палаццо-Тирелли (XVII в.).

Галерея Пармеджанни

Галерея Пармеджанни / reggiotricolore.com

В Реджо есть несколько интересных музеев и галерей, среди которых выделяется галерея Пармеджанни. В 1932 г. её основатель, Луиджи Пармеджанни, собрал крупную коллекцию предметов искусства и старины, в которой было оружие и ювелирные украшения из парижской лавочки, основанной во второй половине XIX в. и специализировавшейся на предметах, картинах и скульптурах в средневековом стиле. С точки зрения художественной ценности важнейшее место занимает фламандский триптих, который некоторые приписывают Ван Эйку, и «Благословляющий Христос» Эль Греко. Примечательно и само здание на корсо-Каироли, где выставляется коллекция: оно оформлено в причудливом готико-ренессансном стиле.

Кухня

Пармезан из Реджо

© MikeDotta / Shutterstock.com

Пармиджано-Реджано - известнейший сорт твёрдого сыра из северной Италии, знаковый продукт этих земель и наименование, охраняемое по происхождению (DOP). Только тот сыр, который изготавливается согласно правилам, опубликованным в специальном постановлении, может носить такое название.

«Эрбаццоне»

«Эрбаццоне» / mangiarebuono.it

На диалекте этот пирог называют «скарпасун», потому что при его приготовлении бедные крестьянские семьи использовали белый стебель свёклы («скарпа» по-итальянски). Начинку к этому пирогу делают из отварной свёклы (к ней иногда добавляют отварной шпинат), яйца, лука-шалота, репчатого лука, чеснока и щедрой дозы пармезана. Двухсантиметровый слой начинки помещают на один слой теста и сверху накрывают вторым, после чего посыпают кусочками шпика, сала или копчёной грудинки и прокалывают вилкой.

Жареные ньокки

Жареные ньокки / ricette.giallozafferano.it

Жареные ньокки - традиционное блюдо для провинций Болонья, Модена и Реджо-Эмилия. Сначала готовят тесто из пшеничной муки, соли, топлёного свиного жира и дрожжей. После заквашивания тесто раскатывают так, чтобы его толщина составляла от 2 до 6 мм, и режут на ромбики стороной примерно в 10 см, которые обжариваются в обильном топлёном жире.

Зелёные тортелли

Зелёные тортелли / blog.giallozafferano.it

Зелёные тортелли - традиционное блюдо Эмилии и в особенности Реджо и окрестностей. Это сухой суп из рулетиков яичного теста, наполненных начинкой (её здесь называют «песто», не путайте со знаменитым соусом из Лигурии!) из шпината и зелёной свёклы со специями, приправами, сыром и рикоттой. Начинку заворачивают в тонкое тесто на муке и яйцах, формируя небольшие прямоугольники размером с половину кредитной карты (минимум) или целую карту (максимум).

Как добраться

Реджо находится на севере Италии, посреди Паданской равнины, примерно в 50 км от Болоньи. На западе подконтрольная городу территория граничит с Пармой, а на востоке — с Моденой. На севере река По отделяет её от провинции Мантуя, а на юге Апеннины отмечают границу с Лигурией и Тосканой.

На самолёте

В Реджо-Эмилии есть свой небольшой аэропорт, он находится примерно в часе езды на автомобиле от аэропорта Болоньи .

На поезде

Железнодорожный вокзал Реджо-Эмилии (на пьяццале-Маркони, 1) обслуживается линией Милан-Болонья. Это конечная станция трёх провинциальных железных дорог, которыми управляет компания FER: Реджо-Сассуоло, Реджо-Гуасталла и Реджо-Чиано-д’Энца.

На машине

Из Болоньи: от Borgo Panigale ехать по шоссе SS 9 «Via Emilia» в направлении Модены, после Castelfranco Emilia, Modena следовать по шоссе SS 9 в направлении Реджо-Эмилии.

Из Пармы: ехать по автостраде A1 в направлении Болоньи, съезд в Реджо-Эмилии и далее в направлении центра.

С севера (Мантуя): ехать по автостраде A22 в направлении Бреннеро-Модена, далее в сторону Реджо-Эмилии, затем по автостраде A1, съезд в Reggio Emilia и далее в направлении центра.

И опять Италия! А будет еще и ещё!!! Почему я верю, что наша любовь к ней сохранится, несмотря на все испытания, которые посылает нам судьба? Да потому что практически каждый уголок этой неповторимой страны способен подарить такие открытия, чувства, эмоции, на фоне которых мысли обо всём остальном (и в том числе о деньгах) просто меркнут! Вот и я хочу пригласить вас туда, где бывали далеко не многие наши путешественники. «Эмилия-Романья? Ну, конечно, Римини, Риччоне, Парма, Модена!» – скажете вы. А доводилось ли вам завернуть в Реджио-Эмилию? Нет? Так вот, я готова вас убедить, что в следующий раз это обязательно стоит сделать!
« », автор на Яндекс.Фотках

Реджио-Эмилия… И ведь как звучит!!! Находится-то этот городок (170 тысяч жителей), являющийся столицей одноименной провинции (полмиллиона жителей) в аккурат на дороге из Пармы в Модену. Дорога не простая, а древнеримская. Её называют Эмилиевой (Aemilia) в честь римского консула Марка Эмилия Лепида, который и инициировал её строительство в 187 году. По ней и сегодня проносятся потоки людей и машин. Вот только далеко не все туристы заворачивают в Реджио-Эмилию. А надо бы! Думаю, даже мои (увы, не самые совершенные) фотографии не оставят у вас в этом сомнений.
« », автор на Яндекс.Фотках

Собственно, городок на этом месте появился вместе с дорогой – в 187 году. Только тогда его называли Regium Lepidi. Понятное дело, в честь того самого Консула. От первого тысячелетия существования этого города сегодня мы уже почти ничего не увидим. Все знакомые нам по другим итальянским и европейским городам атрибуты древнеримские красоты тут пали жертвой разрушительной энергии варваров. Зато город вновь расцвёл в средние века, и его средневековые, как и построенные в более поздние эпохи строения точно тронут ваше сердце!
« », автор на Яндекс.Фотках

Уже в средние века Реджио-Эмилья была известна на Апеннинах своим бунтарским духом. В XII веке город был провозглашён республикой и управлялся Капитаном Народа. И потом здесь постоянно проявляли активность всякого рода революционеры. Даже главная площадь города ныне названа в честь итальянского социалиста Камилло Прамполлини – Piazza Prampollini.
« », автор на Яндекс.Фотках

Эта прямоугольная площадь с восточной стороны украшена церковными сооружениями, с северной – Дворцом Дель Монте, с западной – Домом Нотариуса, а с южной – городской Ратушей. Каждое здание – блестящий памятник своей эпохе.
« », автор на Яндекс.Фотках

Площадь когда-то называлась Соборной именно благодаря Кафедральному Собору, который появился здесь еще в вначале первого тысячелетия нашей эры. Однако, после серии разрушений в XV веке ему был придан вид, куда более присущий новой эпохе. От римской эпохи сохранилась планировка здания.
« », автор на Яндекс.Фотках

Под куполом – позолоченная статуя Мадонны с младенцем, а чуть ниже нее – так же покрытые позолоченными медными пластинами маленькие фигурки тех, кто подарил статую Собору – супругов Fiordibelli. Во время недавних реставрационных работ в Крипте Собора была найдена мозаика IV века. А стены собора с XII века украшены византийскими фресками.
« », автор на Яндекс.Фотках

В общем, всего и не перечислить! Чтобы не пропустить хотя бы самое интересное, стоит выделить на посещение Собора побольше времени.
« », автор на Яндекс.Фотках

Только не покидайте главную площадь, пока не зайдёте ещё и в Зал Триколора!!! Он – в здании Ратуши. В Реджио-Эмилии именно Триколор считается главной достопримечательностью! Почему? Патриотизма итальянцам не занимать. А что может быть символом патриотизма, как не национальный трёхцветный флаг, который возник именно в этом городе?
« », автор на Яндекс.Фотках

Изначально, 1 января 1797 года его здесь утвердили в качестве государственного символа Циспаданской республики (в неё тогда входило несколько северных областей современной Италии). А в 1861 году его провозгласили официальным флагом нового государства – Италии. Вот почему маленькая Реджио-Эмилия считается в Италии столицей. Столицей триколора!!!
« », автор на Яндекс.Фотках

Сейчас на первом этаже в здании Городской Ратуши располагается Музей Триколора, где можно узнать о самых важных вехах в истории флага и страны. А на втором этаже – впечатляющий Зал Триколора, где не только выставлен сам памятный флаг, но еще и заседают депутаты Городского собрания. Я не удержалась и взгромоздилась в одно из депутатских кресел.
« », автор на Яндекс.Фотках

Подумалось: разве можно слушать речи и обсуждать законы в окружении такой красоты? Зал спроектирован Людовико Болоньини (Ludovico Bolognini) в 1774 году, там хочется бесконечно всё рассматривать! Нет, депутата бы из меня точно не вышло…
« », автор на Яндекс.Фотках

Когда спускаешься вниз по шикарной лестнице Ратуши, проходишь мимо статуи основателя города Марка Эмилия Лепида, которая скромно стоит в своей нише.
« », автор на Яндекс.Фотках

Ничего не поделаешь: история всё расставила по местам. Ныне город римского консула – Столица Триколора, а сам он здесь уже на вторых ролях…
« », автор на Яндекс.Фотках

Итальянский флаг, конечно же, реет и над самим городом. И знаете, откуда? С башни Борделло, которая совсем рядом с Ратушей. Вы правильно подумали: Борделло означает «бордель».
« », автор на Яндекс.Фотках

Именно он был когда-то на этом месте, пока не рассыпался во время землетрясения 1832 года. Но итальянцы не были бы итальянцами, если бы не увековечили и эту страницу истории своего города!
« », автор на Яндекс.Фотках

На что еще стоит обратить внимание в Реджио-Эмилии? Без сомнения, на Базилику Святого Просперо, который считается святым покровителем этого города. По легенде, он спас город от полчищ предводителя варваров – Атиллы. В Базилике хранятся мощи Святого. Считается, что первая церковь возникла на этом месте еще в 997 году, но после цепочки разрушений вы увидите ныне фасад XVIII века. Перед входом 6 мраморных львов. Предполагают, что по плану они должны были стоять у основания колонн, но на колонны не хватило денег. Теперь в городе говорят, что львы охраняют мощи Святого Просперо! Внутри Базилики красивейшие фески и шедевры резьбы по дереву в отделке хоров. Очень знаменита и восьмиугольная Колокольня Собора, возведённая в XVI веке.
« », автор на Яндекс.Фотках

Базилика и Башня стоят на одноименной площади, окруженной по периметру цепью аркад. Внутри «окружающих» зданий есть магазины и кафе. Я выпила кофе на террасе заведения под названием Melli. Понравился и кофе, и вид с террасы!
« », автор на Яндекс.Фотках

Ещё один местный шедевр – здание Муниципального театра. Театр располагается на площади, которую как занавесом разделяет линия фонтанов. Красиво!
« », автор на Яндекс.Фотках

Сам театр построили ещё в 1852-1857 годах. Ныне он носит имя родившегося в этом городе артиста Ромоло Валли. Внутри театр производит еще более грандиозное впечатление, чем снаружи!
« », автор на Яндекс.Фотках

Зал не так давно отреставрирован, всё сделано с иголочки! Я заходила в театр днём, когда там не было спектакля. Однако, гид, заверила меня, что по акустическим качествам зал даже превосходит миланский театр «Ла Скала». Говорят, оперные постановки здесь пользуются необыкновенным успехом именно по причине красивого звучания голосов. Мечтаю как-нибудь вернуться и послушать…
« », автор на Яндекс.Фотках

Еще гид сказала, что в XIX веке при каждой ложе была еще и уютная комнатка, где Их Сиятельства могли уединиться с какими-то очень приятными им лицами во время антрактов и не только. Сейчас подобных помещений уже нет, но внутри ложи оформлены, на мой взгляд, несколько фривольно.)))
« », автор на Яндекс.Фотках

Говоря об искусстве, нельзя и не упомянуть о самом известном выставочном зале Реджио-Эмилии – .
« », автор на Яндекс.Фотках

Дворец был построен в самом начале XVII века в неоклассическом стиле для графов Бекки, потом переходил из рук в руки, пока в 1989 году не стал собственностью провинции Реджио-Эмилия. В шикарных залах дворца проводятся самые яркие выставки в том числе, и современного искусства.
« », автор на Яндекс.Фотках

Вообще в Реджио-Эмилии умеют вписать ультрасовременные объекты в старые стены. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на три футуристических моста испанского архитектора Калатравы, возведённых неподалёку от исторического центра древнего города.
Одной из достопримечательностей Реджио Эмилии по праву считается и гастрономия. Тут очень популярны местные продукты и немало достойных ресторанов.
« », автор на Яндекс.Фотках

К примеру, мы с удовольствием поужинали в , которым владеет «заслуженный» шеф Джанни Д’амато с супругой Фулвией Салварани.
« », автор на Яндекс.Фотках

У Джанни в этом городе есть и другой ресторан – Риголетто, - отмеченный мишленовской звездой. В кафе обстановка попроще, да и цены пониже, но качество блюд и тут на должном уровне. Поужинать в тёплое время года (а тут оно выдаётся часто) можно на полной зелени террасе.
« », автор на Яндекс.Фотках

Моя коллега взяла свинину в абрикосовом соусе с базиликом и лавандой. А я – сибас с овощами.
« », автор на Яндекс.Фотках

Десерты – тирамису и шоколадное пирожное с ванильным мороженым тоже не подкачали.
« », автор на Яндекс.Фотках

Фулвия очень помогла в выборе вин и с переводом на английский язык меню, которое у них, увы, было только на итальянском.
« », автор на Яндекс.Фотках

Если говорить о знаменитых региональных продуктах, то помимо пармезана, им здесь является и традиционный бальзамический уксус. Этот самый традиционный бальзамический уксус, который обозначен в массе неповторимых рецептов итальянских блюд, в Италии делают только в регионе Эмилия-Романья и, что важно, только в двух его областях – под Моденой и в провинции Реджио-Эмилия.
« », автор на Яндекс.Фотках

Эту премудрость мне объяснил , один из тех, кто производит этот уникальный продукт в провинции Реджио-Эмилия. Более того, упакован этот уксус может быть лишь в 2 вида таких вот характерных маленьких (100 мл) бутылочек! А всё остальное, что вам предлагают в супермаркетах по всему миру, можно обозначить одним ёмким словом – подделка!

Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается множеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять восприятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружающее. Глаз дремлет, пока разум не разбудит его вопросом. Восприятие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки самоценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в контекст деятельности и перерабатывая их.

Философия среды и отношений

«Reggio Emilia» – это не теория воспитания, не методика и не модель, которую можно легко перенести в любой садик. Это скорее опыт другого отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран.

Среди психологов, наиболее сильно повлиявших на формирование метода, кроме Пиаже и Выготского перечисляются также Ферриере, Дьюи, Брунер, Бронфенбреннер и др.

Инновационный подход к образованию Reggio Emilia базируется на следующих принципах:
Ребенок – это человек, а любой человек заслуживает уважения.
Дети могут контролировать свое обучение и развитие.
Дети учатся, трогая, двигая, двигаясь, слушая, видя и слушая. Во всем этом их нельзя ограничивать.
Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир.
У детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисунок, пение, танцы, конструирование, беседа)

Говоря о детской креативности, Малагуцци не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения. Творчество можно стимулировать, поддерживая когнитивные, аффективные, имагинативные (связанные с воображением) процессы и интерперсональную (межличностную) коммуникацию.

Такие природные явления, как вода и ветер, свет и тень, преломление луча в призме, рост и развитие растений, жизнь и способы передвижения животных (улитки, например) изучаются так же подробно, как произведения человеческих рук (стол, обувь, колодец, статуя льва), сказки, общественные отношения (работа почты, транспорта, типографии, супермаркета). Детям предоставляют возможность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфотографировать происходящее.

Тема работы определяется спонтанно, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возникших в ходе детских разговоров. Обсуждение происходит каждое утро во время сбора всей группы и на протяжении работы. Оречевление происходящего - важнейший принцип Реджио Эмилия. Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение: то, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых.

Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ребенка зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это
огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки и т. п.)
предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты),
разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно.

Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно.

Ребенок не развивается непрерывно по прямой, автоматически повторяя все вслед за другими. На направление развития влияют не только ближайшее окружение, но и весь мир. Меняться никогда не поздно. Каждый ребенок должен сам быть творцом своей жизни. Общение ребенка с окружающим начинается с его рождением. Любопытство ребенка ненасытно, он никогда не задает глупых или напрасных вопросов, и взрослому следует относиться к ним серьезно и уважительно. Надо всячески способствовать созданию благоприятных условий для роста и развития ребенка, активно слушать и наблюдать то, что происходит в жизни детей, стараться извлекать из этого мысли и вопросы, служащие дальнейшему развитию. Ребенок - не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь.

В Реджио Эмилия верят в способности каждого ребенка и доверяют ему.

Задача взрослого - помочь ребенку выразить свои, безусловно ценные, представления о мире и запомнить, что он испытал. Поэтому нужно уметь так разговаривать с детьми, чтобы заинтересовать их содержанием деятельности, вызвать вопросы. Детям дают столько времени заниматься одной и той же темой, пока не угаснет их интерес.

Взрослый для ребенка - не сторож и не фокусник, а надежный друг, умеющий вовремя появляться и вовремя самоустраняться. Он не дает прямых ответов на вопросы, но открывает путь к ответам. Он создает условия для работы, но не влияет на качество результата непосредственно. Чтобы понимать развивающегося ребенка, воспитателям и другому персоналу приходится постоянно развиваться самим.

Коллективная творческая деятельность
Ключевым компонентом нового подхода стали исследования или проекты. Но Reggio Emilia – больше чем просто проектно-ориентированный подход. Эта педагогика неотделима от места, в котором возникла (Италия, город Редджио Эмилиа), поэтому не так-то просто перенести дизайн и уникальную среду, в которой растут итальянские детишки на нашу почву. Зато можно попытаться оценить подобное отношение к детям как к творцам,

Дети в Reggio Emilia не сидят за партами, на ковре, в кругу. А если и сидят, то не для того, чтобы повторять за учительницей. Дети здесь – соавторы, и, более того, инициаторы большинства проектов. От их предложений отталкиваются при создании программы обучения. Все проекты, которые получаются в результате деятельности детей и взрослых записываются на видео, аудио, фотографируются и описываются в дневниках, чтобы посмотреть на эти работы могли родители и все заинтересованные лица. О детях здесь думают, как об уникальных существах, способных обучаться невероятными темпами и творить. Важна и ценна, прежде всего, интеллектуальная и творческая деятельность детей. А документация и отчеты о проектах позволяют как детям, так и взрослым поразмышлять впоследствии над тем, что они сделали. Reggio Emilia – это место для совместных опытов и открытый. Детей не пичкают готовыми знаниями и это ключевой принцип подхода.

Идеологи Реджио Эмилия считают, что наблюдение, слушание и творческий акт - существенные источники познания. Получение знания - постоянный процесс обогащения личности ощущениями и информацией. Взгляд, собственный угол зрения всегда субъективны, неполны. Накопление разных взглядов и обмен взглядами позволяет объективировать знание. Взрослый, заново глядящий на мир вместе с детьми, занимается и самообучением, и самопознанием, и самообразованием. Если то, что прожито, оставляет «следы», то к этому можно вернуться, по-новому осмыслить прошедшее, а если обсуждать это с другими, то и еще большему научиться.

Чтению, письму и счету специально не обучают, но использование букв и цифр, компьютера, иконографии, различных способов измерения всячески поощряется, и детей не поправляют.

Еще одна черта садов Reggio Emilia – «ателье». Это пространства, которые снабжены разнообразными материалами для поделок, которые находятся в свободном доступе. Это могут быть кисточки, краски, пластилин, глина, ракушки, веточки, шерсть, бумага, камни. Ателье – место, где ребенок может выразить себя.

Воспитатели тоже необычные. Их роль отличается от традиционной. Они не источник знаний, не ролевая модель, а соавторы детей. В процессе они учатся, их подход также эволюционирует. Они постоянно развиваются, и это развитие включает посещение семинаров, лекций, курсов по керамике или искусству, музыке, драме. Их главная роль - быть терпеливыми наблюдателями и соучастниками детских проектов. Учителя задают вопросы детям, которые стимулируют малышей искать свои ответы. В подобной деятельности всегда есть элемент спонтанности.

Родители тоже активно участвуют в развитии детей, причем, не только своих, но и других тоже. Они тоже своего рода воспитатели в этом детском саду. Учителя, которых в Reggio называют pedadogista, рассматривают родителей как первых и главных воспитателей своих детей. Родители осведомлены о любых изменениях в программе, более того, они участники, соавторы этой программы обучения. Те родители, которые выбрали подход Reggio Emilia, применяют его принципы и дома. Это можете сделать и вы!

Провинция Реджо Эмилия - территория, богатая памятниками и историческими местами, позволяет открыть для себя целый мир увлекательных пейзажей, гастрономических изысков и интересных маршрутов.

Провинция, расположенная в северной Италии, простирается от реки По на север, до Тоско-Эмилианских Апеннин на юге, как длинный прямоугольник.
Это в основном равнинная территория, с густыми лесопосадками, сменяющимися скалами и озерами, образует живописный зеленый ландшафт.

Горы северных Апеннин с пикам высотой более 2000 метров, такие как Монте Кузна с их несравненной красоты природой создают особую атмосферу.

Холмистая часть, напротив, отличается сплетением ручьев и речушек, где исторические деревни, замки, башни, аристократические виллы сопровождают открытие удивительной земли Эмилия Романья .

Исторический центр города, расположенный между дорогой «Виа Эмилия» и Виа Рома - вторая основная улица древнего римского города - Реджо-Эмилия является городом искусства с богатым культурным и историческим наследием, что заметно буквально в каждом уголке.

Обзорную экскурсию по городу можно начать с площади Пьяцца дель Монте , где расположен дворец Монте-ди-Пьета ; рядом находится площадь Камилло Прамполини - сердце города, где находятся наиболее важные гражданские и религиозные здания, со статуей Кростоло, посвященной источнику, который течет в провинции.
Собор с его незаконченным фасадом, внутри полон произведений искусства, в их числе работа семнадцатого века «Изгнание осквернителей из храма» мастера Орацио Талами .

Рядом с баптистерием находится городской дворец с залом триколора, где в 1797 году встретились представители Реджо, Модены , Феррары и Болоньи и выбрали Триколор флагом Циспаданской республики.
Среди самых старых церквей города стоит упомянуть стоящую за собором базилику Сан-Просперо с фресками Камилло Прокаччино и церковь святого Августина с картинами различных художников.
Следует отметить Святилище Пресвятой Богородицы Гиара , украшенное многочисленными фресками великих художников, а также картинами Гверчино.

Церкви, музеи, дворцы, исторические галереи - территория Реджо-Эмилии полна интересных мест для посещения, в их числе Муниципальный театр Валли : центр культурной жизни города теперь называется в честь актера Валли родом из Реджо-Эмилии. Театр с неоклассической архитектурой, окружённый зелеными скверами, расположен неподалеку от другого городского театра, театра Ариосто , оба с обширной программой спектаклей.

Выехав за пределы города, можно насладиться равнинным пейзажем.
В Реджоло на лоне природы находится крепость Рокка с башней, которая считается главным памятником города, а в Корреджо можно посетить Дворец принцев с его великолепными воротами, построенный в эпоху Возрождения, и городской музей внутри базилики святых Квирино и Микеле , а также многочисленные местные виллы, окруженные ярко-зеленой растительностью.

Стоит заглянуть в городок Кваттро Кастелла , берущий свое название от четырех замков, поднимающихся над холмами: Монте Ветро, Бьянелло, Монте Лучо и Монте Дзане .
Усаженная деревьями аллея ведет к замку Бьянелло , где останавливалась графиня Матильда Тосканская .
Стоит также посетить другое владение графини - замок Карпинете в панорамном месте с видом на Апеннины.

В местечке Кваттро Кастелла сделано множество археологических находок.
В поселениях Ронколо, Мангалано, Форке, Пуянелло, Кампо Пьянелли и Гьярделло было найдено несколько каменных артефактов периода палеолита.

Местные Апеннины застали эпоху своего великолепия в одиннадцатом веке, когда городок Каносса был центром европейской политики. От когда-то великолепного замка Каносса , одного из самых известных владений графини, остались только несколько архитектурных сооружений, но пейзаж и исторические воспоминания, которые с ним связаны, делают это место очаровательным и привлекательным, не позволяя исключить его из списка мест для посещения.
Невозможно перечислить все красивые города этой провинции, которые все-таки стоит увидеть, но нельзя не упомянуть городки Гуасталла с собором и дворцом дожей и Скандьяно с его крепостью Боярдо .

В такой разнообразной области как провинция Реджо-Эмилия любители прогулок на открытом воздухе могут полностью удовлетворить свое любопытство.
Характерное геологическое образование местных Апеннин, Пьетра-ди-Бизмантова ,можно увидеть в Кастельнуово-не`Монти . Это скалы известкового песчаника с профилем в форме корабля, с видом на холмистые окрестности.
Профиль этой скалы поразил Данте настолько, что он упомянул ее в «Чистилище» своей великолепной Божественной комедии .
От стен Пьетры начинаются несколько туристических маршрутов, ведущих к вершине скалы, откуда можно насладиться несравненным видом на окружающие просторы.

Для любителей альпинизма есть много альпинистских маршрутов различных уровней сложности.
Кроме того, для тех, кто любит походы , названный в честь Матильды Тосканской «путь Матильды» проходит от Альто Моденезе до Гарфаньяны.
Это путь включает в себя велодорожки, тропы для поездок верхом и на горном велосипеде, дороги, проходящие по пастбищам, где пасутся мулы, мимо замков, деревень и древних храмов.

Национальный парк Тоско-Эмильянских Апеннин отличается богатством окружающей среды, начиная от бескрайних лугов и заканчивая озерами и водопадами.
Флора и фауна делают этот район привлекательным для посещения различных спортивных мероприятий и отдыха.
Для любителей горнолыжного спорта идеально подходит Черрето Лаги – самый знаменитый зимний курорт всего Апеннинского района.

Нет недостатка и в традиционных праздниках.
Появление в этих краях Матильды Тосканской стала причиной появления здесь множества фестивалей и исторических костюмированных шествий , которые проходят в различный частях провинции.
Самый известный проводится в Кваттро Кастелла , где костюмированный парад спускается вниз по склону Бьянелло, разыгрывая различные сценки из средневековой жизни.

В городе Гуасталла отмечается праздник Ньоката и проводится историческое шествие по улицам города в костюмах восемнадцатого века.
Главный герой фестиваля - царь клёцек «ньокки».
Вдоль улиц расставлены огромные котлы, где готовят ньокки, которыми потом угощают всех гостей праздника.

И наконец, Дорога вин. Более тонкая и компактная почва холмистой местности хорошо подходит для производства вина.
Для увеличения производства вина высокого качества, а также других качественных агро-продовольственных товаров, появилась Дорога вин и кухни Колли-ди-Скандиано-э-Каносса ; этот маршрут следует к югу от Виа Эмилия вдоль холмов Реджио-Эмилия, совпадает в значительной части с территорией прославленных земель Матильды Тосканской.

Знаменитый Пармезан (Пармиджано Реджано) - сыр, который производится и в других провинциях Эмилии Романьи.
Пармиджано Реджано – продукт высокого качества, который с 1996 года входит в категорию продуктов со знаком DOP (охраняемые по происхождению).
Город Биббьяно, важный центр производства, может похвастаться званием «колыбели твёрдого сыра «грана»».

Бальзамический уксус , еще один продукт этой области, производится в провинциях Модены и Реджо-Эмилии.
Традиционный бальзамический уксус получается простым брожением сусла из определенных сортов винограда, растущего на территории Реджо-Эмилии.
Секрет, однако, в том, что выдержка продолжается в бочках из различных пород дерева, которые дают особый вкус.
В результате получается продукт непревзойденного вкуса, применение которого может быть самым разнообразным.

Что касается первых блюд традиционной кухни Реджо-Эмилии, можно отметить пельмешки каппеллетти, фаршированные мясом и сыром, а также пельмени тортелли с травами и тыквой .
Из основных блюд: котлета из индейки , кролик по-реджански и фаршированная свинина .
Одно из традиционный блюд – жареные клёцки ньокки подается с колбасами и сырами. Также стоит отметить «эрбаццоне» - пирог со шпинатом и свеклой.

Среди десертов: рисовый торт и пирог спонгата реджана ди Брешелло с сухофруктами, медом и изюмом.

Традиционное вином Реджо и Модены является Ламбруско .
Остальные вина региона производят из винограда других территорий провинции, среди них белые вина Совиньон, Пино, Шардоне, Мальвазия. Красные вина: Каберне Совиньон, Марцемино, Мальбо джентиле .