Рисование скелета. Скелет карандашом поэтапно, подсказки профессионала

Скелет на первый взгляд очень просто изобразить на бумаге. Отчасти это и так, ведь изобразить человеческие мощи проще, чем сотворить портрет, но все же без элементарных знаний анатомии рисунок получится не правдоподобным, а скорее карикатурным. Школьного запаса с курса биологии вполне достаточно, для того чтобы реберные кости и суставы были нанесены в соответствии с их месторасположением в организме человека.

На вопрос, как нарисовать скелета, ответы вы получите в этом уроке. С подсказками опытного художника творческий процесс будет легким и непринужденным. Приступим к пошаговому изображению скелета.

Этап №1. Чертеж каркаса и прорисовка черепа

Для полноты и реалистичного вида картинку рекомендуется рисовать на весь листок, какого бы он размера не был. Прежде чем начать основную работу, нужно тонкими пунктирами разметить зоны нанесения частей тела.

Следующим шагом начните вырисовывать скелетные части, начиная с черепа. Начертив 2 пересекающиеся прямые, сегментно разделите круг на 4 части. Спустите карандаш на 2 - 3 см ниже, и под нижней линией прорисуйте прямую линию еще раз, обозначающую зону рта. Нарисуйте анатомические составляющие лица скелета: глазные впадины, прорисуйте носовую впадину, и зубы. Обозначьте нижнюю часть черепа контурной линией как указано на примере.

Этап № 2. Продолжение каркаса: обозначение позвонка, верхних и нижних конечностей

Линию головы продолжайте рисовать вниз, создавая скелету основу. Наметьте линией область плеч, и параллельно к ней в тазобедренной области начертите еще 2 прямые параллели. Эти короткие линии визуально обозначат будущий таз.

Для полного завершения каркаса скелета от линии плеч и таза проведите наметки, обозначающие основу рук и ног.

Посередине линии позвоночника фрагментом синусоида обозначьте реберную дугу. На линиях рук кружочками обозначьте локтевые суставы, и овалами прорисуйте кисти. Такую же схему чертежа проведите на нижних конечностях, обозначая зоны коленей и стоп.

Во время работы внимательно смотрите на пример № 2, для уточнения деталей.

Этап № 3. Вырисовываем туловище

Начните с шеи, и зарисуйте пространство между черепом и основной линией плеч. Двумя овальными кружочками в этой области нарисуйте позвонки.

Следующими нарисуйте ключицы. Начерченные ранее линии рук обведите во всю длину овалами. На обеих конечностях нарисуйте верхнюю плечевую и нижнюю предплечную кость. Во время работы следите, чтобы нарисованные элементы были одинакового размера, и симметричны. Чтобы работа приобрела правдоподобного эффекта, выделите плечевую и предплечную суставную область. Секрет того, как нарисовать кость, не велик, нужно просто немного расширить костное окончание.

На примере № 3, четко показано, как правильно рисовать туловище скелета. Запомните, главная задача этого этапа - точно и четко симметрично нарисовать ребра. Так как ребра попарно соединены с грудными позвонками, разнобой в рисунке просто не допустим.

В процессе рисования скелета вовсе не обязательно изображать все 12 ребер, как правило, их рисуют не более 7, как и в нашем примере.

Этап № 4. Нижняя часть скелета

Прежде чем опускаться на нижние конечности, под грудной клеткой, ниже реберной дуги нарисуйте 4 позвонка. Под позвоночными овалами прорисуйте крестец, нанеся в области тазовых линий форму вытянутого конуса.

Переходя к рисованию тазовых костей, тщательно изучите пример, поскольку изображение тазового участка достаточно сложное. Если присмотреться, то вы увидите изображаемый малый таз в виде крыльев бабочки.

Тазовая линия берет свое начало у верхней части крестцовой линии, непрерывным мягким движением поднимайте ее к реберной дуге. Затем плавно под углом опускайте к основанию крестцовой кости, при этом мягко и чисто округляя линию таза.

Нарисовав мелкие детали нижней части туловища, приступайте к изображению костного основания нижних конечностей.

Обратите внимание на пример № 4. Верхняя (бедренная), и нижняя (берцовая) костные части нарисованы в небольшой асимметрии, это необходимо для соблюдения пропорциональности скелета. Поэтому, не совершите ошибку.

Колени, обозначенные кружками, приведите в более естественный вид, и своеобразными выступами в основании кости обозначьте сустав.

Этап № 5. Завершающий

Закончив с отдельными анатомическими частями, предайте рисунку естественности и сотрите ластиком все вспомогательные разметочные линии.

Для придания скелету правдивости, проработайте мелкие детали. К примеру, дорисуйте скулы на черепе, подробнее обрисуйте лучевые и локтевые кости рук, тщательно проработайте фаланги пальцев на руках и на ногах. Обрисуйте и выделите большеберцовые, и малоберцовые костные основания, акцентируя внимание на коленном суставе.

По завершению должен получиться скелет, как на примере № 1. Теперь вы мастер по рисованию скелетов.

    Весьма интересные варианты уже были предложены, поэтому предложу нарисовать вот такого скелета, всего в четыре этапа он рисуется!!

    Если выполнять последовательность рисования, то вполне неплохой скелет выйдет!!

    Чтобы нарисовать скелет человека нам понадобится подробная и точная картинка, если Вы хотите получить хороший результат и получить правильную схему скелета.

    Рекомендую начать с головы скелета. Рисуем овальную фигуру, добавляем глазницы, челюсти, зубы. Далее рисуем остальные части скелета: шею, грудную клетку, кости таза, руки и ноги. Раскрашивать не обязательно, так как скелет и так белый. Более пдробная инструкция в видео, которое я добавлю ниже.

    Нарисовать человеческий скелет,как он есть в полный рост невероятно сложно из-за большого множества разнообразия сложных костей,которые нужно рисовать четко как они есть,чтобы получился реалистичный скелет.

    Предлагаю нарисовать задорного пляшущего скелета,который отлично подойдет для рисунков на праздник нечести и магии Хэллоуин.

    Мастер - класс по поэтапному рисованию скелета.

    Череп рисовать особенно сложно,поэтому отдельно приложу так же видео,как поэтапно нарисовать человеческий череп.

    Самые упрощенные варианты,как можно нарисовать скелета на заметку.

    Могу вам сказать по собственному опыту, что нарисовать скелет очень трудно. При его рисовании необходимо учитывать кучу нюансов. Вот картинка, глядя на которую можно нарисовать скелет.

    Попробую объяснить, как это можно сделать.

    Итак, рисуем круг, делим его на 4 равные части крест на крест. Проводим линию, определяющую длину туловища. Далее определяем линиями длину конечностей, указывая где будут колени, а где локти.

    Следующий этап - это прорисовка черепа. Оформляем глаза, рот(вернее зубы), скулы, очертания подбородка.

    Теперь рисуем грудную часть, прорисовывая плели и рбра.

    Итак, дошла очередь и до рук. Обрисовываем вс до мелочей.

    В заключение обрисовываем тазобедренные кости, кости голени и стопы.

    Конечно, чтобы нарисовать скелет нужно знать строение человека, соблюсти пропорции тела и много еще чего очень сложного, но без этого можно обойтись, если подробно следовать всем этапам, приведенным ниже. В итоге получится настоящий скелет человека:

    Вот готовый рисунок после раскрашивания, конечно его можно и не закрашивать, или выбрать другие краски.

    Для того, чтобы нарисовать скелет правильно, нужно хорошо знать анатомию всех костей человека:

    Начните с головы (думаю это самое трудное, потому что черепные кости имеют разные специфичные черты):

    потом нарисуйте кости грудной клетки и позвоночника (то есть ребра и позвонки), а потом нарисуете кости верхних и нижних конечностей, и кости таза.

    Вот видеоролики для помощи:

    Первым делом рисуем круг для основы головы будущего скелета. Тонкими штрихами обозначаем расположения глазниц и челюсти. Затем работаем над формой черепа - рисуем глазницы, обвал носа, прорисовываем скулы и зубы. Далее рисуем тело скелета: позвонок, таз, руки и ноги. В конце можно разукрасить рисунок.

    Для начала мы должны обозначить все места расположения всех частей в теле человека,чтобы нам было не так сложно изображать скелет.

    Затем мы должны выделить и нарисовать все кости скелета на данном рисунке.

    Затем нам нужно будет рисовать ребра у скелета,нужно отнестись внимательно к изображению их количества, формы и расположения. Изображаем затем череп.

    Затем мы должны будет удалить все вспомогательные линии на рисунке и обязательно должны добавить немного штриховки, а также тени.И это будет выглядеть вот так.

    И вот таким образом все в итоге должно будет у нас получится.Для работы понадобятся-бумага,а также карандаш и ластик.

    Перед праздником Хэллоуин - рисование скелета - актуалтная тема. К сожалению, Вы не уточнили, чей скелет (рисунок) Вам нужен - человека, птицы, животного, мифического персонажа (скажем, дракона), змеи... В любом случае, нарисовать его не очень сложно, так как по сути - это просто кости, но важно прорисовать их все и пропорционально правильно.

    Вот так рисуется скелет человека.

Как нарисовать скелет человека? Это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Используя данный алгоритм, даже начинающий художник справится с этой задачей. Для достижения успешного результата советуем шаг за шагом выполнять рекомендации опытного мастера.

Создаем каркас будущего скелета

Шаг 1. Теперь узнаем поподробнее, как нарисовать скелет карандашом. Сначала рисуем базовый каркас. Для этого необходимо начать с круга для черепа. Круг двумя пересекающимися под прямым углом линиями разделить на 4 сегмента, немного ниже под горизонтальной линией провести еще одну. Под кругом провести контур низа черепа. Нарисовать глазницы, отверстие носа и зубы как показано на рис. 1.

Вертикальную линию черепа продлить ниже - это (позвоночник). Добавить линию плеч, параллельно этой линии ниже дорисовать 2 прямые покороче для обозначения основ таза. От плечевой и тазовой линий вниз дорисовать прямыми линиями основу для костей рук и ног соответственно.

Середину позвоночника отметить фрагментом синусоиды. Посередине прямых, обозначающих и ног, кружочками наметить локтевые суставы и колени. На концах этих прямых овалами отметить будущие кисти и стопы. Строя каркас, сверяйтесь с рисунком 1, который подскажет, как нарисовать скелет правильно.

Рисуем верхнюю часть скелета туловища

Шаг 2. Для начала расстояние между черепом и плечевой линией заполним двумя короткими плоскими овалами для создания видимости шейных позвонков.

Нарисуем ключицы, для чего удлиненными овалами обведем горизонтальные линии по всей длине справа и слева от шеи. Нарисуем одинаковыми по длине плечевую (верхнюю) кость и предплечье (нижнюю). При этом для правдоподобности следует обязательно выделить плечевые и локтевые суставы.

На рисунке 2 хорошо видно, как нарисовать скелет непосредственно грудной клетки. Главное - постараться правильно нарисовать - это кости, которые соединены попарно с грудными позвонками. Всего у человека имеется 12 пар ребер, но на меньше (на нашем рисунке изображено 7 пар ребер).

Если все получилось, половина дела сделана. Переходим в следующему этапу.

Как нарисовать скелет нижней части туловища

Шаг 3. Под костью грудины схематически дорисовываем 4 позвонка. Под ними вытянутым вертикально конусом обозначим крестец.

Нарисовать будет немного сложнее. Если присмотреться к рисунку, контуром они напоминают Линия начинается от кости крестца, плавным полукругом поднимается к реберным костям и также плавно под углом опускается к низу крестцовой кости. Получилось то, что в анатомии называется областью малого таза.

Теперь рисуем бедренную (верхнюю) и берцовые (нижнюю) кости обеих ног. При этом обратите внимание, что верхняя кость для соблюдения пропорциональности скелета рисуется на несколько миллиметров длиннее, чем нижняя.

Между собой соединяются бедренная и берцовые кости в области коленной чашечки. На первом рисунке это место обозначалось кружком.

Завершающий этап

Шаг 4. Для придания рисунку естественности необходимо убрать ластиком все осевые (вспомогательные) линии. В конце желательно добавить деталей, чтобы сделать скелет максимально похожим на настоящий. Например, в черепе обязательно дорисовать скулы, более подробно обрисовать лучевые и локтевые кости рук, большеберцовые и малоберцовые кости ног, соединительные суставы, тщательно прорисовать кистей рук и ступней.

После завершающего этапа ваш рисунок должен напоминать этот. Если все получилось, то теперь вы знаете, как нарисовать скелет.

Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека . Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела. Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей.

Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников , которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.

Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.

Кости

Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей , обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими. Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа. Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.

Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.

Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.

Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.

Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза. Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.

Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.

Мышцы

Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:

  • крупные поверхностные мышечные группы , которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также
  • гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица .

Это все скелетные мышцы . Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.

Мышца состоит из тысяч волокон , каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.

Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки . Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья. Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться. Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.

Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тел а: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.

Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.

В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

Многие согласятся с тем, что рисовать лицо человека — нелегкое дело. Однако среди некоторых художников существует мнение, что нарисовать кисть руки еще сложнее. Что труднее рисовать — лицо или руки — я не могу сказать. Наверное, для кого как. Но, что можно утверждать совершенно определенно, так это то, что правильно нарисовать руки и пальцы, действительно, сложно. Но это возможно, если понимать основы пластической анатомии и знать пропорции. Для этого я подготовил ряд рисунков с наглядными схемами. Они помогут понять ключевые моменты, на которые нужно научиться обращать внимание в процессе рисования рук.

1. Размер кисти

Размер кистей рук приблизительно равен лицу (не голове). Если измерять от запястья до кончика среднего пальца, то этот отрезок будет равен расстоянию от подбородка до верхней границы лба. Это размер кисти взрослого человека. Чем человек более юный, тем кисть руки будет меньше относительно его лица. У маленьких детей ладошки равны расстоянию от подбородка до бровей.

2. Скелет и мышцы

Форма пальцев и всей кисти руки зависит от формы костей и мышц. Вы можете в этом убедиться, глядя на приведенные анатомические рисунки рук.

3. Середина кисти

В процессе рисования важно сравнивать расстояния и сверять пропорции. Хорошей отправной точкой в этом будет линия, соответствующая середине кисти. Наметив ее, в дальнейшем будет значительно проще избежать ошибок. Поэтому в самом начале рисунка не следует сразу рисовать пальцы и подробности. Лучше наметить общий контур кисти, похожий на варежку. Затем определить середину. А дальше можно приступить к деталям.

4. Середина пальцев

Чтобы пальцы в рисунке не получились кривыми, нужно правильно определить длину каждой фаланги, из которых состоят пальцы: проксимальной, средней и дистальной. В этом поможет следующий схематичный рисунок, в котором легко видна середина пальцев. Определив середину каждого пальца, дальнейшее сопоставление пропорций будет даваться значительно легче.

5. Длина большого пальца

Большой палец руки будет заканчиваться на уровне 2/3 проксимальной фаланги указательного пальца.

6. Длина указательного пальца и безымянного

Длина указательного пальца равна длине безымянного. Однако, у разных людей это соотношение может чуть отличаться.

7. Длина мизинца

Кончик мизинца находится на уровне сустава между дистальной и средней фалангами безымянного пальца. Сравнивая длину мизинца с этим уровнем, легко проверить свой рисунок на наличие ошибок.

8. Длина ногтей

Длина ногтя каждого пальца составляет 1/2 длины дистальной фаланги соответствующего пальца.

9. Расположение пястно-фалангового сустава большого пальца

Когда человек смотрит на кисть руки, то он видит просто какие-то бугорки и впадины. Но художник, изучающий пластическую анатомию, за каждым таким «бугорком» видит суставы, связки, кости, мышцы… На наших руках (точнее кистях) есть три ключевых сустава, «бугорка», которые важны для определения размеров и дальнейшей разметки рисунка. Если в начале определить эти три точки, то дальнейший рисунок будет даваться значительно проще, так как можно будет отталкиваться от этих точек. Поэтому, чтобы нарисовать большой палец руки, лучше начать с его пястно-фалангового сустава (2 точка). А чтобы определить его расположение, нужно помнить, что он находится примерно посередине между пястно-фаланговым суставом среднего пальца (1 точка) и головкой локтевой кости (3 точка).

10. Кисть руки вписывается в окружность

Кисть руки легко вписывается в окружность. Поэтому рисовать руки можно, используя круг, как вспомогательную линию.

11. Вогнутая форма кисти

С внутренней, ладонной стороны кисть руки имеет вогнутую форму, повторяющую форму шара. Кисть руки не плоская.

12. Пальцы рук слегка изогнуты к центру

Пальцы рук имеют едва различимый изгиб. Они изогнуты в сторону середины кисти. Пальцы — не абсолютно прямые.

13. Изгибы пальцев на ладонной и внешней сторонах кисти находятся на разных уровнях

Фаланговые суставы пальцев образуют складки кожи. Эти складки на ладонной и внешней сторонах кисти расположены на разных уровнях.

14. В основе формы — геометрические фигуры

Из приведенного выше рисунка видно, что, поделив кисть руки на геометрические фигуры, будет проще понять ее форму.

15. Модель кисти руки, соответствующая основным анатомическим особенностям

Чтобы научиться рисовать руки, нужно уметь видеть основную форму среди множества мелочей. Уметь видеть характер формы. Для этого можно представить кисть руки в виде объемных геометрических фигур. Как в рисунке головы художники используют модель с названием «обрубовка», так и в рисунке кисти руки можно использовать приведенную схему. Такое условно-схематичное изображение соответствует основным анатомическим особенностям. Оно поможет начинающим художникам понять суть, и, следовательно, рисовать кисти рук более уверенно.

Обобщая вышесказанное, можно добавить, что начинающие должны приучить себя обращать внимание на указанные в этой статье пропорции. Если постоянно сравнивать величины, сопоставлять размеры, то рисунок будет даваться легче, и станет намного грамотнее.

Несмотря на то, что пропорции кистей рук могут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей человека, эти отличия непринципиальные и незначительные (например, длина указательного и безымянного пальцев может различаться). Поэтому, обозначенные в этой статье пропорции и особенности в целом