Русский народный оркестр - конспект

Русский народный оркестр

Конспект урока в 4 классе ГКОУ «СКОШИ г. Медногорска»

Перейма М.В.

Цели:

    Cформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов;

    Вызвать интерес общения с музыкой, исполняемых на русских народных инструментах.

Задачи:

    Образовательная научить различать голоса народных инструментов - балалайки, баяна, домры и других - в звучании оркестра народных инструментов.

    Развивающая развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через музыкальные произведения русского народного творчества, произведения русских композиторов.

    Воспитательная формирование у обучающихся национального самосознания, воспитание любви к Родине, к родному краю, расширение кругозора; воспитание бережного отношения к музыкальным инструментам.

Оборудование:

    Презентация

    Аудиозаписи:

    Сборник изд-ва Musik-Baby «Любимые мелодии»

    Фрагмент их кинофильма «Александр Невский» (новая версия)

    Фрагменты-примеры звучания инструментов русского народного оркестра

План урока:

    Орг. момент. Музыкальное приветствие.

    Объявление темы и задач урока.

    Актуализация знаний учащихся по теме урока.

    Объяснение нового материала с использованием презентации.

    Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.

    Постановка домашнего задания. Подведение итогов.

Ход урока:

1. Орг. момент. Музыкальное приветствие на мотивр.н.п. «Во поле береза стояла».

Музыка опять зазвучала,

Возвестив урока начало.

Рада видеть вас, ребята:

И мальчишки и девчата!

Дети произносят речевку:

Мы всегда поем с охотой-

Нас об этом не проси,

Потому что все мы – ноты:

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си!

Слайд № 1.

У. - Здравствуйте, мои дорогие! Тема сегодняшнего урока “Русские народные инструменты”. На этом уроке мы обобщим знания о русских народных инструментах и познакомимся с историей их создания. И наш урок я хотела бы начать с песни о России.

2. Исполнение «Моя Россия» муз. Г. Струве, ст. Соловьевой Н.

Слайд № 2.

3. Объяснение нового материала.

Слайд № 3.

У. - Ты откуда, русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки -

Уронили дудки.

Пролетели гуси -

Уронили гусли.

Их порою вешней нашли,

Не удивились.

Ну, а песня?

На Руси родились.

Г. Серебряков

У. - Русский народ очень любил исполнять песни «капелла» , то есть без музыки. Но не меньше он любил исполнять их под аккомпанемент музыкальных инструментов, которые сам же и создавал.

Слайд № 4.

У. - А как это происходило, нам сейчас расскажет «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».

Давно это было. Жили-поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Слайд № 5.

Жили они в небольшой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.

Слайд № 6.

Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.

Слайд № 7.

В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли, балалайка и домра.

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой, жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов. «Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем». «А мы, никогда дальше своей деревни не бывали» - отозвались трещотка и рубель.

Тут в разговор вступили гусли. «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим». «Ой!» - воскликнул рожок. «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.

Слайд № 8.

Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов. Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

Слайд № 9.

У. - Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.

У. - Все инструменты русского народного оркестра можно разделить на четыре группы.

Слайд №10.

У. - Струнные инструменты. Почему они так называются?

Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.

У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?

Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

У. - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Д. – Это ударные инструменты.

У. - В русском народном оркестре также клавишно-духовые инструменты.

У. - А теперь я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра и мы услышим, как они звучат.

Слайд № 11.

Маленькие деревянные пластинки,

способные и сыграть и распугать…

ТРЕЩОТКИ

И щи хлебают,

И «барыню» играют.

Стучит, бренчит, звенит…

Что это?..

Этот инструмент состоит из небольших деревянных брусков полукруглой формы, одинаковой толщины, но разной длины, скреплённых между собой верёвкой. Играют на нем специальными молоточками.

Заменял стиральную машинку и утюг…


Слайд № 12.

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в..

Очень жалобно поёт,
Если дунете в неё,
Вы ее все знаете,
Сразу отгадаете…

Слышим звонкую мы трель, пастушок наш взял…

Это многоствольная флейта. Состоит из тростниковых дудочек разной длины, ничем не связанных между собой. Дудочки отличаются друг от друга по длине.

Слайд № 13.


Слайд № 14.

У. - Гармонь самый маленький ручной вид пневматического язычкового инструмента. Попала в Россию в 30 г. прошлого века. Баян вышел из многочисленной семьи гармошек. А сотворил его гармошечных дел мастер Петр Стерлигов. Да таким ловким, звучным получился инструмент, что пошел гулять по всей России.

У. - Вижу все вы музыканты, уникальные таланты

вот для вас детвора музыкальная игра.

4. Игра «Оркестр» (физминутка).

1.Мы оркестр создавали
И лесных зверей позвали:
- Приходите в гости к нам.
Очень рады мы гостям!

2. Прискакали зайки,
Взяли балалайки.
Балалайки звонкие -
Музыканты ловкие.

3. Прилетели свиристели
Подарили нам свирели,
А свирели непростые,
Звуки льются золотые.

4. И упрямые бараны
Всё стучала в барабаны.
Их кудрявые овечки.
В бубны били на крылечке.

5. Даже маленькие мошки
Поиграли на гармошке,
Поиграли на гармошке
Для весёлого Антошки.

6. Косолапый мишка -
Наш лесной братишка.
Он играть-то не умел
Дирижировать хотел.

7. Ни кого не обижали,
Всех к себе мы приглашали.
Посмотрите-ка, на нас -
Наш оркестр - просто КЛАСС!

А теперь поиграем в игру «Кто самый внимательный». Сейчас вам будет представлен видеофрагмент из кинофильма. По сюжету вы окажетесь на свадебном пиру. А какой же пир без песен и плясок в сопровождении народных музыкальных инструментов? Какие музыкальные инструменты вы узнали, сможете назвать по окончании просмотра.

Слайд № 15.

(Дети называют музыкальные инструменты, которые увидели в кинофрагменте.)

У. – Молодцы, все были очень внимательными, но некоторые инструменты вы не смогли назвать. Это очень древние инструменты. В настоящее время мы можем увидеть их только в музее или на старинных гравюрах. Это крыловидные гусли и гудок.

Слайд № 16.

У. – А вот еще одна загадка:

Кто не вежливый такой

Повернулся к нам спиной?

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это… (ДИРИЖЕР)

Слайд № 17.

У. - Самый важный участник оркестра - дирижер. Оркестр исполняет музыку под его управлением. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения. Дирижер стоит перед оркестром, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод, где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

Слайд № 18.

У. - А теперь посмотрите на схему и увидите, какие места в оркестре занимают различные народные инструменты. Каких инструментов наибольшее количество?

Д. –Струнных.

У. – А почему?

Д. – Потому что у них очень тоненькие голоса и так лучше слышно их игру.

У. – В оркестре струнные инструменты живут целыми семействами. И каждый инструмент обладает своим уникальным голосом-тембром.

Слайд № 19.

У. - А сказка наша продолжается.

Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что все инструменты в оркестре разговаривают на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.

Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться!

5. Исполнение ритмической партитуры. Игра «Поиграем в оркестр»

Учащимся предлагаются шумовые инструменты.

У. - Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса.

(Дети играют сначала по одному на инструменте, затем все одновременно).

У. - У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть по оркестровой партитуре свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура в записи. И давайте попробуем все эти партии проиграть.

Слайд № 20.

(Дети играют на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре).

У. – Ну как, ребята, понравилась вам моя сказка?

(Ответы детей).

У. - С каким оркестром мы сегодня познакомились?

Д. – С оркестром русских народных инструментов.У. - Очень часто за событиями
И за сутолокой дней.
Старины своей не помним,
Забываемся о ней.

Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа. Ведь от каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить: сильной или слабой, доброй или злой, красивой или нет. Сейчас каждый из вас может объясниться в любви к России. Давайте все вместе исполним песню «Росиночка-Россия»

6. Исполнение песни Е. Зарицкой «Росиночка-Россия».

Слайд № 21.

(Дети исполняют песню «Росиночка-Россия»).

7. Домашнее задание.

У. - Найдите на рисунке изображения инструментов русского народного оркестра и раскрасьте их.

Слайд № 22.

8. Подведение итогов:

У. – Сегодня мы с вами узнали много нового о русских народных инструментах. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о народном оркестре. И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»


  • Презентацию подготовили преп. Вяземской ДШИ имени А.С. Даргомыжского:
  • Курносова Е.А.
  • Воробьева И.В.
  • Миронова И.И.
  • 22. 02. 2017г.

Первый оркестр русских народных инструментов

Это было более ста лет назад. Однажды в Петербурге к известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев и сказал, что хочет заказать музыкальный инструмент. Андреев показал нарисованный им чертеж инструмента, и скрипичный мастер страшно рассердился.


Оказывается, Андреев попросил уважаемого скрипичного мастера изготовить ему балалайку! Мастеру такое предложение показалось просто оскорбительным!

Но молодой человек настаивал и даже просил, чтобы балалайка была сделана из лучших сортов дерева, которое мастер годами выдерживал, намереваясь изготовить из него благородный инструмент.



В.В.Андреев сконструировал

пять разновидностей балалаек: приму, секунду, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас – функцию баса.




И домру для нас возродил тоже он - Василий Андреев. Совершенно случайно он отыскал всего один такой инструмент в Вятской губернии и не сразу понял, что это такое!



Чаще всего домре альтовой поручают партии мелодического характера в среднем и нижнем регистрах или педальное сопровождение.

Трехструнные домры – одна из главных групп инструментов в народном оркестре. В нее входят домры пикколо, малые, альтовые и басовые. Домра малая является ведущим инструментом оркестра. Домре альтовой поручают партии мелодического характера в среднем и нижнем регистрах или педальное сопровождение. Домре басовой чаще всего поручается исполнение гармонически выдержанных басовых звуков.



Василий Васильевич Андреев (1861-1918) осуществил мечту -

Сформировал Великорусский оркестр, первое выступление которого состоялось в 1897 году в зале Дворянского собрания. С этих пор народные инструменты стали распространяться с необычайной быстротой по всей России.



Дальнейшее преобразование оркестра в многотембровый сопровождалось введением новых инструментов:

  • Гусли клавишные.
  • Оркестровые гармоники - в большинстве случаев используются современные баяны.
  • Духовые инструменты:
  • русского происхождения -
  • свирели, жалейки, волынки, кугиклы, владимирские рожки.
  • Европейские -
  • флейты, гобои, иногда включаются медные духовые.
  • Ударные инструменты:
  • русского происхождения -
  • бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т. п.
  • Европейские -
  • литавры, колокольчики и другие.









Духовые

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют рожок из березы, клена и можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий, диапазон немного больше октавы.


Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7 боковыми отверстиями. Жалейка бывает одинарная и двойная. На ней играют как дуэтом, так и соло, исполняют в составе оркестра народные песни, танцы, наигрыши.


Свирель похожа на продольную флейту, состоящую из двух не скрепленных между собой деревянных трубок разной длины.

На свирели играют в основном соло, исполняют народные песни.





Флейта - современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла, иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.


Гобой - мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент.


Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.



Ударные музыкальные инструменты.

Древнейшие и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют "кухней" оркестра, а исполнителей называют "мастером на все руки". С ударными инструментами музыканты обходятся довольно "жестко": бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут - и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон).







Литавры

Литавры - полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома. В оркестре обычно от двух до пяти литавр.


  • Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания.






Смоленский русский народный оркестр им. В.П. Дубровского....


Государственный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова.


Государственный ансамбль русской музыки и танца"Садко".

Инструменты русского народного оркестра

Концерт для первоклассников

Цель мероприятия:

Расширение музыкального кругозора учащихся.
Развитие образно-эмоциональной сферы.
Пробуждение интереса к музыкальному творчеству.
Формирование навыков слушания музыки.

Форма мероприятия: Тематический концерт.

Оборудование:

Домра трёхструнная малая, альтовая, басовая.
Балалайка-прима,балалайка -секунда, балалайка -альт, балалайка - бас.
Ударные инструменты: бубен, трещетка, треугольник и др.
Духовые инструменты: жалейка, гудок, свистулька и др.
Фортепьяно.
Ноутбук.
Портрет В.В.Андреева.

Ведущий: ребята, сегодня мы поговорим о музыкальных инструментах, которые входят в состав оркестра русских народных инструментов. Но прежде, чем говорить об оркестре, давайте подумаем о том, на какие большие группы делятся все инструменты по способу извлечения из них звука.

(Дети подходят к столу, где находятся домра, балалайка, ложки, трещётка, бубен, свистулька, жалейка, гудок. Дети пробуют извлечь звук из различных инструментов).

Ведущий: ребята, расскажите, как извлекается звук из этих инструментов? (Показывает на ложки, бубен, трещётку. Дети отвечают, что из этих инструментов звук извлекается с помощью удара по их поверхности).

Ведущий: вы абсолютно правы! Поэтому эти инструменты называются ударные. Они появились у людей раньше всех и считаются самыми древними.

А как заставить звучать эти инструменты? (показывает на жалейку, рожок, свистульку. Дети дуют в инструменты и они звучат).

Ведущий: эти инструменты называются духовые. Звук в них возникает из-за движения воздуха. Воздух- духовые.

А эти инструменты вам хорошо знакомы!(показывает домры и балалайки). В этих инструментах звук идет из струн, которые натянуты на раму или резонатор. Для глубокого и красивого звучания струны необходим был специальный пустой ящик с отверстием для резонатора, а так как звучание домры и балалайки зависит от струны, то относятся они к группе струнных инструментов.

Самым древним струнным инструментом является домра. Появилась она на Руси очень давно, почти 500 лет назад. Играли на домрах скоморохи. Ребята, вам знакомо это слово - скоморохи?
(дети рассказывают о бродячих музыканта, которые ходили по городам и деревням, веселили народ игрой на разных инструментах, пели частушки, ставили смешные представления).

Ведущий: скоморохи очень нравились простому народу, не один праздник без них не обходился. В своих весёлых представлениях они высмеивали бояр и духовенство, чем очень рассердили царя и он издал указ: домры и другие инструменты отобрать, разломать и сжечь. О домре забыли на несколько столетий. Она исчезла. Но в конце 19 века нашёлся в российской глубинке инструмент, очень похожий на домру. Попал он в руки замечательному человеку - Василию Васильевичу Андрееву. Он искал по всей России и восстанавливал разные народные инструменты. Вот и домру он нашёл и возродил. Сейчас на ней опять играют, но уже не скоморохи, а музыканты оркестра русских народных инструментов. Но домра может звучать и как сольный инструмент.

В исполнении ученика 2 класса(домра)звучит русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я» обр. Гречанинова.

Ведущий: следующий русский народный инструмент, о котором я хочу вам рассказать - балалайка. Я уже говорила вам о В.В.Андрееве. Балалайке он тоже очень много внимания уделил. Василий Васильевич Андреев создал целое семейство балалаек для русского народного оркестра: балалайка-прима, балалайка - секунда, балалайка - альт, балалайка - бас. Они различаются по высоте звука(ведущий показывает разные виды балалаек).Балалайка распостранилась по Руси после запрета домры и стала нашим самым народным инструментом, одним из символов России. В российских деревня балалайку можно было услышать почти в каждом дворе.

В исполнении ученика 2 класса (балалайка) прозвучит русская народная песня в обр. В.Андреева «Как под яблонькой».

Ведущий: ребята, вы прослушали пьесы в исполнении двух русских народных инструментов. Ответьте на вопрос: чем похожи и чем отличаются домра и балалайка?(дети говорят о разном строении корпуса: у домры он напоминает половинку тыквы, а у балалайки - треугольник; на домре звук извлекают специальной пластиной-медиатором, а на балалайке играют пальцем и т.д.)

Ведущий: а что общего между домрой и балалайкой?(дети отвечают, что у домры и балалайки три струны, есть гриф, лады, три колка для натяжения струн, резонатор на корпусе и т.д.)

Ведущий: молодцы, ребята, вы очень внимательны. А ещё общее между домрой и балалайкой то, что они прекрасно звучат в ансамбле.

В исполнении дуэта домры и балалайки звучит шуточная русская народная песня в обр. Шалова «Заставил меня муж парну банюшку топить».

Ведущий: ребята, вы, наверное, обратили внимание, как естественно и гармонично звучит русская народная музыка на русских народных инструментах, каким певучим и глубоким может быть звук на домре, а на балалайке лёгким и прозрачным. А сейчас в исполнении юных музыкантов вы услышите три русских народных песни:

«Во поле берёза стояла», «Как под горкой, под горой», «Козлик»(выступает ансамбль домристов и балалаечников 2-3 классов).

Ведущий: ребята, на русских народных инструментах можно исполнять не только русскую музыку но и музыку других народов:

В исполнении домры звучит чешская народная песня «Аннушка» .

В исполнении балалайки звучит немецкая народная песня «Верхом на палочке».

Ведущий: ребята, вы прослушали, как звучит на домре и балалайке народная музыка, а теперь послушайте произведения, написанные композиторами специально для этих инструментов.

В исполнении ученика 2 класса(балалайка) звучит пьеса А.Котельникова «Шутка».

В исполнении ученика 3 класса(домра) звучит пьеса А. Ушкарёва «Родничек».

В исполнении ученика 5 класса (домра) звучит пьеса Ю. Шишакова «Юмореска».

Ведущий: ребята, вы послушали, как звучат домра и балалайка соло и в ансамбле. Но совсем другое у них звучание в русском народном оркестре, где домры и балалайки являются основными инструментами. Первый оркестр русских народных инструментов создал Василий Васильевич Андреев. И когда он привёз свой оркестр в Париж на Всемирную выставку в 1889 году, успех был потрясающим. В.В. Андрееву было присвоено звание академика Французской академии «за введение нового элемента в музыку». Так слава возвращённых народу домры и балалайки стала славой не только В.В.Андреева, как гражданина и патриота, но и славой всего русского искусства.

В исполнении русского народного оркестра им. Осипова звучит произведение В.В. Андреева
«Светит месяц»(фонограмма)

Ведущий: ребята, в заключении нашей встречи хочу пожелать вам быть достойными продолжателями традиций исполнительства на русских народных инструмента и успеха в вашем музыкальном творчестве. Благодарю вас за участие в концерте.

Конец.

Список использованной литературы и медиаресурсов:

«Домра с азов» сост. А.Потапова. изд-во «Композитор» С.пБ.2003г.
«Азбука домриста»(для трёхструнной домры) младшие классы ДМШ. изд. «Кифара».М 2006г.
Хрестоматия «Балалайка» 1-2 кл. ДМШ. Изд. «Кифара» М.2007г.
«Домра» пьесы в сопровождении ф-но. Младшие классы ДМШ. Изд. «Композитор»
Чунин. «Школа игры на трёхструнной домре» изд. «Советский композитор» М.1990г.
www.ossipovorchestra. ru.

Щербакова И.А., Нижний Новгород, 2015 г.






Гусли - струнный музыкальный инструмент в виде продолговатого плоского ящика с натянутыми струнами. Струны у старинных инструментов - латунные, а у более современных - стальные. Количество струн колеблется от 55 до 66. Звукоизвлечение производится путем защипывания струн пальцами обеих рук. Звук гуслей яркий, довольно сильный и долго не затухающий.


В 1914 г. появились так называемые "клавишные" гусли, отличающиеся оригинальной и вместе с тем простой и удобной конструкцией. Они снабжены клавиатурой фортепианного образца. Одной рукой набирают на клавиатуре любой аккорд, а другой проводят по струнам плектром из твердой кожи.










Ударные музыкальные инструменты Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.


Рубель Этот ударный инструмент ранее был предметом быта- служил гладильной доской. Рубель представляет собой доску с ребристой поверхностью и с резонаторной полостью. Проводя палочкой по разным частям поверхности инструмента (сбоку, посередине) и с разной силой, музыкант способен создавать богатую палитру звуков.


Трещотка - ударный инструмент, обладающий характерным трескучим звуком. Трещотка состоит из пластин, разделённых небольшими деревянными планками округлой формы, которые нанизываются на шнур. Держат трещотку перед собой, как гармошку и играют, сжимая и разжимая ладонями пластины.


Круговая трещотка - разновидность трещотки, состоящей из деревянной прямоугольной рамки, посаженной на ось, на которой закреплён зубчатый вал. На противоположной стороне рамки прикреплена упругая пластина, край которой цепляется за зубцы вала, производя сухой, трескучий звук..




Коробочка - представляет собой прямоугольный брусок звонкого, хорошо высушенного дерева. С одной стороны, ближе к верхней части бруска, выдолблена глубокая щель шириной около 1 см. На инструменте играют деревянными или пластиковыми палочками. В зависимости от размера коробочки, звук может быть выше или ниже.


Музыкальная поленница- ударный мелодический инструмент. Дрова изготавливаются из высушенных и выдержанных заготовок берёзы, ели, клёна. Играют на дровах деревянными ложками или специально сделанными деревянными молоточками. Звук у дров сухой и яркий, напоминающий звучание ксилофона.


Духовые музыкальные инструменты Жалейка - небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной мм, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. В стволе имеется от 3 до 7 игровых отверстий, дающих диатонический звукоряд;


Рожок изготовляют из березы, клена или можжевельника. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке. Рожки имеют 6 игровых отверстий, из которых верхнее располагается на тыльной стороне.


Свирель - представляет собой простую деревянную (иногда металлическую) дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.






Волынка – представляет собой воздушный резервуар – мех(из шкуры вола), в который вставлена трубка для нагнетания воздуха, две-три басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию.

Цели урока:

  • сформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов;
  • вызвать интерес общения музыкой, исполняемых на русских народных инструментах.
  • Образовательная
  • научить различать голоса народных инструментов – балалайки, баяна, домры и других – в звучании оркестра народных инструментов. Закрепить умение играть в оркестре по правилам.
  • Развивающая
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через музыкальные произведения русского народного творчества, произведения русских композиторов.
  • Воспитательная
  • формирование у обучающихся национального самосознания, воспитание любви к Родине, к родному краю, расширение кругозора; воспитание бережного отношения к музыкальным инструментам.

Дидактический материал: карта-схема, таблица “Оркестр народных инструментов”, ритмический плакат, портреты композиторов: М.Глинки, И.Дунаевского, А.Даргомыжского, иллюстрации – творческие работы учащихся, детские музыкальные инструменты, выставка “Народные музыкальные инструменты.

Репродукции картин: И.Репин “Бурлаки на Волге”, Т.Яблонская “Хлеб”

Музыкальный материал: Русские народные песни: “Светит месяц”, “Ах, вы сени” “Плясовые наигрыши”, “Просо”, “Посмотрите, как у нас-то в мастерской”. Народная песня Курской области “Тимоня”. “Мы землю эту Родиной зовем”. Слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова; Н.А.Римский – Корсаков хор “Проводы масленицы” из оперы “Снегурочка”, А.Даргомыжский хор “Сватушка” из оперы “Русалка”.

Ход урока

I. Музыкальное приветствие –

“Прозвенел звонок”, исполнение с хлопками, притопами.

II. Мотивация учащихся.

1) Учитель наигрывает мелодию песни “Мы землю эту Родиной зовем”.

  • Как называется песня?
  • О чем рассказывается в песне? (О красоте природы нашей Родины.)

2). Исполнение одного куплета песни “Мы землю эту Родиной зовем”.

  • Почему мы начали урок именно с этой песни? Тема четверти? (“Музыка моего народа” и мы на уроках узнаем много нового о русской музыке).
  • Тогда вы точно ответите, как зовут сказочного героя, который изображен на рисунке? (Емеля). <Приложение 1. Рисунок 1 >

Вам всем хорошо знакома сказка “По щучьему веленью”. А знаете ли вы о том, что есть еще одна сказка об этом герое – музыкальная. В ней рассказывается о том, как Емеля путешествовал в город Мастеров и там познакомился с народными музыкальными инструментами. Сегодня на уроке я вам расскажу эту сказку, и мы узнаем с вами много интересного об оркестре русских народных инструментов, узнаем новые музыкальные инструменты, услышим их голоса, а вы сами станете музыкантами-исполнителями. Только в сказках главному герою всегда кто-нибудь помогает, а в нашей сказке помогать Емеле будете вы. Умная щука передала Емеле волшебный мешочек, в котором находятся фишки. Они предназначены всем тем детям, которые будут помогать Емеле в дороге. Отправляемся в сказку? Звучит волшебная музыка. (Емеля уменьшается)

Сказка “Путешествие Емели в город Мастеров”

В некотором царстве некотором государстве жил – был Емеля. Была у Емели балалайка, да сломалась: порвалась на ней струна и звуки звучали не точно, не слаженно, и не мог он сыграть на ней ни одной песни, чтобы душу порадовать да печаль отвести. И прослышал Емеля, что есть такое тридесятое царство, Музыкальное государство, где можно свой инструмент починить так, чтобы он зазвучал чище и звонче, весело и задорно. Попросил Емеля щуку помочь ему. Путь в это царство труден и далек, поэтому щука дала Емеле волшебную карту, которая приведет его в город Мастеров – умельцев по изготовлению музыкальных инструментов. Но при этом он должен пройти все испытания, которые встретятся ему в пути. Развернул Емеля карту < Приложение 1. Рисунок 2 > и увидел на пути камень-указатель, а на нем надпись: “Направо пойдешь – река, налево пойдешь – в болото попадешь, а прямо пойдешь – попадешь в село Мудрое , где живут мудрецы”. И решил Емеля ехать в село Мудрое. Мудрецы обещали указать ему дорогу, только после того как он ответит на все их вопросы. Но Емеля не смог этого сделать. Поможем ему ребята?

III. Повторение пройденного материала.

Викторина.

1. Рисунок, изображение скомороха.

  • Кто изображен на рисунке? (скоморох)
  • Кого на Руси называли скоморохами?

2. Крюковая запись.

  • Что означает запись?
  • Где его можно было услышать? (в Храме)

3. Звучит фрагмент произведения Н.А.Римского-Корсакова хор “Проводы масленицы”

Звучит фрагмент произведения А.Даргомыжский хор “Сватушка” из оперы “Русалка”.

  • Кто из композиторов является автором звучащего фрагмента, укажите портрет? (А.Даргомыжский)
  • Определите жанр, исполненной песни? (свадебная песня).

5. Звучит мелодия народной песни Курской области “Тимоня”?

  • Определите жанр песни? (хороводная песня)
  • Как называются хороводы Курской области? (танок, карагод)
  • Исполните песню “Тимоня”.

6. Картина И. Репина “Бурлаки на Волге”

(Русская народная песня “Эй, ухнем!”).

  • Какими средствами художник передал тяжелый труд людей? (краски, настроение)

Молодцы, ребята! Спасибо, за помощь! (За каждый правильный ответ дети получают фишку). Я продолжу сказку.

Мудрецы указали Емеле дорогу дальше: “Минуешь, Емеля заливной луг, проедешь мимо столетнего дуба, поднимешься на холм и увидишь хутор Песенный . Туда тебе и надо”. Так Емеля и сделал. А на хуторе его ждали новые испытания. Здесь живут люди, которые очень любят исполнять песни. И задали они нашему герою следующие задание – исполнить русскую народную песню (иллюстрация) и определить ее жанр. Да, вот беда, Емеля забыл название и слова песни. Помогите ему, дети!

  1. По иллюстрации, дети определяют название и жанр песни? (Русская народная песня, хоровод-игра “Просо”).
  2. Какие виды хороводных песен вам еще известны? (хоровод-пляска).
  3. Исполнение хоровода-игры “Просо”. Дети по группам разыгрывают сюжет песни.

Спасибо, ребята! С вашей помощью Емеля исполнил нужную песню и жители хутора Песенный указали ему дорогу дальше: “Мы ходим по этой дороге два дня и две ночи, если ты поедешь на печи, то попадешь в город Мастеров за 1 день”. Да вот неприятность завалена та дорога камнями. Нужно расчистить завал, убрать камни, а это могут делать только сильные люди. Емеле, без вас ребята, не справиться! Поможем нашему герою?

  • Пластическое интонирование.
  • Дети “поднимают” и “выбрасывают” с дороги камни. Молодцы, ребята!

Итак, дорога, свободна, по ней Емеля добрался до города Мастеров. Но вот беда, ворота города оказались закрыты, а чтобы их открыть нужно помочь плотникам в мастерской у ворот.

  • Исполнение песни “Посмотрите как у нас-то в мастерской”, пластическое интонирование.

И только отзвучала песня, ворота в город были открыты. Въехал Емеля в город и что же он там увидел и услышал. Жители города Мастеров изготовили новые музыкальные инструменты. И, на площади собрался оркестр русских народных инструментов. Многие инструменты Емеля видел впервые, он захотел узнать их названия и услышать их звучание. (Выставка народных музыкальных инструментов: баян, балалайка, домра, сопель, кугиклы и т.д.)

IV. Изучение нового материала.

А теперь заполним место, инструментами оркестра (таблица). < Приложение 1. Рисунок 3 >

1). Рассказ о русских народных инструментах (балалайка, баян, свирель, рожок, гусли и

т.д.), их показ, сообщения детей, создание оркестра. (Заполнение таблицы)

2). Рассказ о народных инструментах Курской области. Кугиклы – многоствольная флейта. В Курской области – это пять тростниковых дудочек разной длины, ничем не связанных между! собой. Исполнительница держит их в руках, выравнивая верхние концы дудочек. Дудочки отличаются друг от друга по длине – ровно на ширину большого пальца исполнительницы, которая чаще всего одновременно и мастерица по изготовлению кугикл. Звук кугикл нежный, тускловатый. Он прекрасно сочетается с другими духовыми тембрами: дудкой, рожком. Этот древний инструмент по сей день бытует не только в Курской области, но и в Брянской и Калужской областях. < Приложение 1. Рисунок 4 >

3). “Плясовые наигрыши”, “Светит месяц” – слушание и различение тембров музыкальных инструментов.

Пляска – танец без правил. Их пляшут, как душа просит, как сами ноги требуют. Она может быть безудержной, дикой, огненной, необузданной.

4). “Светит месяц” – исполнение на музыкальных инструментах, по ритмической партитуре, в ансамбле с учителем. < Приложение 1. Рисунок 5 >

Заслушался Емеля игрой мастеров, уж больно красиво звучала русская плясовая – ритмично, слаженно, каждый отдельный тембр инструмента слился в единую оркестровую палитру. Попросил Емеля мастеров починить его балалайку. Да отказали ему мастера, его балалайка ремонту не подлежит т.к. сделана она давно и у мастеров нет струн на нее. Но за его доброту, внимание, подарили Емеле новую балалайку, лучше прежней, да наказ дали: “Бережно относись Емеля к музыкальным инструментам, да попробуй создать свой народный (фантастический) инструмент.

V. Домашнее задание.

Придумать и нарисовать фантастический инструмент.

Проводили Емелю мастера, дорогу показали. Долго ли, коротко ли, ехал Емеля да заехал в дремучий лес, а за лесом мост да река, а там и до дома недалеко. И тут ему на пути стала Баба-Яга: “Не выпущу из леса, пока загадки не отгадаешь!”. Поможем ему, ребята!

V. Тест. (Приложение 2)

Спасибо вам, ребята, вы молодцы! Только благодаря вашей помощи Емеля выполнил все задания и благополучно вернулся домой.

VI. Итог урока.

Расскажите, ребята, как вы помогли Емеле в дороге?

1) Село Мудрое. (Мы отвечали на вопросы мудрецов, повторяя пройденный материал)

2) Хутор Песенный. (Мы исполнили хоровод – игру “Просо”).

3) Город Мастеров.

(Мы познакомились с русскими народными музыкальными инструментами, послушали их голоса. Самостоятельно создали свой оркестр и исполнили на музыкальных инструментах русскую народную песню “Светит месяц”).

4) Ответили на загадки Бабы-Яги.

5) Какой наказ дали мастера Емеле?

(Бережно относиться к музыкальным инструментам).

VII. Рефлексия.

За каждый правильный ответ вы, ребята, получали фишки. Подсчитайте их количество.

У кого из вас самое большое количество фишек? Кто из вас на уроке был самым активным? эрудированным? любознательным?артистичным?

Спасибо Вам, ребята за урок.

Музыкальное прощание “Прозвенел звонок”.

Литература

  1. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие.- М.,2007.
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Программа “Музыка. 1-7 классы”. Программы общеобразовательных учреждений.- М.,2007.
  3. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки.- М.,1996.
  4. Программы образовательных учреждений “Музыка” 2-8 классы. Авт.кол. под руководством Д.Б.Кабалевского.- М., 2006.